http://velotour.dn.ua/stories/manyday/2008/jule-7-24
Участники:
- Владислав Васильев, г. Мурманск
- Кретов Андрей, г. Донецк
- Кретов Егор, г. Донецк
- Клюев Александр, г. Макеевка
Пробег: 814 км по Северной Карелии и около 100 км по Соловецким островам.
Маршрут велопохода по северной Карелии:
Кандалакша - Зареченск - Пяозерский - Калевала - Юшкозеро - Тикша - Сегежа.
В основном по грунтовым дорогам, асфальт 130-150 км.
Основной маршрут с 7 по 20 июля, с 21 по 23 июля посещение Соловецких островов.
6.07.2008 г.
Велоэкскурсия по Питеру.
Выходим из поезда в Питере, нас встречает 4 человека: мой старый друг, и трое остальных людей родственники и знакомые моих друзей из Донецка. Передаю всем передачи из Донецка. Денис, который нас встречал, нам очень помог, забрал на своей машине наши рюкзаки и копии документов для оформления регистраций. Когда все разошлись, мы остались общаться с моим знакомым, которого я не видел более 20 лет. Пошёл дождь, за это время мы приятно побеседовали. Через 2 часа мы попрощались и налегке поехали осматривать Питер.
Сначала посетили Смольный, здесь проводились соревнования на странных лыжах с колёсиками, далее поехали на памятник Петру Первому, далее через Неву на Заячий остров и крейсер "Аврора". Время прошло быстро, дождик кончился и нам пора возвращаться на Ладожский вокзал, на прощание с Питером заехали на Храм на Крови, кажется такое у него название. Перед вокзалом заехали к Денису домой, и забрали рюкзаки. По пути на вокзал пополнили счёт карточки МТС России. Теперь мы со связью. За 40 минут перед отправлением мы на вокзале. Подали вагоны, мы подъехали к нашему вагону и спокойно разобрались и сели в вагон. С интересом наблюдаем за питерской природой из окна вагона.
7.07.2008 г.
г.Кандалакша - р.Рябина.
49 км.
Днём из вагона наблюдаем радугу.
Выходим в Кандалакше, повеяло прохладой +10+12. Влад сразу же нас нашёл. Собираем велосипеды.
К нам подходит какой-то человек в гражданском и показывая удостоверение, спрашивает куда и зачем едем. Влад ему рассказывает, что и как, и он уходит. Через 5 минут Саня Клюев ломает свой подседельный хомут. Запасного нет. Окончательно собрав велосипеды, объезжаем все веломагазины Кандалакши, и ничего из запчастей не находим. Заезжаем в автомагазин, и покупаем хомут для выхлопной трубы и решаем проблему. Также докупаем хлеб и продукты для похода. К этому времени похолодало, и пошёл дождь.
Время потеряли, к 18-00 начинаем выезд из города. Дождь усиливается. Проезжаем город, выезжаем на федеральную трассу Питер-Мурманск. Проехав немного, сворачиваем направо на Аллакурти. Машин становится мало, и мы едем более уверенно. Трасса с небольшими подъёмами, красивые виды на озёра и тайгу.
Останавливаемся на перекус в лесу. Решаем доехать на ночёвку до реки Рябина. К 22.30 доезжаем к речке. Находим место, растягиваем тент и под ним ставим палатки. Дождь не кончается. Ложимся мокрые спать. Горячее решаем не варить, потеряем много времени.
8.07.2008 г.
Река Рябина - Зареченск - Иовское водохранилище.
77 км.
Проснулись в 10-00. Дождь не кончается. Понемногу разжигаем костёр и варим обед. Собираем вещи и выезжаем. Дождик закончился. Немного высохли. Проехали немного, и опять начался дождь.
Останавливаемся на братской могиле. На развилке поворачиваем налево на Зареченск. Проехав ещё километров 5, асфальт заканчивается. Делаем перекус.
