На Кавказе есть гора самая высокая, или "горная двойка" с семейкой Лохно

Когда едешь на Кавказ - солнце светит прямо в глаз, Возвращаешься в Европу - солнце светит прямо в Ж? (трудную ситуацию)

Когда я уговорил принтов отпустить меня на Кавказ, я был в каком-то селе Черкасской области, и как я оттуда звонил!!! Что бы позвонить оттуда в Киев, Батлу надо набрать приблизительно такую комбинацию цифр (9804427999293036). Была ещё и другая тема, заказал я звонок по межгороду Батлу на мобилу, через пару минут телефонистка перезванивает и говорит, что там автоответчик!..

После этого я решил приехать в Киев и там уже разбираться. Так оно и было. В Киеве за пару дней до отъезда проводилась тренировка, чтобы познакомить всех участников, и посмотреть на их технические способности.

Итак, команда:

• Сёма,
  • Батл,
  • Я,
  • Оля,
  • Джозеф,
  • СВ,
  • Оля Д.,
  • и семейка Лохно (почти как Адамсов)

Тренировка как тренировка. Некоторый народ, правда, верёвки в первый раз видел; ничё, научили. Приходили финны, мы пару дюльферов им показали. Они нас пригласили устроить им пьянку "по-русски" с танцами на столах и стрельбой в потолок. Так и вышло, шашлычки в Голосухе, приготовленные на заборе, который Батл где-то выломал, неплохо шли под Первак. Но уже темнело, а у меня было ещё много дел, и я решил поехать домой.

На следующее утро я встретил Сёму идущего от Батла, он то мне и рассказал, что в четыре часа утра Джозеф посадил двоих наших скандинавских друзей в попутку, сказал адрес, заплатил, и больше мы их не видели.

Ну вот, вроде раздеребанили снарягу, хавку и поехали. Туда мы ехали в купе, дороже правда вышло, зато прикольно, ехать-то не меньше тридцати часов. Жарко было, уже в России на станции открыли колонку с водой для заправки поездов, покупались немного - вроде попустило.

Из поезда вышли в МинВодах, с немереным мешком хавки. Потусовались там немного, пока собака (электричка) не приехала. Батл за это время у солдат, возвращавшихся с Чечни, два ИРП (индивидуальный рацион питания - сухпай, в общем) купил. Первый мы в собаке и съели, прикольная вещь (только ложка там одна, и ту я после завтрака выбросил, а обед и ужин мы ели ножом), а ещё там есть маленькая горелка, работает на сухом спирте, на ней консервы подогревать можно. Ночью вдалеке горело поле.

Под утро мы приехали в Нальчик. Отправили Сёму и СВ отвезти заброску. А тем временем гуляли по городу, такое впечатление, что они там все больные, в городе на каждом углу стоят аптеки, прикол в том, что в них ещё и очереди есть. Единственное место, где можно обменять валюту - это Нацбанк, сначала нужно позвонить по внутреннему телефону в валютный отдел, подождать пока за тобой спустятся, потом проведут на второй этаж, там симпатичная девушка выписывает тебе квитанцию на гербовом бланке, передаёт это дело в кассу, и только там тебе выдают рубли. Местный рынок ничем не удивил, да и нормального кафе я в городе не нашел.

Вернулся Сёма, добазарились с каким-то водилой отвезти нас в нужное ущелье. Ну вот и поехали: горы конечно очень красивые, хотя поначалу напоминают Карпаты, уж больно лесистые. Нормальная дорога закончилась, ещё через пару километров водитель взмолился Аллаху - просто дорога была немного не подходящая для загруженной Газели. Но как-то доехали, накинули водиле за вредность производства. До первой стоянки было минут десять ходьбы, через базу отдыха для чеченских детей "Башиль" и эротично качающийся подвесной мост. Начинался дождь, а я ещё и дежурным был. В общем, на обед мы ели влажноватые бутерброды с паштетом. Ночью было не веселее - наш Варяг как всегда штормило и заливало.

