Лекция "Планирование подготовки группы к горным походам"

Вопрос планирования подготовки очень многогранен. Как и сама подготовка. Ведь само понятие - достаточно субъективно. Кто-то будет считать, что подготовка измеряется справкой о предыдущем походе, а для кого-то показателей тренировок в барокамере будет мало. Потому мы рассмотрим те вопросы, которыми можно измерить уровень. А так же постараемся вывести те необходимые аспекты, которые напрямую влияют на подготовку. И, по возможности, дадим описание необходимой подготовки с аргументацией, почему же именно так нужно готовить группу и участников.

В первую очередь речь идет о подготовке к именно горным походам.

Система вполне может подойти и к другим видам туризма. Но заточена она в первую очередь под горы - и имеет соответствующие особенности. Хотя подобный подход - достаточно многофункционален, и его можно перенимать для подготовки, например, к пешеходным маршрутам.

Во вторую очередь, нужно сказать, что речь идет о спортивных путешествиях в горах. Т.е. мы рассматриваем именно спортивный туризм в рамках определенных правил. И даже походы первой и второй категории мы считаем спортом, хотя, возможно, участниками он таковым может и не восприниматься. Тем более, походы высших категорий, мы рассматриваем как вершину спортивной лестницы. Хотя, на самом деле, это всего лишь определенная ступень развития спортсмена (группы). Достигнув которой, дается возможность относительно безопасно раскрыть свой потенциал в горах.

В третьих нужно сказать, что речь идет о подготовке именно участников походов. Без привязки к конкретному уровню руководств или общему уровню спортсмена (который зависит во многом и от руководств).

Вся система подготовки делится на нескольких аспектов. Мы опишем только часть из них. Но это не говорит, что список на этом исчерпывается. Нет.

С повышением уровня, аспектов становится все больше. И задача тренеров, инструкторов и самих спортсменов находить эти аспекты и работать над ними.

Сейчас мы рассмотрим несколько важных аспектов, которые поддаются тренировке, и их достаточно легко "измерить". Это:
1. Общетеоретические знания (связанные с туризмом)
2. Подготовка лагеря
3. Индивидуальная техническая подготовка
4. Техническая подготовка группы
5. Физическая подготовка
Отдельно можно было бы выделить психологическую подготовку и т.д. Но это темы достойны гораздо более серьезного труда. Во многом субъективного.

Потому мы этот вопрос рассмотрим в составе общетеоретической подготовки.

Наверное, каждый из аспектов заслуживает многотомных описаний. И на сегодня существует в большом количестве разрозненной литературы. И мы надеемся, что в будущем все будет описано именно с точки зрения туризма. Наша же задача - перечислить тематику, для того что бы дать ориентиры как готовиться.

Так же не было целью расписывать физическую подготовку, т.к. она имеет свою специфику и достойна отдельного материала на более квалифицированном уровне.

Так же подготовка подстраивается под уровень походов, которые предстоят группе (участникам). Фактически мы разделили походы разных уровней на три группы:
1. Начальный (н.к. - 2.к.с.)
2. Средний (3-4к.с.)
3. Высокий (5-6к.с.)
В зависимости от уровня меняется подход к подготовке. Если на начальном уровне идет большой набор знаний по строго определенной тематике, то при подготовке среднего уровня, объем нового материала существенно уменьшается.

И в то же время наращивается "глубина" знаний - идет отработка уже имеющихся знаний. При подготовке же походов высокого уровня, идет оттачивание мастерства спортсмена в каждом навыке, и отработка командного взаимодействия.

Как итог, мы имеем таблицу, в которой перечисляются необходимые темы подготовки для определенного уровня в каждом аспекте подготовки. См. Табл.1

Само по себе перечисление тем важно. Но куда важнее принципы, которыми необходимо пользоваться при реализации системы подготовки. Только придерживаясь этих принципов можно рассчитывать на то что любая система будет работать.

1. Уровень подготовки
Каждой категории сложности похода, соответствует определенный уровень подготовки. Наличие справки о походе, или удачное его прохождение, не является достаточным показателем уровня. Хотя это и необходимое условие. Это значит, что пройдя поход определенной категории, необходимо получить знания и навыки соответствующие данной категории сложности похода. Даже если в данном походе часть навыков или знаний не пригодилось. Уровень подготовки соответствует категории похода в целом.

Особенно это актуально для процентников, участников, переходящих между разными группами, для групп, которые планируют походы в районах, отличных от предыдущего.

2. Накопление опыта
Выход на более высокий уровень, подразумевает получение знаний и отработку навыков, соответствующих предшествующему уровню. Нельзя говорить о более высоких материях, если предыдущий уровень не усвоен.

3. Что считать полученными знаниями
Само по себе прослушивание лекции на заданную тему или проба выполнить тот или иной технический прием, не является свидетельством наличия необходимого уровня у участника. По факту - это только знакомство с темой и не более. Свидетельством наличия знаний может быть только правильное их использование. При этом желательно в ситуации, которая для участника неожиданна.

