Особенности и нюансы подбора велоэкипировки и снаряжения для велопоходов

Особенности и нюансы подбора велоэкипировка и снаряжения для велопоходов

I. Велосипед и его комплектация

Типы велосипедов. Велосипед для велопохода

На сегодняшний день существуют следующие типы велосипедов:

  • Шоссейно-гоночные велосипеды. Предназначены для спортивных гонок, марафонов и просто любительской езды по дорогам с гладким твёрдым покрытием.
  • Гибридные (Hybrid). Предназначены для многодневных велопоходов по различным дорогам с перевозкой груза 12 -18 кг.
  • Дорожные (City Bikes). Предназначены для езды по городу с небольшим грузом.
  • Горные (MTB - Mountain Terrain Bikes). Предназначены для езды по горным дорогам и тропам без груза, от турбазы к турбазе.
  • Tриальные и пр. BMX (Bikes Moto-cross). Предназначены для езды на короткие дистанции типа мотокросса и триала.


Рис 1

Рис 2

Рис 3
Тип велосипеда: гибридный (Hybrid)Тип велосипеда: шоссейныйТип велосипеда: горный (MTB)

Каждый тип велосипеда может комплектоваться определённой группой (классом) навесного оборудования. В качестве примера можно привести обвес фирмы Shimano, начиная с самой элитной и следовательно самой дорогой и легкой: XTR, Deore XT, Deore LX, STX-RC, Alivio, Acera-X, Altus, и Tourney (самая простая, дешёвая, и тяжёлая).

Из существующих импортных типов велосипедов, наиболее полно подходит для проведения многодневных велопутешествий это гибридные (Hybrid) велосипеды. Хороший фирменный спортивно-туристский велосипед можно купить за 400-900 долларов. В этой ценовой ?вилке? находится, например, велосипеды Trek, Gary Fisher, Wheeler и пр. Отличительной чертой таких велосипедов является большой диаметр колёс - 28 дюймов или 622 мм.

При выборе велосипеда следует соизмерять свой рост с размером рамы. Размер рамы, как правило, указан на вертикальной трубе.

Таблица выбора велосипеда по параметрам:
Рост велосипедиста, см145-160152-170163-178158-183173-191183-193188-201196-208
Рекомендуемый размер рамы, дюймы13-14??15-16??17??18??19??20??21??22??
Длина руки, см42-5150-5352-5756-6557-6460-6664-7067- 74
Рекомендованная длина выноса, мм80-10080-100100-110100-120100-120100-120120120
Рекомендованная длина шатунов, мм170170175175175175175175

Не стоит стремиться к более жесткой и легкой раме не Вашего, а меньшего, размера. Если Вы выберете маленькую раму при своем большом росте - придется ставить длинную подседельную трубу, а это приведет к повышенным нагрузкам в креплении подседельной трубы в раме и, как следствие, увеличится вероятность появления трещины в этом районе.


Рис 4
Размер рамы:
H - высота рамы, L - база велосипеда, D - наружный диаметр колеса,
? - угол наклона рулевой колонки, H1 - высота седла, P - высота руля

Выбор диаметра колеса: 26 или 28 дюймов?

Выбор диаметра колеса всё ещё является предметом полемики и споров. Каждый размер колеса имеет свои ?плюсы? и ?минусы?, но для велопохода всё-таки, на мой взгляд, предпочтительней диаметр 28 дюймов. Покрышки для велопоходов 1-3 к.с. лучше выбирать не ?злую?, а ?полуслик?.

(Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком, называют ?слик?, с чистым верхом, но боковыми шипами - ?полуслик? и, наконец, ?шиповка?, чья рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор).

Передняя подрессоренная вилка уменьшает утомляемость рук и верхнего плечевого пояса, но вместе с этим уменьшает ?информативность? руля, немного усложняет управляемость, и поэтому передний подвес должен быть в меру жестким. На мой взгляд, так называемые ?двухподвесы? (модели, имеющие передний и задний амортизаторы) вообще не годятся для велотуризма - они тяжелы и на такую модель всегда тяжело установить задний багажник.

Велосипед для велопохода должен быть как можно легче: для этого снимают всё лишнее - подножки, железные крылья, звоночки и прочую мишуру. И помните, все то, что нагружено на велосипед, Вам придется не только везти, но и в некоторых случаях тащить на себе, вместе с велосипедом, поэтому при выборе комплектаций старайтесь оптимизировать вес и функциональность.