На утро позавтракали, пошли по направлению к перевалу Килар. Небольшой подъем в долину, там встретили группу из Ростова, они предложили поменяться девушками: своих нам сплавить, а наших в трещине оставить, типа "они там долго не портятся". Дальше больше, - меня назначили замыкающим. Вот тут-то я и познал тяжкость этого труда, тем более на первый день народ из-за горняшки глючить начало. И потому шли они очень долго.

Почти в сумерках мы добрались до Киларовских ночёвок. Я народ от горняшки лечить начал, ибо ещё и медиком был. Мы с Сёмой хотели Батла поиметь, а то остальные в "неиметельном" состоянии были.

На утро я с Батлом пошли на перевал, что бы повесить перила, если понадобятся. На перевал мы замаслали часа за два, может меньше (там небольшой открытый ледник и неплохой ледовый подъём). На перевале было холодновато, мы не меньше часа там мёрзли, даже успели кофе с молоком (из ИРП) на спиртовой горелочке из снега закипятить. Оля как раз на последний глоток успела, прошло ещё немного времени и наверх замаслали все (в этот день замыкающим был Джозеф, он успел побриться, пока продвигалась инвалид-команда).

Но это было только начало: дело в том, что спуск и отход от перевала был ещё круче, небольшой дюльфер, сыпуха и закрытый ледник до горизонта. Увидев это Сёма сказал "Пи-пи-пи..ц", и он был прав. Не зря мне Батл говорил внизу на дюльфере отойти вправо, а я не отошел, спустился, отстегнулся и тут я понял, что подо мной немаленький ледовый спуск, на котором Salomon вообще не держал. Ледоруб (а точнее у меня был короткий айсбаль) я достать успел, кошки нет; немного подумав, что с бэгом я наверняка убьюсь, я его сбросил. Он немного полетал, и даже не получил особых повреждений. Спуск оттуда был довольно напряжным, зато я освоил новые методы зарубания ледорубом. Базу устроили за большим камнем, там мы просидели не меньше получаса пока Лохно дюльферялись, а Сёма бегал вниз вверх за их бэгами. Потом Лохно и Оля Д. спускались по сыпухе, картина ещё веселее.

Ну вот они уже добрались до снега и их надо было спустить до базы. Моя задача была спустить Ирочку Лохно, (поотжимавшись и побегав вокруг камня, чтобы не замёрзнуть) я шел вверх с криками "можно я их убью!". Ирочка была против скоростного спуска, предложенного Сёмой. Её фраза "только попробуй меня сбросить" вызвала у меня улыбку и фразу "ну и что ты мне сделаешь?!". После этого она смирно покатилась вниз. А я помаслал вверх за её бэгом. Ну вот вроде дюльфернулись, осталось самое малое - закрытый ледник до горизонта.

Поделились на две связки:
1) Сёма, Я, Ирочка, СВ
2) Батл, Оля Д., Оля, Джозеф, Костик.

В связках ходить прикольно, если у тебя за спиной не идет, порыкивая Ирочка. А так как она притормаживала, то получалось, что она меня сдёргивала за основу.
Я шел и думал: "Что будет, если она меня тормознет над трещиной? А что будет, если я из трещины потом вылезу?!"

Но этому не суждено было сбыться, Ирочка первая провалилась, к сожалению всего по пояс. Хотя мы с Сёмой переступили трещину на метр правее, оставив много следов. Потом темы "а где мне перейти?" меня жутко достали. У Батла было не лучше, он всей связкой забрёл на снежный мост. Сам провалился, хорошо что только по пояс, потому что Оля Д. страховать его не собиралась (по крайней мере до разговора с Олей), хотя на снежном мосту это почти без толку, так что чуть не полетали. Так до темноты мы добежали до скального острова, где и предстояло ночевать. Дежурными были Лохно. В общем, недоваренного риса я немного съел, а вот чай мы кипятили сами. После такого чрезвычайно питательного и сытного ужина, Сёма мне рассказывал разные горные истории. И мы с ним ставили ставки - достанет нас очередной камнепад или нет.