Дальше дорога со спусками и подъемами выводит нас к большому и красивому озеру Толванд. Проезжаем реки Кэтти и Толванд.
Заезжаем в Зареченск. Местные мальчишки на велосипедах едут ловить щук. Далее дорога ухудшилась. И вскоре граница Карелии.
Проезжаем ещё 10 км и поворачиваем по грунтовке вправо к заливу Иовского водохранилища. Проезжаем по лужам и мелким речкам около 4 км и выходим на поляну со стоянкой. Здесь ставим палатки и ночуем. Все промокли капитально. В лесу с трудом находим сушину - сухая сосна или ель, и разжигаем долгожданный костёр.
9.07.2008 г.
Иовское водохранилище - Кумапорог.
47 км
Утром дождик стихал раз пять и снова начинался. Натягиваем тент и под ним собираем вещи. В последнюю очередь собираем тент. По старым лужам и ручьям выходим на трассу. Проезжаем под дождём красивые озёра без названия.
Дождь не кончается. Перед Кумапопрогом у меня обнаруживается разрыв корда покрышки около края обода, останавливаемся, и заменяю покрышку, старую не выбрасываю. Замечаю, что есть и прорезь на передней покрышке. Клюев жалуется, что у него "восьмёрка" на заднем колесе и надо регулировать. Оказывается, это у него камера вздулась через дырку в покрышке и стрельнула через 5 минут. Меняем и ему покрышку. Тормоза все стёрлись и едем осторожно без тормозов, передачи тоже заклинили. Подъезжаем к Кумапорогу в 18-00 - это охраняемая плотина. Пропуска у нас есть, наконец-то открывают нам ворота. Охранник советует нам остановиться через 7 км в избе с печкой. Описал так - проедете 2 ручья без мостов. Оказалось, что ехали 14 км и доехали до ручьёв с мостами. Дорога совсем превратилась в реку, и добивает нас и велосипеды. Находим избу и разжигаем печку, варим обед, как вовремя. Пытаемся обсохнуть. Дождь идёт.
Ложимся спать. Почти никто не спит, потому что Влад храпит и в избе душно.
10.07.2008 г.
Кумапорог - Боровская - Паанаярви.
52 км
Утром колим дрова для будущих посетителей избы. Ремонтируем велосипеды, меняем все колодки на всех велосипедах. Я меняюсь велосипедами с Егором и забираю у него тяжёлые вещи, что бы снизить нагрузку на его велосипед, теперь он едет на 28 дюймах, а я на 26. Уже легче, есть шанс доехать до конца маршрута без замены 28-дюймовых покрышек. Выезжаем около 12-00, впереди подъём и выходим на безлесную возвышенность. Здесь развилка, Влад тянет на менее проезжую дорогу, которая есть на карте, а направо идёт дорога, которой нет на карте. Дорога красивая, постоянно вниз, грибы по трассе.
Едем в удовольствие. Так незаметно приезжаем к урочищу Боровскому и озеру Ципринга. Здесь огромное озеро, смотровая площадка, вертолётная площадка, современные катера и комплекс домиков для отдыха. Встречаем охранника, он нам показывает выход. Нам бы сегодня доехать до Паанаярви. Дорога хорошая, дождик почти кончился.
Едем, то и дело справа и слева замечаем окопы с войны. Вот и большой щит сообщает нам, что мы в заповеднике. На следующем перекрёстке поехали вправо и вернулись обратно, едем влево. Вскоре выезжаем к реке и на реке стоит домик роскошный с кострищем и дровником. Печка в доме ещё тёплая. Под навесом обедаем и варим обед на костре. Ловим рыбу, ничего, хотя во всю гуляет хариус, гоняет насекомых. Подъезжает микроавтобус с рыбаками. Сообщают нам, что мы уже в заповеднике и эти домики сдаются в наём. Выезжаем к озеру вдоль реки. Проезжаем мост и несколько таких же домиков и стоянок. Через несколько километров мы у озера. На озере много людей на машинах и лодках, красиво. Начался дождь. Возвращаемся к мосту, здесь охрана заповедника, забираем у них нашу путёвку и узнаём где можно заночевать, дождь усиливается и нам разрешают остаться на ночь до утра в домике, где мы обедали.
