Описание похода в Румынию от Димы Кравченко

Описание поездки в Румынию в июле 2005 года

Время в Румынии

Киевское (летом 2005 – совпадало)

Пиво

Сама стеклянная бутылка стоит как половина цены пива. Потому следует брать только в пластиковых. У них очень распостранено даже пол-литровые в пластиковых.

Лучший сорт – Neumarkt (14000/2,5грн). Жалко, что оно у нас не продается. Остальные сорта – абсолютно несьедобны, что-то типа Оболони или Славутича. Интересно, что на самом деле Neumarkt делается в Молдавии! (по крайней мере судя по нашей попытке перевода текста на этикетке).

Канторы

Обменять гривни в Румынии – невозможно. В Сучаве вроде бы наши это и смогли сделать (не уверен, что именно они меняли, ехал отдельно). Обменять леи на Украине – точно невозможно. В Черновцах по крайней мере. Доллары или там евро – обменять в Румынии можно. Правда не всюду. Например, в Бухаресте на Gara Obor , соседнем с ним автовокзале и соседних улицах – ни одного кантора в радиусе минут 20. В Вама-Веке и Синае есть парочка. В Сучаве на автовокзале есть. На вокзалах – не уверен, не припоминаю. В канторах ни разу нас не надули. Но, правда, мы меняли всегда не на руках. Паспорта, как в России, не надо, так что это минутное дело. Разница между курсами покупки и продажи маленькая, как у нас, и вроде практически не зависит от города и места в нем.

Язык

Без ни единого иностранного языка там, конечно, делать нечего. Русский не знает никто. Пару раз вроде как кто-то улавливал, что мы говорим по русски, и они даже пробовали демонстрировать свои возможности, которые ограничивались словами «один», «два», «здравствуйте» (пожилая женщина интеллигентного вида, таксист на море и еще цыганка). Про украинский вобще молчу. Люди, с которыми мы говорили, называли по 1 разу такие версии, откуда мы: Чехословакия (очевидно, из-за буквы «гэ»), Молдавия (там украинцев все-таки много, и граница ведь не закрыта, а на море им ездить куда-то ведь надо), Россия, Украина. Соответственно совсем не подтвердилась версия, что румыны украинцев не любят. Они вобще нас никогда не видели. Но, правда, в Сучаве мы почти ни с кем не общались (кроме работников ж.д. и продавцов местного секонда).

Английский язык знают где-то треть людей. В основном, молодые. Молодых – половина где-то знает английский. Случаи, что мы говорили (точнее: пробовали говорить) по-французски или по-немецки – уникальны (по разу). Польский не знает там вобще никто, так же, как и украинский. Таким образом, если нам надо было передвигаться по городу – нет проблем. Купить что-то в магазине – запросто, если рядом есть несколько магазинов. Проблемы начинались, если нам надо было изьясниться с одним конкретным человеком. Например в ж.д. кассе. Причем всегда! У них видно в обьявлениях на работу пишут «без знания английского». Единственное исключение – касса в Мангалии. Но это курорт все-таки. А вот в Бухаресте был просто ужас. Во всех кассах. Тем более, что нам надо было не просто купить билет или спросить, во сколько едет поезд. Нас интересовало примерно «будет ли действовать этот наш прямой билет из Предяла до Констанцы сегодня после полуночи, или например, завтра после 9.00 утра, а если нет, то возможно нам надо его прокомпостировать, чтобы он не пропал, и правда ли, что на румынской железной дороге вобще существует такая операция как ’прокомпостировать билет’». Несколько тетенек при этом тянули к себе наши билеты, кивали головой, и просили еще денег, но мы не давали, потому как не были уверены, какая будет польза нашим билетам от наших же денег. И насколько все румыны общительны, настолько нас всегда отфутболивали эти кассиры. Видно у них при найме еще требуется и «некоммуникабельность».