Извечный вопрос: Диск или V-брейк?

На эту тему уже проведено много разговоров, бесед, споров и думается мне, что даже не одна драка. Просторы Интернета завалены статьями и мнениями пользователей той или иной системы тормозов. Однако если рассматривать тип тормозов в свете велотуризма и соответственно велопохов, я хотел бы поделится собственными наблюдениями. Принимать их или нет - дело каждого из Вас.

Итак, очень коротко достоинства и недостатки:

Диск:

самый главный и в тяжелых погодных условиях решающий плюс дисковых тормозов - это конечно размещение ротора и всего тормозного механизма на оси колеса, т.е. достаточно высоко над поверхностью земли. Вода, грязь, снег и прочие агрессивно настроенные составы на ротор практически не попадают и торможению не мешают. БОльшая, по сравнению с V-брейками, информативность таких тормозов. Но при этом, необходимо отметить более высокую стоимость самого механизма и тормозных колодок, несколько больший вес и сложности в ?полевом? обслуживании и ремонте (особенно гидравлика).

V-брейк:

основное достоинство - легкость установки, простота обслуживания и регулировки (и то и другое производится с помощью одного шестигранника и минимального набора знаний), но при этом такой тормоз в холодную погоду, когда попавшая на обод колеса вода начинает замерзать, оказывается практически бесполезным. Так же на эффективность торможения и срок службы колодок огромное влияние оказывает грязь. Если ездить в спокойном темпе по асфальтным дорогам - то даже самые дешевые тормозные колодки прослужат Вам 2 - 4 тыс. км, но зато на размытом дождями грунтовом спуске с не самого высокого перевала самые дорогие колодки стираются за один неполный день.


Рис 5

Рис 6
Тип тормоза: дисковыйТип тормоза: V-брейк

Итоги:

Велосипед для велопохода должен состоять из:

  • алюминиевая рама;
  • желательно передний дисковый тормоз - лучше тормозит в грязь;
  • задняя перекидка - 8 скоростей, больше не надо;
  • колеса с двойными ободами и очень хорошими спицами;
  • 3 звезды на системе (не две, иногда увы некоторые снимают);
  • вилка - ход не более 100 мм, надежная, но дорогую не стоит покупать, желательно конечно с масляным демпфером;
  • крылья - на любителя, оправдывает себя разве что переднее высокое крепящееся на вилку, т.к. под крылья залипает грязь;
  • тросики - нержавейки;
  • седло - какое кому удобно, мягкое, жесткое, широкое, тут уже дело каждого;
  • покрышки - ?полуслик?;
  • педали и другое - типы и модели по желанию. Отдельное слова относительно контактных педалей и обуви - очень хорошая штука (сам их давно использую), но в походах иногда приходится много ходить пешком, может даже весь день (велопоходы 3-5 к.с.), по разному рельефу и грунту. Это все убивает контактную обувь, на камнях ?шипованный? байкер больше похож на корову на льду, но при этом при грязи, шип вгрызается в размокший грунт и дает бОльшую устойчивость. Выбирайте сами - что Вам роднее.

Для примера, приведу комплектацию своего бюджетного Comanche: рама - Hurricane; вилка - S untour XCT 100 - эластомер; колеса - обода двухстенки, втулки - N ovatec; тормоза пер, зад - V-brake tektro; тормозные ручки Shimano Alivio; переключение: задний - Shimano Alivio (8 скоростей), передний - Shimano Alivio; манетки - Alivio, система Suntour; кассета - Shimano на 8 скоростей; педали - Shimano M-520.

II. Дополнительное оборудование

Подбор велобагажника

В спортивных велопоходах основной груз перевозится в велорюкзаке (он же велоштаны) и расположен он на велобагажнике, но ни в коем случае не на спине! (на спину можно небольшой рюкзачок на 3-4 кг, с питьевой системой).

Основное требование к велобагажнику - это способность выдержать 25 кг, а заявленная динамичная нагрузка должна быть не ниже 50 кг. Выбирать лучше цельносварные, разборные модели менее надежны. При выборе багажника, нужно убедится в надежности крепления на него велорюкзака. Лучше сразу выбирать багажник под свой велорюкзак.

