Движение на велосипеде по городу

Движение на велосипеде по городу

Автодороги больших городов, увы, не оставляют шансов для комфортной езды на велосипеде. Приходится ездить по дорогам, толкаясь с четырехколесными стальными гигантами. Знание правил движения - конечно же, большой плюс. Но увы, не все участники движения соблюдают правила по отношению к велосипедистам. В данной статье не формулируются правила движения, их можно прочитать здесь. Проехав более десятка тысяч километров киевскими улицами, я сделал определенные наблюдения и выводы. Теперь делюсь с вами своим опытом.


Рисунок 1


Безусловно, самая безопасная зона для велосипедиста - тротуар. Хотя есть несколько ?но?:

  • Асфальт на тротуарах гораздо хуже, чем на дорогах.
  • На тротуарах гораздо больше битых стекол.
  • Приходится постоянно прыгать с бровки на бровку.
  • По тротуару ездить нельзя по правилам движения. Тротуары созданы для пешеходов. Пешеходы же часто не замечают велосипед, даже глядя в упор. Они также могут неожиданно менять свою траекторию движения. Особенно это касается детей. Завидев детей, я снижаю скорость до 5-10 км/ч.

Поэтому тротуары я бы рекомендовал только в некоторых случаях: для начинающих велосипедистов, для велопоездок с детьми, поездок на короткие растояния (для объезда пробок, препятствий или перенасыщенных машинами участков дорог).


Рисунок 2


Сделаем небольшое отступление. Возможно, кто-то считает, что у велосипедиста права не отберут, поэтому можно выпить по дороге пивка. Я считаю, по меньшей мере, это не спортивно. Велосипедист, от которого разит перегаром... Поэтому, мое мнение - пивка попить можно дома. Алкоголь снижает не только скорость реакции, но и физические возможности человека.


Рисунок 3


Итак, вы выехали на дорогу. Всем известно - велосипедист значительно уступает в скорости другим участникам движения, плюс гораздо менее защищен. Давайте сформулируем правило ?1: Не подвергать опасности себя и не создавать помех другим.

Не секрет - многие автомобилисты не считают велосипед транспортным средством. Происходит это не столько от неуважения, сколько от элементарного незнания ПДД. Велосипед на дороге попросту игнорируют. Стало быть, даже если велосипедист едет по всем правилам, его могут не пропустить.

Но есть и еще один момент. Велосипедист не всегда хорошо виден из кабины автомобиля. Бывает, что нас просто не замечают. Поэтому, выезжая на дорогу, представьте, что вы едете в шапке-невидимке.

И вот - вы на дороге. Ежесекундно слева от вас в попутном направлении пролетают автомобили. Любой ваш маневр влево - и вы окажетесь на пути догоняющей вас машины. Поэтому еще одно правило: представьте условную линию слева от вас. Линию, не дающую вам возможности ее пересечь. Пусть в вашем понимании это будет что угодно - стена, канава с водой, пропасть. Считайте, что сзади вас всегда едет машина. Даже, если вы ее не видите и не слышите. Даже, если она только что проехала - за нею еще одна.
Правило ?условной линии слева? действует также и за городом. Когда машин мало, можно ехать посередине дороги, ориентируясь лишь на звук машин, нарастающий сзади, чтобы уступать им дорогу, принимая вправо. Пропустив обгоняющий автомобиль, машинально хочется сразу за ним вернуться снова чуть левее. Этого делать нельзя. Сзади может ехать следующая машина, звук которой теряется в звуке предыдущей. Обгонять вас может также автомобиль с прицепом. Пересекая ?условную линию слева?, каждый раз убеждайтесь, что дорога сзади вас пуста.


