В. Урал В по кф. С стены со спуском через пер. Укю Верхний на л. ?443
Район | Хребет, массив | Название | Высота (м) | Категория трудности (тур) | ||
лето | зима | межсезонье | ||||
Ц. Кавказ, Безенги | Ответвления Бокового хребта (Коштан-Крест) | В. Урал В по кф. С стены со спуском через пер. Укю Верхний на л. ?443 ** | 4273 | 3Б* |
** Описываемый вариант прохождения:Бок. морена л. Укю Малый - в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) - пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) - бок. морена л. - 443
- Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток).
Вершина Урал В находится в северном ответвлении Бокового хребта (Северного Массива) относительно в. Коштантау (хребет Коштан-Крест).
- Что соединяет и связывает.
ЛП связывает ледник Укю Малый с ледником ?443.
- Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает.
- Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон).
Первопрохождение кф. С стены совершил А. Трацевич в 1978 г.
Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. Ю. Балицкого в 2007 г.
- Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, ?, вид туризма, автор, к.с., - стр., или фото, литература).
Использованы материалы библиотеки КСС а/л "Безенги"
- Количественные характеристики (таблица):
Веревка 50м.
Общее время прохождения (час) около 30 часов, включая предварительную обработку Время подъема (час) около 13 часов + 9 часов на предварительную обработку Время спуска (час) около 8 часов Время движения со страховкой (попеременной) около 17.5 часов + 8 при обработке Время движения со страховкой (одновременной) около 2 часов Количество пунктов страховки (ориентир.) всего около 128 - на подъеме около 97 --- станций на льду 3 --- промежуточных точек на льду 6 --- станций на скалах 8 --- промежуточных точек на скалах около 65 при навеске перил + около 15 при одновременном движении - на спуске около 31 --- станций на скалах 7 --- промежуточных точек на скалах 1 при навеске перил + около 14 при одновременном движении --- станций на льду 8 --- промежуточных точек на льду 1 Частота прохождения (ориентир.) Ежегодно проходится альпинистами со спуском в Теплый Угол Преимущ. направ. прох. Подъем по кф. С стены - Условия, при которых изменяется категория трудности.
При подъеме на вершину Урал В другим маршрутом к.т. меняется.
- Описание прохождения.
22.07.07
Сегодня связка Юра и Паша идут провешивать ключевые веревки на контрфорсе северной стены Урала. Соответственно, доброволец из отдыхающих поднялся в 3:10 и приготовил завтрак. Вышли в 5:20. По пологой части ледника минут за 10-15 подошли к началу взлета (т. 1). Надели кошки и начали подъем. Двигались в связке одновременно. Плотный фирн, местами выступает лед. Крутизна постепенно увеличивалась до 40°. К бергшрунду (т. 2) подходили уже на передних зубьях. Поставили станцию на бурах и дальше двигались попеременно. 50 метров первой веревки немного не хватило до первого скального острова. Лед качественный, движение на передних зубьях. Второй веревкой достали до начала скальной части (т. 3). Соорудили станцию на крючьях и закладках, утоптали в снегу площадку, первый (Юра) переоделся в тапки.
На скалах первый двигался на двойной динамической веревке (Beal Jocker), выпускали через реверсо, принимали через реверсо в режиме самоблокирования. Второй провешивал статические перила.
Начинается маршрут с косой полки, уходящей влево-вверх от станции. Точки кладутся хорошо, лазание уровня F5a-5c 13-14 метров (уч. 3-3.1). Далее прямо вверх сложный участок с небольшим нависанием карниза в середине F6a-6b+/A0-A1 8-9 м (уч. 3.1-3.2). Своего уровня лазания не хватило - пришлось ИТО-шить на крючьях и закладках. Скалы покатые, очень похожие на Крымские на Соколе, во многих местах нужно выходить на трении. Магнезия использовалась во всю.
