ОТЧЁТ
о велосипедном спортивно-туристском походе
ЧЕТВЕРТОЙ категории сложности по
ТУРЦИИ,
совершённом с 30 апреля по 13 мая 2010 года
Маршрутная книжка ? 7 / 10
Руководитель группы: Козинов Сергей Витальевич
г. Днепропетровск
e-mail: kozinov (at)list.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что велопоход может быть засчитан всем участникам и руководителю __ категории сложности.
2010 г.
Содержание
1. Справочные сведения о походе.
1.1. Подробная нитка маршрута
1.2. Параметры похода.
1.3. Сведения об участниках похода.
2.1. Организация похода.
2.2. Варианты подъезда и отъезда.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты..
2.4. Изменения маршрута и их причины..
2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником..
3. График движения и техническое описание маршрута.
3.1. График движения.
3.2. Техническое описание маршрута.
3.3. Меры безопасности на маршруте.
4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.
5. Приложения.
Перечень группового снаряжения.
Содержание аптечки.
Содержание ремнабора.
Смета расходов на поход.
Карта района похода.
Высотный профиль маршрута.
6. Литература и картографический материал.
1. Справочные сведения о походе
В период с 30 апреля по 13 мая 2010 года группой туристов г. Днепропетровска в количестве девяти человек был совершен поход четвертой категории сложности по ТУРЦИИ.
Полный художественный отчет с большим количество фотографий можно прочесть тут bike-travel.org
Видеоотчет с похода можно посмотреть тут bike-travel.org
1.1. Подробная нитка маршрута:
Невшехир - Гёреме - Мустафапаша - пер.1605м а/м - Ешильхисар - Дюндарлы - Сулуджаова - пер.3125м н/к - ур. Катирнири - ур. Гевеналани - пер.2190м н/к - ур. Гевенолугу - ур. Акконбет - Баразама - нац. парк Аладаглар (вдп. Капузбаши) - пер. Чавуш 1161м - пер.Чардак 1256м - Еникёи - пер.1745м н/к - пер.1700м - Позанты - каньон "Киликийские ворота" - пер.986м н/к - Алибейли - оз. Дарылынарыкёй - пер.1266м - Чамлыяйла - р. Тарсус - пер.1545м а/м - Арсланкёй - пер.1753м н/к - Соргун - Эрдемли - Мердивенликую - нац. парк Акгёл - Силифке
1.2. Параметры похода
Протяжённость маршрута..........................................................721,0 км
из них:
- дороги с асфальтовым покрытием..........................................331,46 км
- дороги без покрытия...............................................................389,54 км
в том числе
- грунтовые дороги...........................................................58,10 км
- каменистые горные дороги...........................................280,62 км
- по песку............................................................................11,28 км
- по снегу............................................................................15,17 км
- без тропы.........................................................................24,37 км
Чистое ходовое время........................................................................64ч 40мин
Средняя скорость движения................................................................11,2 км/ч
Длительность похода 14 дней, из них:
- ходовых.......................................................................................12 дней
- 4 полуднёвки...................................................................................2 дня
Общий набор высоты............................................................................14 633 м
(данные навигатора Garmin GPSMAP 60CSx)
Шифр МКК, давшей разрешение на проведение похода:
Днепропетровская областная МКК 104 - 00 - 43555000.
1.3. Сведения об участниках похода
? п/п | Ф.И.О. | Обязанности в группе | Домашний адрес |
1. | Козинов Сергей Витальевич | руководитель | Днепропетровск |
2. | Смирнова Полина Александровна | штурман, переводчик | Запорожье |
3. | Шатских Антон Анатольевич | медик | Севастополь |
4. | Касьянов Юрий Владимирович | фотограф, экскурсовод | Запорожье |
5. | Сафина Марина Ильдаровна | костровой, шеф-повар | Москва |
6. | Долбак Олег Валерьевич | завхоз по снаряжению | Киев |
7. | Щербатей Наталия Александровна | завхоз по питанию | Киев |
8. | Щербатей Александр Михайлович | казначей | Киев |
9. | Шевченко Максим Юрьевич | механик, летописец | Запорожье |
2. Организация похода
2.1. Организация похода
Турция была выбрана районом похода, как страна с очень сложным и сильнорассченным ральефом, содержащая на своей территории огромное количество разнообразных природных (озера, вулканы, протяженные горные цепи) и культурных (развалины древних городов, крепости, многочисленные фестивали) достопримечательностей.
Турция имеет развитую туристическую инфраструктуру вдоль побережья, однако нас интересовали те её малонаселенные области, где ввиду сложности прохождения еще не проводились велопоходы. Поэтому районом похода был выбран Центральный Тавр, а именно, хребты Аладаглар и Болкар. Более половины пройденного маршрута - велопервопрохождение.
Турция - горная страна с чрезвычайно разнообразным и сложным рельефом и очень гостеприимными людьми. Кроме того, это одна из немногих стран, перелет в которую из Украины довольно дешевый, во многом благодаря большому количеству украинцев, отдыхающих на пляжах Турции. На майские праздники в горах Турции уже тепло и сухо, на побережье даже жарко, но туристической сезон начинается лишь в конце мая.
Все участники похода хотели повысить уровень туристской подготовки и при этом увидеть страну, в которой смешаны традиции Востока и Запада, "изнутри".
Подготовка началась более, чем за 8 месяцев до начала похода (в сентябре 2009г.): был подробно разработан маршрут, составлена смета продуктов, произведена сушка овощей и подготовлены мясные компоненты, проведены тренировочные походы выходного дня. Большую часть группы составили знакомые между собой туристы, принимавшие участие в походе 2 к.с. по Крыму и 3 к.с. по Черногории, поэтому проблемы совместимости участников группы не было. Новые участники похода очень органично вошли в состав группы.
Перед походом были найдены спонсоры, предоставившие группе велорюкзаки, банданы, а также велоноски.
Для оптимального и сбалансированного планирования дневных переходов и посещаемых достопримечательностей были тщательно изучены карты местности. Также были рассмотрены различные варианты передвижения по стране (авиа, паром, ж/д, авто).
Краткая справка о Турции
Ту?рция (тур. T?rkiye) - государство, расположенное частично в юго-западной части Азии, частично в южной Европе.
