Описание района: Подкова хребтов ледника Южный Иныльчек до слияния с Северным Иныльчеком

Вступление.

Подкова хребтов ледника Юж. Иныльчек состоит из трёх хребтов: Тенгри-Таг, Меридиональный и Кокшаал-Тоо Северный. Это самая высокая горная система всего среднеазиатского Тянь-Шаня. Вместе с восточной частью хребта Сарыджаз, она создаёт барьер влажных ветров с озера Иссык-Куль и мощнейший снегосбор, рождая ледник Иныльчек. Этому способствует также ровный коридор долины реки Иныльчек между хребтами Сарыджаз с севера и Иныльчек-Тау с юга. Подкову венчают два семитысячника - Хан-Тенгри и пик Победы, расположенных рядом, напротив друг друга. Хоть Хан-Тенгри и не дотягивает 5 метров до 7000 м, но в силу разных причин, особенно исторических, он признаётся таковым всей мировой альпинистской и туристской общественностью. Вышеуказанный район вместе с восточной частью хребта Сарыджаз и ледником Северный Иныльчек среди туристов и альпинистов объективно считается таким же сложным, если не сложнее другого горного района СССР и СНГ - Памира. В первую очередь осложнения приносит неустойчивая погода и резкие снегопады, нарушающие планы и маршруты восходителей и туристов. По многим параметрам район подобен Гималаям. Поэтому много советских и гималайских экспедиций или восходителей СНГ последней ступенью своей подготовки, как завершающий этап, выбирают именно этот район. Конечно же заслуживает внимания грандиозный траверс этой подковы от пика Победы Западной до п.Хан-Тенгри, совершённый группой Валерия Хрищатого в 1990 году за 15 дней. Средняя высота траверса была 6400 м, в том числе 60 км на высоте более шести тысяч метров. Длина маршрута - 73,6 км. По отзывам специалистов подобный маршрут и достижение - фантастика и в альпинизме и в туризме по многим причинам и в ближайшее время навряд ли может быть повторён. Только на один траверс п.Победы народ тратит несколько сезонов, а прошли вообще единицы.

Хребет Тенгри-Таг

Описание


Тенгри-Таг - второй по высоте хребет Тянь-Шаня. Переводится, как хребет (гора) Тенгри. Тенгри - и верховное божество и языческая религия (тенгрианство) древних тюрков.

Хребет Тенгри-Таг с двух сторон обтекает один из длиннейших и масштабных ледников мира - Иныльчек (62 км). Иногда пишут ?Энгилчек?. С севера обтекает Северный Иныльчек, с юга ?Южный Иныльчек, продолжаясь к западу ещё на 20 км. Из горно-долинных ледников длинней его только самый крупный ледник в СНГ (Таджикистан) - ледник Федченко на Западном Памире (77 км). Но в последние годы он уменьшился, как и Иныльчек (сейчас немного меньше 60 км). В мире же самый длинный - это отдельный Гималайский ледник в горной системе Каракорум - Сиачен, который имеет в длину 75,6 км. А два Гималайских ледника, Хиспар и Биадю, вместе образуют ледяной проход длиной 122 км. Между хребтами Сары-Джаз и Кокшаал-Тау расположен короткий, но монументальный хребет Тенгри-Таг (38,5км). Его уникальность в том, что он проходит ровно по параллели в коридоре между 42° 10' и 14' СШ, упираясь в ровный Меридиональный хребет в рамках от 79° 50' до 80° 16' ВД. Видимо из-за своей прямоты и мощи, самый западный пик, если смотреть на него снизу от реки Иныльчек (см. фото 3) назван ?Броненосец?, плывущий в леднике. И весь хребет до Меридионального походит на 40-километровый броненосец, наползающий сверху с китайской территории. Это впечатление подкрепляется видом пика Петровского(5Б, 5800), похожего на выделяющуюся орудийную корабельную башню. Причём, как и на броненосцах, эта башня как бы выпирает и видна с южной стороны очень далеко как с запада так и с востока. После Меридионального хребта хр. Тенгри-Таг, как зеркальное отображение копирует себя с китайской стороны, такой же ровный и прямой, но покороче. На нём выделяются три безымянных шеститысячника - 6769, 6497, 6025. Но, что интересно, ледники Северный и Южный Иныльчек плавно почти симметрично перетекают через Меридиональный хребет в ледники, соответственно - Карагюль (26,6 км) и Тугбельчи (26,8 км), образуя при таянии и слиянии реку Музарт. Раньше о китайской географии не очень писали из-за напряжённых отношений между Китаем и СССР. В районе слияния ледников Южного и Северного Иныльчека, у мыса хр. Тенгри -Таг на леднике Сев. Иныльчек расположено знаменитое ледниковое озеро Мерцбахера. Известно оно тем, что регулярно один раз в год, обычно в первой декаде августа, как раз в разгар туристско-альпинистского сезона, озеро прорывается вниз по долине, чем осложняет подходы в этот район. И механизм прорыва до сих пор не выяснен, почему и встретил большую международную экспедицию учёных. Причина - летнее накопление талых вод, известна, а механизм не понятен, хотя есть вроде логичные гипотезы.

Несколько вершин в восточной части хребта превышают по высоте отметку 6 000 м. Это такие известные шеститысячники в восточной части хребта, как (на восток):

п.Горького(5Б, 6050)

п.Чапаева(5А, 6371)

п.Петьки(5А, 6120)

п.Саладина(5Б, 6201)

п.Шатёр Западный(6511)

п. Шатёр Восточный(6637)

С востока на запад хребет понижается.

Полный перечень перевалов хребта Тенгри -Таг.

НазваниеВысотаКат.Характер.Связки ледников
пер. Броненосец + Мирошкина (1Б) 4100ск-лд лед. Озёрный
пер. Броненосец+Мирошкина+Первомайский 4100ск-лд
пер. Ульяновский 4800сн-ск-лдлед. Сорокина
пер. Тюрина 5000 3Б*сн-лд-склед. Загрубского
пер. Вертолётный 5600 3Б*сн-лд-склед. Суходольского
пер. Абалакова 5800 3Б*сн-ск-лд лед. Чапаева через п. Абалакова
пер. Западное седло Хан-Тенгри 5780лд-ск
пер. Восточное седло Хан-Тенгри 6100 3Б*сн-лд
пер. Шатер Западный 6637 3Б*сн-лд-скчерез пик Западный Шатёр
пер. Шатер Восточный 6700 3Б*сн-лд-скчерез пик Восточный Шатёр

Комментарии

Уточнённый полный перечень всех известных перевалов через хр. Тенгри-Таг. Описаны с запада на восток вдоль ледника Юж.Иныльчек. Указанные в таблице ледники - это ледники, впадающие в ледник Сев. Иныльчек с северной стороны хребта. С южной стороны подразумевается ледник Юж. Иныльчек.

Туристская категория перевала Западное седло Хан-Тенгри - 3Б - настоящая категория этого перевала без учёта навешанных альпфирмами перил с северной стороны, уменьшающих его категорию до 3А.

Как видно из таблицы и из фото, логичных простых перевалов через данный хребет нет. Из-за сложности проходятся редко, а некоторые так и остаются из-за этого или из-за небезопасности единожды пройденными. Поэтому даже опытные туристы стараются этот хребет либо обходить, либо просто не переваливать, заканчивая спуском по ледникам вниз. Продвинутые туристы чаще пользуются проходом через пер. Зап. Седло Хан-Тенгри для одновременного восхождения на вершину. Самый лёгкий западный перевал - Броненосец, используется исключительно для обхода оз. Мерцбахера во время полной воды на нём и идётся в связке с перевалом Мирошкина. Или ещё и с Первомайским. Подозреваю, что на карте пер. Мирошкина указан неверно, поэтому нужно уточнять. Вообще-то, чтоб не думать - полное озеро, неполное?... Его просто забивают в нитку маршрута и всё. По всей видимости пер. Ульяновский (как видно самый лёгкий - 3А :) ), тоже предназначен для обхода озера сверху, но его фотографий и описаний не нашёл, поэтому точно не скажу.