Рисунок 4


По правилам велосипедист должен ехать как можно ближе к бровке. Почему? Только ли для того, чтобы не создать помеху движению? Мой ответ такой - машины крайне редко ездят непосредственно близко к бровке или обочине. Таким образом, прижимаясь вправо, велосипедист практически не создает помех движению и сам находится в наиболее безопасной зоне.
Но есть и минусы. Например на мостах, где движение особо интенсивное, машины ?притирают? велосипедистов к краю, чуть не цепляя зеркалом. Когда едешь вплотную к бровке, вправо уходить некуда. Поэтому в таких случаях лучше заранее взять чуть левее и занять весь левый ряд, оставив справа полоску асфальта ?для отступления?. Да, это небезопасно и создает помехи движению. Надо постоянно наблюдать за дорогой в зеркале заднего вида, и когда пытаются проехать слишком близко, принимать вправо, сохраняя безопасный интервал.
Еще один минус - возле бровок и на обочинах попадаются битые стекла, ямы и незакрытые люки ливневых канализаций, которые приходится объезжать слева, пересекая ту самую ?условную линию?.

Итак, вам надо совершить маневр. Например: перед вами припаркованный автомобиль. Надо объехать его слева. Как это сделать? Правильно - показать поворот левой рукой. Но маневр начинать, только убедившись, что едущие сзади вас заметили, и ваши намерения им понятны. Я наблюдал, как многие велосипедисты, сделав легкий взмах рукой, тут же сворачивают влево, даже не взглянув назад... Поворот надо показывать заранее и затем постепенно перестраиваться влево. Перед началом маневра пронаблюдайте ответную реакцию водителя. Убедитесь, что вас пропускают. Да, для этого нужно уметь смотреть назад или иметь зеркало заднего вида.
Ситуация другая: вы показываете поворот, чтобы объехать препятствие. Но сзади сплошным потоком идут машины и вас не пропускают. Вы не можете объехать препятствие, не подвергая опасности себя и не создавая помех другим. Что делать? - Остановиться и переждать, пока стоящий перед вами автомобиль не уедет, или пока не появится возможность объехать его слева. В конце концов - можно выйти на тротуар и объехать препятствие, а затем снова выехать на дорогу.

Объезжая остановившиеся машины, помните - в любой миг перед вами может открыться дверца, и такое ?открытие? будет для вас весьма неприятным. Объезжайте машины с боковым интервалом не менее одного метра.
То же касается объезда машин с правой стороны. Если водители, прежде чем открыть дверцу, хоть иногда смотрят в зеркало заднего вида, то пассажиры всегда выходят, не глядя.
Объезжая несколько припаркованных машин, следует ехать по прямой. Не ныряйте каждый раз в пространство между ними, пытаясь объехать каждую отдельно. Выехав влево для объезда первой машины, вы уже отвоевали себе кусочек полосы движения. Не теряйте его, ныряя вправо между машинами. Объехав все машины, вернитесь на ?свою полосу? возле бровки.


Рисунок 5


Проезд перекрестка по прямой, даже на зеленый, свет следует выполнять крайне осторожно. Машины, поворачивающие направо (они тоже едут на зеленый свет), могут вас ?подрезать?. То же касается и встречных машин - они могут поворачивать налево, пересекая вашу линию движения. Зачастую водитель не отдает себе отчет, что велосипед может двигаться со скоростью 50-60 км/ч и быстрее (да, да - особенно с горы!). Поэтому на любых перекрестках для велосипедиста действует одно правило - главная дорога та, на которой танк. Пересекайте дорогу, только убедившись, что вас пропускают.


Рисунок 6



Рисунок 7


Правый поворот - самый простой, поднимать руку для указания поворота не обязательно. Это лишь дает понять водителям, поворачивающим направо, что пропускать вас не надо.
Когда я еду через перекресток прямо, часто показываю левый поворот, давая понять - не подрезайте меня! Особенно, когда вижу сзади и чуть левее машину с включенными правыми поворотами. В этом случае мой знак рукой больше похож на ?Стой!?. Такие ситуации часто случаются перед правым поворотом большого радиуса, где автомобили не слишком снижают скорость при входе в поворот (на съезде с моста, перед выездом на развязку).

При повороте налево для велосипедиста наиболее безопасным будет: проехать перекресток на зеленый свет прямо и остановиться у бровки. Затем, развернув велосипед влево на 90 градусов, дождаться зеленого сигнала светофора и продолжить движение.


