Траверс Птица - Коштантау (по СЗ гребню с л.Уллуауз)
Район | Хребет, массив | Название | Высота (м) | Категория трудности (тур) | ||
лето | зима | межсезонье | ||||
Ц. Кавказ, Безенги | Боковой хребет (Коштан-Крест) | Траверс Птица - Коштантау (по СЗ гребню с л.Уллуауз) ** | макс. 5152 | 3Б |
** Описываемый вариант прохождения:Л. Уллуауз - пер. Птица (3А*, 4275) - в. Птица (4489, 3Б по С гребню, к) - перемычка между в. Птица Ю и в. Ледовый Купол - р.в. в. Коштантау (5152, 4Б по С гребню, к) - л. Кундюм-Мижирги - ночевки 3900
- Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток).
Вершина Коштантау находится в Боковом хребте (Северный Массив, хребет Коштан-крест).
Вершина Птица - в С ответвлении гребня от Коштантау.
- Что соединяет и связывает.
Л. Уллуауз и л. Кундюм-Мижирги.
- Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает.
Название "Коштантау" откош - пастбищная стоянка итау - гора. Вершина хорошо видна с места бывшего коша в ущ. Безенги.
- Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон).
Первопрохождение С гребня в. Коштантау совершил Г.Вуллей в 1889 году
Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. О.Г. Фомичева в 2001 г.
- Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, ?, вид туризма, автор, к.с., - стр., или фото, литература).
Использованы:
материалы библиотеки КСС а/л "Безенги"
отчет о горном походе 6 к.с., Москва, О.Г. Фомичев, 2001 год
- Количественные характеристики (таблица):
Веревка 50м:
Общее время прохождения (час) около 32,5 часа Время подъемов (час) около 18,5 часов Время спусков (час) около 14 часов Время движения со страховкой (попеременной) около 20,5 часов Время движения со страховкой (одновременной) около 10 часов Количество пунктов страховки (ориентир.) всего около 119 - на подъеме около 80 --- станций на льду 14 --- станций на скалах 10 --- промежуточных точек на льду 16 --- промежуточных точек на скалах около 40 (включая на участках попеременного движения и закладывания веревки при одновременном движении) - на спуске около 39 --- станций на скалах 6 --- промежуточных точек на скалах около 20 (на участках попеременного движения и закладывания веревки при одновременном движении) --- станций на льду 13 Частота прохождения (ориентир.) Ежегодно проходится альпинистами раздельно (Птица или Коштан), второе прохождение туристское. Преимущ. направ. прох. Подъем по С гребню - Условия, при которых изменяется категория трудности.
При отмене радиального выхода на в. Коштантау к.т. уменьшается.
- Описание прохождения.
31.07.07
(0-1) Подъем в 3:00. К выходу были готовы в 5:00, однако выход со стоянок (т. 0) состоялся только в 6:00. Неожиданная задержка на час, по причине найденной поутру заброски. Заброску идентифицировали как 2004 года, принадлежащую землякам - киевлянам. Короткое совещание на тему "а может еще денек подневать", "командир, водка же", "а тушня и килька какая вкусная" :). Принято волевое решение съесть банку ветчины ("авось полегчает"). В итоге скушали 2 банки ветчины, 1 кабачковой икры, полбанки сгущенки. Еще 2 банки ветчины и немного "лишнего" сахара решили взять с собой. По словам руководителя: "более оригинального срыва утреннего выхода я не помню". За пол часа дошли до поворота, и далее еще за час подъем до плато перед перевалом птица. Здесь поднимаем оставленное снаряжение. Набираем воду на выход. И в 8:30 начинаем подъем. Первым на перевал сегодня движется Паша.
(1-2) Связываемся перед перевалом. Смотрим на следы ледовых обвалов, сразу хочется проскочить это место побыстрее. Первый с облегченным рюкзаком. Начинаем движение одновременно. От начала взлета движемся попеременно связка по связке. Движение ровно вверх 2 веревки - 100 м. Первый, игнорируя предложение свернуть налево, упирается в большой разлом. Далее обход разлома траверсом влево (50 м). Можно изначально забирать левее - удастся избежать траверса. В своей левой части разлом легко проходится. Отсюда движение вверх - вправо одновременно (100 м), направление на большой разлом, его границу со скалами. Некоторое время думаем, продолжать ли движение по льду или выходить на скалы. Принимаем решение двигаться по льду вдоль границы со скалами.