Карта-хребтовка района
Карта-хребтовка района с обозначенными перевалами и вершинами
Фото 1. Рыкалова. Панорама хребта Тенгри-Таг.
Фото 1. Рыкалова. Панорама хребта Тенгри-Таг.
Фото 2. Язык ледника. Вдали начало - западная оконечность хр. Тенгри-Таг.
Фото 2. Язык ледника. Вдали начало - западная оконечность хр. Тенгри-Таг.
Фото 3. С Запада. Начало хребта Тенгри-Таг у слияния двух ледников.
Фото 3. С Запада. Начало хребта Тенгри-Таг у слияния двух ледников.
Фото 4. Начало хр. Тенгри-Таг. За ним вдали хр. Сарыджаз. Справа подъём на пер. Броненосец.
Фото 4. Начало хр. Тенгри-Таг. За ним вдали хр. Сарыджаз. Справа подъём на пер. Броненосец.
Фото 5. Первые 4 вершины хребта. Вид с юго-запада.
Фото 5. Первые 4 вершины хребта. Вид с юго-запада.
Фото 6. Вид на седло перевала Тюрина(3б*). Вид с юго-запада.
Фото 6. Вид на седло перевала Тюрина(3б*). Вид с юго-запада.
Фото 7. Вид на седло перевала Тюрина(3б*). Вид с юго-востока.
Фото 7. Вид на седло перевала Тюрина(3б*). Вид с юго-востока.
Фото 8.Первые вершины хребта с юго-востока вниз по леднику. На переднем плане срединная морена.
Фото 8.Первые вершины хребта с юго-востока вниз по леднику. На переднем плане срединная морена.
Фото 9. Вид на вершины - пики Петровского и Советской Киргизии с юго-востока. Южный Иныльчек уже почище и покрасивее.
Фото 9. Вид на вершины - пики Петровского и Советской Киргизии с юго-востока. Южный Иныльчек уже почище и покрасивее.
Фото 10. Грандиозный сухой снегопад со склонов Тенгри -Тага. Данное зрелище наблюдал впервые в жизни в течение минут 20.
Фото 10. Грандиозный сухой снегопад со склонов Тенгри -Тага. Данное зрелище наблюдал впервые в жизни в течение минут 20. Снимая на камеру, ушёл, так и не дождавшись конца. Как гигантские песочные часы.
Фото 11. Восточная часть хребта Тенгри-Таг. Вечер над Иныльчеком.
Фото 11. Восточная часть хребта Тенгри-Таг. Вечер над Иныльчеком.
Фото 12. Вид с правого борта ледника Южный Иныльчек на пики Горького, Чапаева и Хан-Тенгри.
Фото 12. Вид с правого борта ледника Южный Иныльчек на пики Горького, Чапаева и Хан-Тенгри.
Фото 13. Пик Горького (6050, 5Б). У подножия на морене справа был БЛ Щетникова и Комиссарова.
Фото 13. Пик Горького (6050, 5Б). У подножия на морене справа был БЛ Щетникова и Комиссарова.
Фото 14. Пик Абалакова (5940) был маловыразителен на фоне соседних вершин, поэтому его не снял, а воспользовался фото А.Джулия.
Фото 14. Пик Абалакова (5940) был маловыразителен на фоне соседних вершин, поэтому его не снял, а воспользовался фото А.Джулия. Стрелкой указано предполагаемое место нахождения пер. Абалакова (5800, 3б*).
Фото 15. Верховья ледника Южный Иныльчек. Слева п. Хан-Тенгри (6695), справа п. Трёхглавый (5504) над ледником Звёздочка.
Фото 15. Верховья ледника Южный Иныльчек. Слева п. Хан-Тенгри (6695), справа п. Трёхглавый (5504) над ледником Звёздочка. Прямо вдали - п. Зорге (6107) в Меридиональном хребте.
Фото 16. Хан-Тенгри и восточные окрестности.
Фото 16. Хан-Тенгри и восточные окрестности.
Фото 17. Вершина Хана.
Фото 17. Вершина Хана.
Фото 18. Прощание с Ханом...
Фото 18. Прощание с Ханом...
Фото 19. Южные отроги Хан-Тенгри и район ледника Демченко.
Фото 19. Южные отроги Хан-Тенгри и район ледника Демченко.
Фото 20. Рыкалова. Панорама восточной и китайской части хр. Тенгри-Таг с вершины Мраморной стены на запад.
Фото 20. Рыкалова. Панорама восточной и китайской части хр. Тенгри-Таг с вершины Мраморной стены на запад.

Хребет Северный Кокшаал-Тау. Северные отроги.

Описание

Данная - Северная часть хребта Кокшаал-Тау - самый высокий хребет на всём среднеазиатском Тянь-Шане. Проходит по границе Киргызстана и Китая. У китайцев он зовётся Савабци. Начинается на Западе от соединения с хребтами Каинды и Иныльчек-Тау (иногда пишут Энгильчек-Тоо) и на Востоке перекрывается Меридиональным хребтом. И также как и Тенгри-Таг, имеет своё зеркальное продолжение - отображение на китайской стороне, упирающееся в реку Музарт. Даже чуть длиннее.

Целый ряд шеститысячников данного хребта венчаются вторым по высоте и самым сложным семитысячником СНГ - пиком Победы(5Б, 7439):

п.Кирова(6073)

6241

6537

п.Неру(6742)

п.Важи Пшавелы или Победы Западный(5Б, 6918)

п.Победы Восточный(5А, 6762)

6230, п.Военных Топографов(5А, 6873)

6747

Хотя по высоте пик Победы и уступает главным семитысячникам Тянь-Шаня - пик

Конгур(7719) в хребте Конгур-Таг и гора Музтаг(7546) в хребте Музтаг-Ата, находящимся в Китайском Тянь-Шане, однако считается самым сложным и здесь. Высоты самого хребта в среднем превышают 6000 метров. Высоты северных отрогов превышают или близки к 5000 м. Только раздваивающийся восточный отрог Актау во главе с главной вершиной - Актау(6181) является самый высоким, средняя высота которого - 5500м. Вообще здесь для высотного альпинизма богатый выбор - около 50 маршрутов восхождений, половина которых 4А - 6А КС. Перевалов через хребет почти нет по двум взаимодополняющим причинам: первая - это пограничный хребет в советское время был табуирован и вторая - самая высокая сложность в данном районе. Так что при удачном геополитическом положении у туристов есть возможности для освоения этого хребта.

Перечень перевалов хребта и северных отрогов Кокшаал-Тоо.

НазваниеВысотаКат.Характер.Связки ледников
пер. Каинды 4990лд-сн лед. Каинды - лед. Комсомолец
пер. Фиделя Кастро 5260лд-сн лед. Шокальского - лед. Комсомолец
пер. Че Гевары 5300сн-лдлед. Комсомолец
пер. Проходной 4900ск-лдчерез восточные отроги пика Красной Армии
пер. Красной Армии 5100 сн-лд лед. Куюкап - лед. Комсомолец
пер. Железнодорожник 5100 сн-лд лед. Куюкап - лед. Комсомолец
пер. Куюкап 5100 сн-лд лед. Куюкап - лед. Комсомолец
пер. Четырех 4800сн-ск-лд лед. Комсомолец - лед. Пролетарский Турист
пер. Пролетарский турист 5130сн-лд лед. Комсомолец - лед. Пролетарский Турист
пер. Плато Шмидта 5300сн-лд-ск лед. Комсомолец - лед. Дикий
пер. Дикий Северный 4770сн-лд-склед. Дикий - лед. Звёздочка
пер. Дикий 5500лд-ск лед. Дикий - лед. Звёздочка
пер. Северный лед. Звёздочка - лед. Северный
пер. Ноктюрн 5000сн-лдлед. Северный - лед. Юж. Иныльчек
пер. Высокий 5964сн-лд лед. Звёздочка - лед. Юж. Иныльчек
пер. Чон-Терен 5488 сн-лд лед. Звёздочка - лед. Чон-Терен (Китай)

Комментарии

Уточнённый полный перечень всех известных перевалов через северные отроги хр. Кокшаал-Тоо. Описаны с запада на восток вдоль ледника Юж. Иныльчек начиная от поляны Мерцбахера (Зелёной поляны) и восточного окончания хребтов Иныльчек - Тау и Каинды и заканчивая стыком Меридионального и хребта Кошкаал-Тоо.

На карте не указан пер. Плато Шмидта из-за того, что закрыт хребтами, а снимки Г. Сальникова не дают точного представления о конкретной локализации данного перевала. К тому же он не классический, а разделён широким плато.

Также не указана высота и характеристика пер. Северный из-за отсутствия данных и непонятны данные высоты и категории пер. Каинды. Думаю, что данные изменились после прохождения с GPS- ом и возможное облегчение прохождения из-за изменений характеристик сложности cо временем.

Указан единственный проходимый перевал главного хребта - Чон-Терен. Проходят его только для восхождения на соседние вершины или при траверсах. Также на карту нанесен безымянный перевал в районе пер. Плато Шмидта со стороны лед. Комсомолец, но данных по нему не нашёл.