Типы багажников:


Рис 7

Рис 8
Сборные. Для активного велотуризма малопригодны ибо по показаниям велотуристов разваливаются в местах сопряжения частей.Сварные. Изготовлены из трубок сваренных между собой и потому достаточно прочны.
Материал багажников:

СтальОбычные багажники, довольно тяжелые, но и запас прочности имеющие неслабый при хорошем конструктиве.Платформа, к которой приклепаны ?ноги? багажника, делается из стали. При езде такой багажник дребезжит. Возможно, велосипедист будет ощущать дискомфорт от большой амплитуды раскачивания багажника с грузом.Такие багажники много весят и мало стоят. В полевых условиях неремонтопригодны. Поэтому для велопоходов они не годятся.
Алюминиевые сплавыНаиболее известный из них - 6061, но многие производители используют свои сплавы. Крепежные узлы практически не поддаются полевому ремонту как у стальных, так и у алюминиевых, а сварные узлы алюминиевого багажника вполне могут проездить некоторое время хорошо связанные веревкой, что не получится сделать со стальным.
ТитанРаньше их можно было изготовить только по спецзаказу, поскольку титан применялся исключительно в военной промышленности. Однако сейчас этот материал стал более доступным.По сравнению со стальными и алюминиевыми, изделия из титановых сплавов имеют преимущество в соотношении прочность/вес. Таким образом, могут выдерживать более серьезные нагрузки и весят намного меньше, чем их стальные или алюминиевые аналоги.Титановые сплавы обладают удивительными антикоррозийными свойствами. Даже в случае, если на титановой трубе появилась трещина, ее развитие происходит очень медленно, в отличие от алюминия или карбона, где разрушение происходит фантастически быстро. Обнаружить этот дефект очень просто: вы услышите характерный скрип. Это означает, что нужно принять меры по ремонту. На алюминиевой или стальной трубе трещина возникает незаметно, увеличивается стремительно и бесшумно. Единственный минус таких багажников - заоблачная цена.

Стальные велобагажники хоть и тяжелее, но прочнее алюминиевых моделей. Если в креплениях велобагажника присутствует пластмасса, то покупать такую модель однозначно не стоит.

Хороший импортный багажник можно приобрести за 20 - 45 долларов (чем легче сплав, тем модель будет дороже), Бюджетная альтернатива: алюминиевый багажник на болтовых соединениях. Приобрести такой можно на многих хозрынках. Разница между болтовым соединением багажника или сваркой может быть в пределах 10 долларов.

Способы крепления багажников:

  1. Низ багажника прикреплен к петуху заднего треугольника, верх к верхним перьям заднего треугольника или перекладине между перьями. Это стандартный крепеж, обеспечивающий хорошую устойчивость и грузоподъемность багажника.
  2. Багажник прикреплен только к перьям заднего треугольника хомутами. Нестандартный крепеж, однако обеспечивающий хорошую устойчивость и грузоподъемность багажника. В основном применим для двухподвесов, однако подойдет и тем, на чьих рамах не предусмотрено специальных мест для крепежа багажника. К тому же такая конструкция обеспечивает лучшее распределение веса по опорным элементам багажника, что является несомненным плюсом.
  3. Багажник закреплен на подседельной трубе рамы болтами (обычно у двухподвесов). Грузоподъемность низкая, поддержки штанов рюкзака нет. А если попытаться привязать заднюю часть багажника к седлу или подседельному штырю, чтобы нагрузить побольше, то можно запросто погнуть последний.
  4. Багажник закреплен на подседельном штыре с помощью зажима. Совсем плохая конструкция, грозящая серьезными повреждениями самому подседельному штырю и не обеспечивающая поддержки штанов велорюкзака.


Рис 9
Крепление багажника

Отдельно хотелось бы отметить багажники для совместного использования с задним дисковым тормозом. В магазинах продаются те же трёхстоечные багажники с ?выносами? для возможности установки дискового тормоза. Здесь хочу сразу напомнить основы горячо любимого всеми механиками предмета с милозвучным названием ?сопромат?. Дело в том, что вся нагрузка багажника (особенно пиковая) прикладывается в угол такого ?выноса?. Что это значит - да все просто: если на багажнике написано мах 20 кг, и баул загружен на эти же 20 кг, то при съезде по ребрикам или другому препятствию, пиковая нагрузка увеличивается вдвое и все это умножается на рычаг ?выноса? - дальнейшая судьба этого узла предрешена и далеко не безоблачна.

Велосипедный рюкзак

Велорюкзак - пожалуй, вторая по важности вещь, после велосипеда. Это существенный элемент снаряжения в многодневном походе, который позволяет рационально разместить груз на велосипеде. Причем обычный пешеходный рюкзак мало подходит для подобного использования. Требуется специальный рюкзак, который, с одной стороны, удобно возить на багажнике велосипеда (а не на спине), а с другой, в случае необходимости, можно некоторое время носить на плечах.

