Пик Советских Офицеров, 6233 м, по ледопаду западного склона и северному гребню

Пик Советских Офицеров, 6233 м, - первопрохождение маршрута. Предлагаемая к.с. 3А тур./4А альп. комб.

ПЕРВОВОСХОЖДЕНИЕ: группой под рук. С. Стрыгина, в рамках лыжного похода зимой 1988 г [8] по южному гребню с пер. Сауксай Высокий .

ОПИСАНИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ (с правобережной морены ледника западного склона вершины):

Маршрут от бивака 5200 на правобережной морене до вершины можно разбить на 3 участка:

1) бивак 5200 - ледопад - бивак 5725 (штурмовой лагерь). Протяженность участка - 2-3 перехода. Сложность ледопада - 2А. Крутизна незначительная. Средняя до 15-20 градусов, локально до 30. Движение одновременно в связках (закрытый ледник).

2) Бивак 5725 - гребень. Протяженность: 3 участка по 50-80 м крутизной ок. 30 градусов с выполаживаниями между ними. Движение в связках одновременно на подъем, на спуске провесили одну веревку перил на участке с наименьшим количеством снега (жесткий лед под тонкой коркой снега).

3) Гребень. Участки 1- III к.тр. на высоте 6100-6233м

  • Участок 1-2: 40 м II к.тр. - траверс крутого скального склона (с запада от гребня).
  • Участок 2-3: 50 м I- II к.тр. - простой снежно-ледовый гребень.
  • Участок 3-4: 50 м II к.тр. - комбинированный гребень, местами его траверс с западной стороны.
  • Участок 4-5: III к.тр. - скальная стенка 15 м. Проходится дюльфером. Оставлены перила на обратный путь.
  • Участок 5-6: 40 м III к.тр. - комбинированный гребень, прохождение жандарма в лоб, дюльфер с него на гребень в сторону вершины. Оставлены перила на спуск.
  • Участок 5-7: 15 м I- II к.тр. - комбинированный гребень, выход на вершину.

C бивака на правобережной морене ледника западного склона выходим в 8:30 - до этого времени пережидали внезапно налетевший снеговой заряд. Выходим на лед, одеваем кошки, связываемся. Ледник через 200 метров становится закрытым. Трещин много, но они легко обходятся. За три перехода лавируя преимущественно по центру ледника проходим его наиболее разорванную часть и здесь около 12 часов становимся на бивак в мульде у основания неявно выраженного широкого снежного ребра выводящего на северный гребень вершины фото СО7.

Дата 31.08.2011

С бивака выходим в 8:00 - холод космический. Мы на западном склоне, соответственно солнце за гребнем и сюда придет не скоро. Да и сколько там того солнца? Вчерашний снежный заряд предвещал наступление осени. Погода терпимая - небо затянуто, и дует не по детски, но хоть видимость есть.

Двигаемся короткими переходами по 20 минут и такими же короткими привалами. Несмотря на одетую пуховку и утепленные верхонки не жарко даже в движении, а приваливаться надолго не хочется вообще. Склон крутой, ок. 30 градусов, но практически весь покрыт густым частоколом невысоких, ок. 10-15 см кальгаспор, которые очень удобны как ступени. Около 10:30 выходим на гребень. На восточную сторону свисают хорошо угадывающиеся карнизы, потому стараемся идти ниже предполагаемой линии их отрыва с приличным запасом. Около 50-100 м вдоль гребня и шара заканчивается - нас ждет первый участок скал (уч. 1-2). Проходим его траверсом, местами выходя на линию гребня и закладывая веревку за выступы. Хух, вроде снова полегче - достаточно удобный для движения снежно-ледовый гребень (уч. 2-3) : на восток как и прежде карнизы, хоть и поменьше, но западный склон не слишком крут, так что его траверс дается легко. За ним опять скалы (уч. 3-4) - идем ниже линии гребня, выступы здесь выглядят вполне монолитно, страховка через них внушает надежду в завтрашний день. Стоп! После спуска лазанием с невысокой (2 м) ледовой ступеньки выходим на полку (точка 4). Отсюда уже видна вершина, но, похоже, здесь начинается и самое интересное. Сначала 15 м дюльфера вниз на гребень. Веревку крепим за выступ. На гребне - станция на двух бурах (точка 5), как и прежде титановые ирбиса крутятся лишь до половины (жесткий зимний лед), поэтому крутим ?буржуйские? буры - они идут как в масло. Еще один бур в качестве промежутка перед вылазом на жандарм. Но здесь надо быть осторожным - кажущийся широким гребень на самом деле шириной в ступню. Вправо (на запад) крутой обрыв, влево (на восток) - ажурный карниз, через дырки в котором отлично видна километровая пропасть.

Последний перед вершиной жандарм (фото СО12) следует проходить в лоб. Невыраженный внутренний угол забит снегом, на поверку оказывающимся таким же ажурным и непрочным. На вершине жандарма на выступе делаем промежуточную станцию, т. к. с него следует еще приспуститься 2-3 м в сторону вершины. Эта же станция будет использована позже для спуска с горы.

За жандармом на гребне станция на буре (точка 6). Отсюда для психологического равновесия вешаем еще 15 м до вершинного тура, за выступ возле которого и крепим перила.

На вершине собираемся около 13:00 всей группой (фото СО13.1). Долго балдеем, фотографируемся, пишем записку. Около 14:00 начинаем спуск. С вершины до точки 4 перила провешены, дальше решаем вешать перила до точки 1 - чувствуется усталость, да и на снимание веревок надо время, за которым и прячется время на провеску.

