Нитка маршрута: Феодосия - Приморское - Южное - урочище Журавлиная степь - Заросший пруд - оз. Узунларское - оз. Кояшское - мыс Опук - Яковенково - мыс Такиль - Керчь - Бондаренково - мыс Тархан - Курортное - оз. Чокрак - Генеральские пляжи - Керчь
Километраж 295 км. Длительность 9 дней (6 ходовых дней). Участники: Саша и Юля. Август 2010
За последние несколько лет Крымский полуостров стал для нас уже почти родным местом, таким узнаваемым и привычным, что смотря на карту крымского побережья я могу представить себе почти любую его точку как будто на фотографии. Узнаешь почти каждый штришок на карте: вот здесь пляжи из крупной гальки, здесь ракушняк, здесь песок, а вот по этой дороге идет затяжной подъем, а тут лихой спуск, здесь проезд закрыт? всплывают в памяти разные подробности из наших поездок: где ночевали, где спускались к морю, где долго тащились вверх, где что-то потеряли или нашли. Благодаря велосипеду мы объехали Крым по периметру процентов на 90. И в этом году, естественно, нас тоже потянуло к морю, вот и решили закрыть небольшое белое пятно на карте, участок Феодосия-Керчь, основной достопримечательностью которого является заповедный мыс Опук, по совместительству самая высокая гора в этом районе - 183 м.! :-)
День 1
Феодосия - Приморское - Южное 43 км.
Маршрут изначально предполагался довольно расслабленный: с небольшими километражами и большим количеством дневок или полудневок, поэтому спешить было некуда. Поезд Киев-Феодосия прибыл на вокзал около 8 утра, но в Крыму уже в это время температура воздуха начинает приближаться к отметке 30 градусов, так что мешкать не стали и побыстрей покрутили педали по нашему маршруту. Купаться в море на общественных городских пляжах как-то не хотелось: люди с нагруженными велосипедами для отдыхающих - слишком любопытное зрелище, а развлекать своим видом феодосийских пляжников нам совершенно не хотелось. Поэтому без лишних остановок катили вдоль моря по трассе.
Потом дорога стала уходить в сторону, а нам так хотелось ехать по морскому побережью, что мы решили все-таки свернуть к воде, хотя и слышали что дальше проезд закрыт из-за наличия на территории военных баз. Нам даже удалось каким-то образом проскочить мимо заграждений из колючей проволоки и мы оказались на территории похожей на заброшенный советский колхоз: посреди поля стояли какие-то полуразрушенные сараи, а неподалеку даже паслись коровы. Но буквально через пару километров мы уперлись в КПП, где военные немало удивились нашему появлению. Доложили про нас начальству, спросили документы и в итоге завернули нас назад, рассказав как объехать часть через поле.
Полевые дороги - это отдельная песня. В поле дорога никогда не бывает одна, это скорее похоже на паутину - грунтовки вечно петляют, разветвляются и соединяются снова, нередко можно упереться в тупик в виде какого-нибудь болота или случайно свернуть на съезд, ведущий к морю. В итоге, остается только держатся нужного направления и выбирать соответствующие ему ветки дороги. Зато есть большой плюс: никаких машин, поэтому ехать довольно приятно. Сразу хочу рассказать об одной особенности нашего маршрута: дело в том, что на маршруте Феодосия - Керчь, в том варианте, в котором мы его проезжали, крайне мало населенных пунктов, и практически нет источников пресной воды. Поэтому мы заранее запаслись водовозной тарой на целых 14 литров! И как оказалось, совершенно не зря: на некоторых участках хватало впритык, ведь при езде под палящим крымским солнцем влага выходит из организма просто в огромнейших количествах!
В первый день основной запас воды заполнили в Приморском, потому как поселок Южное не внушал доверия своими размерами. Да, Южное и вправду оказалось небольшим селением, единственный ?магазин?, куда нас направили, даже не имел как такового помещения. К нам просто вышла девушка и отвечала: ?то есть, того нет?. Минеральной воды не оказалось, но девушка любезно набрала нам 2 полуторалитровых бутылки воды из местной скважины, правда как и вся местная вода, она была немного солоновата, но вполне терпима. На Арабатской стрелке, по крайней мере, нам набирали воду куда более гадостную.
Вот собственно и все события первого дня. К 12 часам, когда солнце просто испепеляет своим жаром все вокруг, мы уже были на местном пляже, где расположились под своим тентом, вдалеке от нескольких отдыхающих там компаний, а ближе к ночи просто заехали в ближайший овражек, где и поставили палаточную сетку. За весь поход палатку не накрывали тентом ни разу, потому как ни малейшего намека на дождь не наблюдалось, а жара не очень-то спадала даже ночью. Спальниками укрывались чисто символически, и то только в короткий период ночной прохлады: где-то с часу ночи до четырех утра.