Фото 1. Панорама цирка пика и ледника Шокальского у слияния двух ледников.
Фото 1. Панорама цирка пика и ледника Шокальского у слияния двух ледников. За ледниковым взлётом справа - поляна Мерцбахера (Зеленая)
Фото 2. Безымянные вершины между ледниками Шокальского и Комсомолец. Типичный Гималайский вид.
Фото 2. Безымянные вершины между ледниками Шокальского и Комсомолец. Типичный Гималайский вид.
Фото 3. Высоты безымянных вершин. Две монументальных скалы по бокам - врата вверх.
Фото 3. Высоты безымянных вершин. Две монументальных скалы по бокам - врата вверх.
Фото 4. Вливание ледника Комсомолец. Вдали в главном хребте неопределённые вершины.
Фото 4. Вливание ледника Комсомолец. Вдали в главном хребте неопределённые вершины.
Фото 5. Вид на перевал Четырёх(4800, 2Б) с юго-запада, из района ледника Комсомолец.
Фото 5. Вид на перевал Четырёх(4800, 2Б) с юго-запада, из района ледника Комсомолец.
Фото 6. Вливание ледника Пролетарский Турист (справа) в Южный Иныльчек. Панорама.
Фото 6. Вливание ледника Пролетарский Турист (справа) в Южный Иныльчек. Панорама.
Фото 7. Пик Песни Абая (4901) над ледником Пролетарский Турист.
Фото 7. Пик Песни Абая (4901) над ледником Пролетарский Турист.
Фото 8. Долина ледника Пролетарский турист. Слева видно начало стены п.Победы.
Фото 8. Долина ледника Пролетарский турист. Слева видно начало стены п.Победы.
Фото 9. Стекание ледника с плато Шмидта на лед. Пролетарский турист. Над плато справа за отрогом - пер. Пролетарский Турист
Фото 9. Стекание ледника с плато Шмидта на лед. Пролетарский турист. Над плато справа за отрогом - пер. Пролетарский Турист (5000, 3A)
Фото 10. Вид на перевал Четырёх (4800, 2Б) с юго-востока, из района ледника Пролетарский турист.
Фото 10. Вид на перевал Четырёх (4800, 2Б) с юго-востока, из района ледника Пролетарский турист.
Фото 11. Пик Песни Абая (4901) у ледника Дикий.
Фото 11. Пик Песни Абая (4901) у ледника Дикий.
Фото 12. Пик Победы над ледником Дикий.
Фото 12. Пик Победы над ледником Дикий.
Фото 13. Пик Победы над ледником Звёздочка.
Фото 13. Пик Победы над ледником Звёздочка. На переднем плане мощная срединная моренная гряда, по которой идёт стандартный маршрут от Майда-Адыра к МАЛу.
Фото 14. Главная вершина п. Победы (7439).
Фото 14. Главная вершина п. Победы (7439).
Фото 15. Ледниковое озеро под п. Дикий (4832).
Фото 15. Ледниковое озеро под п. Дикий (4832).
Фото 16. Ледниковый камень между Хан-Тенгри и Победой на слиянии Южного Иныльчека и Звёздочки.
Фото 16. Ледниковый камень между Хан-Тенгри и Победой на слиянии Южного Иныльчека и Звёздочки.
Фото 17. Отрог хребта Актау над ледником Звёздочка.
Фото 17. Отрог хребта Актау над ледником Звёздочка.
Фото 18. За ледниковым хребтом Южный Иныльчек - хребет п.Победы.
Фото 18. За ледниковым хребтом Южный Иныльчек - хребет п.Победы.
Фото 19. Пик Майлина (5285).
Фото 19. Пик Майлина (5285).
Фото 20. Пик Открытий (5664) и п.Погребецкого (6527) на заднем плане.
Фото 20. Пик Открытий (5664) и п.Погребецкого (6527) на заднем плане.
Фото. 21 Панорама верховьев ледника Иныльчека Южного со стоянки под п.Хан-Тенгри.
Фото. 21 Панорама верховьев ледника Иныльчека Южного со стоянки под п.Хан-Тенгри.

Меридиональный хребет. Центральная часть

Описание

Если все хребты Тянь-Шаня проходят в широтном направлении, то уникальность хребта именно в нарушении данного порядка перпендикулярно на 90 градусов, почему и получил такое название. Меридиональный хребет протяжённостью 80 км подпирает три ровных параллельных хребта: Сарыджаз, Тенгри -Таг и Кокшаал - Тоо с востока. Начинается он на севере с понижения у слияния двух рек - Баянкол на Казахской и Малый Музарт на Китайской стороне, затем поднимается на ступеньку - больше 4000 м, после чего переходит в центральную часть - ступеньку высотой больше 6000 м. Заканчивается он понижением на Китайской стороне в междуречьи Чон-Терексу и Кичик - Терексу, где из отечественных туристов прошёл только О.Чхетиани.

В части Меридионального хребта из описываемой подковы находится 8 шеститысячников с севера на юг:

п. Шатёр Восточный (5Б, 6637)

п. Рихарда Зорге (5Б, 6210) - на старых туристских картах - 6107

п. Снежная Сказка(6020) - на некоторых туристских картах - 6200

п. Мориса Тореза(6323) ? на некоторых туристских картах - 6401

п. Дружбы(6800)

п. Нагела(6565)

п. Рапасова(5А, 6814)

и безымянный пик 6747

Полный перечень перевалов Меридионального хребта.

НазваниеВысотаКат.Характер.Связки ледников
пер. Алаайгыр 3870 р. Алаайгыр - р. Сайкай
пер. Китайский лед. Мраморной стены - лед. Сайкай
пер. Мраморная стена 5700 лед. Мраморной стены - лед. Сайкай
пер. Иныльчекский 5500 лед. Демченко - лед. Тугбельчи
пер. Хрищатого 5300 лед. Дружба - лед. Тугбельчи

Комментарии

Показаны все перевалы через весь хребет в части СНГ. Ввиду геополитических причин хребет не освоен. Только после развала СССР пошла подвижка в этом направлении, почему и такая скудная информация по характеру и по высотам и по сложности. Хребет ждёт своих первопроходцев. А вообще много перспектив у тех групп, которые смогут пробить китайское посольство на разрешение на прохождение логичных маршрутов, связывающих восточные и западные отроги Меридионального хребта, хотя это и проблематично из-за пограничных проблем.

Фото отсутствуют, так как не поднялся близко к хребту и не прошёл до самого начала ледника Иныльчек Южный и впадающих в него ледников Разорванный, Демченко, Дружба.

Заключение


В данном описании обобщены все доступные на момент 2010 года данные. Если у кого-то будут дополнения, уточнения высот, категорий, можно внести поправки. Но уже с распечаткой данной карты можно неплохо сориентироваться на месте относительно вершин, перевалов. Вообще, судя по анализу, данный горный район по плечу только сильным хорошо организованным группам. До недавнего времени это удавалось руководителям на базе знаменитых финансируемых ВУЗов или хорошо организованных турклубов: А.Джулий с турклубом ?Вестра?, Г.Сальников на базе НовосибирскогоГУ, Д.Зеленцов на базе МГУ. В основном, конечно, многое здесь зависит от личностных качеств руководов. У украинских туристов этот район не был популярен по трём основным причинам:

  1. Близость границы ограничивало количество участников, состоящих в НИИ, из-за чего руководы вынуждены были выбирать Памир под влиянием обстоятельств. Да и Памир считался престижнее.
  2. Трудности и дороговизна добиралова по сравнению с тем же Памиром.
  3. Непредсказуемость погоды, из-за чего многие боятся потерпеть неудачу в борьбе за первенство Союза. Памир в этом отношении всегда был предпочтительней.
  4. Ну и ещё многие вторичные либо мелкие причины, которые не так существенны.


Необходимо ещё раз обратить внимание, что только после распада Союза произошло активное освоение этого района опять-таки по причине геополитических изменений и смягчения ограничений. Из зарекомендовавших себя первопроходцев и любителей района можно отметить в первую очередь А.Джулия, Г.Сальникова, О.Чхетиани, чьи походы высших категорий и отчёты ещё долго будут являться руководством:

Туристской литературы никогда не было по этому району опять-таки из-за пограничных проблем.

Также надо знать, что определённые трудности и расходы для туристов и альпинистов создаёт пограничное состояние всех этих хребтов между тремя государствами: Казахстан, Кыргызстан и Китай. Поэтому планирующим маршрут и восхождения необходимо учитывать все нюансы, чтобы не допускать проблем для себя и групп.

