Ввиду экономических и политических причин известные туристские районы, такие как Кавказ, Урал, Алтай и др. стали менее доступными для жителей Украины. С другой стороны, появилась возможность совершать походы в ранее неосвоенных близлежащих горных системах – Альпах, Татрах, Карпатах, известных своей красотой и спортивной сложностью. В данном кратком обзоре мы постараемся описать Южные Карпаты, расположенные на территории Румынии, а также дать информацию, достаточную для совершения спортивных походов (горных и пешеходных) в этих горах. Подробности можно найти в Интернете (см. ссылки в конце).
Главная физико-географическая особенность Румынии – Карпатская горная система. Эта сложная цепь гор проходит через всю страну от украинской границы на севере до границы с Сербией на юго-западе в форме подковы, замыкающейся к западу от гор Апушень, и состоит из изгибающейся линии Восточных Карпат и широтно-ориентированой линии Южных Карпат (Трансильванских Альп). В основном, горы состоят из параллельных хребтов с крутыми уступами, покрытых лесом, и достигают высоты 2303 м в Восточных Карпатах и 2544 м (гора Молдовяну) в Трансильванских Альпах. На западе, Трансильванские Альпы тянутся к югу, достигая Дуная у Железных Ворот, и продолжаются на Балканах.
С внешней стороны этой горной дуги расположены исторические области Молдавия (к востоку) и Валахия (к югу от Трансильванских Альп вплоть до Дуная). Обе представляют собой холмистые равнины с плодородными и интенсивно культивируемыми землями. Единственный район, расположенный к югу от Дуная, – Добруджа, – имеет невысокие холмы и частично заболочен.
Внутри горной дуги Карпат находится Трансильвания – холмистая высокоплодородная и очень красивая территория. На ее западной окраине, внутри гор Апушень, расположен неравномерно покрытый лесом карстовый массив Бихор, известный среди спелеологов. Далее, вдоль западной окраины страны, простирается узкая низинная полоса, которая является частью Среднедунайской низменности.
Основные хребты Трансильванских Альп (с запада на восток: Ретезат, Вылкан, Парынг, Лотру, Фэгэраш, Езер, Пятра Краюлуй, Бучеджь, Чукаш) представляют несомненный интерес для пешеходного и горного туризма, а в Восточных Карпатах необходимо выделить массивы Марморош и Родна (высотой до 2303м) на севере, вблизи границы с Украиной. Ниже приведены выдержки из книги “География Румынии” (Т. Морариу и др., Меридиане, Бухарест, 1969), выразительно характеризующие некоторые хребты Южных Карпат:
“Южные Карпаты ограничены долиной Праховы с востока и тектоническими коридорами Тимиш-Черна и Бистра-Стрей с запада и северо-запада. Кроме г.Молдовяну (2543 м) в массиве Фэгэраш, превосходят 2500м и пики Негой (2535 м, Фэгэраш), Парынгул-Маре (2518м, Парынг), Пеляга (2509м, Ретезат), Омуль (2507м, Бучеджь) и др. Котловин в Южных Карпатах немного, но они имеют отчетливые очертания. В четвертичный период Южные Карпаты подверглись сильному оледенению. Следы ледников альпийского типа хорошо выражены на северных склонах массивов Ретезат, Парынг, Фэгэраш, Бучеджь, следы ледников пиренейского типа — на южных их склонах. Прямым результатом оледенения являются и очень большая протяженность ледниковых котловин (некоторые из них достигают 10 км длины), ледниковые цирки и свыше 150 расположенных в цирках озер, а также моренные валы, гребни и осыпи." В настоящее время постоянные ледники и снежники в горах Румынии отсутствуют.
“Горы Фэгэраш — самая высокая часть румынских Карпат. Им принадлежат 8 из 14 наивысших вершин румынских Карпат, превышающих 2500м. Тут же находятся 42 вершины высотой от 2400 до 2500м. Далеко вокруг видна гигантская стена с зубчатыми, похожими на пилу гребнями. Еще величественнее кажутся горы в начале лета, когда на вершинах их еще сохраняется снег. Следы четвертичного оледенения представлены многочисленными цирками, дно которых занято ледниковыми озерами (Биля, Капра, Урля, Подраг, Подраджел, Калцун, Авриг и др.), складчатым дном ущелий, хаотическими нагромождениями морен, глубоко изборожденными или гладко отшлифованными скалами. Северные склоны Фэгэрашских хребтов настолько обрывисты, что на расстоянии всего 10км перепад высот достигает 2000м. Многочисленные горные речки бурными потоками сбегают с их вершин, стремясь к Олту, который вбирает в себя их воды только после того, как они успокоились, умерив свой бег на ровной, слегка наклонной Фэгэрашской низменности.” Реки северного склона короткие и маловодные, протекают в глубоких и узких долинах с большим падением. Реки южного склона, наоборот, длинные и многоводные.
