Что такое спортивные походы? И спорт ли туризм? И почему спортивный?
Дело в том, что тот туризм, которым мы сейчас занимаемся, родился при стране, которой уже нет на карте (СССР). Тогда людям было интересно посещать нетронутые уголки своей необъятной Родины, а государству - поддерживать самый дешевый и малозатратный вид отдыха. Так постепенно люди ходили разного уровня походы, а с ростом опыта росли и притязания на более сложные маршруты. Со временем появилась необходимость классифицировать эти маршруты, чтобы обеспечить определенный уровень их безопасности. Так развивались правила самостоятельных путешествий. Чтобы регулировать развитие туризма, был выбран путь альпинизма - спорт, что гораздо проще с организационной точки зрения. Есть общественные организации (федерации), которые сами регулируют свой вид спорта, пишут правила, классифицируют маршруты и т.д. Затраты у государства минимальны - прокат снаряжения, оргвопросы с помещениями и т.п. Чем это удобно самим туристам - решаются орг вопросы, где-то упрощается сама возможность заниматься. Но это предыстория.
Что мы имеем сейчас. Есть правила проведения походов. Они так или иначе дорабатываются (по крайней мере имеют такую возможность) опытными мастерами туризма. Проводя поход, каждая организованная группа должна выполнить некоторую последовательность действий, чтобы сократить риск несчастных случаев в походах. Далее группа должна принести свой маршрут на оценку более опытным людям из маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) для оценки (см. туристские документы). Комиссия на маршрут смотрит, общается с группой и принимает решение о возможности пройти поход. Так должно быть и, по большому счету, так и происходит.
В туризме есть определенная классификация (ранжирование) маршрутов. Она вырастала из уже полученного опыта и вполне может меняться и далее. Смысл ее в том, чтобы наращивать опыт постепенно и защитить от переоценки своих сил и недооценки маршрута. Соответственно есть и требования к участникам и руководителям походов. Ну и как общее - имеются правила, описывающие основные моменты, что делать можно и нужно, а чего нельзя.
В человеке в определенной мере заложена тяга к самооценке и оценке окружающих, и четкая классификация повышает адекватность такой оценки и подталкивает к развитию.
Такой подход можно считать спортивным туризмом. Можно сказать формальнее, что спортивный поход - это мероприятия, связанные с передвижением человека в природной среде на любом транспорте или без него, в одиночку или в составе группы, с познавательными, оздоровительными, спортивными и другими целями. Это звучит несколько формально, потому можно сказать, что поход - это перемещение и достижение какой-либо цели в районе дикой природы, будь это спортивное препятствие (вершина), или препятствие на пути к эксклюзивному виду (перевал, вершина), или своеобразное восприятие вида после пройденного препятствия (маршрут).
Можно ли верить человеку, который говорит, что спорт его не интересует, и при этом старается сравнивать свой поход? Можно ли верить человеку, если он говорит, что спорт его не интересует, и при этом он идет на высшую точку Европы? Как относиться к человеку, который говорит, что правила походов его не интересуют, т.к. он не спортсмен, и при этом он перескакивает через свой опыт, пренебрегая чужим опытом, ведет за собой людей в мероприятие, которое им не по силам? Можно ли называть высокомерно спортом желание человека воспользоваться чужим опытом (правила спортивного туризма)? Это уже риторические вопросы, направленные на осознание того, что ты хочешь от туризма.
Наверное не стоит говорить, что получать удовольствие от общения с людьми, общаться с природой, наслаждаться одиночеством можно даже в рамках категорийных походов. Причем в любом возрасте похода длиною в жизнь, возможно, об этом стоит подумать.
О видах туризма
Так сложилось, что из СССР нам в наследство досталось то или иное разделение на виды туризма: пеший, горный, лыжный, вело, водный и т.д. Мы будем говорить в основном о пешем и горном, как наиболее близким к тематике клуба ?Глобус?.
Деление это достаточно условно и обусловлено скорее историей, чем логикой. Хотя и она есть. Первоначально было такое деление, дожившее до конца 80-х. Альпинистам достались категорированные ими вершины - это в свое время лоббировалось на самом высоком уровне. Горным туристам - все что выше 3000м, но только перевалы, на вершины до 89г. им ходить было запрещено. Пешеходным туристам - необъятные просторы СССР, но без высокогорья. Это свято блюлось до 1989г, с поддержкой легкой неприязни между классами. Сейчас грани стерлись, но некоторые наследственные тенденции сохранились.
Горный туризм сегодня - это, как правило, поход, насыщенный техническими препятствиями, вполне может быть недалеко от населенных пунктов. Важно соблюсти определенные пропорции по сложности и опыту. В современном туризме наметилось небольшое подразделение на два подвида. Тур-альп (условно) - суть его в технически насыщенном, максимально налегке (соответственно малоавтономном) с малым километражем и длительностью перемещении в отдельно взятом районе. Второй - как правило, протяженные походы в высокогорье, мало чем отличающиеся от пешего туризма.
Пеший туризм куда ближе к понятию приключение. Его основная задача - посмотреть район, побыть наедине с природой, причем желательно, чтобы препятствий было мало либо они были максимально разнообразными. Тут также есть деление надвое. Первый тип - максимально простые технически маршруты, со сложными протяженными препятствиями, более дикой природой и большей автономностью. Второй - технически насыщенный, но при этом максимально разнообразный, охватывающий максимум в районе похода маршрут, понятно что желательно автономный.
Если сравнивать оба вида, у них есть точки соприкосновения, но суть изначально в них закладывалась разная. Хотя на сегодня грани стираются. Всегда остаются в почете линейные маршруты (переход из точки А в точку Б), как наиболее тяжелые, но дающие хороший обзор районов похода. Не хуже кольцевой (переход из точки А в точку А), т.к. дает такую же возможность, но при меньшем обзоре. Ценятся (в горном туризме) также маршруты с несколькими кольцами, которые дают возможность ходить налегке. Нередко в обоих видах применяют радиальные выходы (локальные миникольца иногда в возвратом по своему же пути), как быстрая возможность решить свои задачи (например, взойти на вершину). Споры про то, что лучше - неуместны, в альпинизме есть схожие споры про альпийский легкий стиль. Все это дело вкуса.