Образовалось в начале 1920-х годов в результате распада Османской империи, свержения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство. Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров (полуостров Малая Азия) между Чёрным и Средиземным морями.
География Турции
Характерная географическая особенность Турции - расположение на перекрёстке важных дорог, соединяющих Европу с Азией и черноморские страны со странами Средиземноморья. Водная система, включающая Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы, является важным международным путём, соединяющим Чёрное море с Мировым океаном. В южной части Босфора и бухты Золотого Рога (Мраморное море) расположен самый большой город Турции - Стамбул (бывший Константинополь).
Через Турцию проходят железнодорожная и шоссейная магистрали, связывающие Европу со многими другими странами.
Территория Турции по своей конфигурации напоминает вытянутый в широтном направлении прямоугольник, который с запада на восток имеет протяженность 1600 км, а с севера на юг - 550 км.
Площадь Турции - 780,580км². Вся территория страны лежит во втором часовом поясе. Время в Турции относится к восточноевропейскому: разница во времени со среднеевропейским плюс один час. Общая протяженность сухопутной границы страны - 2628 км. Протяжённость береговой линии составляет 7168 км.
Европейская часть страны граничит на севере с Болгарией (240 км), омывается водами Черного моря и пролива Босфор (длина 32 км), на востоке и Мраморного моря и пролива Дарданеллы (длина 64 км) на юге, а на западе соседствует с Грецией (206 км) и обладает выходом к Эгейскому морю.
Азиатская часть Турции на севере широким фронтом обращена к Черному морю и граничит с Грузией (252км) и далее на восток с Арменией (268км), на очень малом протяжении с Азербайджаном (9км) и с Ираном (499км), а на юге с Ираком (331км) и Сирией (822км). Южные рубежи образованы в основном Средиземным морем (12 морских миль территориального моря), западные - Эгейским морем (6 морских миль территориального моря). На Черном море имеет общую границу экономической зоны и континентального шельфа с Российской Федерацией и Украиной по согласованным с бывшим СССР морским границам, а с Грузией - также границу территориальных вод (12 морских миль).
Рельеф
При взгляде на географическую карту Турции обращает на себя внимание обилие гор и плоскогорий. Расчленённость страны обусловливает вертикальную зональность природных ландшафтов, разнообразие дикорастущих и культурных растений, по богатству которых турецкая территория уступает, быть может, лишь разнообразию флоры Кавказа.
В Турции сочетаются высокие, расчленённые ущелья и увенчанные снежными вершинами горные хребты с глубокими котловинами, обширные сухие нагорья с вечнозелёными приморскими равнинами, утопающими в богатой субтропической растительности.
По характеру рельефа Турция - горная страна; средняя высота её над уровнем моря около 1000 м почти вся территория занята Малоазиатским нагорьем, в составе которого различают окраинные горы (Понтийские и Тавр) и расположенное между ними Анатолийское плоскогорье, на юго-востоке которого возвышаются несколько потухших и один активный вулкан Эрджиес (3916 м). Восточная часть Турции расположена в пределах Армянского (Восточноанатолийского) нагорья. Это самый высокий и труднодоступный район страны. Здесь находятся ее высшие точки: потухшие вулканы Большой Арарат (тур. Агры,5165 м) и Сюпхан (4434 м), а также действующий вулкан Немрут (3050 м).
Низменных равнин в стране мало, они приурочены к отдельным участкам морских побережий и к устьям рек.
Центральный Тавр
Центральный Тавр выделяется среди соседних отрезков Тавра наибольшей высотой и альпийским видом рельефа. Высота многих хребтов здесь превышает 3000 м.
Наиболее высокие хребты Центрального Тавра - распроложенный к северу от города Адана хребет Антитавр с вершиной Демирказик (3806 м, тур.
Demirkaz?k) и расположенный к северу от города Мерсин хребет Болкар (тур.
Bolkar Mountains) с вершиной Медетсиз (3524 м, тур. Medetsiz). Имеет альпийский тип рельефа. На западе и юго-западе Центральный Тавр близко подходит к Средиземноморскому побережью, круто обрываясь в море. Лишь в некоторых местах на побережье имеются узкие полоски аллювиальных равнин, как это можно наблюдать в районах Анамура, Аланьи, Силифке и Финике. Примерно у города Мерсин горы резко поворачивают на северо-восток, оставляя к югу от себя обширную аллювиальную Аданскую равнину. Юго-западную приморскую часть Аданской равнины называют Чуркурова?, северо-восточную - Юкарыова?.
До высоты 2000 м склоны гор Центрального Тавра покрывают протяженные хвойные леса. Породы очень разнообразны: сосна, ель, лиственница, несколько видов арчи. Выше границы леса во влажных лощинах встречаются альпийские луга, а в более засушливых местах произрастают растения азиатских высокогорных пустынь и полупустынь - полынь, ксерофиты и т. п.
Климат
Турция - страна преимущественно горная. В связи с этим климат страны носит в среднем горный характер и черты континентального климата.
Лето в Турции повсеместно жаркое и засушливое, зимы снежные и холодные. На Эгейском и Средиземном море климат средиземноморский, с более мягкой зимой, устойчивый снежный покров не образуется. На Чёрном море климат умеренно-морской с характерными для него тёплым летом и прохладной зимой. Температура зимой (в январе) составляет примерно +5 °C, летом (в июле) - около +23 °C. Осадков выпадает до 1000?2500 мм в год. Летом среднесуточная температура может превысить 35 °C, но это бывает сравнительно редко на южном побережье Турции. На юго-востоке Турции климат имеет черты тропического пустынного, и влажность низкая, в отличие от высокой влажности на берегу Чёрного моря.
2.2. Варианты подъезда и отъезда
Перелет Днепропетровск-Стамбул-Днепропетровск был выбран как наиболее дешевый и быстрый способ трасфера в Турцию. Для уменьшения расходов, связанных с перелетом Днепропетровск-Стамбул-Днепропетровск, наша группа покупала билеты совместно с киевским т/к "Глобус", который проводил в Турции горный поход 3 к.с. Тем самым удалось получить групповую скидку от авиакомпании.