“Массивы Бучеджь и Пятра Краюлуй сложены известковыми конгломератами, напластованными на кристаллические породы. Остальные горы целиком сложены кристаллическими породами. Различия в породах, которыми сложены массивы, отражаются на форме рельефа. Головокружительная крутизна долины Праховы, скалы, напоминающие собой руины и пещеры Яломицы характеризуют горный массив Бучеджь. Самая высокая часть массива — г. Омул кажется гигантским межевым знаком. Вокруг вершины, подобно трещинам в коре, раскрываются пять глубоких впадин. Это грабены, образованные четвертичными ледниками. Вокруг них простирается ровная поверхность, за нею следуют известковые пояса, а далее — огромные полосы производящих глубокое впечатление ущелий.”
“К западу от гор Бучеджь простирается известняковый хребет Пятра-Краюлуй (2240м); среди туристов он известен своими крутыми пропастями, узким гребнем, огромными подвижными нагромождениями камней у подножия и великолепным видом, открывающимся с его вершины. По своему геологическому строению (абсолютное преобладание известняка) Пятра-Краюлуй принадлежит к массиву Бучеджь, по своему положению примыкает к массиву Фэгэраш.“
Климат Румынии умеренно-континентальный, характеризующийся жарким летом и холодными зимами; большинство осадков выпадает летом. Средняя температура января в Бухаресте –3° C, а июля +23° C. Летом температуры в горах смягчены; а зимы очень холодные и снежные. Главным показателем суровости климата является высота над у.м. Температура воздуха уменьшается на 0.5-0.6°С каждые 100м высоты. На высоте 1800м зима длится 6-7 месяцев, макс. температуры достигают + 25°С, минимальные - –32°С. Осадков много, в горах от 1200 до 1400мм в год. Меньше всего осадков в горах в сентябре, а в долинах – в феврале. Как показывает опыт авторов, как кратковременные (1-2 часа) дожди, так и периоды с ясным и солнечным небом наблюдаются в горах ежедневно.
Так как в Ю. Карпатах преобладает западный ветер, рекомендуется прокладывать маршруты походов с запада на восток. Лучшее время для похода летом – июль-начало августа. В это время относительно мало осадков и тумана. Зимой наилучшая погода с небольшим количеством осадков наблюдается с середины января по середину марта (однако ясных дней зимой намного меньше, чем летом). В другие времена года погода крайне нестабильна и сопровождается частыми дождями (снегопадами).
Верхняя часть гор покрыта скалами и осыпями. Альпийские луга располагаются на высоте более 1600м. Хвойные леса, состоящие главным образом из пихты и ели, растут в высотном поясе не ниже 1300м; лиственные леса, преимущественно буковые и дубовые, опускаются до высоты около 500м. На высотах 1500-1900м часто встречаются заросли горной сосны (жереба). Также встречается много черники, малины и др. ягод. Горные районы пригодны только для пастбищного скотоводства. Животный мир сохранился лучше, чем соседних горных массивах Европы. В лесах живут большое количество диких животных: медведи, волки, рысь, дикие кабаны и олени (даже вблизи населенных пунктов); на равнинах – только лисы, зайцы, барсуки и белки. Имеются птицы многих видов, в том числе орлы, ястребы и соколы. Реки богаты рыбой.
Южные Карпаты и, в особенности, массивы Пятра Краюлуй, Бучеджь и Фэгэраш достаточно освоены туристами и альпинистами (если сравнивать с украинскими Карпатами, например. По сравнению с Татрами или Альпами эти горы намного более дикие.). Путешествуют не только румыны, часто встречаются группы из Польши, Чехии, Германии. Туристов из постсоветских стран практически нет.
