Велопоход на полуостров Тарханкут

Велопоход на полуостров Траханкут
У самого синего моря...

Нитка маршрута:

Красноперекопск - Раздольное - Стерегущее - Бакальская коса - Бакальское озеро - Межводное - Черноморское - урочище Джангуль - Оленевка - мыс Тарханкут (Маяк) - урочище Атлеш - Окуневка - оз. Донузлав - Медведево - Веселовка - Евпатория

Участники:

Саша (22 года) - организатор похода, веломеханик, фотограф.

Юля (21 год) - завхоз, штурман.

Максим (25 лет) - местный абориген.

Даты: 30 июня - 5 июля 2009 г.

Больше всего на свете я люблю путешествовать по местам практически не затронутым цивилизацией. К сожалению, на территории Украины их осталось не так уж много. Еще меньше таких на побережье Черного моря. Но если очень захотеть, то на карте Крыма все же можно отыскать несколько уголков природы, до которых еще не дотянулись загребущие лапы застройщиков, инвесторов и прочих псевдо-развивателей туризма. Одно из таких мест ?полуостров Тарханкут .На сегодняшний день его акватория считается самой экологически чистой в Черном море.

30.06.2009

Наше путешествие началось с высадки из поезда на станции Красноперекопск, откуда предстояло за день проехать около 85 км. по трассе до Бакальской косы, где и планировалось заночевать. Погода была типично крымская: палящее солнце с самого утра раскаляло воздух и заставляло плавиться все окружающие предметы, включая асфальт, велосипед и даже мой мозг. Во избежание последствий как солнечного, так и асфальтного удара мы защитили наши головы велосипедными шлемами и, вызывая уже привычный интерес у местных жителей и туристов (заключающийся в повороте головы со слегка приоткрытым ртом на n° и долгом созерцании нам вслед), спокойно покатили по трассе в нужном направлении.

План первого дня был выполнен на все 100 % не смотря на сильный встречный ветер, очень затрудняющий движение даже по гладкому асфальту. Как и следовало ожидать, хороший асфальт порадовал нас лишь на небольшом участке трассы М-24, ведущей из Красноперекопска в Симферополь, а после поворота на второстепенную дорогу Т 01 07 колеса наших велосипедов покатились по уже привычному дыряво-раскрошенному подобию асфальтированного дорожного покрытия. Самое обидное в таких дорогах то, что в самом лучшем состоянии находится их центральная часть (естественно, так как на них идет минимальная нагрузка), так что при не очень оживленном движении так и хочется проехаться по разделительной полосе, чтоб спокойно миновать стороной хоть немного выбоин и бугров, которыми сплошь усеяна боковая часть дороги. Но такая возможность есть далеко не всегда, так что в основном приходится держаться обочины. А вот с обочиной на таких местного значения дорогах начинают происходить порой самые неожиданные метаморфозы. По мере удаления от главной дороги обочина сначала заметно теряет признаки ровной плоскости, на ней появляется все больше ям, песчаных насыпей и прочих рельефных отклонений, затем она начинает постепенно сужаться до такой степени, что ехать можно только по белой полосе, отделяющей основную часть автомобильной трассы от уже почти не существующей обочины.

Наконец полностью исчезает и сама полоса, и вот тут становится совершенно не понятно где же ехать закатившемуся на такую трассу велосипедисту: по траве или песку как-то не комфортно, да и вообще не всегда возможно, а на асфальтированной части дороги уже становится тесно. Такая езда принимает особо экстремальные формы, когда мимо проносятся громадные фуры, дышащие на ладан ржавые местные автобусы или сумасшедшие джипы на скорости 200 км/час.

Еще одно незабываемое впечатление от езды по асфальтированным трассам получаешь смотря себе под колеса, где периодически возникают плоские фигурки, напоминающие своими очертаниями в основном ежиков, иногда кошек и собачек, попадаются также лягушки, разнообразные птички, а один раз даже енот. Такое себе кладбище раздавленных зверушек. Ни одному автомобилисту из окна машины эти несчастные животные не заметны, но когда едешь на велосипеде, насчитываешь их десятками. Я сбилась где-то на цифре 35. Стало очень грустно и чтобы разогнать тоску я начала придумывать на ходу всякие дурацкие песенки.

Больше трасса Красноперекопск - Стерегущее ничем не удивила. Разве что поселком с названием Комишне, возле которого нас атаковали огромные желтые комары, от укусов которых еще несколько дней не сходили болючие красные волдыри.

За с. Стерегущим проехали мимо шлагбаума на Бакальскую косу, по которой проходила знакомая нам еще с Арабатской стрелки грунтовая дорога типа "стиральная доска".