Вывод: ты всегда должен иметь с собой бумажку и ручку. Потому что, если румыны считали, что мы не все до конца поняли, то считали своим долгом обязательно нам помочь, например писать в самых неподходящих местах, а именно: кондукторы в поездах – на стенах вагона!!! Дважды разные кондукторы в разных поездах! А чтоб смягчить случаи с кассирами, обязательно надо знать чем больше ихних слов, ну хотя бы сотню-другую, а числа следует довести до автоматизма, надо насобачиться воспринимать их с полуслова, что кстати очень трудно. Если бы мы не могли формулировать простые вопросы на румынском, так нам бы пришлось кучу раз переплачивать от незнания. Правда, ответы мы могли понимать только «да» и «нет», а еще географические названия иногда… Когда я читал чужие описания в интернете, меня слегка смешили фразы типа «очень стоит хоть немного знать язык страны, в которую едете» - а тут выходит, очень помогло, что мы в поезде зубрили слова из разговорника…

Кстати, одинаковы ли румынский и молдавский языки, я до сих пор не уверен. Вроде бы, да. Хотя когда поезд ехал через Яссы (возле молдавской границы), то я узнавал известные румынские слова, но с бешеным акцентом, так если бы каждое слово читалось через несколько мягких знаков. Кстати, слово Moldova – это не Молдавия. Это часть Румынии между Карпатами и Молдавией. А Молдавия по ихнему будет «Respublica Moldova» (возможнобез буквы s, забыл)

Самый удачный момент в общении с румынами: В Констанце Оля увидела дешевую и большую бутылку колы за 24.000, потеряла контроль над собой, и позабыв, что надо кого-то из нас позвать перевести, сказала продавщице: "Колу за двадцать четыре, плиз". Продавщица, как ни в чем не бывало, дала ей колу за двадцать четыре.

Самый дурацкий момент в общении с румынами: В Мангалии мы увидели киоск, где выпекают и продают булочки. И лежат там такие большие и аппетитные булочки не то с сыром, не то с кремом. А продает их дедок за 60 лет. После вариантов "Do you speak English", "Sprechen Sie Deutsch",... на 5 разных языках, пришлось искрутиться спросить его по румынски "Ваши булочки сладкие или с сыром?". Когда мы отошли пару метров от киоска, слышим, как дед хихикает нам в след "Do you speak English-Do you speak English!".

Граница

Это всегда стресс. Но тут было значительно мягче, чем на русской границе пару лет назад. Меня посадили в другую машину, а курю только я, и у меня было 2 блока сигарет. И весь спирт тоже вез я. А там нормы (вроде на сайте ихнего посольства вычитал, не помню): сигарет – блок, пива или вина –литр и водки тоже мало (пол-литра). По идее еще кофе, наверно, ограничено, но нам было все равно. (четвертый продукт, который у нас намного дешевле – это бензин). Но было все просто. Нашим пограничникам было на все плевать. Ихние заставляли челноков выкладывать все кофе, водку сигареты и забирали где-то десятую часть (это вам не Россия, а Европа все таки, к людям относятся гуманно!!!). А нас при виде рюкзаков пропускали сразу. И еще спрашивали, куда (откуда) мы едем (на украинском вроде, но это явно была единственная фраза, которую они знали). Кстати, то же самое спрашивали наши пограничники поляков, которые с нами ехали. Так что ответ на этот вопрос стоит знать всем заранее. На границе – длинная очередь в ихнюю сторону. Назад – нет (назад не возят). Так что в туалет стоит сходить заранее. На таможне висят номера бесплатных горячих линий по вопросу пересечения (румынской - ?) границы. В частности, во Львове: 78-35-58. Но: напоминаю, что Львов сейчас переходит на 7-значную нумерацию.

Полиция

Это вам не Россия, где милиция занимается в открытую рекетом на вокзалах. Тут все спокойно, как на Украине. Единственное исключение – 1км от границы наши машины останавливают повторно (румынские – нет) и собирают еще десятину.

