Перевал Баяман (2Б)

Назад к Отчёту о походе 4 к.с. по Тянь-Шаню (южная часть Ферганского хребта), 2008

II.8.7 ПЕР . БАЯМАН, 4613, предлагаемая к.с. 2Б

СОЕДИНЯЕТ: лед. Баяман (?90, другое название лед. Каракол) на севере и лед. Кашкасу Вост. (?111) на юге. Сложность указана при прохождении от языка ледника Баяман до верхнего цирка лед. Кашкасу Вост. ( например, в связке с пер. Кулун-Кашкасу. Нижняя часть ледника Кашкасу Вост. по информации С.Гладилина (т/к Вестра, г.Москва) сильно разорвана и визуально ?тянет? на 3Б.

НАЗВАН: первопроходцами по местному названию ледника Баяман.

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: группой под рук. Савчинского, август 2008.

ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ (даётся в направлении от языка лед.Баяман до верхней западной камеры лед.Кашкасу Вост.).

Выходим в 7:00 с бивака у языка ледника Баяман на правом берегу потока, вытекающего из-под него. Движемся по удобному правобережному карману. Карман проходит вдоль большей части ледника - аж до ледопада, перекрывающего его от борта до борта. В 9:15 подходим к ледопаду (см. фото 068). Делаем большой привал: наблюдаем за ледопадом, просматриваем путь, одеваем кошки, системы, намазываемся кремом, делаем лёгкий перекус.

В 10:00 выходим. Ледопад открытый, поэтому двигаемся не связываясь, на сложных участках с гимнастической страховкой и на три такта. Пересекаем ледопад слева направо, в направлении просмотренного выхода (см. фото 069). К 11:30 проходим ледопад, поднимаемся на плато выше него и устраиваем обед. Плато сильно разорвано, но проходы хорошо просматриваются. После обеда выходим в 13:30, проходим плато, поднимаемся в перевальный цирк и в 15:45 останавливаемся там на бивак на высоте 4480 м. Одна связка уходит для провески перил на завтра. Впрочем, вскоре начинается пурга и ребята возвращаются, провесив лишь одну верёвку.

Утром выходим в 6:45, за 15 минут подходим к концу провешенных с вечера перил. Поднимаемся по ним - крутой (50*) твёрдый фирн. Далее вешаем перила до седловины. Сначала по фирну до 30* 20м подход под бергшрунд. В самом узком месте есть ненадёжная пробка, дальше короткая (1.5м) вертикальная стенка, отсюда вверх ещё 20 м склона около 60*. Лидер проходит этот участок без рюкзака, потом спускается за ним. Следующие две верёвки - до выхода на седловину - крутизной 60*. Лидер двигается с рюкзаком, но крутит достаточно много промежуточных буров. В 11:20 вся группа выходит на седловину. Складываем тур, оставляем записку.

Спуск начинаем в 15:30 после радиального восхождения на г. Баяман Узловая (4773). По крутой осыпи с выходами льда на кошках спускаемся на ледник Кашкасу. У основания перевального взлёта при переходе через бершрунд организовываем короткие перила.

Отсюда ещё 20 минут хода до верхнего плато западной камеры ледника Кашкасу Вост., где мы становимся на бивак.

Координаты перевала: 40,547210, 74,563230

НЕОБХОДИМОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: ледоруб, кошки каждому. Ледобуры 4 шт. на верёвку, основные верёвки из расчёта одна на 2-3 чел.

ВЫВОДЫ: Перевал - сложная, но принципиальная 2Б (в связке с пер.Кулун-Кашкасу он обеспечивает, по-видимому, простейший путь с лед. Баяман на лед. Кулун). Эта сложность легко обеспечивается одним только ледопадом, а ведь после него ещё нужно перелезть через бергшрунд и пройти 4 верёвки крутизной 50-60*. Южный перевальный взлёт напротив, несложен и ?тянет? не больше, чем на 1Б ( фото 077). Существует много вариантов преодоления северного перевального взлёта в зависимости от состояния наддува, свисающего по всей длине седловины, от наличия снега на склоне и проходибельности бершрунда. По нашему пути не было карниза, была пробка, облегчающая преодоление бергшрунда и не было следов ледовых обвалов и схода лавинок. Одновременно левее и правее нашего маршрута такие следы наблюдались. В любом случае, проходить северный склон перевала рекомендуется ранним утром, до прогрева склона восходящим солнцем.

Конечная морена лед. Баяман. Стрелкой показан путь группы - по правобережному моренному карману
Фото 066. Конечная морена лед. Баяман. Стрелкой показан путь группы - по правобережному моренному карману
Движение по правобережному моренному карману лед. Баяман
Фото 067. Движение по правобережному моренному карману лед. Баяман
Перед прохождением ледопада Баяман
Фото 068. Перед прохождением ледопада Баяман
Ледопад Баяман
Фото 069. Ледопад Баяман. Кружком показано примерное место выхода из ледопада
Прохождение ледопада Баяман
Фото 070. Прохождение ледопада Баяман. Стрелкой показан дальнейший путь группы
Верхнее плато лед. Баяман
Фото 071. Верхнее плато лед. Баяман
Петляние между трещин на верхнем плато лед. Баяман
Фото 072. Петляние между трещин на верхнем плато лед. Баяман
Северный взлёт перевала Баяман
Фото 073. Северный взлёт перевала Баяман
Преодоление бергшрунда на взлёте пер. Баяман
Фото 074. Преодоление бергшрунда на взлёте пер. Баяман (участок 2-3 на фото 073)
На перилах в верхней части взлёта пер. Баяман
Фото 075. На перилах в верхней части взлёта пер. Баяман
На седловине пер. Баяман. Вид на восток
Фото 076. На седловине пер. Баяман. Вид на восток
Южный взлёт пер. Баяман. Вид с ледника Кашка-Су
Фото 077. Южный взлёт пер. Баяман. Вид с ледника Кашка-Су



Назад к Отчёту о походе 4 к.с. по Тянь-Шаню (южная часть Ферганского хребта), 2008

Підписатися на Коментарі для "Перевал Баяман (2Б)"