(2-3) По правой части склона, по границе скал и льда (закрытые трещины, пробки, мосты) подъем "за поворот". Лед может быть очень порван, как вариант - прохождение этого участка по скалам справа (видна полка, по которой возможно движение). Две веревки (2*50 = 100 м) ровно вверх. Далее еще одна веревка (50 м), огибая скальный выступ "за угол" выходит к перевальному взлету.
(3-4) Ледовый перевальный взлет с текущими по нему ручьями талой воды. Привычная "ледовая работа" - 2 веревки (100 м). Взлет ровный без трещин. В верхней части (2-3 метра) угол возрастает до 60-65°, однако сложности, в общем, не представляет. Ночевка на перевале. Есть вода - приятный сюрприз. Фотографируемся, забираем записку в туре. Праздничный обед с трофейной тушенкой. К вечеру портится погода, идет снег, наблюдаем грозу над гребнем Мижирги. Ужинаем и ложимся спать, завтра предполагается сложный день.
1.08.07
(4-5) Подъем в 3:30, выход в 6:00. Движение по западной стороне гребня (по ходу справа) в связках одновременно, местами связка по связке. Встречаются "трофейные" крючья, морковки. Снизу вершина не просматривается, за нее легко принимаются жандармы. Скалы средней сложности - 2-3 к.т., немного заледеневшие. Временами встречаются стеночки с участками до 4 к.т. Через 100 м от начала движения первая стеночка высотой 2-3 м крутизной около 55°, 3+ к.т. Есть "трофейный" крюк, легко организуется своя страховка. Проходим ее связка по связке, далее одновременно 50 м. Следущая небольшая стеночка (см. фото 83), по ней выход на гребень - 15 м. Страховка организуется легко, френды. Перед выходом на гребень большой камень (нависает над лезущим), за него можно хорошо ухватится, подтянутся, удобные зацепы. Скалы 3+ к.т. Далее одновременно, проходим понижение в гребне, и далее по гребню.
(5-6) 8:00. Стенка, с хорошей щелью 20 м. Снизу выглядит как небольшой участок несложного лазания, однако стеночка заканчивается "зализанными" пологими участками. Облезть слева и справа не получается. Прохождение несколько затруднено заледеневшими участками скал. Проходим ее "в лоб", дальше наклонная полочка выходит к вертикальному участку высотой метра 3, который заканчивается нависанием. Просматривается выход левее нависания на хорошую полку. На стеночке хорошая щель для организации страховки (хороша для ИТО). Дальше по наклонным, залитым льдом, полкам несложный участок под большой камень. Станция в удобном, защищенном месте. На наш взгляд - ключевая веревка.
(6-7) В 9:00 выходим на гребень. Небольшой участок по скалам (заснежены, залиты льдом), и далее движение по гребню - фирн, снег, местами лед. Еще 100 м (2 станции) и выход на вершину в 11:00. На вершине по причине наличия времени устроили обед (единственный во всем мероприятии). Просматриваем возможные варианты спуска к южной Птице. Юра без рюкзака слазил на соседнюю с вершиной башню, просмотрел вариант, однако спускаться решили все же на восточную сторону прямо с вершины.
(7-8) С вершины одна веревка дюльфера на восточную сторону. Последний - без рюкзака, с "нижней страховкой" 50 м.
(8-9) По восточному склону Птицы С выходим на перемычку между двумя вершинами (70 м). Дальше движение траверсом по западному склону (по ходу справа), обходим вершину второй Птицы. Движение одновременно по сильно разрушенным, живым скалам. Страховка затруднена, закладываем веревку (150 м). Дальше просматриваем 2 возможных варианта движения: спуск вниз на склон Ледового купола или траверс далее и дюльфер прямо на перемычку. Выбираем 2-й вариант. Движение далее траверсом по скалам еще 70 м.
