Сейчас 23:00, 27 апреля 2006 года. Сижу на вокзале в городе Адлере. Банкомат с кофе продал мне чёрный напиток сомнительного качества, который я уже почти употребил. Тонизирующие свойства подвигли на написание сего труда.
25 апреля, после комфортной и очень гостеприимной вписки у Гусара в Донецке, выходить на трассу впервые за 7 месяцев не хотелось. Видать оброс неким, глазу не видимым, жирком. И всё же, после некоторых метаний по обменникам, в 3 часа дня выполз на трассу. Далее смена машин происходила молниеносно. Запомнился пожилой драйвер таксист из Новошахтинска, который, как только я покинул маршрутку города Антрацита, поинтересовался, не надо ли мне в Россию. Я сообщил что надо, но предпочитаю передвигаться автостопом. Денег он не требовал и любезно дожидался, пока я совершал таможенные формальности. Далее, идущая на Москву Волга с остроумным (как ему казалось) водителем кавказцем закинула меня на трассу Е115.
До Ростова ехал на иномарке с драйвером, который решил застопиться, заприметив рюкзак. Сам в походы по горам ходит. Классный парень! Велел Абхазии передавать привет!
Около часа не стопиться ничего. Наконец-то останавливается микроавтобус "бычок" с двумя заблудившимися связистами. Довезли до Ботайска.
Тупо по указателям (для автомобилей!!!) делаю круг почёта по эстакаде километра в три и возвращаюсь почти на тоже место, с которого пришёл. Матерясь, иду дальше. Через пару километров вижу знак "Краснодар прямо" и выхожу к базарчику, заправке и прочей дорожной бурде работающей круглосуточно.
Уже полночь. Стопить почти нечего. Иду ставить палатку. Что интересно: сам процесс её постановки в лесопосадке ночью для меня не является приятным, но стоит только погрузиться в это корявое однослойное строение, как наступает чувство полной защищенности и покоя.
Шесть утра - подъём! Первое применение примуса в походных условиях. Зачёт! Кофе было очень кстати! (ред. Больше на этой трассе он мне ни разу не понадобился).
На двух машинах уезжаю в Краснодар. Драйвер на Газели рассказывает об ужасах этой трассы: авариях и т.д. И правда - памятников вдоль дороги много. С развязки забирает опять же газелист с двумя высшими образованиями. Хороший дядька. Вывез меня за пост Адыгеи, чем, вероятно, уберёг от ГИБДДшного внимания, а оно не всегда приятно. Погода начинает портиться окончательно.
За постом со мной знакомиться паренёк, который задаёт обычные вопросы, типа кто я и откуда, на которые мне неохота отвечать первому встречному, поэтому бормочу что-то невнятное. На вид он был молод, раскосые глаза, цивильная одежда (типа местный тюлень). Знал бы я, как тесно нас свяжет дорога.
Тогда я не придал значения этой мутной беседе и отправился искать более удачную позицию. Проходя плотину через р. Кубань, предъявил документу постовому менту и кого-то застопил до Адыгейска. Разверзлись хляби небесные и стало совсем мокро и холодно. Благо дождевиков было аж два. На остановке заприметил того же раскосого (обрусевшего корейца) паренька. Он угощает меня, только что купленным в ларьке, печеньем. Некормленый с утра желудок даёт команду наверх и сердце оттаивает.
Оказалось, что он едет в Сочи автостопом из Волгодонска. Из вещей у него только джинсовая курточка, лёгонький гольф, светлые брючки, летние туфли. Пенсионное удостоверение и зажигалка. Одежда на нём. В Сочи он едет искать работу на стройке. Очень удивило, что чердак у человека не течёт, одежда, не смотря на второй день пути чище чем у меня и вообще добрый открытый и пушистый. Предложил дальше ехать вместе. Хотя и лишний груз мне был не нужен, я не отказался.
