КИЕВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА ОТЧЁТ О ПЕШЕХОДНОМ ПУТЕШЕСТВИИ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО УКРАИНСКИМ КАРПАТАМ, СОВЕРШЁННОМ С ___
Маршрутная книжка - 14/16 - 2000
Руководитель группы - Петров С. Г. Адрес руководителя: Киев, ул. Металлистов, д. 8 Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю второй категорией сложности.
- Маршрут путешествия:
г.Киев - п. Воловец - г. Великий Верх - пер. Прислоп - ур. Верх Быстрый - оз. Синевир - г. Попадья - с. Малая Озерянка - пгт. Усть-Чорна - ущ. Яблонице - г.Темпа - г. Унгаряска - г. Догяска - с. Чёрная Тиса - г. Петрос - г. Говерла - с.Ворохта - г.Киев
Протяжённость маршрута - 199 км.
Продолжительность путешествия - ___
Способ передвижения - пеший
Сроки путешествия - с 3 по 19.07.2000.
Заключение по заявочным материалам дала Маршрутно-квалификационная комиссия СК ?Арсенал? Киевской городской федерации туризма (210Г-06-4232203), Маршрутная книжка - 14/6 - 2000. 2. СОСТАВ ГРУППЫ
? п/п | Фамилия, имя, отчество | Год рож-дения | Место работы, должность | Тур. опыт | Обязанности |
| ПЕТРОВ Сергей Геннадьевич | 1978 | КПИ, студент | I - Р, III - У | Руководитель |
| МАТИЙКО Наталья Юрьевна | 1977 | КПИ, студент | I - Р, III - У | Метеоролог |
| ХРАМОВ* Геннадий Юрьевич | 1979 | КИТур, студент | I - Р, III - У | Комиссар |
| САЛИЕНКО Евгений Геннадьевич | 1985 | СШ - 45 | I - У | Завхоз |
| СМОРОДИН Алексей Анатольевич | 1983 | СШ - 166 | I - У | Ремонтник |
| ТИМОНИН Платон Дмитриевич | 1983 | СШ - 28 | I - У | Фотограф |
| БИРЮКОВ Алексей Леонидович | 1982 | Рынок ?Привокзальный?, грузчик | Н/к - У | Картограф |
| ХОМЕНКО Ксения Олеговна | 1983 | СШ - 237 | Н/к - У | Хронометрист |
| ХАРЧОВА Мария Алексеевна | 1983 | Киевская школа экстернов | I - У | Медик |
* - Снят с маршрута в Усть-Чорной из-за травмы.
3. ГРАФИК ПОХОДА
День пути | Дата | Участок пути | Характер пути, используемое снаряжение | Длина, км | Время, час | Метеоусловия | Место бивуака |
| 4.7 | Переход с.Воловец - г Великий Верх | Грунтовка, просека. | 5 | 4 | Утром - ясно, Вечером - пасмурно | Терраса на границе леса |
| 5.7 | Переход г Великий Верх - пер.Прислоп | Тропа по хребту | 20 | 5 | Ясно, в обед кратковременный дождь с грозой, после обеда - ясно | В районе перевала Прислоп в зоне леса |
| 6.7 | Переход пер.Прислоп - ур. Верх Быстрый | Тропа, вдоль по ЛЭП без тропы, дорога | 19 | 7 | Переменная облачность, кратковременные дожди. | не доходя до с.Стригальня |
| 7.7 | Переход ур. Верх Быстрый - оз. Синевир | Шоссе, грунтовка, склон без дороги, шоссе. | 16 | 3 | Пасмурно | Поворот на Ростоку. |
| 8.7 | Переход оз. Синевир - г.Попадья | Грунтовка, склон без дороги, грунтовка. | 18 | 4,5 | Дождь | Район г. Попадья в зоне леса. |
| 9.7 | Переход г. Попадья - с. Мал. Озерянка | Грунтовка, еле видная тропка, размытая дорога с частыми переправами. Использовали штоки. | 6 | 2 | Ливень, поднятие рек. | Вагончик лесорубов в Мал. Озерянке |
| 10.7 | Переход с. Мал. Озерянка - пгт. Усть-Чорна | Размытая дорога, грунтовка, асфальт. | 20 | 6 | Ясно | Луг под Усть-Чорной |
| 11.7 | Днёвка | --- | -- | -- | Ясно | ----- // ---- |
| 12.7 | Переход пгт. Усть-Чорна - г. Темпа | Шоссе, грунтовка, склон без дороги; штоки | 16 | 6 | Пасмурно | Терраса на границе леса |
