(январь 2011 года)
В начале января мне удалось на 4 дня вырваться из Киева - хотелось поехать за границу. Какая граница самая близкая, но только чтобы действительно заграница была? Ну если не считать белорусского Гомеля, куда не очень-то и хотелось, то тогда ПМР - Приднестровская Молдавская республика.
Ильичевск, Одесса
Ночь на поезде, приезжаю в Одессу в 5 утра. Сначала решил посетить город Ильичевск - это один из самых ближних к Одессе городов, морской порт.
Примечателен Ильичевск не архитектурой - он современный, большая часть зданий построена при Брежневе. Интересен он тем, что по рейтингу зарплат его жителей он входит в первую десятку городов Украины. Это сильно отражается на его облике и заметно на улицах: тут повсюду огромное множество кафе, баров, клубов и ресторанов - причем все выглядят весьма неплохо и солидно. Так что среди районных городов Украины Ильичевск тянет на курорт, уж очень тут всего много.
Немало тут также магазинов, на главной улице имеется и большой супермаркет.
Было довольно морозно, поэтому прогулка в 7-9 утра по улицам была несколько смазана по впечатлениям. Однако абстрагируясь от погоды, стоило бы заметить, что центр находится на холме над морем, причем с городского парка отличные виды на Черное море. С парка можно спуститься по лесенке к берегу, где несколько кафе (закрытых, естественно) и песчаный пляж. Так что летом можно сюда приезжать вообще как на курорт, а зимой, конечно, на пляже народу было не много - кроме меня еще двое гуляли с собакой и один был мужик-гимнаст: руки-ноги врозь делал на пурге.
В общем еще утром я закончил с Ильичевском и поехал назад в Одессу. Побродил по центру, но там все как было, так и осталось. Никаких новых впечатлений для себя не получил - ведь бывал в Одессе уже много раз.
Въезд в ПМР. Формальности. О любимой регистрации
Наутро поехал в ПМР. Один интересный момент - что информатизация здесь достигла таких высот, что даже и не снились не только странам СНГ, но даже и странам Евросоюза. В компьютерах пограничников забита паспортная база всех (!) жителей республики и они по ней реально проверяют адреса, которые вы указываете в миграционной карте (если едете не в отель, а в гости).
Радостные вести о пересечении границы с ПМР - это главное, чем хочу поделиться.
Значит так, скажу вначале в чем была сложность посещения этой страны. До самого недавнего времени - до 2008 года нужно было:
1. Если едешь транзитом через ПМР из Одессы в Кишинев скажем - заплатить транзитный сбор около полудоллара, за сам факт транзита. От сбора освобождались только граждане Украины.
2. Если ехал не транзитом, а чтобы погулять там - нужно было в суточный срок зарегистрироваться в милиции. Причем в отличии от других постсоветских стран, даже если там остановиться в отеле, то отель сам не регистрировал, и нужно было идти в милицию самому. Плата за регистрацию была небольшой, но была, и кроме того, сама постановка на учет - штука гемморойная. Особенно если не иметь желания спать в отеле.
Что улучшилось сейчас? А считайте что всё! В 2008 году отменили плату за транзит - теперь проезжать через ПМР можно совершенно спокойно и бесплатно.
Также в 2008 ввели наконец-то регистрацию на границе - то есть по факту ее отменили вообще. При въезде указываете адрес гостиницы, где, мол, собираетесь останавливаться, или адрес человека, у которого хотите жить, и всё. Регистрация осуществлена! Ни в какую милицию идти не надо. Освободили от регистрации дружественные страны (СНГ), а буржуи по прежнему должны идти в милицию. Ну ничего, пускай побегают!
Единственной загвоздкой оставалось, что эта регистрация на границе была платной, хоть и не дорогой (2 доллара). И вот, запомните эту дату - 24 ноября 2010 года. Это - КРАСНАЯ ДАТА КАЛЕНДАРЯ! Именно в этот день ПМР отменило плату за регистрацию, таким образом въезд стал в республику фактически без-регистрационный и бесплатный, как для полноценного посещения, так и для транзита! Ура, товарищи! Это праздник!
Гулять, к слову, с регистрацией на границе можно по ПМР 45 суток - более, чем достаточно.