Ближе к классификации
Во всех видах туризма походы делят на шесть категорий. От единицы до шестерки. Единица - самый простой. Также есть степенные некатегорийные походы для детей - там всего три степени.
Для всех видов туризма есть требования по длительности и протяженности похода. См. таблицу.
Вид туризма | Категории сложности | Степени сложности | |||||||
І | ІІ | ІІІ | ІV | V | VІ | 1 | 2 | 3 | |
Длительность в днях(не меньше) | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 | 3-4 | 4-6 | 6-8 |
Протяженность в км.(не меньше) | |||||||||
Пешеходных | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | 300 | 30 | 50 | 75 |
Лыжных | 130 | 160 | 200 | 250 | 300 | 300 | 30 | 50 | 75 |
Горных | 100 | 120 | 140 | 150 | 160 | 160 | 25 | 50 | 60 |
Но основное отличие состоит в ?наполнении?.
В горном туризме третьим и наиболее важным фактором является наличие определяющих препятствий - исторически сложилось, что перевалов. Перевал ?это основное препятствие в горном туризме. Хотя нет на сегодня запрета ходить на вершины или траверсы. Но определяющим как правило являются перевалы. Перевал же в данном случае - это путь из одной долины в другую через хребет или отрог хребта, здесь это расходится с общегеографическим значением. Прохождение группой нескольких перевалов без спуска в долину оценивается по совокупности как ?связка перевалов?. Перевалы имеют оценку в три категории - от единицы до тройки (один - самые простые). И каждая категория разбивается на две полукатегории - А и Б (А проще). Существуют также некатегорийные перевалы (н/к). Если на обозначении классификации перевала стоит звезда (*) - это перевал, который в зависимости от условий может усложниться.
В каждом походе должен быть определенный набор перевалов. См. таблицу.
Категория сложности похода | Минимальное количество и категория перевалов | ||||||
Всего | 1А | 1Б | 2А | 2Б | 3А | 3Б | |
І | 2 | 2 | - | - | - | - | - |
ІІ | 3 | 1 | 2 | - | - | - | - |
ІІІ | 4 | - | 1 | 2 | - | - | - |
ІV | 5 | - | 1 | 1 | 2 | - | - |
V | 6 | - | - | 1 | 1 | 2 | - |
VІ | 7 | - | - | - | 1 | 2 | 1 |
Существует расшифровка, что представляет из себя каждая категория. См. Таблицу.
Но в двух словах о человеческом восприятии. Перевалы 1А - требуют простейшей самостраховки, необходимые для их преодоления навыки участники приобретают достаточно быстро. Перевалы 1Б - требуется уже простейшая взаимная страховка. Эти перевалы должны давать навыки передвижения, и, как правило, на них не характерны висячие и холодные ночевки на полках, сидя в рюкзаках и т.п. Если это происходит, то руководителю стоит задуматься, куда он повел людей. Перевалы 2А - как правило, требуют уже командной техники, что очень пугает тех, кто с ней не знаком. Потому нередко можно встретить людей, которые выше 2ки ничего не ходят. Перевалы 2Б и 3А уже требуют знаний и навыков. 3Б - перевалы на любителя, здесь может быть страшно.
Категория трудности перевала | Характер наиболее сложных участков пути | Техника и условия передвижения, биваки | Общее время преодоления перевала. Количество точек страховки (n). Длина определяющего участка (l) | Необходимое специальное снаряжение | |
1А | Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах. | Простейшая индивидуальная техника передвижения; самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне. | Несколько часов. n=0; l=0. | Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу. | |
1Б | Несложные скалы; снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом; закрытые ледники с участками скрытых трещин | Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны. | Не более одного дня. n= до 5; l= до 40-50 м. | Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный или ледовый молоток. | |
2А | Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45°); закрытые ледники и несложные ледопады. | Более сложная индивидуальная и коллективная техника: попеременная или групповая (перильная) страховка, использование "кошек" или рубка ступеней; может потребоваться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне. | Не более суток. n=5-10; l= до 80-100 м (2-3 веревки подряд) | Кроме перечисленного для перевалов 1Б к. т., ледорубы и "кошки" на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек. | |
2Б | Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности. | Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев; движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков; спуск по веревке ("дюльфер"). Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне. | Не менее суток. N=5-20; l= до 200 м (3-5 веревок подряд) | Кроме перечисленного для перевалов 2А к. т., тормозные устройства для спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательная веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска. | |
3А | Крутые (от 45 до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности; стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады. | Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т. п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил. | До двух суток. N=10-40; l= от 200 до 500 м (до 10 веревок подряд) | Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке; возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины; может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске. | |
3Б | То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60° и более. | Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток; специальной, рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки; отличного владения техникой всеми участниками; безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации "сидячих" или "висячих" биваков. | Не менее двух суток. n= более 30; l= 500 м и более (более 10 веревок подряд) | То же, что и для 3А. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала. | |
Не запрещено также в горном туризме ходить на вершины либо траверсы вершин (прохождение одной или несколько вершин по гребню, с разными маршрутами подъема и спуска), при этом используется классификация из постсоветского альпинизма, а именно шесть категорий, с двумя полукатегориями - по аналогии с перевалами. Поскольку альпинизм куда более направлен на технику преодоления препятствий, категории перевалов почти совпадают с категориями вершин до 3Б. Хотя нередки неточности, которые требуют переоценки. Это вызвано разными подходами к классификации.
Пример: Вершины высотные 5А могут соответствовать 3А перевалам, и наоборот, технические скальные 2Б могут быть явно выше 3А перевала.
Приблизительные принципы оценки вершин приведены ниже: Факторы, определяющие категории сложности маршрутов
• Трудности участков
• Протяженность участков
• Зависимость трудности от абсолютной высоты их расположения
• Протяженность маршрутов
• Крутизна маршрутов
• Абсолютные вершины маршрутов
Категории сложности маршрутов
Трудности участков
• Участки нулевой (0) - очень легкой трудности. Широкие осыпные , снежно-ледовые, травянистые , снежные , сильно разрушенные скальные гребни и склоны крутизной до 10-20 гр. Участки проходятся одновременным движением всей группы в обычной туристкой обуви, без использования какого-либо специального снаряжения.
