Новогодние тренировки на склонах Эльбруса

Вступление

Походы зимой можно сравнивать только с самими собой. По сравнению с зимой, лето - сплошная шара. Устал - сел на травку, отдохнул сколько хочешь, пошел дальше. Забыл что-то дома - ну и что. .. Зимой не расслабишься даже вечером в палатке. Вышел из поезда - как в холодную воду ступил, и так на неделю и больше. Можно долго описывать как это здорово, как много всего чувствуешь до, во время и после зимнего похода, или наоборот представить, каким отморозком надо быть, чтобы сунуться в такую задницу, если можно поехать в Славско покататься на лыжах.

Лучший ответ - предложение попробовать хотя бы один раз, а потом делать для себя какие-то выводы.

Несмотря на полный неуспех прошлогодней поездки в горы и помороженные пальцы, большинство людей становятся зависимыми и надеются реализовать грандиозные планы на следующую зиму.

После зимних поездок в Карпаты последних трех лет (сделанных в основном реально, но иногда, к-сожалению, только мысленно - кому-то поехать не удавалось) стало ясно, что четвертый раз - это будет не то, даже если запланировать суперпоход от румынской границы с восхождением на все категорийные вершины Карпат. Понятно, что идти надо без лыж и еще тащить кучу железа непонятно для какого счастливого случая применить его по назначению, а не для растяжки палатки.

Продолжение было только одно - Кавказ, причем безо всяких вариантов. Если насобирать много денег и поехать в Татры или Альпы, то спортивная часть будет по-любому заслонена походами по музеям, магазинам и ресторанам - никакого желания ломиться вверх ни у кого не найдешь. "Если уж выбрались в такую даль, то по горам успеем и на Родине походить".

Ехать в Крым поискать снег - это на очень большого любителя, причем тут зима, спрашивается? Патология, "Крым forever", так сказать.

Выбор сделан; все, что происходит дальше - вполне детерминировано и может быть легко описано заранее.

ДО

Во всем большом городе Киеве нашлось только 5 человек, которые решились в канун Нового Года поехать на Эльбрус. План-максимум был взойти наверх, желательно 31 декабря к ночи (если взойти 1-го или 2-го, то это тоже новогоднее восхождение, успокоили старожилы). Что получится из столкновения планов с суровой реальностью, должно было решиться на месте. Но готовиться надо было по максимуму.

Пугать нас начали задолго до старта; в основном больше пугали, чем давали ценные советы и снарягу. Причем когда давали снарягу, просили адрес родителей оставить или что-то взамен, понятно что подразумевая. Я вынужденно шутил, что вот завещание думаю написать и там всем снаряги после меня останется столько, что "никто не уйдет обиженным". Тем не менее, хочу поблагодарить Олега Янчевского, Батла и Сашу Смалия за действительно полезные советы, и всех тех, кто не побоялся дать нам свое драгоценное железо.

В конце концов насобирали столько ледовой снаряги, что хватило бы вытащить на седло стадо коров. Теплых вещей тоже было порядочно и с запасом (подробно - в статье о снаряжении для горных походов зимой), раскладку завхоз сделал по науке. Аптечка вообще была объектом гордости, хотя больше всего мы боялись потерять многостраничную инструкцию к ней. Неизвестно, как много из этих вещей пригодилось бы, но была уверенность, что мы готовы к любому повороту событий, ну и на матрасников похожи не были.

Сканированные схемы и карты Приэльбрусья вплоть до 1:50 000 нашли на www.tourism.ru и на чешском сайте mapy.mk.cvut.cz/.

В ГОРАХ

27 дек. Как обычно, в первый день происходило интенсивное раздупление. Например, когда ты, сидя в уютном Киеве, думаешь, что, вот, выйду из поезда на остановочном пункте "ХХХ км", а там сразу машины, автобусы, все везут куда надо и почти на шару. А в действительности все оказывается совсем не так. Т. е. в данном случае раздупление есть конфликт суровой реальности и наивно-идеалистических представлений человека о ней. Если дуплиться уже в горах, то это может плохо закончиться.

