Район | Хребет, масив, река | Название | Высота | Категория трудности | ||
лето | зима | межсезонье | ||||
Гиссаро-Алай | Алайский | Надежда | 4593 | 2А |
Местонахождение на хребте, отроге, реке:
Перевал Надежда - единственный перевал, который соединяет западную камеру ледника Абрамова и ледник Илликсу. Находится в Алайском хребте. Ориентирован с
запада на восток.
Широта: N39°36.907' Долгота: E71°30.049'
Печатный или рукописный источник сведений:
Маслов В. 1974г. 2 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=31133&page=1
Аджиев В. 1979г. 5 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=32813&page=1
Макаревич 1981г. 5 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=32916&page=1
Плоткин Б. 1982г. 4 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=33129&page=1
Нижниковский Е.А. 1997г. http://tlib.ru/doc.aspx?id=37016&page=1
Общее время прохождения:
7 часа 15 мин
Время, затраченное на подъем:
от правобережной морены ледника Абрамова - 4 часа 25 мин
Время, затраченное на спуск:
до ледника Илликсу- 2 часа 50 минут
Категория сложности:
2А
Возможные опасности и меры безопасности:
Ледники Абрамова и Илликсу - закрытые. Движение в связках. Западный склон перевала - снежно-ледовый крутизной 35-40гр. и протяжённостью 150 метров. Требуется перильная страховка
Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
Каски, кошки, ледорубы, системы в сборе на каждого, 2-3 верёвки, ледобуры.
Возможные и рекомендуемые места ночлега:
С восточной стороны ночевать можно на правобережной морене ледника Абрамова, либо на самом леднике, также при необходимости можно ночевать и на седловине, но нужно будет поработать над площадкой и придётся топить снег. С западной стороны можно ночевать на леднике Илликсу и тоже нужно топить снег.
8 день - 18 июля
Выходим в 6-10. Как только сходим с морены на ледник сразу связываемся и начинаем движение в сторону перевала Надежда. Путь к перевалу очевиден и просматривался полностью ещё с места ночёвки на морене. Переходы делаем подлиннее, чтоб успеть подняться на перевал до того, как раскиснет снег. За 3 перехода по 50 минут оказываемся уже на западной камере ледника Абрамова, откуда видны перевалы Сахарова и Джаманкырчин Вост. В северной части западной камеры ледника имеется ледопад, который мы обошли слева по ходу, преодолев довольно протяженный взлёт ледника, и попали на так называемое верхнее плато, откуда уже был виден перевал Надежда. Перед самим взлётом на перевал Надежда по центру ледник имеется скальный зуб, который мы обошли справа по ходу, это оказался второй и последний взлёт ледника на пути к перевалу. В 11-45 вся группа была на седловине перевала. К этому времени уже светило яркое солнце, но снег ещё не раскис. Пока дежурные готовили обед, руководитель с участниками прошлись по гребню перевала, который представлял из себя осыпь и разрушенные скалы. Прошлись к самой южной точке гребня, откуда уже начинался взлёт на вершину, с целью обнаружить тур и просмотреть все возможные варианты спуска с перевала. Тур с запиской мы не нашли, зато нашли обломки пластика, похожие на банку, хотя точно определить было нельзя. Варианты спуска с южной части седловины нам не понравились, потому что в верхней части склон представлял из себя разрушенные скалы, за которые крепить верёвку не представлялось возможным, а первый снег был метрах в 50 ниже седловины. При таком варианте на этих 50 метрах страховку было организовать не возможно. Было решено начать спуск с того места, куда мы пришли изначально и где расположились на обед. Здесь можно было закрепиться за надёжный выступ скалы, который на первый взгляд может показаться отдельно стоящим камнем, а осыпной участок спуска был не протяжённым, около 10 метров и потом менялся на снежно-ледовый склон. Во время обеда мы сложили тур, оставили в нём свою записку и сфотографировались всей группой. В 13-30 начали спуск с перевала. Закрепили вокруг скального выступа сдвоенную расходную веревку диаметром 8мм, организовали первому участнику перила и страховку. Все остальные станции мы делали на ледобурах. До льда докапываться было не сложно, так как снег на склоне был не глубокий. Первую верёвку сдёрнули, оставив расходную петлю на седловине, две остальных с помощью ледобура-самовыкрута. Спустившись к последней станции, откуда уже можно было идти пешком, одна связка-тройка отправилась вниз в поисках места для лагеря, когда остальные участники ждали последнего и сдёргивали верёвки. С ледника Илликсу открывался вид на перевал Кузнецовой, который ведёт в Таджикистан на ледник Джаманкырчин. По леднику Илликсу двигались в связках, придерживаясь правого борта, и через 15 минут от станции первая связка остановилась на выходе осыпи у правого борта ледника среди трещин. Здесь и начали ровнять место под шатёр. Через 20 минут в 16-20 подошла остальная часть группы и все вместе поставили шатёр. Как только начали готовить ужин начался снегопад с сильным ветром и от нашей осыпи не осталось и следа, зато после снегопада выглянуло солнышко и порадовало нас прекрасными видами на горы, присыпанные свежим снегом. Перевал Надежда оказался самым технически сложным и интересным перевалом в походе и оставил массу приятных впечатлений.