(9-10) Дюльфер (одна веревка) на склон Ледового купола в его верхней части (50 м от гребня).
(10-11) Далее одновременно на гребень к месту ночевки. Для организации ночлега приходится срубить часть гребня и вытоптать площадку. Аккуратно, трещины!!!
02.08.07
Подъем дежурного (отдыхающий сегодня Паша) в 2:30. Берем с собой теплые вещи, на всякий случай - баллон с горелкой и немного еды. Выходим со стоянки (т. 11) втроем одной связкой около 4:45. Снега в этом году мало, там, где по старым описаниям можно было идти одновременно по снегу, теперь начинается лед. Поскольку буры все равно крутить придется, решаем не мудрствовать и проходить Ледовый купол не по гребню, а в обход. Движение начинаем одновременно (100-150 м), затем лед становится круче, переходим на попеременное движение. Пробуем новую для нас схему - выход вперед среднего в связке, который затем через реверсино принимает двоих одновременно. Проходим так 3 веревки по 25 м, затем оцениваем, что подъем одного человека займет меньше времени, чем организация лишней станции. Последнюю веревку навешиваем на полные 50 м (можно назвать это перилами, но с жюмаром по сути движется только один человек - второй принимает третьего, выпуская в то же время первого. Точно так же мы потом станем двигаться и на спуске). Эта веревка выводит нас на перемычку между Ледовым куполом и первым жандармом. Пройдя вдоль нее одновременно (карнизы!) в 6:00 подходим под первый жандарм (т. 12). Подъем на жандарм в лоб, сперва по забитой снегом и льдом расщелине (возможно оправдано движение в кошках), затем 5 м траверс вправо и далее по стене на полку, с которой 2-3 м до верха. "Перья" наверху жандарма проходим попеременно, затем по сильно разрушенным скалам спуск влево на перемычку с ночевкой под двухместную палатку. Одеваем кошки, и, обойдя еще один "зуб" слева по ледовому склону, выходим на снежный гребень (т. 13). Движение на участке 13-14 начинаем около 7:00, одновременно по гребню и чуть правее. Перед вторым жандармом уходим сильнее вправо и по крутому снежно-ледовому склону поднимаемся на три такта. Перед самым выходом назад на гребень (район т. 15) справа под скалой отличная площадка. Дальнейшее движение - также одновременно по острому изрезанному снежному гребню 4 к.т. (карнизы слева!). Местами удается идти правее, но зачастую на склоне справа под сыпучим снегом скрывается лед, идти по нему тяжело. Небо постепенно затягивает. Начало подъема на третий жандарм (т. 16) в лоб по заледенелым крупноблочным скалам около 20 м, затем левее по небольшим полочкам и скалам 2 к.т. выход на его вершину. Около 10:00 мы за жандармом (т. 17), небо полностью забито облаками. Отсюда и до вершины (уч. 17-18) идем одновременно по гребню. По мере подъема склон справа постепенно выполаживается, карнизы слева наоборот делаются больше. Начинается туман, видимости нет, местами приходится уходить вправо на склон. На вершину (т. 18) выходим в 11:30, начинается гроза. Лихорадочные поиски тура в полном "молоке" не дают результата, и тут же начинаем спуск.
За 30 мин. одновременно доходим до верха третьего жандарма (т. 17), гроза к этому моменту прекращается, но видимости нет по-прежнему. На жандарме вешаем один 25 м дюльфер, и дальше до первого жандарма (т. 13) двигаемся по пути подъема одновременно. К 13:00 слегка развиднелось, делаем небольшую остановку для связи с а/л. Первый жандарм проходим также по пути подъема, на спуске с него вешаем одну сдвоенную веревку (25 м). На участке 12-11 вновь возвращается туман, оптимального пути просмотреть не удается, потому на спуск навешиваем 4 веревки. Дюльферяет только второй, первый и третий движутся одновременно. На стоянку приходим в 15:40, всего спуск занял 4 часа, весь радиальный выход - 11 часов.