Об особенностях межгосударственных границ этого района хорошо написал И.Ханин: http://old.risk.ru/rus/regions/tienshan/khanin/index.html

Проблемы с высотами


При оформлении столкнулся с большой путаницей высот. Это беда всех туристов и альпинистов, связанная с тотальной засекреченностью карт и высот по стратегическим соображениям, как наследие советских времён. Расхождения бывают удивительные. Например, только в Меридиональном хребте Пик Мориса Тореза на старых картах - 6323, на некоторых новых - 6401, расхождение почти 80 м.

Пик Рихарда Зорге на старых картах - 6107, на некоторых новых - 6210. Разница уже 103 м. Пик Снежная Сказка на старых - 6020, на новых - 6200. Разница уже 180 м.

Ну а рекорд побило свежее открытие Рыкалова на вершине Мраморная стена, на которую альпинисты и туристы много лет поднимались, гордясь подъёмом на 6350. А на некоторых картах даже 6400! Рыкалов их опечалил - 6140 м. Разница - 210 м!!! И это при логичных изолиниях топографических карт на километровках и даже полукилометровках. Ну ещё понятно - все вершины занижаются в одну сторону, а как понять такое рекордное завышение Мраморной стены? Подобная ситуация и с перевалами. Например перевал Иныльчекский, фигурирующий, как 5500 м, на старых картах обозначен, как 5310 м. Разница - 190 м. А пер. Валерия Хрищатого отмеченный Чхетиани, как 5300, на старых картах совпадает с отметкой - 5342. Логики никакой. Я понимаю было бы среднее какое завышение или наоборот среднее понижение. Мы б интерполировали бы не заморачиваясь, прибавляя или отнимая там 150 м к примеру, а так? И это только на центральном участке Меридионального хребта. Что уже говорить про всё остальное. Поэтому необходимо всем брать GPS пусть даже с погрешностью там 50 м, но всё же установить более точные высоты и координаты вершин и перевалов. Уже есть более точные GPS-навигаторы с фиксацией большого количества спутников и барометрическим высотомером, намного повышающие точность высот. И не мешало б скоординироваться как-то с альпинистами в этом вопросе. Ведь посмотрите, что получается к примеру. Перевал Высокий высотой 5694 м оказывается на карте выше соседней вершины севернее - 5730 м. Но ведь на доступных фото видно, что вершина выше. И Сальников Г. поднимался на перевал 13 лет назад через эту вершину по лавино - безопасному пути, не только определяя её высоту, как 6200, но и сообщив, что её название, данное позднее - 1000-летие Крещения Руси(правда как оно соотносится с одноимённой вершиной на Каравшине неясно). Уже новое тысячелетие и проблемы стратегических высот для государств не существуют. С миру - по нитке - всем точные карты.

О фотографиях


Фото с таким хорошим качеством стали возможны благодаря удачным погодным условиям, что в этом районе достаточно редко. На фото указаны не все перевалы по разным причинам: либо не обратил внимание, либо несмотрибельно, либо нет видимости из-за перекрытия скалами или другими хребтами, либо не дошёл до меридионального хребта и самих верховьев Юж. Иныльчека. Речь идёт исключительно о снимках с ледника Южный Иныльчек для ориентации и определения объектов. У кого есть снимки получше, с высоким разрешением, можно поделиться, мы заменим. Автор надеется в будущем дойти до конца и дополнить общую картину. И то же самое сделать со стороны ледника Северный Иныльчек.

Как добираться

Трудности и препятствия

Много времени потратил в поисках карт и описаний добиралова к долинам рек Иныльчек и Сарыджаз. Но полноты информации нет, поэтому зная, что с подобной проблемой могут столкнуться другие, восполняю данный пробел.

Район гор Хан-Тенгри и Победы труднодоступен по разным параметрам и ?по зубам? достаточно опытным горникам - туристам (не ниже 2-3 категории сложности) и альпинистам. Ну может ещё пешеходникам не ниже четвёрки. И это - только чтобы пройтись так недельку - другую по ледникам и лёгким перевалам типа треккингов. Встречал там ряд коммерческих иностранных групп, заявленных как ?Треккинг по реке и леднику Иныльчек от Майда-Адыра до базового лагеря на леднике ?Звёздочка? и обратно?. Их за деньги вели гиды, хотя встретились на леднике двое парней - дикарей из Чехии, но по экипировке видно было, что ребята бывалые. А уже для восхождений и походов требуется квалификация не ниже горной четвёрки и альпинистской 3б. Прямоугольная подкова же хребтов Кокшал -Тау - Меридиональный - Восточный Сарыджаз с Тенгри-Таг посредине, состоит в основном из вершин не меньше 5а и перевалов не меньше 3а.

Поэтому:

  1. Препятствие - это достаточный (высоко) горный опыт.
  2. Препятствие - финансовые возможности. Не каждый турист или альпинист способен выложить 700-2000 - за 3-5 недель.
  3. Препятствие - наличие загранпаспорта.
  4. Препятствие - обязательность погранпропуска, который необходимо оформить заранее на месте самому - 20 ?. Либо заказать за месяц вперёд за дополнительную плату - 20 (+10) ?.
  5. Препятствие - длительность, хоть и относительная дешевизна добиралова - 4+2(машина) дня - туда и 3+2(машина) дня - обратно. Всего 10 -12 дней в зависимости от подъездов, самочувствия и погоды.
  6. Препятствие - даже если на вертолёте, но, хоть 2 дня тратится до баз в Каркаре либо Майда-Адыре туда и назад. Но бывают форс-мажорные обстоятельства (погода, спасы, ремонт) и приходится ждать 1-2-3 дня. Хотя лёту только 30-40 минут? Погода высоко в горах изменчива.
  7. Препятствие - ежегодный прорыв озера Мерцбахера, когда никто не может в начале августа идти по долине р. Иныльчек и леднику Иныльчек в ожидании прорыва. Только благодаря вертолёту эта проблема решаема.

Подробнее о маршрутах подъездов и подходов.


Первый этап. Киев - Бишкек или Алма-Ата.

В этот район, в отличие от других, заезд производится из двух стран, двух городов, двух аэропортов, двух ж/д вокзалов. Это такие страны - Кыргызстан и Кахахстан и соответственно: города - Бишкек и Алма-Ата и - аэропорты и - ж/д вокзалы.

Самолёт из Киева туда и обратно стоит (на момент 2009 г.) - 750 $ и если по акции (месячный фиксированный) - то 420 $. За полгода билеты ещё дешевле, но это всё надо планировать заранее.

Поезд ?108 -109 Киев - Астана? Киев (ходит 4 раза в неделю) туда и обратно - 370 $ вместе с ежедневным поездом до Алма-Аты. Поезд Киев - Москва - Бишкек (через день) - 410 $.

Второй этап. Бишкек - Каракол, Алма-Ата - Каракол, либо Алма-Ата - БЛ ?Каркара?

Далее расчёт принят местными в евро. Вообще обратил внимание, что к баксам в Кыргызстане отношение негативное. Меняют исключительно доллары нового последнего образца. По-видимому какой-то крупный влиятельный чиновник лоханулся при обмене и так обиделся, что на правительственном уровне было принято такое уникальное решение. Или вообще киргизов кинули на огромную сумму через какую-то международную аферу с этими зелёными. Они после этого решили иметь дело исключительно с такими купюрами. Ну и решили вообще дел с баксами не иметь. Всё это надо учитывать и въезжать туда либо с новым типом долларов, а лучше с евро. И расчёты все производить через евро. Следующий шаг - машина, либо автобус из этих двух городов до ключевого пункта - города Каракол, либо до перевалочной вертолётной базы - Каркара на границе между Казахстаном и Кыргызстаном.


Карта автомобильных дорог к району Припобедья

Карта автомобильных дорог к району Припобедья

От Алма-Аты до Каракола ведут две трассы. Обе огибают хребты Заилийский и Кунгей-Алатау с севера, а южнее озеро Иссык-Куль с двух сторон - с западного и восточного берега.