День 2
Южное - ур. Журавлиная степь - Заросший пруд - оз. Узунларское 57 км.
Как вы думаете, какой походный день запоминается больше всего? Самый приятный? А вот и нет. Конечно же, самый трудный.
Следуя запланированному графику передвижения подъем у нас был в 4 утра. Было еще совсем темно, ужасно кусались комары (А кто-то из знакомых недавно утверждал, что в Крыму нет комаров, мол они все на солнце сгорают. Как бы не так, ребята), но в воздухе была блаженная прохлада, и это было достаточным мотивом для того чтобы быстрее собираться в путь и не ехать потом по изнуряющей жаре. Первые 35 км. пути оказались просто великолепны: узкая асфальтовая дорога была хоть и дырявая до невозможности, но зато в полном нашем распоряжении, - ни одной машины за все время езды, так что лавировать между ямами не составляло никакого труда. Дорога запомнилась чудесным рассветом, когда огромный красный шар стремительно поднимается из-за горизонта (удивительно, но солнце поднимается очень быстро, это движение хорошо заметно даже невооруженным глазом) и постепенно сменяет свои оттенки на оранжевый и желтый, становясь при этом все ярче и теплее.
Здесь же началась наша животноведческая часть похода :-) Сначала нам преградило дорогу стадо овец, но когда мы подъехали к ним вплотную они тут же позову вожака сбежались в кучу и уступили нам дорогу.
Потом вдалеке нам удалось засечь двух резво скачущих по дороге зайцев, но при нашем приближении они быстро шурснули в заросли травы. Дальше нам повстречался смешной шипящий ежик (живой ежик на асфальтной дороге - это весьма примечательно, чаще нам приходится видеть впечатанные в асфальт колесами автомобилей ежачьи силуэты).
Ну и напоследок за нами гнались непонятно откуда взявшиеся собаки. Собаки часто лают и некоторое время бегут за велосипедом, норовя толи укусить толи попасть под колеса, но только в границах своей территории, то есть как правило быстро отстают и оставляют тебя в покое. А эти завидели нас издалека в совершенно пустынном месте и с лаем кинулись к нам через поле, что ничего доброго не сулило, поэтому мы вжали по педалям, но оторвались от преследования только через несколько километров. После этого Саша мне рассказал страшилку про то, что в Крымских степях могут водиться степные волки или волки скрещенные с собаками, но мне кажется волки при нападении не стали бы лаять? Такая странная история.
Но главное приключение было еще впереди. Асфальт тянулся по безлюдной степи и в конечном итоге упирался в ворота военного полигона, куда, само собой, проезд для нас был закрыт. По карте в объезд полигона должна была идти грунтовая дорога, но на практике найти ее оказалось проблемой. В поле через каждый километр ответвлялись некие грунтовые дорожки в нужном нам направлении, так что казалось какую выбирать особого значения не имеет. Мы выбрали ту, что была поближе к границе полигона, чтобы иметь в поле зрения ограждающие столбики, так на всякий случай. Грунтовая, с позволения сказать, ?дорога? мне с самого начала не понравилась. Уж больно она была заросшая, и не просто травой, а высохшими колючками высотой по пояс. Когда едешь через такие дебри приятного мало, но я сжав зубы и натянув на ноги гольфы поехала вслед за Сашей, так как альтернативных путей особо не представлялось. В общем, выбранная нами ?грунтовая дорога? оказалась на поверку какой-то древней тракторной колеей, мало пригодной для езды на велосипеде. Мало того, что колючки нещадно царапали ноги, так еще и наматывались на звезды, и застревали в спицах велосипеда. Хорошо хоть то, что шипы были длинные и тонкие, и не пробивали покрышки наших колес, а то пришлось бы совсем худо. Но и без этого проблем было достаточно. В какой-то момент колея просто исчезла и пришлось идти уже напролом через заросли. А судя по карте такого пути нам предстояло проделать еще как минимум километров 10. Солнце поднималось все выше и выше, а мы все медленно шли и шли по этому царапучему полю. К 10 часам вода в бутылках нагрелась и жажду почти не утоляла, все время хотелось пить. Да и осталось воды всего литра 3, что в такую жару на двоих - считай ничего. Ну и чтоб жизнь уж совсем медом не казалась, жутко захотелось есть, так как спеша побыстрей выехать до восхода солнца мы с самого утра не съели ни крохи. Из подручной еды были только орехи, изюм и сладости, но они совершенно не лезли в рот из-за постоянной жажды.
