Район | Хребет, масcив | Какие ущелья соединяет | Название | Высота, м | Координаты | Категория сложности | ||
сезон | зима | межсезонье | ||||||
Домбай | Кышкаджерский | р. Улу-Муруджу - р. Даут | Межпупырный | 3315 | 43о18?34.09??N 41о50?39.21??Е | 1Б | ? | ? |
1. Общее время прохождения: 5:05, (от озера в верховьях Улу-Муруджу до слияния р. Даут и Рынджи)
2. Затрачено времени на подъем: 1:15 , перепад высот +410 м
3. Затрачено времени на спуск: 3:50 , перепад высот -780 м
4. Движение с самостраховкой: 1:00 , с одновременной страховкой: 0:00 .
5. Движение с попеременной страховкой: 0:00, с перильной страховкой: 3:05.
6. Организовано пунктов самостраховки: 3.
7. Характеристики ключевой части подъема и спуска по участкам:
Участок пути | Общее время прохождения (час:мин) | Длина, (м) | Крутизна, (град.) | Перепад высоты, (м) | Характер рельефа | Характеристика движения со страховкой | Количество организованных пунктов страховки | |||
самостраховкой | одновременной | попеременной | перильной | |||||||
Озеро - начало пер. взлета | 0:45 | 820 | 20-25 | +90 | Средняя осыпь, открытый ледник | 0:30 | ? | ? | ? | ? |
R0-R1 | 1:30 | 860 | 30-35 | +250 | Средняя осыпь, конгломерат | ? | ? | ? | L=45м 35о 0:45 | 1 |
R1-R2-R3 | 2:20 | 80 | 40 | +70 | скальный кулуар | ? | ? | ? | L1=80м 35-40о 2:20 | 2 |
полка - слияние р. Даут и Рынджи | 1:30 | 3000 | 10-25 | -780 | Крупная осыпь, открытый ледник | 0:30 | ? | ? | ? | ? |
8. При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
- групповое: веревка 50 м минимум 2 шт., станционные петли 120-150 см 3 шт., карабины 4 шт., комплект расходной веревки на 2 станции.
- индивидуальное: ледоруб и треккинговые палки, каска, система, 3 карабина, 2 прусика, жумар и спусковое.
9. Рекомендованное место для ночевки: с северо-западной стороны - стоянки рядом с озером по дороге к перевалу, на высоте 2940 м. Вода из небольшого ручья в верхней части озера. С юго-восточной стороны - пересечение рек Даут и Рынджи, или ближе к перевалу на моренных валах (возле ледникового озера) под л. Рынджи.
10. Перевал пройден: 16.08.2013 в горном походе 2 категории сложности по Западному Кавказу.
11. Метеорологические условия прохождения перевала: Утро: ясно, слабый ветер. После 15:00 высокая облачность и моросящий дождь.
12. Необходимые дополнительные условия для организации движения и страховки. Ввиду камнеопасности, при низком количестве снега, рекомендуется проходить перевал с навеской перил, и недопущения прохождения участниками один над другим.
13. Потенциальная опасность и средства безопасности. При низком количестве снега, в теплый год - камнеопасность, мерами безопасности при этом является - наличие у всей группы необходимого личного снаряжения, на подходах тщательное передвижение плотной группой, при прохождении определяющих участков - движение по одному.
14. Руководитель похода Грабец Богдан Богданович.
15. Маршрутная книжка - 36/2013, МКК 126-04-30302000 Киев.
Описание прохождения перевала и картографический материал:
Описание по прохождению дается от озер под перевалом, до слияния р. Даут и Рынджи.
От озера уже одетыми в системы поднимаемся по моренным валам в цирк перевалов Уллу-Муруджу и МТИЛП (фото 44), через 15 минут выходим на открытый ледник и продолжаем движение в направлении осыпи, ограниченной ледником, которую образует кулуар нашего перевала в северо-восточном плече Муруджинской иглы. По мелкой осыпи поднимаемся до выхода скал (фото 45), возле которых начинается мелкий конгломерат с лежащим на нем камнями средней величины. Дальнейшее движение группой затруднено еще тем что конгломерат покрывает выходы скал и сползает большой массой при малейшем движении, увлекая за собой средние камни, крутизна порядка 30о.
Дальнейшее передвижение (R0-R1) было осуществлено следующим образом: участник с хорошей индивидуальной техникой, с самостраховкой ледорубом вышел с веревкой вдоль правого борта кулуара (орограф.) на седловину, вдоль скальных выходов, где положе. На седловине за скальный выступ у левого борта начала кулуара закрепил веревку. Остальные участники в это время находились под прикрытием скального контрфорса внизу и немного сбоку кулуара (фото 46). На подъеме первый воспользовался как ППС крюком, забитым кем-то из предыдущих групп. Последующие выходили на перевал по перилам (фото 47).
На перевале очень ветрено, седловина перевала крутая, мест под палатки нет (фото 48). С перевала снята записка клуба Прейльского района Латвийской Республики под руководством Яниса, которые поднимались со стороны реки Уллу-Муруджу радиально 5 августа 2013 года.
Не дождавшись выхода последних участников, начали спускаться с перевала. Спусковой кулуар представляет собой узкий каменный желоб с множеством лежащих в нем камней, который отлично просматривается вплоть до выхода на полку. В 3-х метрах от седловины оставшийся не вытаявший снежник, с которого начинали спуск все участники. Крепление веревки за тот же выступ, что и при выходе на перевал, обеспечивает максимально спрямление веревки. Через 45 м спуска организовали станцию R2, на скальном выступе на правом борту кулуара, немного выше от желоба, в нише, что делает эту станцию хорошо защищенной (фото 49). Еще выше данной точки находилось пару старых расходных петель, что свидетельствует о прохождении данного перевала при намного большем количестве снега, что делает его несомненно безопасней. Спустившись с R2 по перилам, на 40 м выходим на полочку на правый борт кулуара, где организовываем станцию R3 на выступе. Тут под пекущим солнцем в защищенном месте, под нависанием, дожидаемся остальных участников, которые по одиночке проходят спусковой кулуар (фото 50). Связь - через рации.
С R1 последний участник уходит с нижней страховкой, чтобы поменьше скинуть камней, с установленным ППС. С R2 сдергиваем веревки через оставленную расходную петлю.
Сбухтовавшись и собравшись, с ледорубами, спускаемся 20 м до открытого ледника Рынджи. Отсюда немного вдали от спускового кулуара, который легко оттуда читается (фото 51) за 30 минут доходим до моренных валов, где делаем обед. Немногочисленные трещины в верховьях засыпаны снегом и легко читаются. И далее спускаемся вниз (фото 52) к слиянию р. Даут и р. Рынджи, сначала по моренным валам, потом по травянистым склонам, где останавливаемся на ночевку, на полянах возле озера. Слабые ручьи р. Рынджи каждый раз переходим на правый борт, чтобы в итоге при подходе к стоянке не бродить внизу уже мощный поток р. Рынджи, который вряд ли получится перейти без организации страховки.
Пер. МТИЛП(1Б*) при подъеме и спуске на Уллу-Муруджу хорошо просматривается и представляет собою крутые камнеопасные скальные склоны (фото 53). Даже вытаявший Уллу-Муруджу выглядит куда безопасней.