На спуске с гребня к биваку на крутом участке с тонким слоем снега почти без кальгаспор вешаем 50 м перил - времени у нас достаточно, а безопасности это явно прибавляет.

В 17:00 спускаемся к штурмовому лагерю на 5725.

Дата 01.09.2011

С бивака выходим в 7:30. Небо покрыто свинцовыми тучами, того и гляди всыпет. За один переход сбегаем к биваку на 5200. Здесь переобуваемся, снимаем лишнюю одежду и системы. За 20 минут спускаемся по гребню морены к повороту ледника на юг. Решаем в долину ручья Снежного спускаться не по руслу (там очень скользко!), а по осыпи правого его борта выше русла. Главное - не забирать слишком вправо, держаться неподалеку от русла, иначе есть риск выскочить внизу на скальные сбросы.

В 11:30 становимся на обед у слияния ручьев из-под пика Советских Офицеров и из-под перевала Москвичей (Хрустальный) (?8 на карте [7]). В 13:30 выходим и к 15:00 спускаемся до заброски на Боз-Байтале. После быстрого раскидывания ее по рюкзакам проходим еще один переход вверх по течению к нашей стоянке от 28-29.08.11, прямо напротив которой и переходим Боз-Байтал на правый берег, намочив ноги едва выше щиколоток - холодно, периодически идет снег, поэтому воды в реке очень мало.

Координаты бивака 5200 на прав. морене зап. склона: 38°25'58.11"N 73°16'52.27"E

Координаты бивака 5725 в мульде выше ледопада: 38°25'40.21"N 73°17'36.82"E

НЕОБХОДИМОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: системы, кошки, ледорубы каждому. В зависимости от тактики движения может понадобиться по 3 ледобура за участника. Рекомендуется иметь комплект закладок, несколько крючьев и пару расходных петель.

ВЫВОДЫ: Логичный и вполне доступный акклиматизированной ?пятерочной? группе маршрут. Соединение его с ?классическим? маршрутом (с перевала Сауксай Верхний по южному гребню) открывает красивый двусторонний перевальный путь (ориентировочно 3A-3Б к.с.), из долины р. Боз-Байтал в долину р. Сауксай.

 

Ф. 91 (СО1) Пик Советских Офицеров. Вид маршрута в Google Earth
Ф. 91 (СО1) Пик Советских Офицеров. Вид маршрута в Google Earth
Ф. 92 Обход устьевого каньона ручья, вытекающего из-под пика Сов. Офицеров и пер. Хрустальный
Ф. 92 Обход устьевого каньона ручья, вытекающего из-под пика Сов. Офицеров и пер. Хрустальный
Ф. 93 (СО2) Вид маршрута на пик Сов. Офицеров из д.р. Боз-Байтал. Кружком обозначено расположение штурмового лагеря 5725
Ф. 93 (СО2) Вид маршрута на пик Сов. Офицеров из д.р. Боз-Байтал. Кружком обозначено расположение штурмового лагеря 5725
Ф. 94 (СО3) Предвершинная часть северного гребня пика Сов. Офицеров с разбивкой по участкам
Ф. 94 (СО3) Предвершинная часть северного гребня пика Сов. Офицеров с разбивкой по участкам
Ф. 95 (СО4) Вид на маршрут с вершины пика Сов. Офицеров. Обозначены биваки 5200 и 5275
Ф. 95 (СО4) Вид на маршрут с вершины пика Сов. Офицеров. Обозначены биваки 5200 и 5275
Ф. 96 (СО5) Ледопад западного склона с бивака 5200
Ф. 96 (СО5) Ледопад западного склона с бивака 5200
Ф. 97 (СО6) Группа в ледопаде
Ф. 97 (СО6) Группа в ледопаде
Ф. 98 (СО7) Штурмовой лагерь 5725 и вид на широкое снежно-ледовое ребро, выводящее на гребень
Ф. 98 (СО7) Штурмовой лагерь 5725 и вид на широкое снежно-ледовое ребро, выводящее на гребень
Ф. 99 (СО8) На участке 1-2 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 99 (СО8) На участке 1-2 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 100 (СО9) На участке 2-3 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 100 (СО9) На участке 2-3 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 101 (СО10) Группа на полке у точки 4. Высшая точка гребня со снежно-ледовым карнизом на заднем плане - вершина пика Сов. Офицеров
Ф. 101 (СО10) Группа на полке у точки 4. Высшая точка гребня со снежно-ледовым карнизом на заднем плане - вершина пика Сов. Офицеров
Ф. 102 (СО11) Спуск дюльфером на участке 4-5 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 102 (СО11) Спуск дюльфером на участке 4-5 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 103 (СО12) Прохождение участка 5-6 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 103 (СО12) Прохождение участка 5-6 сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 103.1 (СО13) Группа на вершине пика Сов. Офицеров
Ф. 103.1 (СО13) Группа на вершине пика Сов. Офицеров
Ф. 104 (СО14) Вид на сев. гребень с вершины пика Советских Офицеров
Ф. 104 (СО14) Вид на сев. гребень с вершины пика Советских Офицеров
Ф. 105 (СО15) Пропасть с востока от сев. гребня пика Сов. Офицеров
Ф. 105 (СО15) Пропасть с востока от сев. гребня пика Сов. Офицеров

Отчет о о горном походе V категории сложности по Восточному Памиру (хребет Музкол), 2011 год

Підписатися на Коментарі для "Пик Советских Офицеров, 6233 м, по ледопаду западного склона и северному гребню"