• Участки первой (I) - легкой трудности. Осыпные, снежно-лудовые участки крутизной 15-30 гр. и некрутые скальные участки. При подъеме и спуске они преодолеваются одновременным движением всей группы с использованием рук для поддержания равновесия. При прохождении требуется элементарная альпинисткая подготовка. Снаряжение : ботинки, ледоруб , для организации страховки - веревка.
• Участки второй (II) - простой трудности. Снежно-ледовые участки крутизной 25-30гр и некрутые скалы. При подъеме и спуске преодолеваются попеременно(подготовленными альпинистами одновременно) с использованием рук для создания опор. При прохождении требуется элементарная альпинисткая подготовка. Снаряжение : ботинки альпинисткие, ледоруб, кошки, для организации страховки - веревка, возможно крючья.
• Участки третьей (III) - средней трудности. Ледово-снежные участки крутизной 30-45 гр., как правило походимые в три такта или на кошках, крутые скальные склоны, ребра, внутренние углы, камины, грубни, стенки с хорошими многочисленными зацепками, выступами, расщелинами , позволяющими надежно продвигаться или гладкие , но пологие плиты ребра, гребни и желоба. Подъемы по учсткам средней трудности осуществляются свободным лазаниемс основной нагрузкой на ноги и с рюкзаком. Спуски осуществляются в основном спортивным способом или дюльфером , а также свободным лазанием, хотя в этом случае затруднительно. Снаряжение : альпинисткая обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки - крючья,веревки, карабины, малотки, расходный репшнур.
• Участки четвертой (IV) выше средней трудности. Крутые 40-55 гр. ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых осуществляется в основном на передних зубьях кошек, крутые скальные участки с ограниченным количеством зацепок, выступов, уступов трещин и расщелин, требующие напряженного свободного лазания и хорошей техники передвижения по горному рельефу. Прохождение участков с рюкзаком, возможно, но сильно затруднено. Для обеспечения безопасности первый должен преодолевать стенные участки на двойной веревке. Спуск по участкам в основном дюльфером, в некоторых случаях возможен спортивный спуск. Снаряжение : альпинисткая обувь,кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки - различные скальные крючья, ледобуры, закладки, карабины, молотки, расходынй репшнур, веревки.
• Участки пятой (V) категории.Трудные. Крутые (более 45 гр.) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искуственных точек опоры. Это также крутые заглаженные скалы разнообразного горного рельефа с очень ограниченными количеством неудобных зацеопк, упоров , выступов , уступов, расщелин и щелей, позвляющих осуществлять свободное движение только хорошо подготовленным спортсменам-альпинистам, с возможной организацией на коротких (2-3м) участках искуственных точек опоры, эти скалы , однако , имеют достаточное количество трещин , щелей и расщелин для создания надежной страховки, а также (хотя и редко) полки, не очень удобные площадки для организации смены ведущего. Для прохождения трудных участков требуется хорошая специальная альпинисткая техническая, физическая и моральная подготовка. Движение осуществляется в основном свободным лазанием, но только попеременно. Подъем первого с рюкзаком более 15-18 кг. практически невозможен. Спуски осуществляются только дюльферами. Снаряжение : специальная альпинисткая обувь, кошки, ледорубы, большой наборразнообразных скальных крючьев, закладных элементов, ледобуры, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховки и самостраховка - только крючьевая.
• Участки шестой (VI) трудности - очень трудные. Гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок , упоров, выступов, уступов необходымых для организации движения, и даже трещин , позволяющих организовать искусственные точки опоры, страховки и самостраховки, практически отсутсвуют даже короткие узкие ( на одного человека) полки дл яотдыха. Места страховки , самостраховки и смены ведущего в основном висячие. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинисткой специальной техников передвижения, тактической , физической, психрологической и моральнйо подготовки, владение специальной альпинисткой техникой и могут проходится ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов. Спуски дюльферами затруднены и трубуют определенной подготовки маршрута спуска при водъеме.
Протяженность участков
• Маршруты 1Б категории должны включать участки I-легкой трудности протяженностью : скальные - 20-30 м. и более или снежно ледовые - 30-40 м и более ; либо несколько коротких участков II-простой трудности : скальные - по 3-10 м. или снежно-ледовые - по 10-50 м.
• Маршруты 2А категории должны включать участки II -простой трудности протяженностью : скальные - 5-20м. или снежно-ледовые - 80-100 м.
• Маршруты 2Б категории должны включать в участки II-простой трудности протяженностью : 15-30 м. и более или снежно-ледовые -80-100м и более; либо короткие участки III-средней трудности: скальные - по 3-10 м. или снежно-ледовые-по 20-50м..
• Маршруты 3А категории должны включать участки III-средней трудности протяженностью : скальные - 5-20м.или снежно-ледовые - 30-200 м.
• Маршруты 3Б категории должны включать участки III-средней трудности , протяженностью : скальные -20-30 м. и более или ледово-снежные - 100-300м. и более; либо короткие участки IV - выше средней трудности : скальные - по 3-10 м. или снежно-ледовые по 30-100 м.
• Маршруты 4А категории должны включать участки IV-выше средней трудности протяженностью : скальные 10-50м. или снежно-ледовые - 50-200м.
• Маршруты 4Б категории должны включать участки IV-выше средней трудности протяженностью : скальные - 30-60 м. и более или ледово-снежные - 100-400 м. и более; либо короткие участки V категории трудности - трудные: скальные - по 3-15м. или ледово-снежные - по 50-150м.
• Маршруты 5А категории должны включать участки V-категории трудности-трудные протяженностью : скальные - 20-80м. или ледово-снежные -100-400м.
• Маршруты 5Б категории должны включать участки V-категории трудности-трудные протяженностью : скальные -40-100м и более или ледово-снежные -200-300м. и более; либо короткие - 3-30м.. скальные участки VI категории трудности-очень трудные.
• Маршруты 6А категории должны включать скальные участки VI-категории трудности-очень трудные протяженностью не менее 30-60м. с общей суммой протяженности не менее 200-400 м.
• Маршруты 6Б категории должны включать скальные участки VI категории трудности-очень трудные протяженностью не менее 50-100м. с общей суммой протяженности не менее 300-600м.