Топим печку, баню и пока разогревалась печка, я выловил большого красного окуня.
Искупались в сауне и сразу проголодались, в 1-00 ночи сели есть колбасу, конфеты и пить чай. Очень хорошо провели время.
Ночью дождь усилился.
11.07.2008 г.
Паанаярви - река Варака.
66 км.
Проснулись в 10-00, дождь идёт. Понемногу собрались к 12-00. Приехали в избушку новые поселенцы, мы быстренько собрались и уехали. Я забыл свой садок рыболовный на гвоздике под навесом.
Проезжаем по мосту и едем на выезд из нацпарка. Дорога с присыпкой, туман. Проезжаем через несколько речек. Влад ремонтирует свои тормоза и заменяет ролик на заднем переключателе. Дальше пошёл дождь, остановиться не решились, скорость упала, на небольшие подъемы заходим, песок стал рыхлым, покрышки тонут в песке. Кое-как едем. К вечеру ищем место ночёвки, ничего не находим. Едем дальше, перед рекой Варака, налево грунтовка. Заезжаем сюда на 700 метров и на ровной площадке ставим палатки и разжигаем костёр, рядом ручеёк. Все устали и ложимся спать.
12.07.2008 г.
река Варака - Пяозёрский - Тунгозеро.
28 км
Утром дождь, который шёл всю ночь, выходим из палатки в 11-00. Варим обед.
Ремонтируемся, дорога "съела" все новые колодки, которые мы ставили ещё вчера, ставим последний запас колодок и регулируем все узлы велосипеда. Выезжаем под дождём.
До вечера доезжаем в посёлок Пяозёрский, и тут дождь кончается. В посёлке в речке купаются местная молодёжь. Заезжаем в офис нацпарка, у них выходной и так поздно уже никого нет. Едем в магазин. Покупаю Егору сломанную накануне кружку.
Едем к озеру Тунгозеро, нас догоняет пограничник на машине, расспрашивает, кто мы и куда и зачем едем. Приятно поговорили. На озере находим симпатичный песчаный мыс-пляж, ставим лагерь и ложимся спать. Местные ребята катаются на лодке и купаются далеко за полночь.
13.07.2008 г.
Тунгозеро - Ухта.
68 км
Едем по асфальту, заезжаем в село Тунгозеро, с местными беседуем о футболе. За селом асфальт закончился. Влад ремонтирует камеру и покрышку по дороге. По грунтовой дороге доезжаем до озера на реке Ухта, за 10 км перед Калевалой, здесь стол, лавочки, кострище. Вечером купаемся, ловим окуней, стираемся. Фотографируем белых лебедей над озером. День прошёл прекрастно, чувствуется усталость за все дни похода.
14.07.2008 г.
Ухта - Калевала - Хайколя - Шонга - р. Левеньгоя.
92 км
Утром Влад пораньше уехал в Калевалу, что бы найти компьютер и заархивировать треки своего ЖПСа. Мы наловили окуней, запекли их в фольге и сварили уху.
Выезжаем в Калевалу, встречаемся с Владом. Обедаем молочными продуктами в ближайшем магазине. Посещаем местную достопримечательность - сосну Лённрота.
Едем по асфальту, до озера на котором купаемся и отдыхаем, и где Влад часа 2-3 ремонтирует велосипед и, в конце концов, у него спускает колесо, пробита покрышка, он ремонтирует покрышку.
Доезжаем по асфальту до моста перед Лимсамо и поворачиваем направо в Хайколя. Здесь братская могила, несколько домиков. Местность красивая, пустынный берег озера, мосты, лес. Попетляв по лесу выезжаем на дорогу с присыпкой. Температура поднялась. Доезжаем до разрушенного села Шонга. Влад уверенно хочет доехать до планируемой ночёвки на неизвестном месте, я пытаюсь его уговорить стать раньше. Доезжаем до его ночёвки, место плохое, едем дальше до речки Левеньгоя, становимся, где есть ровная площадка.