Участник из Севастополя (Шатских Антон) плыл паромом Севастополь-Стамбул-Севастополь. Стоимость парома немного выше стоимости перелета, но такой вид переезда более удобен для туристов, проживающих в Севастополе. Следует отметить, что время прибытия парома зависит от ряда факторов, которые невозможно знать наперед, и, поэтому, довольно условно.
Подъезд к началу маршрута (Невшехир) из Стамбула и отъезд с места окончания маршрута (Силифке) в Стамбул проводился автобусом, поскольку это самый дешевый, быстрый и распространенный транспорт в Турции.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
В Турции чрезвычайно развита дорожная сеть и автобусное сообщение, поэтому в густонаселенных районах страны довольно легко добраться из одного города в другой.
В горных районах Турции следует быть готовым к отсутствию транспорта. К тому же, проблемой при обсуждении возможности перевозки на машине/тракторе может стать языковой барьер, поскольку в горной местности жители не знают иностранных языков.
Также в стране имеется железная дорога, соединяющая основные населенные пункты. Для связи крупных населенных пунктов, расположенных на большом удалении друг от друга, широко используется авиасообщение.
На участников похода оформлялась спортивная страховка в киевском представительстве международной страховой компании "Инго-Украина", имеющей представительство в Турции. Она покрывает, в том числе, и травмирование при передвижении на велосипеде.
Для перевалов 3105 м н/к, хр. Аладаглар и 3005 м н/к, хр. Болкар предусматривались запасные варианты, связанные с недостаточной их изученностью и отсутствием достоверной информации о прохождении.
2.4. Изменения маршрута и их причины
Маршрут пройден полностью и без изменений всеми участниками похода.
Из соображений безопасности для пер.3005 м н/к использован запасной вариант маршрута, поскольку на подъездах к перевалу лежал глубокий (более 1 м) слой снега, а сам перевал являлся еще и лавиноопасным. Кроме того, прохождение пер.3005 м н/к при таких условиях повлекло бы за собой увеличение сложности похода.
2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником
В маршрутную книжку было занесено 9 участников. Ввиду сложностей с отпуском, в походе не принял участие Тараканов А.В. Дозаявлен участник Щербатей А.М.. Прохождение маршрута 9-ю участниками подтверждается фотографическим материалом.
3. График движения и техническое описание маршрута
3.1. График движения
Дни пути | Дата | ? участ. дневн. перех. | Участок пути | Протяжённость, км | Чистое ходоввремя ч: мин | Характер пути, естественные препятствия, опасные участки и ориентиры. | Метеоусловия | Примечания, высота над уровнем моря, м |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 30.04. 2010г | 1-й | Невшехир Учхисар | 16.13 | 1:05 | асфальт, брусчатка, иногда попадаются грунтовые участки, постоянные подъемы и спуски | tу +11°С ясно | Выезд на маршрут с автовокзала в 10:30 1338м н.у.м. |
2-й | Учхисар Гёреме | 7.55 | 0:44 | крутые (6-8%) техничные грунтовые спуски, плавный асфальтовый подъем к национальому парку Гёреме | tд +19°С ясно | 1101м н.у.м. | ||
3-й | Гёреме Ургюп | 25.89 | 2:20 | крутой (9%) подъем по брусчатке, сложный спуск по узкой грунтовой дороге с вымоинами и мелким щебнем, крутые (8-12%) подъемы и спуски по асфальту | Здесь и далее: tу - температура утром tд - температура днём tв - температура вечером. | подъем преодолеваем на минимальных передачах 1071м н.у.м. | ||
4-й | Ургюп Ортахисар, место ночевки | 8.1 | 0:40 | затяжные асфальтовые подъемы и спуски | tв +9°С ясно | 1188 м Встали на ночёвку в 21:30 | ||
Итого за день: | 57.67 | 4:49 | Средняя скорость движения-12.0 км/ч, суммарный набор высоты-996 м |
2 | 01.05. 2010г | 1-й | Место ночёвки Мустафапаша | 11.8 | 1:36 | асфальт, движение по болоту | tу +24°С ясно | Выезд на маршрут в 10:00 |
2-й | Мустафапаша пер.1607м | 22.89 | 1:44 | объезд вдхр. Дамса по грунтовой дороге, затяжной сначала плавный, а затем крутой (7,5%) асфальтовый подъем на пер.1607м | tд +18°С пасмурно, небольшой дождь | пер.1607 м а/м подъем преодолеваем на минимальных передачах | ||
3-й | пер.1607м Ешильхисар | 23.67 | 0:55 | затяжной крутой спуск сначала по асфальту, затем по грутовке | ||||
4-й | Ешильхисар вдхр. Ковалы, место ночевки | 25.71 | 1:26 | асфальт, затяжные плавные подъемы и спуски | tв +11°С | 1196 м Встали на ночёвку в 20:00 | ||
Итого за день: | 80.05 | 5:44 | Средняя скорость движения-14.0 км/ч, суммарный набор высоты-1047 м |
3 | 02.05. 2010г | 1-й | Место ночевки Хаджибейли | 10.67 | 1:43 | движение по болоту из-за сильно разлившейся от таяния снегов реки | tу +16°С ясно | Выезд на маршрут в 8:00 |
2-й | Хаджибейли ночевка на подъеме к пер.3125м | 18.99 | 3:30 | непрерывный подъем к перевалу по каменистой горной дороге, чрезвычайно крутые (до 34%) участки, встречаются снежники | tд +18°С ясно tв +5°С | некоторые участки подъе-ма преодолеваем пешком 2644 м Встали на ночёвку в 19:30 | ||
Итого за день: | 36.05 | 5:13 | Средняя скорость движения-6.9 км/ч, суммарный набор высоты-1498 м |