Зависимость трудности участков от абсолютной высоты их расположения
Участки 0 - очень легкие трудности на высотах оцениваются
• от 4500 до 6000м. - I-легкой трудности
• от 6000 до 7500м. - II-простой трудности
• выше 7500м. - III-средней трудности
Участки I -легкой трудности на высотах оцениваются
• ниже 3000м - 0-очень легкой трудности
• от 4500 до 6000м - II-простой трудности
• от 6000 до 7500м.- III-средней трудности
• выше 7500м. - IV-выше средней трудности
Участки II -простойтрудности на высотах оцениваются
• до 1000м - 0-очень легкой трудности
• от 1000 до 3000м. - I-легкой трудности
• от 4500 до 6000м - III средней трудности
• от 6000 до 7500м - IV- выше средней трудности
• выше 7500 м - V - трудные
Участки III -средней трудности на высотах оцениваются
• до 1000м. - I-легкой трудности
• 1000-3000м - II-простой трудности
• от 4500 до 6000м - IV- выше средней трудности
• от 6000 до 7500м-V - трудные
• выше 7500 м - VI - очень трудные
Участки IV -выше средней трудности на высотах оцениваются
• до 1000м. - II-простой трудности
• 1000-3000м - III средней трудности
• от 4500 до 6000м -V - трудные
• от 6000 -VI - очень трудные
Участки V -трудные на высотах оцениваются
• до 1000м - III средней трудности
• 1000-3000м -IV- выше средней трудности
• от 4500-VI - очень трудные
Участки VI -очень трудные на высотах оцениваются
• до 1000м - IV- выше средней трудности
• 1000-3000м - V-трудные
• от 3000м-VI-очень трудные
Протяженность маршрутов
Протяженность маршрутов определяется от их начала - нижних бергшрундов, седловин или перевалов до вершин, без учета подходов и спусков, независимо от протяженности и трудности прохождения по ледникам, ледопадам , моренам, травянистым , осыпным или снежным склонам.
• 1Б категория - 500 м.
• 2А , 2Б категория - 550м.
• 3А , 3Б категория - 600м.
• 4А , 4Б категория - 650м.
• 5А категория - 700м.
• 5Б категория - 750м.
• 6А категория - 800м.
• 6Б категория - 850м.
Крутизна маршрутов
Средняя крутизна маршрута определяется от подножия - травянистого, осыпного , снежного склона, нижних бергшрундов или перевалов до вершины. Для маршрутов высших категорий желательно иметь две оценки. Вторая основная , без учета пологих нижних и верхних частей маршрутов.
• 1Б категория - 10-25 градусов.
• 2А , 2Б категория - 15-30 градусов.
• 3А , 3Б категория - 20-40 градусов.
• 4А , 4Б категория - 30-50 градусов.
• 5А категория - 40-60 градусов.
• 5Б категория - 45-70 градусов.
• 6А категория - 65-75 градусов.
• 6Б категория - 70-85 градусов.
Абсолютные высоты вершин
• 1Б категория - от 500 до 5000м
• 2А , 2Б категория - от 500 до 6000м
• 3А , 3Б категория - от 600 до 6500м
• 4А , 4Б категория - от 6700 до 7500 м
• 5А категория- от 1000 до 7500м
• 5Б категория - от 2000 и более
• 6 категория - от 3000 и более.
Категории сложности маршрутов
• Маршруты 1Б категории
• Маршруты 2А категории
• Маршруты 2Б категории
• Маршруты 3А категории
• Маршруты 3Б категории
• Маршруты 4А категории
• Маршруты 4Б категории
• Маршруты 5А категории
• Маршруты 5Б категории
• Маршруты 6А категории
• Маршруты 6Б категории
Маршруты 1Б категории
• Маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 5000м, средней крутизной 10-25 гр. Маршруты , в основном состоят из учасков 0-очень легкой трудности ,но должны включать 20-30м. и более участков I-легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3-15м) учаcтков II-простой трудности, либо 80-100м и более снежно-ледовых учаcтков I-легкой трудности, или иметь короткие(30-40м) участки II-простой трудности. Продолжительность прохождения маршрута - от 1.5 до 5-8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.
Маршруты 2А категории
• Маршруты восхождениий траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м. Средняя крутизна -15-30гр. Маршруты в основном состоят из участков 0-очень легкой трудности и I-легкой трудности, но должны включать в себя не менее 5-20м скальных участков II-простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б категории. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 6-10 часов. На некоторых участках возможно потребуется крючьевая страховка.
Маршруты 2Б категории
• Маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550м, средняя крутизна -15-30гр. Маршруты в основном состоят из участков 0-очень легкой и I-легкой трудности, но должны включать учатки II-простой трудности: скальные - не менее 15-30ма и более , снежно-ледовые - не менее 80-100м и более, либо иметь несколько коротких участков III-средней трудности: скальные - по 3-10 м или снежно-ледовые - по 20-50м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А категории и неограниченное количество маршрутов 1Б категории. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 5-8 часов. Требуется , хотя и не всегда , крючьевая страховка (1-3 крюка).
Маршруты 3А категории
• Маршруты восхождений и траверсов скального , ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6000 м. над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута- 600 м., средняя крутизна - 20-40гр. Маршруты в основном состоят из участков I-легкой и II-простой трудности, но должны включать учатки III-средней трудности : скальные - не менее 5-20м или ледово-снежные - не менее 50-200м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б категории и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А категории. Продолжительность прохождения аршрутов - от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда и дюльферов
Маршруты 3Б категории
• Маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины от 600 до 6000м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута 600м, средняя крутизна - 20-40гр. Маршруты в основном состоят из участков I-легкой и II-простой трудности, но должны включать участки III-средней трудности: скальные не менее 20-30м и ледово-снежные - не менее 100-300м, либо иметь несколько коротких участков IV-выше средней трудности: скальных - по 3-15м или ледово-снежных - по 50-100м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А категории и могут включать неограниченное количество маршрутов 1А и 2Б категории.Продолжительность прохождения маршрутов - 3-10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2-6 крючьев). Спуск спортивным способом или дюльферами.