03.08.07
Хорошо выспались и встали около 6 часов. Выход в 8:00. Спускаться решили дюльферами прямо от палатки (вчера обсуждался вариант спуска через Ледовый Купол). 4*50 м дюльферов по льду до 40° привели нас к сбросу ледника. На сброс хватило ровно длины одной веревки 50 м. Под сбросом траверснули склон вправо по ходу (2*50 м). Еще одна веревка - дюльфер по скалам (двигаться дальше вправо по ходу опасно - летят камни) и последняя веревка через бергшрунд на ледник. Итого 9 веревок, 4,5 часа времени (много фоткали при дюльфере на сбросе :)). На пологой части ледника сделали привал минут на 30. По леднику двигались, прижимаясь к правому борту до начала разломов ледопада. Сначала попытались пройти по границе скал и льда, но там было как в водовороте, поэтому пришлось взять левее. Обойдя несколько больших разломов, по раскисшим мостам снова двинулись в правом направлении и через час пришли на широкое плато ледника, по которому дошли до ночевок 3900.
- Рельеф по участкам пути.
- Протяженность, крутизна, время прохождения участков.
Подъем на в. Птица и траверс до седла Птица-Ледовый Купол:
Уч. Рельеф К.т.
Протяж., (м) Крутизна, град. ЧХВ/ ЧРВ Движение Погода 0-1 Открытый ледник 1 1500 0-20 1:30/- ОБС Солнечно
1-2 Ледовый склон 3 250 30-45 -/2:00 ПВС 3*50 м, местами ОвС 2-3 Лед, уч. фирна и снега 3-3+ 150 40-55 -/1:30 ПВС 3*50 м 3-4 Лед 3 100 40-50 -/1:00 ПВС 2*50 м 4-5 Скалы 2-3 400 30-45 -/2:30 ОМПвС 5-6 Скалы 3-4 50 50-65, короткие участки до 75 -/2:00 ПВС 1*50м Солнечно,
6-7 Фирн, снег, лед 2-3 100 30-40 -/1:20 ПВС 2*50м 7-8 Скалы, лед 50 60 -/0:30 Дюльфер 1*30м. 8-9 Скалы 2-3 300 40 -/1:00 ОМПвС 9-10 Скалы, (4-5) 50 70-90 -/1:00 Дюльфер 1*50м Облачно 10-11 Фирн, лед 3 50 45 -/0:30 ПвС Облачно, сильный ветер Подъем на в. Коштантау:
Уч. Рельеф К.т. (вверх)
Протяж., (м) Крутизна, град. ЧХВ/ ЧРВ Движение Погода 11-12 Лед 2-3 350 10-30 -/1:15 ОвС, ПвС 3*25 м, перила 1*50 м Еще темно, небо ясное 12-13 Заснеженные скалы 2-3 150 20-50 -/1:00 Перила 1*50 м (второй жюмарит, третьего принимают), затем ПвС Солнечно, небольшие тучки, которых становиться все больше
13-14 Снежный гребень 2 200 20 -/3:00
ОвС 14-15 Снежно-ледовый взлет 3 300 45-50 ОвС на 3 такта 15-16 Острый снежный гребень, местами лед 3-4 ок. 1000 до 40 ОвС Облачно с просветами
16-17 Обледенелые, заснеженные скалы 2-3 50 30-50 Перила 1*50 м (второй жюмарит, третьего принимают) 17-18 Снежный гребень 2-3 ок. 1500 20-30 -/1:30 ОвС Туман, видимости нет, на вершине - гроза со снегом Спуск с в. Коштантау:
Уч. Рельеф К.т. (вверх)
Протяж., (м) Крутизна, град. ЧХВ/ЧРВ Движение Погода 18-17 Снежный гребень 2-3 ок. 1500 20-30 -/0:30 ОвС Туман, гроза со снегом 17-16 Обледенелые, заснеженные скалы 2-3 50 30-50 -/1:10
ОвС, дюльфер 1*25 м Туман, видимости нет 16-15 Острый снежный гребень, местами лед 3-4 ок. 1000 до 40 ОвС Облачно
15-14 Снежно-ледовый взлет 3 300 45-50 -/2:20
ОвС на 3 такта 14-13 Снежный гребень 2 200 20 ОвС 13-12 Заснеженные скалы 2-3 150 20-50 ОвС, дюльфер 1*25 м Туман с редкими просветами
12-11 Лед 2-3 350 10-30 ОвС, ПвС 4*50 м Спуск на ночевки 3900:
Уч. Рельеф К.т. Протяж., (м) Крутизна, град. ЧХВ/ЧРВ Движение Погода 11-19 Ледник, сброс 250 35-40, сброс 70-90 -/4:30
Дюльфера 5*50 м Ясно 19-20 Ледовая наклонная полка, скальные сбросы 200 30-40 Дюльфера 4*50 м Облачно
20-21 Ледник, ледопад ок. 1800 0:20/2:00 ОМПвС Итого на препятствие:
ЧХВ на прохождение - 1:50
ЧРВ на прохождение - 30:35
Навешено перил - 34 веревки (не считая коротких участков попеременного движения)
- Требования к организации движения и страховки.