4 | 03.05. 2010г | 1-й | Место ночевки летовки под пер.3125м, место - дневки и ночевки | 4.57 | 2:29 | крутой подъем к пер.3125м по снегу | tу +11°С облачно tд +9°С облачно tв +2°С (ночью -4°С) | Выезд на маршрут в 9:15 преодолеваем подъем с рюкзаками на плечах 2973 м Встали на ночёвку |
Итого за день: | 4.57 | 2:29 | Средняя скорость движения-1.8 км/ч, суммарный набор высоты-343 м |
5 | 04.05. 2010г | 1-й | Место ночёвки пер.3125м | 5.68 | 2:55 | движение по снегу, крутой (14%) перевальный взлет, крутой (50% ≈ 31°) снежно-скально-осыпной спуск | tу +12°С ясно | Выезд на маршрут в 7:00 преодолеваем подъем с рюкзаками на плечах пер.3125 м н/к |
2-й | пер.3125м приток р. Кюш | 15.6 | 0:50 | после перевала движение по снегу и крупным камням, затем крутой (10%) спуск по каменистой горной дороге с участками снежников, вымоинами, остатками обвалов горных пород | tд +15°С ясно | спускаем с перевала поочередно рюкзаки и велосипеды приток р. Кюш (1781 м) | ||
3-й | приток р. Кюш пер.2185м | 3.45 | 0:50 | крутой (15%) подъем к перевалу по неиспользуемой в данное время года тракторной дороге | пер.2185 м н/к преодолеваем подъем с рюкзаками на плечах | |||
4-й | пер.2185м долина у истоков р. Тахтаджик, место ночевки | 17.42 | 1:20 | спуск, чередующийся корот-кими крутыми подъемами, по каменистой горной дороге | tв +10°С | подъемы преодолеваем на минимальных передачах 1756 м Встали на ночёвку в 21:00 | ||
Итого за день: | 42.15 | 5:55 | Средняя скорость движения 7.1 км/ч, суммарный набор высоты-1101 м |
6 | 05.05. 2010г | 1-й | Место ночевки нац.парк Аладаг-лар, водопады Капузбаши, место - дневки и ночевки | 32.93 | 1:58 | затяжной крутой спуск по грунтовым дорогам, а также по горной дороге с мелким камнем | tу +23°С ясно tд +31°С ясно tв +21°С ясно | Выезд на маршрут в 9:30 604 м Встали на ночёвку в 13:00 |
Итого за день: | 32.93 | 1:58 | Средняя скорость движения-16.7 км/ч, суммарный набор высоты -151 м |
7 | 06.05. 2010г | 1-й | Место ночевки пер.Чардак 1260м | 28.36 | 3:50 | крутой (6%) каменистый подъем на пер.Чардак и Чавуш, дорога постоянно расчищается тракторами от частых завалов | tу +26°С ясно | Выезд на маршрут в 7:50 подъемы преодолеваем на минимальных передачах пер.Чавуш 1161 м н/к |
2-й | пер.Чардак 1260м приток р. Сейхан | 16.84 | 0:40 | затяжной спуск по укатанной каменистой горной дороге, идет подготовка к строительству дороги | tд +24°С ясно | |||
3-й | приток р. Сейхандол Сарычам, место ночевки | 14.09 | 1:11 | асфальт, затем грунтовая дорога, несколько небольших бродов, короткие подъемы и спуски | tв +22°С | 734 м Встали на ночёвку в 19:00 | ||
Итого за день: | 59.29 | 5:41 | Средняя скорость движения-10.4 км/ч, суммарный набор высоты-1509 м |
8 | 07.05. 2010г | 1-й | Место ночевки Гердиби | 21.0 | 1:35 | крутые (7%) подъемы по укатанным каменистым грунтовым дорогам, броды | tу +16°С туман | Выезд на маршрут в 6:30 подъемы преодолеваем на минимальных передачах |
2-й | Гердиби р.Ениджекай | 15.19 | 1:05 | отсев, грунтовые дороги, подъем и спуск к р. Ениджекай | tд +26°С ясно | р.Ениджекай (839 м) | ||
3-й | р.Ениджекай ущелье ок. г. Баглын, место ночевки | 18.73 | 3:29 | крутой затяжной подъем (8%) на пер.1745 м по каменистой горной дороге, крутой спуск по серпантинам | tв +15°С | пер.1745 м н/к подъем преодолеваем на минимальных передачах 1473 Встали на ночёвку в 20:00 | ||
Итого за день: | 54.92 | 6:09 | Средняя скорость движения-8.9 км/ч, суммарный набор высоты-1830 м |
9 | 08.05. 2010г | 1-й | Место ночевки Позанты | 19.73 | 1:15 | крутой (7%) подъем по каменистой горной дороге на пер.1700 м н/к, крутой (9%) спуск к п. Позанты, нижняя часть спуска покрыта качественным асфальтом | tу +22°С туман | Выезд на маршрут в 8:00 пер.1700 м н/к |
2-й | Позанты Кушджулар | 21.37 | 2:08 | движение по каньону, осыпи, иногда велосипеды приходит-ся переносить через завалы камней; выход из каньона (уклон 12%) по каменистой горной дороге к пер.986 м н/к | tд +27°С ясно | проход Киликийские ворота пер.986 м н/к | ||
3-й | Кушджулар крепость около п. Буджак, место ночевки | 28.58 | 1:52 | спуск по чередующимся участкам асфальта и техничес-ки сложных троп по выходам крупнокаменистых пород | tв +18°С облачно | 373 м Встали на ночёвку в 20:00 | ||
Итого за день: | 69.68 | 5:15 | Средняя скорость движения-13.3 км/ч, суммарный набор высоты-1096 м | |||||
10 | 09.05. 2010г | 1-й | Место ночевки оз. Дарылынарыкёй | 31.62 | 2:41 | асфальт, дорога без ровных участков: постоянные подъемы и спуски | tу +22°С облачно | Выезд на маршрут в 9:10 |
2-й | оз. Дарылына-рыкёй Чамлыяйла | 18.48 | 2:09 | асфальт, затяжной подъем (7%) к пос.Чамлы-яйла | tд- +20°С дождь | пер.1266 м н/к подъем преодолеваем на минимальных передачах | ||
3-й | Чамлыяйла р. Тарсус, место ночевки | 17.29 | 1:06 | крутой спуск (10%) по каменистому серпантину к р. Тарсус | tв +14°С | 633, Встали на ночёвку в 21:00 | ||
Итого за день: | 67.39 | 5:56 | Средняя скорость движения-11.4 км/ч, суммарный набор высоты-1829 м |
