Паспорт перевала Космонавта Добровольского
Район | Хребет, массив, река | Название | Высота | Категория трудности | ||
лето | зима | межсезонье | ||||
Центральный Памир | Хребет Академии Наук | Космонавта Добровольского | 5570 | 3А |
Местонахождениев хребте, отроге, реке: Находится в хр. ВысокийТанымас между в. М. Танымас и в 5814
Что связывает: лед.Медвежий- лед.Высокий Танымас
GPSкоординаты: 38°38'39.50199996'' N72°15'21.024'' E
Кем назван, когда, в честького (чего), что означает: Назван в честь космонавта Добровольского
Общее время прохождения: отм.н. в мульде лед. Медвежий до м.н. на лед. Высокий Танымас 11ч 38мин
Время, затраченное на подъем: 8:53
Время, затраченное на спуск: 2:45
Время движение с одновременнойстраховкой: 1ч 40мин
Время движения с попеременнойили перильной страховкой: 9ч 58мин
Организованно точек страховки:19 станций
Категория сложности: 3А
Условия, при которыхизменяется категория сложности: нет
Возможные опасности и мерыбезопасности: со стор лед. Медвежий есть опасность лавин, ледовых обвалов,обрушения карнизов. При прохождении необходимо выбирать путь максимальноудаленный от возможных опасных мест. Проходить желательно в утрение часы, дотого как склон осветит солнце. При проходении также есть вероятность срывов насн-лед склон. Неоходимо выбирать технику движения и страховки соответвующуюсостоянию склона и навыкам группы.
Рекомендуемое специальноеснаряжение на группу: каски, ледорубы системы по количеству участников,веревки из расчета 1 веревка на 2-3 человека. Ледовое снаряжение - ледобуры(пропорционально количеству используемых веревок). Снежное снаряжение (пикеты,якоря, лопаты). Станционные петли.
Возможные и рекомендуемыеместа ночевки: лед. Высокий Танымас, Мульда лед.Медвежий, полка на гребне отрога в. Малый Танымас
Описание прохождения
Перевал Добровольского представляет собой седловину междув. 5814 на востоке и в. Малый Танымас на западе. Путь из цирка прямо кседловине идет по масштабному ледовому желобу. На самой седловине имеетсякарниз в направлении мульды лед Медвежий. Ниже него есть несколько разломов, втом числе большой ледовый выход перекрывающий 2\3 перевального взлета. Судя повсему, мы видим следы обвала части этого льда, которые унесли с собой и снег сосклонов. Соответственно в нижней части подъема лавинныйвыкат из спрессованного снега и большие куски льда. Подъем прямо в лоб имеетсреднюю крутизну порядка 35гр. Он вероятно лавиноопасный и есть вероятностьледовых обвалов и разрушения карниза. Более длинный, но более безопасный путьна перевал идет по гребню в. Малый Танымас. Он не лавиноопасен, но на гребнебольше снега и ветер. Чтоб попасть на гребень необходимо пройти 1\3 подъема поосновному пути, а затем свернуть вправо и траверсом выйти на большуюпрактически ровную полку на гребне. Вэтом месте можно устраивать при необходимости бивак.
Для прохождения мы выбрали путь через отрог вершиныТанымас, который более длинный, но безопаснее. Проходить взлет перевал мырешили за один день, поэтому заночевали у начала подъема.Это дало нам возможность понаблюдать за склоном перевала и отдохнуть.Дополнительным плюсом такой тактики была возможность проходить нижнюю частьсклона рано утром, когда снег смерзшийся, и вероятность лавин, обрушениякарнизов и льда минимальная.
День 16. 16.08 Пер. Космонавта Добровольского
Выходим из лагеря в 5:20. За 40 мин набираем 200м высоты ивыходим на уровень полки на гребне. Всю эту часть пути стараемся держатьсяправее походу чтоб не находится под ледовым разломом. Движемся в связкаходновременно. Склон покрыт плотным снегом, поэтому зубья кошек держат оченьуверенно даже в местах, где наклон склона значительный. Для выхода на гребеньнадо пройти 30м вверх (R1-R2) и еще 100м траверса (R2-R3-R4). Проходимих по перилам. На второй веревке пересекаем небольшой заснеженный бергшрундперед выходом на гребень. Еще пол веревки траверса со спуском (R4-R5) и мы наполке на гребне. Последние две веревки снег очень глубокий, рыхлый. Станцииорганизовываем на пикетах, снежны якорях, лопатах и ледорубах. Общее время отначала подъема до выхода на гребень 2 часа.