Этот участок пути я окрестила не иначе как ?Рай для мазохиста?. Все время смотрела на вело компьютер и засекала: ?десять метров, еще десять метров? от дороги прошли 5 км., значит осталось еще примерно столько же? шаг, еще шаг?еще десять метров? каждый метр приближает меня к концу этого кошмара??
Вскоре пришла надежда в виде более-менее нормальной грунтовой дороги, но буквально через 200 метров она просто-напросто оборвалась. Пришлось опять ломится через колючки. И только через три часа всех этих мучений мы выбрались к нормальной дороге. Катить по ней было настоящим счастьем, ведь при езде хотя бы ветер обдувает тело и становится гораздо легче переносить жару. Дорога нас вывела к очередной военной базе. Двое ее обитателей встретили нас довольно насторожено, проверили паспорта, но потом разговорились и даже пошли вместе с нами освежиться в море. Объявили нам, что люди, путешествующие на велосипедах - психи, и лучше, мол, заработать денег и ездить на машине, отдыхать в санаториях ну и т.д. Мы спорить не стали. Зато набрали у них еще 5 литров драгоценной пресной воды и поехали дальше.
Но так как солнышко уже изрядно припекало, далеко ехать мы не стали, да и по маршруту нам дальше некуда было спешить. Остановились на косе между Черным морем и озером Узунларским.
Это поистине райское место стало нам наградой за утренние мучения. Узкая полоска берега, усыпанная мелкой-мелкой галькой, доведенной почти до состояния песка, идеально гладко выровненная морским прибоем, тянется на несколько километров, и вокруг ни души. Весь берег только наш. Весь оставшийся день мы купались, ныряли, загорали на солнце и фотографировали рисунки на песке.
День 3
оз. Узунларское - мыс Опук - Яковенково - мыс Опук 38 км
Рано утром выдвинулись с места стоянки в сторону мыса Опук, но зная о его заповедности решили не злить егерей и гору Опук обогнули по объездной дороге. Выехав с другой стороны увидели длинную полосу пляжа, где местами стояли автомобили отдыхающих. Хотя по всему пляжу и стояли таблички о том, что здесь территория заповедника, купаться, загорать и даже заезжать сюда на машинах егеря все-таки разрешали, правда регулярно совершали рейды на своем мотоцикле и о чем-то беседовали с приезжающими водителями.
Прежде чем устроится на стоянку нам пришлось съездить в поселок Яковенково, чтобы пополнить запасы воды и провианта. Расстояние от горы Опук до поселка - 8 км., так что времени на поездку туда обратно у нас ушло всего чуть больше часа. Остаток дня провели на пляже с прекрасным видом на Опук. А ближе к вечеру к нам подъехали егеря и сообщили, что ночевать здесь нельзя. Пришлось собрать свои вещи и отъехать на 3 км. дальше по пляжу, где мы уже не попадали в поле их видимости и спокойно провели остаток вечера. Кстати, именно в этом месте нам удалось увидеть целую стайку дельфинов, резвящихся в море совсем недалеко от берега.
День 4
мыс Опук - мыс Такиль 20 км
В этот день решили немного отоспаться, потому как вставать каждый день в 4 утра все-таки тяжеловато. Но долго поспать все равно не удалось, уже к 7 утра палящее солнце напрочь отгоняет весь сон и приходится искать прохлады в морской воде. Переждав самую жару, решили выехать после 4-х часов дня, но езда в вечернее время мало себя оправдала, так как земля и воздух сильно раскалились за целый день. Хорошо, что ехать нам нужно было не далеко. Поднявшись на небольшую горку мы ехали вдоль берега, наблюдая внизу под собой крутые обрывы и бьющиеся о берег морские волны. По пути было много красивых бухт, во многих из которых стояли рыбацкие вышки - такие деревянные башни в воде, с которых рыбаки наблюдают за морем, и когда косяк рыб заходит в их сети они поднимают края, отрезая их от моря.
Для ночевки мы выбрали себе бухту подальше от рыбацких сетей и расположились на небольшой полочке на спуске, так как тащить велосипеды вниз, а утром поднимать наверх не было никакого желания. А еще с места нашей ночевки хорошо было видно гряду кораблей, выстроившихся цепочкой в море на несколько километров. По всей видимости они ждали очереди на переправу через Керченский пролив.