Рисунок 8


На дорогах с умеренным движением и одной полосой в каждом направлении допускается следующее: заранее показать левый поворот, убедиться, что вас не обгоняют, постепенно перестроиться в левую часть полосы движения, пропустить весь встречный транспорт и совершить левый поворот. Такой способ подходит только для опытных велосипедистов, здраво оценивающих дорожную обстановку.
Можно также пользоваться пешеходными переходами. Как наземными, так и подземными. Велосипедистов, ведущих велосипед по ?зебре?, обязаны пропускать так же, как и пешеходов. Преимущество велосипедиста - быть и водителем и пешеходом. Пользуйтесь этим преимуществом.

Еще одну опасность представляют машины, выезжающие из дворов или примыкающих второстепенных дорог. Вас могут не пропустить, в надежде успеть проскочить перед вами. Могут просто высунуть ?нос? на дорогу, вынуждая вас либо резко тормозить, либо сворачивать влево, рискуя оказаться под колесами обганяющих вас машин. Такое случалось со мной не раз. Поэтому, увидев машину, которая пытается выехать с примыкающей дороги, будьте внимательны. Водитель может вас просто не заметить или проигнорировать. Лучше заранее убедиться в возможности перестроиться влево, притормозить и быть на готове. А иногда - пропустить или даже остановиться.


Рисунок 9


Когда начинает смеркаться, разглядеть велосипедиста на дороге становится еще труднее, хотя кажется, что еще светло. Поэтому габаритные огни следует включать с наступлением сумерек, не дожидаясь кромешной темноты. Само собой, фара и задняя ?мигалка? должны быть, без них вечером на дороге делать нечего. Очень хорошо в свете фар заметны светоотражающие полосы на вашей экипировке (одежде, обуви, шлеме, велосумках и рюкзаках). Если ваш экип не содержит таких полос, можно купить и нашить их самостоятельно. Существуют и специальные браслеты с теми же светоотражающими свойствоми.

Еще одна опасность - собаки. Не секрет, городские дворняги - большие любители погоняться за велосипедом. Некоторые просто лают, другие - явно пытаются схватить за ногу. А иногда просто хотят перебежать вам дорогу. Будьте осторожны - наезд на собаку ничем хорошим для вас не закончится. Минимум - падением. Не пытайтесь из-за собаки свернуть влево. Там - машины. Иногда достаточно просто крикнуть, засвистеть, замахнуться, будто бросаешь камень. Можно просто проигнорировать. Заехать пяткой в нос довольно сложно, но это действует. И бывают случаи, когда лучше остановиться и какое-то время просто стоять на месте, ничего не делая.

Подведем итоги:

  • Не все водители знают и соблюдают правила движения по отношению к велосипедистам.
  • Велосипед не всегда заметен из кабины автомобиля. Пользуйтесь ?правилом шапки-невидимки?.
  • Наиболее безопаснся зона - ближе к бровке. Помните про ?условную линию слева?.
  • Помните, главная дорога - по которой едет танк. Соблюдайте правило ДДД (дай дорогу дураку).
  • Любой ваш маневр не должен быть спонтанным. Перед маневром покажите ваши намерения и убедитесь, что вас поняли.
  • Не стремитесь во что бы то ни стало мчаться в потоке машин. Иногда можно стать пешеходом и воспользоваться переходом или тротуаром.

Немного изучив статистику происшествий с участием велосипедистов, я пришел к выводу, что виновниками бывают как водители автомобилей, так и сами велосипедисты. Зачастую наблюдаешь картину - велосипед на встречной полосе или в третьем ряду среди машин... Но даже следуя правилам дорожного движения, вы не будете в полной безопасности. Будьте внимательны и осторожны. Следите за всем вокруг вас. Научитесь чувствовать спиной. Не рискуйте зря.

К сожалению, хамства на дорогах предостаточно, особенно по отношению к велосипедисту. Но не забывайте, что в автомобилях в большинстве своем едут обычные люди. Едут на дачу, на работу, в детский сад и меньше всего на свете хотят вас задавить. Поэтому, ваша адекватность на дорогах в значительной степени уменьшает вероятность происшествий.

Не подвергайте опасности себя и не создавайте помех другим!

Автор: Коломиец Виталий, велоклуб "Xbike".
Источник: http://www.xbike.kiev.ua

Підписатися на Коментарі для "Движение на велосипеде по городу"