Билеты были до Пятигорска, после Минвод люди рассказали, что электричка на Нальчик через Пятигорск не идет; в 4 ночи в Пятигорске все машины и маршрутки быстро разъехались, еще и напугав, что выше Тырнауза дороги нет - все завалено снегом; пошли на автовокзал, там вообще сначала никого не было, потом были торги с водилами; договорились до Баксана, влезли в Жигуль в-четвером, проехали 300м, нас передали мужику на Газели; подъезжая к автовокзалу в Баксане, водила, наконец, согласился за терпимые деньги везти нас в Азау; все заснули; очнулись перед Терсколом; Азау встретил отрезвляющим ветром и отсутствием людей. Склоны Баксанской долины коричневые, этой зимой снега внизу было пока немного. Наверху ничего не видно.

Оставив людей на рюкзаках, поехали с Лехой в Терскол, послать телеграмму в МКК и зарегистрироваться у ментов. Пока ждали открытия почты, вдоволь насмотрелись на красочно разодетых лыжников, задавили 2 батона и поискали милицию. Милиция в Терсколе есть, точнее есть комната, где кто-то должен сидеть. Комната была закрыта, по 02 сказали, что участковый из пос. Эльбрус приедет только через 2 часа.

Т. к. почта не открывалась (хотя уже как 2 часа должна была работать, а звонок на Родину стоил 25руб/мин, и платить минимум за 3 минуты), поехали на попутке в Эльбрус. В милиции сидел только дежурный, мы ему объяснили, что, вот, нас надо зарегистрить по закону, на списке печать поставить и чтов прошлые годы в Домбае и др. местах сразу регистрили. Регистрировать нас он никак не захотел, только спросил сколько мы платили за это раньше (бесплатно) и сказал, что надо ждать начальника.

Отправив телеграмму в МКК (цена - почти как позвонить в Киев по вышеозначенному тарифу), и проведав милицию еще раз (начальника нет, скоро будет, но когда неизвестно), смирились с особенностями неспешной восточной жизни, записали ФИО дежурного, который нас регистрить не захотел и уехали в Терскол. Водитель Волги, как и большинство местных жителей, неоднократно бывал в Киеве и на Украине, гонял автобусы из Львова.

Пешком добрались до Азау, размялись. Раздупление завершилось, поток событий попер в нужную сторону. Пора было быстро наверстывать упущенное, т. к. время было уже около двух часов дня.

Дополнение: из Терскола ходят маршрутки в Тырнауз и Нальчик. Расписание меняется, но всего 5-6 рейсов за день, первый около 8-00, последний где-то в 18-00. Из Тырнауза каждые полчаса ходят маршрутки в Нальчик. В Нальчике отходят от автовокзала, что в 5мин ходьбы от железнодорожного. В Тырнаузе всегда доезжают до т. н. кольца в конце города, по пути наверх, где на них оптимально и садиться.

Если едете в Приэльбрусье, то поездом из Киева лучше всего ехать до Минвод, там всегда больше машин и за 1000р (а можно и за 600) реально уехать в Терскол. А еще из Минвод идет электричка в Нальчик, синхронизированная с прибытием киевского поезда.

Оказалось, что у нас в группе пополнение: Саша, мужик лет 50, кмс по альпинизму, ходил на многие семитысячники СССР. Планы его совпадают с нашими. Еще ходя по поезду видел мужика с рюкзаком, который спал всю дорогу, так это был он, но я не решился разбудить.

Сразу сели на канатку. Ее недавно ремонтировали, сейчас она работала в "тестовом режиме", могла и не работать, можно думать, что нам сегодня повезло. За 30р (а так 70+70) доехали до Мира.

Над Эльбрусом стояли поднятые ветром снежные флаги, хозяин гор был не в духе. Креселка не работала, пообедали в какой-то комнате на Мире (еще там собиралась ночевать большая группа из Тольятти, все в валенках, хорошая бивачная обувь, однако), и в 16-00 двинули наверх. Сначала ломанулись на целину справа от креселки, но вскоре прозрели и траверснули на натоптанную тропу по дороге левее ее. Через 2.5 часа, в темноте, подсвечивая путь фонариками, вышли к бочкам. Сильно устали, но не совсем. (Акклиматизировавшись, потом бегали от Мира до бочек за полчаса без отдыха).