15.07.2008 г.
р. Левеньгоя - Юшкозеро - Боровой - порог Горшок.
75 км
Утром доезжаем до первой части посёлка Юшкозеро, находим магазинчик, пополняем запасы хлеба и на озере кушаем булочки с кефиром. Проезжаем мост и заезжаем во вторую часть посёлка Юшкозеро. Здесь красивый вид на село, подвесной мост, дома, складываются приятные впечатления о посёлке. За селом развилка, едем налево в посёлок лесозаготовителей Боровой. В посёлке пошёл дождь, немного заблудились - проскочили поворот. Переезжаем мост через реку Чирко-Кемь, на реке много водников. Едем вдоль реки, видны места отдыха, но Влад тянет нас глубже в лес к неизвестному месту ночёвки. Доезжаем до того места, где дорога начинает отходить от реки, здесь порог Горшок. Места для палатки нет. Возвращаемся обратно и находим место с кострищем. Ставим лагерь, дождь опять начался. Ложимся спать под тентом, который нас очередной раз выручает.
16.07.2008 г.
порог Горшок - р. Чирко-Кемь.
72 км
Утром иду на рыбалку. Ловлю окуней, клюют не уставая. Пошёл вдоль реки, утка вылетат из под ног и ныряет в воду, больше я утки не увидел, утонула что ли? Вышел на порог, проплывают на катамаранах водники, приветствую их.
Собираем лагерь и одновременно печём в фольге окуней и варим обед.
Выезжаем в 12-00. Дорога ровная, идёт по водоразделу небольшой гряды из песка и камня. Повсюду грибы. На одной из речек перекусываем. С моста видна рыба в реке. Далее на дороге глухарь чуть не сбил шапку у Влада. Дорога ухудшается и становится узкой, здесь давно никто не ездил. Через дорогу впереди нас пробежала косуля.
Так понемногу доезжаем до моста на реке Чирко-Кемь. Далее через туннель под ж-д полотном вокруг Ивановой горы выезжаем на асфальт. По асфальту доезжаем до моста через туже реку и на месте старого моста становимся на ночёвку, на противоположном берегу играет музыка, и рыбаки ловят рыбу.
17.07.2008 г.
р. Чирко-Кемь - Тикша - Ругозеро - Рокжозеро.
59 км
Утром мы ловим рыбу. Егор спиннигом вылавливает больших окуней. Готовить из некогда, отпускаем. На противоположном берегу рыбаки, увидев уловы Егора, побросав удочки, взяли спиннинги. Вышло солнышко и потеплело.
Доезжаем до Тикши. Небольшой посёлок. В магазине перерыв, но нас отпускают, нет только хлеба.
Выезжаем по асфальту дальше. Ветер дует в спину, долетаем до Ругозера. Перед посёлком стоит памятник-пушка, здесь была передовая во время войны. В селе докупаем хлеб. Местные нам рассказывают, что тут уже проезжали велосипедисты и спросили, не мы ли были в Паанаярви несколько дней назад.
Выезжаем за село попить молочко около озера Ругозера. Перекусив, выходим на дорогу, навстречу нам идёт пожилая женщина с удочкой, узнаём у нее, что рыба оторвала ей все крючки, и она идёт домой ни с чем, и она нам рассказала, где есть рыбные места впереди. Проехав немного у Влада очередной раз пробивается камера из за дырявой покрышки. Починившись, выезжаем и опять дырка.
К нам подъезжает "копейка" и парень хочет нас подвезти по дороге, говорит, что здесь очень плохие дороги и нам не проехать, мы вежливо отказываемся.