Но если велосипеды представлены на нашем рынке достаточно широко, то с велорюкзаками дело обстоит ГОРАЗДО хуже.
Велорюкзаки по форме напоминают ?штаны? и бывают однообъемные и многообьемные (состоящие из трех отдельных элементов).
Очень важное значение имеет материал, из которого изготовлен рюкзак. Лучшим решением, надо признать, есть материал фирмы DuPont - CORDURA с плотностью 1000den и водоотталкивающей пропиткой.

Ткани CORDURA широко используются при изготовлении рюкзаков, обуви и верхней одежды, снаряжения и рабочей одежды, а так же багажа, в общем, везде, где необходимо сопротивление проколам, разрывам и грубому трению. Материалы CORDURA гарантируют, что изделия, сшитые из них, с честью пройдут испытание расстояниями. Однако это довольно дорогой материал, поэтому производители снаряжения используют более дешевые варианты. Например Nylon Oxford, авизент, и даже брезент.

Однообъемные велорюкзаки:

Это цельносшитые велорюкзаки. В основном имеют достаточно крепкое и надёжное крепление к багажнику велосипеда. При этом часто это слабое место у многих багажников (как правило все равно приходится использовать дополнительно резинки от эспандера, которые по моему мнению гораздо удобнее всяких застежек, размокающих от воды и теряющих свои свойства, а вот резинка позволяет рюкзаку и всем вещам наваленным сверху, даже при тряске, держатся довольно жестко). Кроме того, возможно дополнительное крепление к раме в районе подседельного штыря.

Такой рюкзак должен иметь достаточный объём для размещения всех необходимых в походе вещей (60-80 л), небольшой вес, яркую расцветку и водоотталкивающие свойства. Желательно наличие лямок для переноски (лучше - отстёгивающихся, чтобы не мешали при езде).

Опыт пройденных походов показал необходимость наличия задних карманов для пластиковых 2-х литровых бутылок для воды. Некоторые производители нашивают карманы по бокам рюкзака, но они будут мешать при езде в лесу, цепляясь за ветки.

Mногообъемные велорюкзаки:

Это велорюкзаки, состоящие из 2х и более отдельных элементов.

В такой конструкции есть свои преимущества:

  • во-первых, можно регулировать объем рюкзака простым выбором его частей;
  • во-вторых, верхняя часть трансформируется в наплечный рюкзак (лямки не снимаются, а убираются в карман).

Такие рюкзаки удобны, когда надо перенести верхнюю часть рюкзака или использовать его как городской. Но для езды на велосипеде лучше пристегивать ее на багажник.
Некоторые недостатки этой конструкции:

  • во-первых, верхняя часть пристегивается молниями к боковым сумкам. Практика показывает, что первым делом в длительных поездках портятся молнии. Последствия известны - замена молнии или рюкзака целиком;
  • во-вторых, при выборе этого рюкзака, надо очень внимательно рассмотреть крепление боковой сумки, так как оно может быть настолько специальным, что будет подходить только к специальному багажнику.

К тому же некоторые производители для жесткости боковой сумки ставит в нее фанерную прокладку, причем фанера жестко соединена с рюкзаком и замене без распарывания рюкзака не поддается.

В сложных путешествиях, когда некоторую часть маршрута можно преодолеть только пешком, переноска такого рюкзака затруднена (лямки имеет только верхняя его часть). При больших нагрузках на рюкзак (например, в многодневных поездках) пробивается и рвется наружный слой ткани со стороны, обращенной к велосипеду. Фанерная вставка тоже пробивается или ломается. И еще, если вспомнить, что рюкзак претендует на универсальность, он страдает тем же, чем и все универсальные вещи - подходит для многого, и не подходит ни для чего хорошо.

Таким образом, подобные рюкзаки лучше использовать в непродолжительных поездках по хорошим асфальтированным дорогам, например, велосипедным поездкам по Европейским странам.


Рис 10

Рис 11

Рис 12
Однообъемные велорюкзакиMногообъемные велорюкзаки

В среднем, при покупке, велорюкзак обойдется в 40 - 90 долларов (обычно в продаже 3-х объёмные: две боковые сумки по 20 л. и одна сумка 20 л, сверху на молниях).