11 | 10.05. 2010г | 1-й | Место ночевки Ялнызджа | 18.40 | 2:40 | укатанная грунтовая дорога с мелким камнем, подъем по серпантину на пер.1445 м н/к (7,5%) | tу +28°С ясно tд- +29°С ясно | Выезд на маршрут в 10:00 пер.1445 м н/к подъем преодолеваем на минимальных передачах |
2-й | Ялнызджа Арсланкёй, место ночевки | 29.01 | 1:39 | асфальт, равнина, сильнопересеченная каньонами и оврагами | tв +14°С | 1496 Встали на ночёвку в 18:30 | ||
Итого за день: | 47.41 | 4:19 | Средняя скорость движения-11.0 км/ч, суммарный набор высоты-1496 м |
12 | 11.05. 2010г | 1-й | Место ночевки Соргун | 31.91 | 2:56 | крутой подъем (8,5%) по каменистой грунтовой дороге к пер.1753м; движение по яйле по укатанной грунтовой дороге | tу +14°С ясно | Выезд на маршрут в 6:55 пер.1753 м н/к |
2-й | Соргун Эрдемли | 45.22 | 2:45 | каменистые горные дороги, а также грунтовые дороги; спуск к морю чередуется крутыми (6-10%) локальными подъемами | tд- +35°С ясно | подъемы преодолеваем на минимальных передачах | ||
3-й | Эрдемли Мердивенликую, место ночевки | 19.20 | 0:49 | асфальт, движение вдоль Средиземного моря | tв +20°С | 4 Встали на ночёвку в 19:00 | ||
Итого за день: | 96.33 | 6:30 | Средняя скорость движения-14.1 км/ч, суммарный набор высоты-1400 м | |||||
13 | 12.05. 2010г | 1-й | Место ночевки, - дневки нац. парк Акгёл | 29.72 | 1:33 | асфальт, прибрежная равнина | tу +26°С ясно tд- +31°С ясно | Выезд на маршрут в 11:30 |
2-й | нац. парк Акгёл Ташуджу, место ночевки | 28.85 | 2:12 | песок, дорога без подъемов и спусков | tв +22°С | 15 Встали на ночёвку в 19:00 | ||
Итого за день: | 58.57 | 3:45 | Средняя скорость движения-15.6 км/ч, суммарный набор высоты-336 м |
14 | 13.05. 2010г | 1-й | Место ночевки Силифке, место - дневки | 13.76 | 0:57 | асфальт, прибрежная равнина | tу +25°С ясно tд- +32°С ясно | Выезд на маршрут в 9:00 |
Итого за день: | 13.76 | 0:57 | Средняя скорость движения-14.4 км/ч, суммарный набор высоты-31 м |
Итого за весь поход: | 721 .0 | 64:39 | Средняя скорость движения - 11.2 км/ч,суммарный набор высоты - 14 633 м |
3.2. Техническое описание маршрута
Автовокзал на въезде в г. Невшехир. Высота н.у.м.1345 м. Начало маршрута. Фото - 1.
6.37 км - г. Невшехир. Крепость на возвышенности.
12.21 км - поворот налево. Съезжаем с асфальта на грунтовую дорогу.
16.13 км - въехали в п. Ухчисхар. По главной дороге налево.
17.79 - свернули налево с асфальта на грунтовую дорогу.
19.37 км - выехали на асфальт. Поворот налево.
20.10 км - начало грунтовой дороги. Фото - 2.
(из п. Учхисар в п. Гёреме)
22.84 км - достопримечательность "Долина любви" ("Love Valley").
23.68 км - поворот направо, асфальт.
28.62 км - нац. парк Гёреме, брусчатка. Фото - 3.
33.21 км - окончание подъема, поворот налево на грунтовую дорогу.
37.67 км - пещерный город Чоп, асфальт.
39.00 км - поворот на грутовую дорогу, начало подъема.
41.3 км - поворот направо. Велодорожка.
43.00 км - достопримечательность "Каменные грибы".
49.57 км - начало спуска в п. Ургюп. Асфальт/брусчатка.
57.67 км - Остановка на ночлег на окраине п. Ортахисар. Фото - 4.
59.83 км - поворот направо, асфальт.
60.72 км - поворот направо, начало грунтовой дороги.
63.31 км - речка течет по дороге, затем болото.
65.64 км - поворот направо.
69.47 км - п. Мустафапаша. Фото - 5.
74.96 км - поворот направо, начало грунтовой дороги.
76.87 км - озеро. Хорошее место для отдыха.
80.04 км - поворот направо. Выезд на асфальт.
90.09 км - 10% подъем на перевал к п. Шахинзфейди.
92.36 км - на развилке поворот налево. Выехали на плато. Начало спуска.
102.57 км - поворот налево. Съезд с асфальта на каменистую горную тропу.
105.78 км - тропа окончилась. Движение по каньону, без тропы.
106.31 км - начало каменитой горной тропы.
111.06 км - п. Кешлик, спуск, поворот направо.
116.03 км - п. Ешильхисар. Поворот направо на трассу, асфальт.
127.36 км - поворот налево.
127.61 км - поворот направо к п. Кушджукёй.
128.94 км - п. Кушджукёй.
137.72 км - остановка на ночлег на берегу вдхр. Ковалы. Фото - 6.
Укрылись от ветра в летних беседках.
141.92 км - поворот налево на грунтовую тропу.
142.76 км - движемся вдоль садов. Дорога затоплена. Болото.
144.49 км - разлив реки, затопившей сады. Поворачиваем направо. Грязь.
146.45 км - п. Хаджибейли. Поворот налево. Разбитый асфальт.
152.85 км - п. Дюндарлы.
153.88 км - дорога из щебня.
166.18 км - п. Сулуджаова. Небольшой участок асфальта.
166.78 км - каменистая горная дорога. Фото - 7,8.
170.29 км - на нашем пути появляется первый снежник. Фото - 9.
170.64 км - снежник заканчивается, выход на каменистую горную дорогу.
172.25 км - еще один небольшой снежник.
172.28 км - каменистая горная тропа.
172.31 км - начало протяженного (910 м) снежника. Фото - 10.
173.22 км - без тропы, крупные камни. Фото - 11.
Движение без тропы
173.77 км - установка лагера на каменной террасе. Высота ночевки 2644 м. Фото - 12.
174.06 км - дорога полностью засыпана толстым (более 1 метра) слоем снега и не просматривается. Движемся по GPS-навигатору, иногда кратчайшим путем (по азимуту). Фото - 13.