| 13.7 | Переход г. Темпа - г. Догяска | Склон без дороги; штоки, грунтовка | 12 | 6 | Дождь, туман. | Полонина под г.Догяской |
| 14.7 | Переход г. Догяска - с. Черная Тиса | Альпийские луга без дороги, река, (штоки) грунтовка | 14 | 7,5 | Пасмурно, кратковременные дожди. | За 200м до с.Чёрная Тиса |
| 15.7 | Переход с. Черная Тиса - г.Петрос | Шоссе, грунтовка | 17 | 4 | Утром - ясно, вечером - туман | Полонина под Петросом |
| 16.7 | Днёвка | --- | -- | -- | Дождь | ----- // ---- |
| 17.7 | Днёвка | --- | -- | -- | Дождь | ----- // ---- |
| 18.7 | Переход г. Петрос - г. Говерла. | Подъем по сланнику без дороги, спуск без дороги, грунтовка. | 8 | 4 | Дождь | Могила альпиниста на перемычке Петрос - Говерла |
| 19.7 | Переход г. Говерла - с. Ворохта | Грунтовка, тропа, шоссе. | 28 | 8 | Дождь | 1 км не доходя до Ворохты |
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
4.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Выбор Карпат районом путешествия был обусловлен популярностью района, транспортной доступностью, хорошей изученностью, небольшим расстоянием от Киева.
Изначально маршрут был задуман как транс карпатская экспедиция с прохождением 3-х основных хребтов Карпат - Боржавы, Свидовца и Черногоры, а также 2-х самых популярных вершин Карпат - Говерлы и Петроса. Но под влиянием погодных условий маршрут был изменён в сторону упрощения, - группа отказалась от прохождения участка г. Берть - ур. Турбат - г. Догяска, и после г. Попадьи пошла через Малую Озерянку - Усть-Чорну - ущ. Яблонице - г. Темпу на ту же г. Догяску. С г. Догяска из-за плохой видимости и трудности ориентирования группе пришлось выходить в с.Ясиня через с.Черная Тиса. К тому же из-за плохой видимости, непрекращающегося дождя и отставания от графика было решено отказаться от прохождения Черногорского хребта, и после восхождения на Говерлу группа закончила маршрут в с. Ворохта.
Планируя походы по Закарпатью необходимо учитывать то обстоятельство, что после наводнения 1999 г. география Закарпатской области сильно изменилась. Многие населённые пункты так и не восстановили, не говоря уже о дорогах. Во многих местах они идут обрывками по разным берегам, что вынуждает переправляться по много раз. Скорость передвижения по этим рекам резко падает.
Маршрут был пройден с отставанием от графика на 4 дня. Это произошло из-за того, что:
а). Погодные условия оказались слишком тяжёлыми. Начавшийся на г. Попадья дождь не прекращался до конца похода. Это обусловило разлив рек, на переправы через которые затрачено слишком много времени, и полное отсутствие видимости, что отнимало дополнительное время на разведки.
б). В районе Петроса произошел неприятнейший инцидент с местным населением, на ликвидацию последствий которого было затрачено дополнительных 1,5 дня.
В отношения с лесниками Карпатского национального парка и Раховского Биосферного заповедника, по которым проходила часть маршрута, группа не вступала. Ничего им не платя, мы рассчитывали ?проскочить?. И ?проскочили?, вероятно, из-за погодных условий: в такой дождь ни один уважающий себя лесник горы не патрулировал. А вообще пребывание в заповеднике можно легализовать: 1 грн. в сутки за человека за посещение, и 3 грн. за установку одной палатки на 1 ночь.