Дорога с востока через Кеген и перевал Санташ ощутимо короче - 370 км. Но на участке дороги от Кегена до Каркары дорога плохая - грунтовая и очень пыльная. А от Каркары почти до Кан-Суу получше, но в-общем эти почти 70 км отсекают многих водителей и автобусы от этого маршрута. Когда мы ехали даже на хорошей машине, то скорость здесь мгновенно упала и автомобиль фактически полз со средней скоростью наверно 30 - 40 км/час. А пыль поднялась такая, что только вентиляция как-то спасала. Здесь необходимо проходить пограничный пункт и таможню ?Кеген? в районе с. Каркары. От Алма-Аты до вертолётной базы ?Каркара? - 6 часов езды. Погранцы и таможня обеих стран в принципе лояльны к туристам, потому что выполняют указ правительств о способствовании развитию международного туризма. Время езды зависит от многих факторов: качества и класса машины, времени на прохождение границы, количества и времени остановок по дороге, времени на замену и перегруз с казахской машины на киргизскую либо отсутствия этой проблемы. Нам водитель объяснил, что меняют машину из-за непомерных поборов казахских гаишников. На эту дорогу у нас ушло где-то 8 часов. Вообще-то дорога живописна, проходит через ряд перевалов и плоскогорье, пересекает Чарынский каньон. С одного из участков дороги открывается вид на хребет Сарыджаз и пирамиду Хан-Тенгри, которая возвышается над хребтом. Но Иссык-Куля фактически не видно, лишь кусочек вдали в конце перед Караколом. Но это можно компенсировать либо после похода (восхождения), либо возвращаться обратно западным путём через Боомское ущелье.

Здесь же существует ещё один дорогой вариант добиралова в район Хан-Тенгри и Победы. Это от Алма-Аты до базового лагеря "Каркара" (расстояние 280 км). А дальше - вертолётом. Ведает этим маршрутом альпфирма К.Валиева ?Хан-Тенгри - Трэвэл?. Стоимость - либо 200 - всё, либо 200 - - только перелёт + 10 - - Алма-Ата - БЛ ?Каракара?. Но цены и сроки необходимо уточнять и оговаривать заранее, так как эта фирма в основном продаёт несколько видов комплексных дорогих пакетов на восхождения. Она же обеспечивает и проезд из Бишкека до этого пункта по северному берегу Иссык-Куля, но подороже - 15 ?.

Другая дорога проходит с запада - уже 620 км по северному берегу Иссык-Куля, не доезжая Бишкека. Но дорога хорошая, стратегическая, поэтому постоянная хорошая крейсерская скорость транспорта. По ней уже ежедневно одним рейсом летом ходят автобусы. Но, правда из-за длительных остановок и времени на прохождение границы в районе пос. Георгиевка, время пути - 12 часов. На машине, такси конечно, быстрее, но дороже. По южному берегу дорога на 25 км длиннее. И по ней больше ездят авто из Бишкека.

Вот оставляю почти без изменений детальное описание одних туристов из Новосибирска по-моему:

Бишкек. Самое ужасное в Бишкеке летом - это климат. Жуткая жара и духота. В центре есть на что посмотреть, но в целом куда менее столичный город, чем Алма-Ата. Прибываете на автовокзал, отбиваетесь от таксистов (хотя можно и уехать в Каракол и на машине - быстро и комфортно, в пределах 2000 сомов за машину) и сразу ищете маршрутки до Каракола - они стоят в очереди слева в глубине территории вокзала. Стоимость проезда - 250 сомов, но может быть и выше, могут требовать деньги за багаж (бороться до последнего!). Здесь уже придётся менять рубли на сомы - это можно сделать в городских обменных пунктах уже по пути в Каракол, надо это специально оговорить с водителем.

Бишкек - Каракол. Расстояние - 403 км. Время в пути - 6 - 7 часов. Дорога проходит по живописнейшему Боомскому ущелью, которое ведёт из Чуйской долины в котловину Иссык-Куля. Вдоль дороги в ущелье есть разные монументы - орлы, козлы, строители, ракета. Над автомобильной дорогой прорублена в скале железнодорожная ветка до города Балыкчи (Рыбачье). Острые ощущения гарантированны! Кстати, в Каракол можно ехать как северным берегом Иссык-Куля, так и южным - это, как правило, написано на маршрутке, уточняйте у водителя. Зимой ехать югом никакого смысла нет, а вот летом - очень даже неплохо. Живописные виды, южный перевал, где продают отличный кумыс (киргизы покупают его по дороге только в этом месте) и можно присмотреть пляжик в районе Тамги. Остановка в пути будет одна - в ущелье, не доезжая Балыкчи. На северном берегу тоже есть, что посмотреть - куротная полоса, пансионаты, город Чолпон-Ата.

Автобус в летний сезон ходит ежедневно из автовокзалов Бишкека и Алма-Аты до Каракола и обратно с запада, огибая озеро Иссык-Куль, а из Бишкека ещё и маршрутки. Из Алма-Аты автобус ходит только до 1 сентября. Это надо учитывать на обратном пути. Стоимость билета - 10 - 15 - (в оба конца надо заначивать 30 ?) ну и отдельно доплата за рюк (1 или 2 ?) .

Машины, микроавтобусы и такси обойдутся дороже. Цена диференцирована и зависит от: длины маршрута, количества пассажиров. Например, при полной загрузке микроавтобуса семью и более телами с рюками Алма-Ата - Каркара - 10 ?. Алма-Ата - Каркара - Каракол - 15-20 ?. Алма-Ата (Бишкек) - Каракол (с Запада) - 20 ?.

Каракол. Очень уютный город в восточной оконечности котловины Иссык-Куля. Здесь великолепный климат - выражены все времена года, тёплое, но не жаркое лето, мягкая зима, великолепные тёплые осень и весна. Город окружён фруктовыми садами. Он тщательно спланирован, поэтому заблудиться в нём проблематично. До озера Иссык-Куль порядка 13 км - есть городской пляж на Пристани и на Дачах, но вода там пресная и мутная - здесь узкий и длинный залив, в который впадает две приличных реки - Джергалан и Каракол. Там же недалеко - парк-заповедник Н.М. Пржевальского с могилой и мемориалом путешественника, которые находятся около пристани на высоком берегу озера. Купаться из города можно также ездить в направлении военной базы Кайсара. С трёх сторон город окружён горами, их видно из любой точки. Очень люблю это место.
В город вы приедете вечером. Привезут вас на автовокзал, который находится на отшибе, но с водителем маршрутки можно договориться и он довезёт вас по нужному адресу. На вокзале есть таксисты, которые предлагают увезти за 100 сомов в любую точку города, цену можно сбить до 80 - 70 сомов, а вообще такси по вызову стоит 60 сомов. Проезд в городе на маршрутках и любых частных машинах стоит вообще 5 сомов с человека - но это если канать под местных и ездить без багажа.
В городе есть гостиница ?Иссык-Куль?, а также множество частных гест-хаусов и турфирм.
Если вы договоритесь с тем же Деревянко (Як-тур), то вас будут ждать. У него можно жить как в доме, так и в своей палатке на территории фирмы - за весьма умеренную плату. Любую информацию можно также будет получить у него.
В городе необходимо зарегистрироваться в УВД - по месту пребывания, стоит 70 сомов. Очень внимательно заполняйте листочки - за косяки придётся платить ещё 70 сомов. Без временной регистрации докопаются на границе. Милиция в городе спокойная и дружелюбная.
Места в Караколе. Можно погулять в центре (Як-тур - практически в самом центре) - в районе центральной площади, где есть центральный сквер, здания администрации, Иссык-Кульский Государственный Универститет им. Касыма Тыныстанова, старая православная церковь? ?Свято-Троицкий собор? построенная в 1872 году из дерева на кирпичном цоколе, ЦУМ. Везде куча кафешек, особенно рекомендую ?Факир? - на улице слева от ЦУМа, если стоять к нему лицом. В центре также есть Верхний Базар (Бугу), где в крытом павильоне можно отведать дунганских холодных закусок (Ашлян-Фу - обязательно). В центре также полно обменных пунктов, магазинов и аптек. Обязательно нужно сходить на Нижний Рынок - но не стоит там питаться, еда не качественная. Обязательно попробуйте там местные напитки - кумыс, бозо, салкын, айран. Но самый лучший кумыс и айран - только в горах у пастухов! На Нижнем Рынке летом функционирует также ярмарка скота - туда даже иностранцев возят пофотографировать. Есть бани и неплохие сауны - ?Ташрабат? и ?Велюр? (300 - 400 сомов в час с компании), комплекс ?Руслан? удобен тем, что тут же после сауны можно расслабиться в ресторане, цены которого не отличаются от кафешных, а сервис и качество питания - супер, таксисты знают все адреса.
Чтобы попасть в ущелье Алтын-Арашан, нужно доехать на маршрутке Каракол - курорт Ак-суу до Лесхоза (или до развилки Лесхоз - Курорт, что тоже самое). Стоит 20 сомов. На развилке надо идти по правой дороге. Маршрутки уходят от Нижнего Рынка. В Каракольское ущелье можно попасть на любом транспорте - до конца улицы Фучика. Там стоит пост, и берут деньги. Здесь всё сложно. Надо прикидываться местными и делать вид, что отдаёте последние деньги - тогда возьмут минимум. Иначе - придётся платить за каждый день, каждую палатку, каждого человека и каждый костёр.