Таки не достал. Решили сделать полуднёвку, чтобы дать Лохно больше времени на приготовление хавки (по времени у них был уникальный шанс приготовить завтрак почти к обеду). Светило солнце, да и классные виды: г. Кенчат, Тютю-тау (между ними есть замечательный перевал Семеновского всего 2А*, но из достоверных источников известно что ЖОПА большая и редкая), а также г. Джайлык (видели спас операцию с участием вертолета, похоже уже трупов доставали, грустное зрелище). На утро опять позавтракали, мерзкой однородной массой из вермешла и кильки, уже изрядно примёрзшей к миске (а всё из-за того что Лохно не хотели нас будить, боялись :). Они на славу постарались, правда у СВ чуть палатка не сгорела (Ирочка случайно перевернула горелку и смотрела, как она горит в лежачем положении на каримате, пока Батл не подорвался и не выключил её), а спальник просто намок.
Народ даже решил помыться в озерце, меня на это не хватило, вода холодной оказалась.

Собрались, пошли, дорога не очень тяжелая - идём вниз, я замыкающий. Как всегда на горы насмотрелся до потери пульса, и всю карманку схавал. Нашим взорам предстала обширная долина со множеством рек, которые сияли под лучами солнца создавая впечатление золотой паутины. Проходили мимо большого "ступенчатого" водопада. Вдали виднелся долгожданный оазис - небольшая рощица. Теперь только надо было спустить в эту долину нашу инвалид-команду. Сёма вызвался сделать это за час. Как он маслал! В стиле: "Они что сидят?! Нет, это они так идут". Приблизительно за час мы спустились в долину с минимальными потерями. Пытались переправиться через реку (намеренный бурный поток, который несёт камни размером с футбольный мяч, ещё и с философским названием Тютю-су). Батл изрядно намокнув, решил отложить эту развлекуху до завтра. Неплохо стали в долине, собрали гору дров, на которых я и готовил ужин.

Вот и настал час переправы, Сёма первый на другой берег перебрался. А вода поднималась почти с каждой минутой. Скоро все были у переправы, и тут Оле Д. сообщили, что можно уехать в Киев. Она от радости прыгать начала. Знала б она, что дорога в Тырнауз ещё веселее, чем переправа (а знал бы об этом Сёма). Ну вот переправились (Ирочка чуть не утонула, а жаль, и ещё Батла в табло ни за что навернула :).

Оделись, пошли к рощице (я вышел последним, а Лохно обогнал минут на 15 и это меньше 1км пути). В роще начали копать места под палатки, там такие камни попадались, что потом мы занимались закапыванием довольно глубоких ям. Выкопали себе и Батлу места (Лохно поставились поодаль). Поужинали, пришел Сёма, ему повезло - он Олю Д. не до самого Тырнауза спустил, а вручил её какой то спускавшейся группе. Он рассказал страшный анекдот: "Едет старый еврей в Израиль, берёт с собой попугая, но на таможне ему говорят, что животных ввозить нельзя, можно только тушки и чучелки. А попугай: "Авраам, ХОТЬ ЧУЧЕЛКОМ, ХОТЬ ТУШКОЙ, А ЕХАТЬ НАДО!!!". Под этим девизов совершалось большинство наших переходов.

Но тут СВ фигово стало, и было решено спустить его в Тырнауз. Сёма и Батл собрались и помаслали (Джозеф им предварительно кофеина дал). Спал я в одной палатке с Олей и Джозефом, пол часа мы просто выпадали (смеялись), непонятно с чего или кого (Лохно). А потом просто вырубились.

На утро Джозеф показал образцовое дежурство, приготовив хавку сам. Заныкали Сёмин бэг и помаслали к перевалу Студенческий. Промаслали немного по морене, сделали привал под огромным камнем. И пошли мы с Олей в разведку, спуск с морены был довольно напряжным. Поднялись ещё немного выше, перевала даже не увидели и вернулись обратно. В то время через ту рощицу внизу проходила какая-то группа. Потом они вышли из рощи стройными рядами и скрылись за перегибом, часа через два мы их увидели на противоположной морене по пути к перевалу (это народ просто с описаниями ходили, в отличие от нас). Потом увидели два тела забегающих в рощу, это были Сёма с Батлом, они там поспали немного, пока мы с Джозефом их не разбудили. Поставили лагерь между моренами. Там оказалась неплохая площадка для стоянки. С утра у Сёмы с Батлом отходняк начался (и продолжался ещё два дня). Мы подорвались и по гребню морены пошли по следам прошлой группы. Подъем там не очень тяжелый, а вот Сёме с Батлом там очень не легко пришлось. Батл сёбя пинал морально (неприличными словами типа "Чё стоишь, пи? , а ну вперёд!" и т.д.). Сёмы чуть поприличней (на самом деле он просто считать умеет) он приблизительно прикидывал количество шагов до конца подъёма (и на каждом шагу пиная себя) медленно продвигался вверх.

