Хорошо то, что хорошо кончается...

Вы когда-нибудь падали с крыши 5-ти этажного дома? Не стоит. С крыши и мне не приходилось, а вот со стены на скалодроме возле с.Дениши Житомирской области... Ребята, видевшие место падения, говорят, что высота примерно пол-
веревки, т.е. метров 17-20. Несколько метров пологой части выше стены и "выкат" под ней я не считаю - они, как и дерево, растущее по стеной, скорее спасли мне жизнь. Хотя так ли это - одному Богу известно...

9 сентября 2002 года - встречаю в метро Олега - то да се, как горный сезон да как сходили. Вдруг под конец разговора он, сделав странное выражение лица, выдал: "Знаешь, в воскресенье парень в Денишах убился - по твоему примеру сходил в туалет ночью..."

В мозгу все поплыло..., вспомнились последние мысли, когда беспомощно катился к обрыву: "Только бы не вылететь вниз... там, дальше, просто...там очень высоко..."


А дело было так.

Часть первая. Полет.

Осенью 2001 года мы с напарником Лешей готовились к осеннему "Экстрим-марафону" - усиленно бегали, лазили. Впрочем, трасса, по нынешним меркам, тогда была быть не очень серьезная - около 35 км пересеченки, на которой расставлены различные технические этапы.

Ну вот, наконец-то на старте, в Денишах. Одиннадцать вечера. Темно. Сразу возле автобуса Коля - тренер и руководитель нашей секции - предупредил: вы туда (пальцем в сторону обрыва скалодрома) не ходите, вы туда (в противоположную сторону) ходите - а то бывают случаи. Ну, мне-то здесь не впервой - знаю где и чего.

Надо сказать, народу съехалось на марафон - тьма ! На верхних стоянках, над скалодромом, стать было некуда - палатки так плотно примыкали одна к другой. Поэтому сходить "по ветру" в лесок, в безопасную сторону, являлось весьма и весьма нетривиальным делом - обязательно за растяжку чьей-то палатки зацепишься. Впрочем, вечером сходить удавалось относительно успешно. А утром...

Проснулся с мыслью: "Ох уж мне эти вечерние чаевания :-(" - из палатки вылазить не хочется, на часах только пять, поспать еще бы,
но что поделаешь. Вылажу в курточке и кроссовках на босу ногу. Брр... Свежесть осеннего утра - на улице еще совсем темно. Но глаза постепенно привыкают - начинают вырисоваться контуры окружающего мира: палатки, палатки, деревья, палатки, палатки :-(.

Вспоминаю вечерние прогулки в лесок ... не-е, не хочу. Лучше в сторону обрыва - тут 10-15 шагов - только аккуратно, не свалиться бы. А, вот и обрыв вырисовывается на фоне сереющего неба - а до него даже дальше, чем я предполагал... Так, что это - какие-то камни пошли... йо! :-((!!)) ... подскользнулся на камне - и вот качусь... Успевает проскочить мысль: "Только бы не вылететь вниз... ".
Лечу. Инстинктивно группируюсь (страх перед падениями исчез еще на секции борьбы), удара не почувствовал - в голове как будто выключатель сработал, искра какая-то - и все.

Очнулся в каких-то кустах. Первая мысль - что-то прохладно, спальник старый стал, совсем не греет. Пытаюсь залезть в спальник - просыпаюсь. Ба! Где я? В голове смутно всплыло происшедшее. Реализовав намерения, ради которых вылез ночью из палатки, двинулся вверх, к стене. Именно двинулся - иначе это назвать было трудно - спина ели разгибается. На четвереньках прохожу пару метров. Стоп! Что это в моей руке? Кроссовок! Слетел во время падения. Пошарил вокруг другой рукой - нашел пару. Обулся. Продолжаю движение. Стоп! Уперся в какой-то камень. Подымаю голову: на фоне сереющего неба, где-то там, высоко, колышутся ветви кустарника. Стена вертикально уходит вверх. Осознаю происшедшее. Мама! Пугаюсь не на шутку - сотрясение мозга как минимум, должен быть сломан позвоночник, руки, ноги,... - мысленно ставлю себе диагноз. Но я же почти хожу :-)!??

Мысль дойти до спусковой тропы отбрасываю сходу - не могу четко определить, где она - справа или слева. Да и каждый шаг вызывает весьма неприятные ощущения. Позвать на помощь? Как-то не удобно - руки-ноги целы, чего людей будить? Впрочем, зову. Да, за перегибом все-равно ничего не слышно. Надо ждать до утра.