На гребне нас встречает сильный ветер. Это заставляет насутеплится. Прямо от полки начинаем подъем по гребню. Первые 100м подъемкрутизна 35гр (R5-R6-R7). Провешиваем 2 веревки по глубокому снегу. Далее гребеньнемного выполаживается до 25гр (R7-R8). Здесь можно было б идти одновременно, но таккак группа распределена по станциям, легче провесить еще одни перила. Дальшесклон опять становится круче. Подъем идет по кулуару с ледовыми краями (R8-R9). Здесь какпромежуточные точки можно использовать ледобуры. Длина кулуара 15м, крутизнасклона 45гр. Станции ниже и выше кулуара по прежнему на снегу. Следующую веревку провешиваем поледовому склону 40гр вдоль вертикального ледового разлома (R9-R10). Дальше склон становится положе 30гр.Провешиваем еще однуверевку (R10-R11) и выходим на уровень перевала.
Отсюда на перевал можно попасть двумя способами - вверхчерез вершину Малый Танымас. Для этого надо навесить еще 2 веревки по снегу ивероятно еще две по разрушенным скалам. Весь путь просматривается от станции R11. Путь поскалам выглядит не сложным. По описаниям спуск с вершины к перевалу снежный ине представляет трудностей. Но этот вариант требует дополнительного набора высоты. Второй вариант - идти траверсом под склонами вершины с тем, чтоб выйти прямо на перевал. Мы выбираем второй вариант и проходим еще одну веревкутраверсом (R11-R12) под скалы вершины. Отсюда становится видно, что если мыне хотим сбрасывать высоту дальнейший траверс должен идти по разрушенным скалам залитыми местами льдом. Длина траверса до перевал порядка 100-150м. У нас нетууверенности в возможности организовать надежную страховку на этом траверсе -скалы нам кажутся ненадежными, а достаточного количества льда нету. Поэтому решаем спуститься в кулуар и подняться на седловину по снегу. Для того чтоб попасть в кулуар нам приходится провесить одну веревку на спуск(R12-R13) по осыпи ильду и еще одну веревку по льду траверсом (R13-R14). Выйдя вкулуар, начинаем подъем прямо к седловине (R14-R15). Стараемсяпридерживаться правой части кулуара, т.к. здесь нет карниза. В кулуаре много снега.На подъеме тропим по пояс в снегу. Консистенция снега такая же, как вверху пер.Наука. Снег не утаптывается, а только съезжает вниз, увлекая человека за собой.Эти последние 50м подъема были для нас трудоемкими. Последний участник вышел на седловину в 14:15.
Итого на подъеме провешено 12 веревок. Еще 300 метровпройдено с одновременной страховкой. Прохождение всего подъема заняло у нас 9часов.
Седловина перевала практически ровная неширокая. На северона обрывается крутым склоном с карнизом,.На юг склон положе, но постепеннонабирает крутизну спускаясь в цирк. Тур на скалах в. Малый Танымас.
Спуск начинаем в 50м от седловины. Первую веревку вешаем понекрутому склону 30гр (R16-R17). Она выводит нас над бергшрундом. Снег на спускеглубокий, такой же рыхлый как и на подъеме. Точки страховки делаем на пикетах,якорях и лопатах. Но даже они плохо держат в этом снегу. Даже когда человек стоит сверху пикет норовит уйти вниз вместе с толщей снега. Стараемся ставить побольше точке на станцию и не собирать много человек на одной станции.Последний участник первую веревку проходит с нижней страховкой. Бергшрун дперерезает весь склон от края до края. Сбоку он достигает высоты 3-4м. Поцентру же он всего 2 м, но его верхний край немного нависает. Бергшрунд засыпан снегом поэтому сложности его преодоление не представляет. Провешиваем полверевки наклонным, траверсом чтоб подойти к удачному месту пересечениябергшрунда (R17-R18), делаем промежуточную станцию. Вторую половину веревкивешаем напрямую через бергшрунд (R18-R19). Сдергиваем ледорубным крестом. Связываемся и идем внизпо лед Высокий Танымас. Тропежка глубокая, но вниз идется легко. Местами наклонсклон поднимается до 30гр. спускаемся на 800 метров и на выполаживании становимся на ночевку.
Вернуться к Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Памиру, 2010 г