Маршруты 4А категории
• Маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины от 600 до 7000м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута-650м, средняя крутизна -30-50гр. Маршруты в основном состоят из участков II-простой и III-средней трудности, но должны включать участки IV-выше средней трудности: скальные - не менее 20-50м или ледовоснежные не менее 50-200м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов 3А категории или не менее трех маршрутов 3Б категории, либо соответсвенно при одном маршруте 3Б категории не менее четырех 3А категории а при двух маршрутах 3Б категории - не менее одного 3А категории и неограниченное количество маршрутов 2А и 1Б категории. Продолжительность прохождения маршрутов - 5-6 и более часов. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10-20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможно организация ночевок на маршруте. Спуск по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются как правило спортивным способом и дюльферами.
Маршруты 4Б категории
• Маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного, комбинированного характера ан вершины высотой от 600 до 7000м над уровнем моря, средняя протяженность маршрута 650м, средняя крутизна - 30-50гр. Маршруты в основном состоят из участков II-простой и III-средней трудности, но должны включать участки IV-выше средней трудности:скальные не менее 40-80м. или ледово-снежные не менее 200-400м, либо иметь несколько коротких участков V-категории трудности: скальные по 3-15м или ледово-снедные по 50-150м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А категории и неограниченное количество маршрутов 1Б - 3Б категории.Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 часов и более. На большинстве маршрутво требуется организация ночевок. Дл яорганизации страховки и самостраховки требуется забивка 10-15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.
Маршруты 5А категории
• Маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута-700м, средняя крутизна-40-60гр. Маршруты в основном состоят из участков III-средней и IV-выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные - не менее 10-40м или ледово-снежные - не менее 100-400м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б категории и одного маршрута 4А категории и неограниченное количество маршрутов 1Б - 3Б категории.Продолжительность прохождения маршрута 6-8 часов и более. Как правило на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15-20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.
Маршруты 5Б категории
• Маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута-750м, средняя крутизна основной его части - 45-70гр. Маршруты в основном состоят из участков III-средней и IV-выше средней трудности с практическим отсутсвием участков I-легкой и II-простой трудности, но должны включать участки V трудности: не менее 50м скальных и не менее 300-500м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по3-20м) участков VI-трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А категории и неограниченное количество маршрутов 1Б - 4Б категорий. Продолжительность прохождения маршрутов - 8-10 часов и более. Маршруты, как правило требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40-50 и более скальных крючьев. Спуск осуществляется только дюльферами.
Маршруты 6А категории
• Маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000м и выше над уровнем моря.Средняя продтяженность - 800м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 65-75гр.На маршрутах практически отсутвуют участки I - III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20-40м с сумарной протяженностью не менее 200-250м. Продолжительность прохождения маршрута не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты ,как правило, требуют организации одиночных сидячих и висячих ночевок (в гамаках). Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А категории и неограниченное количество маршрутов 4А - 5А категорий. Спуск - только дюльферами и требует хорошей оранизации его при подъеме.
Маршруты 6Б категории
• Маршруты восхождений и траверсов скального и комбинированного характера на вершины выше 3000м над уровнем моря. Средняя протяженность - 800м, средняя крутизна(исключая траверсы) - 70-80гр. На маршрутах практически отсутствуют участки I - IV трудности. Основу маршрутов состявляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршруты 6А категории. Спуск - только дюльферами и требует организации его при подъеме.
Как правило, в альпинизме серьезный уровень маршрутов начинается с 5А (1й разряд по альпинизму), а вершины попроще используются в качестве промежуточного этапа обучения. Туризм же отчасти забирает на себя функцию посещения относительно простых вершин с целью не спортивного роста, а как самоцель. При необходимой подготовке.
Пешеходный туризм не имеет такой четкой классификации. Это его минус - достаточно размытая классификация. Но это же и его плюс - в большей свободе выбора. В походах 1, 2 категории основой является километраж и длительность, ну и коэффициент района. Но для более детальной оценки существует специальная формула и таблицы оценок. В основном ценится коэффициент района - это стоимость района с точки зрения общей его сложности. Коэффициент автономности - оценка возможности помощи извне. Перепад высот на всем маршруте. Сумма баллов за локальные препятствия - переправы, перевалы, вершины, траверсы, каньоны. У этих препятствий так же есть верхний порог по баллам, который нельзя переступать, что бы сохранить безопасность похода. А так же баллы за протяженные препятствия - растительный покров, болота, осыпи, пески, снежные и ледовые участки. Фактически можно набрать баллы на определенную категорию, выбирая те или иные препятствия.
- раздела | Показатель маршрута | Категория сложности маршрута | |||||
I | II | III | IV | V | VI | ||
1 | Продолжительность маршрута (t), дней (не менее) | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 |
2 | Протяженность маршрута (l), км (не менее) | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | 300 |
3 | Максимально допустимое количество баллов за локальные препятствия (ЛПmax) | 20 | 30 | 50 | 75 | 110 | 150 |
4 | Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет (не более) | 2 | 6 | 20 | 35 | 55 | 75 |
5 | Баллы за протяженные препятст-вия (ПП), идущие в зачет (не более) | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | 110 |
6 | Географический показатель (Г) | Определяется по таблице 4 | |||||
7 | Автономность (А) | Определяется по таблице 5 | |||||