Доезжаем до моста на Рокжозере. Я сразу ловлю рыбу. Здесь стоит сломанная легковушка. Ждут эвакуатор. Начинается дождь, за озером поворачиваем налево и ставим лагерь. Я опять еду на озеро ловить рыбу, ловятся окуня и позже щуки, отпускаем всех и едем спать, утром новых наловим.
18.07.2008 г.
Рокжозеро - Ондозеро - озеро Койваярви.
55 км
Утром выхожу на рыбалку, ловлю окуней и щуку. Выходит солнышко, и клёв закончился.
Возвращаюсь в лагерь, и делаем обед с запечёнными красными окунями.
Доезжаем до посёлка Ондозеро, здесь мы перед посёлком поехали не по основной дороге, а через посёлок, где надо было пролазить через протоку между озёрами, и есть ли дальше дорога местные не знали, на карте дорога была. Брод был по пояс, когда одни участники перелазили, я ловил окуней и отпускал их. Все перелезли через брод. Дальше шла дорога и уходила вдоль озера и исчезала. По колено идём в воде. Впереди вижу, как огромная хищная птица взлетает с сосны, сосна гнётся при взлёте. Таких птиц я ещё не видел никогда, человека она бы подняла. Выходим на остатки дороги, едем.
На дороге лежала и грелась змея, её никто не заметил, и она бросилась мне на переднее колесо.
Далее дорога становится лучше. Вскоре на дороге появляются одиночные следы медведя, дальше этих следов становится ещё больше, большие и маленькие, следов уже десятки, становится страшно, мы ускоряемся. Через дорогу перебегает заяц.
Выезжаем на перекрёсток и едем направо, через 5-6 км озеро Койваярви. Здесь на берегу кострище и гора мусора. Наводим порядок и ставим лагерь. Я иду ловить окуней. Отпускаю их до завтра.
19.07.2008 г.
озеро Койваярви - днёвка.
0 км
Утром Влад сам уезжает до Медвежьегорска, а мы остаёмся здесь отдыхать, погода отличная, солнце. Стираемся и ремонтируемся. Ловим рыбу и купаемся. День прошёл незаметно. К вечеру натягиваем по привычке тент над палаткой.
20.07.2008 г.
озеро Койваярви - оз. Херхьярви - Волдозеро - Сегежа.
74 км
Утром пошёл дождь, благодаря тенту собираемся понемногу. Ближе к 13-00 дождь уменьшается. Мы думали, что он совсем не кончится сегодня. Наконец-то выезжаем в 15-00. Возвращаемся назад к перекрестку и едем прямо, здесь дорога без подсыпки. Едем до перекрёстка, налево дорога доходит до разрушенного моста и исчезает в огромном озере. Едем направо по дороге, которой нет на карте. Выезжаем на большую поляну, здесь вырубили лес или был пожар. С небольшого озера взлетает огромная хищная птица, такую же птицу мы видели на Ондозере два дня назад. Птица размером с небольшой самолёт. Местность пустынная. Едем к озёрам Херхьярви. Около озера дорога заросла, подхожу к озеру и нахожу старую рыболовную стоянку, на озере плавает лодка с одним рыбаком и двумя рыбачками. Узнаю у них, как дальше идёт дорога. Поднимаемся на небольшой хребет вдоль озера, и по нему идёт дорога, которая выводит нас на новую трассу до Сегежи. Едем по насыпной дороге через посёлок Волдозеро до федеральной трассы Питер-Мурманск. По пути начинается гроза и ливень, ставим тент и пережидаем дождь и так два раза подряд. Промокли все. К 21-00 доезжаем до трассы. Далее идёт асфальт до Сегежи. Приезжаем на вокзал, берём билеты и едем в магазин перекусить перед поездом. Поезд 212 "Москва-Мурманск" приходит в 00-15. До поезда снова идёт сильный дождь. Садимся в поезд и немного сохнем и отдыхаем на верхних полках. Места у всех в разброску.
21.07.2008 г.
Кемь - Рабочеостровок - Соловецкие острова.