В горах развита система туристского обслуживания: приюты (рефуджии), горные отели (к?баны), хорошие подъезды, местами иногда работают канатные дороги. Тропы, как правило, маркированы краской или двухметровыми полосатыми столбиками (для зимы). Иногда в опасных и сложных местах маркированных троп навешены страховочные цепи или тросы. Тем не менее проложить полностью автономный маршрут нетрудно, хотя при необходимости до ближайшего населенного пункта (или кабаны) можно добраться за полдня. В Румынии существует горно-спасательная cлужба Салвамонт (Salvamont). Посты обычно находятся в рефуджиях или кабанах вблизи опасных участков маршрутов. Регистрироваться и предъявлять маршрутные документы спасателям не нужно.
Правила поведения в горах довольно либеральны: заповедником является только Ретезат, в остальных местах, как правило, национальных парках, можно ставить палатки, ночевать и ходить где угодно, разжигать костры (если есть из чего). Мусор необходимо забирать с собой и выкидывать в специальных местах рядом с рефуджиями или кабанами или спускать вниз, в населенные пункты. Не разрешается купаться в некоторых озерах, откуда берется вода для стоящих рядом приютов.
Наличие альпийских форм рельефа в Южных Карпатах, в основном скал, гребней и осыпей, уступающих кавказским только по размерам, позволило авторам совершить летом 2002г. пешеходные походы 2 и 3 к.с. (с перевалами и в-нами 1Б к.т.). Максимальльная сложность походов нам неизвестна, это дело будущего, но проложить маршрут пешеходного похода 4 к.с. или горного 3 к.с. нетрудно. Следует заметить, что согласно румынской системе классификации альпинистских маршрутов, совпадающей со старой советской (н/к-5Б), в Румынии совершены восхождения на вершины до 5Б к.с. включительно. В основном, это протяженные скальные маршруты по стенам гор Бучеджь, Пятра Краюлуй и др. Зимой в хребте Фэгэраш существуют ледовые маршруты до 4Б к.с. включительно. Информацию о пройденных маршрутах можно найти в специальной литературе, иногда продающейся в румынских книжных магазинах, или в Салвамонте, а также у авторов данной статьи.
Зимний туризм в Южных Карпатах осложняется повышенной лавиноопасностью склонов, по которым проходят основные маркированные маршруты. Движение по многим тропам не рекомендуется или запрещено. Тем не менее остаются очень широкие возможности для туризма.
Так как основная часть сложных маршрутов проходит выше зоны леса, необходимо иметь примуса (горелки). На некоторых хребтах вода есть только в редких озерах, это нужно учитывать при планировании похода. Из-за того, что страховочные цепи в опасных местах иногда плохо закреплены или отсутствуют, необходимо иметь снаряжение для навешивания / использования перил. Также рекомендуется не забывать про качественный дождевик.
Гражданам Украины / России для въезда в Румынию не требуются визы (<b>по состоянию на 2002 год!</b>). Вместе с загранпаспортами достаточно иметь ваучеры (которые можно купить прямо перед границей) или полисы медицинского страхования на весь срок пребывания в стране, а лучше всего некую сумму денег, официально 240$ на человека, хотя в действительности достаточно 50$ мелкими купюрами или банковской карточки. В итоге в Румынию пропускают всех. Имеется несколько пропускных пунктов на украино-румынской границе, наиболее известны вблизи Черновцов и Рахова. Путь через Молдавию более длинный и дорогой. Морем (паромом), как показывает опыт, в Румынию попасть проблематично. Границу можно преодолеть на автомобиле, автобусе, поезде. Первый способ (даже на такси) - наиболее дешевый и быстрый. Наиболее удобное место для въезда – международный переход Порубное – Сирет, т.к. таксисты (5$/чел; для сравнения: автобус - 7$/чел с багажом, поезд Киев-Бухарест ~ 50$, цены 2002г.), стартующие от автовокзала г. Черновцы, довезут Вас в Сучаву (50км) – крупный город на пересечении авто- и ж/д-путей. Рейсовые автобусы совершают около 7 рейсов через границу в день, начиная с 7 часов утра. Таскисты, как и автобусы, из Сучавы отправляются от автовокзала и примыкающих автостоянок.