Сравнительно несложным косым траверсом F5a-5b, 4-5 м (уч. 3.2-3.3) выходим к началу длинного внутреннего угла, уходящего вверх. В глубине все забито землей, точки класть неудобно. На участке 3.3-3.4, F5a-5b, 20 м особых проблем не замечено - аккуратное лазание, часто на трении. В т. 3.4 на неявной полочке поставили станцию - дальше начинался сложный участок, а веревки уже протягивались с усилием, да и места под станцию выше не было видно. Мы несли с собою 3 веревки-статики для провески перил. Но на станции в т. 3.4 вешать их не стали - хотелось максимально использовать длину веревки.
На участке 3.4-4 (6-7 м) наблюдалось нарастание сложности до F6a-6b/А0-А1, серьезная проблема с постановкой точек. В точке 4 обнаружили слева на плите два шлямбура (уши под Ирбиса!). На них позже второй соорудил висячую станцию для статических перил. 7-8 м с плавным понижением сложности выводят на хорошую полку на верху откола в т. 4.1. К сожалению, с нее веревка 50 м не достает до низу.
Далее нужно перейти к следующему отколу и по нему сложным лазанием F5c-6a, 20-22 м выйти к началу косой трещины в т. 4.2. Точки на этом участке кладутся неплохо, но желательны большие размеры френдов (гекс), которых у нас совсем мало. В конце участка - нависание откола, которое проходится слева. Участок 4.2-4.3 - простой переход по косой трещине-полке на вершину огромного выступа F5a, 18-20м. Дальше простой переход на хорошую полку (уч. 4.3-5), F4a-4b, 8м.
На т. 5 мы вешаем вторую перильную веревку и дюльферяем к снегу. Переодеваемся, по льду бросаем последнюю статику и от нее одну из динамик. Достаем ниже бергшрунда, дальше в связке одновременно и очень быстро, поскольку стена начинает постреливать камнями. Всего от выхода до прихода в лагерь потратили 9 часов.
23.07.07
Подъем в 3:20, выход в 5:30. Погода не очень - тепло и небо в облаках. Но, поскольку на сборах 2006 года массив Урал мы облазили почти со всех сторон, непогода нас не сильно пугает. Главное - быстро подняться выше, чтобы шел снег, а не дождь, и за день выйти на перемычку между Уралами - там есть ночевки. Первым и вторым сегодня идет вчерашняя связка, которая обрабатывала маршрут. У первого из груза только железо (много железа :)), второй несколько облегчен.
Проходим 2 ледовые веревки. На скальных перилах движение возможно только на педалях - лезть с тяжелым рюкзаком в ботинках по скалам 5 к.т. невозможно. Двигаемся тяжело - под ноги рельефа практически нет, крутизна приличная. Для экономии веса мы брали только два жюмара и 6 тиблоков, первый и второй лезли на тиблоках, остальные - на жюмаре и тиблоке. Сказывается малый опыт передвижения с рюкзаком по серьезным скалам и сильно облегченные верхние части системы. Начала портится погода - туман и мелкая снежная крупа. В итоге начать провешивание выше т. 5 мы смогли только в 8:30.
Первый попробовал лезть в пластиковых ботинках - не получилось, пришлось переодеться в тапки. Участок 5-5.1 - косая трещина F5a, местами 5b, 18 м с возможностью нормально класть точки. Далее выход на наклонную плиту (точки неплохо ставятся в правой стороне плиты, а вылазить дальше надо левее), преодолеваем "ступеньку" (тут уже "на решимости"), доходим до т. 5.2. Лазание на этом участке F5а-5b, протяженность 12-14 м. Участок 5.2-6 проходится без проблем - это покатая плита F3, 8 м. На вершине выступа (т. 6) покатая площадка, может разместиться вся группа. Сложное лазание закончилось. Дальше первый лез в пластиковых ботинках, но по-прежнему только с железом и на двойной веревке.