Подъем по снежному насту
176.67 км - снежное плато. Глубина снежного покрова от 20 см до двух метров. Фото - 14.
178.34 км - летовки. Разбили лагерь. Температура ночью - 4 °С.
181.74 км - снег. Высота 3000 м.Фото - 15.
184.02 км - перевал 3105 м.Фото - 16.
Дорога с перевала покрыта глубоким (более 2 метров) слоем снега с карнизом (фото ?17).
Следует отметить, что, по сведениям местных жителей, в начале мая перевал 3105 м н/к свободен от снега. Зимой 2009-2010г. выпало чрезвычайно много осадков, что явилось причиной наличия снега и снежного карниза на перевале.
В целях безопасности спускаемся через перевал 3125 м 1А (снежно-скально-осыпной). Фото - 18.
Грунтовая горная дорога (обозначена красным цветом) скрыта под снегом
184.34 км - окончание спуска с пер.3125 м 1А. Высота 3004 м.Фото - 19.
Определяющий участок пер.3125 м 1А:68 м сброса высоты на 144 м спуска (крутизна склона 31°).
186.46 км - горное озеро. Небольшой участок каменистой горной тропы.
186.66 км - снежный участок.
187.82 км - участок горной дороги.
188.86 км - каменистая горная дорога. Начало спуска. Фото - 20. Справа строения.
191.90 км - каменистая горная дорога.
199.62 км - окончание спуска и начало подъема на пер.2185 м н/к. Фото - 21. Мост через речку.
203.07 км - пер.2185 м.Фото - 22.
209.50 км - спуск по высохшему руслу реки. Камни. Фото - 23.
Спуск по высохшему руслу реки, камни
210.14 км - каменистая горная дорога. Фото - 24,25. Родник.
Причудливый цвет горных пород
220.49 км - каменистая горная дорога. Высота 1756 м. Фото - 26.
221.69 км - мелкий камень. Спуск. Фото - 27. Поворот направо.
231.58 км - родник.
240.12 км - п. Баразама. Укатанная грунтовая дорога. Фото - 28.
250.00 км - п. Капузбаши.
251.09 км - нац. парк Аладаглар. Фото - 29. Водопады Капузбаши.Фото - 30. Брусчатка.
252.52 км - спуск к р. Заманты-Ирмак.
253.42 км - Полудневка. Фото - 31.
254.32 км - поворот налево. Родник.
256.42 км - начало подъема на перевал. Каменистая горная дорога.
272.80 км - пер. Чавуш 1161 м. Фото - 32.
275.36 км - мост через реку. Начало подъема на пер.Чардак 1256 м.
281.78 км - пер. Чардак 1256 м. Каменистая горная дорога. Фото - 33.
283.44 км - мост. На развилке налево.
293.42 км - карьеры. Каменистая грунтовая дорога.
304.99 км - на развилке направо. Асфальт.
311.19 км - п. Сарычам.
311.41 км - мост. За мостом поворот налево. Грунтовая дорога.
311.72 км - 3 брода подряд. Фото - 34.
312.71 км - лагерь на берегу реки. Фото - 35.
323.26 км - п. Еникёи. Фото - 36,37. Поворот налево.
323.48 км - поворот направо. Спуск. Каменистая горная дорога.
325.04 км - мост. За мостом поворот направо.
327.20 км - локальный перевал.
329.92 км - брод.
331.10 км - мост.
333.71 км - п. Гердиби. Дорога из отсева.
339.94 км - перекресток. Поворот направо. Начало спуска.
347.10 км - мост. Поворот налево.
347.43 км - поворот направо. Начало подъема на перевал.
Каменистая горная дорога.
348.99 км - поворот направо. Зарастающая кустарником лесовозная дорога.
349.12 км - бездорожье. Фото - 38. Спускаемся к реке, чтобы поехать объездной дорогой.
350.91 км - возле моста поворот налево. Движемся вверх по течению.
353.60 км - небольшой мост. Начало подъема на перевал. Каменистая горная дорога.
355.54 км - поворот налево.
359.26 км - поворот налево.
Заброшенные шахты по добыче хрома. Фото - 39.
359.90 км - развилка. Поворот налево.
359.98 км - развилка, прямо.
363.48 км - пер.1745 м н/к. Фото - 40.
367.63 км - остановка на ночлег в ущелье недалеко от истоков р. Учурса. Фото - 41,42.
Невдалеке - заброшенные шахты по добыче хрома.
370.73 км - начало подъема на перевал. Каменистая горная дорога.
371.33 км - мост через реку.
372.91 км - мост через реку.
375.46 км - развилка. Мост через реку. Поворот налево.
375.89 км - перевал 1700 м. Фото - 43.
378.63 км - начало спуска. Коттеджи. За несколько километров до п. Позанты начинается асфальт. Фото - 44.
387.36 км - п. Позанты. Асфальт. Фото - 45.
392.72 км - участок разбитого асфальта.
401.85 км - п. Белемедик. Дорога из отсева.
404.75 км - движение по каньону. Встречаются осыпи, крупный камень, труднопроходимая каменистая горная дорога. Фото - 46,47,48.
от п. Белемедик к п. Кушджулар
от п. Белемедик к п. Кушджулар. Перебираемся через завал
415.84 км - пер.986 м н/к. Каменистая горная дорога. Фото - 49.
418.59 км - п. Кушджулар. Поворот налево.
418.63 км - поворот налево. Каменистая горная дорога.
425.20 км - поворот налево.
429.09 км - мост. Поворот налево. Асфальт.
431.43 км - поворот налево на каменистую горную дорогу.
432.43 км - очень крупный камень.
436.19 км - поворот направо. Асфальт.
437.31 км - место ночевки на краю поля недалеко от развалин крепости. Фото - 50. Местные жители предупреждают, что в окрестностях водится большое количество змей.
440.01 км - п. Чавушлу. Фото - 51. Асфальт.
440.63 км - развилка. Поворот налево.
444.61 км - п. Яныккышла.
448.34 км - развилка. Поворот направо. Асфальт.
457.88 км - разбитый асфальт.
458.48 км - п. Кабургедиги-Кёй. Асфальт.