Половина бочек была засыпана снегом, в остальных жили такие же как мы. (За все время, как мы были на Эльбрусе, встретили человек 50 восходителей и еще человек 15 из коммерческой команды Альпиндустрии). Удовольствие жить в бочках стоило 200р за ночь. Сильно сдохшего Скирту приютили просто так, все-таки первый раз в горах. Поставили палатки за бочками, где срыли снежный нанос. Основная проблема была растянуть палатки в пушистом снегу и на ветру. Пригодились все палки, кошки и ледорубы (а с палаткой что делать, когда заберем их на выход?).

Приготовили есть на кухне бочек и отрубились. Палатки не продувались, но полноценно заснуть не давал горняк. Все время что-то было плохо, не удовлетворяло, а когда все ок, то никак не отключишься. Снег под карематами замерз как гипс и лежать соответственно, можно было только единым образом (это как на унитазе сидеть).

28 дек. Утро. Свежий зимний ветер. Ясное небо. Рассвет, динамика. Видно даже вершины Безенги. Хочется идти делать подвиги. Самое трудное было решить, что сделать раньше - бежать в туалет или фотографировать. За секунды коченеют руки, потом садятся батарейки в камере. Все, неуловимое ушло.

Оставив палатки и позавтракав, в 10-00 пошли в радиалку на скалы Пастухова. Скирта остался на бочках, дозревать. Через 2.5 часа все были у остатков Приюта 11. Идти было нетрудно - везде твердый фирн, можно и без кошек. Температура -20 - -30С (мы не меряли, нечем, но в пасмурную погоду, в снегопад, когда явно теплее, было -20С, это измерено другими людьми), несильный ветер (хотя к концу дня уши начали побаливать, видно была недостаточная изоляция, хотя шли в масках). Отлично виден путь на седловину: все пятна голого льда выше скал Пастухова обходятся по фирну, виден старый след ратрака. По сравнению с условиями прошлых лет, когда люди шли по скалам как можно выше, а потом делали перила на ледобурах, потому что кошки не держали на эльбрусском льду - сейчас наблюдались признаки полной шары.

Внутренность первого этажа П.11 была пуста, отличное место для палаток. Вход в новый приют был завален снегом, но умные люди (увы, не мы) нашли открытый черный ход сзади. Внутри никого, порядочные сугробы по углам и со второго этажа. Нары и по паре матрасов на каждое место, вместо одеял. Говорят, что когда на приюте есть хозяин, то надо платить по 200р с человека. Но пока еще не сезон.

Потом пошли искать "курятник" - домики спасателей, на противоположной гряде скал и метров на 30 повыше. Фюзеляж от Ан-2 и похожая будка были прибраны и пусты, в одной из них кое-какая еда, сало. Курятник напоминал только отдельно стоящий на краю гряды туалет. Адекватное название. Одели кошки, т. к. фирн был настолько твердым, что даже пластики не оставляли следов, а через закрученные буры можно было страховать. Отработали движение в связке. До скал Пастухова не дошли метров 200 по высоте, т. к. ребят начало колбасить от усталости, стало ясно, что на сегодня хватит. Вроде никто не мерз, и московские вибрамы не подвели. За 2 часа спустились к бочкам.

Только спустились, отдохнули, как начал бить горняк: заболела голова. Постоянная, иногда усиливающаяся боль, хочется положить голову на полку и оставить там в покое. Аналгин - не выход, не пить же его каждые 2 часа, и в перспективе это может плохо кончится. Ежедневные витамины и аминокислоты наверное помогали, но желание поскорее адаптироваться было несовместимо с комфортом. Спасение было одно - работать. Саша с Лехой пошли переставлять палатку в бетонный сарай на гряде с подъемником напротив бочек, мы с Мастером пошли откапывать бочку от снега. Вскоре сдохли, но один вход откопали.

