Траверс Крумкол-Мижирги Восточный (по восточному гребню через Крумкольский Провал, спуск по южному гребню Мижирги Западная)

Траверс Крумкол-Мижирги В (по В гребню через Крумкольский Провал, спуск по Ю гребню Мижирги З)

Район

Хребет, массив

Название

Высота (м)

Категория трудности (тур)

летозимамежсезонье
Ц. Кавказ, БезенгиБоковой хребет (Северный массив)Траверс Крумкол-Мижирги В (по В гребню через Крумкольский Провал, спуск по Ю гребню Мижирги З) **Макс. 49923Б*

** Описываемый вариант прохождения:ночевки 3900 - пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) - в.   Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) - пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) - в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) - Ю гребень в. Мижирги З - л. Крумкол

  1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток).

    Участок Крумкол-Мижирги В представляет собой часть Северного массива (Дыхтау-Коштантау).

  2. Что соединяет и связывает.

    ЛП связывает ледник Кундюм-Мижирги и ледник Крумкол (вариант - л. Селлы).

  3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает.

    Крумкол - открум - сажа, пыль икол - ущелье. Вершина над запыленным ущельем.

  4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон).

    Первопрохождение В гребня Крумкола совершил В. Абалаков в 1949 г.

    Первопрохождение З гребня Крумкола совершил Н. Чекмарев в 1938 г.

    Первопрохождение пер. Памяти совершила группа под рук. В. Лобова в 2000 г.

    Первопрохождение В гребня Мижирги В совершил Г. Вуллей в 1889 г.

    Первопрохождение Ю гребня Мижирги З совершил Л. Саладин в 1934 г.

    Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. Ю. Балицкого в 2007 г.

  5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, ?, вид туризма, автор, к.с., - стр., или фото, литература).

    Использованы материалы библиотеки КСС а/л "Безенги"

  6. Количественные характеристики (таблица):

    Веревка 50м:

    Общее время прохождения (час)около 57,5 часов, включая предварительную обработку 3,8 часа
    Время подъемов (час)около 35,5 часов + 3,8 часа на предварительную обработку
    Время спусков (час)около 18 часов
    Время движения со страховкой (попеременной)около 40,5 часов + 3 при обработке
    Время движения со страховкой (одновременной)около 12 часов+ 1 при обработке
    Количество пунктов страховки (ориентир.) всего около 245
    - на участках подъема гребня (на гребень)около 180
    --- станций на льду8
    --- промежуточных точек на льду11
    --- станций на скалах31
    --- промежуточных точек на скалахоколо 130
    - на спускахоколо 65
    --- станций на скалахоколо 29
    --- промежуточных точек на скалах9 при навеске перил + около 24 при одновременном движении
    --- станций на льду3
    --- промежуточных точек на льду-
    Частота прохождения (ориентир.)Альпинистами как единое препятствие не проходился (только как часть траверса Коштан-Дыхтау). Перевал Крумкольский Провал проходится туристами с периодичностью около 1 раза в год-два. В гребень в. Крумкол проходится радиально альпинистами несколько раз в год. З гребень Крумкола и В гребень Мижирги В не проходились около 20 лет. Ю гребень Мижирги З проходится альпинистами раз в несколько лет.
    Преимущ. направ. прох.С востока на запад
  7. Условия, при которых изменяется категория трудности.

    При неполном прохождении к.т. может быть ниже.

  8. Описание прохождения.

    04.08.07

    (0-1) Подъем в 3:00. Выход со стоянок (т. 0) в 5:30. 15 минут спуска с ночевок 3900 на ледник ? плато 3 ступени ледопада. На леднике одеваем кошки, и далее по открытому леднику одновременно несвязанные движемся к началу снежно-ледовых взлетов пика Тихонова (т. 1), по ходу забирая немного левее в обход разрывов.

    (1-2) Далее движемся одновременно в связках. Движение вправо вверх, по лавинным выносам, обходя трещины и бергшрунды. Снег достаточно мягкий. Движемся по направлению к нижней точке С гребня п. Тихонова с характерным скальным выступом (т. 2) - жандарму "Медведь". Рельеф сложности не представляет, однако в другие года (время) возможен более "порваный" ледник. При большом количестве снега склоны п. Тихонова могут быть лавиноопасны. К жандарму вышли в 7:00, здесь отдых 15 мин. Рядом с жандармом места для ночевки.

    (2-3) От жандарма (начало левее скал) по явно выраженному снежно-ледовому гребню одновременно в связках. Фирн не очень жесткий, позволяет делать ступени, угол 30-40°, 3 к.т. Темп движения невысокий. В описании из библиотеки а/л указано, что в некоторые года здесь образуется ледовый гребень до 5 к.т. - в этом случае участок значительно усложнится.

    (3-4) Гребень становится неявно выраженным (т. 3), движемся по снегу и скалам 1-2 к.т. к основанию п. Тихонова. Камнеопасно!
    Желательно проходить как можно раньше. Отсюда хорошо просматривается гребень Мижирги, фотографируем дальнейший путь. Время движения 45 минут.

    (4-5) Начинаем движение связка по связке. Первый движется, делая 2 точки на веревку. Станции на 2 бурах. Движемся траверсом, направление существенно левее скального жандарма в перемычке. Лед не жесткий, кошки держат хорошо. Первый с двумя инструментами. В верхней части крутизна склона несколько возрастает (до 60°). Перспектива скрадывает расстояние, визуально кажется, что до гребня существенно ближе, чем на самом деле. Склон издалека выглядит "сплошным", на самом деле имеются трещины. На предпоследней станции в верхней части склона раздался характерный щелчок трескающегося льда, что несколько взволновало стоящих на этой станции и заставило ускорить движение. Склон заканчивается небольшим карнизом, который несколько затрудняет выход на перемычку.

    (5-6) Перемычка в месте выхода шириной в несколько метров, позволяет принять группу через якорь и перегиб. Достаточно места для безопасного сбора всей группы. На перемычке мы в 12:00. Далее, после небольшого отдыха, движемся по широкому снежному гребню (1-2 к.т.) к скальному жандарму. У основания жандарма гребень сужается. Время движения 15 минут.

    (6-7) Принимаем решение обходить жандарм справа. Движение - связка по связке. От основания вешаем полверевки в обход скал. Неприятный траверс, снег на скалах, есть куда улететь. Дальше - дюльфер на сдвоенной веревке на седловину.

    (7) Крумкольский провал - место ночевки, время 12:45. По связи в 13:00 сообщаем о своем местонахождении. Вытаптываем, выкапываем место для палатки. Тур нашли после длительных поисков. Оказалось, что он находится на скалах выше провала (по направлению к п. Тихонова), рядом с памятной табличкой. Подойти к нему без кошек и ледоруба затруднительно. Сняли записку литовской группы 2003 г. В туре нашли сувенир - бутылочку настойки на травах, за что большое спасибо собратьям.

    05.08.07

    По совокупности факторов приняли решению устроить отсидку с предварительной обработкой маршрута.

    Когда развиднелось, одна связка вышла на обработку (12:00). По описанию а/л имелось 2 пути подъема на первый жандарм (правый и левый).

