Перевал Уллу-Муруджу (1Б)

РайонХребет,
масcив
Какие ущелья
соединяет
НазваниеВысота,
м
КоординатыКатегория сложности
сезонзимамежсезонье
ДомбайКышкаджерскийр. Улу-Муруджу -
р. Даут
Межпупырный331543о18?34.09??N
41о50?39.21??Е
??

1. Общее время прохождения: 5:05, (от озера в верховьях Улу-Муруджу до слияния р. Даут и Рынджи)
2. Затрачено времени на подъем: 1:15 , перепад высот +410 м
3. Затрачено времени на спуск: 3:50 , перепад высот -780 м
4. Движение с самостраховкой: 1:00 , с одновременной страховкой: 0:00 .
5. Движение с попеременной страховкой: 0:00, с перильной страховкой: 3:05.
6. Организовано пунктов самостраховки: 3.

7. Характеристики ключевой части подъема и спуска по участкам:

Участок путиОбщее время прохождения
(час:мин)
Длина,
(м)
Крутизна,
(град.)
Перепад высоты,
(м)
Характер рельефаХарактеристика движения со страховкойКоличество организованных
пунктов страховки
самостраховкойодновременнойпопеременнойперильной

Озеро - начало пер. взлета

0:45

820

20-25

+90

Средняя осыпь, открытый ледник

0:30

?

?

?

?

R0-R1

1:30

860

30-35

+250

Средняя осыпь, конгломерат

?

?

?

L=45м

35о

0:45

1

R1-R2-R3

2:20

80

40

+70

скальный кулуар

?

?

?

L1=80м

35-40о

2:20

2

полка - слияние р. Даут и Рынджи

1:30

3000

10-25

-780

Крупная осыпь, открытый ледник

0:30

?

?

?

?

8. При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
- групповое: веревка 50 м минимум 2 шт., станционные петли 120-150 см 3 шт., карабины 4 шт., комплект расходной веревки на 2 станции.
- индивидуальное: ледоруб и треккинговые палки, каска, система, 3 карабина, 2 прусика, жумар и спусковое.
9. Рекомендованное место для ночевки: с северо-западной стороны - стоянки рядом с озером по дороге к перевалу, на высоте 2940 м. Вода из небольшого ручья в верхней части озера. С юго-восточной стороны - пересечение рек Даут и Рынджи, или ближе к перевалу на моренных валах (возле ледникового озера) под л. Рынджи.
10. Перевал пройден: 16.08.2013 в горном походе 2 категории сложности по Западному Кавказу.
11. Метеорологические условия прохождения перевала: Утро: ясно, слабый ветер. После 15:00 высокая облачность и моросящий дождь.
12. Необходимые дополнительные условия для организации движения и страховки. Ввиду камнеопасности, при низком количестве снега, рекомендуется проходить перевал с навеской перил, и недопущения прохождения участниками один над другим.
13. Потенциальная опасность и средства безопасности. При низком количестве снега, в теплый год - камнеопасность, мерами безопасности при этом является - наличие у всей группы необходимого личного снаряжения, на подходах тщательное передвижение плотной группой, при прохождении определяющих участков - движение по одному.
14. Руководитель похода Грабец Богдан Богданович.
15. Маршрутная книжка - 36/2013, МКК 126-04-30302000 Киев.

Описание прохождения перевала и картографический материал:

Описание по прохождению дается от озер под перевалом, до слияния р. Даут и Рынджи.

От озера уже одетыми в системы поднимаемся по моренным валам в цирк перевалов Уллу-Муруджу и МТИЛП (фото 44), через 15 минут выходим на открытый ледник и продолжаем движение в направлении осыпи, ограниченной ледником, которую образует кулуар нашего перевала в северо-восточном плече Муруджинской иглы. По мелкой осыпи поднимаемся до выхода скал (фото 45), возле которых начинается мелкий конгломерат с лежащим на нем камнями средней величины. Дальнейшее движение группой затруднено еще тем что конгломерат покрывает выходы скал и сползает большой массой при малейшем движении, увлекая за собой средние камни, крутизна порядка 30о.

