Kiel (Deutschland) – Puttgarten – паром – Rodby (Denmark) – Roskilde – Kobenhavn – Dragor -Kobenhavn – Ringsted – Odense – Kolding – Ribe – остров Romo – Flensburg (Deutschland) – Kiel.
Протяженность 900 км
Длительность 26 ч. вкл. 6 ч. сна
Стоимость 40 е
Состав : Шаповал Таня, Carsten Weidner, Сергей Коротков, Шаповалов Д.С.
В одни из прошлых выходных ездили в Данию. Машина была у немца (Карстена), коллеги по институту. Как оказалось, такие автомобильные поездки очень привлекательны и своеобразны.
Как принято здесь, в Германии, готовиться начали задолго (т.е. все тщательно готовились, а я делал вид, что готовлюсь, разрабатываю план и что, вообще, все оk). За две недели предупредил Карстена, что нужна палатка и спальники. Потом купил карту, а в последний день до поздней ночи считал сколько километров надо проехать и в каком направлении. Дело в том, что в субботу утром мы должны были встретить знакомых из Дрездена (более 600км от Киля) – Таню и Сергея, а в воскресенье посадить их на последний поезд в обратном направлении. То есть на все было 2/3 субботы и утро воскресенья. Вечером в пятницу мне удалось уделать могучий алгоритм www.bahn.de и придумать последовательность обратных поездов до Дрездена, которая начиналась из Киля на 1.5 часа позже, чем последняя из плана bahn.de (Правда у них было 4 пересадки, а у меня 6).
В результате вырисовывалось кольцо из Киля в Данию и обратно: сначала по материковой части, потом через остров Фюн и город Оденсе в Зеландию, на восточной оконечности которой нахо-дится Копенгаген, и после прямо на юг к парому в немецкий город Путтгартен, откуда до Киля всего 90 км. По плану все было здорово, только я не знал в каком направлении по этому кольцу ехать. Перед сном думал, думал, пришел к какому-то выводу, заснул, утром оказалось, что забыл, о чем надумал ночью, все заново и т.д. В конце концов, сначала поехали в Путтгартен, к парому.
Субботнее утро встретило кильским обычным ветром, и неожиданно ярким солнцем и ясным небом. Хотя на градуснике было +6С. Вещей как обычно было слишком много, пришлось оставить тяжелый том формата А3 с 2км картами всей Германии (хотя, а если бы понадобились, как без них?). На вокзале встретили Таню и Сергея, торжественно вручили им хлебдасоль (батон, упакованный в полиэтилен и пачка соли – все это обмотанно скотчем, как бомба). Путь из Дрездена был неблизкий, и чтобы приехать в Киль первым поездом они с десяти часов вечера до трех ночи гуляли по ночному Берлину. Но это мелочи, издержки, кроме того им понравилось, да и вид был свежий. Сразу поехали смотреть на немецкую подводную лодку времен войны, для некоторых главную достопримечательность Киля. Карстен немного неправильно понял и привез нас на пляж. Так как в Балтийском море еще никто до этого не купался, назад пути у нас не было. Таня заранее, еще в Дрездене, морально готовилась к моржеванию, а я, как обычно, был всегда готов. Песчаное дно оказалось пологим, и до глубины по пояс пришлось бежать метров 30. Там нам с Сергеем ничего не оставалось делать, как 10 минут под сильным ветром орать "Таня не тяни резину, давай сюда!". У Тани было иное представление о подвиге, и она, попрыгав по колено в воде с минуту, выскочила обратно на берег. Мы к тому моменту уже согрелись и поплавали (теплее, чем на воздухе, все-таки). Эвакуация с пляжа была настолько быстрой, что я забыл одеть все майки, и после Дания мне запомнилась, как ну очень холодная страна. Пока мы рассекали просторы Балтики, Карстен сделал, по его словам, 4-5 кадров, хотя на деле получилось 14-15.
Подводная лодка U-995 гордо стояла на берегу на постаменте, посетителей было немного. Внутри, как и во всех подлодках, очень много разных ручек, регуляторов, вентилей, по сравнению с нашей подлодкой типа С времен войны люки пошире, и больше спальных мест (не только в носовом отсеке, в обнимку с 6м торпедами). В подводники брали очень низких людей, судя по койкам – 150-160см. Винты, несмотря на свой большой диаметр, очень тщательно обработаны для уменьшения шумности лодки, об их кромку можно порезаться. Снаружи продавали сувениры: кружки в виде подлодок, флаги кригсмарине, морские ракушки и т.п.