Анклав
Теперь по ПМР. Самое интересное, что есть в ПМР и что обязательно нужно посмотреть - это варницкий анклав. История такова. Когда 20 лет назад шла война между Приднестровьем и Молдавией в городе Бендеры, то в целом город Бендеры остался на территории Приднестровья, однако внутри него, в середине как бы, получился островок - поселок Варница, со всех сторон окруженный ПМР. Вообще говоря, обожаю всякие геополитические приколы, это гораздо для меня интереснее, чем смотреть на картах старых в музеях давно исчезнувшие границы мертвых государств. Что толку от мертвого? А ведь тут - история, которая является реальностью, можно пойти и пощупать её, посмотреть воочию.
Такие островки - анклавы в Европе не очень-то распространены. Они существуют, кажется, кроме ПМР только еще в Косово, где внутри албанского нового государства остались кусочки Сербии. Много таких островков в Израиле - туда еще обязательно доберемся, там израильские населенные пункты чередуются с арабскими, а в городе Хеврон есть даже улицы раздельного проживания, между улицами этими - колючка.
Но самый близкий к нам, безвизовый и легкодоступный такой анклав лежит в ПМР, так что все туда, кто еще не был!
Идти следует из центра Бендер к молдавской Варнице по улице Энгельса. Сначала идут многоэтажки, потом частный сектор, и вот... прямо на улице стоит граница, будочки пограничников и миграционный контроль. Любопытно, что на фонарных столбах по дороге туда висят предвыборные плакаты сразу обоих стран (по совпадению в Молдавии и ПМР недавно были выборы) - на одном столбе рекламы партий и депутатов двух государств - вот это сверх-демократия, вот это прикол.
Такого еще не доводилось видеть нигде.
На таможне сначала пускать не хотят. Пограничники, разглядывая мой паспорт, говорят, что этот погранпереход вроде как имеет межгосударственный статус, а не международный (то есть он предназначен вроде как только для жителей Молдовы и ПМР). Однако ввиду того, что граница не очень строгая, то удалось уговорить их, и таки меня пропустили. По ходу сдал миграционную карту, полученную при въезде с Украины, и оказался в Молдавии. С молдавской стороны будок контроля нет - ведь по молдавской версии истории Приднестровья как бы нет, и границы следовательно нет. Единственный атрибут границы - машина с ментами с молдавскими номерами. Но визуально никого не проверяют, вероятно смотрят они очень выборочно.
И вот иду дальше по той же улице, а там та же улица, казалось бы, те же дома, ан нет... Всё изменилось. Реально попал за границу. Все таблички на домах уже на латинице (в ПМР все на кириллице), аналогично и указатели, и рекламы. Дохожу до первого продуктового магазинчика. Внутри уже продается молдавская продукция, все цены обозначены в леях, и на некоторые товары в приднестровских рублях. Как оказалось, в анклаве принимают повсеместно в магазинах обе валюты - при том что в основной Молдавии расчитываться рублями ПМР нельзя, аналогично леи не берут в Тирасполе и Бендерах. Но главное, что удивляет, - насколько реально это ощущение заграницы: казалось бы район Бендер, ан нет - уже Молдавия. Продавщица с покупателями говорит по-молдавски, и ничего не понятно. А ведь в ста метрах буквально отсюда все говорят по-русски, ну во всяком случае почти все.
Пройдя с километр, дохожу до центра села Варница. Центр - небольшой пятачок, но с помпой отстроенный. Ведь по молдавским законам именно здесь располагаются молдавские власти, которые как бы управляют всем городом Бендеры и Бендерским районом. Тут здоровенный суд, районная администрация. Удивительно - под контролем молдаване эту территорию не держат, однако чиновники, которые как бы управляют, - в наличии. Наверное, это хорошая работа - ведь зарплата идет, а территории то районной и нет.
Примерно такую же липовую администрацию для Абхазии организовал грузинский президент Саакашвили на крошечном кусочке Абхазии, который принадлежал Грузии - Кодорское ущелье. Но в войне 2008 года абхазские войска заняли это ущелье и липовая администрация закончилась.
В центре Варницы - несколько административных зданий, магазин, молдавский ресторан - с виду очень приличный, в национальном стиле, памятник жертвам войны между ПМР и Молдавией. Еще один прикол там же - подземный переход. Для чего нужно было строить в банальном селе подземный переход - не совсем понятно, но для поднятия солидного статуса центра Бендерского района он пригодится.
Да, еще один примечательный момент. Если двигаться от центра Бендер по улице Энгельса на север, то Приднестровье заканчивается и начинается островок Молдавии. Это я уже описал. Но если выдвинуться еще дальше к северу (а это я и осуществил, сев в центре Варницы на маршрутку) то можно попасть... снова в Бендеры. Причем не в какой-нибудь район формальных Бендер, где нет людей, а в полноценный жилой район с девятиэтажными домами и школой. Жителям этого района чтобы попасть в центр собственного города нужно проезжать каждый день транзитом через другое государство!!!