Общие рекомендации по выбору велорюкзака, для длительных походов:

  1. Штанины рюкзака должны доходить до центра колеса велосипеда. Форма штанины снизу должна быть трапециевидной, чтобы нога велосипедиста постоянно не билась о неё.
  2. У велорюкзака должны быть лямки для переноски на спине.
  3. Размеры рюкзака должны быть соизмеримы с центром тяжести, т.е. верх рюкзака не должен быть больше ?штанин? (в большей степени это относиться к многообъемным моделям). Велосипедиста не должно кренить набок при малейшем движении рулём.
  4. Крепление рюкзака к багажнику должно быть надёжным, но простым, без лишней фурнитуры в виде множества застежек (крепления для ?штанин? велорюкзака не требуется, так как при правильной упаковке они и так отлично держатся).
  5. На велорюкзаке должны быть светоотражающие элементы. Чем больше подобных вставок - тем лучше.
  6. У велорюкзака должны быть довольно объёмные дополнительные карманы сзади, но не боковые, они будут мешать при движении (чрезмерная ширина велоштанов причиняет массу неудобств - рюкзак постоянно норовит за что-нибудь зацепиться).
  7. При дальних путешествиях, обязательно наличие штормового велочехла, для защиты велорюкзака от воды и грязи во время движения (материал - Polytaffeta RipStop 4000-6000 mm).

Приятные и необходимые мелочи

Фары

Не экономьте на фарах! Велосипед узкий, а водитель остерегается только широких объектов (машина) или с красной лампочкой сзади (мотоциклист). Маскируйтесь под медленно ездящий мотоцикл! Фара спереди и красный фонарь сзади - вот залог Вашего здоровья и их спокойствия. Не забывайте их включать, как только начнет смеркаться.

Рога на руль

Как показала практика дальних поездок, данное дополнительное устройство - ценнейшая вещь! Если далеко ехать (еще и с рюкзаком), то кисти рук довольно устают. Рога очень неплохо помогают с этим справляться. С их помощью можно поменять положение кисти рук, тем самым дав им отдохнуть. Из минусов их использования, можно отметить то, что если вы кого-то зацепили рулем без рогов, то существенных травм или неудобств это не принесет. А вот рога цепляются за объект, поэтому ездя по городу, сильно их использовать не стоит, по тем же причинам, что можно кого то зацепить (к примеру сумку пешехода).

Електрические поворотники

Данное приспособление, можно поставить в разряд апгрейт-тюнинга :), на одну ступень с бубенчиками и кроличьими лапками и т.д., так как на дороге, автомобилисту, их почти не видно. Лучше показывать поворот руками. С дистанции >50 метров водитель видит только мигающий желтый огонек, а вот куда вы собираетесь повернуть остается для него увы загадкой.

Зеркальца и звоночки

Тоже самое что и электрический поворотник. Изображение в зеркальце постоянно трясется, и нужно определенное время к привыканию и сноровка, что бы что то увидеть. Лучше перед маневром, обернуться, и посмотреть есть ли рядом автомобили.
Звонок звонит на любой кочке, и полностью бесполезен в велопоходе. Некий свой функционал, звонок оправдывает в городе, но все же предупреждайте пешеходов заранее (так же как и водителей, при повороте :)), так как у пешехода звук велозвонка выполняет скрипт перемещения в случайную сторону. Лучше предупреждать голосом.

Ну и кроме того, полезным дополнением к велосипеду есть:

  • велокомпъютер - интересная и на мой взгляд нужная вещь;
  • флягодержатель с флягой (или питьевая система, но она требует уже наличия рюкзака на спине);
  • подрамчные сумочки;
  • велоаптечка;
  • набор инструментов;
  • насос;
  • резиновые жгуты с крючками для крепления велорюкзака и другого груза к багажнику.

III. Экипировка велосипедиста. Основные отличия от повседневной и пешеходной одежды

Одежда

Езда на велосипеде будь то в городе, в лесу или в горах радикально отличается от передвижения пешком. Во-первых задействованы совершенно другие группы мышц, во-вторых существует несколько точек трения с велосипедом (седло, грипсы руля, педали). В-третьих, скорость велосипедиста гораздо выше пешехода и тут появляется необходимость дополнительной защиты от ветра, дождя и мошек. Плюс к этому, скорость велосипедиста и другого транспорта на дорогах позволяет нанести травмы различной степени тяжести.