Т.е. получение теоретических знаний должно быть проверено в условиях, далеких от идеальных. Только в таких ситуациях можно проверить усвоен ли материал.

То же самое касается практических навыков. Усвоение техприема никогда придет от одного раза "на пробу". Свидетельством полученного навыка может быть только стабильный показатель при использовании его в нестандартных условиях. Конечно, сложно в городе получить идентичность условий тем, что встретятся в горах. Но это можно компенсировать сложностью и неожиданностью заданий, цейтнотом времени, соревновательным моментом. Именно потому на помощь тренировкам навыков приходит соревнование, даже при всей условности заданий.

4. Потеря навыков
Нужно сразу сказать, что отработка навыков должна быть регулярной.

Иначе навыки ослабевают. Особенно это актуально для спортсменов, ходящих походы высокого уровня. Которые зачастую перестают заниматься саморазвитием, и от того уровень организации и прохождения походов может деградировать. Даже при повышении категории сложности.

5. Независимость от конкретного похода, группы или района
Подготовка строится под требования походов в высокогорье. И обязана включать те аспекты, которые присущи другим районам.

6. Запас прочности
Подготовка строится из расчета того, что бы участник или группа имели достаточно навыков в случае ошибки при прохождении части маршрута. И вынужденного прохождения участка маршрута сложностью на категорию выше, чем требуется. Это необходимо из соображений безопасности, как перестраховка на случай ЧП. И не дает права повышать сложность похода, основываясь на самомнении, что уровень группы и так высокий.

7. Набор знаний
Некоторые знания могут не пригодится в походах начальных категорий.

Но обучение этим навыкам необходимо начинать заблаговременно, т.к. в то время, когда они понадобятся на обучение уйдет неоправданно большое время. Например: ориентирование или работа с веревкой.

Таблица 1. План тематик подготовки в зависимости от уровня походов и аспектов подготовки.

этапк.с.техника личнаятехника команднаязнаниябыт
Начальныйн.к.1. выбор индивидуального снаряжения1.установка лагеря
2.груповое снаряжение2.Костер
3.организация похода3.Горелка
4.распределение ролей в группе4.Дежурства
5.тактика движения группой5.Упаковка рюкзака
6.медпомощь при простейших травмах и заболеваниях
7.медпомощь при ожогах
11.Перемещение по осыпным склонам1.Подъем по организованым перилам1.безопасность в горах1.Выбор места лагеря
2.Перемещение по снежно-ледовым склонам небольшой крутизны2.спуск с перилами по склону (в т.ч. По вертикальному)2.Выбор специального личного снаряжения2.Установка лагеря в плохих погодных условиях
3.Самостраховка ледорубом3.Переправа через реку стенкой3.Продуктовая раскладка3.Дежурство с горелками
4.Самозадержание на с-лд склоне4.Переправа через реку с периламиГорный рельеф4.Подготовка продуктов
5.Подъем и спуск по перилам5.переноска легкого пострадавшего4.Страховка на рельефе, ее виды5.быстрые сборы
6.работа с веревкой (бухты, узлы, маркировка)5.самостраховка на снежно-ледовых склонах6.отдых и самоконтроль на биваке
6.Страховка на скалах, в т.ч.7.Перильная страховка
8.Страховка на переправе и выбор места переправы
9.лавинная опасность
10.медпомощь при обморожениях
11.медпомощь при простейших травмах и способы транспортировки
12.Состав аптечки, работа медика, индивидуальная аптечка
13.Что такое горная болезнь
14.Основы ориентирования по топокарте
15.психология группы и дисциплина
21.Перемещение по скальным склонам1.Организация перил на склоне1.безопасность в разрезе опасностей на каждом рельефе1.Установка лагеря на леднике
2.Перемещение по снежно-ледовым склонам2.Организация переправы через реку (кроме навесной)2.Организация страховки2.Плохие погодные условия (гроза, пурга и т.д.)
3.Организация динамической страховки на любом рельефе3.Подъем провалившегося в трещину3.Построение маршрута
5.Одновременная страховка в связке4.Спасработы с помощью полиспаста4.переправы
6.Организация страховочных станций5.транспортировка пострадавшего5.тактика спасработ в местах с небольшой автономностью (1-1,5 дня до людей)
7.Самовылаз по перилам, в том числе из трещины6.Оказание медпомощи при травмах
7.график акклиматизации
8.Состав аптечки, индивидуальная аптечка
9.знание объема каждой должности в походе
10.классификация в спортивном туризме
11.написание отчета
Средний31.Перемещение по скальным склонам1.Прохождение 3-5 веревок перил подряд. Командная тактика1.Командная тактика преодоления препятствий1.Организация кухни в высокогорье
2.Перемещение по ледовым склонам (перемещение на передних зубьях)2.Умение в команде пройти переправу с перилами2.Горный рельеф. Ледники2.весовая культура рюкзаков
3.Организация страховки на любом склоне3.Транспортировка тяжелого пострадавшего9.Транспортировка тяжелого пострадавшего
4.Перемещение по перилам сложном рельефе (нависания, перестежки)10.Оказание медпомощи при серьезных травмах
5.умение организовать транспортировку пострадавшего11.подбор снаряжения
12.Ориентирование
13.круглогодичная система тренировок
41.умение ходить первым на любом рельефе1.Прохождение командой протяженных склонов со страховкой и перилами - более 5 веревок1.Ориентирование
2.Умение самостоятельно организовать работу группы2.Прохождение командой переправ
3.Транспортировка пострадавшего
Высокий51.отработка имеющихся навыков1.командное взаимодействие конкретной группой1.Оказание первой медпомощи с конкретной аптечкой1.Организация бивака конкретной группой
62.совершенствование техприемов2.отработка спасработ конкретной группой2.Разработка маршрута
3.Подбор снаряжения