Вот это в высшей степени интересно!
Любопытно, что существует только один пост ПМР - на выезде из основных Бендер.
На границе микро-Молдавии и северного кусочка Бендер никакого поста уже нет - таким образом туда можно попасть только нелегально, без проверки паспортов и заполнения миграционных карт. Причем обратите внимание - без каких-либо отметок в паспорте сначала я проникаю в собственно Молдавию (в Варницу), а потом все так же без отметок и проверки - в часть Приднестровья.
Все эти три части единого целого связывают маршрутки - обычные как бы городские маршрутки, являющиеся еще по совместительству международными - они пересекают государственную границу 2 раза за полчаса езды. На единственном посту ПМР маршрутки останавливают и у пассажиров проверяют паспорта - таким образом многие люди каждый день ездят на работу проходя через погранконтроль.
На маршрутке я доезжаю до самой северной оконечности Бендер (и ПМР) - до глухой мрачной промзоны - завода железобетонных труб. В маршрутке уже нет никого, кроме меня и сопровождающего меня местного жителя.
Когда доехав до конечной водитель спросил куда нам надо - мы сказали, что осуществляем своего рода автобусную экскурсию и сейчас выходить не хотим и сразу поедем назад. Лицо у водителя просто вытянулось в удивлении, он сказал что-то вроде "ни фига ж себе". Видимо, еще пока что немного туристов ездит осматривать завод железобетонных изделий в Приднестровской республике. Ну почему бы не стать одним из немногих?
Вокзалы Бендер
Бендеры-1
На обратном пути опять въезжаем в молдавскую Варницу и идем на ж/д вокзал. С вокзалами тут - особая песня. Дело в том, что у Бендер сейчас аж три ж/д вокзала, но все какие-то импотентные - неполноценные. Теперь по порядку.
Изначально, когда создавали еще до революции город Бендеры и потом его особенно масштабно отстроили в советские годы - там открыли внушительный вокзал ?дворец в сталинском стиле. Находится он очень удобно - в 10 минутах ходьбы от главной площади, считайте что в центре. Когда началась война и перестроешная заваруха, то направление ж/д, на котором он расположен, умерло, и поезда там ходить перестали. Но вокзал остался. Я его, разумеется, посетил. Любопытно, что не смотря на то, что ни одного поезда тут нет, вокзал не заброшен и даже не запущен, находится он в хорошем состоянии. Внутри работают кассы, в которых можно взять билет на любой поезд по СНГ. Внутри вокзала находилось на момент моего визита трое ментов - и больше никого вообще. Да и кто может там быть, если поезда сюда уже давно не приходят?
Вот ведь менты-бездельники! Ни одного поезда нет, пассажиров нет, а эти красавцы сидят и ничего не делают. Втроем. Друг друга охраняют, видимо. Работа у них столь же хороша, как у варницких властей - сиди, ничего не делай, а денежка капает.
Бендеры-2
Этот вокзал находится в стороне от центра, но в отличие от основного ему повезло больше, ведь он расположен на магистральной ветке Кишинев - Одесса, на которой таки имеется движение поездов. Небольшой по размерам, внутри скромный зал ожидания, билетная касса, киоск пограничного контроля. Здесь останавливаются международные поезда Кишинев - Москва и Варна - Саратов, и жители, желающие сойти в ПМР, получают тут миграционные карты и регистрацию.
Когда я посещал вокзал, внутри никого не было - оживление тут наступает только ко времени прихода этих двух поездов.
Гм, написал двух, а ведь нет - таки трех. С октября 2010 года был снова запущен после многолетнего простоя поезд Кишинев - Одесса. Раньше он ходил два раза в день, теперь - только один, но и это большой прорыв. Насколько удобнее ехать из Кишинева в Одессу на поезде, комфортно, проходя все пограничные процедуры в своем вагоне, чем торчать в автобусе на таможнях.
Бендеры-3
Этот вокзал самый новый, он появился только в 2006 году, и принадлежит вообще не ПМР, а Молдавии и ее железной дороге. История была такова. После того как оба существующих в советские годы вокзала Бендер остались в руках Тирасполя, молдаване придумали организовать свою станцию в том самом островке Молдавии посреди Бендер - в поселке Варница. И реализовали это. Построили подъездные пути, поставили навес от дождя и киоск - кассу. От Бендер-2 до Бендер-3 всего несколько сот метров, но пройти их официально нельзя - могут загрести пограничники за нелегальный переход границы. А посему нужно делать крюк по автодороге, чтобы официально пройти через КПП.