Участок 6-7 - это 4 веревки несложного лазания 2-3 к.т. Без веса многие места можно было бы идти одновременно. Выход на снежно-ледовый склон перемычки мы нашли через мокрый скальный кулуар (последняя скальная веревка). Погода испортилась окончательно - началась основательная метель с мокрым снегом. Последние 2 веревки (уч. 7-8) провесили по льду около 40° и в результате оказались приблизительно в середине перемычки между Уралом В и З. Время - 16:30. На гребне есть две ночевки: одна прямо под башней Западной вершины и вторая ближе к Восточной вершине на южной стороне. Вторая площадка меньше и опаснее, поэтому решили двигаться к первой (т. 9). Провесили одну веревку по гребню и метров 100 без страховки. Минут за 40 подготовили площадку, срубив часть снежно-ледового гребня, нашли воду.
24.07.07
Встали достаточно поздно - в 8:30. Собирались не спеша, погода отличная. Чувствуется вчерашний трудовой день. Вышли в 11 часов. Рюкзаки стали легче, поскольку вес разделили поровну. Шли одновременно, местами попеременно. Гребень в основном комбинированный, рельеф 1-2 к.т. (уч. 9-10). До башни Восточной вершины встречаются 2 небольшие стенки 2 к.т. Их проходили попеременно с промежуточными точками (уч. 10-11). Выход на вершину находится с юго-восточной стороны, нужно с юга обойти вершинную башню по полкам и разломам. В точке 12 - удобная полка, на уступе висит дюльферная петля. В этом месте имеет смысл снимать рюкзаки и 20 метров до вершины пройти радиально (уч. 12-13). Тур находится левее перед большим камнем, который и есть вершина. На туре мы были приблизительно через 70 минут после выхода с ночевки.
Спуск с вершины на седловину между Уралом В и Малым - это 2 веревки дюльфера. Первая веревка 45 м по комбинированному рельефу 3, местами 4 к.т. на удобную скальную площадку (уч. 12-14). Веревка делает несколько небольших изгибов, что не дает возможности нормально продернуть ее вспомагаловкой. Нужно сделать промежуточную станцию и сдергивать сдвоенную 2 раза. Дюльферной петли на промежуточной точке обычно нет. Вторая веревка - 20 метров по скальной щели 4 к.т. (уч. 14-15). Также сдергивается сдвоенной. Петля есть.
С перемычки (т. 15) на С седловину перевала Укю Верхний (т. 18) можно попасть двумя путями: через вершину Урал Малый или обходя ее снизу. Мы выбрали второй вариант, поскольку в тот момент на Урале Малом работала группа альпинистов. Нужно немного приспуститься к камню с дюльферной петлей по снежно-ледовому склону, кошки лучше одеть сразу (2-3 к.т., 10 м). От камня (т. 16) косой дюльфер вдоль вершинной башни Урала Малого на удобную полку в т.17. Тут также обычно есть готовая петля. Далее нужно подняться вдоль скал на седловину перевала (т. 18) по снежному гребешку, переходящему в косой подъем по льду (2-3 к.т., 25 м). От вершины до перевала мы потратили 2,5 часа.
На С седловине перевала Укю Верхний (т. 18) просторно - можно ставить палатки, есть вода (днем). В принципе, с перевала на л. 443 можно спускаться двумя путями: с С седловины - 10-12 веревок по скалам или с Ю седловины по ледовому кулуару. Мы выбрали второй вариант, поскольку при сравнимой камнеопасности, спуск по льду быстрее; состояние кулуара мы просмотрели с л. 443 при разносе заброски. Поэтому двинулись дальше по гребню. Участок 18-19 представляет собою простой комбинированный гребень (1 к.т.), за исключением короткого участка прямо от перевального седла - метров 10 льда 3 к.т. От т. 19 идет ледовый взлет 45 метров льда 3 к.т., который мы прошли связка по связке. Далее метров 40 по простому снежному гребню (уч. 20-21) и выход на скальную часть жандарма (т. 21). Движение одновременное в связках, кошки пришлось снимать. По разрушенным простым скалам порядка 150 метров до выхода на снег (т. 22), по которому спуск на Ю седловину перевала Укю Верхний (т. 23). Переход с одной седловины на другую занимает около 70 минут.
