Как сейчас помню - ранней весной 2003 было очень тяжело сидеть и просто работать, только работать и работать изо дня в день. Каждое утро - одна и та же тарелка мюслей на воде, кружка чая, потом четыреста метров до института, потом пару часов отвечать на е-майлы, после наступал очередной раунд затяжной борьбы с кодом, который сделал докторами уже 3-х человек, но при этом имел ресурс осчастливить еще минимум троих? в общем, это были the best days of my life. В больнице лежать с растяжками казалось куда интереснее. Наверное, причиной всему был сезонный авитаминоз, я так и не понял.
Что было ясно - такую болезнь могла излечить только поездка в горы, в настоящие горы, которые зимой и летом одним цветом - белым. Настоящие горы на нашей карте были только в одном месте , оно гордо называлось Chamonix - Mont Blanc. Были мы там всего три дня, но про все болезни забыли уже на подъездах.
В результате разработанной комбинации транспортные расходы из Киева получились около 100$ в один конец: автобусом в Гамбург, далее самолетом в Милан и поездом до Courmayeur-а, поселка с итальянской стороны Монблана. На попутке через туннель - и мы у начала маршрута. Назад решено было добираться автостопом. | |
По всей долине стоят десятки замков и просто башен, возведенных в средние века местными феодалами. Из Милана ехали самым первым поездом; показалось, что проспали пересадку, выскочили и пересели в другой поезд - оказалось, что он едет обратно. И т.д. | |
В Шамони мы спустились, чтобы купить газ. Только через 2 часа поисков по всему городу (в магазине Последней Надежды), продавец, аккуратно вытирая пыль, принес из подсобки 5 маленьких баллончиков. Ботинки Everest стояли в 2 ряда, были даже стрегоровские френды, но газа не было нигде. | |
У нас был план подняться на Монблан по маршруту через хижину Grands Mulets. Рассчитывали на хорошую погоду и небольшое количество снега внизу (апрель, однако). Только при этом нам хватало времени на восхождение. В результате расчеты не оправдались. | |
За первые полдня набрали километр высоты: сначала по тропе в лесу, потом по заваленным снегом склонам. На подходе ко второй станции канатки пришлось долго топтаться на месте - пушистый снег не держал, и после каждого шага мы съезжали обратно вниз. | |
Весь второй день была нулевая видимость, шел снег. Сидели в палатке на недостроенной станции канатки. Иногда выходили проверить обстановку и глубину снега. За день навалило полметра к тому, что было до этого. | |
В средней части маршрут совпадает в маршрутом первовосходителей. Хижина Grands Mulets на скале посреди ледника отмечена флажком. Также отмечена флажком заброшенная хижина Vallot на гребне. | |
Город находится на высоте 1000м, в то время как склоны окружающих долину гор поднимаются до 4800м. Высота хребта на фото - около 2500м. | |
Погода была хорошая, и мы пошли наверх. Чтобы не подрезать склон, поднимались вертикально вверх под самые скалы, а затем шли траверсом к леднику Боссон. | |
Отличная погода наверху, мы же пока выгребаем в тени. Снега все больше и больше. Меняемся через каждые 50 метров. Со склонов Dome du Gouter сошла небольшая лавина. | |
Достали лопату. Тщательно выбираем путь, ищем, где не так глубоко, где торчат редкие камни. Просто напором уже не пройти, надо сначала прокопать ход. | |
Медленно движемся вперед. Иногда снега становится немного меньше, но иногда приходится действовать как ледоколы в Арктике - запрыгивать грудью на снег, давить его и таким образом продвигаться дальше. Копать ход лопатой слишком долго. Ползти получается только без рюкзака. Непрактично. | |
Тем временем прошло полдня. Погода еще не испортилась, но оптимизма уже не внушает. Вспомнили про прогноз погоды - ? плохо, но может кратковременно улучшиться ?. Наверное, это улучшение сейчас подходит к концу. | |
Вдруг заметили людей впереди. Оказалось, что это лыжники спускаются с Эгюи дю Миди. Попугали нас никаким прогнозом и завалами снега на 3800 ( - Если бы я шел на Монблан?на лыжах?то мне понабилась бы неделя! - ). В 4 часа оценили, что мы сегодня за 8 часов сделали и сколько еще идти до Гран Муле. Оказывается, прошли 1/4 пути. Повернули назад. | |
Спускаться вниз легко и приятно. Внизу снега еще больше, чем наверху. Видно следы схода верхних слоев. Придерживаемся опор канатки, чтобы минимизировать вероятность попадания под лавину. Перед опасными склонами идущий первым специально топчется и спускает перед собой кучи снега. | |
В сумерках спустились до первой станции канатки. Там и заночевали. От нее до авто-туннеля не более часа хода. | |
Итоги разбора полетов можно было предсказать заранее: не имея много времени на мероприятие, остается только надеяться на погоду, на раннюю весну и другие вещи, но если таких - если - становится слишком много - неудача неизбежна. А еще стоило лучше продумать каким маршрутом идти наверх или хотя бы иметь снегоступы. | |
Назад добирались кто поездом, а кто автостопом, что само по себе является темой для отдельного рассказа. ?Da dove viene?? - ?Kiev! Ukraine!? - ????? - ??Shevchenko?? - ?O, Madonna!!!?, - после чего начинались взаимные объятия и возлияния. |
Хочется закончить этот рассказ оптимистической фразой комментатора матча Нива - Динамо, 2:5. - Хорошо сегодня играла наша Нива! Хоть и проиграли, зато показали, что и мы умеем забивать! -
Благодарю Дмитрия Михина за подробное описание автостопной поездки в Шамони, опубликованное на mountain.ru; Артема Соколова и Frank Dahlke за их решимость участвовать в этом не совсем продуманном выезде.