По-этому, форма одежды а-ля рваные джинсы и старый свитер совершенно не подходит для велосипедной езды и тем более для велопоходов. Несколько часов активной езды в джинсах неизбежно приведет к натиранию промежности, кроме того джинсы мешают полноценно сгибать колени. Свитер - он как губка будет быстро впитывать влагу от пота и из осадков. При этом сохнуть он будет очень долго и препятствовать отводу тепла от тела, что в свою очередь приведет к еще большему потовыделению. Х\б футболки - тоже самое, очень быстро промокают, прилипают к телу и долго сохнут.

Спортивные костюмы имеют свободный пошив, и как следствие развиваются на ветру, создают некоторую парусность. Также, штаны спортивного костюма с большим энтузиазмом наматываются на ведущую звезду, измазываются маслом от цепи и доставляют прочие маленькие ?радости?.

Вывод напрашивается сам собой - использовать только специализированную велосипедную одежду! Начинать можно с самого простого: велошорты и облегающая синтетическая велофутболка. Такой минимальный ?джентельменский набор? обеспечит вам комфортное катание даже на продолжительных дистанциях.

Велофутболки делают из дышащего материала, быстро испаряющего влагу. Обычно имеют сзади карман (в районе поясницы) для перевозки в нем разных полезных вещей. Велошорты обычно делаются со съемной внутренней эластичной вставкой (памперсом), что помогает уменьшить нагрузку на седалищные кости.

Осенью будут просто незаменимы рейтузы, флисовые\полоровые жилетки и так называемые джерси (утепленные футболки с длинным рукавом). Также в осеннюю погоду просто незаменимы ветро и водонепроницаемые куртки и штаны из мембранных тканей.
Для совсем холодной поры года отлично подойдет ?бутерброд? из термобелья на теле и прочной водо-влагозащитной куртки. На голову желательно одевать балаклаву. И не забывайте про колени, они в велоспорте больше всего подвержены вредному воздействию холода. Используйте не сдавливающие наколенники, ногова, согревающие мази. Перед выходом на улицу также можно выполнить небольшую разминку с приседаниями.

Производителей и видов специализированной велосипедной одежды великое множество, как и разброс по ценам. К процессу выбора одежды лучше подойти с толком и расстановкой, не покупать первую понравившуюся вещь, что бы в следующем магазине не увидеть лучше и дешевле. Также советую, особенно на ранних этапах веложизни, использовать возможности барахолок на форумах и сэконд хэндов.

Что касается цветовой гаммы и яркости одежды то здесь также дело вкуса, но по возможности отличайтесь цветом от асфальта. Ведь если вечером у вас включена фара, то днем, даже если вы ее включите, это мало поможет, а автомобилист замечает только большие яркие объекты.


Рис 13
Экипировка велосипедиста: должна быть эргономичной и яркой

Обувь и защитные элементы экипировки

Обувь.

Она должна быть легкой, сидеть точно по ноге (особенно для контактов) и иметь достаточно жесткую подошву. Именно жесткость подошвы будет определять, сколько энергии будет гасится впустую при педалировании, ибо мягкая обувь пружиня и амортизируя поглощает большую часть усилия, приложенное к педали, Так же очень желательно в холодную и мокрую погоду использовать велобахилы.

Перчатки.

Перчатки должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Сейчас в пределах 10-20$ можно приобрести хорошие перчатки с кевларовыми вставками. При контакте с асфальтом чаще всего страдают ладони, не экономьте на здоровье! Пока не зарастут содранные ладони, кататься вам будет очень затруднительно.

В зимний период - обязательно наличие закрытых перчаток, так как встречный холодный ветер не пощадит кисти рук.

Шлем.

Если вы не прапорщик и не сисадмин, то лучше одевайте. Голова - это кость, но когда она сильно поцарапана, а местами сколота, то выглядит неэстетичной. 30$ на шлем это лучше чем 300 на лечение. Причем дорогие шлемы, по функционалу, существенно не отличаются от более дешевых вариантов, поэтому эта защита должна быть у каждого велосипедиста!

Если вы упали в шлеме или уронили его на землю, а трещин не видно, то шлем всеравно нужно менять, поскольку сама конструкция и материал подразумевают одноразовое использование, и при повторном серьезном ударе шлем вас уже не спасет.


Рис 14
Велошлем - основная защита велосипедиста!
Светоотражающие ленты.

Если на одежде нет специальных светоотражающих лент, то за 10-15 грн в магазинах продаются сворачивающиеся светоотражающие ленты, на липучках. Две на ноги, две на руки и водители, которые едут сзади в свете фар будут прекрасно видеть и вас и в какую сторону вы собираетесь повернуть. Также продаются самоклеющиеся ленты, которыми можно ?отмаркировать? свой велосипед или шлем, тем самым неплохо обозначив себя на дороге.