В семи километрах от города выше по Каракольскому ущелью на высоте 2300 м над уровнем моря находится современная зимняя горнолыжная база ?Каракол?.

Третий этап. Каракол - Майда-Адыр или далее - до Атджайло - МАЛ ?Звёздочка?. Или Каркара - МАЛ ?Северный?.

В Караколе большинство групп и путешественников останавливаются по разным причинам. Одним нужно закупаться продуктами, другим оформлять регистрации и пропуска в погранзону, третьим отдохнуть после дальней дороги и т.д. Но многие, идущие в тот район, ждут посадки либо подсадки до Майда-Адыра либо Ат-Джайло в зависимости от расписания вертолёта либо подходящей машины. Подсадка на крытый грузовик - 20 - с человека до Майда-Адыра. Можно на месте нанимать 5-8 местную машину большой проходимости за 160 - 200 - даже до Ат-Джайло (на пол часа дальше Майда-Адыра).

Если вы зажиточны, то можете сразу купить пакет услуг на восхождение на любую вершину. Вам оно обойдётся от 800 до 1700 - в зависимости от обслуживающих конкурирующих фирм и ?наполненности? пакета. Например, есть ?малый? за 800 - - сразу от вертолётных баз на Каркаре и Майда-Адыре без сервиса добиралова.

Ну а если вы небогаты, то минимальный расклад туда и обратно таков: поезд(8-9 дней) - 300 - + автобус до Каракола - 30 - + машина до Майда-Адыра - 40 - = 370 ?

Если вы побогаче, но нет времени на 9 дней в поезде, то: самолёт - 540 - + машина до Каракола - 50 - + машина до Майда-Адыра - 40 - = 630 ?

Если вам не хочется ещё и идти пешком по Иныльчеку или Сарыджазу - 7-8 дней, то: самолёт - 540 - + машина до Каркары - 20 - + вертолёт до базы Иныльчек Сев. - 400 - = 960 ?

или второй вариант: самолёт - 540 - + автобус до Каракола - 30 - + вертолёт до базы Иныльчек Юж. - 400 - = 970 ?

Вот округляя и получаем оптимальный бюджет добиралова из Киева: 400 - - 650 - ? 1000 - для трёх категорий граждан: бедненькие - + 16 дней, побогаче - + 8 дней, ну и богатые тратят на дорогу грубо 4 суток, а при удачном раскладе, то и 2-3.

Как добираться малобюджетникам

А вот теперь ответ на самый интересный вопрос.

Сразу хочу предупредупредить, что самый оптимальный вариант подходов и добиралова - групповой. На это есть много причин. Имея опыт хождения по леднику Южный Иныльчек, понял, что одному ходить в этих местах объективно опасно. Когда туда шёл, то думал, что повстречаю много групп, либо в Майда-Адыре, либо в Ат-Джайло поспрашиваю про путь людей, альпинистов, погранцов, пастухов, они подскажут. Реальность оказалась прозаичнее - безлюдье. И нет туристов, и очень мало пастухов в тех диких местах. Даже в двухмесячный активный туристский сезон. Подробных карт треккингов и GPS ?треккингов не существует по причине того, что если ты небедный, то подлетаешь в базы прямо к вершинам без всяких GPS - ов. А ходят в эти горы в основном иностранцы и альпинисты покруче. Поэтому в одиночку ходить - сильный риск. Игорь Ханин, оформив пропуск в погранзону, сразу взял с меня подписку о том, что за всё, что со мной случится на данном маршруте, его фирма ответственности не несёт. И удивлялся - как я один иду? Я, правда блефовал, что хорошо знаю дорогу, ну и вроде человек только что со сложного похода, понимает - что это такое. На всякий случай предупредил, что иногда одиночки пропадают в том районе. И привёл прошлогодний пример одного сынка ?крутэлыка?, который резко разочаровавшись в жизни, решил испытать новых впечатлений, сбежал из дому с каким-то дружком, решил вдруг подняться на Хан-Тенгри. Попав к Ханину, он спросил, что для этого надо? Тот ответил, что лучше ехать домой. Но тот не угомонился и начал предлагать за большие бабки провести. Когда Ханин отказался, сказав, как важный предлог, что у вас мол, нету снаряжения, чтобы отстали, то парень неожиданно спросил, а что конкретно надо?? Составь список? Ханин набросал. Через день эти двое ввалились с новым снаряжением, закупленным в Бишкеке на кучу бабла, заказали у Ханина машину на двоих и уехали в Майда-Адыр к Иныльчеку. После этого больше их никто не видел, а через месяц приезжали родичи, предлагали большие бабки за поиски, за вертолёт, чтобы найти и похоронить хотя бы труп своего сынули, на что Ханин ответил сакральной фразой, которую могут понять только туристы: ?Иныльчек - один из самых больших ледников мира?. Позже всю долю опасности испытал на собственной шкуре сам, поэтому и повторю - в одиночку лучше не ходить. По крайней мере вдвоём, чтобы связываться в опасных местах. Но всё же лучше группой. Можно дождаться какой-нибудь группы. Вторая важная причина - экономия средств. Машина до Майда-Адыра стоит 160 - 180 ?. Цена вертолёта в один конец. И чем больше будет туристов, тем дешевле каждому. Туда я планировал - по 55 - с каждого на троих. Обратно обошлось - по 33 - на пятерых. Та же картина и между Алма-Атой или Бишкеком и Караколом. Чем больше группа, тем дешевле каждому. Отсюда - быстрота и мобильность. Сразу с аэро- или ж/д- вокзала 6-8-10 человек - в микроавтобус или в два джипа - и до любого дома в Караколе. Можно и заранее заказывать, а можно и по приезду на месте. Ну и третья веская причина - ?вместе весело шагать по дорогам?. Конечно, в первую очередь необходимо нейтрализовать самую первую опасность и проблему: узнавать - спустилось ли озеро Мерцбахера и давно ли? Это по любому - в одиночку ли, толпой ли.

У одиночек есть маленькое преимущество - легче останавливать любые попутные машины, а грузовые - бесплатно, что я и сделал, экономя средства. Но у меня были непредвиденные обстоятельства. И на это желательно не очень-то расчитывать. И.Ханин мне сказал, что даже в сезон (2 месяца в году)в день бывает 1-2 машины, которые могут подобрать. А бывают дни и без попуток, правда редко, что уже говорить про остальное время. Когда общались с молодими погранцами - киргизами на п/п ?Иныльчек?, то были удивлены их мизерными зарплатами при том, что после того, как двух месячный поток туристко-альпинистской братии прекращается к концу сентября, наступает время зимы, когда никто не ездит и их заставу постепенно заносит. И так до июня месяца. Жизнь замирает.

Маршруты добиралова


Карта маршрутов к району ледника Иныльчек

Карта маршрутов к району ледника Иныльчек
  1. База Игоря Ханина в г. Каракол.
  2. Альплагерь Игоря Ханина в Каракольском ущелье.
  3. Альпинистско-туристская и вертолётная база на пограничной заставе Майда-Адыр.
  4. Перевалочная и вертолётная база в Атджайло.
  5. Пограничная перевалочная и вертолётная база в Каркаре.
  6. Узловая поляна Мерцбахера с вертолётной площадкой.
  7. Базовый лагерь на леднике Звёздочка под п. Победы.
  8. Базовый лагерь на леднике Сев. Иныльчек под п. Хан-Тенгри.
  9. Пограничный пропускной пункт Иныльчек.

Фото 1. Ущелье Тюрген-Аксу у поворота на пер. Чон-Ашу. Панорама.
Фото 1. Ущелье Тюрген-Аксу у поворота на пер. Чон-Ашу. Панорама.
Фото 2. Выезд на пер. Чон-Ашу.
Фото 2. Выезд на пер. Чон-Ашу.
  1. Оптимальный: г.Каракол - пер. Чон-Ашу - Майда-Адыр(Атджайло) - МАЛ ?Звёздочка?. Машина г.Каракол - с.Ак-Булак - ущелье Тюргень-Аксу - пер. Чон-Ашу (3822, н/к) - погранпост Иныльчек - вертолётная и альпбаза Майда-Адыр или ещё дальше - до перевалочной базы Атджайло. Ехать 4,5-6 часов в зависимости от количества и времени остановок и конечного пункта. Дальше пешком по правому берегу р. Иныльчек, а потом по правой боковой морене ледника Иныльчек. Минуя поляну Мерцбахера путь идёт сначала по правой морене уже ледника Южный Иныльчек, а потом по краю самого ледника до впадения в него справа ледника Звёздочка, где на морене под п.Трёхглавым(5504) стоит базовый лагерь ?Южный Иныльчек?.
Фото 3. Мёртвый рабочий город Иныльчек.
Фото 3. Мёртвый рабочий город Иныльчек.
Фото 4. Погранзастава и база Майда-Адыр. Панорама.
Фото 4. Погранзастава и база Майда-Адыр. Панорама.
Фото 5. Дорога между Майда-Адыром и Атджайло. Вдали скальные острова Атджайло посреди р. Иныльчек.
Фото 5. Дорога между Майда-Адыром и Атджайло. Вдали скальные острова Атджайло посреди р. Иныльчек.
База Атджайло с востока.
Фото 6. База Атджайло с востока.