460.23 км - кладбище. Развилка, поворот направо.
467.23 км - п. Куртукуру.
470.51 км - оз. Дарылынарыкёй.
474.42 км - п. Корусак. Фото - 52.
478.95 км - развилка. Поворот направо.
482.89 км - п. Атдаги.
487.32 км - пер.1266 м.
Сразу за перевалом п. Чамлыяйла. Фото - 53.
492.39 км - начало грунтовой дороги. Спуск по серпантину.
504.70 км - окончание спуска. Стоянка около р. Тарсус.
Высота ночевки 633 м.Фото - 54.
Утром начало подъема на перевал.
512.71 км - пер.1445 м. Каменистая горная дорога. На перевале - укатанная грунтовая дорога. Фото - 55.
520.50 км - развилка. Поворот налево.
523.10 км - п. Ялынзджа.
Начало асфальта.
528.20 км - развилка. Прямо.
530.10 км - развилка. Поворот направо.
532.60 км - п. Дейнеккёй.
539.15 км - п. Кючюк-Зиярёт.
Пер.1545 м.
539.70 км - развилка. Поворот налево.
543.40 км - развилка. Поворот направо.
546.60 км - п. Арсланкёй. Фото - 56.
550.95 км - развилка. Поворот направо. Начало грунтовой дороги.
552.11 км - лагерь на садовой террасе с видом на п. Арсланкёй. Фото - 57.
Рядом небольшая река.
552.60 км - развилка. Поворот направо. Каменистая горная дорога.
554.58 км - развилка. Прямо.
555.43 км - мост через пересохшую реку.
558.77 км - пер.1753 м. Развилка.
Поворот налево. Каменстая горная дорога. Фото - 58.
560.35 км - грунтовая дорога.
560.76 км - каменистая горная дорога.
562.72 км - развилка. Прямо.
572.55 км - п. Глауручсусу.
574.83 км - мост.
581.40 км - развилка, поворот налево.
583.16 км - развилка. Поворот налево.
584.01 км - п. Соргун.
Небольшой участок асфальтовой дороги.
585.97 км - развилка у источника.
Прямо. Каменистая горная дорога.
590.35 км - мост. За мостом поворот направо. Подъем.
594.49 км - водопад.
601.11 км - поворот налево.
Асфальт.
602.91 км - развилка. Поворот направо.
614.91 км - развилка. Прямо.
Каменистая горная дорога.
622.61 км - развилка. Поворот направо.
628.21 км - п. Эрдемли. Фото - 59.
648.44 км - остановка на ночлег на берегу Средиземного моря на территории кемпинга около п. Мердивенликую. Фото - 60.
В первой половине следующего дня полудневка.
649.73 км - руины Элеусса-Себасте.
653.39 км - замок Кыз-Калеси и крепость Кергса.
657.37 км - п. Нарлыкую.
Поворот направо. Асфальт.
659.01 км - пещ. Дженнет в Джехеннем.
660.65 км - поворот направо.
664.44 км - поворот налево.
665.54 км - дорога из отсева.
668.12 км - п. Девлет.
672.11 км - п. Алтынкум.
678.16 км - п. Куртулуш. Фото - 61.
681.31 км - песок. Купаемся в море. Фото - 62.
692.59 км - бетонные плиты. Фото - 63.
Начало курортной зоны. П. Ташуджу.
696.89 км - трасса. Поворот налево. Асфальт.
707.01 км - остановка на ночь на берегу Средиземного моря за п. Ташуджу. Фото - 64.
721.00 км - город Силифке. Фото - 65. Автовокзал. Фото - 66.
Окончание похода.
Полный походный фотоматериал можно посмотреть в интернете:
http://solver.io.ua/album361824 - фото Полины Смирновой
http://solver.io.ua/album362041 - фото Юры Касьянова
Художественный и видео отчет можно посмотреть в интернете:
bike-travel.org
3.3. Меры безопасности на маршруте
Принимая во внимание сложность маршрута и особенности страны,
были приняты следующие меры:
- при подготовке похода собраны сведения о регионе похода и его климатических условиях,
- тщательно проверена и подготовлена техника и снаряжение (заменены некоторые покрышки и камеры, каретки, перебраны втулки, установлены новые системы, кассеты, цепи, смазаны все узлы; проверена работоспособность мультитопливных горелок и навигационного оборудования),
- движение производилось в колонне по 1-му человеку, соблюдая безопасную дистанцию,
- на спусках группа двигалась с интервалом 20-30 м между велосипедистами,
- в течение всего похода выполнялись требования правил дорожного движения,
- места ночёвок тщательно выбирались исходя из погодных условий, возможности схода камней, защищённости от ветра.
Соблюдая эти и другие предосторожности, все участники прошли поход без травм и поломок.
4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
В высоком спортивном темпе пройден чрезвычайно интересный со значительными участками первопрохождения маршрут.
Поход сочетал как большой набор высоты (14663 м), так и протяженные участки горных дорог и троп, а также участки бездорожья и снега. Основной набор высоты осуществлялся по горным каменистым дорогам и тропам. Высокий темп движения на маршруте обусловлен отличной физической подготовкой участников и хорошей экипировкой.
Главными изюминками похода явились прохождение снежного перевала 3125 м, каньона "Киликийские ворота", а также посещение Каппадокии и вдп.Капузбаши в нац.парке Аладаглар.
Важно, что мы полностью вписались в запланированный перед походом бюджет.
Денежная единица Турции - турецкая лира.
Виза ставится в аэропорту по прибытии - 20 Евро или 30 долларов. Хотя формально для получения визы нужен ваучер, его не спрашивают.
Местное население в горах довольно доброжелательное, в прибрежных районах на туриста смотрят, прежде всего, как на источник дохода. В горных районах сильны мусульманские традиции: оголенные ноги не приветствуются; принято, что общаются мужчины, девушек при попытке заговорить могут просто проигнорировать.
В Турции достаточно много источников, в т.ч. оборудованных, из которых можно набирать воду для питья.
Поскольку часть маршрута проходила в безлесой зоне, для приготовления пищи использовались мультитопливные горелки, которые хорошо себя зарекомендовали. В качестве топлива применялся бензин, который без особых проблем можно купить на заправочных станциях.