8 | Коэффициент перепада высот (К) | Определяется по формуле 1 | |||||
9 | Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС) | 12-25 | 26-59 | 60-94 | 95-134 | 135-184 | 185 и более |
Баллы за локальные препятствия (ЛП)
Категория трудности препятствия | Характеристики препятствия | Число препятствий / коли-чество баллов за них по кате-гориям сложности маршрута | ||||||||||||||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | |||||||||||||||||||||||||
1. Переправа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/К (простейшая) | Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0,5 м/с); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м | 4/2 | 4/2 | 4/2 | 4/2 | 4/2 | 4/2 | |||||||||||||||||||||||
1А (простая) | Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (около 1,5 м/с); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек | - | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | |||||||||||||||||||||||
1Б (средняя) | Переправа через реки шириной более 20 м; скорость тече-ния выше средней (до 2 м/с); глубина более 0,8 м. Необхо-димо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует | - | - | 2/6 | 2/6 | 2/6 | 2/6 | |||||||||||||||||||||||
2А (сложная) | Ширина реки 30 м, скорость течения около 3 м/с; глубина 0,8 м. Для переправы необ-ходимо навешивание перил. Работает вся группа, часть из которой страхует | - | - | - | 1/6 | 1/6 | 1/6 | |||||||||||||||||||||||
2Б (навесная) | Ширина реки 30 м, скорость течения 3 м/с и более, глубина 1,2 м и более. Переправа вброд невозможна. Необходима навесная переправа; переправа первого участника с приме-нением плавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страховкой | - | - | - | - | 1/10 | 2/10 | |||||||||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 2 | 5 | 11 | 17 | 27 | 37 | ||||||||||||||||||||||||
2. Перевал | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/К | Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами, не требую-щими коллективной страховки | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | |||||||||||||||||||||||
1А | По действующей методике оценки | - | 1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 | |||||||||||||||||||||||
1Б | - | - | 1/6 | 1/6 | 1/6 | 1/6 | ||||||||||||||||||||||||
2А | - | - | - | 1/8 | 1/8 | 1/8 | ||||||||||||||||||||||||
2Б | - | - | - | - | 1/11 | 1/22 | ||||||||||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 2 | 6 | 12 | 20 | 31 | 42 | ||||||||||||||||||||||||
3. Вершина | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/К | Не менее 300 м перепада высот, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами | - | 1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 | |||||||||||||||||||||||
1А | По действующей классификации | - | - | 1/5 | 1/5 | 1/5 | 1/5 | |||||||||||||||||||||||
1Б | - | - | - | 1/7 | 1/7 | 1/7 | ||||||||||||||||||||||||
2А | - | - | - | - | 1/9 | 2/18 | ||||||||||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 0 | 4 | 9 | 16 | 25 | 34 | ||||||||||||||||||||||||
4. Траверс гребня | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/К | Лесистый, осыпной, снежный. Уклон вдоль гребня 15-20°, длина траверса не менее 3 км | - | 1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 | |||||||||||||||||||||||
1А | Травянистый, осыпной, снежный, участки легких скал, индивидуальная страховка, уклон вдоль гребня 20-25°, длина не менее 2 км | - | - | 1/5 | 1/5 | 1/5 | 1/5 | |||||||||||||||||||||||
1Б | Осыпной, снежный, ледовый, участки скал, требуется кол-лективная страховка. Уклон вдоль гребня 25-30°, длина не менее 1 км | - | - | - | 1/7 | 1/7 | 1/7 | |||||||||||||||||||||||
2А | Труднопроходимые скалы, участки льда; страховка коллективная. Уклон 35°, длина не менее 500 м | - | - | - | - | 1/9 | 2/18 | |||||||||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 0 | 4 | 9 | 16 | 25 | 34 | ||||||||||||||||||||||||
5. Каньон | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/К (простейший) | Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м | 3/2 | 3/2 | 3/2 | 3/2 | 3/2 | 3/2 | |||||||||||||||||||||||
1А (простой) | Движение без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м | - | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | |||||||||||||||||||||||
1Б (средний) | Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 25 % длины участка | - | - | 2/6 | 2/6 | 2/6 | 2/6 | |||||||||||||||||||||||
2А (сложный) | Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 50 % длины участка | - | - | - | 2/10 | 2/10 | 2/10 | |||||||||||||||||||||||
2Б (очень сложный) | Движение вдоль каньона не менее 200 м; навешивание пе-рил и применение страховки не менее чем на 75 % длины участка | - | - | - | - | 1/8 | 2/18 | |||||||||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 2 | 4 | 10 | 20 | 28 | 36 | ||||||||||||||||||||||||
Баллы за протяженные препятствия (ПП)
Категория трудности препятствия | Характеристики препятствия | Длина препятствия (км.) / количество баллов за него по категориям сложности маршрута | |||||||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||||||||||
1. Растительный покров | |||||||||||||||||||||||
Н/К (лес легко-проходимый) | Лес проходится по тропам или легко без них | 50/10 | 50/10 | 50/10 | 25/5 | 0 | 0 | ||||||||||||||||
1А (лес средне-проходимый) | Наличие густозаросших участков, подлеска | - | 12/5 | 15/6 | 20/8 | 25/10 | 12/5 | ||||||||||||||||
1Б (высоко-травье) | Скрытые в траве неровности склона, углуб-ления, камни, крутизна склона не менее 20° | - | 12/5 | 15/6 | 20/8 | 25/10 | 12/5 | ||||||||||||||||
2А (лес трудно-проходимый) | Много участков завалов, буреломов, глубокий мшаник и т. д. | - | - | 10/6 | 15/9 | 20/12 | 25/15 | ||||||||||||||||
2Б (стланик, гари) | Кедровый, березовый стланик, бамбук, гари | - | - | - | 5/14 | 10/28 | 20/56 | ||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 10 | 20 | 28 | 44 | 60 | 81 | |||||||||||||||||
2. Болота | |||||||||||||||||||||||
Н/К (легкопро- ходимое) | Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4м, необходима индивидуальная страховка | 20/10 | 40/20 | 40/20 | 20/10 | 14/7 | 10/5 | ||||||||||||||||
1А (кочкарни- ковое) | Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная страховка | - | - | 10/12 | 15/18 | 20/24 | 25/30 | ||||||||||||||||
1Б (топи, мари) | Индивидуальная и коллективная страховка, создание мостов из жердей, установка перил | - | - | - | 2/20 | 3/30 | 5/50 | ||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 10 | 20 | 32 | 48 | 61 | 85 | |||||||||||||||||