Виза

Во Львове ее сделать стоило летом 2005 года от 50 долларов через фирму. Жалею, что я таки не делал этого в Киеве через посольство, было бы дешевле. Точно знаю, что групповая (от пяти человек кажется) стоит дешевле. То есть виза через посольство стоит по разным данным от 10 до 35 долларов. В принципе, есть еще консульства в Черновцах и Одессе, но подозреваю, что они - только для местнх.

Туалеты

Все-превсе платные от 5000 до 20000 (70коп-3грн). В поездах – ясное дело, бесплатные. И даже на станциях не закрываются. На перроне не стоит стоять близко от проезжающего поезда – обписяют.

Курить

В поезде с купе можно курить и в тамбуре (чего румыны никогда не делают), и в коридоре. Без купе – в тамбурах. Вобще на вокзалах и прочих местах все курят и пьют пиво, как и на Украине. Это не Польша и не Россия. Пожалуй, одно только исключение: вокзал Bucure?ti Nord. Он похож на парник и там нет циркуляции воздуха. Так что лучше покурить заранее в поезде.

Такси

Есть версия, что в ихних такси есть жесткий тариф – 25000 за км днем и 28000 за км ночью (4-5грн). Во всех ли городах так – не знаю.

Городской транспорт

Багаж – бесплатный! По крайней мере, в Бухаресте. То есть не следует получать стресса на остановках возле вокзалов как в Киеве или во Львове, когда волочишь с собой рюкзак. Но проезд жутко дорогой. ПлОешть – 9500/1,5грн, Бухарест и Брашов – 10000/1,5грн за троллейбус, который двигается 10км/час. Билеты покупаются на остановках. Можно ли в транспорте – не уверен, не помню. Компостеры там электронные. Подсовываешь туда билет и вроде нажимать ничего не надо. Он ставит еле заметную печать (не дырки). Очень интересно наблюдать, когда контролер ругается с зайцами. Тетка южного темперамента, как зачуяла, что ее щас штрафовать будут, так вся изменилась, очень бурно, громко что-то декламировала, напоминая актрису театра, приосанилась вся, да и контролер тоже, извините, не эстонец. И все время они нараспев повторяли фразу «пэ жос», «пешком» то есть. Вобщем получили мы кучу удовольствия.

Камеры хранения

Жутко дорогие. Не помню сколько. Помню, что лучше сразу застрелиться. Ячейки немного дешевле, чем ручная кладь, но вроде бы они не всюду есть, и их еще надо найти.

Поезда

Если вы правильно написали на бумажке станцию назначения, класс (1 или 2), тип поезда ( :persoanal /пЭрсонал , accelerat/акчелер Aт , rapid /ударение на 2 слоге , intercity) , количество людей, то вам дают неожиданно толстую пачку билетов. (Билеты эти очень мне понравились: такие, как у нас были лет 20 назад, сейчас такие наверно только на детских железных дорогах, картонные прямоугольнички с дыркой в центре). Станция назначения на них может отличаться от той, что вы назвали. Вся Румыния распределена на тарифные зоны, например, когда мы брали билет в Констанцу, то на билете было написано Эйфория-южная, т.е. немного с запасом. Если вы взяли на persoanal ( или personal – забыл), то вам дают по одному билету на человека, это базовая оплата за проезд. Если на более крутой поезд – то билетов стает больше. Остальные означают доплату (« suplimente ») за тип поезда. То есть можно купить на персонал, а потом доплатить в другом городе, и следующий участок ехать быстрее, но дороже. В любом случае, там должна быть написана суммарная стоимость, которую нам в первой кассе округлили в бОльшую сторону (мы ведь ничего не понимали, и опять же были в состоянии стресса). Так что есть важно сразу посмотреть на суммарную стоимость одного билета, которая пишется ручкой от руки. Что будет, если купить не в вагон 2го класса, а в 1го – не знаю, не пробовал. Отличия классов вагонов – только количество мест. Вагоны идентичны, но там в купе (3+3 сидячих места напротив друг друга) будет продано, не 6 билетов, а 4. Примерно такая система. Классы поездов отличаются по скорости и цене:

Тип поезда

Обозначение

Цвет в расписании

Скорость

Цена за 100км

personal

пЭрсонал

P

синий

40км/час

40.000

accelerat

акчелерАт

A

красный-?

