Цена момента или чего стоит этот момент

Відмітити
0

После определенного промежутка снова полазил по тур-альп сайтам.
И тут появились две интересные и на первый взгляд несвязанные ссылки.

Первая - вопоминания Е.И. Тамма - одного из сильнейших альпинистов 60х, и силнейших тренеров 70х. Автор многих первопрохождений, тренер и рукоdодитель советской экспедиции на Эверест 82, активно участвал в спортобществе Академии Наук СССР. Ну и "на гражданке" - доктор наук, автор многих учебников.

http://www.mountain.ru/people/sketch/2002/Tamm/index.shtml

В рассказе классно показа грань все хорошо/все плохо. Очень важно понимать не на своей шкуре, что значит ваш самый малейший шаг. И нужно понимать какие факторы влияют на этот шаг.
Понимание этой грани и ее призрачности намного более мобилизует готовиться, чем уговоры руководителей, или старших товарищей.

Вторая ссылка - просто описание ЧП в этом году на Эльбрусе.

http://www.risk.ru/users/svedenin/7152/

Интересно что три года назад на летнем Эльбрусе, практически в том же месте, было очень похожее ЧП с ребятами из клуба Скифы и руководителем из Арсенала. Тоже срыв, невозможность задержаться.
Интересно обсуждение по ссылке, где в качестве причин последствий, и самого НС, перебирают огромное кол-во факторов: маршрут, время движения, опыт, необходимость МКК, работу МЧС, нюансы оказание мед помощи, медикаменты, этика спасработ.

Я к чему свел эти ссылки вместе. Просто что бы сходить хорошо в горах, нужно все эит факторы собрать и проанализировать внизу, потому что наверху они влияют именно на вот эту грань "все хорошо/все плохо"

Відмітити
0

Тамм - это не Мужик, а Мужчина. Я когда- то на форуме Тревеле резко высказался относительно "тупых мужиков". На самом деле хотелось тогда сказать вот что: недостатки - продолжения достоинств.Допустим в среднем упрощенно: У мужчин есть смелость, решительность, уверенность браться за что-то. У женщин - тревожность, несмелость, неуверенность. Так вот у хорошего руководителя должно присутствовать и то и другое. Первое нужно для решения поставленной задачи, а второе - для непопадания в задницу, умения почувствовать приближение, умение чувствовать людей.
Знаю одного из старых членов гор или облМКЦ . Из категории "Мужжик" - без вопросов.Но -несколько эпизодов, в том числе и с трупом я использовал в статье "Почему мы попадаем в ..."
По поводу пола я тут упрощаю ситуацию конечно, но...
Вот заглядывали последний раз на наше МКК ребята, собирающиеся вести в Крыму очень большую, несхоженную группу как ни крути - чайников. Сразу настораживает шапкозакидательское отношение "да че там?". Люди совершенно не озабочены безопасностью, а сосредоточены на прохождением маршрута.
Хорошо, конечно, что они перед этим еще собираются пробежать его снова, оценить на месте.
А плохо то, что не примеряют "слабое звено" на ключевые и не только места маршрута. Т.е. очень важно руководу учиться смотреть маршрут глазами каждого участника - до похода. И в походе.
А по Эльбрусускому ЧП. Место почти тоже. Следовательно - закономерность.
Конечно, можно думать и удобно думать, что то же зацепление кошек случайность. Но этому явно могло способствовать предельная усталость на спуске. Уже обдумывая только этот момент, его причину, можно сделать ряд выводов. А есть и другие...
И еще: чтобы избегать опасных ситуаций, надо их знать и представлять. Например снежный мост на реке потенциально опасен. И если нет возможности его обойти, естественно надо думать о минимизации риска: не ходить толпой, не ходить над самым тонким местом, использовать страховку при сомнении(умную, не формальную). С мостика с мокрыми досками есть шанс улететь - страхуйтесь!Продуманно, с учетом возможного падения и просчитывания последствий. И таких моментов - много.

