Опубліковано yanch
http://alp.pn.sinp.msu.ru/borisov/about-alp-msu.html
"Ребята решили пройти Ушбу за день, шли очень быстро, с Южной вершины спускались уже, когда темнело. Спускались не туда, на карнизы (их ввели в заблуждение старые следы спусков). На последний спуск через карниз использовали все веревки. Руководитель оказался внизу, а остальная группа - вверху. Славик пошёл на выручку (дело было уже глубокой ночью). Спускаясь дюльфером, застрял на узле и потерял сознание...
С вершины Ю.Ушбы в сторону Сванетии идет сперва ?крыша?, которая обрывается вертикальными стенами. В сторону Гуля это стометровые сбросы с карнизами. Под сбросами находится большой и крутой снежник ?Галстук?, сужающийся в нижней части. Если смотреть на Галстук снизу, то в самом верхнем левом углу Галстука на стыке со стеной находится так называемый ?Красный угол?, там можно поставить палатку. От Красного угла вверх к Крыше - почти вертикальные скалы, но без карнизов. А правее, если смотреть снизу (или левее, если сверху) - огромные скальные карнизы нависают над верхней кромкой Галстука на всю его ширину. Альпинисты спускаются сперва по ?крыше?, потом дюльферами по стене к Красному углу. Тут важно не промазать: уйдешь влево - попадешь на карнизы, уйдешь вправо - попадешь на западные стены Ушбы.
Ребята начали спуск, когда уже вечерело. Думали успеть до ночи спуститься к Красному углу. Спешили, спускались по следам (т.е. остаткам дюльферных станций) какой-то из групп. Эти следы их и дезориентировали, те, кто оставил следы, тоже поролись. Становилось все круче, последняя станция была фактически на стене. У группы было две веревки-сороковки и репшнур 40 м для продергивания. Спускались по нижней веревке без страховочной, а верхнюю в это время продергивали с помощью репшнура. Такая тогда была техника. Гешка спускался первым. От последней станции бросили верёвку, внизу белел снежник (это был уже Галстук). Гешка в потёмках не разглядел, достала верёвка до снежника или нет, был уверен, что идет правильно. Сел в дюльфер и поехал. Через несколько метров прошёл карниз и оказался на верёвке, не касаясь скалы. Спустился ещё и увидел, что конец веревки не достает до снежника и болтается в воздухе. Тут он сообразил, что дело плохо, и надо выбираться назад. Он попытался из самостраховочного репшнура сделать стремя и подняться на схватывающих узлах. Но навыка не было, и ничего не получилось, только в результате всех этих усилий он опрокинулся и повис вниз головой на самостраховке. Ночь, усталая группа, трое малоопытных ребят на крючьях на полочке с полладони, и руководитель висит вниз головой. Ребята посоветовали сбросить рюкзак. Гешка сбросил рюкзак, но вместе с ним нечаянно сбросил и пуховую куртку, которая была расстёгнута. Остался в одной тонкой тренировочной рубашке х/б. Вертикальное положение восстановить удалось. Что делать дальше? Ребята даже пытались вытащить его на основной веревке (на которой он висел), но это невозможно сделать, и они не смогли. Другого способа поднять его они не пробовали. Богомолов смотрел на снежник, и тот казался ему не так далеко. Он предложил ребятам нарастить верёвку, на которой он висел, и спустить его на снег. Вверху на станции конец верёвки был завязан ?проводником? и прощелкнут в карабин. Ребята пропустили конец второй верёвки в эту петлю из ?проводника? и уже её завязали узлом проводника (узел проводника одним концом), потом пропустили вторую верёвку в карабин. Получили две связанные верёвки, и вторая готова к протравливанию. Теперь надо выщелкнуть из карабина первую верёвку, на которой висит Боромолов. Верёвка как струна, выщелкнуть в том положении, в котором находились ребята, чрезвычайно трудно. Однако с огромными усилиями выщелкнуть удалось. Богомолова начали спускать.
Протравили всю верёвку 40 метров, но до снега он всё ещё не доставал. Оставшись без верёвок, верхние могли его только спускать. Сложили вдвое репшнур, привязали к концу второй веревки и продолжали протравливать дальше. Наконец, Гешка стал на снег. От станции до снега оказалось 100 метров (40+40+20). Была уже глубокая ночь, часа два ночи. Гешка внизу на снегу около скальной стены в одной футболке, без рюкзака и куртки, и трое наверху с рюкзаками. А между ними весь запас верёвок. Славик Цепелев пошел на помощь со своим рюкзаком за спиной. Спускался дюльфером со схватывающим. Дошел до узла, там застрял. Преодолеть узел не хватило сил, видимо, потерял сознание. Ребята кричали: ?Славик, Славик?, но он не откликался. Гешка пробовал снизу шевелить веревкой... Кто-то из верхних хотел идти на помощь к Славику. Но Гешка сказал, не надо, погибнете.
Так они простояли до утра: двое вверху, Гешка внизу. Чтобы не замерзнуть, он бил руками по скалам. Выжил.
Когда рассвело, верхняя двойка сориетировалась. Поняли, где находится путь к Красному углу. Надо было уйти траверсом по отвесным скалам. Ребята связались самостраховочными петельками. Молотка у них тоже уже не было (один рюкзак уронен, другой на Славике). Крючья забивали камнем. Пролезть удалось, вышли, наконец, к Красному углу. По дороге нашли кем-то брошенную верёвку, связались. Подошли к Гешке, привязали его к верёвке и втроем начали спускаться. Гешка был деморализован, ребята его фактически спускали.
....................................................................................................................................................................
Прошло десять лет со времени трагедии на Ушбе, и правила спуска изменились. Теперь с помощью репшнура не продёргивали. Требовалось, чтобы вся группа спускалась по дюльферной верёвке с дополнительной страховкой другой верёвкой, и только последний спускался по двойной верёвке со схватывающим. В теории считалось, что перед спуском последнего станция уже проверена предыдущими членами группы.
Так они и спускались.Спустился руководитель, набил крюки, закрепил нижний конец дюльферной. Спустились с верхней страховкой ещё двое, стали на самостраховки. Наверху Виктор, дюльферная верёвка на карабине, карабин на крюке. Ему надо выщелкнуть дюльферную, сощелкнуть её со страховочной так, чтобы они проходили через петлю из репшнура и могли быть продернуты снизу. Верёвку с карабина он снял, но карабин снять с крюка никак не мог. Возился долго, жалко было оставлять карабин. Пробовал выбить крюк, тоже не получилось: крюк был забит крайне неудобно. Наконец, руководитель велел оставить карабин и спускаться. Тогда он добил снова крюк и повесил двойную верёвку не на петлю из репшнура, а на этот карабин, решив, видимо, что крюк надёжный: и ребята на нём спускались, и выбить его не смог. Начал спускаться, через несколько метров крюк выскользнул, и Виктор стал падать. Ударился об полку, где стояли ребята, сшиб их (они повисли на самостраховках), пролетел ещё 30 метров и повис на основной верёвке... Его уложили, он был без сознания"