3. Осыпи, морены | |||||||||||||||||||||||
Н/К (мелкая, пологая) | Камни небольшие, крутизна склона 15-20° | 14/7 | 20/10 | 20/10 | 10/5 | 6/3 | 0 | ||||||||||||||||
1А (средняя, пологая) | Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона до 25°, индивидуальная страховка | 2/3 | 4/6 | 6/9 | 10/15 | 10/15 | 10/15 | ||||||||||||||||
1Б (мелкая, крутая) | Осыпи "живые", крутизна 30-40° | - | 2/4 | 3/6 | 5/10 | 7/14 | 10/20 | ||||||||||||||||
2А (средняя, крутая) | Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона 30-35°, индивиду-альная страховка | - | - | 1/5 | 2/10 | 3/15 | 4/20 | ||||||||||||||||
2Б (крупная) | Камни "живые" размером 1 м и более, необходима страховка | - | - | - | 1/7 | 2/14 | 3/28 | ||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 10 | 20 | 30 | 47 | 61 | 83 | |||||||||||||||||
4. Пески | |||||||||||||||||||||||
Н/К (грядовые) | Отдельные гряды или лунки песков | 20/10 | 40/20 | 40/20 | 10/5 | 6/3 | 0 | ||||||||||||||||
1А (сплошные) | Сплошные участки ровных песков | - | - | 10/15 | 30/30 | 60/45 | 100/60 | ||||||||||||||||
1Б (дюнные) | Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами | - | - | - | 20/15 | 40/30 | 60/45 | ||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 10 | 20 | 35 | 50 | 78 | 105 | |||||||||||||||||
5. Снежный участок | |||||||||||||||||||||||
Н/К (неглубокий покров) | Снежный покров глубиной 10-25 см | 20/10 | 30/15 | 40/20 | 40/20 | 20/10 | 0 | ||||||||||||||||
1А (средний покров) | Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,5-0,6 м и более | - | 2/4 | 6/12 | 10/20 | 20/40 | 30/60 | ||||||||||||||||
1Б (глубокий покров) | Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,7-1 м и более | - | - | - | 1/4 | 3/12 | 6/24 | ||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 10 | 19 | 32 | 44 | 62 | 84 | |||||||||||||||||
6. Ледовый участок | |||||||||||||||||||||||
Н/К (фирновый снег) | Лед, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15см | 13/10 | 20/16 | 30/24 | 30/24 | 30/24 | 30/24 | ||||||||||||||||
1А (фирновый лед) | Лед с шероховатой поверхностью | - | 7/4 | 14/8 | 20/12 | 30/18 | 40/24 | ||||||||||||||||
1Б (глетчерный лед) | Лед с ровной поверхностью | - | - | - | 5/10 | 10/20 | 15/30 | ||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 10 | 20 | 32 | 46 | 62 | 78 | |||||||||||||||||
7. Водный участок | |||||||||||||||||||||||
Маршрут I к.с. | По действующей классификации | - | 70/20 | 100/30 | - | - | - | ||||||||||||||||
Маршрут II к.с. | - | - | - | 100/45 | - | - | |||||||||||||||||
Маршрут III к.с. | - | - | - | - | 100/60 | 150/90 | |||||||||||||||||
Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет | 0 | 20 | 30 | 45 | 60 | 90 | |||||||||||||||||
Теперь о требованиях к туристам
Для участия в походе определенной категории сложности нужно иметь опыт участия в походе на одну категорию ниже. При этом 30% группы может иметь опыт участия на две категории ниже - это так называемые процентники. Как правило, так подбирают более перспективных ребят с меньшим опытом. Те же требование справедливы и для преодоления локальных препятствий (перевалов, вершин).
Для руководства походом нужно иметь участие в походе такой же категории и руководить походом на одну категорию ниже.
При переходе из одного вида туризма в другой - нужно иметь опыт участия в такой же категории и необходимый опыт локальных препятствий. При переходе из альпинизма в горный туризм третий разряд дает право участвовать в четверке, второй - вплоть до шестерки. НО, беря альпиниста в группу, стоит обращать внимание не только на его техничность, но и на другие качества. При переходе из туризма в альпинизм, возможны некоторые поблажки на уровне 3 разряда для участников четверок, но они не всегда действуют.
В альпинизме принято опыт считать спортивными разрядами - которые включают в себя сами восхождения и курс обучения. В туризме разрядная система другая - можно выполнять разряды участвуя в походах и руководя (классика), можно просто участвуя в походах, или участвуя в чемпионатах по походам. Спортивные соревнования не рассматриваем.
Но каждый уважающий себя клуб должен вести обучение своих участников и руководителей, уделяя внимание круглогодичной подготовке с участием в более легких межсезонных походах и соревнованиях. В них можно проверить навыки поведения в нестандартных ситуациях, в них же происходит общение коллектива.
Не менее важной становится и работа МКК
Как правило, она состоит из видовых комиссий - пешеходной, горной и т.д.
Наичнается выпуск на маршрут с того, что два члена МКК проверяют походный опыт по справкам о походах, либо при необходимости лично. Также проверяется маршрут и его запасные варианты, знания руководителя о возможных нюансах похода и пр. В маршрутной книжке, заполненной руководителем и имеющей подписи участников в знании правил, эти члены МКК ставят свои отметки, после чего ставится подпись главы МКК и штамп. Эта формальность позволяет не переоценивать свои силы и реально оценить свой опыт.
Сама же МКК является частью Федерации спортивного туризма (Региона/Украины). В ней состоят люди, которые стараются работать на развитие туризма. Как правило. Теперь о логике маршрута, возможно и о его красоте.
Перед тем как решиться идти в поход, нужно четко поставить цель. Что хотят от этого похода. Тогда и маршрут нужно выбирать под свои цели. И стараться логически соблюсти требования для своей цели. Например, увидеть такой-то и такой-то район. При этом нужно четко понять, что для этого нужно сделать, чтобы его таки увидеть. Красота маршрута - это, как правило, субъективное восприятие маршрута его участниками и окружающими.
Результат очень зависит от заблаговременного понимания того, что ты будешь видеть на протяжении всего маршрута, как сделать поход безопасным, посильным для группы, как собрать и сплотить группу. Но это уже вопросы стратегии и тактики.
За даною методикою оцінка походу здійснюється за п'ятьма інтегральними критеріями: - складність СП - "С"; - безпека - "Б"; - корисність та інформативність - "КІ"; - новизна - "Н"; - інтегральна оцінка СП - "ІО".
Показники | Складність | Безпека | Корисність та інформативність | Новизна | Інтегральна оцінка |
Бали | -3 - +20 | -5 - +5 | -4 - +4 | 0 - +7 | 0 - +9 |
Складність СП - "С" - оцінюється в межах від мінус 3 до плюс 20 балів. Умови: - якщо "С" відповідає складності класифікаційного маршруту, то команда отримує 0 балів. - якщо "С" походу менша за показник складності класифікаційного маршруту, то команда займає місце після команд, складність походу яких не менша класифікованого.