60км/час

70.000

rapid

рапИд

R

черный-?

100км/час

100.000

intercity

интерсИти

IC

желтый

130км/час

130.000

Вагоны любого класса напоминают скорее наши электрички. Есть несколько вариантов: сиденья по обе стороны прохода по 2+2 и два этажа; сиденья по обе стороны прохода по 3+3 одноэтажные; купе с прозрачными дверями с сиденьями 3+3 или же 4+4 одноэтажные. Есть еще поезда блестящие, где двери открываются дотрагиванием руки с мелодичным звуком. Там туалет на программном управлении, непонятно, что нажать, чтоб пописять, а что, чтоб покакать. Кондиционнеры, телевизоры. Отделение для курящих. Окна затемненные. Проводницы в синих цилиндриках и мини-юбках, тоже синих. Поезд этот вроде как из одного вагона изгибающегося, или я что-то путаю. И морда у них обтекаемая. В целом напоминает путешествие на корабле в фильме «5й элемент», тем более, что билеты у нас были до станции «Эйфория».

Есть еще спальные вагоны, которые напоминают наши купейные, но там цены астрономические. Доплата за спальный вагон – где-то 700.000/120грн.

Из этого всего вытекает, что ты можешь ехать в любое время дня в нужном тебе направлении на поезде класса не дороже того, что купил. Потому следует четко ориентироваться в обьявлениях. Ключевое слово – « linia » («линия», а не, скажем, «линиа»)- т.е. «путь», «кол i я», «перрон». Например, :“linia trei” – третий путь. Соответственно, это у них не числительное-прилагательное, а количественное числительное, как и в английском. :“Plecare” – «отправление». В частности, по нему следует отличать щиты с расписаниями поездов. «Остановка» - “sta?ia” . Предлог « :la » означает то же, что в французском или итальянском « a ». То есть в выражениях «Билет до Бухареста»; «Еду в Бухарест»; «Мы в Бухаресте» и еще где-то 100 значений, в частности про время. « merge » - «едет», «идет».

Если планировать ехать с пересадками, то лучше сразу брать билет аж до конечной станции – экономия где-то 20%. Но горе вам, если вы решите ехать больше чем сутки и захотите узнать, не потеряете ли вы при этом на билете! См. выше (раздел «Язык»).

Номера мест проставляют редко. Кажется, только на поездах, более дорогих, чем :personal , и только, если вы едете из конечного пункта. В самом деле: у них нет компьютеров. Все билеты достаются из ящичков с названиями станций. Не следует удивляться, что места у вас расписаны не подряд. Это нормально, потому, что некоторые купе рассчитаны на 4+4 человека, а должно быть лишь 3+3. Вот и дырки. Но эти номера мест нам очень испортили поездку домой. Мы ехали с конечной и уже боялись искать другие места, а в наше купе шестой села еще румынка, и мы не смогли поспать на рюкзаках и сиденьях, а ехали как дураки с 21.00 до 11.00 на accelerat с Мангалии до Сучавы.

Номер вагона проставляют в этом случае тоже. Кстати, номера вагонов могут быть не 1,2…20, а скажем, четырехзначные. Тогда бдите: вагоны поезда по дороге могут разьехаться в разные города. Ну в любом случае следует внимательно читать таблички с надписями. Они есть на все вагонах кроме лишь этих супер-пупер «космических» электричек.

Совет: очень стоит узнать по интернету расписание поездов всех классов на интересующих вас участках. Сэкономите время и деньги.

Ночью в поездах лучше не ездить, очень неудобно. Это вам не наши ночные электрички. Людей много, а поспать физически невозможно. А кто совсем заснет, читайте раздел, как у нас украли рюкзак. И цыган там очень много. Заглядывает раз цыганчонок в купе, окидывает взглядом нас, дремающих, и зыркает так на уровне пояса, где обычно кошельки и мобильники цепляют. Но расстроился и ушел.