Правда на Бакальской косе она все же помягче, да и на порядок покороче, чем на Арабатке, так что тряслись мы не долго и уже к 3 часам дня остановились на абсолютно безлюдном пляже на берегу Черного моря.

Зёбра
Зёбра
Рассекая колесами волны
Рассекая колесами волны

Обед, купание, фотографирование и прочие радости жизни ознаменовали первый день нашего отдыха. Правда нормальной фотосессии не получилось, потому что уже за первый день похода лицо и руки у главной походной модели (то есть у меня) успели хорошенько обгореть на солнце. А вот ноги, как ни в чем не бывало, были словно у белоснежки.

Вполне довольные собой мы улеглись спать с тем, чтобы на следующий день продолжить путешествие уже по дикому морскому побережью. Но поспать как следует не удалось. Около полуночи нас разбудил начавшийся на море нешуточный шторм: бурлящий шум прибоя и вой ветра, за которыми последовали оглушающие раскаты грома, вспышки молний и монотонный гул дождя, продолжавшегося почти всю ночь. Палатку рвало ветром во все стороны, чехлы, накрывавшие велосипеды развязались и хлопали, так, как будто рядом взлетала огромная птица-феникс. Из-за того, что палатка стояла на песчаном пляже, натянуть ее как следует было практически невозможно, и в провисающих частях тента постоянно скапливалась дождевая вода, которая под утро стала капать внутрь. Одна из таких лужиц расположилась прямо над моим лицом, так что с утра я получила импровизированный умывальник.

30.06 - 02.07.2009

Вставать и собираться в путь после такой бессонной ночи было очень тяжело. Но деваться было некуда и мы не спеша побрели вдоль песчаного пляжа по узкой косе между Черным морем и Бакальским озером. Макс, проезжавший это место неделю назад, говорил, что местами ему даже удавалось ехать здесь на велосипеде, но нам с загруженными багажниками было проще идти пешком, ведя велосипед рядом. От постоянного застрявания в песке спасали намытые прибоем слои водорослей, растянувшиеся коричнево-зеленым одеялом вдоль всего пляжа. По дороге набрали в качестве сувениров несколько раковин рапанов различных расцветок и размеров, позже правда половину выкинули, так как некуда было запихивать еду.

Примерно за час прошли 3 км. пляжа и уперлись в удивительное явление местного ландшафта. Песчаный пляж резко заканчивался и перед нами выросла глиняная стена высотой около 10 метров. Море под этой глиняной стеной было ржаво-рыжего цвета с фигурными завитками, как будто какой-то художник-великан отмывал здесь от краски свои гигантские кисти.

Окончание Бакальской косы
Окончание Бакальской косы

Поднявшись на эту возвышенность мы обнаружили там неплохую грунтовую дорогу, идущую вдоль самого края обрыва, так что можно было бы спокойно ехать и любоваться на море, но не тут то было... Самая сласть оказалась в том, что почва здесь состояла из глины, которая после ночного дождя хорошенько размокла и крепко-накрепко прилипала к колесам велосипеда. Сначала ехать становилось просто трудно, но в конце концов глины намоталось столько, что она забилась в тормозные колодки и движение стало вообще невозможным. Сашке с его дисковыми тормозами в этом плане было чуть легче, а мне с ободными, как говорится, и не туды и не сюды.

Грязючка
Грязючка

Попытка вычистить грязь помогла не на долго, через 100 м.
положение возобновилось. Под тяжестью сумки заднее колесо забивалось вообще в два счета. Пока чистили велосипеды глина налипла еще и на подошвы, так что облепленными грязью оказались еще и педали, куски глины попали в цепь и переключатель, и мне стало очень-очень жалко мой бедный новенький Kellys. Ехать по траве было тоже мало эффективно - под ней была все та же глина, которая наматывалась на колеса вместе с вырванной с корнями травой, что еще больше усугубляло положение. Грязи было так много, что чистить ее "по фен-шую" палочкой было просто бессмысленно. Периодически я останавливалась, сдирала голыми руками куски глины с жизненно важных механизмов велосипеда и проезжала следующий участок. Особо размытые участки, находящиеся в низинах, куда стекала вода, проходили пешком.

Чистка велосипеда
Чистка велосипеда

В какой-то момент заметили впереди еще два свежих велосипедных следа, а еще спустя некоторое время догнали братьев по несчастью.