    Поднимались одновременно связкой в кошках. От Провала к скалам первого жандарма ведет широкий снежный склон (с льдом в верхней части). Предпочтительней показалось движение вправо. Снег - фирн, немного уже раскисший, по мере движения угол становится все больше (до 60°). Достаточно быстро (около 20 мин) дошли до ближайшего скального островка, сделали попытку его обхода справа. Скалы покрыты тонким слоем снега и льда, снег "рыхлый", страховка затруднительна. Первый принял решение вернуться, обойти остров слева. Выйдя на скалы - далее по контрфорсу вверх?влево на южную сторону скального гребня (1 веревка). Рекомендуем при прохождении этого участка сразу выходить на снежный гребень (в самом его начале, забирая влево) и далее по нему под скалы первого жандарма (левый вариант).

    По южной стороне гребня несложное лазание - 2-3 к.т., 1 веревка, под скалы первого бастиона первого жандарма. Далее еще одна неполная веревка (около 30 метров) скал 4 к.т. на вершину первого бастиона (т. 9). Оценив пройденное расстояние и количество имевшихся веревок (две), приняли решение обработку закончить. Большую часть снаряжения оставили в качестве заброски на верхней станции (т. 9). На спуске первую веревку провесили "южнее" (по направлению спуска правее) гребня, решили, что так путь подъема будет проще. Веревку раскрепили на предпоследней станции (для ускорения движения завтра). Одной веревки оказалось достаточно до простых скал основания жандарма (т. 8). Далее продолжили движение одновременно. Вышли на снежный гребень и по нему в кошках до скал в его средней части. На камнях на петле закрепили веревку, сбросили ее через ледовый взлет по направлению к подъемным следам. Спускались рядом, чтобы не сломать хорошие ступени "на завтра". Спустились к палатке в 15:50.

    06.08.07

    (7-8-9) Подъем в 3:00 утра. Сбор, развеска снаряжения. Первый движется облегченным, без рюкзака. Выход в 5:00 утра. Подъем по вчерашним ступенькам, до первой веревки (здорово сэкономили силы). По ней жюмаримся наверх, затем пешком до провешенной на скалах второй веревки. По раскрепленной второй веревке поднялись на вершину первого скального бастиона первого жандарма (т. 9). Исходя из описания, ошибочно приняли т. 9 за окончание первого жандарма.

    Время 6:45. Подобрали все снаряжение. Сделав дополнительную станцию, для удобной страховки первого, продолжили дальше движение попеременно связками. Все станции делались на петлях, удобно иметь запас петель 240 см.

    (9-10) Дальнейшее движение возможно "в лоб" по гребню, или влево в обход. Мы прошли в обход слева небольшую стеночку (25 м), станцию сделали по причине трудности протаскивания веревки. Дальше веревка (50 м) скал 2-3 к.т. до вершины первого жандарма и начала снежного гребня перед вторым (т. 10). Время 7:50.

    (10-11) По снежному гребню 4 к.т. 100 м одновременно под скалы второго жандарма (т. 11, 8:50). Возможны карнизы! Более простой вариант движения по кромке скал и снега (левее гребня образуется мульда), однако из нее сложнее выходить к основанию второго жандарма (т. 11). Хороший (с точки зрения страховки) вариант движения связки - один по гребню, один в мульде.

    (11-12) Второй жандарм - по сильно заснеженным и изредка обледенелым скалам 2 веревки (70м) 3 к.т. прошли "в лоб". 10:00.

    От вершины второго жандарма (т. 12) по снежно-ледовому гребню (направо висят карнизы!) одновременно в связках дошли до основания третьего жандарма (т. 13) за 50 мин.

    Скалы 3-го жандарма залиты льдом и заснежены (по описанию - 5 к.т.). Просматривается два варианта подъема: "в лоб", или вправо-вверх на северный гребешок 3-го жандарма. Выбрали второй вариант (он совпадал с описанием). Подъем лазанием, в кошках, используя инструмент. Страховка - ледобуры вперемешку с закладками и френдами. 20 метров микста 4+ к.т. до удобного места под станцию (т. 14). С нашей точки зрения вариант подъема через северный гребешок проще и безопаснее пути "в лоб". Направо от станции просматривается удобная площадка для ночевки (в нише, под прикрытием скал) под 2 палатки. Время 11:40.

    Далее по северному гребешку ровно вверх на вершину 3-го жандарма (т. 15) по скалам 3 к.т. 40 м.

    От вершины 3-го жандарма по гребню с небольшим сбросом высоты выход на снежный широкий гребень. 13:00. Далее по гребню на вершину (350 м, 1-3 к.т., 13:50). Направо висят большие карнизы. Перед вершиной гребень местами ледовый, более крутой.

    От вершины прошли 100 метров дальше по гребню до снежного седла. Удобное место для ночевки нашли в 14:20.

    07.08.07

    Дежурный встал в 4:30, выглянул на улицу и глубоко задумался :). Сильный ветер нес через нашу седловинку туман - ничего не видно и не понятно, все плохо или это одиночное облако. Тем не менее, начали потихоньку собираться, хотя и были запасные дни, тратить их перед спуском не хотелось. Собрались и вышли в 7:00. Через некоторое время в тумане начали проноситься просветы. Движение по простому снежному гребню, затем на взлете верхнего жандарма по острому снежному гребню (частично по границе скалы-снег). Двигаемся в кошках, временами на снегу встречаются заледенелые участки, а на камнях - натечный лед. Развиднелось, правильно сделали, что не отсиживались. Спуск с верхнего жандарма (уч. 18-19) по миксту крутизной до 40° ? не сложно, но требует осторожности, и кошки не снимешь.

    Второй от верха жандарм похож на первый - восточная сторона идется по острому снежному гребню или по границе скал и гребня, западная - по микстовому гребню. Правда, здесь на спуске несколько сложнее - больше участков льда (3 к.т.), местами приходится идти попеременно лицом к склону (фото 144). Небольшой участок простого гребня, и скальная "пила" около 30 метров (3+ к.т.) выводит к скальной стенке (уч. 22-23). Стенка небольшая, но уверенной 4 к.т. Сверху станцию можно сделать на большом камне (т. 23). С камня "парашютиком" метров 6 до простого участка гребня, по которому метров 45 до вершинки скального массива (т. 24). Дальше сброс - вешаем дюльфер. Ниже сброса - площадка под палатку (т. 25), несколько в заброшенном состоянии, но для одной палатки пригодна.

    И снова относительно простое движение вдоль снежного ножа по скалам до вершины следующего жандарма (уч. 25-26). Сброс западной стороны жандарма - дюльфер 20 м по скальным плитам на полку. Скальный выступ далее обходится слева, за ним комбинированный участок гребня, небольшая стенка (можно спуститься пешком) и снова микстовый гребень. Доходим до очередного сброса - заледенелые скалы до 50°. Еще один дюльфер по сдвоенной на снежный гребень (уч. 28-29).

