Перевал Диагональ (2Б)

Назад к Отчёту о походе 4 к.с. по Тянь-Шаню (южная часть Ферганского хребта), 2008

II.8.5 ПЕР .ДИАГОНАЛЬ, 4534, предлагаемая к.с. 2Б

СОЕДИНЯЕТ: южную ветвь лед.Очи-Коман и лед. Чонг-Каракоман.

НАЗВАН: первопроходцами за сложную траекторию подъёма.

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: группой под рук. Савчинского, август 2008.

ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ (даётся в направлении от лед.Очи-Коман на лед.Чонг-Каркоман):

В 7:00 после долгих раздумий (сильный ветер, то и дело накрапывающий дождь - непонятная погода) выходим с бивака в сторону перевала. Движемся в кошках по открытому леднику, не связываемся. За 30 минут подходим под взлёт, начинаем работать на склоне ( фото 049). Первые две верёвки (крутизна до 40?) проходим по перилам, дальше связываемся и двигаемся с одновременной страховкой через ледобур, постоянно забирая влево. В 9:00 выходим на широкое ?поле? перегиба склона. Переодеваемся (утром было очень холодно, а в 9:00 солнце уже жарит вовсю), отдыхаем. Дальше движемся по слабонаклонному леднику в связках с одновременной страховкой. Ледник местами открытый, местами глубокий снег. Не доходя до края ?поля? начинаем подъём сначала прямо вверх, потом забираем вправо по ходу. Становится круче, движемся с одновременной страховкой через ледобур. Выше становится положе, снег глубже, приходится слегка тропить. Обходим справа по ходу огромную трещину, и, круто повернув влево, траверсируем снежный склон над ней (участок перед цифрой 4 на фото 047). При большем количестве снега такой манёвр представлял бы серьёзную лавинную опасность, но сейчас снег слежавшийся, свежий давно не выпадал, следов лавин на этом склоне нету. По окончанию траверса провешиваем ещё 2 верёвки влево-вверх по крутому льду (до 35?) (участок от цифры 4 до седловины на фото 047) и в 13:00 выходим на седловину перевала.

Спуск прямо вниз на Чонг-Каракоман опасен (крутая осыпь, сбросы, лёд). Логичный простой спуск находим позже, после восхождения на соседнюю безымянную вершину, которую решаем назвать Чонг-Каракоман.

Ночуем на седловине. Спуск начинаем в 7:15. Сначала траверсируем гребень (участок 2-3 на фото 053) - жандармы на гребне обходим либо перелазим через верх - до начала отрога справа по ходу, где (точка 3 на фото 053) и устанавливаем тур. Отсюда спускаемся по осыпному склону на седловинку отрога (точка 4 на фото 053), одеваем кошки и движемся вниз по некрутому (до 20-25?) ледничку. Для прохождения бергшрунда (точка 5 на фото 053) провешиваем верёвку перил, дальше в связках по леднику. У языка ледника (9:15) развязываемся, снимаем кошки.

Отсюда спуск по крутому конгломерату в левобережный карман ледника Чонг-Каракоман. Карман очень удобен для передвижения - в 11:00 мы уже отдыхаем у места разлива р.Чонг-Каракоман (координаты 40.690930, 74.471970).

Координаты перевала: 40,683110, 74,411110

НЕОБХОДИМОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: ледоруб, кошки каждому. Ледобуры 6 шт на связку, перильные верёвки из расчёта одна на 2-3 чел.

ВЫВОДЫ: перевал - красивая средняя по сложности односторонняя 2Б. От руководителя требуется наблюдательность и правильный выбор тактики и направления передвижения в зависимости от состояния склона и опыта группы. К варианту, выбранному нами (с траверсом склона выше большого разлома) и прохождением большей части склона с одновременной страховкой не следует относиться как с догме: в более снежный год этому варианту следует предпочесть подъём в лоб по льду на седловину (точечный пунктир на фото 047) - это потребует больше перильных верёвок, но сильно уменьшит опасность подрезания лавины; более слабой группе при прохождении может понадобиться не 4 перильных верёвки, а 6-8, даже при движении по нашей траектории.

Спуск, найденный нами, имеет очевидные варианты, возможно, позволяющие по осыпи обойти ледник, вместе с ним бергшрунд, а значит и вовсе избежать провески перил. Будет ли такой вариант менее напряжённым, мы утверждать затрудняемся.

Перевал вполне проходится за один день, даже с восхождением на г.Чонг-Каракоман. Наша задержка на седловине объяснялась необходимостью разведки спуска, на которую было потрачено определённое время.

Путь подъёма на пер. Диагональ
Фото 047. Путь подъёма на пер. Диагональ
Нижняя часть взлёта пер. Диагональ
Фото 048. Нижняя часть взлёта пер. Диагональ
Движение по перилам на участке 1-2
Фото 049. Движение по перилам на участке 1-2 по фото 047
Лидер на участке 4-5(по фото 047)
Фото 050. Лидер на участке 4-5(по фото 047) фото 047
Траверс склона перед участком 4-5
Фото 051. Траверс склона перед участком 4-5(по фото 047) фото 047
На седловине пер.Диагональ. Позади вершина Чонг-Каракоман
Фото 052. На седловине пер.Диагональ. Позади вершина Чонг-Каракоман
Путь спуска с пер. Диагональ
Фото 053. Путь спуска с пер. Диагональ
Начало спуска (на участке 3-4)
Фото 054. Начало спуска (на участке 3-4 по фото 053)
Прохождение бергшрунда дюльфером
Фото 055. Прохождение бергшрунда дюльфером на спуске с пер.Диагональ
Спуск с перевала Диагональ и прохождение ледника Чонг-Каракоман
Фото 056. Спуск с перевала Диагональ и прохождение ледника Чонг-Каракоман
  

 

Назад к Отчёту о походе 4 к.с. по Тянь-Шаню (южная часть Ферганского хребта), 2008

Підписатися на Коментарі для "Перевал Диагональ (2Б)"