Передвигаться по Румынии можно автобусами и поездами, вторыми дешевле. Ж/д-сообщение достаточно регулярное и быстрое, хотя от Сучавы до Фэгэраша можно доехать только за 10 часов (600-700км). Поезда делятся на 3 типа: Rapid, Accelerat, Personal – по убыванию стоимости. В каждом из поездов есть вагоны 1-го и 2-го классов. Приблизительный тариф для поезда Accelerat, 2-й кл. – 1.2$/100км. В билетах (кроме поездов Personal) указаны места, но проблем с их наличием не существует. По вагонам ходит кондуктор – проверяет и компостирует билеты. Выгоднее покупать сразу до конца, с несколькими пересадками.
По условиям и уровню жизни Румыния похожа на нашу страну, хотя не настолько урбанизирована. Можно встретить как многозвездочные курорты, так и откровенную разруху и нищету. Серьезная преступность незаметна, распространено мошенничество. В населенных пунктах необходимо оставаться бдительным, и проблем не будет (пересчитывать сдачу, не оставлять вещи без присмотра). Полиция встречается в злачных местах и к туристам относится с уважением. В общем же, люди в Румынии по-южному темпераментны и очень отзывчивы, интересные собеседники. Румынский язык имеет романские корни и похож на итальянский или французский. Достаточно иметь словарик на несколько страниц, хотя без правильного произношения, вашу речь скорее всего не поймут. В-основном, все говорят только по-румынски, хотя старшее поколение помнит русский или французский со школы, а молодежь может легко разговаривать по-английски.
Цены на продукты питания сравнимы с нашими, хотя, например, вино намного дешевле (1$ = 2литра). Деньги (доллары и евро) можно обменять на румынские леи (измеряются в тысячах, 1$=33.000lei, 07.2002) в обменных пунктах или банках. Карты горных районов стоят недешево и продаются только в центрах туризма (в крупных городах, курортах, иногда в кабанах).
Румыния обладает своеобразной музыкой, кухней, собственным кинематографом. Кроме бухарестских памятников коммунистической эпохи, в Сибиу и Сигишоаре, а также других городах прекрасно сохранилась средневековая застройка центров, во многих местах остались замки и крепости. Православные церкви широко известны своими росписями и необычной архитектурой.
Несмотря на все вышеописанные проблемы, Вы не пожалеете о времени, проведенном в горах Румынии.
Дмитрий Шаповалов, dssh (at) ukr.net; Илья Гуз, yarn (at) ukr.net, 2002.
Полезные ссылки:
- www.karpatenwilli.com – много фотографий гор, пещер, людей из почти всех районов Румынии. Черно-белые хребтовые схемы с маркированными маршрутами, словари, расписания. На немецком.
- mapy.mk.cvut.cz – сканированные топографические карты Румынии (и других стран мира).
- http://leosuteu.rsdor.ro – качественные карты основных районов, фотографии.
- http://kevf72.troja.mff.cuni.cz/mapy/rumunsko/fagaras.htm – сканированные карты Фэгэраша. http://www.budgettravel.com/romania.htm – самые разнообразные ссылки по Румынии (в т.ч. ж/д расп.).
- Цветные схемы некоторых горных районов, короткие русско- и англо-румынские словари, отчеты о походах в Румынии, фотографии.
- www.krocus.cjb.net – описание похода по Трансильванским Альпам летом 2002г. http://romanycz.travel.ru/stories/ro.htm – границы, погранпереходы, транспорт.
- http://www.cfr.ro – точные ж/д расписания. Сервер румынских железных дорог.
- http://www.travlang.com/languages/ – наиболее употребляемые слова на румынском с озвученным произношением.
Примеры пройденных категорированных маршрутов по Южным Карпатам:
II к.с. : пос.Буштени (Busteni) - г.Омуль (Omul, 2505) - пос.Бран (Bran, 750) - каньон Прапаштиле (Prapastiile) - пер.Крапатури (Crapaturii, 1660) - г.Турну (Turnu, 1907) - пер. Падина Инчиса (Padina Inchisa) – стоянка Плаюл Фои (Plaiul Foii, 849) - г.Лереску (Lerescu, 1690) - оз.Урля (Urlea) - г.Вишта Маре (Vistea Mare, 2527) - р/в г.Молдовяну (Moldoveanu, 2544) - пер.Подрагулуй (Podragului) – реф.Змеилор (Zmeilor) - оз.Калтун (Caltun, 2147) – р/в г.Негою (Negoiu, 2535) - пер. Киобанулуй (Strunga Ciobanului) - р.Раул Маре (Raul Mare) - ст.Порумбаку де Жос (Porumbacu de Jos, 450). (И. Гуз)