Поезда у них любят опаздывать – тоже ведь не немцы. И бывают изменения в расписании из-за закрытий, про что, правда, висит куча обьявлений.

Проблем с билетами существовать, очевидно, не может. Места ведь не проставлены. И мы ни разу не видели такое, чтобы поезд какой-то был переполнен. Это вам не наши электрички или, скажем, поезда в Крым, куда за месяц уже билетов нет.

Вокзалы

В Бухаресте – 10. С главного Bucures?i Nord отправляются поезда любого типа, а с остальных (ну с Gara Obor точно) – только personal i accelerat. С Bucures?i Nord на Gara Obor следует ехать троллейбусом ?85 (?). А существует ли в Бухаресте метро, осталось загадкой. На Bucures?i Nord существуют границы зоны, пересечь которые (при входе снаружи внутрь) будет платно. Так что поосторожнее, если видите в каких-то дверях, людей в форме, которые трогают входящих и не трогают выходящих.

В ПлОешть – 2. Между ними ходит автобус ?2 (в 19.30 – каждые 10 минут; едет минут 15; оба вокзала – его конечные (?)). Ploie?ti Sud – для поездов направления Бухарест-Сучава. Ploie?ti Vest для Бухарест-Брашов. Поезда, которые имеют конечную в Плоешти, любят проезжать через оба вокзала. :( есть еще Ploie?ti Est , но это просто остановочная платформа ) . Возле западного вокзала есть супермаркет :Billa . Возле южного – большой универмаг-гастроном, базар, плюшки. На южном – народу больше. Видно поездов больше ходит.

В БрашОве – 1. Брашов – очень хороший город.

В Констанце – 1.

В Сучаве – 2. Suceava Nord и Suceava -еще-какая-то (далее: «второй вокзал»), кажется, этот второй вокзал называется просто «Suceava». Если ехать с Черновцов, то сразу при вьезде в Сучаву и находится Suceava Nord. Как раз возле высокой вышки: не то ли водонапорной, не то ли памятный знак какой-то, с крылышками. Ее очень издалека видно. Вас скорее всего и ссадят с такси как раз на Suceava Nord. Но на Suceava Nord попадают меньше поездов, чем на второй вокзал. Поезда, которые едут с юга страны (а это – все, кроме пару штук местного сообщения) и направляются в Ботошани или Дорохой (это возле Молдавско-Черновицкой границы), после второго вокзала уезжают в другую сторону. От Suceava Nord до второго вокзала лучше всего идти пешком где-то 1,5км вдоль путей в южную (юго-западную) сторону. С Suceava Nord на автовокзал ходит маршрутка ?1 (кажется, 10.000/1,5грн). Конечная – выйти из здания вокзала, перейти дорогу. Автовокзал находится на холме в центре города (холм один, большой, не перепутаете). Точнее, маршрутка ?1 высадила нас на большом перехрестке на подьеме на холм (обьезжая сам холм с восточной стороны), а там чуть-чуть пешком еще на холм. В Сучаве есть троллейбусные провода, но сами троллейбусы замечены не были. Если ехать с Suceava Nord в центр на юг (ну, юго-восток возможно, не помню) (т.е. на холм, на автовокзал), то через 1-2км будет улица с троллейбусными проводами на восток. Вьезд на нее украшен сверху лампочками в стиле брежневских времен. Она и ведет на второй вокзал.

Автобусы

Очень дорогие. Например, Бухарест-Сучава где-то 700.000/120грн, а поезд типа rapid – где-то 500.000/75грн, но насколько приятнее ехать в поезде!!! Исключение составляют автобусы, перевозящие через границу. В них ехать дешевле (и быстрее), чем в поездах, перевозящих за границу. А вобще автобусы ходят очень часто и весь день, даже в горах.

