Перевал Седло Скобелева (2Б*)
Район | Хребет, массив, река | Название | Высота (м) | Категория трудности | ||
лето | зима | межсезонье | ||||
Памиро-Алай | Высокий Алай | Седло Скобелева | 5000 | 2Б* | - | - |
Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в главном Алайском хребте западнее пика Скобелева.
Что соединяет и связывает:
Дол. р. Кекджар - лед. В. Кумтор
GPS координаты:39.47,574С; 072.36,884В
Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Перевал назван первопроходцами группой П. Рыкалова в 2000г.
Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Перевал пройден первый раз в 2000г группой под рук. П. Рыкалова
Печатный или рукописный источник сведений: [5] и [4]
Описание участка маршрута:
Дол.р. Кекджар - пер. Седло Скобелева - дол.р. В. Кумтор
14.08.2007 - 13 день
В месте впадения р. Кекджар в р. Кашка-Суу стоит летовня местных жителей, от летовни идем вверх по левому ор. притоку р. Кекджар по тропе. Через 40мин. подходим к слиянию двух истоков реки Кекджар. Чтобы попасть в район пер. Седло Скобелева и Скобелева Зап. нужно идти вдоль правого по ходу истока. Идем вверх по левому ор берегу правого истока. Тропа теряется. Временами в русле реки исчезает вода, потом снова появляется. Вдоль русла доходим до места впадения левобережного притока. В месте впадения становимся на ночевку. С утра нам идти вверх по левому притоку - он выведет к леднику под пиком Скобелева.
15.08.2007 - 14 день.
Идем вверх по левому притоку р. Кекджар по левому ор. берегу (фото 13.1). За два перехода доходим до моренного вала и поднимаемся на него. Еще за пол часа доходим до языка ледника.
Здесь встречаем группу из Новосибирска. Они идут к перевалу Скобелева Зап. Одеваем кошки и поднимаемся на ледник. Заход на ледник идет по сн-л склону 30º крутизны 250м. Т. к. перед нами тут прошла группа, идем по тропе. Трещин на этом участке не видно. Выходим на нижнее плато ледника (фото 13.2). Спускается туман. Останавливаемся, пережидаем туман и связываемся. Через час туман рассеивается, и мы в связках поднимаемся на верхнее плато. На подъеме возможны трещины. Снова спускается туман, метет снег. Ставим шатер, пережидаем непогоду, готовим обед. Через пару часов погода улучшилась, солнца нет, но видимость нормальная. Решили в этот день на перевал не подниматься т.к. по информации из [5] места для ночевки на перевале сильно продуваемые. (Video 13)
После обеда производим разведку оптимального пути подъема на перевал. Седловина перевала с места ночевки имеет вид небольшого полого понижения в гребне, ближайшего к вершине (слева по ходу от нее). Начинать подъем удобнее всего значительно левее самой седловины, и подниматься все время постепенно забирая вправо по ходу. (Video 13)
16.08.2007 - 15 день
Одеваем кошки и пересекаем ледник в направлении пути подъема на перевал, выбранного вчера. Подъем идет по мелкоосыпному смерзшемуся склону. Идти по нему удобнее в кошках. Крутизна склона достигает 25-30º. Поднимаемся все время забирая влево. За 40 мин. поднимаемся на перевал. Седловина перевала широкая снежная, разделена снежными надувами на несколько мульд (фото 13.4). Все мульды пригодны для ночевок и вопреки утверждениям [5] закрыты от ветра. Оставляем рюкзаки на перевале и поднимаемся на вершину по осыпному склону. Подъем с перевала на вершину занимает 15-20 мин. На вершине тур и мемориальная табличка Скобелеву, занесенная сюда и установленная группой С. Довженко в 2006г (фото 13.5). Координаты вершины 39.47,563С; 072.37,012В. С вершины открывается хороший панорамный вид на Кичикалайский, Алайский и Заалайский хребты, а так же на Кичик-Алайскую и Алайскую долины. С вершины на перевал спускаемся по пути подъема. (Video 13)
Спуск с перевала начинаем между первой и второй мульдой (от п. Скобелева) - спуск в этом месте выглядит положе (фото 13.4). В верхней части 100 склона крутизной до 40º (R0-R2) (фото 13.8). Рыхлый снег. Первую и вторую станции крепим на снежных якорях и ледорубах. (Video 13)
Последний уходит на ледорубном кресте, который после ухода сдергивается. Третья станция крепится на ледобурах и располагается чуть выше бергшрунда (R2). Третья веревка перил идет в обход крупного разлома бергшрунда (R2-R3). Для ухода последнего веревка крепится в ледовую проушину. Четвертая станция чуть ниже бергшрунда тоже на снежных якорях (R3). Крутизна склона 35º. Ниже бергшрунда вешаем еще 150м перил по склону крутизной 30-35º (R3-R6). Все станции на якорях и ледорубах. Последний уходит с нижней командной страховкой без рюкзака. При выходе на ледник связываемся. (Video 13)
Ледник имеет две ступени, разделенные ледопадом. Верхняя ступень, на которую мы спустились, пологая длиной около 300м. Проходим ее в связках по центру. В самом центре цирка видны следы снежных стенок находившегося здесь лагеря. Прямо поперек лагеря просела снежная пробка, оголив довольно крупную трещину. Пройдя верхнюю ступень, забираем вправо по ходу - здесь спуск более пологий и менее расчленен трещинами (фото 13.9). Видны следы группы, проходившей здесь ранее, это сильно облегчает нахождение оптимального пути между трещинами. По следам спускаемся на нижнюю ступень ледника.
Пересекаем нижнюю ступень в направлении ее левого по ходу края и выходим на морену. По морене спускаемся в долину реки (фото 13.11). По долине Кумтор поднимаемся по осыпи до озера Кумтор. Напротив озера в главном Алайском хребте находится Кумторская стена, виден пер. СК МАИ (фото 13.10). (Video 13)
Общее время прохождения: 11 ч 51 мин
Время, затраченное на подъем: 6 ч 41 мин
Время, затраченное на спуск: 5 ч 10 мин
Движение с одновременной страховкой: 30 мин
Движение с попеременной страховкой: 3 ч 15 мин
Организовано пунктов страховки: 6
Категория сложности:
2Б
Условия, при которых изменяется категория трудности:
Даже если оголится от снега весь склон, длина определяющего участка вряд ли увеличится, ледопад с севера вполне легко проходится, так что звезда к перевалу явно лишняя. Упроститься он вряд ли может, т.к. протяженность и крутизна взлета никуда не деваются.
Возможные опасности и меры безопасности:
С юга основной проблемой будет нахождение оптимального пути на перевальном взлете. Стоит не искать разные варианты, а идти по диагонали слева направо. При этом в снежный год возможно пересечение лавиноопасных кулуаров с накапливающимся там переметным снегом. С севера основной проблемой является повышенная лавиноопасность. Не рекомендуется идти после длительных снегопадов. Так же с севера нужно идти в связках через ледник, в изгибе которого читаются трещины. Проходить лучше по центру.
Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
Веревки, снежные якоря, ледобуры.
Возможные и рекомендуемые места ночлега:
Дол. р. Кекджар
Моренное озерцо возле выхода на ледник с юга.
Цирк перевала с обеих сторон.
Очень неплохие ночевки в мульдах на самой седловине.
Оз. Кумтор.