Как можно увидеть в таблице, уровень обязательных знаний очень велик на начальном этапе обучения. Фактически именно тогда формируются навыки и база знаний. И именно в этот период важно не упустить частей подготовки. Потому что уже сложившемуся спортсмену очень сложно переучиваться.

Уровень походов начинается с некатегорийного похода. К которому не определяется каких то особенных требований. Но он очень важен именно для усваивания простейших навыков, связанных с организацией и бытом в походе. А в походах первой и второй категории сложности объем знаний достаточно велик, хотя может быть не востребован.

В походах среднего уровня отпадает необходимость в получении такого большого пласта знаний. Зато идет больше практических навыков. Которые необходимо отрабатывать. Но это не говорит о том, что учиться не нужно.

Фактически, начиная с походов четвертой категории, больший упор идет на отработку конкретных заданий конкретной группой. И повышение индивидуального мастерства только повышает общий уровень группы.

Тем не менее, в походах высокой категории, существует достаточно большой объем навыков, который ежегодно нужно поддерживать на необходимом уровне. У нас он свелся к перечислению этих тем - см. Таблицу 2. Она может быть расширена или сужена в зависимости от конкретного похода. Но примерный перечень будет актуален почти всегда.

Таблица 2. Перечень навыков, требующих ежегодной поддержки на нужном уровне.

Объем ежегодных тренировок
1Хождение на кошках
2Лазание по скалам
3Лазание по льду
4Работа связки с одновременной страховкой
5Действия связки при проваливании в трещину
6Действия группы при проваливании одного человека в трещину
7Самовылаз по перилам и действия сорвавшегося (провалившегося в трещину)
8Организация станций на снежно-ледовом рельефе
9Сдерг ледобуров
10Организация станций на скальном рельефе
11Прохождение протяженных склонов по перилам (вверх, вниз)
12Работа при отсутствии слышимости и прямой видимости
13Динамическая страховка (чурка, срывы)
14Организация переправы вброд при течении
15Организация навесной переправы
16Переноска пострадавшего
17Переноска тяжелого пострадавшего
18Спуск и подъем пострадавшего на сложном рельефе
19Установка лагеря
20Кухня и горелки
21Проверка снаряжения
22Оказание первой медпомощи
23Знание маршрута, всех препятствий

Конечно, все эти задания желательно проводить в условиях, близких к реальным. Но нужно понимать, что не всегда это реально. И потому, даже имитация условий очень полезна, и должна быть заменой того, что невозможно получить в месте проживания участников похода.

Весь этот перечень занятий требует больших затрат времени. Потому фактически подразумевает под собой организацию круглогодичной циклической подготовки постоянных команд и клубов.

Организовывать занятия обязаны тренера и инструктора с необходимым уровнем подготовки. Не редко это бывают руководители групп, которые кровно заинтересованы в удачном походе. Но так же это могут быть и люди "извне группы". Но проверку знаний лучше отдавать на откуп людям с достаточной квалификацией, но не связанных с группой (инструктора, судьи соревнований, члены МКК). Это необходимо для непредвзятой оценки знаний и постановки заданий, которые участники могут не усвоить, а просто зазубрить. Но окончательное решение о том брать или нет участника в поход, и ответственность за него, несет руководитель группы в конкретном походе.

В заключение необходимо сказать, что система подготовки может быть налажена, люди могут ходить на занятия. Но если при этом не будет походов, сами занятия теряют всякий смысл. Потому - удачных все походов в хороших и подготовленных группах.

Данный материал не является догмой или истиной в последней инстанции, а направление в построении подготовки. Весь описанный тренировочный процесс частично или полностью уже много лет действует и приносит плоды в виде хороших походов. В разные годы объемы подготовки могли меняться, но принципы оставались неизменными в разных группах. Основой методики является то, что проще вести профилактику, чем лечить уже имеющуюся проблему.

Підписатися на Коментарі для "Лекция "Планирование подготовки группы к горным походам""