Карты

В интернете мы почему-то так и не смогли найти достаточно подробных карт. Возможно, плохо искали. А у нас их купить невозможно. В частности на Дарнице, на Попудренка, 54, их нет (а там самый большой выбор карт). Только очень неподробные. Но, может, в следущие годы что-то изменится. Мы купили в Румынии карты уже задним числом, в Брашове. На улице, к-рая ведет от ратуши на север к парку-скверику. Так что есть подозрение, что в любом книжном магазине есть любые карты. Все єто не так страшно, поскольку все маршруты промаркированы каждые 300м, так что даже в туман не заблудишься!

Добирание в Черновцы

Вообще-то все можно увидеть на www.uz.gov.ua. Обратите внимание: из Киева в Черновцы единственный поезд (18.00-9.00) – и на него билеты раскупают за месяц. Кстати он грязный и дорогой. То же самое и на Киев-КаменецПодольский. И в обратном направлении то же самое. Есть еще Москва-Черновцы, но ни разу мы на нем не ездили. Есть еще Харкiв-Франкiвськ, но он с Киева в 9.00, а в Черновцах в 5.00. Ужасно. Так что удобно ехать во Львов, а там почти точно возьмешь билеты на Львов-Черновцы, который едет с 21.00 до 8.00 (в любую сторону). Но ни в коем случае нельзя на него брать общие вагоны. Там они как плацкартные с отрезанными вторыми (и третьими) полками. Так что не поспишь. Если что – то вперед во Львове с пригородного вокзала на Львiв-Моршин в 0.30 (Стрый или Моршин – с 2.30 до 4.00, Франковск – 7.20 – 9.00, Коломыя -11.00, но дальше – на автобусе) или на Львiв-Ходорiв (он же Львiв-Тернопiль через Ходорiв) в 20.30 (Ходоров – 23.00-23.05, Франковск – 1.00-5.00, Коломыя 7.00-? там что-то есть в Черновцы вроде). Можно еще ехать со Львова на поезде Перемышль-Черновцы (он не дорогой, хоть международный) 23.00-5.00, и там лучше брать в общий вагон, он очень хороший, и людей мало. Назад с Черновцов – все аналогично, только вечером с Франковска во Львов нет удачных электричек, зато есть поезд Черновцы-Брест (17.30-0.30 во Львове), но по парным. В любом случае стоит спланировать время так, чтобы погулять по Черновцам! Это еще вопрос,где на Украине интереснее всего: Львов, Мукачево, Каменец-Подольский или Черновцы. Автобусом, конечно ехать не стоит. Потом придется где-то отсыпаться. К тому же очень дорого.

А вот на международном поезде прямо в Румынию лучше не ехать – очень дорого.

Есть еще вариант через Молдавию, но подозреваю, что это огромны стресс – столько таможен. К тому же нет гарантии, что молдавские пограничники настолько лояльные, как румынские.

Есть еще теоретический вариант через Одесскую область, но есть ли там таможня без заезда в Молдавию – кто его знает. На карте там все обозначено очень непонятно. Кроме того, сможете ли вы взять летом билеты в Одессу и назад – это бооольшой вопрос.

Палатка

В национальных парках («заповедниках», наверно)– предположительно запрещено. Местные румыны посоветовали считать национальным парком то, где есть таблички, и не рубят лес. Вобщем все, как у нас. Правда, мы ни разу не встречали лесников. В южной части Румынии лесов не существует вообще. То есть мы видели леса только на самом севере в районе Сучавы; в горах; и в центре – только отдельные кусочки, на которые рассчитывать не стоит. На море (и вроде возле городов) – есть кемпинги. Плата доступная. Забыл, сколько. Вроде порядка доллара-другого. В Вама-Веке – бесплатно. Возле кабан – платно порядка 80.000/14грн за палатку за ночь.

На вокзалах (Синая, Констанца; а также на базаре в Бране) люди предлагают жилье «cazare» (ударение на 2 слоге) - «жить», «размещаться» или «camera» (ударение на 1 слоге) – «комната», или «apartamente» - «квартира». Но, конечно, очень дорого.