Інтервали показника | Примітки, характер маршруту |
+16 - +20 | Екстра складність ( на межі переходу до наступної, крім 6к.с. ) |
+11 - +15 | Дуже сильний |
+4 - +10 | Сильний, вище за середній |
+1 - +3 | Середній, вище за еталонний |
0 | Складність еталонна, мінімальний набір ВП* для даної категорії складності |
-1 - -3 | Складність нижча за еталонну, низька інтенсивність руху на маршруті |
Безпека - "Б" - оцінюється в межах від -5 до +5 балів
Інтервали показника | Примітки, ступінь значущості |
+3 - +5 | Відмінно спланований і пройдений маршрут із значним запасом міцності |
+1 - +3 | Позитивні дії і рішення по безпеці |
0 | Стандартний маршрут без відхилень безпеки |
0 - -1 | Порушення, які пов'язані з оформленням документації, та іншими незначними порушеннями |
-1 - -3 | Невдалі рішення, порушення безпеки, помилки в тактиці проходження маршруту, техніці подолання перешкод, невдалі засоби пересування тощо |
-4 - -5 | Суттєві прорахунки і порушення стратегії, тактики і техніки проходження маршруту, оформлення маршрутної документації |
Корисність та інформативність - "КІ" - оцінюється в межах від -4 до +4 балів
Інтервали показника | Примітки, ступінь значущості |
+3 - +4 | Велика інформативність звіту, якісний звіт з докладними паспортами нових ВП і технічного опису маршруту, електронною версією звіту на СD диску, відеофільмом. |
+2 - +3 | Інформативність вища за середню, якісний звіт з електронною версією звіту і відеофільмом. |
0 - +2 | Середня інформативність, звіт середнього рівня з електронною версією |
0 - -2 | Мала інформативність, звіт нижче середнього рівня |
- 2 - -4 | Надзвичайно мала інформативність, звіт низької якості, відсутні паспорти ВП, не достатньо виконано технічний опис маршруту, багато помилок, недбале оформлення |
Новизна - "Н" - встановлюється в межах від 0 до +7 балів.
Інтервали показника | Примітки, ступінь значущості |
+5 - +7 | Повне проходження в новому районі всього маршруту або ділянок, що визначають категорію складності |
+2 - +5 | 50% - першопроходження, новий маршрут у відомому регіоні, друге проходження маршруту |
0 - +2 | Більш дрібні елементи першопроходження, елементи новизни на старих маршрутах (наприклад: на нових судах), оригінальність проходження, нова зв'язка районів тощо |
0 | Відповідає еталонному маршруту |
Інтегральна оцінка погоду - "ІО" - встановлюється в межах від 0 до +9 балів
Умови:
Показник оцінюється довільно в зазначених межах за один, декілька або за усю суму нижчезазначених параметрів:
автономність;
комбіновані походи;
інші фактори.
• Автономність:
0 балів - маршрут пролягає в освоєному районі;
0 - +3 балів - маршрут пролягає у віддаленому, важкодоступному районі без населених пунктів (неможливість отримання допомоги зовні, поповнення, закидки).
• Комбіновані походи: *
+2 бали - складовий маршрут 2 к. с.;
+3 бали - складовий маршрут 3 к. с.;
+4 бали - складовий маршрут 4 к. с..
* Команда заявляє в чемпіонаті свій СП в тому виді туризмі, де к. с. складового маршруту вища. Якщо обидва складові маршрути по к. с. однакові, то команда сама вирішує, в якому виді туризму заявляти свій СП.
• Інші фактори:
0 - +2 бали на розсуд судді. Наприклад: за надання допомоги при рятувальних роботах, проходження маршруту при надзвичайних несприятливих метеоумовах, тощо.
Результат кожної окремої команди визначається як сума середньоарифметичних значень суддівських експертних оцінок кожного з п'яти критеріїв - "С", "Б", "КГ", "Н", "ІО" і може бути у межах від - 12 до +45 балів.
У разі рівності набраних балів перемога присуджується команді:
- яка має більш високий показник за складність "С";
- яка здійснила комбінований похід більш високої к. с.;
- яка має більш високий показник за безпеку "Б".
У разі рівності і таких показників переможців визначає голосування видових суддів.
Походы в горах далеко не всегда легки и безопасны. Очень важно правильно выбрать и адекватно оценить предстоящий маршрут и силы своей группы, подготовиться к горам. Дерзайте! И неважно, будет ли этот туризм называться спортивным или нет, важно чтобы он приносил только радость.
Коментарі
о! мне наконец
hlud replied on #
о! мне наконец объяснят что такое "спуск спортивным способом" и зачем он нужен.
подскажите, а то давно интересно было.
--
если голова болит, значит она есть
.
artem replied on #
Це такий, схоже, історичний спосіб спуску, коли прусік на мотузці, а сам крокуєш вниз, просуваючи прусік рукою. Типу для не крутих схилів.
На практиці майже завжди зручніше дюльфером з'їхати, навіть по рівному.
горизонтальний дюльфер :)
Blackout replied on #
горизонтальний дюльфер :)
Гы :) Страховку "через плечо"
Dim replied on #
Гы :)
Страховку "через плечо" знаешь? Так вот эта оно, только не веревка по тебе едет, а ты по веревке :)
Вот тока не спрашивайте, что такое страховка "через плечо" :)
А ежели с баулом на спине - то вариант "страховки через поясницу" можно ...
Общая идея - спуск на трении веревки об части тела (гусары, молчать :) ) на не шибко крутых склонах.
Штука полезная, если не так уж круто, но хочется за что-то придерживаться или если железок с собой нет. Хотя если иметь всего 1 карабин + кусок репа на обвязку, то можно чудно на узле UIAA сдюльфернуть со склона любой крутизны и не долбаться ...
О, у меня первой ассоциацией
natika replied on #
О, у меня первой ассоциацией к слову спорт.спуск тоже был спуск через плечо, хотя и знаю о современной трактовке :) некоторые до сих пор пользуются этим приемом, когда надо сделать быстро и не заморчиваться
может быть для спуска налегке
Nikonov-CT replied on #
может быть для спуска налегке (без чувала громоздкого) по склонам средней крутизны
ну а вообще наверное придумали как альтернативу классическому дюльферу с закладыванием верёвки вокруг себя пока не было нормальных спусковых устройств
Эдель replied on #
Спуск спортивным способом это когда перильная веревка закреплена и на ней навязан прусик и вщелкнут в вас, вы проталкивая вниз прусик спускаетесь. простой способ и достаточно надежный