Застопили дядьку до поста возле Лермонтово. Начался серпантин, горы. После дождя, ветра, мокрых джинсов и чвакающих кроссовок в тёплом салоне морило в сон. Драйвер не возражал, так как был не намерен вести беседу. На посту стопим крутой легковой Крайслер до Туапсе. По трассе неожиданно заканчиваются горы и неожиданно Джубгой открывается море, как нечто очень красивое, о котором только и разговоров на небесах. Ночь настигла нас около поселения Шипси. Возник вопрос о ночлеге. В горах, на серпантине, поставить палатку оказалось проблематично из-за особенностей рельефа, но это не главное. Наличие спальника успокаивала меня, но беспокоила судьба Дениса, который бы на такой погоде даже в палатке околел бы и до Сочи уже не доехал. Надо было куда-то вписать хотя бы его. Поскольку, более-менее научными приёмами вольных путешествий владел только я, пошёл опрашивать охранников пансионатов (благо все пансионаты впритык). На третьем убедился в бесполезности сего занятия.
Пошли искать вписку в частном секторе. После двух неудачных, но обнадёживающих попыток просто иду на выход из посёлка, любуясь звёздным небом. Стало совсем спокойно почему-то. Неожиданно для себя решаю вызвать хозяев из последнего дома 51. Только на третий Денисов вопль: "ХОЗЯЕВ-А-А!" показался армянин, который, задумавшись над тем, куда бы нам кинуть кости, в результате ведёт в комнатку для отдыхающих (летом), где нет отопления, НО есть свет, четыре кровати и куча одеял с подушками. "Это люкс!", - сказал Денис, измученный поездкой. Я не мог с ним не согласиться. Хозяин принёс нам чайник с кипятком, чем окончательно погрузил нас в нирвану. Набив содержимым бич-пакетов желудки, мы завалились спать, благодаря Бога за всё.
Утром, 27го апреля в семь часов я проснулся и понял до чего же стрёмно сейчас на трассе - шёл ливень. И я спал до десяти.
Очень всё же сложно передвигаться на отрезке Туапсе - Сочи. Почти никто не стопиться, а кто стопиться, едет на 3-5 км.
Пройдя стопом километров 20, я отдал Денису часть ништяков и пожелал удачи. А то печенье, которым он меня угощал, он выменял на наручные часы!
Жопа встретила меня в посёлке Солоники, где я часа 3 безрезультатно стопил и окончательно отчаявшись, даже пошёл выбирать место для ночёвки. Однако дождался своего драйвера, который на Волге с электропакетом довёз меня до Адлера.
Сейчас сижу на вокзале. Пока строчил эту телегу наступило завтра и видимо пора покемарить, склонив голову над рюкзаком. Жаль, что за окном дождь, а у меня однослойная палатка.
Завтра планирую вторгнуться в Абхазию. Хочется верить, что дождь не испортит настроение, которое очень позитивное и не помешает посетить озеро Рица, столь желанное и пока ещё далёкое.
P.S. Был шмон по полной программе на посту при въезде в большое Сочи. Искали наркотики. Не хамили. Убедившись в лояльности, отпустили.
Надпись на одном из поворотов серпантина: "Сегодня изменишь завтра, вчера не изменишь никогда". Умно как!
28 апреля 2006г. 11:47
Утром пересёк границу с Абхазией. К абхазам претензий нет, а вот менты на пешеходном переходе развели на сто рублей. Хотели 400! Разводили тупо, без задоринки. Кто будет пересекать границу утром (в начале их "трудового" дня) будьте бдительны!
Ночь не спал, но нервы уже немного успокоились, ибо сижу возле Голубого озера и пишу эти строки. Абхазы, которые меня сюда подвезли, торгуют вином для едущих на Рицу туристов и за 50 рублей фотографируют их с совой. Угощали вином. Вкуснотища!
Жду машину на Рицу. Скоро придётся выбираться на Н.Афон, но это быстро, а потом домой.
29 апреля 2006г. 21:05
Сижу на вокзале в Сочи.
Продолжая предыдущее повествование, хочу добавить, что машину на Рицу я дождался. Это был КАМАЗ груженный буковым деревом. Драйвер Эдуард, человек почтенного возраста отвозил дерево для дров на озеро. По дороге туда я невообразимо пёрся от красоты кавказских гор. Это вам не Карпаты. Одно слово - КАВКАЗ!
Эдик рассказывал, как подвозит туристов и как они дарят ему всякие вещи на память.