Само подножье перевала оказалось мелкой сыпухой. Был небольшой участок, где надо ходить по одному (при этом камни летят на головы всем остальным). Батл первый залез и решил, что семейке Лохно страховка не помешает, повесили перила. Просто идёшь держась за перила, но не тут то было - Ирочку мне добровольно уговорить не удалось, и было решено надеть на неё грудную обвязку и на прусике пустить вверх. Обвязку одели, после чего Костя сблокировал её карабином с одной стороны за петлю системы, а с другой за петлю подвески карабинов (это кусочек основы, пришитый к системе парою стежков), а было бы смешно. Потом Сёма подумал, что прусик её не удержит, после чего я сделал ещё два оборота на прусике, и завязал восьмёрку на конце основы (типа никуда ты не денешься). Каким то образом, за полчаса мы были на перевале (благо спуска с него не было).

Похавали и пошли искать перевал Водопадный, который шел в связке с Студенческим, и который надо было брать в тот же день. В тот же день не получилось, Батл с Сёмой долго лазили по гребню в поисках этого перевала, пришлось стоять между перевалами на высоте около 3000м (ветер не детский). Лохно поставили купол (не прибив его колышками) и пошли искать воду, в это время новый купол СВ чуть не стал частью истории - его чуть ветром не унесло. Я наш Варяг пришвартовал на все штормовые растяжки и укрепил стенку бэгами. Ночью плавали, купол чуть не унесло (был то ли снег, то ли дождь с сильным ветром), в общем, на меня полночи вода капала.

Проснулись в полу мокрой палатке, мы еще и дежурили (как джентельмены), кружечка кофе, а потом всё остальное. А вот Батл - буржуй проснулся в сухой палатке, он даже и не заметил ни дождя, ни ветра. Утром чуть посушились и полезли. А сам перевал - довольно крутой склон каменной сыпухи. Я туда еле залез, ну а для Лохно как всегда сбросили верёвку. Но самое интересное было с другой стороны - довольно длинный сыпушный склон. Там можно было и всем сразу идти, но мы решили идти по одному. Оля, Сёма и Я уже сидели внизу и играли в города, я даже успел проиграть, пока пришли Лохно. Батл решил их обогнать, (ему надо было преодолеть расстояние до низу раза в три большее, чем Лохно) и у него получилось.

Пошли дальше, рельеф не тяжелый, но Лохно всё равно притормаживали. Уже было видно ущелье Адырсу, в которое нам нужно спуститься. Встретили группу из Москвы, они тут полдня протусовались, - тропу искали - не нашли. А так как на склоне не было нормальных мест для лагеря, они решили "немного" вернуться. Пока разговаривали подошел их замыкающий - и сказал "Не тормозите наших тормозов, а то мы ваших тормозить будем". После чего мы дошли до небольшего леска и решили там ставиться.

Ну ставиться на склоне с уклоном в 40 градусов было не очень-то и легко. Сёма сначала предлагал спать на небольшем плоском камне, но мы с Батлов вовремя его попустили (и не удивительно, ведь этот камень посреди нефиговой сыпухи стоял, и ночью по нему могли камешки летать, а вместе с ними полетели б и мы). А тем временем Батл вёл раскопки, очищая место под полатку. Ну мы с Сёмой решили не отставать, и тоже нефиговое место выкопали (только я свои Salomon-ы под палатку поставил и потому всё ночь на Сёму скатывался). А дров благо там было немеренно, вот только с водой не повезло. За ней надо было спускаться и довольно не мало, и тем более в сумерках. Джозеф как пошел? так еле вернулся (уже чуть ли не в зубах держа котелки). Ну что-то приготовили, похавали и пошли спать. На утро пришли москвичи, оценили наше ноу-хау по поводу мест, которые они тут накануне не нашли.