Відмітити
0

Слова одного из опытных форумчан этой статьи:
?Серёга, я ещё 20 лет назад с жетонными сборами из этого угла дважды таскал трупы. Народ ничему не учится. Одна и та же картинка повторяется из года в год. И проблема даже не в ошибках, а в самоуверености, что так и нужно ходить. Боюсь что убедить никого не удастся :( Пока человек сам не почувствует что такое Эльбрус в плохую погоду и не поплутает в тумане между бескрайних трещин, он так и будет думать, что это стадион для забегов.?
Что интересно и время - 18.30 и место конечной остановки сорвавшегося полностью совпадают с историей со ?Скифом? и Тополенко.
Видать про этот угол спасы должны знать и в КСС предупреждать при регистрации и консультации маршрута. У меня тогда только один вопрос. Раз на одном и том же месте не один год собираются трупы, то почему КСС не разошлёт рекомендации по клубам о запрете спуска обледенелым склоном в кошках в р-оне середины и выше гребня Ачкерьякольского потока. Более того, давным - давно можно было бы разослать во все МКК СНГ обязывать выпускающиеся группы спускаться с вершины или из-под вершины с начала скального гребня сверху исключительно по камням и скалам. Я там был, видел и понимал, что по фирну или снегу справа от гребня спускаться значительно легче и быстрее, что и делают будущие аварийщики. Но самое главное, что всех подводит - высота (5000) + усталость + вечер (после восхождения). Поэтому наша руководитель и рекомендовала участникам перейти на каменный гребень и спускаться по нему. Идеальный вариант безаварийного спуска с вершины по потоку до середины, а там можно и сойти на снег слева по ходу движения, т.к. уже безопасно. Писала бы МКК при выпуске в маршрутной книжке: ?..(что сказано выше) и тогда уже горе-руководителей можно судить, спасов оправдывать, даже если они появились через день-два. Руководитель предупреждён? Предупреждён. Вся ответственность на нём.
А то, что аварийные группы выходят без регистрации?
Во - первых такие истории всегда были, есть и будут. Это закон природы.
Во - вторых ?наезжать на спасов? в таких случаях на форумах, в печати, распускать сплетни можно было бы давным-давно прекратить. Понятно, что спасы, как врачи и их долг - спасать даже идиотов. В принципе не знаю случая, чтобы спасы принципиально отказались идти на спасение незарегистрированных. Но если во всех туристских секциях, турфирмах объявить о снятии ответственности за огрехи спасательных операций НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ в КСС туристов, даже сославшись на проблемы финансирования, все поймут всё правильно и к спасателям претензии будут предъявляться в самую последнюю очередь, если вообще будут предъявлять.
Мораль простая. Если какой-нибудь городской ?чайник? начнёт собирать группу на Эльбрус, Большие горы, то после подобного ?оповещения? населения или инфраструктуры большая вероятность, что кто-то из родственников, знакомых потенциальных аварийщиков скажет об опасности безрегистрационного варианта похода. Ведь по радио, телевидению, периодически сообщают о важных изменениях в законодательстве, там ГАИ, новых каких-то правилах, о ядовитых грибах, о клещах? Пару объявлений в течении недели о новшествах, потом перед летним сезоном повторить, потом ещё пару лет перед новым летним сезоном повторить. И ?дикие? группы либо поисчезают, либо перестанут лазить на Эльбрус и другие опасные горы. Единственно соответствующим службам проконтролировать тексты объявлений, чтоб не получилось, что из объявления люди сделают вывод, что вообще в горы ходить нельзя или откажутся ходить, потому что заколебала уже эта трёхдневная регистрация уже и в горы. :-)

Ну а насчёт верёвки и связок. Вот вам и конкретный пример результата НЕСВЯЗЫВАНИЯ на обледенелом склоне: только один пострадавший. А если б была связка? Сколько уже было обговорено, переговорено, даже в этом форуме. А я и руководитель Горошко и тогда говорили, и сейчас жизнь подтверждает, что связывание в таких ситуациях - потенциальные трупы. Ведь многие и тогда и судя по комментам и спорам на ?Риске.ру? и сейчас не понимают и не знают, что многие люди погибают не оттого, что сорвались и пролетели там 400 - 800 метров по льду. А оттого, что связующая верёвка любой связки при скатывании на скорости хаотично наматывается на тела, приближая их друг к другу и они колят друг дружку кошками и ледорубами, как штыками. Как видно, и тут кошки сыграли свою роковую роль. Нас учат, что при срыве в кошках, надо при зарубании лицом к склону сгибать ноги в коленях. Но, как правило, этот приём все отрабатывают только на снегу из-за ?наждачных? свойств льда. А реальность такова, что по-любому надо (для серьёзных походов) тренироваться МОЛНИЕНОСНОМУ зарубанию на льду, для гашения критической скорости и даже в рамках походов (подыскав более пологий безопасный ледничёк). При срыве на льду важны выработки именно молниеносных рефлексов. Если на снегу клювом можно уже тормозиться из любого положения тела, создавая максимальное давление руками на клюв, даже если сначала будет не очень удобно, там спиной к склону, лёжа на рюкзаке, то потом можно за счёт выкручиваний и кувырков перевернуться на живот, ведь увеличение скорости не такое большое. Но на льду нужно вырабатывать другую психологическую матрицу. Итак понятно, что молниеносный переворот на льду надо выработать на снегу. Но после обязательно закрепить на льду, уделяя внимание быстроте переворота или разворота головой вверх обязательно со своим рюкзаком за плечами. Вообще описаний личных впечатлений срывов на льду и зарубываний мало. На это есть причины и главная - срыв на льду уже нежелательное ЧП и более опытные это проходят виртуально и немного реально. Я, например пару раз срывался, но чуяв всю опасность положения, ?вгрызался? клювом в лёд. Потом научился по ходу подъёма или спуска ?рисовать? на льду линию движения и потенциальные действия в случае срыва и так делаю уже постоянно. При этом думаю, как я буду ?убирать? или сгибать в коленях ноги, как могу сорваться и как потенциально буду выкручиваться телом с рюкзаком. Вот такие вещи важны при прохождении сложных маршрутов или опасных крутых обледенелых участков..
Конечно понятно, что от руководителя и опытных участников зависит своевременный переход от связывания на трещиноватых ледниках, к выходу на крутой лёд, к началу страховок через ледобуры, потом к уместному развязыванию на безопасных участках и т.д. Все эти своевременные разумные переходы важны. Но надо ЗНАТЬ и УМЕТЬ и самостоятельно действовать. Это важно для безопасности. Где? В первую очередь на спуске, на высоте, когда устал и концентрация снижена и можно сделать ошибку и неосторожный шаг. Из воспоминаний и анализа высокогорных Н/С, львиная доля трагедий происходит именно на спуске, к вечеру (вечером), в сумерках (в темноте, плохой видимости), из-за высоты. Но в основном на спуске (с перевала, вершины), когда чувства безопасности притуплены. А закон гор таков, что, как правило, с утра мы бодры и поднимаемся на перевал (вершину), а во второй половине дня мы уже уставшие спускаемся.
Вот это тоже всё цена момента - МОМЕНТАЛЬНО остановиться, чтобы не набрать скорость, моментально среагировать на срыв участника связки.
Когда-то на Кавказе наша связка из 4 человек сорвалась на снежном склоне. Два страховали, два спускались. Сначала один при срыве начал вяло тормозить, другой не сообразил зарубиться. Когда летели уже двое, ледоруб третьего не спас положение, но рывком притормозил скорость. Так как это была 2 к.сл., а ледорубы были дефицитом, я страховал альпенштоком, и в доли секунд оценив ситуацию, лёг всем телом на верёвку, держась за древко воткнутого альпенштока. Но рывок трёх бугаёв был такой силы, что переломил пополам толстую крепкую палку, и в этот МОМЕНТ фактически остановился ход связки, но в следующий МОМЕНТ мы дружно поехали, а потом и полетели по склону. На всю жизнь запомнил свист ветра в ушах (а ехал я по склону к нему лицом ногами вниз) и резкое удачное торможение на камнях перед бараньими лбами. И честно говоря больше сам не желаю и другим не советую испытывать цену таких МОМЕНТОВ. Учитесь на чужих историях и опыте.