29дек. Утро. Те же нечеловеческие цвета неба и гор, наблюдение за которыми приносит человеку столько страданий. Меняется погода.

(С хорошей - на очень хорошую, скорее всего. ) Ни у кого нет аппетита, но ночью спалось нормально. Собираем палатки, оставляем заброску с большей частью ненужного ледового железа и несем наверх все остальное. Задача - обосноваться в одной из будок спасателей. Все идут вперед, мы с Димой медленно поднимаемся последние. Через 2.5 часа, как и вчера без рюкзаков, мы на месте. Леха рассказывает, как он шел от бочек наперегонки с мужиками из Арзамаса, первым дошел до будки, но не смог ее открыть. Пришлось поселяться в Ан-2. Иллюминаторы, двухэтажные нары, запасы еды, оставленные предыдущими группами с осени.

Отдохнули, пошли в радиалку на скалы Пастухова. Идется легко, даже немного мощно, но на небе висит характерное НЛО-видное эльбрусское облако, и юго-запада стоят (нет, необратимо приближаются) сплошные массы облаков. Весь день ветер крепчал, еще с утра все шли в масках и самых толстых перчатках, иногда не вынимая их из карманов пуховки. Днем иногда пропадала видимость, но потом распогодилось.

Сначала сдох Леха и у него начали мерзнуть ноги. Нефиг гоняться с мужиками без рюкзаков на высоте 4200. На выходе к скалам Пастухова упал Мастер. Долго лежал, руки по швам, и ледоруб в боевом положении, хорошо заколбасило. Пока они отдыхали, я поднялся повыше, обошел вокруг какой-то вешки у скал и вниз, темнело уже (совсем темно было к 18-00). "Только потом они поняли, что в течение нескольких часов находились выше всех во всей Европе. .. " (На Монблан зимой редко ходят, а на ночь глядя - тем более).

30дек. Сегодня надо идти на вершину. В 12 ночи идет снег, ветрило и не видно звезд. (А еще и новолуние 2 января будет, верный признак плохой погоды в горах всего мира. ) Мы не виноваты, что в единственную свободную неделю зимой, когда можно не работать и поехать в горы, т. е. на Новый Год, оказалось новолуние. Отбой.

Утро. Апетит у кого хороший, а у кого никакого. Видно, что надо поработать. Наверху все затянуто, но долина видна в обе стороны, облако выше нас. Идем на Хотютау. От Приюта вниз с гряды, и далее по компасу. Сначала надо было обойти южнее большой ледовый сброс и скальную гряду, а потом - прямо (опять только по компасу). Мягкого снега больше, чем на пути к Приюту от бочек, но все-равно немного. Шли в связке, хотя все трещины были забиты снегом (но хорошо ощущались под собой); только иногда пересекали узкие черные щели, края которых пропадали в тумане. Никто ни разу и не провалился, даже по колено, вниз шли быстро. После осторожного спуска у первой гряды облако опустилось, снег пошел сильнее, вторая гряда севернее была видна только пару раз, когда ветер сносил молоко, но мы уже успели увидеть путь к перевалу и к обеду были на месте. Скалы и белый склон, уходящий вниз. Скорее назад, пока не засыпало ближние следы. Чтобы не подниматься обратно по разорванной части, а потом выскочить на обрыв ледового сброса, забирали южнее, к тому же появилась видимость, что позволило выйти на столбовую дорогу "бочки-Приют" ниже плато, а потом подняться к себе. На закате в расслоении облаков видно солнце, но летящий в лицо снег не дает на него посмотреть.