Поздоровались с парой велосипедистов, правда на гибридах, а не на MTB, поделились впечатлениями от дороги. Но скоро мы их обогнали, так как дорога более-менее подсохла и ехать наконец стало возможным, а вот нашим попутчикам было сложнее - у них на багажниках были такого непомерного размера велоштаны, что задние колеса намертво прибивались к земле и глина липла к ним даже на подсушенных солнцем участках.

Выехав на нормальную дорогу мы быстро расслабились и прокатили так около 30 км.

Дорогу немножко размыло дождями
Дорогу немножко размыло дождями

И тут на одном из спусков я засмотрелась на машину, не понятно почему стоявшую посреди дороги. Внутри я увидела только маленького мальчика на заднем сиденье... и тут совершенно неожиданно с размаху въехала по колено в болото. Как оказалось, то же самое произошло и с этой машиной. Не трудно догадаться, в какой восторг привели меня такие нежданные грязевые ванны. Оглядевшись вокруг я увидела, что нахожусь в небольшой впадине, куда со всех сторон стекала дождевая вода... и вот вам результат. Очистка от ног и велосипеда от болотной грязи заняла около 15-ти минут.

А тут подоспела новая радость. Со стороны моря в нашу сторону двигалась черная-черная туча. Вот уже и первые вспышки молнии разрезали небо, донеслись первые раскаты грома, усилился ветер и даже стало прохладно. Нужно было как можно быстрее добраться до Межводного, где нас дожидался Макс. Что есть силы вкручивая педали я напряженно вспоминала уроки физики: как там возникает электрический разряд в тучах? Куда он чаще всего попадает? Интересно, какова вероятность попадания молнии в движущиеся посреди голой степи 15 кг. алюминия и железа?

Дредмастер Макс
Дредмастер Макс
Покатушки налегке
Покатушки налегке

Когда начал накрапывать дождь уже стали видны вдалеке первые дома поселка Межводное и мы были спасены. На следующие 3 дня мы обосновались в доме у родителей Макса, где нас приняли очень хорошо, поселили в комнате для гостей и накормили вкуснейшим блюдом из мидий с сыром. За это время успели вдоволь накупаться в море, потеряв при этом очки для ныряния, прокатиться на велосипедах по окрестностям, скатать Максу дреды с помощью свечей, пчелиного воска и клея "Момент", провести на скалах фотосессию в лучах заходящего солнца и спланировать дальнейший маршрут.

03.07.2009

Рассвет в дороге
Рассвет в дороге
Калос-Лимен: древность и цивилизация
Калос-Лимен: древность и цивилизация

3-ого июля, еще затемно, втроем выехали на велосипедах из Межводного. В пути встретили удивительной красоты рассвет и заехали посмотреть на античные руины древнегреческого полиса Калос-Лимен недалеко от Черноморского.

Дальше наш путь снова лежал вдоль морского побережья через многочисленные балки, расположенные на всем пути от Черноморского до Оленевки. Вариантов пути было два: либо по узенькой тропинке по самой кромке скал, уходящих в море крутым обрывом, либо по разъезженной автомобилями грунтовке в обход балок.

Мы, как истинные романтики, избрали первый путь: во-первых, вид на много красивее, во-вторых близость моря дарила хоть немного прохлады, а в раскаленной степи жара изматывала организм просто мгновенно.

У самого синего моря
У самого синего моря
Разведка с маяка
Разведка с маяка
У самого синего моря 2
У самого синего моря 2
Балки Тарханкутского полуострова
Балки Тарханкутского полуострова
Иногда ты ешь медведя, иногда наоборот
Иногда ты ешь медведя, иногда наоборот

В течение нескольких часов алгоритм нашего движения выглядел так: после каждого расслабляющего спуска в балку неизменно следовал крутой подъем с натужным заталкиванием в горку груженого вела. И так много-много раз. Я, честно говоря, количество балок не подсчитывала, но где-то читала что их там 12.

Одна из балок оказалась на столько крутой, что велосипед пришлось сносить даже вниз, а наверх поднимать отдельно: сначала вел, а во вторую ходку вело-баул, так как супер силой для таскания на гору 30 кг. я, к сожалению, не обладаю. Только Макс смог взобраться туда в один заход, потому как ехал на практически пустом веле с рюкзаком на спине. В следующей балке устроили дневной привал, где соорудили самодельный тент из простыни. А вот чтобы там искупаться пришлось освоить начальные приемы скалолазанья - по скале до воды нужно было слазить метра 4.

Урочище Джангуль
Урочище Джангуль
Затонувший корабль Санта-Катарина
Затонувший корабль Санта-Катарина
Свободен и счастлив
Свободен и счастлив

После отдыха без остановок крутили педали к главной цели этого дня - урочищу Джангуль. Джангуль - оползневое побережье на западе Тарханкутского полуострова, представляющее собой разнообразной формы обвалы, осыпи и громадные оползневые массивы, растянутые вдоль морского побережья на расстояние 4-х км.