Время, указанное в тех. описании, чистое ходовое, за исключением оговоренного особо. Ориентация хребтов и др. объектов дана с той стороны, с какой их проходила группа.
4.2 ПЕРЕХОД ВОЛОВЕЦ - г. ВЕЛИКИЙ ВЕРХ.
До Воловца из Киева группа добралась поездом. Далее по улице, плавно переходящей в лесную дорогу группа дошла до развилки. Налево - серпантин, ведущий на г. Великий Верх, направо - просека под ЛЭП, ведущая на военную базу ПВО, расположенную под г. Великий Верх. Серпантин набирает высоту плавно, и по нему идти лучше. Ночёвка на границе леса на террасе . Время подъёма от Воловца до места ночёвки - 4 часа. Погода: ясно, солнечно, под вечер - пасмурно, ветрено.
4.3 ПЕРЕХОД г. ВЕЛИКИЙ ВЕРХ - пер. ПЕРСЛОП.
От места ночёвки на Великий Верх идёт дорога с плавным набором высоты. Она является оптимальным путём. По хребту - хорошая тропа. Обед - в районе высоты 1516. Вода - южнее высоты (сброс около 300 м). Ночёвка - в районе перевала Прислоп в зоне леса. Время - 5 часов. Погода - ясно, в обед кратковременный дождь с грозой, после обеда - ясно.
4.4 ПЕРЕХОД пер.ПРИСЛОП - ур. ВЕРХ БЫСТРЫЙ.
До Межгорья добрались по ЛЭП и через Лозянский. Дальше - по трассе до с. Стригальня. Ночёвка - не доходя до Стригальни. Время - 7 часов. Погода: переменная облачность с прояснениями; кратковременные дожди.
4.5 ПЕРЕХОД ур. ВЕРХ БЫСТРЫЙ - оз. СИНЕВИР.
Через с. Стригальня вышли на дорогу, идущую на восток - она там одна, перевалили через хребет г. Каменки и спустились в ущелье реки Теребля. Переправа по мосту, и далее по трассе, ведущей на оз. Синевир до ур. Ростока, где и остановились на обед. После обеда - радиальный выход на оз. Синевир. Вход платный - 1 грн. с человека, но кордон без особых проблем обходится. Для этого надо повернуть на запад до моста, сразу после выхода из с.Синевирская Поляна, правда, дорога в этом случае чуть дальше и тяжелее.
В ущ. Ростока мест для ночёвки нет. Ночевали там же, где обедали, около дороги. От дождя, начавшегося вечером, спасла беседка. Ночевали прямо в ней. Ходовое время линейной части маршрута - 3 часа. Погода - пасмурно.
4.6 ПЕРЕХОД оз. СИНЕВИР - г. ПОПАДЬЯ
Вышли в 10 часов. Под постоянным дождём прошли ущ. Ростока, и вышли на пасеку. После пасеки дорога потерялась. По азимуту вышли на старую Польско-словацкую границу. (Сейчас граница Закарпатской и Ивано-Франковской областей). Граница обозначена через каждые 100-300 метров каменными столбами с надписями P и S. Дальше по очень скользкой и грязной дороге, которая идёт по границе, двигались до г. Попадьи. Под ней в зоне леса и заночевали. Вода - 300 м сброса по северному склону. Погода - дождь. Время - 4,5 часа.
4.7 ПЕРЕХОД г. ПОПАДЬЯ - с. МАЛ. ОЗЕРЯНКА
Из-за травмы Храмова Г. Ю. (трещина бедра), плохого состояния дороги, идущей по границе, и постоянного её ухудшения из-за непрекращающегося дождя, а также необходимости пополнить запасы продовольствия, было принято решение идти через Малую Озерянку - Усть-Чёрну.