· На гребне Птицы большинство участков надо проходить одновременно (это должна позволять подготовка группы), в противном случаи сплошное провешивание перил отберет слишком много времени и сделает невозможным восхождение на Коштан на следующий день.
· Участок 11-12 можно, в принципе, проходить одновременно с промежуточными точками (при достаточном уровне подготовки и количестве ледобуров). Возможен также подъем на Ледовый купол по гребню, но следует быть осторожным - карнизы.
· В случае движения несколькими связками жандармы на гребне Коштана проходить в режиме ПВС.
· При малом количестве снега одновременное движение на уч. 14-15 не рекомендуется.
- Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо).
Опасности:
· Карнизы на левую сторону гребня Коштана.
· Вероятность срыва с острых "ножей" гребня Коштана.
· Недостаточная акклиматизация и соответствующие проблемы с этим связанные.
· Попадание в грозу в верхней части гребня или на вершине Коштана.
Меры безопасности:
· По возможности придерживаться правой стороны гребня Коштана.
· При необходимости - организовывать на гребне Коштана попеременную страховку.
· Перед восхождением необходимо получить достаточную акклиматизацию.
· Максимально быстрый спуск при попадании в непогоду.
- Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.
Каждому:
- Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки
- Фонарь налобный
- Кошки
- Ледоруб
- Зажим (жюмар) (кроме первого)
- Наколенники (желательно)
На группу из 4 человек:
- Ледобуры - 10 шт.
- Карабины для точек - 8-10 шт.
- Карабины станционные - 4 шт.
- Петли станционные 120 см - 4 шт.
- Инструмент ледовый (первому) - 1-2 шт. (желательно)
- Веревки основные - 2 шт.
- Расходные петли - несколько метров
- Вспомогательная веревка - 1 шт. (для спуска)
- Закладки - 1 комплект
- Френды - 1 комплект (желательно)
- Оттяжки средние - 4-5 шт.
- Петли станционные 240 см - 1-2 шт. (желательно)
- Возможные и рекомендуемые места ночлега.
- "Верблюжьи ночевки" на боковой морене л. Уллуауз.
- Ровные участки верхних плато л. Уллуауз.
- Перевал Птица - хорошее удобное место. Есть вода.
- Вершина "Птица". Воды нет. Можно рекомендовать только как аварийное место ночевки.
- Перемычка между в. Птица Ю и Ледовым Куполом (т. 11). Площадок нет, но можно срубить часть гребня. Осторожно - карнизы.
- Перемычка между Ледовым Куполом и первым жандармом гребня (т. 12). Площадок нет, надо рубить гребень. Карнизы. Место в целом на наш взгляд менее удачное.
- Между первым жандармом гребня и скальным "зубом". На скальной перемычке площадка для двухместной палатки. В этом году половина ее занята смерзшимся наддувом. Воды нет.