День 5
Мыс Такиль - Керчь - Бондаренково - мыс Тархан 58 км
Выехали в 5:30. Утром едется очень бодро, плюс степное побережье в этих местах очень красиво и разнообразно: особенно полюбились мне повсеместно встречающиеся карманные бухточки и соленые озера, отделенные от моря узкими песчаными полосками. Степной Крым - идеальное место для путешествий на велосипеде, ведь спуски и подъемы здесь довольно пологие и недлинные, в отличие от горных серпантинов, где полдня ползешь вверх для того, чтобы потом за пять минут слететь вниз.
День немного омрачился Сашиным падением с велосипеда: из-за насыпанного на асфальте песка, в котором занесло одно колесо велосипеда. Отделался содранной коленкой и локтем.
В 8 утра мы уже подъехали к Керчи, в центре встретили местного велосипедиста, который показал нам дорогу на Бондаренково и к грязевым вулканам. Грязевые вулканы - очень интересное явление природы. Правда реальных вулканчиков, высотой 1,5 - 2 м. в долине всего несколько, кроме них еще есть просто булькающие лужицы и даже целое грязевое озеро диаметром с десяток метров.
После осмотра грязевых вулканов мы направились искать место стоянки к берегам Азовского моря. Остановились на мысе Тархан. Пляж там был отвратительный: весь берег - это даже не галька, а какие-то овальные булыжники, а вода ужасно грязная и заросшая водорослями. Зато над берегом нависал небольшой земляной вал, создававший уютную тень.
День 6
Мыс Тархан - Курортное - Генеральские пляжи 26 км
Место ночевки оказалось невероятно жарким, даже ночью стояла ужасная духота. Выехали по сложившемуся обычаю пораньше, около 5:30 утра. Грунтовка в этих местах была не из приятных: не укатанная и гладкая, а вся испещренная узкими параллельными бороздами колес, из-за чего меня постигла та же участь, что и Сашу на день раньше - дурацкое неприятное падение с велосипеда. На спуске переднее колесо застряло в одной из дорожных ямок и меня выбросило вперед через руль. Приземление пришлось в основном на левую сторону, особенно на руку, но тоже повезло - остались только синяки да содранная кожа.
Вскоре грунтовая дорога вывела нас на щебенку, ведущую до Курортного. В поселок приехали почти в 8 утра, как раз к открытию местных магазинов. Поразила одна из продавщиц, устроившая скандал из-за того, что мы выбросили привезенный с собой мусор в урну рядом с магазином. По ее мнению мы должны были найти где-то контейнер, а эта урна только для мелких бумажек. Хотя в нашем мусоре кроме бумажек почти ничего и не было, мы же, в конце концов, не стройматериалы ей выгрузили?
Дальше двинулись на Генеральские пляжи, очень понравившиеся нам еще в позапрошлом году во время поездки от Арабатской стрелки до Керчи. И вот мы снова сюда вернулись, ведь места здесь действительно очень красивые: сочетание скалистых бухт, зеленых склонов и песчаных пляжей создает очень гармоничный пейзаж, напоминающий настоящий затерянный мир. Мы выбрали себе для стоянки довольно большую бухту, где хоть и обосновались до нас палаточники на машинах, но они занимали только одну часть пляжа, а вторая часть, отделенная выступающей скалой, была полностью в нашем распоряжении. Нависающая сверху скала создавала тень в течение почти всего дня, так что нам даже не пришлось натягивать тент. Здесь мы обосновались на последующие три дня.
День 7-9
Остальные дни мы посвятили матрасному отдыху: купанию, загоранию и прогулкам по окрестным бухтам. В один из дней устроили рассветную фотосессию с велосипедами, в другой съездили посмотреть на лечебные грязи озера Чокрак и заодно докупили продуктов в Курортном, а все остальное время просто получали удовольствие от жизни и рисовали рисунки на песке :-)
Текст: Юрасова Юля Фото: Александр Ищенко, Юрасова Юля
Коментарі
.
nata replied on #
Ребята, спасибо большое за отчет! Ждем от вашего крымского клуба еще работ, и фотографий на выставку :)
.
bookva4ka replied on #
Ой, вы нас, наверное, с кем-то спутали, мы не из "крымского клуба", хотя Крым, конечно, очень любим :)
.
Afina replied on #
хотелось бы полный архив фотографий глянуть, может есть на каком-нибудь ресурсе?
.
bookva4ka replied on #
Фотографий было еще много, но основные, которые передаюют атмосферу путешествия, в принцыпе вошли в отчет, а все остальное представляет больше личный, чем общественный интерес :)