Выходим на станции Кемь около 3.30 утра. С нами вышли на станции много водников с огромными рюкзаками, и они начали праздновать прибытие прямо на перроне. Мы собрали велосипеды, уточнили расписание и стали на вокзале что бы купить завтрак и посмотреть карты. К нам подошли водники из Москвы и стали нас расспрашивать как едется на велосипедах и что они тоже давно хотели проехать как мы. Обсудили все проблемы. Так незаметно пролетело время. Нам ещё надо купить запас продуктов на 2 дня в Кеми, потому что на Соловках продукты стоят на 40-60 процентов дороже.
Магазины все закрыты, нашли один круглосуточный, конечно не очень хороший, но закупку сделали. Около 6-00 едем до Рабочеостровка. Проезжаем мимо недостроенных церквей, через 12 км мы на причале. Тут также находятся все пассажиры, кто ехал с нами в поезде. Стоят два небольших кораблика "Святитель Николай" и "Святитель Филипп". Около них огромная толпа народа. В один корабль уже не пускают, на второй нас берут. Велосипеды ставим на палубе. Сами садимся на лавочке, на корме. Встаёт солнце, дует лёгкий ветерок. Недалеко от причала декорации к фильму "Остров". Отчаливаем от причала в 7.00. Необычные чувства, усталость и восхищение морем и природой. Все пассажиры находятся в какой то эйфории, радуются и восхищаются, большинство из них паломники и туристы. Берег удаляется, и чайки преследуют корабль, все их кормят хлебом, чайки берут хлеб прямо из рук. Проплываем мимо небольших островов. Никогда мы так не плавали в велопоходе.
Через 2.5 часа приближаемся к Соловкам. Навстречу нам плывут яхты с кораблём МЧС России, здесь проводят соревнования.
В тумане просматривается Кремль. Причаливаем к причалу, забираем вещи в трюме. Седлаем велосипеды и по описаниям ищем место стоянки около аэродрома. Здесь же МЧС-ники проводят учения. Место для палаток находится рядом с аэродромом в невысоком лесочке, есть стоянки под солнцем, мы выбираем место под деревьями. Видно, что сезон только начался и везде места ещё не вытоптаны. Туалет и вода находятся в 200-300 метрах от лагеря. Мы растягиваем тент и ставим палатку. Покупаем в магазине молоко и булочки что бы быстро поесть. Позавтракав, решаем лечь спать, т.к. ночью не спали и сильно устали, и когда выспимся начать катания по острову. Так и сделали.
Проснулись в 15-00. В 16-00 выехали в сторону острова Б.Муксалма, едем мимо Кремля, дорога сначала проезжая, далее началось - обход болот. По дороге ездят много велосипедистов, все они взяли велосипеды в прокате, которых на острове очень много. Через 12-13 км доезжаем до дамбы.
Очень красиво и необычно. Едем дальше на остров, смотрим разрушенную школу юнг и другие здания. Выезжаем на причал, если посмотреть вниз с причала, то можно увидеть морские звёзды и разных рыб. Начинает капать дождик, решаем ехать обратно. Дорога грязная, надо ехать аккуратно, что бы не упасть. В лагерь приезжаем вечером. Вечером ужинаем и ложимся спать.
22.07.2008 г.
Соловецкие острова.
Сегодня решаем проехать вокруг острова, если сможем. Просыпаемся поздно. Завтракаем, собираем вещи для однодневки. Палатку и ненужные вещи оставляем на месте стоянки. Здесь никто ничего не ворует и можно оставлять палатку не боясь, что её украдут. В магазине покупаем хлеб и узнаем, что лесхоз не работает и можно ездить везде без оплаты посещения леса. Проезжаем мимо Филипповских садков, лодочной станции, горы Секирной, Савватьевского скита. Над нами пролетает самолёт и садится на местный аэродром. Вскоре у меня пробивается камера. Клеимся и едем дальше, дорога ухудшилась, появляются болотца и вода на дороге. Замечаем свежие следы 2-х велосипедов. На дороге встречаем белку. Так доезжаем до Новой Сосновки. Здесь на берегу моря стоят деревянные домики с механизмами по переработке водорослей и причал. За причалом сидят велосипедисты. Они с набором для подводного ныряния - гидрокостюм, ласты, маска, трубка. Они ехали до этого места 2 дня с ночёвкой на прокатных велосипедах, а мы за 3 часа с ремонтом камеры.