Время поджимало, погнали к парому. В пути оказалось, что у Карстена, когда-то 3 месяца пробывшего на практике в Дубне, куча дисков с альбомами ДДТ, Арии, Наутилуса и даже Черного Кофе. Сколько я тут немцев не видел – на них очень сильно влияет поездка в Россию. Или начинают усиленно учить язык, слушать музыку, приобщаться к культуре, но больше всего они неустойчивы к образу жизни – для нас обычному, а для них экстремальному, похожему на наркотик, который можно употреблять только в малых дозах.
Часовая переправа на пароме стоила 45е (евро) с машины, паромы отправляются каждые полчаса. Платишь, становишься в очередь, загорается светофор, едешь по туннелям, останавливаешься перед знаком. Мы внутри. Можно выходить, идти гулять, смотреть на море, в ресторан или по магазинам. Корабль, действительное чудо инженерной мысли, – 4-х палубный. Сначала заезжают на нижнюю палубу грузовые фуры (самые тяжелые), вторая палуба – для легковых авто, на третьей – duty-free магазины, игровые автоматы, обменники, закусочные. Наверху – еще рестораны и выход на воздух. Все машины заезжают через нос, который потом опускается на место. Все, понятно, до предела автоматизировано. Пассажиры в основном ходят по магазинам, приносящим владельцам парома доход не меньший, чем собственно перевозки. В Дании (и вообще в Скандинавии) очень дорогое спиртное (вплоть до 40$ за поллитра в Норвегии).
Точно по расписанию нос парома подымается, и мы въезжаем в Данию – страну победившего социализма. Ни проверок паспортов, ни таможни – как выехали из корабля, так сразу можно и разгоняться до крейсерской скорости. Всем известно, что дороги и машины в Европе – что надо. Недавно я это прочувствовал. Когда у нас едешь на Жигулях со скоростью около 100км/ч, то прекрасно видишь и ощущаешь, что это 100 (сто километров в час), очень большая скорость, почти предел. Если что-нибудь случится на такой скорости, то койка в больнице на месяц, если не больше – гарантирована. Тут же едешь на старом фольксвагене Поло, смотришь по сторонам – что-то медленно все движется вокруг, как при велосипедной езде и машину не трясет. А на спидометре в это время – 170! Такие обманчивые впечатления. В поездах то же самое. Как-то прошел вдоль путей метров 100, искал стыки между рельсами, не нашел ни одного. Только одно место показалось подозрительным. Ресьсы все-таки имеют конечную длину! И стыки должны быть! Но найти их визуально невозможно.
Полдень. Наша цель – Копенгаген. За окном типичный датский пейзаж: поля, белые и желтые домики с красными черепичными крышами, крутящиеся ветряки. Лесов почти нет. На Кильщине тоже ветроэлектростанций много, но в Дании, стране с постоянным ветром, ветряки вырабатывают 10-15% электроэнергии. (что, наверное, сравнимо с процентами от ГЭС в Украине). Проехали живописный поселок с многозначительным названием Gavno. На нас сразу нахлынули воспоминания о Родине. Вот бы послать отсюда открытку домой. Заехали в Роскильде, очень древний город, в соборе которого покоятся останки датских королей и центр деятельности викингов. Архитектуру и шедевры искусства здесь и далее подробно описывать не буду, кроме особых случаев, так как за месяц в Германии и после Дрездена с Берлином все к этому привыкли. Наконец увидели настоящих датчан. Действительно, все высокие, здоровые и светловолосые, очень типичные. Из-за сурового климата своей страны очень спокойны и уравновешены, как бывалые туристы-водники, что не мешает им эффективно решать возникающие проблемы. В Дании, где экономика сильно зарегулирована государством, очень трудно найти очень бедных или очень богатых. Причина этому – развитая социальная политика и большие налоги. Например, при покупке машины иногда приходится заплатить 120% от стоимости только налогов. Из-за этого цены как минимум в полтора раза выше немецких. Тем не менее, экономика развивается, в основном в высокотехнологичном и IT-направлениях. А на самом деле видно все успехи из-за больших запасов нефти и газа в Северном море.