2. Самый дешёвый: г.Каракол - пер. Чон-Ашу - пер. Тюз - МАЛ ?Звёздочка?. Автобус(машина) г.Каракол - с. Ак-Булак. Или машиной в ущелье Тюргень-Аксу до слияния рек Тюргень-Аксу и Коккия и поворота дороги влево вверх по долине р. Коккия. Ехать 1 час. Стоимость машины на 1-6 человек - 1500-2000 сомов. Нужно говорить, что до камня, на котором был трактор, иначе водители норовят высадить пораньше. Таковы местные обычаи :). Дальше к пер. Чон-Ашу (н/к, 3822) пешком часа 3-4. Под перевалом и за ним базы геологов, поэтому, если выехать с утра пораньше, то есть возможность бесплатно подъехать на их машине. Также если повезёт, то можно тормознуть машины из Бишкека. На легковушки не рассчитывайте, потому что они, как правило, заполнены местными. После перевала Чон-Ашу можно за час спуститься вдоль р. Оттук к слиянию с р. Кичине- Беркут слева и, повернув вверх и двигаясь по правому берегу р. Кичине- Беркут, свернув затем вправо, пройти перевал Беркут (1А, 3869). Это если идти пешком. Если же подъезжать, то лучше машина - до слияния р. Оттук и Сарыджас. Дальше пешком либо на машине по левому берегу до почти одновременного впадения рек Эчкилиташ и Тюз. За ними недалеко брод по камням через Сарыджас и потом вверх к перевалу Тюз (4001, 1Б) либо Ачикташ (4050,1Б). Спустившись с перевала к реке Иныльчек, повернуть на Восток вдоль реки вверх по течению. Потом подняться на ледник Иныльчек и перейти подальше на правый борт, выйдя на боковую морену. Дальше путь, как в маршруте ?1 до базового лагеря ?Южный Иныльчек?.

Фото 7. Вид на перевал Тюз с юга.
Фото 7. Вид на перевал Тюз с юга.
Фото 8. Пик Нансена напротив пер. Тюз через р. Иныльчек.
Фото 8. Пик Нансена напротив пер. Тюз через р. Иныльчек.

3. Самый сложный: г.Каракол - пер. Чон-Ашу - р.Сарыджаз - МАЛ ?Северный Иныльчек?. Это для группы с опытом уже не меньше 4-5 к.сл. либо альпинистским. Таким путём ходят только опытные группы из 2 и более человек исключительно редко по комплексу причин. Машина г.Каракол - с.Ак-Булак - ущелье Тюрген-Аксу - пер. Чон-Ашу (н/к, 3822) - слияние р. Оттук и Сарыджас. Дальше пешком либо на машине максимум по левому берегу поближе к леднику Семёнова. Поднявшись по леднику к перевалу ЛКТ( 3А), перевалить вниз к подножию Хан-Тенгри. Либо сделать связку: пер. Баянкольский (4400, 1Б) - пер. Одиннадцати (4850, 3А) и, спустившись по леднику Одиннадцати, подойти к базовому лагерю ?Северный Иныльчек? под Хан-Тенгри.

Фото 9. Подлёт к поляне Мерцбахера. Вид с юга.
Фото 9. Подлёт к поляне Мерцбахера. Вид с юга.
Фото. 10. Вид на поляну Мерцбахера с севера. С ледника Ю. Иныльчек.
Фото. 10. Вид на поляну Мерцбахера с севера. С ледника Ю. Иныльчек.

4. Тоже сложный: г.Каракол - пер. Чон-Ашу - Майда-Адыр(Атджайло) - поляна Мерцбахера - пер. Броненосец - МАЛ ?Северный Иныльчек?. От г.Каракол до базы Атджайло и поляны Мерцбахера - как в первом маршруте. Далее после поляны Мерцбахера пройдя немного вверх по леднику Южный Иныльчек, необходимо свернуть влево и пересечь его на север, выбрав место для переправы через ледниковую реку. Затем, перевалив через оконечность хр. Тенгри -Таг в связке перевалов Броненосец(2А, 4100)+Мирошкина(1Б)+Первомайский(2Б), спуститься к лед. Северный Иныльчек, обойдя ледниковое оз. Мерцбахера справа. Затем, пройдя вверх по леднику, подойти к базовому лагерю ?Северный Иныльчек? под Хан-Тенгри.

Фото 11. Переход через ледник Ю.Иныльчек и переваливание через связку перевалов Броненосца (2Б).
Фото 11. Переход через ледник Ю.Иныльчек и переваливание через связку перевалов Броненосца (2Б).
Фото. 12. МАЛ ?Звёздочка?. Лагерь Бирюкова.
Фото. 12. МАЛ ?Звёздочка?. Лагерь Бирюкова.

5. Самые дорогие: г.Каракол - пер. Чон-Ашу - Майда-Адыр - вертолёт до МАЛ?Звёздочка? или ?Северный Иныльчек?. Машина + вертолёт - 200 ?.

г.Алма-Ата (г.Бишкек) - база Каркара - вертолёт до МАЛ?Северный Иныльчек? или ?Звёздочка?. Машина + вертолёт - 200 (210) ?.

Фото 13. Перелёт между базами через хр.Тенгри - Таг.
Фото 13. Перелёт между базами через хр.Тенгри - Таг.
Фото 14. База на пограничной заставе Майда-Адыр. Справа контейнеры международной научной экспедиции на оз. Мерцбахера.
Фото 14. База на пограничной заставе Майда-Адыр. Справа контейнеры международной научной экспедиции на оз. Мерцбахера.

Особенности и расстояния

Расстояние от базы Майда-Адыр(3) до базы Атджайло(4) - 21 км

Расстояние от базы Атджайло(4) до начала ледника (до языка) Иныльчек - 18 км. От начала ледника до поляны Мерцбахера (6) - 15 км

Маршрут от поляны Мерцбахера (6) до базовых лагерей(7) необходимо выйти на ледник и идти по нему вверх, придерживаясь правого края. Расстояние по прямой: поляна Мерцбахера - БЛ ?Звёздочка? - 26 км; БЛ ?Звёздочка? - 1 лагерь под Хан-Тенгри - 7 км.

Фото 15. Юрта пастухов под водопадом перед прижимами, которых можно нанять вниз до базы Ат-Джайло
Фото 15. Юрта пастухов под водопадом перед прижимами, которых можно нанять вниз до базы Ат-Джайло
Фото 16. Водопад над прижимом Иныльчека. Возможен обход по верху.
Фото 16. Водопад над прижимом Иныльчека. Возможен обход по верху.

Сразу за базой Ат-Джайло вверх по долине р. Иныльчек, справа впадает бурная речка Атджайляу. Она является серьёзным препятствием для туристов и экспедиций. Единственной гарантированной возможностью её прохождения может быть лошадь, которую можно нанять у местных пастухов в Ат-Джайло. Чуть дальше - километра 2 вверх она тоже может понадобиться при прохождении Иныльчекских прижимов. Либо при возвращении на обратном пути перед прижимами есть пастушеская юрта - стоянка (см. фото 15), где также можно нанять лошадей с пастухом - проводником. Но это всё деньги и такса может сильно разниться: либо по 5-10 - с человека, либо 20 - с группы в 5 чел., либо 30 - с группы в 10 чел. Как повезёт. В принципе есть тропа в обход - выше прижимов, но реку всё равно проходить надо (см. фото 16). Кто хочет без затрат, нужно сделать маршрут так, чтобы подходить к реке и прижиму рано утром до 9.00 в самую малую воду. Ну а большой группе можно делать в любой момент на - весную переправу с перильной страховкой. Мне повезло - туда летел вертолётом, а обратно с группой Рыкалова хоть и вечером, но в малую воду. Ну и в его группе - монстры, поэтому прошли все эти прижимы и реку на одном дыхании, хоть и рисковали. Но это неразумно, а надо всё же этот участок хорошо продумывать. Или идти другим путём - через пер. Тюз.