    Далее движемся по протяженному участку достаточно широкого простого снежного гребня. Снег раскис, ноги проваливаются, поэтому стараемся идти по скалам левой стороны гребня. Получается не всегда. Метров через 500 еще один скальный сброс - дюльфер на сдвоенной (уч. 30‑31). Пробуем дальше двигаться по гребню, но путь преграждает скальный выступ. Перед выступом спускаемся по снегу на три такта, обходим небольшие скальные выходы и по косой движемся в направлении перевальной седловины Памяти. Через некоторое время выходим на лед, где навешиваем 5-10 метров дюльфера через бергшрунд (потому что шли без кошек). И по снегу выходим на перевал (т. 32). Здесь расчищаем удобное место под палатку и находим воду. Время прихода на ночевку - 13:50. Через несколько часов нас накрывает метелью.

    08.08.07

    Подъем в 3:00, сборы, выход в 5:20. Одновременно в связках двигаемся по снежному гребню, выбирая путь так, чтобы меньше проваливаться. 40 минут занимает подход к началу взлета (т. 33). Не снимая кошек, проходим чередующиеся участки снега и камней. Первую станцию ставим в т. 34, дальше идет серьезный лед. Первый выбрал левый вариант подъема - 5-7 метров льда 40° до т. 35 и дальше по заснеженным, местами заледенелым несложным скалам остальные 40 метров. После того, как пришел второй и снял кошки, веревку перебросили на правый вариант - метров 30 косого подъема по 40°-му льду (уч. 34-37) и 10 метров по заснеженным простым скалам. Дальше двигались одновременно сначала вверх, затем траверсом по полке вправо (1-2 к.т., 60 м) до т. 38. По узкому скальному кулуару 40 метров скал 3 к.т. до выхода на перемычку взлета выше плитообразного жандарма (уч. 38-39). Отсюда по левой стороне взлета гребня по скалам 1-2, местами 3 к.т., сначала траверсом 30 метров, затем широкой дугой огибая сверху большой кулуар 70 метров до скального выступа на раздвоении кулуара (уч. 39-40). Здесь долгие размышления по поводу дальнейшего маршрута: туристский опыт говорит, что надо идти по кулуару до видимой слева седловины, альпинистский - что надо уходить по правому кулуару и выходить на гребень. Уходим направо метров 20 по заснеженным скалам 2 к.т. в кулуаре (уч. 40-41), переходим на полку, уходящую влево на скалы гребня. Выходим на просторную полку (2 к.т., 10 м), с которой влево по скалам 3 к.т. поднимаемся на гребень жандарма (20 м). Точки кладутся хорошо. С гребня уходим сложным траверсом (4 к.т., 20 м) влево, огибая стенку и далее по щели с натечным льдом (3-4 к.т., 10 м) и покатым участкам со снегом (20 м, 2-3 к.т.) возвращаемся на гребень (уч.42-43-44).

    Дальнейшее движение возможно двумя путями: правее гребня по плитам с выходом на гребень или левее, траверсируя склон гребня с набором высоты. На этот раз победила туристская психология - мы решили идти вторым вариантом (плиты северной стороны гребня плохо просматривались). Как мы узнали позже, один из возможных вариантов прохождения таки шел по плитам, только сначала нужно было траверсировать порядка 40 метров вправо, а затем вверх до выхода на гребень. Первую веревку навесили вдоль гребня по южной стороне сначала по наклонным плитам, через щель, залитую льдом, далее, огибая скальный выступ, до станции на большом отколе (50 м, 3, местами 4 к.т.). Вторую веревку вешали в направлении хорошей заснеженной полки. Спуск со станции метра 4 (сползали на верхней страховке), подход к сложному залитому льдом небольшому кулуару (20 м), по которому на полку (10-15 м). По полке с провалами влево метров 10-15 до станции (3-4 к.т.). Третья веревка по скалам 2-3 к.т. около 30 м вывела на гребень (т. 45).

    Время около 14 часов. Оценив темп движения и текущую высоту, решаем ночевать на гребне. Площадку вырубаем на снежной стороне. Через 2 часа все накрывает туманом, еще через час начинается гроза.

    09.08.07

    Подъем в 3:20, выход в 5:40. Все небо заложено облаками, сравнительно тепло. Благодаря ранней остановке на бивуак удалось неплохо восстановиться.

    Первую веревку начинаем вешать прямо от палатки (т. 45). По гребню подходим к стенке с вертикальным разломом, которую проходим в лоб (2-3 к.т.), далее небольшая пологая часть и снова стенка, на этот раз 4+ к.т. (проходили в лоб с уходом правее на выступ, предположительно ее можно обойти с юга по скалам 3 к.т.). Станцию поставили метрах в 6-7 от стенки по простому гребню. Дальше участок 20 м 1 к.т. (шли одновременно) приводит к подножию гладкого жандарма (т. 46). Вторую веревку вешаем в обход жандарма справа, сначала косой спуск 5-6 м по щели откола, затем по скалам 2-3 к.т. снова выходим на гребень (25 м) и еще метров 15 по гребню (2 к.т.) до т. 47. Третья веревка 25 метров идет по простому гребню (уч. 47-48) и у подножия следующего жандарма (т. 48) мы ее раскрепили для дюльфера (20м) влево - на полке, для обхода трудных скал (т. 49). С полки четвертая веревка идет в направлении небольшой седловинки гребня (т. 50) перед стенкой (50 м, 2-3 к.т.). Одной веревки не хватает, делаем станцию раньше и следующей веревкой подходим к стенке (15 м, 2-3 к.т.). Первый пролазит ее без рюкзака (уч. 50-51, 20 м, 4 к.т.). Дальше идет острый участок гребня (10 м), который подходит к следующей стенке (т. 52). Стенка выглядит на 5 к.т., понимаем, что надо ее обходить. Вариант - справа по кулуару. 15 м по скальным "ребрам" (уч. 52-53), неудачная попытка вернуться на гребень (и тут уч. 4+-5 к.т.), и остаток веревки вверх по кулуару (2-3 к.т., участки 4 к.т.). Станция на хорошей полке в верхней части кулуара. Для безопасности первый ждет, пока все пройдут эту веревку.

    Шестая веревка идет метров 10 вверх до последней полки кулуара (т. 54) и по ней влево 30 метров 1-2 к.т. под вертикальный разлом, выше которого виден снег верхней части гребня (т. 55). По нависающему разлому 15 м до выхода на пологий снег (уч. 55-56, 4 к.т.).

    Во время подъема третьего "запели" камни и железо, началась гроза. Все железяки сложили у последней станции, грозу пересиживали, попутно вырубая площадку под палатку метрах в 60 дальше по гребню. Незабываемые ощущения шевелящихся усов и разрядиков, которые больно бьют по ушам. Время сбора группы на ночевке - около 14:20.

    10.08.07

    Подъем в 3 часа, выход в 5:00. На небе - дрянь, надо шевелиться. Связываемся и движемся по снежному гребню. Минут через 15 подходим к скальному жандарму (т. 57). На него залазим слева по ходу по заснеженным камням, не снимая кошек. Рельеф 2-3 к.т. метров 30-40. На жандарме (т. 58) наблюдаем фантастический вид рассвета. По снежному склону спускаемся к взлету вершины Мижирги В (т. 59). От ночевки прошло около часа. Здесь некоторое время тратим на передачу железок - надо было поменять первого.