Без особого ориентира, ориентируясь по часам и склону Попадьи группа спустилась в Мал. Озерянку. После наводнения 1999 года здесь остались одни руины. Нет ни домов, ни дорог. Выбирая путь по каменной кладке вдоль реки, местами скальными траверсами по небольшим прижимам, продвинулись вниз на 4 км. Из-за усилившегося дождя вынуждены были укрыться в вагончике лесорубов, где и ночевали, не имея возможности двигаться дальше, т. к. дождь не прекращался и река сильно поднялась. Ходовое время - 2 часа, погода - ливень.
4.8 ПЕРЕХОД с. МАЛ. ОЗЕРЯНКА - пгт. УСТЬ-ЧОРНА
Утром река чуть упала, дождь прекратился. Продолжали двигаться к Усть-Чорной. Через 5 км от места ночёвки дорога стала нормальной грунтовкой с мостами. По ней и шли до Комсомольска, который год назад переименован в Немецкую мокрую. От Комсомольска до Усть-Чорной шли по асфальту. В Усть-Чорной заночевали на лугу, свернув после перехода моста через р. Брустуранку налево, и пройдя около 100 м. Вода - рядом в роднике.
Следующий день был вынужденной днёвкой, во время которой пострадавшему была оказана квалифицированная медицинская помощь, и было решено снять его с маршрута, произведены закупки продовольствия.
Погода (2 дня) - ясно, время - 6 часов. 4.9 ПЕРЕХОД пгт. УСТЬ-ЧОРНА - г. ТЕМПА Через Лопухов - ущ. Яблонице по дорогам добрались до подножья г. Тэмпа (хребет Свидовец). Ночевали на террасе на границе леса. Погода - с утра дождь, после обеда - ясно. Время - 6 часов. 4.10 ПЕРЕХОД г. ТЕМПА - г. ДОГЯСКА Уехавший из Усть-Чёрной Храмов Г. Ю. увёз с собой единственный компас группы, и поднявшись на г. Темпу, пройдя полхребта до г. Догяски, группа, потеряв ориентировку в тумане, решила выходить по дороге через Чорную Тису в Ясиню. По Свидовцу идёт несколько дорог: одна с г.Тэмпа в ур.Турбат, другая - из Чёрной Тисы на Близницу. Также на Свидовце большое количество полонин и пастушьих колыб, которые и служили нам ориентирами. Пройдя ещё около 7 км в сторону Чёрной Тисы, группа остановилась на ночлег. Время - 6 ч, погода - дождь, туман. 4.11 ПЕРЕХОД г. ДОГЯСКА - с. ЧЕРНАЯ ТИСА Перевалив через Свидовец в районе г. Догяска, группа начала спуск в Чёрную Тису. Пастухи говорили нам, что дорога ?чуть-чуть размыта?. Это оказалось вот чем: на одном из берегов реки 100-200 метров идёт нормальный участок дороги, затем прижим, и переправа. После этого по другому берегу идёт ещё до 300 м нормальной грунтовки. Пройдя таким образом около 4 км за 4 часа группа вышла на нормальную
4.11 ПЕРЕХОД с. ЧЕРНАЯ ТИСА - г. ПЕТРОС
Через с.Черная Тиса по дороге вошли в Ясиню, откуда направились на г.Петрос, свернув с трассы, идущей на Делятин в районе железнодорожного моста. Пройдя через село, вышли на полонину, расположенную перед взлётом на хребет Петроса. Там и остановились на ночь. Погода - ясно, но вечером Петрос затянуло. Время - 4 часа.
Утром видимость нулевая и продолжается дождь, начавшийся ночью. Принимаем решение сделать днёвку и подождать погоды. В памяти ещё слишком свежи свидовецкие воспоминания.
Ночью обнаруживаем пропажу рюкзака с деньгами на обратную дорогу, частью продовольствия, фотоаппаратом и документами. Осмотр окрестностей лагеря дал следующее: вор выбросил всё ненужное ему. Так мы получили назад дождевик, компрессионные мешки и документы.