Интересно, что ж/д пути являются границей между странами - по одну сторону от путей Молдавия, по другую - ПМР. От вокзала Бендеры-3 (официально он называется, кстати, Бендеры-2, но в народе его называют третьим) отходит два пригородных поезда в день до Кишинева. Эти собаки являются чисто молдавскими - и погранконтроля приднестровцев в них нет. Еще от этой микростанции в Варницах отходят два поезда - на Москву и Петербург. Разумеется, расчитаны они не на жителей Варницы, а сделаны они с прицелом на население ПМР. Поезда эти проходят всю Молдавию от Варницы через Кишинев и на север, на Окницу. Скорее всего, от Варницы отправляются какие-то прицепные вагоны, а поезд целиком формируется уже дальше, в молдавской столице.
На так называемом вокзале Бендеры-3 (реально там жесткая промзона, а не вокзал) не было никого. Единственный находящийся там человек в будке был.....кем? Правильно, милиционером. Делать ему было совершенно нечего, из-за этого он меня "забрал" к себе в будку и начал с пристрастием допытывать. Кто такой, зачем и почему... Спросил в том числе и о молдавской регистрации (которую отменили).
Ну, отменить то отменили, а поностальгировать по хорошим временам ментам ой как хочется. Ведь это самая хлебная статья во всех законах, она позволяет грести без разбору всех людей вообще, ничего не совершивших. Паспорт у меня проверили по каким-то спискам, спросили о наличии судимости (ответил коротко: "Судим не был"). После 10-минутного разговора мент попустился и признался, что он сидит тут в будке сутками и делать ему нечего, одно развлечение - телевизор. А зарплата идет, ловить некого - какие преступники на пустующем полустанке. И чтобы оправдать как-то факт своего существования перед начальством, ему нужно написать рапорт, что мол, г-н... был проверен и отпущен. После чего он записал мои данные в свой блокнот и пожелал счастливого пути.
Через десять минут после того, как я вышел из будки молдавского мента, я уже пересекал границу ПМР вновь - вокзал находится как раз возле границы. Снова по второму разу получил миграционную карту и бесплатную регистрацию.
Крепость
Есть в Бендерах и официальная достопримечательность - большая турецкая крепость, с сохранившимися башнями, бойницами, высокими стенами и рвом для воды. Крепость, как и всё тут, имеет свою особенность - внутрь ее пройти нельзя, так как на территории находится военная часть (забраться можно лишь на некоторый кусочек территории, но я и пробовать не стал). Гораздо интереснее осмотреть крепость снаружи - но большинство приезжающих в Бендеры не делает и этого, так как не знает, где нужно подступиться к крепости. А чтобы пройти к ней с самого козырного места, откуда можно делать фотографии, нужно пролезть по узкому лазу между стеной крепости - военной части с одной стороны и колючей проволокой - охранной зоной моста с другой стороны. Короче, все хитро там.
Но результьтат того стоит - крепость прекраснейшая, одна из лучших в этих местах.
Прочие интересности Бендер
Триумфальная арка и мемориальное кладбище
Совсем недавно в 2008 году тут построили Триумфальную арку. Учитывая, что оригинал такого сооружения я видел в Париже не далее чем весной, то могу сказать так - сравнивать, конечно, на полном серьезе было бы странно, однако по форме новая арка напоминает ту самую. Несомненно, будучи в Бендерах осмотреть ее стоит. Находится она кстати, как и Варница, не в центре, а сильно в стороне от него - места надо знать.
Арка создана в честь победы русских воинов над турками и взятии крепости, и приднестровских воинов над молдавскими агрессорами.
Возле арки 2 года назад было основано мемориальное военное кладбище, на котором захоронены солдаты и офицеры всех периодов истории Бендер с 18 века до наших дней. Кладбище новое, и является тоже несомненной достопримечательностью города.
Здесь жили Карл XII и Мазепа
Интересно, что село Варница - часть города Бендеры, кроме своего анклавного положения известно еще следующим. После того, как Петр Первый в битве под Полтавой разгромил шведского короля Карла XII и его союзника - предателя России гетмана Мазепу, они бежали из Полтавы не куда-нибудь, а в Бендеры... И поселились как раз в Варнице, которая через 300 лет станет геополитическим феноменом. Карл жил тут несколько лет, а потом уехал в другие походы, а Мазепа тут и скончался и был собственно в Варнице похоронен.