В весенне-летнее время проблема колючек неактуальна; ближе к осени созревает и высыхает огромное количество растений с шипами, поэтому движение по грунтовым дорогам в осенний сезон желательно на антипрокольной резине.
Веломагазины есть во многих городах. В горных поселках не используются велосипеды, поскольку передвигаться на них физически тяжело; соответственно, нет и веломагазинов.
В турецких магазинах можно найти всё необходимое для пополнения запаса питания. Очень тяжело найти мясные продукты; а в те колбасы и сосиски, которые довольно редко имеются в продаже, добавлено очень много пряностей и специй. Чай пьется из маленьких рюмок.
В Турции очень сильно развит туризм, в т.ч. система обслуживания, поэтому в прибрежных районах большинство населения может объясниться на нескольких языках. Довольно легко снять жилье, можно и нужно торговаться.
В горных районах ситуация обратная: местные жители говорят только по-турецки, поэтому желательно иметь разговорник.
Продукты, в среднем, в полтора-два раза дороже, чем в Украине.
Ориентироваться лучше всего, используя GPS и карту. Необходимо заранее создать маршруты или треки, ориентируясь на спутниковые снимки GoogleEarth и сопоставляя их с картами Генштаба.
За последние 20 лет очень сильно увеличилась степень покрытия Турции сетью автодорог. Там, где по генштабовским картам двадцатилетней давности указана грунтовая дорога, обязательно лежит асфальт.
Асфальтом в данный момент также покрыто большинство отмеченных на советских военных картах лесных и полевых троп. Поэтому следует знать, что большинство современных лесных дорог и троп на картах не обозначены. Их лучше всего искать с помощью спутниковых снимков местности.
Лучшее время посещения - весна и осень. Следует отметить, что в летнее время в Турции очень жарко.
Подводя итог пройденного маршрута можно сказать, что Турция интересна не только сложностью прохождения, но и большим количеством живописных объектов природы и истории, возможностью организовать дневку в красивом месте.
5. Приложения
Перечень группового снаряжения
- палатки - 1 шт.,3-х местная
? 3 шт.,2-х местная
- котлы - 2 шт.,6 л
- трос - замок - 3 шт. по 1,5 м
- тент полиэтиленовый - 1 шт.,3 - 4 м
- флажки безопасности - 2 шт.
- пила - цепочка - 1 шт.
- сухое горючее - 10 табл.
- мультитопливная горелка - 2 шт.
- КПК Asus 696 - 1 шт.
- GPS-навигатор Garmin 60CSx - 1 шт.
общий вес группового снаряжения: 15,2 кг
Содержание аптечки
- бинты стерильные - 2 шт.
- бинт не стерильный - 1 шт.
- вата медицинская - 200 гр
- настойка йода 5 % - 50 мл
- перекись водорода - 50 мл
- анальгин - 10 табл.
- но?шпа - 10 табл.
- фестал - 10 табл.
- активированный уголь - 30 табл.
- флю - колд - 10 табл.
- нурофен (обезбаливающий) - 10 табл.
- пластырь бактерицидный - 10 шт.
- крем от обгорания - 1 тюбик
- мазь-бальзам "спасатель" - 1 тюбик
общий вес аптечки: 0,9 кг
Приложение ?3
Содержание ремнабора
- ключи рожковые, комплект - 1 шт.
- ключи торцевые, комплект - 1 шт.
- съёмники, комплект - 1 шт.
- отвёртки - 1 шт.
- плоскогубцы - 1 шт.
- набор шестигранников - 1 шт.
- лопатки монтировочные - 6 шт.
- переключатель задний - 1 шт.
- эксцентрики колеса передний и задний - 4 шт.
- тормозные колодки - 18 шт.
- шарики для подшипников, разные - 40 шт.
- гайки, болты, шайбы на все узлы велосипеда - около 70 шт.
- смазка жидкая и густая - около 250 гр
- тросики - 9 шт.
- ключ для спиц - 1 шт.
- спицы - 45 шт.
- велоаптечка в комплекте - 1 шт.
- запасная покрышка - 3 шт.
общий вес ремнабора: 6,1 кг
Примечание: спицы, запасные камеры, насосы взял каждый участник в зависимости от типа велосипеда.
В походе произошли поломки:
проколы камер - 30 раз
порез покрышки - 1 раз
порвана цепь - 1 раз
Смета расходов на поход
на человека на группу
- перелет самолетом Днепропетровск-
- Стамбул-Днепропетровск 2220 гр. 19980 гр.
- проезд Стамбул-Невшехир 200 гр. 1800 гр.
- проезд Силифке-Стамбул 225 гр. 2025 гр.
- страховка 50 гр. 450 гр.
- расходы на продукты 975 гр. 8775 гр.
- фотоматериалы 10 гр. 90 гр.
- ночевка в кемпинге 60 гр. 540 гр.
итого: 3740 гр. 33660 гр.
Приложение ?5
Карта района похода
Приложение ?6
Высотный профиль маршрута
6. Литература и картографический материал
1. Карты Генштаба J36-2, J36-4 (1:500 000),1990г.
2. Карты Генштаба J36-046, J36-058, J36-059, J36-071, J36-083, J36-094, J36-095, J36-105, J36-106, J36-117, J36-128, J36-129, J36-140 (1:100 000),1981-1994гг.
3. Векторная карта Турции NavCity 09.02 TKLTL by Basarsoft.
4. Отчет о походе по Турции www.isakov.narod.ru/otch/turkey1.htm
5. Отчет о походе по Турции http://www.milleniumonline.narod.ru/turkeymai2006.htm
6. Отчет о походе по Турции http://forum.poehali.net/index.php?board=22; action=display; threadid=11681
7. Киндерсли Д. Путеводитель "Турция". - М.: Астрель,2004г. - 408с.
8. Путеводитель серии "Lonely planet": Turkey. В 17 частях. - 2007г. - 562с.
9. Самоучитель турецкого языка "Элементарная грамматика турецкого языка". - М.,2005г. - 122с.
10. Кабардин О. Ф. Самоучитель турецкого языка. - М.: Высшая школа,2002г. - 184с.
11. Вимоги до складання звіту про спортивний туристський похід. Інформаційно-методичний збірник - 3 ; м. Київ, 2002 р.