Понимая, что без денег и продуктов дальнейшее прохождение маршрута было бы крайне затруднено, мы решили обратиться за помощью к пастухам. Старший бригады Андрей, выслушав нашу просьбу, сказал, что знает вора, и пригласил нас с собой в село. Там, после непродолжительного расследования нам вернули всё несъедобное, включая все деньги до копейки, и не вернули большую часть украденных продуктов, которые вор уже съел.
4.12 ПЕРЕХОД г. ПЕТРОС - г. ГОВЕРЛА
Объединившись с группой из Львова, подошедшей на полонину, у которой был компас, мы, при такой же нулевой видимости пошли на Петрос. Подъём без тропы по сланнику. По ребру взошли на вершину, откуда спустились на юго-запад на дорогу, ведущую под Говерлу. По дороге шли весь остаток дня. Возле могилы альпиниста заночевали. Вода - 200 м вперёд по дороге. Время - 4 часа, погода - дождь.
4.13 ПЕРЕХОД г. ГОВЕРЛА - с. ВОРОХТА
При том, что погода не изменилась, а сроки и продукты поджимали, решено было не идти на Черногору, а закончить маршрут в Ворохте. До могилы Льва шли по дороге, потом свернули на тропу, ведущую на Говерлу. Взошли на Говерлу. На вершине встретили группу из т/л ?Глобус?. Далее по тропе спустились вниз к турбазе ?Заросляк?. Оттуда по дороге шли ещё 20 км до Ворохты, возле которой и заночевали. Время - 8 часов. Погода - дождь.
7. СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ
Групповое снаряжение | Личное снаряжение | |||||||
? п/п | Наименование | Кол. | Вес ед., кг | Общ вес, кг. | ? п/п | Наименование | Кол. | Общ вес, кг. |
| Палатка | 4 | 2 - 4 | 10 |
| КЛМН | Компл. | 0,2 |
| Котелок | 2 | 0,3 | 0,6 |
| Спальник | 1 шт. | 2 |
| Аптечка | 1 | 1 | 1 |
| Пена | 1 шт. | 0,5 |
| Ремнабор | 1 | 1 | 1 |
| Фонарик | 1 шт. | 0,2 |
| Фотоаппарат | 1 | 0,2 | 0,2 |
| Бондана или головной убор | 1 шт. | - |
| Рации | 2 | 1 | 2 |
| Спички в гермоупак. | 2 шт. | - |
| Верёвка осн. 50 м | 1 | 3 | 3 |
| Фляга 1л | 1 шт. | 0,1 |
| Карабин | 3 | 0,1 | 0,3 |
| Накидка от дождя | 1 шт. | 0,1 |
| Системы | 3 | 0,3 | 0,9 |
| Комок или джинсы | Компл. | 2 |
|
|
|
|
|
| Боканы или ботинки | 1 пара | 1 |
|
|
|
|
|
| Куртка теплая | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
| Полар или свитер | 1 шт. | 0,5 |
|
|
|
|
|
| Деньги, документы | Компл. | - |
|
|
|
|
|
| Носки, бельё | 3 пары | 1 |
|
|
|
|
|
| Инд. рем. набор. | Компл. | 0,1 |
|
|
|
|
|
| Часы | 1 шт. | - |
|
|
|
|
|
| ИПП* | 1 шт. | 0,3 |
Всего: |
|
| 9,3 |
*ИПП - индивидуальный перевязочный пакет 8. СМЕТА РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
? | Наименование статьи расхода | Стоимость | Вид транспорта | |
На 1 чел | На группу | |||
| Проезд г. Киев - пгт. Воловец | 23 грн. | 207 грн. | Поезд, плацкарт |
| Подъезд Ворохта - Ивано-Франковск | 2,5 грн. | 22,5 грн. | Дизель |
| Проезд Ивано-Франковск - Киев | 25 руб. | 225 грн. | Поезд, плацкарт |
| Питание | 63 грн. | 567 грн. |
|
| Медикаменты | 3 грн. | 27 грн. |
|
| Всего | 116 грн | 1044 грн |
|