    По снежно-ледовому кулуару (2-3 к.т., 50 м) выходим на полку, на которой делаем станцию на скалах (т. 60). Дальше подъем по обледенелому скальному кулуару (3 к.т., 50 м) до выхода на горизонтальную предвершинную часть гребня (т. 61), по которой метров 30 до вершинного тура (т. 62). Подъем занял 1:10. Снимаем записку с чемпионата России по альпинизму в ледовом классе 2006 года. Минут 30 сидим на вершине.

    Спуск начинается по широкому снежному гребню-склону, затем идем по горизонтальной части гребня до острых снежных наддувов (уч. 62-63). Нам нужно обойти вершинную башню Мижирги З слева и выйти на Ю гребень, по которому идет маршрут спуска. Пройдя снежные ножи (уч. 63-64), выходим на заснеженные скалы, по которым надо обходить вершину. Сначала движемся одновременно в связках метров 30 (2 к.т.), затем переходим на перильное взаимодействие связок (около 40 м, 2-3 к.т.). На гребне (т. 65) поворачиваем вниз и далее следуют бесконечные дюльфера. Через некоторое время накрывает туман, движемся "по приборам", просматривая линию спуска в просветах. Часто встречаются петли, иногда вешаем свои. Часто дюльфер удобно делать на полверевки по сдвоенной, иногда - на полную длину. После пятого-шестого спуска мы сбились со счета.

    Небольшой привал сделали в нижней части гребня перед сбросами первого жандарма (т. 66). Здесь по полке свернули с гребня в сторону л. Крумкол и сдюльферяли 3 веревки на лед (т. 67). Сверху нам показалось, что так будет безопаснее, чем с перевала Селлы спускаться потом на л. Крумкол (на перевал с этой стороны мы поднимались в походе 5 к.с. в 2004 году и хорошо представляли себе рельеф). Решение спорное, поскольку уч. 67-68 камнеопасен. С другой стороны, при спуске с перевала мы все равно прошли бы по этому участку. Оптимальным решением, наверное, было бы спуститься на перевал и по запасному варианту спускаться на л. Селлы или ночевать на Ю гребне Мижирги З, а на следующий день продолжить спуск. Но эти выводы были сделаны позже.

    По льду мы навесили 3 веревки дюльфера и без веревок прошли нижний снежный выкат до пологой части л. Крумкол (т. 68). С момента выхода на гребень мы спускались около 9,5 часов.

  9. Рельеф по участкам пути.
  10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков.

    Подъем на в. Крумкол:

    Уч.РельефК.т.Протяж., (м)Крутизна, град.

    ЧХВ/ ЧРВ

    ДвижениеПогода
    0-1Открытый ледник17000-100:30/-ОбС

    Солнечно

    1-2Закрытый ледник, взлет1-2100020-30-/1:00ОвС
    2-3Гребень, лед, участки фирна3-415030-40-/0:45ОМПвС
    3-4Фирн, снег скалы1-220010-15-/0:30ОвС
    4-5Ледовый склон, карниз перед выходом на гребень3-4, уч. 10 м 5 к.т.25040-60-/3:00ПВС 5*50 м
    5-6Снежный гребень, переходящий в снежный нож1-2,в конце3700-10-/0:15ОМПвССолнечно, временами туман
    6-7Заледенелые, заснеженные скалы37020-60-/0:30

    ПВС 1*50 м,

    Дюльфер 1*20 м

    Солнечно, сильный ветер
    7-8Снежно-ледовый склон2-415030-50-/1:00ОбС, Перила 1*50 м

    Солнечно

    8-9Скалы3-45060-80-/2:00Перила 1*50 м
    9-10Скалы2-37540-60-/0:50ПВС 1*45+ 1*30 м
    10-11Снежный нож3-4100***-/0:30ОвС
    11-12Скалы37040-60-/1:10ПВС 1*45+ 1*25 м
    12-13Снежно-ледовый гребень3150***

    -/3:00

    ОвС
    13-14Заледенелые, заснеженные скалы4+2060-70ПВС 1*20 м
    14-15Скалы34045-50ПВС 1*40 м
    15-16Снежно-ледовый гребень1-3350до 30ОвС

    Спуск на пер. Памяти:

    Уч.Рельеф

    К.т. (вверх)

    Протяж., (м)Крутизна, град.

    ЧХВ/ ЧРВ

    ДвижениеПогода
    16-17Снежный гребень, снежный склон1ок. 150до 30-/0:15ОвСТуман
    17-18Острый снежный гребень или по границе скал и снега1-3ок. 200до 30

    -/6:50

    ОвСОблачно
    18-19Комбинированный гребень2ок. 100до 40ОвС

    Немного облачно

    19-20Острый снежный гребень или по границе скал и снега2ок. 130до 35ОвС
    20-21Комбинированный гребень, местами лед2-3ок. 100до 45ОМПвС
    21-22Острый скальный гребень3+30***ПВС 1*30 м
    22-23Скальная стенка415до 70ПВС 1*15 м
    23-24Комбинированный гребень2-360***ПВС 1*50 м
    24-25Скальный сброс(4)20до 70Дюльфер 1*20 м
    25-26Комбинированный, острый снежный гребень1-2ок. 150***ОвС
    26-27Скальный сброс (плиты)(3-4)20до 60Дюльфер 1*20 м
    27-28Комбинированный гребень1-2ок. 180***ОвС
    28-29Обледенелые скалы, сброс, выкат(4)25до 50Дюльфер 1*25 м
    29-30Снежный гребень (двигаться по границе скал и снега)1-2ок. 500***ОвС
    30-31Скальный сброс(3-4)15до 70Дюльфер 1*15 м
    31-32Снежный гребень, склон, ледовые участки, бергшрунд1-3ок. 120до 45ОвС, 3 такта, дюльфер 1*5 м

    Подъем на в. Мижирги В:

    Уч.РельефК.т.Протяж., (м)Крутизна, град.

    ЧХВ/ ЧРВ

    ДвижениеПогода
    32-33Широкий снежный гребень1ок. 1000***-/0:40ОвС

    Облачно

    33-34Комбинированный участок гребня1+4020-40

    -/8:00

    ОвС
    34-35 (34-37)Лед3+10 (30)40

    ПВС 1*50 м

    35-36Заснеженные скалы1-220до 50

    36-38/

    37-38

    Заснеженные скалы1-1+6510-45ОвС
    38-39Скальный кулуар2-34050-65ПВС 1*40 м
    39-40Заснеженные скалы, осыпь1-2, местами 310010-45ПВС 2*50 м
    40-41Заснеженный скальный кулуар22015-30

    ПВС 1*50 м

    41-42Скальные полки, скалы гребня2-330до 60
    42-43Узкая скальная полка-щель, щель с натечным льдом3-4+40до 60

    ПВС 1*50 м

    43-44Заснеженные скалы2-310до 50
    44-45Микст, система полок3-4130до 60ПВС 3*50 м
    45-46Скальный гребень, 2 стенки1-2, 8 метров 4+ к.т.75***,стенка до 70