Ищем дальнейшую дорогу, нашли тропку, которая кончается в высокой траве, дальше никто не ездит из-за высокой травы после продолжительных дождей. Едем обратно по той же дороге, начался небольшой дождь. Доезжаем до основной дороги, становимся на ужин на озере. Готовим кашу и пробуем ловить рыбу. У озера поспела морошка и черника. Жаль что в последний день.
Возвращаемся через Исаакиевский скит. Выезжаем на дорогу за девушкой, которая едет в наушниках и нас не слышит. Приближаемся к ней. Она нас увидела и резко ускорилась, сразу видно, что спортсменка. Молодёжь кинулась за ней. Так мы быстро доехали до магазина. Узнаём расписание катеров, завтра надо уезжать, а то не успеем на поезд. Будут выходить 3-4 катера.
Вечером пораньше ложимся спать.
23.07.208г.
Соловецкие острова - Кемь.
Утром спим как всегда до 9-00. Сегодня катаемся по Кремлю и вокруг него. Палатку оставляем, смотрим Кремль и сувенирные лавки, сувениры простейшие, ничего не покупаем, берём бесплатные календарики в лавке. Время проходит быстро.
Возвращаемся в лагерь и собираем вещи, к 17-00 надо быть на корабле. Также выходит ещё корабль в 16-30, но он старый и ржавый. Решаем плыть на паломнических кораблях. Садимся в "Святитель Филипп".
С нами плывёт священник из Кремля. По дороге кормим чаек с рук. 2.5 часа проходят быстро. Догоняем вышедший ранее нас корабль. Выгружаемся на причале.
Полно машин и автобусов. Мы пытаемся найти место для ночёвки рядом с портом, не находим. Едем своим ходом до Кеми, на вокзале ужинаем и едем за город.
Становимся на водохранилище в 4 км от Кеми.
24.07.2008 г.
Кемь.
Утром чиним и чистим велосипеды. Собираем вещи и варим последний обед из последних продуктов. Выезжаем в Кемь. В городе закупаем продукты и воду на дорогу. При пересадке в Питере купить еду будет некогда. Разбираем велосипеды и садимся в поезд Мурманск - Питер.
25.07.2008 г.
Прибываем вовремя, очень быстро собираем велосипеды и двигаемся на Центральный вокзал. Невский проспект весь перекопан, большие пробки. Мы по тротуарам доезжаем до вокзала. На вокзале встречаем Владислава Васильева и моего друга и переписываем на ноутбук все мои фотографии. За полчаса до отхода разбираем велосипеды и садимся в поезд. В поезде с нами едет парочка питерских велосипедистов в Крым.
Доехали до Горловки, из поезда чуть не высадили в Белгороде из-за забытых регистраций в Питере. Далее на электричках доехали до Донецка.
Итоги, выводы и рекомендации.
Основной маршрут с 7 по 20 июля, с 21 по 23 июля посещение Соловецких островов.
В перерыве между поездами 6 июля состоялась 3-х часовая велоэкскурсия по Питеру с посещением основных мест в центре города.
Сначала следует сказать о проезде в поезде и таможне. Для перевоза велосипедов использовали самодельные чехлы для провоза в поезде. Также необходимо, для страховки иметь распечатку писем о том, что можно провозить бесплатно велосипеды в поезде.
На таможне никаких инцидентов не было. Наиболее тщательно осматривала вещи только украинская таможня. Но надо быть готовым к любым ситуациям и воспринимать всё спокойно.