31дек. Ночью Мастеру стало плохо: долгий глубокий усиливающийся кашель, когда лежит. Посадили, укрыли, накормили противоотечными колесами. Кашляет, но меньше. Ранние симптомы ОЛ (отек легких; если часто читать малопонятные научные статьи, то потом привыкаешь и это становится игрой словами - " . .. чувак, ты болен! У тебя ОЛ!, признаки 1-4 и 7!" - " Нифига, это у тебя ОЛ, у меня ОМ (отек мозга), смотри сюда, критерий такой-то!. .. " и оба начинают тыкать пальцами в бумагу с симптомами. Мы еще в поезде сдали зачет друг другу, как отличить ОМ от ОЛ и их как лечить; это было больше на перспективу, но, к сожалению пригодилось. В игре с природой мы рискнули, открылись (поднимались с недостаточной акклимухой) и пропустили гол, 1-0. ). С рассветом предложил ему сготовить нам поесть. "Да, счас. .. ", но активности нет никакой. Вчетвером одеваемся, Мастер повторяет "я хочу наверх, у меня все будет ок", но идем, понятно, вниз. Еле идет, ноги подгибаются, мерзнут пальцы. А еще позавчера он поднялся выше всех, был наиболее готов идти на гору, и вчера выглядел не хуже других. Тяжело человеку приговор выносить, но этот приговор по делу, после еще одной ночи он сам бы уже не ходил; сейчас, после, это просто очевидно.

Сразу пошли на Приют 11, оказалось Мастер одел две пары носков, оттого и мерз, после растирания ног все было ок. Приютный народ никуда не ходил и не идет, готовятся к Наступающему Новому Году. ..

Мастер шел сам, подскальзывался, падал, его качало, но сам. За 2 часа спустились до бочек, снега навалило местами по пояс, работает креселка, ура! Леха остался ждать меня на 3800, Скирта будет следить за состоянием больного внизу на 2500, в Азау, а я пока их сопровождал. Доехали бесплатно, уважительная причина все-таки. (Потом оказалось, что экономили не зря. ). А в Азау толпы лыжников, шашлык, базар, ну и 31 декабря, не последний день в году. .. Нашли место под временное обитание, и уехал обратно.

Лыжников было так много, что стоя в очереди удавалось попасть только на 3-4 вагончик канатки, хотя сезон только недавно начался. Катаются, как и везде, плохо. Досочников больше, чем тех, кто на лыжах.

На Мире оказалось, что креселку отключили, пришлось идти пешком. Полчаса - и на бочках; вот она какая, акклиматизация. До темноты -час, но был фонарик и компас. Не пригодились, мы поднялись быстрее. Леху тоже поперло от этой невиданной доселе силы и мощи. Да и погода к вечеру подавала надежды к улучшению: видимость 100м, ветер не такой сильный. Страшно довольные всем и собой, ввалились в Приют 11: "Дед Мороз пришел, подарки принес! Танцуйте, кому подарок. .. ", вручили тольяттинцам долгожданные сигареты из Азау. (Хочется плакать и обнять все человечество. ) Они нам сразу налили полкружки спирта, но мы еще на что-то надеялись и воздержались.

Настроение было по-новогоднему оптимистическим (у ребят внизу мы думали тоже), сварили на троих полный котел супа с рыбой, закусили салом, заели как следует метионином и глутаминовой кислотой, чтобы новогодний стол усвоился желудком (4200, гипоксия) и отрубились. "Что бы вы хотели пожелать себе в Новом Году?". ..

Наверное для четверых из нас это был первый Новый Год, встреченный вне дома. Но он не стал первым Новым Годом, когда смогли не нажраться. .. Чрезвычайно актуальная пословица: "здравствуй ж. .а новый год" (знаки препинания и регистры - по своему усмотрению).

В 23:45 вышли наружу: метель, видимости нет. .. На Приюте начали орать, Коля-математик и арзамасцы из соседней будки пускали ракеты.

В 23:55 все вокруг засветилось, появился президент с бокалом шампанского и начал с выражением читать какую-то возвышенную фигню с экрана. .. Бой часов был слышен и у нас, на скалах спасателей, и на Приюте 11, и даже на седловине. Но слушать его там было некому.

1 янв. Погода без изменений. На 4200 уже четвертый день. Саня уверен, что завтра все будет супер, надо быть готовыми. Прогнозы снизу, узнанные вчера на бочках ничего хорошего не предвещали на неделю, как минимум. Арзамас ушел вниз: "Не взошли, так хоть на досках покатаемся. .. ". У Тольятти поезд 3 числа, Коля может ждать до 6-го.