    8:40

    ПВС 1*50 м, ОвС
    46-47Скалы2-350до 55ПВС 1*50 м
    47-48Комбинированный гребень125***ПВС 0,5*50 м
    48-49Скальные плиты2065Дюльфер 0,5*50 м
    49-50Скалы, местами заснежены и с натечным льдом2-365до 60

    ПВС 2*50 м

    50-51Скальная стенка42065
    51-52Острый скальный гребень со снегом210***
    52-53Наклонные плиты и "ребра"3-415до 50

    ПВС 2*50 м

    53-54Скальный кулуар2-3, местами 445до 50
    54-55Скальные полки1-230до 30
    55-56Разлом с нависанием415100ПВС 1*15 мТуман, гроза
    56-57Широкий снежный гребень1ок. 250***

    -/1:00

    ОвС

    Облачно

    57-58Заснеженные скалы2-330-40до 50ОМПвС
    58-59Снежный склон1ок. 150до 35ОвС
    59-60Снежно-ледовый кулуар2-350до 40

    -/1:10

    ОвС
    60-61Заснеженный, местами обледенелый скальный кулуар35040-45ПВС 1*50 м
    61-62Гребень, скалы-снег230***ОвС

    Спуск на л. Крумкол:

    Уч.РельефК.т.Протяж., (м)Крутизна, град.

    ЧХВ/ ЧРВ

    ДвижениеПогода
    62-63Широкий снежный гребень1ок. 300до 35

    -/1:50

    ОвС

    Небольшая облачность

    63-64Снежные ножи3ок. 100***ОМПвС
    64-65Заснеженные скальные полки2-370до 40ОвС, ПВС 1*40 м
    65-66Скальный гребень(3-5)ок. 600 (?)сред. 40-50

    -/9:30

    Дюльфер, около 12*50 м (?)Облака, туман
    66-67Скалы***15060Дюльфер 3*50 м

    Облачно

    67-68Лед, снежный выкат(3-4)170до 45Дюльфер 3*50 м, ОбС

    Итого на препятствие:

    ЧХВ на прохождение - 0:30

    ЧРВ на прохождение - 53:30

    ЧРВ на предв. обработку - 3:50

    Навешено перил - 60 веревок (не считая коротких участков попеременного движения)

  11. Требования к организации движения и страховки.

    Для прохождения ЛП оптимальным способом страховки является режим взаимодействия связок. Частые переходы с одновременного на попеременное движение.

    Основное требование по организации движения - максимально ранний выход (до рассвета) каждый день и прекращение работы до 14 часов. Далее, обычно, все затягивает облаками, сыпет снег и частенько начинается гроза. Следует также хорошо рассчитывать силы: не делать слишком напряженных дней, чтобы не пришлось устраивать день отдыха (особенно на высоте около 5000).

  12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо).

    Опасности:

    · Ледовые обвалы по пути на ж. Медведь

    · Камнеопасность СЗ склона п. Тихонова (участок перехода с СЗ ребра п. Тихонова на пер. Крумкольский Провал). После 11 часов утра солнце освещает вершинную башню п. Тихонова и начинается обстрел данного участка

    · Поражение молнией на вершинах, жандармах и участках гребня

    · Камнеопасность некоторых участков В гребня Мижирги В. Наиболее камнеопасен кулуар, выводящий на верхний участок гребня (уч. 53-54). Опасны уч. 38-39 и 49-50

    · Камнеопасность спуска с пер. Селлы на В сторону

    Меры безопасности:

    · Участок ледника при подъеме на ж. Медведь лучше проходить утром. Это проще и в плане глубины снега

    · СЗ склон п. Тихонова (участок перехода с СЗ ребра п. Тихонова на пер. Крумкольский Провал) проходить до 11 часов утра

    · Во избежание поражения молнией принимать все необходимые меры безопасности при нахождении на потенциально опасных участках (вершинах, жандармах)

    · На уч. 38-39 и 49-50 основная причина камнеопасности - сбрасывание камней друг на друга, поэтому необходимо двигаться максимально аккуратно и учитывать этот факт при постановке станций

    · В кулуаре, который находится в верхней части взлета (уч. 53-54) приходится делать станцию. Кулуар полностью простреливается камнями из-под ног участников, которые по нему двигаются. Поэтому необходимо, чтобы в кулуаре одновременно двигался только один человек (проходил подряд 1,5 веревки перил)

    · Соблюдать максимальную осторожность при движении в нижней части Ю гребня Мижирги З (в районе седловины перевала Селлы), при обходе перевала или спуске с перевала на В сторону

  13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

    Каждому:

    • Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки
    • Кошки
    • Ледоруб
    • Зажим (жюмар) основной (кроме первого) + дополнительный
    • "Педаль"? 1 или 2 (кроме первого)

    На группу из 4 человек при передвижении в режиме перильного взаимодействия связок:

    • Закладки - 1 комплект
    • Ковырялки для закладок - 2 шт.
    • Френды - 1 комплект
    • Крючья скальные - набор 6-10 шт.
    • Крюкоулавливатели - 2 шт.
    • Молоток скальный - 1 шт.
    • Петли станционные 240 см - 3 шт.
    • Петли 120 см - 3 шт.
    • Петли 60 см - 2 шт.
    • Карабины для точек на станциях - 8-9 шт.
    • Карабины станционные - 3 шт.
    • Оттяжки разного размера - 7-8 шт.
    • Веревка основная динамическая - 2 шт.
    • Вспомогательная веревка - 1 шт.
    • Расходные петли - 15-20 метров
    • Ледобуры станционные - 8 шт.
    • Ледобуры для промежуточных точек - 2 шт. (наше мнение)
    • Ледовый инструмент - 1-2 шт.
  14. Возможные и рекомендуемые места ночлега.
    1. Ночевки 3900. Большое количество площадок на морене, вода.
    2. Площадки на ж. Медведь. Есть как минимум две хорошие площадки, нуждаются в небольшой расчистке.
    3. Пер. Крумкольский Провал. Палатку можно поставить на широком снежном седле или в мульде.
    4. В начале спуска по З гребню в. Крумкол. Широкое снежное седло, днем можно найти воду.
    5. Ниже скального массива З гребня в. Крумкол. Одна площадка на камнях, нуждается в расчистке.
    6. На широком снежном гребне в нижней части З гребня в. Крумкол. Можно вырубить площадку на многочисленных пологих участках.
    7. Пер. Памяти. Хорошее место в небольшой мульде у скал. Станет 2 палатки, защищено от ветра. Днем есть вода.
    8. На горизонтальных участках широкого снежного гребня на участке пер. Памяти - начало В гребня Мижирги В.
    9. Перед самым началом взлета В гребня Мижирги В. Много пологих участков снежного гребня.
    10. На снежном горизонтальном участке В гребня Мижирги В (примерно в середине взлета). Можно вырубить несколько площадок.
    11. Многочисленные пологие снежные участки верхней части В гребня Мижирги В.
    12. Многочисленные пологие снежные участки верхней части гребня между Мижирги В и З.
    13. Площадки на Ю гребне Мижирги З.
    14. Пологая часть верхнего плато л. Крумкол.
    15. Пер. Спартак. Большое количество хороших площадок.
  15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору.