В связи с достаточно поздним временем решаем ночевать на Ю седловине, поскольку спуск по камнеопасному кулуару однозначно лучше делать рано утром. Тут имеется небольшая лужа с водой, площадку под палатку приходится несколько выравнивать.
25.07.07
Подъем в 4:00, начало спуска в 6:15. С седловины перевала приходится сразу навесить одну веревку дюльфера, дальше небольшой участок можно пройти одновременно и еще одну веревку ближе к точке слияния двух кулуаров. Камни основательно присыпаны снегом, который постепенно превращается в фирн и, начиная с основного русла кулуара (т. 24) - лед, присыпанный снегом. По основному кулуару вешаем еще 6 веревок. Перед бергшрундом снега на льду становится больше. Последняя веревка достает ниже бергшрунда, дальше спускаемся одновременно по снежному выносу до пологой части ледника. Спуск занял около 3 часов. По леднику идем около часа, забирая правее, ближе к моренным завалам. Наконец находим удобное место. Отдыхаем.
- Рельеф по участкам пути.
- Протяженность, крутизна, время прохождения участков.
Подъем:
Уч. Рельеф К.т. Протяж., (м) Крутизна, град. ЧХВ/ЧРВ+обработка Движение Погода 0-1 Открытый ледник 1 ок. 350 0-10 0:15/
2:45+
0:30/
8:30
ОБС Облачно
1-2 Снежно-ледовый взлет 2-3 130 20-40 ОБС 2-3 Лед 3-4 100 40-45 Перила 2*50 м 3-3.1 Косая скальная полка F5a-5c 13-14 Средняя около 60
Перила 3*50 м
3.1-3.2 Скалы F6a-6b+/A0-A1
8-9 3.2-3.3 Косой траверс F5a-5b 4-5 3.3-3.4 Внутренний угол
F5a-5b 20 3.4-4 F6a-6b/А0-А1
6-7 4-4.1 F5b-6b/А0-А1
7-8 4.1-4.2 Край откола F5c-6a 20-22 4.2-4.3 Косая трещина-полка F5a 18-20 4.3-5 Наклонные плиты F4a-4b 8 5-5.1 Косая трещина F5a-5b 18 -/8:20
Облачно, временами туман, крупа
5.1-5.2 Наклонные плиты F5а-5b 12-14 5.2-6 Покатая плита F3 8 6-7 Скалы 2-3, местами 4 180 30-50 Перила 4*50 м 7-8 Лед, в нижней части снег 3 90 35-40 Перила 2*50 м Туман, снег
8-9 Комбинированный гребень 1-2 100 *** -/0:20 Перила 1*50м, ОвС 8-10 Комбинированный гребень 1 150-200 *** -/0:50
ОвС Солнечно
10-11 Скальные стенки 2 50-70 ок. 50 ОМПвС 11-12 Серия полок 1-2 100 *** ОвС 12-13 Наклонная плита 1 20 20 ОвС Спуск:
Уч. Рельеф К.т. Протяж., (м) Крутизна, град. Время Движение Погода 12-14 Комбинированный рельеф 3, местами 4 50 60 -/2:30
Дюльфер 2*25 м Солнечно
14-15 Скальный разлом 4 20 70-80 Дюльфер 1*20 м 15-16 Снежно-ледовый склон 2-3 10 35 ПвС 16-17 Косой траверс ледового склона 3 45 До 40 Дюльфер 1*45 м 17-18 Снежный гребешок, лед 2-3 25 30-35 ПвС 18-19 Комбинированный гребень 1-2, в одном месте 3 ок. 200 *** -/1:10
ОМПвС 19-20 Ледовый взлет гребня 3 45 40 ПВС 20-21 Снежный гребень 1 40 *** ОвС 21-22 Разрушенный скальный гребень 1 150 *** ОвС 22-23 Снежный гребень 1-2 70 до 35 ОвС 23-24 Заснеженный скально-осыпной кулуар 1-2 ок. 150 до 40 -/3:00
ОвС, дюльфер 2*50 м 24-25 Ледовый кулуар 3 300 40 Дюльфер 6*50 м 25-26 Снежный выкат кулуара 2 ок. 150 до 40 ОвС 26-27 Открытый ледник, морена 1 ок. 1500 до 15 1:00/- ОвС, ОБС Итого на препятствие:
ЧХВ на прохождение - 1:15
ЧРВ на прохождение - 18:55
ЧХВ на предв. обработку - 0:30
ЧРВ на предв. обработку - 8:30
Навешено перил - 24 веревки (не считая коротких участков попеременного движения)
- Требования к организации движения и страховки.