Книги все прочитали, решили приседать по очереди (Саша рассказал про известного альпиниста Глеба Соколова, который никогда не замерзнет, потому что если что, то раз 500 присядет и все будет ok). Полноценная работа на высоте. Активная адаптация. И без ветра и мороза. Нам хватало 100 раз, чтобы потом 10 минут только дыхание восстанавливать. (Все уже привыкли к тому, что после того как перевернулся во сне с боку на бок, надо с минуту отдышаться. ). И так до темноты, а потом остается только опять нажраться, что мы и сделали, благо метионина хватало.

2 янв. В 12 ночи проснулись, приготовили еду, молча тщательно собрались и вышли наружу. Никто не шутил, естественный страх компенсировался усилием тренированной воли. Ветер + снег. Но были видны некоторые звезды! Ставка была на то, что когда мы дойдем до Пастухова, наступит расвет, и будет хоть какая-нибудь видимость, то тогда пойдем дальше. Шли по компасу, строго на север: я без фонаря впереди, мужики светили в спину. Дальше 5м меня уже не видели. Справа иногда темнела гряда скал, под ногами иногда параллельные полосы старого ратрачного следа (весь свежий снег сдувался ветром), но ориентироваться по чему-то одному было трудно. Пару раз рядом виднелись вешки, но только если в упор, с 2-х метров фонарем светить. Потом гряда закончилась, след пропал и мы шли только по стрелке. Где-то через 2.5 часа после выхода поднялись на выположение перед скалами Пастухова, хорошо, что по светлому ходили и знали рельеф, и через полчаса были на 4800.

Ветер крепчал, снег несся, звезды пропали еще в первые полчаса движения. Ни у кого ничего не мерзло, но может это только пока. Решение повернуть хоть и соответствовало планам, но было спонтанным, одновременным у всех, ну в-общем как и все решения повернуть назад без четкой и однозначной, бьющей наотмашь по роже причины. "Нашей сборной, отлично сыгранной, хорошо укомплектованной, мешают играть хаотично бегающие по полю бразильцы. .. ". Можно сделать шаг, можно час идти, а дальше, а назад вслепую? Решение неудобное, но правильное; вероятность безаврийного возвращения как функция высоты и времени монотонно убывает. К восхождению в такую погоду мы оказались не готовы. В хорошую погоду зимой на верх пока не поднимались, но будем считать (для себя), что готовы.

Если одеться с запасом, если иметь GPS-навигатор с самой подробной картой, всю еду и снаряжение с собой, идти медленно, но неостановимо, как танк. Предусмотреть и иметь средство от любой природного явления. Это все риторика; читайте книгу "Как достичь совершенства"; легче признаться, что подвела снаряга, а не просто стало страшно; основные проблемы - психологические. "Обидно, досадно - да ладно, ладно, ладно. .. ". Будем рости и продолжать ходить в горы, а на этот раз - хватит.

Обратно спускались 2 часа. Вроде все под контролем, но на полпути выперлись на какую-то гряду, сначала обрадовались, но эта гряда круто обрывалаль на запад, т. е. это не наша гряда, а Приюта 11. Многолетний опыт и разработанные навыки к ориентированию, несмотря на все проблемы способствовали успешному возвращению домой. .. Ввалились, полчаса сидели без движения, представляли из какой задницы мы выбрались. Тяжелое такое, глубинное счастье, совсем не то, что было перед Новым Годом.