    Не известны.

  16. Фамилия, имя, отчество автора описания.

    Балицкий Юрий Святославович, 2007 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список фотоматериалов

? п/п? в отч.СодержаниеТочка съемкиТочки
1113Вид на л. Крумкол-Мижирги и уч.0-1- маршрутаУч. 2-3+
2114Подход под взлет ребра п. ТихоноваРайон т. 1
3115Подъем на ж. МедведьУч. 1-2
4116Вид на взлет пер. Крумкольский Провал и начало маршрута по В гребню на в. КрумколРайон т. 3+
5117Движение на уч. 3-4Уч. 3-4
6118Провешивание перил на взлете пер. Крумкольский Провал (уч. 4-5)Уч. 4-5
7119Работа первого на подходе к гребню ПровалаУч. 4-5
8120Работа 3-го и 4-го перед гребнем ПровалаТ.5
9121Траверс жандарма в гребне ПровалаТ.6
10122На перевале Крумкольский Провал в поисках тура (найден там)Т.7
11123Панорама стены Крумкол-ДыхтауРайон перевала Птица+
12124Выход связки на провеску перил на 1-м жандарме В гребня в. КрумколТ.7
13125Работа на 1-м жандарме В гребня в. Крумкол (уч. 8-9)Район т. 8
14126Вид с вершины 1-го жандарма В гребня в. Крумкол на уч. 9-10Район т. 10
15127Движение по снежному ножу между 1-м и 2-м жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 10-11), впереди - 2-й жандармТ.10
16128На снежном ноже (уч. 10-11)Уч. 10-11
17129Перед 2-м жандармом В гребня в. Крумкол (т. 11)Уч. 10-11
18130Провешивание 2-го жандарма В гребня в. Крумкол (уч. 11-12)Т.11
19131Вид со 2-го жандарма В гребня в. Крумкол вниз на 1-й жандарм и гребень между жандармамиУч. 11-12
20132Вид на снежный нож между 2-м и 3-м жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 12‑13), впереди - 3-й жандарм (уч. 13-14-15). На заднем плане - в. КрумколТ.12
21133Подход к 3-му жандарму В гребня в. Крумкол (уч. 12-13), впереди - 3-й жандарм (уч. 13-14-)Т.12
22134Вид с 3-го жандарма В гребня в. Крумкол вниз на 2-й и 1-й жандармы, на ПровалУч. 14-15
23135Гребень после вершины 3-го жандарма В гребня в. КрумколУч. 14-15
24136Последний взлет перед в. Крумкол (уч. 15-16)Уч. 15-16
25137На в. КрумколТ.16
26138Вид на З гребень в. КрумколВ гребень в. Мижирги В+
27139Вид с в. Крумкол на верхние жандармы З гребняВ. Крумкол (т. 16)
28140Спуск с верхнего жандарма в районе т. 18Уч. 18-19
29141Вид на верхний жандарм и в. Крумкол (уч. 16-19)Уч. 19-20
30142Вид на уч. 19-20Район т. 19
31143Вид на уч. 21-22-23-24-25-26Уч. 20-21
32144Работа на подходе к т. 21Уч. 20-21
33145Вид на уч. 21-22-23-Уч. 20-21+
34146Вид снизу на стенку уч. 24-25Уч. 25-26+
35147Вид на уч. 25-26Уч. 25-26
36148Дюльфер со стенки уч. 26-27Т.26
37149На пер. ПамятиТ.32
38150Вид на взлет В гребня в. Мижирги ВЗ гребень в. Крумкол+
39151Вид на взлет В гребня в. Мижирги ВПеред взлетом В гребня в. Мижирги В+
40152Вид с уч. 33-34Уч. 33-34
41153Вид со 2-й станции на первую веревкуВыше т. 36 (37)
42154Полка (перед т. 38), налево идет скальный кулуар (уч. 38-39)Уч. 37-38 (в верхней части)
43155Работа первого на уч. 38-39Т.38, с увеличением
44156Вид на уч. 39-40-41-42-Т.39+
45157Работа на уч. 39-40 (конец первой веревки)Станция после 1-й веревки на уч. 39-40
46158Станция после первой веревки на уч. 44-45Станция после 1-й веревки на уч. 44-45
47

159

Прохождение первым второй веревки на уч. 44-45Станция после 1-й веревки на уч. 44-45
48160Вид на станцию после 2-й веревки на уч. 44-45Третья веревка уч. 44-45+
49161Подготовка площадки под ночевку (т. 45)Т.45
50162Пройдена первая веревка после ночевки на гребнеТ.45
51163Стенка на 1-й веревке после ночевкиТ.45
52164Провешен уч. 46-47Т.46
53165Дюльфер на уч. 48-49Перед т. 48
54166Провешена первая веревка уч. 49-50Т.49
55167Работа первого на стенке уч. 50-51Уч. 49-50
56168Работа первого на уч. 52-53Т.52
57169Работа в районе станции перед т. 54Т.52 с увеличением
58170Установка бивуака в верхней части В гребня в. Мижирги В, вид на гребень до вершиныТ.56+
59171Прохождение нижней части предвершинного взлета в. Мижирги В (уч. 59-60)Т.59
60172Работа на вершинной башне Мижирги В (уч. 60-61)Т.60
61173На вершине Мижирги ВТ.62
62174Вид на перемычку между Мижирги В и З и на вершинную башню Мижирги З (уч. 62-63-64-65)Т.62+
63175Прохождение снежных ножей (уч.63-64)Уч. 63-64
64176Выход на траверс до Ю гребня Мижирги ЗУч. 63-64
65177Вид на вершину Мижирги В от вершинной башни Мижирги ЗТ.64
66178Вид на Ю гребень Мижирги З и З гребень Мижирги ВПер. Спартак+
Вид на л. Крумкол-Мижирги и уч. 0-1- маршрута
Фото 113. Вид на л. Крумкол-Мижирги и уч. 0-1- маршрута
Подход под взлет ребра п. Тихонова
Фото 114. Подход под взлет ребра п. Тихонова
Подъем на ж. Медведь
Фото 115. Подъем на ж. Медведь
Вид на взлет пер. Крумкольский Провал и начало маршрута по В гребню на в. Крумкол
Фото 116. Вид на взлет пер. Крумкольский Провал и начало маршрута по В гребню на в. Крумкол
Движение на уч. 3-4
Фото 117. Движение на уч. 3-4
Провешивание перил на взлете пер. Крумкольский Провал (уч. 4-5)
Фото 118. Провешивание перил на взлете пер. Крумкольский Провал (уч. 4-5)
Работа первого на подходе к гребню Провала
Фото 119. Работа первого на подходе к гребню Провала
Работа 3-го и 4-го перед гребнем Провала
Фото 120. Работа 3-го и 4-го перед гребнем Провала
Траверс жандарма в гребне Провала
Фото 121. Траверс жандарма в гребне Провала
На перевале Крумкольский Провал в поисках тура (найден там)
Фото 122. На перевале Крумкольский Провал в поисках тура (найден там)