- Ночевка в мульде под скалой правее второго жандарма (район т. 15). Ровная ледовая площадка, укрытая от ветра, но тесная.
- Скальные островки правее гребня в его верхней части (уч. 17-18). Площадок нет, но возле островков есть пологие места. Продувается ветром, карнизы, опасно при грозе.Ночевка на гребне не рекомендуется.
- Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору.
Не известны.
- Фамилия, имя, отчество автора описания.
Миклухин Евгений Олегович
2007 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список фотоматериалов
? | ? в отч | Содержание | Точка съемки | Точки |
1 | 70 | Вид на перевальный взлет пер. Птица и С гребень Птицы с л. Уллуауз | Л. Уллуауз (уч. 0-1) | + |
2 | 71 | Вид на перевальный взлет пер. Птица с л. Уллуауз | Л. Уллуауз (уч. 0-1) | + |
3 | 72 | Первая станция на взлете пер. Птица | Уч. 1-2 | |
4 | 73 | Работа первого на уч. 1-2 | Уч. 1-2 | |
5 | 74 | Обход разлома на уч. 1-2 | Уч. 1-2 | |
6 | 75 | Работа первого на уч. 2-3 | Т.2 | |
7 | 76 | Работа первого на уч. 2-3 | Т.2 | |
8 | 77 | Подход к т. 3 | Уч.2-3 | |
9 | 78 | Работа первого на уч. 3-4 | Т.3 | |
10 | 79 | Последние метры перед выходом на перевал Птица | Т.4 | |
11 | 80 | Ночевка на пер. Птица | Т.4 | |
12 | 81 | Начало гребня на в. Птица | Т.4 | |
13 | 82 | Сложное место на уч. 4-5 | Уч. 4-5 | |
14 | 83 | Работа первого в р-не т. 5 | Уч. 4-5 | |
15 | 84 | Работа первого на уч. 5-6 | Т.5 | |
16 | 85 | На в. Птица С | Т.7 | |
17 | 86 | Поиск тура на вершине Птица С | Т.7 | |
18 | 87 | Вид на вершины Птица С и Ю, Ледовый Купол с С гребня Коштана | С гребень Коштана | + |
19 | 88 | Дюльфер с в. Птица С | Т.8 | |
20 | 89 | Ночевка на седловине между Птицей Ю и Ледовым Куполом | Т.11 | |
21 | 90 | Вид на С гребень Коштантау | в. Уллуауз | + |
22 | 91 | С гребень Коштантау с севера | в. Думала (фото со сборов 2006 года) | + |
23 | 92 | Ледовый купол и первый жандарм | в. Птица | + |
24 | 93 | Последняя веревка на ледовом куполе | Уч. 11-12 | |
25 | 94 | Начало работы на первом жандарме | Т.12 | |
26 | 95 | Вид на гребень с первого жандарма | Уч. 12-13 | + |
27 | 96 | Движение на уч. 3-4 | Уч. 14-15 | |
28 | 97 | Третий жандарм | Уч. 15-16 | + |
29 | 98 | Одновременно по гребню | Уч. 15-16 | |
30 | 99 | Прохождение первым третьего жандарма | Т. 16 | |
31 | 100 | На вершине Коштантау в грозу | Т. 18 | |
32 | 101 | Третий на вершине | Т.18 | |
33 | 102 | В поисках тура | Т.18 | |
34 | 103 | Тур не нашли | Т.18 | |
35 | 104 | Гроза продолжается, начинаем спуск | Район т. 18 | |
36 | 105 | Дюльфер на третьем жандарме | Т.16 | |
37 | 106 | Дома | Уч. 12-11 | |
38 | 107 | Вид на вершины Птица С и Ю, Ледовый Купол с л. Кундюм-Мижирги | Л. Кундюм-Мижирги (уч. 20‑21) | + |
39 | 108 | Дюльфер от палатки (т. 11) | Т.11 | |
40 | 109 | Дюльфер на ледовом сбросе | Уч. 19-20 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тактический план на ЛП
График прохождения:
День | Участок | Примечание |
1 | Л. Уллуауз - пер. Птица (3А*, 4275) | Ночевка на перевале |
2 | М.н. - в. Птица (4489, 3Б по С гребню, к) - Седловина между в. Птица Ю и в. Ледовый Купол | |
3 | Р.в. - в. Коштантау (5152, 4Б по С гребню, к) | |
4 | М.н. - л. Кундюм-Мижирги - ночевки 3900 |
Основные точки на схеме:
? | Описание | Высота | Примечание |
1 | Ночевки "верблюжьи" на л. Уллуауз (С ветвь) | ||
2 | Перевал Птица (3А*) | 4275 | |
3 | Вершина Птица С | 4489 | |
4 | Вершина Птица Ю | ок. 4450 | |
5 | Седловина между в. Птица Ю и в. Ледовый Купол | ок. 4400 | |
6 | В. Ледовый Купол | 4581 | |
7 | Первый жандарм С гребня в. Коштантау | ок. 4500 | |
8 | Вершина Коштантау | 5152 | |
9 | Ночевки 3900 | ок. 3900 | Множество площадок на скалах |
10 | Л. Уллуауз | ||
11 | Ледопад Кундюм-Мижирги |
Варианты прохождения препятствия:
? | Точки | Характеристика | К.с.А. | К.с.Т | Примечание |
1 | 1-2-3-5-7-8-7-5-9 | Основной вариант | 3Б+4Б, к | 3Б, 2-е пр. т. | |
2 | 1-2-9 | Запасной вариант - через пер. Птицы (3А*) | - | 2Б* | Без ледопада Кундюм-Мижирги |
3 | 1-2-3-5-9 | Запасной вариант - без восхождения на Коштантау | 3Б, к | 3А |
Аварийные и запасные варианты:
? | Точки | Характеристика | Причины |
1 | 1-10 | Сход с маршрута в ущелье Думала | Авария |
2 | 9-11 | Сход с маршрута через ледопад Кундюм-Мижирги | Авария |
3 | 7-9 | Спуск на ледник Кундюм-Мижирги от первого жандарма | Запасной вариант, в зависимости от состояния склонов |
Краткая характеристика основных участков маршрута:
Уч. | Краткая хар-ка | Краткое техн. описание | Т (ч) | Примечание |
1-2 | Подъем на пер. Птица (3А*) | Ледник, вначале снег, бергшрунд, затем лед 20‑40°, на взлете - до 60°. 6‑8 веревок | 4-8 | |
2-3 | Альп. маршрут 3Б к.с. (к) на в. Птица по С гребню | 5-7 веревок (скалы 2‑3 к.т., снег) по гребню | 4-7 | |
3-5 | С в. Птица С, обходя западнее в. Птица Ю на седловину между Птицей Ю и Ледовым Куполом | Комбин. гребень, несколько веревок перил, несложные скалы | 1-2 | |
5-7 | С седловины между Птицей Ю и Ледовым Куполом, обходя западнее в. Ледовый Купол к первому жандарму С гребня в. Коштантау | Лед до 40° 3-5 веревок, снежно-ледовый гребень | 2-3 | |
7-8 | Альп. маршрут 4Б к.с. (к) на в. Коштантау по С гребню | Снежно-ледовый гребень, жандармы, 25‑45° | 4-7, спуск 3-5 | |
5-9 | Спуск на ночевки 3900 | Спуск по льду до 40° 9 веревок, небольшой ледопад | 5-8 |
Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:
Уч. | Краткая хар-ка | Краткое техн. описание | Т (ч) | Примечание |
1-10 | Спуск в ущелье Думала | Сначала закрытый, потом открытый ледник, боковая морена, тропа по ущелью | ||
2-9 | Спуск с пер. Птица на л. Кундюм-Мижирги | Снежный склон-кулуар до 40°, в верхней части возможен лед, 200 м | 0,5-1 | |
9-11 | Спуск с 3900 по ледопаду Кундюм-Мижирги | Ледопад (2 ступени) | 5-8 |
Коментарі
Браво! Есть на
Юра Коробенко replied on #
Браво! Есть на что посмотреть (не только о природе - работа...)