Основные моменты правил дорожного движения для велосипедов
Рис. 1. |
Велосипед определяется как ?транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое приводится в движение мускульной силой человека, который находится на нем? (ПДД п. 1.10). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда и участник дорожного движения, а соответственно обязан знать и соблюдать: относящиеся к ним требования Правил, сигналы светофора, знаки и разметки.
Велосипед является транспортным средством, но не является ?механическим транспортным средством?. Поэтому, при движении велосипедиста, на него распространяются ПДД относящиеся только к ?транспортному средству?*.
*Ниже, приводятся основные моменты ПДД для велосипедистов, однако для полного знания поведения на дороге, необходимо изучить все пункты ПДД относящихся к не механическим транспортным средствам.
Если человек не едет на велосипеде, а катит его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД п. 1.10). В данном случае на велосипедиста распространяются права и обязанности пешеходов (ПДД п. 4). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: при движении по проезжей части пешеходы должны двигаться ?по краю проезжей части навстречу движения транспортных средств?, но лица ведущие велосипед должны следовать ?по краю проезжей части в один ряд? (ПДД п. 4.1-4.2).
Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД п. 6.1).
Технические требования
Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован светоотражателями:
- впереди - световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета;
- по сторонам - световозвращателем оранжевого цвета;
- сзади - световозвращателем или фонарём красного цвета ("Требования к водителям мопедов и велосипедов", п. 6).
Движение
Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе проезжей части, по возможности правее, в один ряд (ПДД п.11.14). Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.
При наличии велосипедных дорожек, велосипедисты должны двигаться по ним. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, которые двигаются по дороге (ПДД п. 6.6).
Движение велосипедов (как и любых других транспортных средств) по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД п.11.3), но на практике к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м (ПДД п. 6.4). Велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать один за другим, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.
Во время движения про проезжей части, перед началом движения, остановкой, перестраиванием, поворотом или разворотом велосипедисты обязаны подавать предупредительные сигналы, а именно:
- поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая*.
- поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая*.
- остановка: поднятая вверх рука (любая).
*Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука) - водители могут и не понять.
Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства (автомобилей).
Рис. 2. Негабаритный груз | Рис. 3. Велосипедист - полноценный участник дорожного движения | Рис. 4. Предупредительные сигналы |
При езде в группе используется еще один знак, предназначенный не для автомобилистов, а для велотуристов, едущих сзади.
- ямы справа: опущенная вниз правая рука.
- ямы слева: опущенная вниз левая рука.
Подавать сигнал рукой необходимо заблаговременно и прекращать непосредственно перед началом выполнения маневра (ПДД п. 9.4). При езде в группе знаки первым подает ведущий, члены группы их немедленно повторяют.
Запреты
Водителям велосипеда запрещается:
- ездить, не держась за руль, снимать ноги с педалей (подножек);
- во время движения держаться за другое транспортное средство;
- перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными закрепленными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,4 м по длине или ширине за габариты, мешает управлять транспортным средством и создает препятствия другим участникам дорожного движения;
- двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под надзором взрослых);
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Следовательно, для осуществления левого поворота нужно: а) проехать перекресток прямо, развернуться в правом ряду пересекаемой дороги, и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо; или б) слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу;
- двигаться по автомагистралям;
- двигаться по дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом есть велосипедная дорожка;
- двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенной фары и светоотражателей;
- буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
Дополнительные требования
Для водителей велосипедов местными органами исполнительной власти может быть установлена карточка, в которую заносится информация о водителе и которую водители велосипедов в таком случае должны иметь при себе.
Проезд перекрёстков
На перекрёстках действуют обычные правила приоритета. Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной (ПДД п.10, п. 16). На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа, то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.
Рис. 5. На нерегулируемом перекрестке велосипедисты должны уступить дорогу | Рис. 6. В ночное время суток обязательно нужно включить передний и задний фонарь |
Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД п.6).
На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров, а при их отсутствии - сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных).
Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо.
При поворотах следует учитывать также то, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Проезд пешеходных переходов
На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков.
На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД п. 18). Также следует уступать дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся на остановке трамваю или от него (со стороны дверей), если трамвайные пути идут по проезжей части.
Велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе; в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам
Рис. 7. Знак ?Велосипедная дорожка? | Рис. 8. Знак ?Движение на велосипедах запрещено? |
Однако, велосипедист, как полноправный участник дорожного движения, обязан знать и соблюдать и прочие транспортные знаки. Особо среди дорожных знаков можно выделить такие:
Рис. 9. Знак ?Автомагистраль? | Рис. 10. Знак ?Дорога для автомобилей? | Рис. 11. Знак ?Пешеходная дорожка? |
Составитель: Симончук Наталия
Использованные материалы:
- Правила дорожного движения Украины.
- Материал из Википедии.
- http://veloman2006.narod.ru/PDD-Fin.html
- http://www.warning.dp.ua/gaipravilavelo00.htm
Коментарі
Велосипедные светофоры
Максим Козуб replied on #
Материал вроде бы написан с опорой на украинские ПДД; тогда, видимо, стоит упомянуть, что велосипедные светофоры в них, к сожалению, пока вообще не предусмотрены.
Юлиан replied on #
Во Львове уже есть.
DS replied on #
Тест на знание ПДД для велосипедиста
https://velogen.ua/ua/velo_testing/test/1/
AKite replied on #
"Велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу"
В ПДР таких вимог не існує!
http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/1306-2001-%D0%BF/page2
6. ВИМОГИ ДО ВЕЛОСИПЕДИСТІВ
nata replied on #
прошу читати все
"6.7. Велосипедисти повинні виконувати вимоги цих Правил, що стосуються водіїв або пішоходів і не суперечать вимогам цього розділу."
Nicko replied on #
Я до этого дочитал, но фраза "водіїв або пішоходів" довольно размытая. Имеется в виду что пока велосипедист на велосипеде, он должен вести себя как водитель, а как только с него слезет - как пешеход?
И даже больше: чтобы иметь
nata_mik replied on #
И даже больше: чтобы иметь право переходить по пешеходному переходу, надо пешеходом стать, т.е. сначала слезть или же, специально слезть.
Vadym replied on #
Даже еще больше: он должен слезть при выходе на тротуар:
6.6. Велосипедисту забороняється:
в) рухатися по тротуарах і пішохідних доріжках (крім дітей до 7 років на дитячих велосипедах під наглядом дорослих);
Nicko replied on #
Я тоже это много раз слышал, тут вопрос - где это в ПДД? Если пешеходный переход - это "пішохідна доріжка", тогда понятно.
В ПДД это вот:
nata_mik replied on #
В ПДД это вот:
4.7. Пішоходи повинні переходити проїзну частину по пішохідних переходах, у тому числі підземних і надземних, а у разі їх відсутності - на перехрестях по лініях тротуарів або узбіч.
От этого у перехода и название такое двусмысленное и непонятное "пешеходный".
Nicko replied on #
Стеб немного мимо кассы. Пункт ПДД тоже не отвечает на изначальный вопрос. Вот объяснение ниже уже расставляет для меня все по местам.
Может кто не понял - я не говорю что по переходам нужно проезжать на велосипеде, мне просто интересно, в каких документах это зафиксировано.
Во-первых, это - не стеб.
nata_mik replied on #
Во-первых, это - не стеб. Казалось, что объяснять, кто такой пешеход и почему не нужно. Аналогично, с транспортным средством.
Во-вторых, ответ ниже из тех же ПДД. Просто, надо было прочитать немного больше. В данном случае, первую страницу.
не доводите до абсурда
Vadym replied on #
велосипед - транспортний засіб, крім інвалідних колясок, що приводиться в рух мускульною силою людини, яка знаходиться на ньому;
велосипедист - особа, яка керує велосипедом
пішохід - особа, яка бере участь у дорожньому русі поза транспортними засобами і не виконує на дорозі будь-яку роботу. До пішоходів прирівнюються також особи, які рухаються в інвалідних колясках без двигуна, ведуть велосипед, мопед, мотоцикл, везуть санки, візок, дитячу чи інвалідну коляску;
В двух словах едешь - значит управляешь транспортным средством, ведешь - значит пешеход. У лиц, которые управляют другими транспортными средствами как-то не возникает идее пересекать дорогу по _пешеходному_ переходу, откуда такая навязчивая идея у велосипедистов - не знаю.
Nicko replied on #
По поводу велосипеда логично получается.
А вот интересно - самокат, выходит, это тоже велосипед? И скейт, и ролики. Либо не транспортное средство.
Петро replied on #
Сколько раз пересекал дорогу по пешеходному переходу на велосепеде ( предварительно посмотрев,чтобы не было машин вблизи) все было нормально. А сегодня ехал и нарвался на одного "товарища"на мерсе.Просветил. Заглянул в интернет:оказываеться лучше слезть с велика.А то ну их в баню.Ведь не докажешь потом ничего.Хотя морока это такая. Особено,когда пешеходные переходы в твоем городе на каждом шагу.