И тут наступил переломный и долгожданный момент, Лохно не успели собраться вовремя, и в итоге? они были согласны уехать в Киев в ближайшем населённом пункте!!!

Спускались мы еще веселее, там тропа была довольно несложная. Но Лохно тормозили жестоким образом. Народ с Москвы очень удивлялся, как мы так ходим, что у нас привалы каждые 15мин. Но потом они наверное поняли, когда Лохно проходили траверс. Я был замыкающим, таких матов как от Ирочки Лохно я в жизни еще не слышал (москвичи наверное тоже). Но когда мы эту сладкую парочку разделили (они даже попрощались:) и я стал пинать Костю, а Сёма Иру мы спустились с приличной скоростью.

Оказалось, что Батл карту провтыкал где-то. И Оле пришлось перерисовывать её у московской группы. В результате общения с ними выяснилось, что мы собирали их пустые баллоны, которые белые люди обычно оставляют на привалах после использования. Ребята были в шоке, правда выяснилось, что и них эти баллоны стоят раза в три меньше.

Ну вот, Оля почти перерисовала карту и тут Батл раздуплился, что карта была в кармане пуховки на дне рюкзака. Мы попрощались, нам в другую сторону было, и помаслали по дороге в Верхний Баксан. Тут я в первый раз увидел автомобильный подъемник - интересное сооружение. Сразу поймали машину и поехали за заброской. Погрузили этот неподъемный мешок, поменялись палатками с Лохно, дали им сухпая (наконец то я избавился от полутора кг сала). И отправили их с Богом. А ещё Батл ядро под автобусом нашел и решил его Сёме в рюкзак засунуть. А пока носить ядро должен был я.

Короче, водитель оказался пэдыком и дальше пгт Эльбрус нас везти отказался. (В отличие от детей из рассказа Ильфа и Петрова "12 стульев", которые промышляли "Альпийским нищенством", мы видели детей которые занимаются "Альпийским предпринимательством". Пара парней лет так 13-ти на Газели предлагали нас подвезти, весьма эффектно).

Скоро мы нашли две машины, погрузились (все рюкзаки я поднимал одной рукой, а свой из-за ядра я вообще с трудом поднять мог) и поехали на Поляну Азау. Дорога там асфальтирована лучше, чем у нас Бориспольская трасса. Да ещё и водители весёлые попались.

В общем, мы приехали под подъёмник, там нас уже ждал СВ живой и вроде здоровый. Он рассказывал про свои неимоверные приключения, как он жил на какой-то альп базе, питался по дешевке в столовой и самое обидное, как принимал тёплый душ. А ещё он рассказывал про пионер-лагерь по соседству, где много симпатичных вожатых, а ещё больше симпатичных школьниц. Я даже начал завидовать ему, или тем счастливым белым детям, которые ездят в такие лагеря. Но как только я увидел Эльбрус - меня попустило.

Это была только первая станция эльбрусовского подъемника, а находится она повыше Говерлы на высоте 2300м.

Пока Сёма ходил за билетами, мы осматривались. Там как в музее снаряжения, народ с такой снарягой ходит, что у нас в Киеве такой можно и не найти. В общем, увидев все последние модели Salomon-ов, мне это надоело. (Ещё прикол, я мало удивлялся, что наклейки Salomon там висят на каждом шагу, но когда увидел её на мусорнике - я был оскорблен). Немного поругавшись с мужиком на подъёмнике, мы всё-таки поехали. Как раз успели на последний рейс, только там по вечерам такой туман, что нам не удалось насладиться горными пейзажами. Зато в люк на дне кабинки насмотрелись, пытались найти разбитую кабинку, упавшую в прошлом году. Но так и не нашли, наверное уже убрали, ну что б туристов не отпугивать. (Так что добро пожаловать на Эльбрус!)