Озеро Рица действительно клёвое, но не менее хороши и события, сопутствующие его посещению. По прибытию на место Эдик ждал кран, который выгрузит бук. Местные труженики ещё пока закрытых кафе пригласили его отобедать. Эд сказал. Что я с ним и так я попал на кавказский обед. Обед состоял естественно из шашлыка, макарон с аджикой (до чего же она вкусная!) и вина+и чачи. Накушался я от пуза! Попробовал сухое вино. После отменного полусладкого, которым меня угостили на Голубом озере, это было нечто другое. Тогда то я и понял, почему не люблю вина. Магазинное вино - маздай! Абхазское вино - фарева! Вкус словами не опишешь. Одним словом - настоящее вино.
Двумя стаканами я ограничился, дабы не потерять лица, да и спать уже начинало хотеться сильно. Всё же всю ночь без сна на холодном адлерском вокзале.
Эдик выгрузил бук и поехал, прихватив меня, на бывшую сталинскую дачу, а нынче дачу абхазского президента и высшего российского руководства, которая находится по другую сторону озера. Въезд туда закрыт для простых смертных, коим автостопщик Ёж на тот момент не являлся. Пока загружались стволы елей, осмотрелся: вертолётная площадка, одноэтажные строения зелёного цвета, внутри всё в стиле 30х годов прошлого века. Далее я залез в кабину и через 40 минут обнаружил себя спящим на рюкзаке.
Загрузка прошла успешно и мы, прихватив парня по имени Рафаэль, отправились вниз. Живёт Эдик в Гудауте. По дороге Эд прихватил свинячий окорок за 80 рублей и повёз меня к себе домой. Встретила нас Лариса, его жена.
Что сразу бросается в глаза в Абхазских городах, так это поствоенная атрибутика: многоэтажки с выбитыми, забитыми фанерой окнами, беспорядочно заплетёнными проводами, брошенные дома и хозяйства. Жуть!
Частный дом Эдуарда находился в состоянии неоканчивающегося ремонта. Функционирует только летняя кухня и две жилых комнаты. Хозяйка накормила меня острым харчо и налила нам по рюмке местного самогона. Во ядер! Потом все пошли смотреть Поле чудес. Через пол часа (в девять вечера) я распаковал спальник и вырубился на диване.
Утром, продрыхнув до восьми, сытно позавтракал чаем с вареньем и переписал их адрес. Жаль, что после войны почта так и не начала работать как надо. Племянник Эдика отвёз меня на трассу.
Застопил автобус до Нового Афона. Он находиться в очень красивом месте. Красивый корпус. Хотя тоже "обласканный" войной и разрухой. Особых впечатлений не оставил (повидал я по Украине замков и крепостей). Классный водопад, однако. Продавец сувениров из глины, Тимур (г. Сухум) долго рассказывал про особенности своей продукции, после чего сделал скидку на побрякушку, которую я уже подарил. Дальше отравился в Псоу. Застопил УАЗик. После разговора с водителем о своих странствиях он предложил помочь материально и поднял меня аж на 200 рублей. Учитывая, что оставалось 150 рублей, довольно ощутимый приход. Высадил в Гудауте.
Следующий драйвер ехал в Пицунду, о которой я много слышал, но которая не входила в мои планы. Так почему бы и нет?! Высадил он меня возле собора. Представившись автостопщиком с Украины, попросил скидку на вход (вход 30р.), в результате прошёл даром. Купол был в лесах, но всё равно понравилось! Особенно внутри, где девушка играла на рояле. Акустика фантастическая!
И всё же Пицунда - это набережная. Синее прозрачное море, ахеренные виды на горные перевалы засыпанные снегом, пальмы, закрытые но не разграбленные корпуса домов отдыха. Возле ресторана идёт активная торговля сувенирами. Купил карту Абхазии за 50 рублей и флаг-наклейку за 20.
Из Пицунды трафика нет. Единственная возможность уехать, это на набережной вписываться в туристскую машину. Либо просить маршрутчиков довезти до основной трассы. По пути я рассказывал газелисту на маршрутке про автостоп и кавказское гостеприимство и уехал с ним до Гагры. Из Гагры до Псоу долетел быстро, без проблем перешёл границу и покинул эту благодатную землю.