При прохождении контрфорса С стены массива Урал мы организовали движение следующим образом.
· Один день потратили для предварительной навески перил на ключевом участке. Работали 2 человека (связка) на двойной динамической веревке. Оставили статические перила.
· При прохождении группой контрфорса, первая связка работала на двойной динамической веревке, протягивая за собою статические перила. Остальные поднимались по готовым перилам. Первая связка была значительно облегчена по весу.
· После подъема на гребень перемычки между Уралами в основном работали в режиме взаимодействия связок.
· Дюльферяли на спуске по статическим веревкам, будучи связанными по связкам. Т.е. пользовались полноценной двойной страховкой.
Мы рекомендуем пользоваться нашим подходом в случае, когда препятствие проходится с бивуачным снаряжением.
Если же планируется прохождение за один день, то:
· нужно двигаться в режиме взаимодействия связок без дополнительных перил;
· участок 6-7 можно, в принципе, проходить одновременно (при соответствующем уровне подготовки).
- Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо).
Опасности:
· Ледовый взлет перед скалами контрфорса простреливается камнями.
· Незапланированная ночевка на контрфорсе.
· Гроза при нахождении на гребне перемычки между Уралом В и З или на вершинах.
· Камнеопасность спускового кулуара с пер. Укю Верхний (Ю седловина) на л. 443.
Меры безопасности:
· Выходить на скалы контрфорса рано утром.
· Предварительно обработать ключевые веревки маршрута (особенно, если предполагается движение с грузом).
· При необходимости ночевки на перемычке остановиться на площадке под в. Урал З - ночевка защищена от ветра и молнии.
· Спуск с Ю седловины пер. Укю Верхний производить рано утром.
· Планировать спуск с пер. Укю Верхний с Ю седловины при достаточном уровне снега. Когда снега мало - увеличивается камнеопасность склонов Думалы, откуда камни летят в спусковой кулуар.
- Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.
Каждому:
- Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки
- Кошки
- Ледоруб
- Зажим (жюмар) основной (кроме первого) + дополнительный
- "Педаль" - 1 или 2 (кроме первого)
На группу из 4 человек при передвижении в режиме навески перил с предварительной обработкой:
- Закладки - 1 комплект
- Ковырялки для закладок - 2 шт.
- Френды - 1 комплект
- Крючья скальные - набор 6-10 шт.
- Крюкоулавливатели - 2 шт.
- Молоток скальный - 2 шт.
- Лестницы для ИТО - 2-3 шт.
- Тапки скальные - 1 шт.
- Мешочек с магнезией - 1 шт.
- Петли станционные 240 см - 4 шт.
- Карабины для точек на станциях - 12-16 шт.
- Карабины станционные - 4 шт.
- Оттяжки разного размера - 10-12 шт.
- Веревка основная динамическая (лучше сдвоенная) - 1 шт.
- Веревки основные статические - 2 шт.
- Вспомогательная веревка - 1 шт.
- Расходные петли - 5-7 метров
- Ледобуры станционные - 8 шт.
- Ледобуры для промежуточных точек - 2 шт. (наше мнение)
- Возможные и рекомендуемые места ночлега.
- Боковая морена л. Укю малый напротив контрфорса С стены массива Урал - отличные площадки (т. 0).
- На гребне под вершинной башней в. Урал З. Хорошая площадка, нужна небольшая "доработка", есть вода (т. 9).
- На гребне (по Ю стороне) перед взлетом на вершину Урал В.