Музей викингов в Роскильде – главный в Дании. Группа зданий на берегу морского залива, обычных и деревянных, небольшая пристань, к которой пришвартованы 6-8 кораблей (на заднем плане обычная пристань с парой сотен яхт), сделанных в настоящее время и копирующих древние военные и торговые суда разных времен. В зданиях – остатки реальных кораблей, быт и история викингов, а также мастерские. Во дворе стоит ладья under construction. У местных энтузиастов главная цель – доплыть до Гренландии или Северной Америки, повторить древние походы. До Исландии уже доплыли. Видно, что люди здесь занимаются делом.
За час до темноты въехали (ввалились) в Копенгаген, по карте города 10х10см петляли по улочкам с односторонним движением, фотографировали памятники, рассматривали архитектуру. Так объехали весь центр, сам же город очень большой, т.к. дома максимум 5-ти этажные и если подняться, например, на спиральную башню церкви Спасителя, то видно все, даже Швеция через пролив. В центре дома разнообразные, а дальше преобладают типовые многоквартирные, хотя обилие дворцов, замков и памятников компенсирует это. После, в сумерках, поехали в Кристианию, район населенный хиппи, не признающими датские законы, весь разрисованный граффити и где можно свободно купить травку и прочую дурь. Говорят, все копенгагенские школьники были там хотя бы раз, попробовать. Дурь мы не увидели, хотя на росписи и местную полицию насмотрелись. Почти как на футболе в Киеве – оцепление, с щитами и касками. С трудом смогли проехать.
Если уж из Дрездена в такую даль забраться, то стыдно не заехать в Швецию, в Мальме. Туда, через 18км пролив ведет туннель и мост, посроенный недавно, шедевр датских инженеров (длинее только в Японии). Мост оказался платным, цена по нашим оценкам больше 60е туда и назад. Хорошая цена для того, чтобы часок по Швеции послоняться, а потом детям рассказывать. Долго и с подробностями. Шведы так на выходные побухать в Данию ездят. После надписей через все полотно "SWEDEN. TOLL ROAD" и "THE LAST ESCAPE TO DENMARK" быстро съехали с трассы. Но Швецию мы все-таки увидели. И монет шведских привезли. Будет, что детям рассказывать.
Южнее моста, на берегу моря есть поселок Dragor, откуда раньше ходил паром. Заехав на самый длинный причал, пройдя вдоль многочисленных рыболовных баркасов до его конца (никто не охраняет!), забрались на какой-то сарай и шведский брег раскинулся перед нами во всей своей ночной красоте. Огоньки Мальме, маяков и мост были отлично видны за 15 км. Мост имел множество опор, поддерживающих полотно (2 уровня – авто и ж/д) снизу и только две высокие, более 100м, которые поднимались посередине и на оттяжках от которых полотно дороги было подвешено сверху. Фарватер проходит между двумя главными опорами, т.к. ширина и высота пролета там наибольшие, а остальные опоры только поднимают полотно до уровня главных двух. По традиции, погрозив отсель шведам кулаком (из Питера Петр им уже грозил, теперь шведы окружены, но не гнутся), уехали обратно в Копенгаген, куда вернулись под звуки "Раскачаем этот мир" Арии.
Время было позднее, поужинали, обошли Тиволи, съездили в действующий королевский дворец (старение королевы можно проследить по профилю на 10-ти кроновых монетах), что-на нас часовой с автоматом слишком косо для Европы смотрел, и вспомнили, что забыли о самой главной туристской, самой попсовой достопримечательности Дании – Русалке, сидящей на камне на берегу моря и которой уже два раза отпиливали голову. Если ее не видел, считай что зря, в пустую ездили сюда. По рассказам знающих людей скульптор Эриксен решил ваять Русалку с лучшей актрисы королевского театра, но та не согласилась. В результате голова получилась актрисы, а все остальное – жены скульптора.
Стали думать, как по-английски будет русалка. Ни до чего лучше water-women не додумались. Ответ: mermaid. На вокзале нашли датскую карту, где было написано Lille Havfrue. После сложного ориентирования по улицам города – приехали. Ночь. Туристов – никого. Вокруг плавают большие белые морские птицы. Наверное из-за этого мы действительно прониклись сочуствием к ней. И в правду очень красивая. Как ей там, голой, на камне при температуре +2С сидеть. Через дорогу от Русалки был большой замок. Но мы его не заметили (позже, в книге у видел). Тихо сели в машину и уехали.