Устраиваюсь на кучке опавших листьев возле лежащего на земле бревна. Пытаюсь уснуть. Кажется, на какое-то время выключаюсь. Опять холодно. Надо нагрести по-больше листьев под себя. Встаю и... хватаюсь за дерево рукой - жуткое головокружение, рвота... "Нет, надо сесть...не все так благополучно...нужна помощь." Замечаю, что невдалеке, под стеной, что-то сереет - похоже на клеенчатый палаточный тент. Направлено кричу в его сторону: "Помогите! Помогите!.... Да ё-
маё, помогите-же, вашу мать!" Последнее воззвание достигает цели. От палатки отделяется светлячок фонарика.


 -   Кто здесь! В чем дело?

 -   Я со стены упал.

Луч фонарика направляется мне в лицо... непереводимая игра слов...
 -   Ходить можешь?

 -   Могу.

Опять непереводимая игра слов -что-то типа: "Ни...фига себе!" Не без помощи доползаю до палатки. Чем-то обрабатывают лицо... теплый спальник (!)...

Снаружи голос Андрея - хирурга по специальности - мы с ним жили вчера вечером в одной палатке. Громко кричу:


 -   Это я, Андрей! Сюда!

 -   Привет. Что с тобой? Я проснулся, как и договаривались, в семь, смотрю, - тебя нету. Пошел вниз за водой. Встретил ребят - они говорят кто-то из ваших побился. Как ты? Ходить можешь?

Опять демонстрация возможности встать в полный рост. Теперь ощущения еще хуже.
 -   Лежи.

Пришли ребята: Андрей, Коля, Леша, Антон, Боря, Юра, ... Посадили на плечи и понесли. На подъеме чувствую, как им тяжело - пытаюсь сказать, что пойду сам. Диалог примерно такой:


 -   Ребята, да ладно, я сам могу, просто придержите меня, я сам выйду.


 -   Ты что, вдруг у тебя позвоночник сломан!

 -   :-) Да, ладно, я же ходил немного, если бы был сломан - ни шага не сделал бы.

 -   Угу, в шоковом состоянии и не такое делают.

Пауза. Да, думаю, шок затянулся.

Наверху более тщательный осмотр.
 -   Здесь не больно?


 -   Нет.

 -   А здесь?

 -   Нет.

...

"Вроде ничего не сломано," - констатирует проводивший осмотр Андрей.- "Но признаки сотрясения мозга - налицо."

Часть вторая. Врачевание.

Дома. Понедельник. Третий день после падения. Идем (!) с отцом к невропатологу. В лифте встречаем соседа.


 -   А, эти молодые.. :-).


 -   Что такое - - это отец.

 -   Да они как выпьют, сразу драться лезут.

 -   Нет, он упал.


 -   ?

Реакция соседа на вид моего лица типичная. Сплошной синяк - иначе не назовешь. Невропатолог тоже улыбнулась, сделала несколко магических пассов молоточком:


 -   Никакого сотрясения нету. Работаешь, учишься? Ладно, придешь в четверг - а то с таким лицом на люди показываться...

Меня прорывает:


 -   Да Вы что! Я 20 метров летел. Выгляните в окно - кабинет невропатолога как раз на пятом этаже - вот с такой высоты летел!


 -   Значит, ты катился.

 -   :| ?? Катился? По воздуху? Да если бы я за стену зацепился хоть чем - я бы здесь уже не сидел.

Выхожу от невропатолога ни с чем. Впрочем, в этот же день отец договорился - завтра в Октябрьской больнице мне сделают томографию.

Результаты томографии. Читаю... "МР-признаки локальной субдуральной геморагии слева, патологических изменений головного мозга не выявлено." Короче, ушиб головного мозга. Утешает только вторая фраза и самочувствие, которое с каждым днем улучшается.

Но что мне делать с этими результатами-то? Лежу дома. Уладил по телефону все дела с работой, институтом. Недели через две уже довольно резво хожу, только умственный труд немного утомляет. Несколько раз заезжал на работу. Все. Пойду в поликлинику, к невропатологу - пусть она мне больничный закроет и результаты томографии в карточку вклеит.


 -   Так, что тут у нас? Подожди, я когда тебе говорила прийти? Две недели назад!
 -   Две недели назад я не мог передвигаться самостоятельно.