- На перемычке между в. Урал В и Урал Малый. Перемычка снежная, площадку надо ровнять, воды нет (т. 15).
- На С седловине перевала Укю Верхний (т. 18). Достаточно много ровного места, есть вода.
- На Ю седловине перевала Укю Верхний (т. 23). Есть вода.
- Морены правого борта ледника 443 (т. 1). Готовых площадок нет, но много пологих мест, которые превращаются в хорошие площадки за 10-20 минут (т. 27).
- Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору.
Не известны.
- Фамилия, имя, отчество автора описания.
Балицкий Юрий Святославович, 2007 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список фотоматериалов
?п/п | ? в отч | Содержание | Точка съемки | Точ-ки |
1 | 23 | Вид на кф. С стены массива Урал | Боковая морена л. Укю Малый (т. 0) | + |
2 | 24 | Ключевые веревки маршрута | Боковая морена л. Укю Малый (т. 0, с увеличением) | + |
3 | 25 | Прохождение группой уч.2-3 | Т.2 | |
4 | 26 | Прохождение последним уч.3-4 | Т.4 | |
5 | 27 | Прохождение вторым уч.4-4.1 | Т.4 | |
6 | 28 | Работа второго на уч.5-5.1 (протягивание статических перил) | Т.5 | |
7 | 29 | На станции на уч.6-7 (первая веревка участка) | Т.6 | |
8 | 30 | Выход первого на 3-ю веревку уч.6-7 | Вторая станция после т. 6 | |
9 | 31 | 4-я веревка уч.6-7 (выход на снег) | 4-я веревка уч. 6-7 | |
10 | 32 | 1-я веревка уч.7-8 | Т.7 | |
11 | 33 | Бивуак под башней в.Урал З (т.9) | Т.9 | |
12 | 34 | Вид на массив в. Урал с севера | В. Укю | + |
13 | 35 | Вид на вершинную башню в.Урал В | Перемычка между Уралом В и З (в р-не т. 8), фото со сборов 2006 года | + |
14 | 36 | Работа связки на уч. 10-11 (первая стенка) | Уч. 10-11 | |
15 | 37 | Дюльфер на уч.14-15 | Т.15 | |
16 | 38 | Вид на уч.19-23 | В районе в. Урал В (т. 13) | + |
17 | 39 | Пер. Укю Верхний, южная седловина | Т.23 | |
18 | 40 | Вид на спусковой кулуар | Уч. 26-27 | + |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Краткий тактический план прохождения ЛП
График прохождения:
День | Участок | Примечание |
1 | Р.в. - кф. С стены массива Урал (обработка части маршрута) | Ночевка на бок. морене лед. Укю М |
2 | Бок. морена л. Укю Малый - перемычка между в. Урал В и З (работа на маршруте 5А по кф. С стены) | |
3 | М.н. - в. Урал В (4273) - пер. Укю Верхний Ю (3А*, ок. 4200) | |
4 | М.н. - бок. морена ледника ?443 |
Основные точки на схеме:
? | Описание | Высота | Примечание |
1 | Ночевки на боковой морене ледника Укю Малый | ок. 3820 | Отличные площадки, вода |
2 | Перемычка между в. Урал З и Урал В | ок. 4200 | Скально-снежный гребень. Есть места для палаток |
3 | Вершина Урал Восточный | 4273 | |
4 | Перемычка между в. Урал В и Урал М | ок. 4200 | Снежное седло. Можно поставить палатку |
5 | Вершина Урал Малый | ок. 4230 | |
6 | Северная седловина перевала Укю Верхний (3А*) | ок. 4200 | Снежная мульда, скалы. Есть места для палаток, вода |
7 | Южная седловина перевала Укю Верхний (3А*) | ок. 4200 | Широкое снежное седло, вода |
8 | Боковая морена ледника - 443 | ок. 3600 | Готовых площадок нет |