За богатых клиентов на восхождения борются и при этом мирно сосуществуют несколько фирм-конкурента: ?Хан -Тенгри Трэвэл?, ?Тянь-Шань Трэвэл?, ?Аксай - Трэвэл? и ?Памир Экспедишн?. Самым влиятельным оказался ?Хан Тенгри Трэвэл? во главе со знаменитым альпинистом Казбеком Валиевым. Он является хозяином двух базовых лагерей в этом районе - под северными склонами пика Хан-Тенгри и недалеко от южных склонов на леднике Звёздочка. Вообще-то у него четыре лагеря, но здесь два. Других два конкурента-компаньона имеют по одному своему лагерю только на ?Звёздочке? между вершинами Хан-Тенгри и Победа. Это лагерь В.Н. Бирюкова и Д. Грекова. Совсем недавно, напротив МАЛ ?Звёздочка?, через ледник Юж. Иныльчек на морене под пиком Горького тоже стояли два базовых лагеря для восхождения на Хан-Тенгри и другие вершины хр. Тенгри-Таг. Но из-за конкуренции и кризиса их уже нет. Тому, что к Валиеву валит всё больше клиентов, ??несчастье помогло?. Негативную роль сыграл коварный участок на леднике Семеновского под названием ?мышеловка? или ?бутылка?. Там нередко люди попадали в аварии под обвалы либо камнепад из-под вершины Чапаева. Но когда легендарный Валера Хрищатый с товарищем там погибли, а через 10 лет под обвалом погибло сразу 11 человек, причём в раннее самое безопасное время, альпбратия стала предпочитать подниматься на Хан-Тенгри с севера, где стояли только казахские лагеря К. Валиева. И теперь тем путём довольно редко спускаются в основном те, кто идут на Победу.

Координаты точек GPS *


От Каракола до пика Хан-Тенгри

* - Это пройденный путь для ориентировки. Руководствоваться можно.

Точка GPSВысота СШ - N ВД - E
г. Каракол. Дом Ханина1785 m42° 29' 01,6"078° 24' 15,0"
Начало подъёма на перевал2786 m42°25' 23,3"078° 56' 46,0"
Перевал Чон - Ашу 3820 м3819 m42°23' 26,2"079° 03' 44,8"
Слияние рек Оттук и Сарыджаз2742 m42°14' 50,6"079° 06' 55,4"
Погранпост Иныльчек2515 m42°02' 11,2"079° 05' 17,0"
Майда-Адыр2602 m42° 05' 23,2"079° 14' 51,3"
Ат-Джайло2708 m42° 09' 03,5"079° 26' 56,6"
Ат-Джайло -12740 m42° 08' 59,5"079° 26' 46,1"
Переправа2783 m42°10' 14,4"079° 30' 49,2"
Река2873 m42° 11' 22,8"079° 34' 17,0"
Ледниковое озеро3137 m42° 10' 31,7"079° 42' 18,1"
Горная река в ледник3309 m42°10' 03,1"079° 46' 11,2"
Поляна Мерцбахера3412 m42°09' 55,6"079° 48' 58,2"
Привал под поляной3464 m42°09' 47,7"079° 50' 58,3"
Ночёвка под кальгаспором3464 m42°09' 46,9"079° 51' 57,8"
Обратная ночёвка3933 m42°08' 48,7"080° 03' 07,0"
Базовый лагерь ?Звёздочка?4084 m42°08' 54,4"080° 06' 36,8"
Привал4111 m42°09' 23,6"080° 06' 51,9"
Привал - 14244 m42°10' 08,4"080° 08' 08,3"
Опасный ледник4339 m42°10' 19,6"080° 09' 59,4"
Начало подъёма на вершину4357 m42°10' 46,0"080° 09' 46,9"
Бивак под Хан-Тенгри4354 m42°10' 19,6"080° 10' 39,1"
Трещина4406 m42°10' 13,8"080° 11' 01,0"
Крайняя точка4610 m

Регистрация и погранпропуска.

Въезд в Казахстан и Кыргызстан осуществляется по загранпаспортам в безвизовом режиме.

Время на регистрацию - обычно 5 дней. Поэтому при проезде через территорию Казахстана, необходимо учитывать дату пересечения границы, отмеченную пограничниками в вашем загранпаспорте. Кто едет поездом, должен это учитывать, иначе может случайно попасть на крупную потерю денег со стороны местной милиции.

В Киргизии в течении 5 дней необходимо зарегистрироваться по месту своего временного проживания (пребывания). Проблем с регистрацией в Кыргызстане фактически нет, чего не скажешь о Казахстане. Поэтому на основании опыта разных людей, в силу комплекса причин, советую в Казахстане не задерживаться дольше, чем на 3-4 дня без всякой там регистрации и побыстрее пересекать границу и ехать в Кыргызстан. Если вдруг собрались попасть в тот район через Кунгей - Алатау - горы между Алма-Атой и Иссык-Кулем, то неизбежно попадёте в Казахско-Киргизскую погранзону, где абсолютно необходима Казахская регистрация и, для некоторых мест - разрешение от Казахской погранслужбы. С киргизскими пограничниками обычно проблем гораздо меньше. Ежели вы оплачиваете всё через турфирмы или пакет услуг альпфирм, то вам не надо ни регистрации, ни погранпропусков. За вас всё это сделают они, за что и повышенные цены за сервис.

В район Иныльчека требуется погранпропуск, который можно оформлять либо в Бишкеке, либо в Караколе на месте. Стоимость оформления - 20 - + затраты энного времени на все эти процедуры. Можно и без всяких пропусков, что некоторые туристы - одиночки, либо авантюристы и делают. В районе рек и хребтов Сарыджаза и Иныльчека есть несколько мест - перевалов и проходов в обход погранпостов. Хоть в Китай. Глава одной турфирмы Игорь Ханин мне показывал их на карте. Да тот же пер. Тюз - уже обход погранпоста. Но тут - рулетка - взойдёшь и спустишься нормально на Хан-Тенгри - повезло, потом тем же обходным путём дней 5-6 обратно. Когда был на базе Ханина, оказался невольным свидетелем другого варианта везения с удачным нелегальным прохождением погранзоны. Один пожилой российский турист, не получив пропуск и пойдя в обход погранзастав и постов слишком быстро спустился с Зап. плеча Хан-Тенгри. Так быстро, что больше у него никаких проблем в жизни не было. А начались они у руководителей альп и турфирм, когда МИД и МВД начали выяснять - чей клиент? Спасло всех то, что он ни с кем не контактировал, а незаметно пешком прошёл только ему одному и ведомым путём. Насколько знаю, установили его личность через месяц всполошившиеся родственники, начавшие его поиск, когда он давно не подавал о себе знать. Можно вляпаться и просто если тебя придётся банально спасать при восхождении. Если в больнице вдруг выяснится, что ты нелегально проник в погранзону, то ничего хорошего это не сулит. Поэтому посоветовал бы делать всё официально, лучше присоединившись к какой-то группе, ну и желательно уже иметь высотный опыт не ниже Эльбруса, не говоря уже о правильном соблюдении акклиматизации. Можно на базе у Игоря Ханина всё вместе - регистрация+погранпропуск - 30 ?. Но это только предварительно списавшись и получив согласие, либо в крайнем случае на месте, но на его усмотрение, если есть какие-либо весомые доказательства высотного либо альпинистско-туристского опыта. Серьёзные фирмы подставляться и рисковать своей репутацией не будут.

Также в том районе существует проблема пересечения Кыргызско-Казахской границы в ту или другую стороны. Поэтому надо заранее выбрать для себя базовую страну и территорию для восхождений либо похода. Если вы заходите и выходите в тот район с севера-северо-востока или летите вертолётом с Каркары, то оформляться нужно (регистрация и погранпропуск) в Астане либо Алма-Ате в государстве Кахзахстан. Другими вариантами - лучше иметь дело с Кыргызстаном в Бишкеке либо Караколе. Тоже заходить в район и даже если переходить в горах границу, то возвращаться обратно в стартовую страну.

Некоторые сайты:


http://www.mountain.ru/advertising/MAL/img/

http://www.kantengri.kz/rus/index.html --- Kan Tengri Expeditions

http://www.centralasia-travel.com/ru/expeditions/ --- Pamir-Expeditions

http://www.tien-shan.com/ru/ --- Tien-Shan Trevel

http://sab.sscc.ru/~tour/Akshijrak01/page21.htm --- в дополнение по добиралову

http://www.mountain.ru/world_mounts/tien-shan/2001/terskey/terskey.shtml --- турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль", Ханин Игорь Викторович