В рефуджиях жить бесплатно, но правда и очень неудобно. В кабанах – дорого. И тем дороже, чем она монопольнее. Например, на Омул на Бучече – цены астрономические, а условия ужасные. В Курматуре на Петра-Крауляй – удобнее и дешевле. Кабаны типа Плаю Фойи или Гура Крауляй предположительно вобще неподьемны по сумме оплаты.

Воруют

«Воруют, много воруют». Это точно про Румынию. Рюкзак сперли в лесу пару км от ближайших людей и 2м от нас, причем нас никто не видел, как мы туда пришли.

Общепит

Слово :‘programa’ означает «режим», «часы работы», «расписание». Во всех без исключения кафе вас надуют, если вы при заказе не потребуете написать, или сами не напишете все названия блюд, их цены и, самое главное, сумму. Поскольку чай нам в разных городах из 2.000 превращался в 20.000, нам приносили хлеб, который, в отличии от Украины, в кафе стоит бешеные бабки. И вобще, путаница (возможно умышленная) с произношением названий блюд. Таким образом, все наши обеды возрастали по цене раза в 2. У них, кстати, очень вкусно готовят супы любого вида. Другие блюда мы обычно боялись брать, поскольку никогда не оставались до конца уверенны, что мы правильно понимаем слова.

Цены

Бензин, кофе, сигареты, водка – у них дороже в несколько раз. Показательный пример: у меня купила сигарету цыганка. То есть попросила, я дал, а она мне дала 2000/30коп. Не смог удержаться, взял на память.
Хлеб, мясо, сыр – у них дешевле раза в 1,5.
Молоко, пиво – у них дороже раза в 1,5.
Вино – как у нас.
В кафе – наверное одинаково, но мы всегда находились на самых злачных туристических местах, соответственно всегда попадали в явно не дешевые.
Мороженое – 10.000/1,5грн.
Пирожные – обьедение (со слов Кости и Оленки. Я от жадности так и не проверил). Цены – как у нас.
Булочки – цены как у нас.

Районы

Вообще, об этом надо почитать заранее в книжке какой. Идея такая: есть 4 очень непохожих части.

Moldova – между Карпатами и Молдавией (которая, в свою очередь, называется Respublica Moldova). Горбистая местность, поезд ходит зигзагом (кроме трассы Сучава-Плоешть). Много цыган. Очень бедная местность. Заброшенные города из полухрущевок-полуобщежитий.

Transilvania – Карпаты + равнина с холмами внутри кольца карпат – т.е. 60% площади всей страны. Чуть не в каждом городе замки и ратуши, по идее как на западе Украины. В районе Брашова (а наверное, и всюду) – офигеннейший вид, когда с равнины торчат стены гор высотой по 2,5 км, причем сразу, без разминки. В Карпатах перевалов нет, поезд едет абсолютно ровно. Тем красивее все вокруг (очень высоко и страшно). На западе – по идее половина румын, половина венгров. Не уверен, но так говорит книжка.

Валахия (Muntenia) – плоские степи на юге. Городов нет вобще, кроме Бухареста. Очень жарко, нет деревьев, и особенно, леса.

Добруджа – юго-восток между Дунаем и морем. Там якобы живут только украинцы и болгары, но это все неправда.

В итоге стереотип, что румыны похожи на цыган, не оправдывается. Цыган много, но румыны лицом похожи на нас, а не цыган. Характером все очень эмоциональны и общительны. У нас пару лет назад еще было первое знакомство с Румынией, намного хуже. Нас незаконно словили ихние пограничники на Мармарошском хребте возле Пiп-Iвана. Один словил, другому не сказал, что завел с нашей территории (подзывая автоматом причем в камуфляже без всяких опознавательных знаков). А тот подумал, что мы – это группа поляков, которую тот видел на ихней стороне. В итоге нас и поляков завели к ним на заставу, говорили что-то по рации (слова «Сигет» - ихний областной центр; мы считаем, что там наверно есть ихняя тюрьма, и слово «шпион»). Никакой язык, кроме румынского они не знали. Правда, через пару часов пришел пастух, который знал украинский, и они обьяснились, нас сразу отпустили, и даже не просили взятку. Очень тоталитарная страна, как нам тогда показалось. Потом встретили еще ихних пограничников, один немного говорил на украинском, и кроме того, они брали воду на нашей территории, так что сами боялись, и в целом были очень дружелюбны. И хотя были прецеденты, что наши ходили через границу на г.Феркеу (правда, зимой), и никто их не словил, это случайность, это очень опасно.