9 | Урочище "Теплый Угол" | ||
10 | Вершина Урал Западный | ок. 4220 | |
11 | Перевал Урал (2Б) | 3906 | Снежная мульда, скалы. Есть места для палаток |
12 | Низовья л. - 443 |
Варианты прохождения препятствия:
? | Точки | Характеристика | К.с.А. | К.с.Т | Примечание |
1 | 1-2-3-4-5-6-7-8 (1-2-3-4-6-7-8) | Основной вариант - траверс в. Урал В-М, по кф. С стены | 5А, к | 3Б*,п/п т. | |
2 | 1-11-8 | Вариант обхода через пер. Урал (2Б) | - | 2Б | |
3 | 1-6-7-8 | Вариант обхода через пер. Укю Верхний (2Б) | - | 2Б* | |
4 | 1-9-12-8 | Обход ЛП через л. Мижирги | - | - |
Аварийные и запасные варианты:
? | Точки | Характеристика | Причины |
1 | 1-9 | Спуск в Теплый Угол | При аварии |
2 | 4-6 | Вариант прохождения: обход в. Урал М. По сложности примерно эквивалентен основному варианту 4-5-6 (2-3 веревки) | В зависимости от снежно-ледовой обстановки, погоды и состояния группы. |
3 | 6-8 | Вариант спуска: с С седловины пер. Укю Верхний. | От количества снега в спусковом кулуаре, камнепадов. |
4 | 6-1 (7-1) | Спуск на ледник Укю Малый | При аварии во время прохождения |
Краткая характеристика основных участков маршрута:
Уч. | Краткая хар-ка | Краткое техн. описание | Т (ч) | Примечание |
1-2-3 | Альп. маршрут 5А к.с. (к) на в. Урал В по контрфорсу С стены | 11 веревок (4 на льду, 3 - сложные скалы, ИТО А1-А2, остальные - несложные скалы) | 14-18 | На сложность влияет количество снега. |
3-4 | Спуск с в. Урал В на перемычку между в. Урал В и Урал М | 2-3 веревки на петлях по скалам (обледенелым) | 1-2 | Соответствует ключевому участку альп. маршрута на в. Урал В по С стене 4А (на подъем) |
4-5 | Подъем на в. Урал М | 2 веревки, скалы | 1-2 | Возможен обход - см. уч. 4-6 |
5-6 | Спуск на С седловину пер. Укю Верхний (3А*) | 1-2 веревки, скалы | До 1 | |
6-7 | Переход на Ю седловину пер. Укю Верхний | Комб. гребень, 2 веревки | 1-2 | |
7-8 | Спуск с Ю седловины пер. Укю В. (3А*) на ледник ?443, по леднику - до боковой морены | 7-9 веревок по скалам и ледовому кулуару | 5-7 | Камнеопасно |
Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:
Уч. | Краткая хар-ка | Краткое техн. описание | Т (ч) | Примечание |
1-9 | Спуск в Теплый Угол | Открытый ледник, отвалы боковых морен | 1-1,5 | |
1-11 | Подъем на пер. Урал (2Б) | 400 метров льда (снега) до 40°, небольшой бергшрунд | 1,5-2,5 | |
11-8 | Спуск с пер. Урал (2Б) | Скально-осыпной кулуар, осыпные склоны ("отвалы") | 1-1,5 | Камнеопасно |
10-2 | Спуск с в. Урал З на перемычку | 1 веревка (10м) дюльфера, одновременная страховка на гребне | 0,5-1 | |
4-6 | Обход в. Урал М | 1 веревка косого дюльфера к "острову", 1 веревка подъема по ледовому склону | 1 | |
6-1(7-1) | Спуск на ледник Укю Малый | Снежный "контрфорс", небольшой бергшрунд, снежно ледовые склоны до 30° | 1-2 | |
6-8 | Спуск с С. седловины пер. Укю В (3А*) на ледник ?443 | Крутой скальный кулуар | 5-7 | Камнеопасно |
8-12 | Спуск в ущ. Мижирги | Осыпи, тропа по гребню боковой морены | 2-2,5 |
Дополнительные варианты ночевок (основные - в паспорте):