В честь шведского короля и украинского гетмана здесь были воздвигнуты две стеллы. Обе они стоят рядом - маленькие и невзрачные. Все это находится в глухом частном секторе, рядом с брошенной хатой с развалившейся крышей. Места в общем совсем не туристические, а ведь могли бы быть... Шутка ли, сам шведский король тут жил. Кстати, в честь короля названа улочка, ведущая к стеллам.
Картина немного сюрреалистическая - представьте себе десяток простеньких домиков, примитивные заборы из проволоки, под ногами - грязюка, об асфальте тут и не слышали, и табличка - "улица Карла XII". Вот такие парадоксы.
Прочие интересности Бендер
На въезде со стороны Тирасполя, у реки Днестр - целый ряд прикольных и интересных объектов, связанных с войной за независимость против Молдавии. Здесь и памятник - бронетранспортер на постаменте, и вполне действующий БМП у моста - пост миротворцев, монументы в честь погибших, флаги и прочее. Также поблизости находятся памятники, посвященные осаде и взятию турецкой бендерской крепости русскими войсками в 18 в.
В центре Бендер сохранилось немного царской застройки в типичном для югов стиле - одно- и двухэтажные домики, не слишком выдающиеся, но очаровательные по своему. Немало таких можно увидеть и в Кишиневе, в Одессе, Измаиле и Николаеве.
В прошлом мне доводилось тут бывать в 2000 году, и конечно контраст с воспоминаниями сильный. Тогда, честно говоря, город на меня произвел гнетущее впечатление - экономический упадок и разруха были значительными, на многих домах сохранялись следы от снарядов, все магазины были по-советски убогими.
Теперь во многом ситуация улучшилась - в центре открылся хороший супермаркет, появилось пару больших весьма стильных кафе, и с десяток попроще. Всюду масса современных магазинчиков с хорошим ремонтом, которые, конечно, сильно оживляют пейзаж. Однако инфраструктура в общем пока находится в паршивом состоянии, видно, что экономический упадок после распада СССР, остановки предприятий и войны еще не преодолен.
Особенно хорошо тут гулять не сейчас, зимой, а летом - а лето тут практически начинается с апреля и продолжается до октября. Тогда можно побродить тут и по паркам, и по набережной Днестра - увы, зимой это не лучшее занятие.
В целом на исследование Бендер у меня ушел целый день.
Тирасполь
Тирасполь - столица Приднестровья, и как и везде в бывшем СССР деньги стекаются со всей страны именно сюда. Если в Бендерах еще остались недостроенные со времен СССР многоэтажки, то тут таких уже не осталось - во всяком случае я не увидел ни одного. По словам местных их потихоньку все достраивали и вот, наконец, достроили. Освещается город гораздо лучше Бендер, центральный гулятельный проспект так и вовсе шикарно. Асфальт на улицах более-менее хороший, магазинов много, всюду процветает торговля.
В центре сохранилось совсем чуток старой царской застройки, но основа города - 9-16 этажные дома брежневского времени. В целом можно сказать что Тирасполь более современный город по сравнению с Бендерами, и более упорядоченный, ухоженный и современный. Ехать сюда нужно не за стариной, а наоборот - за современностью, чтобы посмотреть все атрибуты нового маленького государства, существующего пока только 20 лет.
Самые приколы тут - большие рекламные щиты на улицах. На одном изображен на фоне башен Кремля здешний президент Смирнов с Медведевым - два вождя жмут друг другу руки. Точно такой же плакат с местным президентом и Медведевым я видел совсем недавно этой осенью в Душанбе. Казалось бы, сколько тысяч километров отделяют Приднестровье от Таджикии - а как всё похоже.
Еще один веселый плакат - с тремя президентами полупризнанных республик: Сергей Багапш (Абхазия), Эдуард Кокойты (Южная Осетия) и Игорь Смирнов (ПМР) жмут одновременно друг другу руки, как три мушкетера в известном фильме.
Есть тут также рекламный плакат партии "Единая Россия" с медведем, плакаты "Единство Приднестровья - единство с Россией". Самое оригинальное - тут имеется общественная приемная Жириновского. Интересно, как часто Владимир Вольфович проводит там приемы. Имеются портреты почетных житилей города, на первом месте - президент, на третьем - бывший мер Москвы Лужков.