Відмітити
0

очень толковая наглядная история материал руководителям о том, как происходят ( и довольно часто) ЧП на маршруте.
Речь идет о "точке возврата".
Нужно уметь признавать неготовность команды к давно облюбованному маршруту. А это как раз самое сложное.
Маршрут может усложниться.
Так вот о точке возврата. На самом деле ничего сложного нет.
Руководитель
а) должен адекватно оценивать резервы(снабженческие, физические, моральные и т.п.) группы вообще и каждого в частности
б) быть в состоянии мониторить темпы снижения резервов вообще и в часности
в) четко определить точку возврата
г) иметь мужество принять решение отступить и быть освистанным при этом.

А главная задача руководителя -принимать Правильные Решения...А не быть самым сильным или быстрым.

http://forum.obozrevatel.com/weblog_entry.php?r=16
"Роман понимал, что за эту ночь они израсходуют весь запас газа, но другого выхода не было, угроза получить обморожения была вполне реальной. Он всю ночь тормошил друзей, заставляя разминать затекшие суставы, шевелить онемевшими пальцами, с ужасом представляя, что могло случиться, если бы они не наткнулись на эту спасительную полочку. Истощенные восхождением, на высоте более четырех тысяч метров они до утра превратились бы в застывшие мумии?
Первые проблески света были встречены дружным ?ура!?. Они выжили? На остатках газа вскипятили пару кружек воды, жиденький чай радостно побежал по застоявшимся сосудам, зажевали сухофруктами, по-братски поделили маленькую шоколадку, вот и весь завтрак альпиниста, и..... вперед, пока солнце не прогрело последний, самый опасный участок скалы, который ему не нравился с самого начала восхождения"

это "вперед" уже сродни панике....

Відмітити
0

УШБА в ФЕВРАЛЕ по 6А-Б.... Мне кажется, что ТАКИЕ восхождения заканчиваются либо "точкой возрата", либо ТАК, а главное, чего я так и не понял: а зачем именно в феврале??? я не понимаю таких людей((((

Відмітити
0

Zhenya написав:
а главное, чего я так и не понял: а зачем именно в феврале??? я не понимаю таких людей((((

Ну так спорт же. Так же, как ты, например, предпочтешь более сложный, но и более интересный маршрут тому, по которому курортников водят.

З.Ы. "Ладно, хватит лясы точить, нам еще два шкуродера проходить" (С)

Відмітити
0

Хороший репортаж по теме

http://www.youtube.com/watch?v=BQ64MLuBEb4

Меня например совсем не трогает то, что такие люди идут на смерть сами - это их собственные жизни и выбор. Трогает то, что они требуют рисковать жизнями других людей ради своих амбициозных задниц. Именно требуют - вызов спасателей уже есть требование. Да ещё после смерти товарища и спасения от смерти самих так улыбаться на камеру... Совсем без мозгов и совести ребята..

Підписатися на Коментарі для "Цена момента или чего стоит этот момент"