Полная велозащита.

Если вы занимаетесь чем-то вроде BMX или даунхил и т.д., то специальная защита обязательна (специальные комбинезоны с кармашками для элементов пластиковой защиты). Защитные элементы предназначены для уменьшения возможности травмирования позвоночника, плеч, грудной клетки, локтей, коленей, голеней и боковых частей ног. Однако для кросскантри и езды по городу, она Вам скорее всего будет не нужна. Определяйтесь сами.

Приятные мелочи

Гарнитура для мобильного телефона.

Желательно иметь Bluetooth гарнитуру, что бы звенящий телефон не стал в результате причиной вашего падения или ДТП.

Очки.

Очки помогают защитить глаза от солнца, грязи, летящей из-под переднего колеса, и насекомых, двигающихся во встречном направлении. Хорошо иметь очки со сменными линзами для разной погоды.

Респиратор.

Незаменимая часть гардероба, для тех велосипедистов, которые любят ездить в городе или по оживленным автомагистралям. Респираторы имеют простой угольный фильтр, который поможет сберечь легкие и здоровье вообще.

IV. Личное и общественное снаряжение в велопоходе

Общественное и личное снаряжение выбирается в зависимости от маршрута, времени года, категории велопохода, руководителя и состава группы. Ниже приводится примерный список того, что будет необходимо иметь в любом походе. Данный список дополнительно может быть дополнен любым необходимым снаряжением, в зависимости от нужд конкретно данного похода.

Личное снаряжение:
  1. Как ни странно - велосипед - 1 шт.
  2. Велорюкзак с накидкой - 1 шт, резинки - 2 шт.
  3. Набор КЛМН (кружка, ложка, миска, нож).
  4. Коврик пенополиуретановый и спальник.
  5. Документы, ж\д билеты, деньги.
  6. Фляга для воды или пустые пластиковые бутылки, 1,5 л. - 2 шт.
  7. Наспинная сумочка, небольшой рюкзачок на спину.
  8. Кульки для упаковки вещей.
  9. Велокомпьютер.
  10. Велоремнабор: запасная камера - 1 шт, спицы - 4-6 шт., спец.ключи, набор для ремонта камеры, насос - 1 шт на 2 велосипеда.
  11. Велочехол.
  12. Индивидуальный гигиенический набор (зубная щетка, паста, мыло, расческа и прочее).
  13. Индивидуальная аптечка.
  14. Одежда для езды (обязательно шлем!).
  15. Одежда для отдыха.
  16. Одежда для дождя/снега/града/ветра.
Общественное снаряжение:
  1. Маршрутные документы, карты, компас\GPS.
  2. Палатки, тенты для отдыха и велосипедов.
  3. Цепная пила\топор, котлы - 2 шт.
  4. Горелки, ремнабор и топливо к ним.
  5. Хознабор (половник, шинковочная доска, ершики и т.д).
  6. Костровой набор (интегралы, перчатки, тренога и прочее).
  7. Трос для велосипедов или велозамок.
  8. Продукты питания.
  9. Ремнабор.
  10. Велоремнабор.
  11. Походная медицинская аптечка.

Все перевозимые вещи и продукты питания в течении всего похода должны быть сохранены от воздействия дождя, пыли, непредвиденных падений. Для этого все вещи упаковываются в полиэтиленовые кульки соответствующих размеров. При укладке велорюкзака, вниз, для снижения центра тяжести, кладутся более тяжёлые предметы и те, которые будут использоваться при вечерней установке лагеря, приготовления ужина. То, что может понадобиться в течение дня, кладётся сверху. Твёрдые острые предметы (например углы консервной банки) не должны касаться стоек багажника иначе велорюкзак протрётся в течении ездового дня.

V. Транспортировка и упаковка велосипедов

Не всегда мы живём там, где хочется проехать на велосипеде и не всегда у нас есть много времени, чтобы на велосипеде, своим ходом, подъехать к этому месту. Приходится пользоваться услугами общественного транспорта. В основном это всеми любимая железная дорога.

?Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины? позволяют пассажиру бесплатно перевозить с собой ручную кладь весом до 36 кг на один полный билет.