Подводную скльптуру водяного в одном из городских каналов решили не искать и поехали из Копенгагена, через всю Зеландию в материковую часть Дании. Проехали еще через один гигантский мост, длиннее того, что ведет в Швецию, хотя их конструкции идентичны. Мост оказался платным, 35е в одну сторону, сюрприз. Все сильно устали, особенно те, кто перед этим ночью по Берлину гулял. Отвергнув предложения ехать всю ночь, около 12, не доезжая до Оденсе, свернули с трассы, нашли место на каком-то поле (в 20м от дома хозяина, который мы не заметили) и заночевали. Половина в палатке, остальные – в машине. Ночью было чуть больше нуля, пару раз шел дождь, Сергей 2 часа пил 3 пива (определено по звону бутылок), прогуливаясь по окрестным холмам.
Утром стартовали в 5. Предрассветные сумерки. Почти все кроме водителя продолжали спать. За окном типичный датский пейзаж – городки, поля. Только ветряки не крутятся, нет ветра. Около 8 часов приехали в Рибе, старинный город на берегу Северного моря, и зачем скрывать, Атлантического океана. Вдруг все затянуло тучами и пошел ливень. Самое время вспомнить известную датскую пословицу – "Если тебе не нравится погода в Дании, подожди полчаса и все изменится". Действительно, вскоре облака разошлись, и Рибский собор, со всеми своими башнями и статуями выглядел очень эффектно на фоне синего неба в лучах восходящего солнца.
На берег Атлантики решили выйти на острове Ромо. К острову ведет дорога по дамбе, среди мелких, как в Сиваше заливов. На Атлантике очень сильны приливные явления, мы ехали в отлив или сразу после него. Чтобы искупаться, нужно найти место, где глубина подступает непосредственно к берегу, иначе можно часами ходить по колено в воде. На подъездах погода опять испортилась и опять исправилась. Насчитали одновременно 3 радуги на небе. Видно ночью тут сильно штормило и сейчас ветер, как бульдозер, расталкивал по углам неба массы облаков, остатки ночного побоища. Въехали на остров. Поднялись на его самую высокую точку – 20м холм на 100 квад.км площади. Вокруг – суровая северная тундра: травка, мох, пара низких сосен с отдалении. Бугристая поверхность земли. Все как где-то на Чукотке, с ее вечной мерзлотой. Вдалеке – дюны и берег океана. Уже доехав по дороге до берега увидели, что вода начинается через километр, а до нее – ровная песчаная гладь, покрытая лужами, протоками и т.п. Местные ехали напролом, как фанаты подледного лова по льду Финского залива в конце зимы. Мы шли, прыгали, переносили на руках. Не все дошли до конца. Место, конечно, удивительное, а еще в первый раз. Бесконечный чистый пляж, прибой, океан, ветер, солнце. Походив по колено в воде ("искупались" в Атлантике, однако), оказалось, что вода теплее, чем в Балтийском море. Видно из-за того, что мелкая Балтика быстрее остывает после лета. Обратно идти было труднее, т.к. после отлива прибывала вода. Покинули Ромо очень воодушевленные, а еще под звуки "В последнюю осень". Для меня этот остров стал главным открытием поездки.
Наш дальнейший путь лежал в направлении "домой и как можно быстрее". Через небольшие датские городки, немецкую границу (безлюдные, заброшенные турникеты), Кильский канал с кораблями, идущими сплошным потоком, пролетели безостановочно, снимая их не выходя из машины. За 45мин до поезда были в Киле, где еще успели пообедать.
Что осталось: кому-то еще 8 часов пытаться заснуть в поездах по пути в Дрезден, кому-то долго чистить машину и разбирать барахло и стараться случайно не заснуть раньше времени. В понедельник на работе все будут хрипеть, сопеть, никто не сможет двух слов связать. Вроде и всю Данию не объехали и в половине музеев замок поцеловали и т.д. Но все довольны, особенно немецкий любитель экстрима Карстен, который спустя неделю все еще кашляет, хотя не купался ни разу (даже хочет еще поехать). Да дело и не в Дании, как таковой.
Цель придумать нетрудно, например, экспедиция на самую высокую точку Дании, холм Yding Skovhoj, 173м над у.м.
Дмитрий С. Шаповалов, 26 октября 2002, Киль.
Также интересные рассказы о Датской жизни можно прочитать на сайте Всеволода Власкина. Кроме того, там находится много ссылок на интернет-ресурсы, связанные с Данией.