Перевал Тирке Центральний (1А)
Район | Хребет | Назва | Висота | Складність | |
Літо | Зима | ||||
Крим | Тирке яйла | Тирке | 1245 | н/к | 1А |
1. Розташування
Перевал розташовано на південному схилі хр. Тирке яйла. Східніше від пониження хребта, та підходу дороги до краю плато.
2. Відомості про першопроходження
Відсутні
3. Джерело відомостей
М. В. Закалдаєв "Перевалы горного Крыма"
4. Характеристика.
Перевал являє собою непротяжний травянисто-осипний схил із виходами каміння. Перевальний кулуар чітко виражений.
Спуск починається із центра сідловини.
На перильній мотузці закріпленій на льодорубі перший спускається за перегин краю плато до великого каменя розміщеного у верхній частині кулуару. Довжина до 5-6м. За даний камінь закріплюється мотузка. Усі члени групи по перилам спускаються до каменя та переходять на мотузку.
Довжина спуску від каменя 40м. Крутизна 65-70°, при спуску проходяться 2 круті сходинки висотою 4-5м.Останній до каменя доходить на 2-х льодорубах, без рюкзака, із нижньою страховкою.
Зправа (по ходу) від кінця перильної мотузки на дереві закріпляється друга мотузка. Кулуар суттєво розширюється Крутизна схилу до 35-40°, схил сніжно-трав?янистий.
Можливий одночасний спуск двох учасників.
Від кінця спуску рух продовжується із самостраховкою льодорубом вправо вздовж скель до початку лісу.
В лісі знімаються каски, системи. Кішки і льодоруби бажано залишити.
Час спуску до лісу 2,5 години.
5. Рекомендоване спорядження на групу.
Каски, льодоруби, кішки, системи, вуси самостраховки на усіх учасників. Мінімум 2 основні мотузки на групу. Групові 3-4 карабіни.
6. Умови при яких проходження ускладнюється.
Значний сніговий покрив, оледеніння схилу. У будь якому випадку рух у кішках. При погіршених умовах проходження сповільнення руху групи не передбачається.
Коментарі
.
konst replied on #
Провесили две веревки на спуск? О_О
Когда мы шли этот перевал на подъем в 2007 году мы провесили одну, причем необязательную (скальный выход можно было обойти). Если я правильно понял (условия у нас были несколько менее суровыми :), так что временами тяжело привязать ваши фотографии к местности), она совпадала с вашей второй. Обход там есть по полкам справа (ор.). И вот чего уж точно не было, так это крутяка под 70 градусов в верхней части, там это счастье обходится слева. Вот фотографию нашел, это под самой кромкой яйлы. Вы спускались по камням слева?
.
Zhenya replied on #
Ребята! Не нужно этих эмоций! Когда вы там ходили, там и близко не было того, что в этом году там было. Я ходил этот перевал на подъём несколько позже и картина была ещё хуже. Выходить в то место, откуда эти ребята дюльферяли я отказался, потому решил выйти чуть левее. И не нужно строить из себя всезнающих и ходившись этот перевал и вверх и вниз и в любую погоду.
.
konst replied on #
Женя, нет никаких эмоций. Просто несколько удивило, вот и все.
А вообще если нет снега там тропу видно, так что вопросы с веревками не на пустом месте.
.
Zhenya replied on #
А чего удивляться, у них и у нас был снег и обледенелые скалы, у вас нет, поэтому не понимаю удивления. Другое дело, когда ты там был 5 раз и ходил его и в верх и вниз и зимой и лето, а когда ты был там один раз, то выводов о том что там категорично при любых раскладах не нужны верёвки я не понимаю.
.
AlekseyNovak replied on #
Навряд ли мы говорим об одном и том же кулуаре. У нас однозначно были скальные борта, никакой травы. Метод поиска входа могу описать подробно если кому интересно.
Субъективное мнение которое сложилось у всех участников. На перевалах Тырке, Перья, частично Хаос не логично судить точку входа. Их много, узнать именно ту которая нужна на почти горизонтальной яйле, почти горизонтальных входах не кажется реальным, особенно не видев предварительно. И в такой ситуации я стараюсь действовать по алгоритму.
1. Какие есть пути по сложности?
2. Как чувствует себя группа?
3. Если группа в нормальном состоянии то выбираем путь спуска чуть выше среднего, так чтоб категория была железная и получить удовольствие от прохождения. Если сил нету. По кратчайшему по времени и силам пути. перевалы ещё будут.
ОМХО получается интересно, поучительно и воспиталась неплохая компания готовая пройти довольно сложный маршрут.