велосипедний накопичувач
nata replied on #
Вулиця Садова. Перший велосипедний накопичувач (шлюз) у Львові. Інженерний прийом, що часто застосовуєтся в країнах з розвинутою велоінфраструктурою. Велосипедисти розташовуються перед автомобілями і перетинають перехрестя першими. Водії чітко бачать велосипедистів і розуміють їхні наміри, велосипедисти не з'являються несподівано, це сприяє безпечному перетинові перехрестя.
Велосипедистка replied on #
Вот меня заинтересовал вопрос: по дорогам можно ездить с 14 лет, а по тротуарам до 7 лет... Где ездить в возрасте с 7 до 14?
Nicko replied on #
Возможно, по велодорожкам )
Гість replied on #
Nicko replied on #
Ну получается что в вашем городе с 7 до 14 лет можно ездить вне дорог и тротуаров, где это не запрещено другими законами.
nata replied on #
Вы велородитель, или просто спрашиваете?
Тут replied on #
Я отец ребенка 11ти лет.Часто езжу на вело с дочерью и меня интересует этот вопрос.А что вам до этого?
Nicko replied on #
Надеюсь, вы не тот отец, который задавая вопрос подписался "Велосипедистка".
Мара replied on #
Ездить в специально отведённых доя велосипедистов местах(площадках,стадионах) и по велосипед дорожкам. А на пеш переходе стать пешеходом и катить велосипед. Получается так!!!
Ser replied on #
Пишут, что согласно ПДД п.1.10 велосипед - это транспортное средство. Но на деле права велосипедов, как транспортного средства, очень ущемлены. Например ситуация: перекресток с тремя полосами. Кто в левой полосе поворачивает налево, в средней полосе - едут прямо, в правой полосе - поворачивают направо. Это что получается, что велосипедист, которому нужно ехать прямо или налево нельзя перестроится соответственно в среднюю или левую полосу?
Melor replied on #
Прямо он может проехать по правой полосе.
Налево он может проехать по правой полосе до конца перекрестка, перейти на ту дорогу,ч то нужно и ехать прямо опять)
Sergej67 replied on #
Велосипедисту запрещается
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
В Украинских правилах такого НЕТ.
п 24.8. ПДД 2020 России
Xander replied on #
В Украинских правилах написано, что велосипедист должен двигаться в крайней правой полосе. Как можно повернуть со второй или третей полосы налево, не двигаясь по ней? Поворачивать можно только с крайней левой, соответственно, если не считать трамвая, то запрет избыточен, и дублирует другие правила которые в совокупности запрещают такие дейст вия.
FORZA_Kimi_Raik... replied on #
Здравствуйте!Меня тоже этот вопросч давно интересовал : Ситуация - 3 полосы движения в одну усторону. Я двигаюсь в крайней правой.За 100 метров до перекрёстка знаки : "Направления движения по полосам". С крайней правой разрешено лишь движение направо. Каким образом мне следует проехать перекрёсток прямо? Спасибо Вам!
Иван replied on #
Я, в Донецке, на советском велике, без шлема и катафотов, перестраивался в любой ряд и поворачивал в любую сторону, на глазах у ментов, много раз. Ни разу не остановили. Хотя, посматривали. Вероятно, выглядело это очень нагло. Либо, они думали - это водила со всеми категориями. Либо, им с велосипедистом возиться - нету интересу.
Иван replied on #
В дополнение к вышесказанному: Прошу всех, не повторять прочитанного. Дело в том, что Ваш покорный слуга отлично знает ПДД, стоит на светофоре с вытянутой в нужную сторону рукой, стоит в правом краю нужной полосы, и громко раздаёт неопытным водилам "куды прёшь!".
Sergej67 replied on #
ПДД 2020 России
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
В Украинских правилах такого НЕТ.
Вац3 replied on #
ПДР України 11.14 Розташування транспортних засобів на дорозіПДР України 11.14 Розташування транспортних засобів на дорозі
11.14. Рух по проїзній частині на велосипедах, мопедах, гужових возах (санях) і вершникам дозволяється лише в один ряд по правій крайній смузі якомога правіше, за винятком випадків, коли виконується об'їзд. Поворот ліворуч та розворот дозволяється на дорогах з однією смугою для руху в кожному напрямку і без трамвайної колії посередині. Дозволяється рух по узбіччю, якщо це не створить перешкод пішоходам.