Собрали барахло, убрали за собой, вышли наружу. Ратрак прет наверх, там сидит 20 человек клиентов, 500$ за машину и ты на седле. Только бы ноги не отмерзли от неподвижности, пока везут. Оказалось, они доехали почти до Пастухова, а там сфотографировались - и назад. Видно совсем погода плохая была, даже ратрак не помог. Ближе к бочкам снега навалило много больше чем по пояс; не шли, а плыли; не напролом, а вдоль гряды, интересно, накрывало ли бочки лавинами? Попрощались с живущими там людьми, спасибо им за гостеприимство, плюнули на креселку, до Мира пешком; на канатке мы с Лехой изображали отмороженных альпинеров, которые еле на ногах стоят, отключаются (это было нетрудно), а Саша с сосулькой вместо бороды общался в мужиком, которому платить надо. Доехали бесплатно. С трудом нашли наших внизу, от них узнали, что газовые баллоны взрываются, и как: отрывает дно (пламя перекинулось на клапан не до конца накрученного на горелку баллона) и не по-детски бабахает. Так что им здесь было не скучно. А кроме того Мастер выздоровел, хотя и не сразу, и баллоном никого не покалечило.

Вручил всем по позорному клейму - значку "Приют 11, 4200". Большее мы пока не заслужили, но есть надежды. .. Нашли машину, до Нальчика за 800р; водила рассказывал, что все здесь, в Приэльбрусье развивается, канатки собираются новые строить - на Чипер-Азау, например, поперек ущелья, альплагерь "Шхельда" отремонтировали и он теперь как отель со звездами. ..

В Нальчике на вокзале менты нас проигнорировали (обидно, а мы готовились: разделимся: кто в кассу, а кто ментов заговаривать). Оказалось, что поезд до Москвы через Харьков теперь не идет, идет Кисловодск-Москва вечером, поэтому надо ехать в Минводы. Проводник предложил за 70р/чел взять, мы были согласны только на 50, денег сильно не хватало. Шел вдоль вагонов договаривался на 50, он шел за мной и не давал этого делать. В результате сели на автобус, поехали на второй автовокзал; случайный попутчик - вертолетчик, штурман, признался, как он уважает тех, кто ходит в горы и сыну своему советует - редко такое бывает!

До Минвод доехали в-шестером в Волге, там сели на поезд Кисловодск-Минск (поезд идет 1 раз в 4 дня, круиз в совковые времена: со словами "Чисто не там где убирают, а там где не мусорят!" проводница протягивает Вам веник). Осталось всего два поезда с Кавказа через Харьков (если поезд на Москву, то надо брать билет не до Харькова, а до Белгорода, это следующая остановка - так дешевле, проверено).

3 янв. В обед в Харькове, в 22. хх в Киеве. Ехали модным поездом Харьков-Киев, вторым и первым классом, т. к. на всех не было билетов. Вторым классом явно лучше, даже если не жалко платить за первый. Не поспать, не выйти, рюкзаки лежат где-то в багаже в н-том вагоне. Агония продолжительностью 6 часов. Поделили последнюю мелочь, как раз на метро и хватило.

Кто знает, может и вернемся, повод для встречи с Эльбрусом остался.


Дополнение о снаряге.

Одежда была, что надо, никто не мерз, хотя заранее советовали взять намного больше. Полар, пуховки, лыжные штаны, маски, московские вибрамы и пластики - зачетно. Очки лыжные запотевали и после этого замерзали (чистили и носили запасные очки). Одна шляпа от ветра не помогала, задувало в уши; оптимально иметь полоску. В последние дни в отсыревших перчатках у меня мерзли пальцы; одевать поверх них носки или идти с руками в карманах - временное решение, пальцы рук и ног - самые слабые места зимой, т. е. к подбору перчаток/рукавиц нужно относиться наиболее серьезно. Модный спальник Bivak, пр-ва Hannah (до -16С extrem) себя не оправдал (Мастер спал во всей имеющейся одежде даже внутри Ан-2), а в двойном летнем синтепоне было вполне нормально без пуховки и обуви (но во всем остальном и лучше за нами это не повторять). Других проблем со снарягой не возникло (это из-за имеющегося зимнего опыта, а не из-за того, что повезло). Всегда было что-то в запасе. Появилось много новых идей.

5.02.2003

Эти и многие другие фотографии похода - в фотогалерее .


Состав : Дмитрий С. Шаповалов, Олег Смирнов,
Алексей Суслов,
Дима Скирта,
Саша Колесниченко.
Підписатися на Коментарі для "Новогодние тренировки на склонах Эльбруса"