Панорама стены Крумкол-Дыхтау
Фото 123. Панорама стены Крумкол-Дыхтау
Выход связки на провеску перил на 1-м жандарме В гребня в. Крумкол
Работа на 1-м жандарме В гребня в. Крумкол
Выход связки на провеску перил на 1-м жандарме В гребня в. Крумкол
Фото 124. Выход связки на провеску перил на 1-м жандарме В гребня в. Крумкол

Фото 125. Работа на 1-м жандарме В гребня в. Крумкол (уч. 8-9)

Фото 126. Вид с вершины 1-го жандарма В гребня в. Крумкол на уч. 9-10

Движение по снежному ножу между 1-м и 2-м жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 10-11), впереди - 2-й жандарм

Фото 127. Движение по снежному ножу между 1-м и 2-м жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 10-11), впереди - 2-й жандарм

На снежном ноже (уч. 10-11)
Фото 128. На снежном ноже (уч. 10-11)
Перед 2-м жандармом В гребня в. Крумкол (т. 11)
Провешивание 2-го жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 11-12)
Фото 129. Перед 2-м жандармом В гребня в. Крумкол (т. 11)
Фото 130. Провешивание 2-го жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 11-12)
Вид на снежный нож между 2-м и 3-м жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 12-13), впереди - 3-й жандарм (уч. 13-14-15). На заднем плане - в. Крумкол
Фото 132. Вид на снежный нож между 2-м и 3-м жандармом В гребня в. Крумкол (уч. 12-13), впереди - 3-й жандарм (уч. 13-14-15). На заднем плане - в. Крумкол
Вид со 2-го жандарма В гребня в. Крумкол вниз на 1-й жандарм и гребень между жандармами
Подход к 3-му жандарму В гребня в. Крумкол (уч. 12-13), впереди - 3-й жандарм (уч. 13-14-)
Фото 131. Вид со 2-го жандарма В гребня в. Крумкол вниз на 1-й жандарм и гребень между жандармами
Фото 133. Подход к 3-му жандарму В гребня в. Крумкол (уч. 12-13), впереди - 3-й жандарм (уч. 13-14-)
Вид с 3-го жандарма В гребня в. Крумкол вниз на 2-й и 1-й жандармы, на Провал
Фото 134. Вид с 3-го жандарма В гребня в. Крумкол вниз на 2-й и 1-й жандармы, на Провал
Гребень после вершины 3-го жандарма В гребня в. Крумкол
Фото 135. Гребень после вершины 3-го жандарма В гребня в. Крумкол
Последний взлет перед в. Крумкол (уч. 15-16)
Фото 136. Последний взлет перед в. Крумкол (уч. 15-16)
На в. Крумкол
Фото 137. На в. Крумкол
Вид с в. Крумкол на верхние жандармы З гребня
Фото 139. Вид с в. Крумкол на верхние жандармы З гребня
Вид на З гребень в. Крумкол
Фото 138. Вид на З гребень в. Крумкол
Спуск с верхнего жандарма в районе т. 18
Фото 140. Спуск с верхнего жандарма в районе т. 18
Вид на верхний жандарм и в. Крумкол (уч. 16-19)
Фото 141. Вид на верхний жандарм и в. Крумкол (уч. 16-19)
Вид на уч. 19-20
Фото 142. Вид на уч. 19-20
Вид на уч. 21-22-23-24-25-26
Фото 143. Вид на уч. 21-22-23-24-25-26
Работа на подходе к т. 21
Фото 144. Работа на подходе к т. 21
Вид на уч. 21-22-23-
Фото 145. Вид на уч. 21-22-23-
Вид снизу на стенку уч. 24-25
Фото 146. Вид снизу на стенку уч. 24-25
Вид на уч. 25-26
Фото 147. Вид на уч. 25-26
Дюльфер со стенки уч. 26-27
Фото 148. Дюльфер со стенки уч. 26-27
На пер. Памяти
Фото 149. На пер. Памяти
Вид на взлет В гребня в. Мижирги В
Фото 150. Вид на взлет В гребня в. Мижирги В
Вид на взлет В гребня в. Мижирги В
Фото 151. Вид на взлет В гребня в. Мижирги В
Вид с уч. 33-34
Фото 152. Вид с уч. 33-34
Вид со 2-й станции на первую веревку
Фото 153. Вид со 2-й станции на первую веревку
Полка (перед т. 38), налево идет скальный кулуар (уч. 38-39)
Работа первого на уч. 38-39
Фото 154. Полка (перед т. 38), налево идет скальный кулуар (уч. 38-39)
Фото 155. Работа первого на уч. 38-39
Вид на уч. 39-40-41-42-
Фото 156. Вид на уч. 39-40-41-42-
Работа на уч. 39-40 (конец первой веревки)
Фото 157. Работа на уч. 39-40 (конец первой веревки)
Станция после первой веревки на уч. 44-45
Фото 158. Станция после первой веревки на уч. 44-45
Прохождение первым второй веревки на уч. 44-45
Фото 159. Прохождение первым второй веревки на уч. 44-45
Вид на станцию после 2-й веревки на уч. 44-45
Фото 160. Вид на станцию после 2-й веревки на уч. 44-45
Подготовка площадки под ночевку (т. 45)
Фото 161. Подготовка площадки под ночевку (т. 45)
Пройдена первая веревка после ночевки на гребне
Стенка на 1-й веревке после ночевки
Фото 162. Пройдена первая веревка после ночевки на гребне
Фото 163. Стенка на 1-й веревке после ночевки
Провешен уч. 46-47
Дюльфер на уч. 48-49
Фото 164. Провешен уч. 46-47
Фото 165. Дюльфер на уч. 48-49
Провешена первая веревка уч. 49-50
Фото 166. Провешена первая веревка уч. 49-50
Работа первого на стенке уч. 50-51
Фото 167. Работа первого на стенке уч. 50-51
Работа первого на уч. 52-53
Работа в районе станции перед т. 54
Фото 168. Работа первого на уч. 52-53
Фото 169. Работа в районе станции перед т. 54
Установка бивуака в верхней части В гребня в. Мижирги В, вид на гребень до вершины
Фото 170. Установка бивуака в верхней части В гребня в. Мижирги В, вид на гребень до вершины
Прохождение нижней части пред-вершинного взлета в. Мижирги В (уч. 59-60)
Работа на вершинной башне Мижирги В (уч. 60-61)
Фото 171. Прохождение нижней части пред-вершинного взлета в. Мижирги В (уч. 59-60)
Фото 172. Работа на вершинной башне Мижирги В (уч. 60-61)
На вершине Мижирги В
Фото 173. На вершине Мижирги В
Вид на перемычку между Мижирги В и З и на вершинную башню Мижирги З (уч. 62‑63‑64-65)
Фото 174. Вид на перемычку между Мижирги В и З и на вершинную башню Мижирги З (уч. 62‑63‑64-65)
Прохождение снежных ножей (уч. 63-64)
Фото 175. Прохождение снежных ножей (уч. 63-64)
Выход на траверс до Ю гребня Мижирги З
Фото 176. Выход на траверс до Ю гребня Мижирги З
Вид на вершину Мижирги В от вершинной башни Мижирги З
Фото 177. Вид на вершину Мижирги В от вершинной башни Мижирги З
Вид на Ю гребень Мижирги З и З гребень Мижирги В
Фото 178. Вид на Ю гребень Мижирги З и З гребень Мижирги В