При этом пунктом 15.5 предусмотрено, что ?Кожний пасажир має право перевозити безплатно при собі понад установлену норму ручної поклажі кімнатних птахів у клітках ?, велосипеди в розібраному та впакованому стані (не більше одного) та інші речі, які за своїми розмірами можуть бути розташовані у вагоні на місцях, призначених для ручної поклажі?.

Велосипеды со снятым передним колесом и упакованные в матерчатый чехол, как раз подходят под это определение. Поэтому пользуйтесь своим правом с полной уверенностью!

При дальней поездке, подойдя к вагону, нужно начать разборку велосипеда (снятие переднего колеса) и упаковать его в велочехол. Предъявить билет и занести на свои места сначала велорюкзаки - этому помешать никто не может, потом освободить третьи полки (на них обычно лежат матрасы) и заносить велосипеды. Велосипеды располагаются поперёк плацкартного купе на третьей полке, как раз предназначенной для ручной клади. Велосипед продвигается к окну до упора, но нужно следить чтобы задний переключатель ?смотрел? в потолок, иначе его можно повредить или сломать. Второй велосипед помещается так же, частично подсовывается под первый. Таким образом можно поместить 3-4 вело. Передние колёса забрасываются сверху, для перестраховки пассажиров их можно привязать.

Если у проводника возникают вопросы - надо в спокойной форме объяснить свои права ссылаясь на эти пункты правил (иногда мы их возим с собой, рекомендую скачать с сайта УЗ и распечатать) при этом, например, можно сказать что Вы едете на соревнования (иногда руководитель показывает Маршрутную Книжку), или что Вы только что переспрашивали свои права у начальника вокзала (бригадира поезда) и он подтвердил это. Главное излучать уверенность в том, что Вы всё равно уедете этим поездом в любом случае. Но непонимания проводников, пожалуй уже в прошлом, сейчас в основном проводники уже ?приучены? и знают, что разобранный велосипед в чехле принимается к перевозке и не требует дополнительной оплаты.

Подобные пункты правил есть и в Правилах Российских железных дорог, однако что бы избежать каких-то конфликтов, следует при поездке в Российскую Федерацию, также иметь копию выдержки из Правил.

В автобусах, троллейбусах, метро велосипед в чехле (возможно с некоторой доплатой) без проблем принимается к перевозке. Так, например, в троллейбусе линии Ялта-Симферополь выкупаются последние 9 мест и на заднюю площадку троллейбуса спокойно помещаются 6-7 вело-человеко-рюкзаков. Но все же не следует пытаться провезти велосипед, обернутый в полиэтиленовые кульки или вообще без упаковки. Следует знать не только свои права, но и обязанности, и уважать других пассажиров, едущих вместе в вами в общественном транспорте. Поэтому если вы планируете дальнюю поездку, не поленитесь приобрести или пошить самостоятельно велочехол.


Рис 15
Чехол для велосипеда

Изготовление велочехла не составляет никаких проблем. Надо снять переднее колесо и замерить Длину и Высоту велосипеда. Из подходящего куска материи вырезать прямоугольник - 1хДлина на 2хВысоты+5-10см (допуск на ?толщину? велосипеда). Далее, по всем краям пришить кусочки (10-12 см) тесьмы для завязывания этого ?конвертика? с велосипедом и всё. При этом, велочехол, снаряжение двойного назначения - он может служить дополнительным одеялом, мягкой подушечкой, мешком для сбора валежника, парусом :) и прочее.

VI. Заключение

В завершении всего вышеизложенного хотелось бы отметить, что самое главное в велотуризме, это желание путешествовать на велосипеде, не взирая на то, какой у тебя велосипед, обвес и велорюкзак. В ?советские? времена в велопоход 1-й к\с иногда отправлялись люди на велосипедах ?Украина? с небольшими чемоданами на багажнике, обмотанные бельевой верёвкой. Времена меняются, меняется оборудование, снаряжение и само собой надо стремиться к лучшему, главное, что бы осталась неизменна только страсть активного человека к путешествиям!

Автор: Усенко Антон

Редактор: Симончук Наталия

Дополнительные использованные материалы:
http://velolife.by
http://www.velootpusk.ru
http://www.velokurier.org

Коментарі

Ета... малюнок 1 поправте, плз, бо там ну аж ніяк не гібрид (у всякому випадку, не гібрид у вело-розумінні) - а страшний звір з 26" спереду, 29" ззаду та ще двохпідвісний фрейм-сет...

Підписатися на Коментарі для "Особенности и нюансы подбора велоэкипировки и снаряжения для велопоходов"