Гигантские осколки скал, местами густо заросшие травой, создают фантастический ландшафт, оставляющий такое впечатление, как будто эти глыбы случайно откололи шагая здесь древние гиганты. Дополняет почти сказочный пейзаж этих мест севший на мель во время шторма корабль "Санта Катарина", до которого при желании легко можно добраться вплавь.

Урочище Джангуль. Любовалась бы и любовалась
Урочище Джангуль.

Любовалась бы и любовалась

Мы сначала проехали все урочище сверху и решили, что поставим палатку, и пройдемся по нему пешком уже снизу. Но все самые выгодные места для стоянки были заняты ныряющими здесь дайверами, так что не осталось иного выбора, как ставить палатку на пляже просто на камни. Велы и рюкзаки пришлось спускать по отдельности по очень узкой и крутой тропинке, а утром тем же путем поднимать наверх, но все усилия, несомненно, стоили тех трех часов, что мы провели в созерцании красот Джангуля, и фотографий, сделанных за это время.

Во время ужина, когда солнце уже почти спряталось за горизонт, к нам пожаловали два маленьких гостя - юркие серые мышки, видимо, соблазнившиеся запахом нашей еды. Потом они всю ночь не давали спать Максу, который решил спать на пляже без палатки.

04.07.2009

Утро следующего дня началось с затаскивания велосипедов и баулов наверх, после чего мы поехали в Оленевку, закупились там провизией и издалека посмотрели на старинный маяк 1816 г., расположенный на мысе Тарханкут, который является самой западной точкой Крымского полуострова.

Правда проход к маяку оказался закрыт. То ли санаторий, то ли частная территория, то ли военная база, мы толком так и не разобрали, но отправили нас оттуда куда подальше.

Еще одна известная достопримечательность в окрестностях Оленевки - урочище Атлеш с молочно-белыми скалами, многочисленными пещерами и гротами, чистейшим морем и богатым подводным миром, привлекающим любителей дайвинга. Здесь даже находится огражденная территория дайвинг-клуба, по которой суровый дядька не разрешил нам ехать на велосипедах, но снисходительно позволил прошествовать до конца их территории пешком. Между прочим, удовольствие понырять с аквалангом у них стоит 250 грн. с носа за час.

Гроты Атлеша
Гроты Атлеша

Говорят, здесь даже создали подводный музей - галерею бюстов и скульптур известных в СССР людей: революционеров, писателей, поэтов, композиторов. Очень любят Атлет и спелеологи, исследующие пещеры, вход к которым спрятан под водой. Одна из таких расположена рядом с тоннелем на Малом Атлеше. Она имеет длину свыше 150 метров и является самой низкой в Крыму.

Вход к ней находится на глубине 10 метров.

Мыс Большой Атлеш представляет собой 40-метровую арку с пещерами и гротами. А мыс Малый Атлеш пронизывает сквозной туннель длиной почти сто метров. Именно в этом районе снимались известный советские фильмы "Человек-амфибия", "Пираты ХХ века" и многие другие. Неподалеку от арки Большого Атлеша находится стоянка катеров, которые катают желающих посмотреть на здешние берега с моря.

Атлеш - очень красивое и интересное место, но впечатление от него заметно подпортили толпы туристов, которых привозят сюда на экскурсии целыми автобусами. Кучи мусора, битого стекла и сигаретных окурков под ногами заставляют тихо презирать этих дикарей. От Оленевки до Марьино найти хорошее место для палатки довольно сложно: у каждого удобного для спуска к морю места расположены массовые стоянки, в основном туристов-палаточников на машинах, некоторые были даже с маленькими детьми и собаками. Стоянки эти, как выразился автор одной интернет-статьи об Атлеше "оставляют впечатление первобытного обезьяньего стойбища". Мусор действительно валяется повсюду. Лично я, когда пыталась повесить между камнями на пляже тент и постелить три каремата, выгребла из-под гальки кучу пластиковых бутылок, крышечек, моток металлической проволоки, сломанную зажигалку и мужские трусы.

Чаша любви на Атлеше
Чаша любви на Атлеше

Пожалуй самое популярное место Атлеша - "Чаше любви" - небольшой природный бассейн, окруженный со всех сторон каменной скалой, выступающей из моря.

Романтическое название дано из-за формы сердца, которую образуют окружающие бассейн камни. Мы от купания в "чаше" решили отказаться, поскольку количество народу вокруг бассейна как-то не располагало к романтике.