Регистрацию в России решать надо. В поезде регистрацию проверяли работники милиции.
Общий пробег велопохода составил 814 км, из них не менее 680 км по грунтовым, лесовозным и другим, без покрытия, дорогам.
Данный велопоход рассчитан на подготовленных велотуристов с навыками передвижения по полному бездорожью.
В июле очень много комаров, поэтому обязательно брать накомарник и средства от кровососущих насекомых.
Обязательно надо брать пилу. Вода присутствует на всём протяжении похода, всегда есть ручей, озеро или река. Не помешают и рыболовные принадлежности - спиннинг. Хорошо ловятся окунь и щука.
Можно рассчитывать на грибы, в это время много подосиновиков. Ягоды в этот период только начинаются.
При переправах необходимо иметь запасную обувь. Мы использовали босоножки, ехали в кроссовках и ботинках.
За весь поход у нас пробились 2 покрышки, и на одной образовался порез. Поэтому использовать "облегчённые" покрышки нельзя. Каждому участнику для надёжности необходимо иметь по 2 запасных покрышки и 2 камеры. Использование девятериков на заднем колесе необязательно, поскольку такой набор передач никогда не используется. Будет лучше, если на велосипеде стоят дисковые тормоза, при езде по бездорожью обода всегда грязные и мокрые, а в таких условиях тормозные колодки всегда быстро изнашиваются. Наличие двух пар комплектов колодок обязательно.
С дровами сложностей не было нигде, только без пилы в дождь зажечь костёр почти невозможно, необходимо пилить стоящие сухие деревья. Для спальника необходимо иметь непромокаемый чехол, палатки должны иметь тамбур, для размещения вещей в непогоду, так же обязательно наличие дождевого тента для лагеря.
В аптечке должны быть противопростудные средства и средства для лечения последствий укусов комаров.
Использование GPS желательно, но надо быть достаточно подготовленным с ориентированием на местности. Карт было достаточно для определения маршрута.
Наличие велошлемов необязательно, скорость была небольшая.
Бюджет похода составил приблизительно до 2000 гр. на 1 человека, из них ушло на билеты 1250. Цены на продукты в Мурманской области и Карелии больше донецких в 1.5-2 раза. Закупку продуктов произвели дома с докупкой хлеба на месте. Этим можно сэкономить немного денег.
Данным походом можно показать, что в Карелию могут успешно ездить начинающие велотуристы с тщательной подготовкой со старшими наставниками. Сезон 2008 оказался чересчур дождливым и с не высокими температурами, и наличие водонепроницаемой одежды было обязательным.
Огромная благодарность всем друзьям и знакомым, кто помогал нам в организации пропусков и регистраций в России, без этой помощи велопоход в полном объеме не состоялся бы.
Идея похода.
Хотелось снова посетить русский Север и с собой взять молодых участников для передачи опыта. Так же половить рыбу и посмотреть карельские достопримечательности, особым местом был нацпарк "Паанаярви". Оставался опыт походов за 2003,2004 и 2005 года, и что бы его не терять, выбрали северную часть России. Так же была ощутимая помощь нашего мурманского попутчика, который сделал пропуска в нацпарк и через плотину Кумапорог.
Подъезд и отъезд к маршруту
Подъезд.
Билеты на поезд 348 "Мариуполь - Санкт-Петербург" из Донецка мы взяли на 4 июля отправлением в 20-08. В Питер приехали 6 июля в 11-51 по московскому времени. В 17-20 6 июля отправился наш поезд "Санкт-Петербург - Мурманск" с Ладожского вокзала. В Кандалакше были в 14-41 7 июля.
Отъезд.
24 июля 2008 года в 20-23 из Кеми, отправляется поезд - 21 "Мурманск - Санкт-Петербург - Ладожский" до Санкт-Петербурга. Из Санкт-Петербурга 25июля отправляется поезд - 43 "Санкт-Петербург - Новороссийск". В Горловке выходим 26 июля. Далее на электричке до Донецка.