 -   Нужно было вызывать терапевта.

Решаю, что спорить глупо и бесполезно.
 -   Не нужен мне Ваш больничный. Но свои выводы вы впишите в карточку. Да-да, сюда. Ага. Чуть не забыл - вот этот листик (протягиваю результаты томографии) вклейте, пожалуйста, туда-же.

Читает. Глаза плавно приближаются к очкам по размеру. Опять молоточек, опять магические пассы. Не, не получается у нее со мной чего-то. Ей бы попроще чего-нибудь. На морских свинках потренироваться. Выписывает, немного погодя, направление к нейрохирургу.


 -   Ваши снимки. Та-ак. А что тут у Вас в заключении?

Опять осмотр при помощи молотка. Скоро мои колени, кисти и другие места, по которым стучит молоток, привыкнут и перестанут реагировать на внешние раздражители.


 -   С такой травмой только на стационар. Три недели.

 -   ? Но я уже две недели отлежал! Правда, дома. Ну, могу еще недельку полежать.

 -   Вот и полежите. В больнице.

Не знаю зачем, но соглашаюсь. Ему виднее. Знал бы, что будет дальше - не-е-е, ни за что не согласился бы.

В больнице опять молоточек, анализы и всякая другая чепуха, связанная с укладыванием меня в это заведение. Порадовала только женщина, делавшая мне рентген черепа (головы, в смысле).


 -   Так, положите голову левой стороной, прекрасно... Все.

 -   Как, ведь в направлении написано и с другой стороны тоже ?

 -   Не надо это тебе, сынок, я же вижу, все в порядке, не надо.

Последний анализ (Мама родная, зачем я на него согласился? Никогда не соглашайтесь. Что бы вам эти врачи не говорили. Томография, только томография. Никаких хирургических вмешательств и анализов.). Пункция спинного мозга. Шприцом эдаким прокалывают вам спинной мозг и берут оттуда жидкость, которую анализируют на предмет наличия в ней следов крови. Если следы есть - значит, было кровоизлияние в мозгу.

Сама процедура не очень приятная. Ничего, мы потерпим. Но вот последствия... За всю мою прошедшую жизнь ни до ни после падения меня так не болела голова. Если хотите ощутить как, сделайте пункцию. Через 10-12 часов будет эффект. Словами передать невозможно.

Три дня в больнице протекли почти незаметно, на фоне сильной головной боли. Соседи попались мирные, спокойные. Главное - давали спать по ночам и днем. Ж... Плохо стало на третий день. В палату поселили эпилептика, которому 4 раза в сутки ставили капельницу на 2 часа. Капельница - это ничего, чего - это его стоны и охания - в первую ночь в палате не спал никто.

После бессонной ночи мне стало еще хуже, чем сразу после пункции (не говоря уже о том, почти забытом отличном самочувствии, в котором я прибыл в больницу). Надеялся отоспаться днем. Тогда я еще не знал, что капельницу приносят 4 раза в сутки :(

Вечером звоню домой и просто требую, чтобы меня отсюда забрали. Показателен разговор отца в ординаторской.


 -   Я забираю сына домой. Ему здесь стало только хуже. Своего лечащего врача он видел только один раз - во время поступления в больницу.

 -   Нет, его нельзя забрать. Без врача это сделать нельзя.

Представляю себе еще одну бессонную ночь в больнице. Нет!

...

Две недели дома ушло на то, чтобы голова перестала болеть. Еще две недели восстанавливался до того самочувствия, которое было, тогда, когда имел неосторожность согласиться лечь на стационар. Зато приобрел ценный жизненный опыт, могу поделиться: не падайте, не травмируйтесь и уж точно не попадайте в наши больницы :(, - ни под каким предлогом :).

Часть третья. Вместо послесловия.

Конечно-же, не стоит воспринимать критику нашей медицины слишком буквально.
Классных специалистов и просто хороших людей среди врачей гораздо больше,
чем недоучек и гм... не очень хороших людей. И именно этим хорошим врачам
(особенно хотелось бы поблагодарить специалистов Октябрьской больницы и
Военного госпиталя "Старый капонир") я обязан своим выздоровлением. Спасибо
ВАМ за помощь, за хорошее отношение и просто человеческое участие!

Коментарі

Підписатися на Коментарі для "Хорошо то, что хорошо кончается..."