Придорожный замок-отель
Придорожный замок-отель

После Атлеша проехали Марьино, Окуневку и заночевали на песчаном пляже в начале косы, проходящей между Черным морем и озером Донузлав. Недалеко от места нашей ночевки около трассы была расположена очень необычная гостиница в виде старинного замка, так что издалека не сразу поймешь откуда среди этого пустыря такая чудная постройка. Но вот вокруг действительно настоящая пустыня, и что делать в таком месте целыми днями я даже не представляю.

05.07.2009

План действий на следующий день был неоднозначным.

Макс возвращался к себе в Межводное, а нам еще нужно было добраться до Евпатории. Было два варианта: оптимистичный - сесть на мифический паром через озеро Донузлав, или пессимистичный - делать крюк в 70 км. в объезд Донузлава.

Про паром мы читали в нескольких туристических отчетах, но все местные жители в один голос утверждали, что никакого парома давно не существует, а если он и есть, то нас на него не возьмут. В итоге мы поддались убеждениям местных и поколесили в объезд Донузлава. По трассе проехали Знаменское и Медведово, но быстро устали от проносящихся мимо машин и скучного вида серого асфальта. Вдалеке виднелась неплохая грунтовка, проходящая параллельно озеру, и нам она показалась более привлекательной. В общем-то так оно и было, только проблема состояла в том, что грунтовка эта постоянно петляла и разветвлялась, усложняя ориентировку на местности. Получалось прямо как в сказке: налево поедешь - коня потеряешь, направо поедешь - сам сгинешь. В нашем случае, слава Богу, все было менее трагично: если взять слишком влево - вернешься на трассу, а если вправо - подъедешь слишком близко к воде и попадешь в болото. Вот так мы и наматывали крюки с одного края в другой, и все бы ничего, но когда наступил полдень жара стала просто невыносимой. А деваться некуда - вокруг степь да болото, едешь и терпишь, терпишь... попьешь водички, и снова терпишь. Хоть в землю зарывайся.

Но в целом, я не жалею, что мы выбрали путь в объезд. Эта дорога тоже подарила массу незабываемых впечатлений - чего стоит один вид на бесконечную водную гладь Донузлава, извивающегося змеёй между двумя кромками суши, и уходящую далеко за горизонт.

От моста через Донузлав начался последний участок нашего путешествия - трасса Черноморское - Евпатория. Моя самая нелюбимая часть всех велопоходов. Если в начале похода все негативы от езды по трассе сглаживаются жаждой новых приключений и впереди всегда есть стимул: быстрее к морю, к горам, к природе, то на обратном пути остается разве что тешить себя приятными воспоминаниями, потому что впереди только поезд, дорога домой, чистка велосипеда и душный суетливый город с его условностями и правилами.

Дорога, как обычно не радовала своим покрытием, а понятие обочины на ней отсутствовало в принципе. Видимо, как всегда, кто-то сэкономил на асфальте. Движение по трассе в обоих направлениях было весьма оживленным, и проезжающим мимо автомобилям, естественно, было очень неудобно нас объезжать. Для грузовиков и автобусов эта задача была вовсе невыполнимой.

Пришлось использовать тактику езды "лучше пропущу, чем под колеса улечу": при характерном звуке приближающейся фуры или автобуса я каждый раз сворачивала на песок-траву-камни, в общем туда, где по идее должна была быть обочина, а потом возвращалась обратно на асфальтированную часть дороги. Так приходилось делать примерно каждые 5 минут, но как по мне это был единственный рациональный выход из ситуации. Иначе меня, если бы и не сбила фура, то снесло бы воздушным потоком, или просто хватил бы инфаркт от пролетающих в считанных сантиметрах от меня громадин.

Добивала мозг неимоверная крымская жара, спасаясь от которой мы выдумали веселую игру "догони тучку". На небе были небольшие низкие облачка, которые не закрывали солнце, а создавали тень лишь на небольшом участке земли. Ветер гнал облачка по небу и тень перемещалась, а мы что есть силы вкручивали педали в погоне за кусочком желанной тени. Между прочим, очень даже помогало: и тень догоняли, и темп езды значительно ускорялся.

Так и докрутили до Евпатории. Прошлись по аллее до набережной, обалдели от количества народу на пляже, где яблоку упасть было негде, в очередной раз сошлись на мнении, что такой лениво-пляжный отдых не для нас и покатились на вокзал ждать свой поезд.

The End
The End
Підписатися на Коментарі для "Велопоход на полуостров Тарханкут"