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок

Контрольная записка с пер. Крумкольский Провал
Контрольная записка с пер. Крумкольский Провал
Фото 179. Контрольная записка с пер. Крумкольский Провал
Фото 180. Контрольная записка с п. Крумкол
Контрольная записка с пер. Памяти
Контрольная записка с пер. Памяти
Фото 181. Контрольная записка с пер. Памяти
Фото 182. Контрольная записка с в. Мижирги В

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендуемый краткий тактический план на ЛП (основанный на опыте прохождения)

Рекомендуемый краткий тактический план на ЛП (основанный на опыте прохождения)

График прохождения:

Оба варианта графика рассчитаны на сравнительно короткие рабочие дни - 7-9 часов ЧРВ. Мы считаем такой режим оптимальным для туристской группы на данном ЛП. Он позволяет постоянно иметь некоторый запас светового времени, успевать отработать дневную норму до непогоды и экономно расходовать силы, чтобы не останавливаться на день отдыха.

Вариант со спуском на л. Крумкол:

ДеньУчастокПримечание
1

Ночевки 3900 - пер. Крумкольский провал (3Б, 4351)

Ночевка на перевале
2М.н. - в. Крумкол (4688, 4Б по В гребню, к)Ночевка за вершиной
3М.н. - пер. Памяти (3Б, 4396, продольно)Ночевка в районе перевала
4М.н. - ночевка на В гребне в. Мижирги ВНочевка на небольшом горизонтальном участке снежного гребня
5

М.н. - седловина перед в. Мижирги В

6М.н. - в. Мижирги В (4992, 4Б по В гребню, к) - Ю гребень в. Мижирги ЗНочевки в нижней части гребня
7М.н. - пер. Селлы (3А, 4449) - л. Крумкол

Вариант со спуском на л. Селлы:

ДеньУчастокПримечание
1

Ночевки 3900 - пер. Крумкольский провал (3Б, 4351)

Ночевка на перевале
2М.н. - в. Крумкол (4688, 4Б по В гребню, к)Ночевка за вершиной
3М.н. - пер. Памяти (3Б, 4396, продольно)Ночевка в районе перевала
4М.н. - ночевка на В гребне в. Мижирги ВНочевка на небольшом горизонтальном участке снежного гребня
5

М.н. - седловина перед в. Мижирги В

6М.н. - в. Мижирги В (4992, 4Б по В гребню, к) - Ю гребень в. Мижирги З - пер. Селлы (3А, 4449) - л. Селлы

Основные точки на схеме:

?ОписаниеВысотаПримечание
1Ночевки 3900ок. 3900
2Ночевки на ж. Медведь4020
3Перевал Крумкольский провал (3Б)4351
4Пик Крумкол4688За вершиной есть площадка
5Перевал Памяти (3Б)4396
6Ночевка в середине взлета В гребня в. Мижирги Вок. 4650
7Вершина Мижирги В4992
8Участок обхода вершинной башни в. Мижирги Зок. 4900
9Вершина Мижирги З5018
10Перевал Селлы (3А)4449
11Перевал Спартак (2А)4110
12Л. Безенги
13Л. Мижирги
14Ночевки на пересечении боковых морен л. Крумколок. 3300
15Низовья ледника Крумкол
16Плато в средней части З ветви л. Крумколок. 3650
17Л. Селлы

Варианты прохождения препятствия:

?ТочкиХарактеристикаК.с.А.К.с.ТПримечание
11-2-3-4-5-6-7-8-10-11Основной вариант - траверс в. Крумкол - Мижирги В, по В гребню~5А, к

3Б*,

п/п т.

21-2-3-14-16-11-12Обход препятствия через перевал Крумкольский Провал (3Б)-2Б*В случае нехватки времени, длительной непогоде
31-2-3-4-14-16-11-12Сход вниз с в. Крумкол4Б, кВ случае нехватки времени, длительной непогоде, аварии

Аварийные и запасные варианты:

?ТочкиХарактеристикаПричины
13-14Спуск с перевала Крумкольский провал на л. КрумколНехватка времени, авария
24-14Спуск с в. Крумкол по ЮВ гребнюНехватка времени, авария
35-14Спуск с гребня между пер. Памяти и в. Крумкол на л. КрумколНехватка времени, авария
46-14Спуск с пер. Памяти на л. КрумколНехватка времени, авария
514-15Спуск с кармана боковых морен л. Крумкол внизАвария, эвакуация

Краткая характеристика основных участков маршрута:

Уч.Краткая хар-каКраткое техн. описаниеТ (ч)Примечание
1-2-3Подъем на пер. Крумкольский провал (3Б)Подъем на ребро гребня (снег), движение по ребру, траверс по крутому (40-55°) льду - 5 веревок, прохождение жандарма - 2 веревки6-8
3-4Альп. маршрут 4Б к.с. (к) на в. Крумкол по В гребнюСнежный гребень, скалы, жандармы, снежные "ножи". Одновременная страховка + 6-10 веревок перил7-9
4-5Спуск по З гребню в. Крумкол до пер. Памяти (3Б, продольно)Разнообразный гребень, преодоление жандармов, карнизы. 3 веревки дюльферов7-9
5-6-7Альп. маршрут 4Б к.с. (к) на в. Мижирги В по В гребнюСредние и трудные скалы, снежное плато. 16-18 веревок16-18
7-8Спуск на перемычку между в. Мижирги З и ВПростой снежный гребень0,5-1
8-10Обход в. Мижирги З, спуск по Ю гребню в. Мижирги З на пер. СеллыОбледенелые скалы, местами стенки, около 20 дюльферов на петлях, крючьях10-14

На подъем - маршрут 5А к.с.

10-11Спуск с пер. Селлы на л. Крумкол и пер. Спартак4-5 веревок дюльферов с перевала, ледник2-4

Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:

Уч.Краткая хар-каКраткое техн. описаниеТ (ч)Примечание
3-14Спуск с пер. Крумкольский Провал к карману 2-х морен л. КрумколЛедовый кулуар ок. 800 м крутизной до 50°. Ледопад.8-12Камнеопасно
4-14Спуск с в. Крумкол по ЮВ гребню на л. КрумколНа подъем - альп. маршрут 3Б к.с. Комбинированный гребень, возможны промежуточные ночевки7-12
14-15Спуск в низовья л. КрумколОткрытый ледник, моренные завалы, тропа по боковой морене
6-16Спуск с пер. Памяти на л. КрумколОколо 18 веревок по отвесным скалам7-12
14-16Подъем по л. КрумколОткрытый ледник, моренные отвалы1
Підписатися на Коментарі для "Траверс Крумкол-Мижирги Восточный (по восточному гребню через Крумкольский Провал, спуск по южному гребню Мижирги Западная)"