Из весёлого до Адлера доехал на попутке с драйвером у которого бола голова и стал на самую херовейшую позицию: куча маршруток, тюленей, ментов. Но идти дальше некуда. Трасса скоростная. Через 40 минут застопилось Рено, молодой драйвер которого, объяснил, что уже видел меня, когда ехал забирать машину из ремонта. Так я отправился в Сочи. По машине и по внешнему виду было понятно, что человек он обеспеченный. Саша уточнил в какой район мне конкретно надо. Объяснил, что в тот, где есть трасса на Туапсе. Я твёрдо решил брать машину прямо туда и больше не телипаться по серпантину. "А тебе не проще будет на электичке доехать?" - спрашивает. Говорю, что, мол, денег нет, автостопщик я.
- Да ладно, куплю я тебе билет!
Далее всё происходило как во сне. Приехали на вокзал. С трудом припарковались. Саша пошёл смотреть расписание электричек. Плохое, как ему показалось расписание.
- А из Туапсе, как думаешь добираться?
- Ну, через Краснодар, Ростов...
- А тебе не проще напрямую в Украину взять билеты?
- !!!
Идёт в справочную. Уточняет расписание. Покупает мне два билета до Киева в КУПЕЙНОМ вагоне с пересадкой в Ростове. Ничего, говорит, что из Ростова будет верхняя полка? Да нет, нормально, отвечаю я в предкоматозном состоянии. Даёт ещё 500 рублей на развитие, извиняется за то, что спешит и, оставив визитку, уезжает.
До поезда 4 часа. Пошёл, поел пиццу, выпил пива. Поверить в реальность происходящего не могу. Денег на кармане больше чем было в начале пути (500 рублей). Периодически проверяю наличие билетов, убеждаясь, что не сплю.
За полтора часа до отправления поезда, в полночь, когда было уже описано всё вышеизложенное и начал проходить шок, вижу в зале ожидания его. Что, говорит, всю уже рекламу прочитал?
- Практически да!
- Тогда поехали купим тебе в дорогу похавать чё нибуть.
- !!!
Объехали два магазина. Накупили здоровенный пакет всякого хавчика, который я и сейчас, уже вернувшись на родину, не могу доесть.
Вернулись на вокзал.
Жаль мне его было. Деньги есть, а счастья нет. Но всё же огромное спасибо ему за всё!
Так по цивилу я добрался до родной Винницы и закончилось ещё одно путешествие занявшее 7 дней.
И всё же об Абхазии и абхазцах.
Удивительный край. Сама страна была мне интересна тем, какой след на ней оставила война. Огромный! Брошенный посёлки, земля вокруг которых на 70 км. севернее стоит огромных денег, разорённые хозяйства, обшарпанные дома. Видеть это всё лично мне было очень грустно, так как здесь есть всё для отдыха и жизни: природа, горы, море. В первую очередь это, конечно, люди.
Гостем считается любой встреченный человек. Которому понадобилась помощь. Так, абхазы, подбросившие меня до Голубого озера ходили договариваться с водителями, которые привезли туристов, что бы завезли меня на Рицу. Вином угощали, которое на продажу. Конкретно предлагали приехать летом отдохнуть компанией. Это не просто желание бабла срубить, это гостеприимство.
Все встреченные мной абхазы, узнав, что я с Украины, уточняли откуда именно. Кто-то там учился, кто-то служил, кто-то жил. Претензий ко мне как к гражданину страны, из которой УНСОвцы принимали участие в их воне на стороне Грузии не было.
Очень горды тем, что отстояли свою независимость! Те, кто не свалил и живёт там сейчас держатся зубами за свою землю и как бы плохо не было уезжать не собираются. Настоящие патриоты!
Стоп в Абхазии очень хороший. Особенно хорошо стопяться маршрутки и автобусы. Везут бесплатно.
Вписку обрести очень просто. Достаточно поинтересоваться нельзя ли поставить палатку во дворе. Скорее всего, спать будете в доме с полным желудком и лёгким сердцем.
Продукты, и почти всё продовольствие в 2-2,5 раза дороже, чем в России.
Классная поездочка! В Абхазии я пробыл меньше двух дней, но впечатлений хватит надолго. Как нибудь вернусь туда снова!
Оригинал дневника на сайте автора