Дальнейшее передвижение (R0-R1) было осуществлено следующим образом: участник с хорошей индивидуальной техникой, с самостраховкой ледорубом вышел с веревкой вдоль правого борта кулуара (орограф.) на седловину, вдоль скальных выходов, где положе. На седловине за скальный выступ у левого борта начала кулуара закрепил веревку. Остальные участники в это время находились под прикрытием скального контрфорса внизу и немного сбоку кулуара (фото 46). На подъеме первый воспользовался как ППС крюком, забитым кем-то из предыдущих групп. Последующие выходили на перевал по перилам (фото 47).

На перевале очень ветрено, седловина перевала крутая, мест под палатки нет (фото 48). С перевала снята записка клуба Прейльского района Латвийской Республики под руководством Яниса, которые поднимались со стороны реки Уллу-Муруджу радиально 5 августа 2013 года.

Не дождавшись выхода последних участников, начали спускаться с перевала. Спусковой кулуар представляет собой узкий каменный желоб с множеством лежащих в нем камней, который отлично просматривается вплоть до выхода на полку. В 3-х метрах от седловины оставшийся не вытаявший снежник, с которого начинали спуск все участники. Крепление веревки за тот же выступ, что и при выходе на перевал, обеспечивает максимально спрямление веревки. Через 45 м спуска организовали станцию R2, на скальном выступе на правом борту кулуара, немного выше от желоба, в нише, что делает эту станцию хорошо защищенной (фото 49). Еще выше данной точки находилось пару старых расходных петель, что свидетельствует о прохождении данного перевала при намного большем количестве снега, что делает его несомненно безопасней. Спустившись с R2 по перилам, на 40 м выходим на полочку на правый борт кулуара, где организовываем станцию R3 на выступе. Тут под пекущим солнцем в защищенном месте, под нависанием, дожидаемся остальных участников, которые по одиночке проходят спусковой кулуар (фото 50). Связь - через рации.
С R1 последний участник уходит с нижней страховкой, чтобы поменьше скинуть камней, с установленным ППС. С R2 сдергиваем веревки через оставленную расходную петлю.

Сбухтовавшись и собравшись, с ледорубами, спускаемся 20 м до открытого ледника Рынджи. Отсюда немного вдали от спускового кулуара, который легко оттуда читается (фото 51) за 30 минут доходим до моренных валов, где делаем обед. Немногочисленные трещины в верховьях засыпаны снегом и легко читаются. И далее спускаемся вниз (фото 52) к слиянию р. Даут и р. Рынджи, сначала по моренным валам, потом по травянистым склонам, где останавливаемся на ночевку, на полянах возле озера. Слабые ручьи р. Рынджи каждый раз переходим на правый борт, чтобы в итоге при подходе к стоянке не бродить внизу уже мощный поток р. Рынджи, который вряд ли получится перейти без организации страховки.

Пер. МТИЛП(1Б*) при подъеме и спуске на Уллу-Муруджу хорошо просматривается и представляет собою крутые камнеопасные скальные склоны (фото 53). Даже вытаявший Уллу-Муруджу выглядит куда безопасней.

Перевальный взлет Уллу-Муруджу

Фото 45.Перевальный взлет Уллу-Муруджу
Скальный выступ, место укрытия группы

Фото 46.Скальный выступ, место укрытия группы
Станция R1 и первая веревка

Фото 47.Станция R1 и первая веревка
Группа на перевале Уллу-Муруджу

Фото 48. Группа на перевале Уллу-Муруджу
Ледник Рынджи и спусковой кулуар

Фото 49. Ледник Рынджи и спусковой кулуар
Камнезащищённая полка по окончанию кулуара

Фото 50. Камнезащищённая полка по окончанию кулуара
Вид кулуара с л. Рынджи

Фото 51. Вид кулуара с л. Рынджи
Вид с полки на долину р. Рынджи и л. Рынджи

Фото 52. Вид с полки на долину р. Рынджи и л. Рынджи
Маршрут спуска с перевала по л. Рынджи

Фото 53. Маршрут спуска с перевала по л. Рынджи
Підписатися на Коментарі для "Перевал Уллу-Муруджу (1Б)"