Еще немало символики по всему ПМР с поздравлением с двумя победами сразу: "65 лет победы в Отечественной войне,20 лет победы в войне за независимость ПМР".
Удалось найти также консульство Российской федерации. Как оказалось, пораспрашивав местных, почти все жители ПМР имеют кроме своего приднестровского паспорта (похож на российский или советский - лично подержал в руках) также заграничный другой страны. Большинство имеет паспорт или России, или Молдавии, некоторые - обоих этих стран. Украинские паспорта кое у кого есть, но у меньшинства - Украина ведет очень пассивную внешнюю политику, и паспорта особо не предлагает. Поэтому все берут себе паспорта других стран. Заграничного ПМР-овского паспорта не существует. В Молдавию здешние граждане могут выезжать с молдавским внутренним паспортом (их выдают тоже в соседних с ПМР населенных пунктах), в Украину - с заграничным молдавским или российским.
У Днестра имеется небольшой пляж, набережная, и пешеходный мостик через реку, с которого хорошо любоваться окрестной природой. Любопытно, что с одной строны реки - самый центр, белый дом, главная площадь и памятник Суворову, а с другой - вообще ничего, переходишь мостик и можно сразу ставить палатку.
Из культурного досуга тут можно сходить в исторический музей (в Бендерах также в музей войны ПМР), в театр - большое реконструированное здание, китнотеатр.
Отдельного упоминания достоин спортивный комплекс "Шериф" - сюда ездят как на отдельную достопримечательность посмотреть. Всё построено с нуля: теннисные корты, бассейн, стадион - лучший на территории не только ПМР, но и Молдавии, каток. Единственное, что из-за кризиса не успели достроить - пятизвездочный отель, он стоит временно законсервированный.
Слободзея
Малопримечательный город, по большому счету делать там нечего. По сути это длинное село киолометров на шесть, в центре - церковь 1804 г., немного пятиэтажек, скромный парк.
Днестровск
Посимпатичнее, город энергетиков, при ГЭС. Немного побродить тут вполне приятно.
Транспорт
Самый интересный транспорт ПМР - троллейбус. Кроме городских маршрутов, тут имеется и междугородний, связывающий Тирасполь с Бендерами. По пути троллейбус проходит несколько сел. Любопытно, что большая часть троллейбусов дарится стране Россией и Белоруссией, все старые машины, которые списываются в городах этих стран, везут сюда. Из-за этого троллейбусов в ПМР много и ходят они часто.
На многих машинах видны следы от прежних владельцев: так я лично узрел в одном салоне надписи над дверьми "Уваход", "Выхад", а возле кабины водителя висели "Правила пользования городским транспортом в г. Минске". Ручкой сбоку было приписано "... и в ПМР". Таким образом, здесь полностью согласились с белорусскими правилами проезда.
Проезд между прочими городами ПМР - на микроавтобусах. В отличие от соседней Молдавии проезд тут не хаотичный, а строго упорядоченный: все автобусы отправляются только от автостанций и по расписанию. Даже такие часто ходящие рейсы как Тирасполь - Слободзея (в час-пик раз в 6 минут) все равно указаны в расписании, на каждый рейс можно купить билет в кассе. Кассир и диспетчер имеются повсюду: даже в Днестровске и Первомайске.
По воде далеко не уплывешь - в Тирасполе летом можно только покататься на прогулочном кораблике. Сейчас он стоит на приколе на набережной.
Итоги
Финансовые итоги поездки таковы. На транспорт на поезда Киев - Одесса и Одесса - Киев (плацкарт) ушло 59 и 57 грн. = 116 грн. (7 + 7 долларов = 14). Как видим украинские поезда по прежнему являются самыми дешевыми в мире (из приличных поездов без бомжей, для справки - расстояние ок.650 км между Одессой и Киевом на поезде). Ура украинской ж/д!
Для проживания можно порекомендовать в Тирасполе относительно недорогой отель "Аист" - находится прямо у главной площади, на набережной.2-местный номер с горячей водой и советским ремонтом стоит 300 местных рублей (30 дол.), с евроремонтом - 450 и 600 руб. (45 и 60 дол.). В Днестровске отель "Нистру" в 5 минутах ходьбы от автовокзала вообще супердешев:5 долларов за одноместный, и 7 долларов за 2-местный.
* * *
Все езжайте в Приднестровье! Это микро-государство Европы ждет вас! Там очень хорошо. ПМР - добро пожаловать, bine ai venit, ласкаво просимо!
Коментарі
.
retivoy replied on #
Спасибо. Очень полезная и познавательная информация.