На станции Мир (3500м) туман был жуткий, с трудом нашли место для стоянки. Пока ставились, я спрятал ядро под ближайший камень, что бы с утра было легче доставать. Вечером кроме нас и ещё пары каких-то парней, которые не успели на подъёмник никого не было. Так что можно было спокойно побродить пустынным окрестностям. Но ничего интересного кроме множества камней и металлолома там не было.

Утро встретило нас чудесной погодой, перед нами предстал Эльбрус во всей своей красе. С другой стороны открывался вид на Главный кавказский Хребет. Вдалеке была видна Ушба (это та, которую в "Вертикали" показывали). Правда и часу не прошло, как там уже было немеренно народу в шортах и футболках (матрасники типа) игравших в снежки (я то думаю, не часто в снежки в августе поиграешь!!! Хотя я только так думал: дальше - больше).

Надо было разделить хавку и маслать на Приют одиннадцати. Хавку раздеребанили, только из-за некоторых потерь в составе её ещё целый мешок остался. Вот его-то нам с Сёмой и надо было куда-то деть (забросить). И пока Сёма ходил договариваться с Хозяином Тайги (начальником станции), я решил, что пора бы ему ядро втусовать. Он даже и не заметил. Мы остались ждать Хозяина Тайги, а все остальные пошли наверх.

Через пару часов Хозяин Тайги всё-таки появился, заброску мы оставили и тоже помаслали на Приют-11. Подъем на станцию Горабаши на самом деле не очень тяжелый, но Сёме, наверное, было напряжно и даже очень. Я догнал всех остальных и долго им рассказывал, что Сёма ползёт где-то внизу. И тут он пришел, начал заявлять, что с таким грузом ходить просто не реально. С чем мы дружно согласились и рассказали ему про небольшой подарок в его рюкзаке (16 фунтовое ядро). Вы бы видели его лицо! Он долго ругался, а потом взял ядро и с размаха бросил его в "пропасть", после чего Бател тоже долго ругался, потому что хотел забрать ядро в Киев, и ему пришлось лезть и его доставать.

А тем временем около нас привалил какой-то мужик, завязался разговор, и он рассказал, что на перевале Хотю-тау в войну стояла австрийская арт. батарея. Батл, конечно, решил сбегать и посмотреть, что от неё осталось, с ним вызвались Я и Джозеф. Взяли немного хавки, палатку и почти с пустыми рюкзаками пошли туда. Сначала небольшой сыпушный склон, а потом немереный открытый ледник почти без трещин, хотя мужик нам говорил про довольно опасный и сложный путь. Стояла ясная солнечная погода, белоснежные вершины Эльбруса отчетливо были видны на фоне синего неба.

Так, быстрым темпом и почти без привалов забежали на перевал, вдали на леднике лежал разбитый вертолет (решили отложить его осмотр до утра). Пока мы с Джозефом ставили палатку и осматривали место стоянки, Батл уже побежал на стоянку австрийцев. Но так как уже были сумерки, ничего особо интересного он не нашел, кроме непонятной железяки с четырьмя зубьями. У нас на стоянке я нашел точно такую же штуку, недолго думая, мы решили что это старые австрийские кошки, и Батл решил их оставить себе.

Хоть было и лето, вечером на перевале было довольно холодно, я с трудом представляю, как австрийская часть там зимой стояла, хотя больше зимы они не продержались, замерзли и ушли. Из одежды в эту маленькую экспедицию я взял только футболку и пуховку (впрочем, Батл так весь поход проходил, солнце есть - он в футболке, а если нету...), а так как Батл долго рассказывал, что в сшивке из его спальников спать тепло и уютно, то, поверив ему, я лег спать в футболке посредине. Но не тут то было, Батловская сшивка из "коконов" несколько отличается от сшивки из "одеял", во втором случае молнии находятся по бокам, а так как я раньше спал сбоку и всё время вываливался из-за открывающихся молний, то теперь лежа посередине я надеялся на лучшее. Но тут сработала эта принципиальная разница между сшивками - молния посредине, которая также расстёгивалась и мне становилось нежарко, особенно когда Батл с Джозефом раскатились по краям сшивки, ещё и в своих пуховках.