Посмотреть

Вама-веке – село на море у болгарской границы. Не буду вдаваться в детали, есть в олином описании, и на куче сайтов. Палатки – бесплатно и невероятная экзотика. В 100 раз больше хиппи, чем у нас на водопаде Шипот.

Брашов – найти площадь с ратушей. Что оказалось сложновато. Ну а вокруг нее ходишь и смотришь. Черную церковь например (до 17.00). Или мост лжецов, который мы так и не нашли. Следует также вылезти на холм, где видна белая башня и руины какие-то (на юго-запад от центра). Прекрасный вид! Там еще ползал жук-олень (около 10см в длину)!!! Если идти к югу от черной церкви по кривоватой улице, единственной наверно улице в сторону того холма(примета: по ней рейсовый автобус ходит, и кажется только в одну сторону), то метров 100 от церкви с северо-западной стороны улицу вход в подьезд, а из него в подвальчик, где продается вино из бочек по 30.000/5грн за литр очень вкусное. Ты его бесплатно дегустируешь, потом показываешь пальцем «а теперь, красное, пожалуста», он наливает в стаканчик красное, споласкивает, выливает, и наливает опять – уже пробовать. Рядом на той же стороне магазин с туристической экипировкой (магазин – ближе к площади). А напротив магазина – булочки. В Брашове на полдороге от вокзала до центра есть парочка подземных переходов со стеклянными дверями, в которых нельзя курить - точь-в-точь, как на Хрещатике. Что меня расстраивало.

Бран в любом случае будет по дороге с Бучеча на Петра Краюлюй. Замок королей, рядом базар с символикой Дракулы. Вход в замок – 100.000/17грн.

Бухарест – не уверены, есть ли там что-то хорошее. Большой город с пробками.

Куда идти по горам – читаем другие описания в интернете. Краткие впечатления от того, где мы были: хребет Бучеч – как наша Полонина-Руна или Крым, но больше. Огромное плоскогорье с вертикальными стенами. В Синае и Буштене есть «телекабины» - фуникулеры то есть. Стоит 180.000/25грн, ходят каждые полчаса до 15.00. Спуск в северной части прямо в Бран (где находится замок Дракулы). Хребет Петра-Краулюй – Очень острый скальный хребет. Без воды вобще. Есть подьем по скалам прямо от кабаны Курматура. С рюкзаком с вещами на неделю – это просто ужасно. Но возможно. Хоть и очень опасно. От той же кабаны Курматура можно еще по траверсу идти, и начиная с полдороги до Аскутита и далее вплоть до Ла Ом во многих местах есть безопасные подьемы по траве прямо на гребень. А с северо-западной стороны хребта поднимаются только скалолазы с рюкзачками на один день. Подьемников на Петра-Крауляй нет. Не забудьте посетить каньйон Прапастийле, который идет паралельно хребту с юго-восточной стороны, вход с с.Зарнешти. Тем более, что удачно ночевать там только в таких местах: кабана Курматура (только не Гура Крауляй – она слишком крутая), возможно в палатке, там не очень дорого; пещера в конце каньйон Прапастийле, перед уходом дороги из каньйона и перед поворотом тропы на Курматуру – за пару сот метров, увидите. Но она может быть занята. Другие пещеры не подходят, грязные. Еще можно жить на рефуджии Аскутит – но лучше не в выходные (и вобще там всюду лучше не в выходные, будет все забито людьми). И еще в долине каньйона, уже на перевале в конце национального парка как раз напротив Ла Ома, есть большая поляна, и вобще ночевательные места.

Підписатися на Коментарі для "Описание похода в Румынию от Димы Кравченко"