Вид на Ельбрус

Утром быстро собрались и пошли копать. На практически ровном плато размером с футбольное поле, ещё остались деревянные фундаменты блиндажей, немеренные горы старых ржавых консервных банок (такое впечатление, что они там только и жрали). Земля усеяна какими то осколками, и разорванными гильзами (не стреляными). Батл нашел два невзорвавшихся снаряда, и тоже решил взять их себе. Вся картина создавала такое впечатление, что никто толком тут не воевал, хотя весь перевал буквально светится табличками типа "Доблестным воинам, освободившим перевал Хатю-тау...".

Еще немного походив там, мы решили возвращаться и заодно посмотреть на остатки вертолёта. Это оказался Ми-2, электронику и все что-либо ценное с него уже давно сняли, и потому это была лишь искореженная груда метала. На обратном пути ещё решили зайти на перевал Эхо войны. Там тоже нашли остатки блиндажей. Потом решили спуститься в Баксанскую долину к поляне Азау. Спуск занял около двух часов и не был тяжелым, правда переход р. Баксан по довольно крутому леднику был немного стрёмный, зато проходили симпатичный каньончик со скальными стенами и довольно крупным водопадом.

На Азау немного посидели, схавали чего то вкусного и поехали наверх. Тут как назло опять был густой туман, и последний пролёт канатки уже не работал, так что на Приют-11 пришлось идти пешком от самого Мира. Но это оказалось не так уж долго и трудно. Нашли наш маленький лагерь, там Сёма пытался развести костёр, благо, досок от артиллерийских ящиков было много, вот только гореть они никак не хотели. После долгих мучений нам всё-таки удалось на этом костре что-то приготовить.

Пока мы с Батлом ходили на пер. Хатю-тау и по окрестностям (за эти два дня мы почти 1к.с горную сделали), Сёма с СВ ходили на Скалы Пастухова (4600м), готовились к восхождению. Которое должно было произойти этой ночью (обычно выход на Эльбрус с Приюта-11 в 2-3 часа ночи). И пока перед сном они готовили снарягу к восхождению, я один в палатке чуть не загнулся от холода, пришлось одеть на себя всё что было, почти помогло. Потом оказалось, что в Сёминых лысых баканах, с двумя дырками на каждом, наверх идти нереально (потом я понял почему - ноги отморозить на ходу можно) и пошел он в моих Salomon-ах. А в небе над Эльбрусом уже было заметно небольшие облака (признак не очень хорошей погоды).

"Обычно когда погода действительно хорошая - небо чистое и тёмное, полностью покрыто звёздным ковром на котором, как рисунки и узоры, видны все созвездия. И каждые несколько минут где-нибудь падает звезда, оставляя после себя огненно-желтый или ослепительно голубой след, который, к сожалению, мгновенно исчезает. И ты как бы переносишься в страну грёз и фантазий, где можешь смело загадывать желания, за то мгновение когда падает звезда, а таких звёзд десятки. А тем временем по склону идёт множество людей с фонариками, образуя как бы живую, залитую светом дорогу. Со временем темное небо начинает рассеиваться, но при этом сказочная страна не исчезает, а наоборот, просыпается. Восход в горах это незабываемое и тяжело описуемое зрелище, все горы покрыты мраком - они ещё спят, но на востоке между хребтов начинает появляться полоса огненного спектра. Она играет всеми цветами огня, от тёмно бордового внизу до ярко желтого сверху. И постепенно этот свет распространяется всё выше и выше, окрашивая соседние хребты и вершины в красновато-желтый оттенок. Не проходит и получаса как почти все горы, кроме самых глубоких ущелий, просыпаются, налившись солнечными красками. А в это время на западе небо тоже разливается сказочными красками, и на нем образуется темная наклонная полоса - наверное, тень Эльбруса..."

Наверное, первое желание этих людей это, конечно же, взойти на вершину, но к сожалению, не у всех оно сбывается.

Утром проснулись и увидели спускающегося СВ, его, видимо, горняшка на Скалах Пастухова хватанула. А Сема, встретив каких-то знакомых из Киева, пошел вверх с ними. Но те небольшие облака (которые были ещё ночью) бесследно не исчезли, а сформировав большое облако опустились на вершины Эльбруса (при этом у нас на Приюте-11 погода была неплохая). Сёма успел дойти только до седловины (5300м), и был вынужден спустится. Хоть на вершину и протоптана немеренная тропа, но в туман или сильный ветер со снегом с неё можно сбиться и попасть на ледовые поля Эльбруса или на какой то обрывчик (почти весь Эльбрус большой закрытый ледник с множеством трещин), такое иногда случается.

Вернулся он где-то к обеду, после этого Батл, Оля, Я и Джозеф тоже решили сходить на Скалы Пастухова. Мы поднялись до их подножья, немного там потусовались (втроем бегали вокруг Батла, что бы не замёрзнуть) и пошли вниз. Хоть мы ходили днём и светило солнце, я себе пальцы на ногах чуть не отморозил (правда, я в одних простых синтетических носках был). Вечером этого дня пошел снег, его белые хлопья плавно парили в воздухе и нежно падали на землю. А уже через час наша палатка стала погружаться в это белое г-но, приходилось вылезать и касками раскапываться. Так что наше ночное восхождение откладывалось на неизвестный срок (как оказалось не меньше чем на год).

С утра прояснения на небе не увидели, так как из-за обильного снегопада неба вообще не было видно. Такое впечатление, что стояли не на Эльбрусе, а на ледовых полях где-то возле Северного полюса (было не жарко).

За водой идти было облом и приходилось хавать сухпай, но и за ним надо было ползти к Батлу (у него в тамбуре было немеренно хавки). Сначала мы (было две группировки Батловская палатка: Батл, Оля и Джозеф и наша Сема, Я и СВ) гнали друг на друга из-за хавки, но после того как Сёма подлым образом выманил голову Батла из палатки и облил её инвайтом, началась война. Сёма написал кетчупом (которого как и остальной еды у нас в этом походе было вдоволь - так что Оля образцовый завхав) пару неприличных слов на Батловской палатке. После этого Батл спрятал всю хавку глубже в палатку, где мы не могли её достать (в отличие от полуоткрытого тамбура). Мы хотели слепить большой снежный ком и закатить Батлу в палатку или под неким предлогом вытащить Джозефа из палатки и бросить в глубокий сугроб и т.д. и т.п. Так продолжалось до вечера.

На утро продолжал идти снег и мы решили, что даже если снег в скором времени прекратится на Эльбрус мы все равно не пойдём из-за глубоких сугробов. Было решено падать вниз и ехать домой. Мы были не одни, как раз в это время с Приюта-11 стройной колонной быстро шагали одиннадцать "бойцов", последний немного отставал, он что то нёс на плече издали напоминавшее пулемет (если сделать черно-белую фотку этого действия: "отступление остатков немецкой горно-стрелковой дивизии с Эльбруса в 1943году"). Собираться приходилось очень быстро (мне в пуховке не жарко было), а вот Батлу, наверное, было жарковато, у него рюкзак весил как два моих и это притом, что половину железа (снаряд и ядро) он отдал Оле и Джозефу.

На Азау нашли большой классный микроавтобус и с музыкой поехали в Нальчик (там было тепло, солнечно и уже ничто не напоминало про горный снег и мороз). С одной стороны грустно было покидать эти горы, а с другой все уже тянуло домой. Где-то через час горы остались позади и нашим взглядам предстала скучная равнина.

В Нальчике договорились с проводником и на третьих полках поехали в Харьков (дорога была такая же жаркая и скучная). Сёма поехал домой в Россию, а мы, побродив немного по Харькову, взяли билеты на Киев и утром уже были дома.

Вот так прошел мой первый (и не последний) поход в горы Кавказа который оставил в моей душе приятные и неизгладимые ощущения.

История от Женька © 2001-2002 гг.

Підписатися на Коментарі для "На Кавказе есть гора самая высокая, или "горная двойка" с семейкой Лохно"