1. Справочные данные про туристский спортивный поход.

1.1. Параметры похода

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части похода, кмПродолжительностьСроки проведения
общаяходовых дней
горныйпятая224,46262604.08.2008 - 30.08.2008

1.2. Характеристика районов проведения похода

Поход проходил в восточной части Алайского хребта Гиссаро-Алая и Заалайского хребта Памира. По Восточной части Заалайского хребта существуют замечательная статья Анатолия Джулия и классификатор перевалов с привязкой к карте Ляпина и ссылками на отчеты под редакцией Андрея Лебедева. Они есть в списке литературы, поэтому повторяться не будем, а опишем то, что касалось только нашего маршрута.

Для начала пару слов о Киргизии. Сейчас это очень удачный пример страны, гостеприимной для туристов и в то же время обладающей огромным потенциалом. Потенциал касается горных массивов, ведь 70% территории Киргизии - горы. И в них есть еще множество нехоженых мест. Особенно в той части страны, которая раньше находилась на территории, прилегающей к границе с Китаем. Часть горных районов была запущена со времен СССР, и сейчас потихоньку в них снова возвращаются туристы и альпинисты. На сегодняшний день особо интересным для нас были районы, расположенные восточнее трассы Ош?Хорог.

Это самая восточная часть Алайского хребта. Хребет протянулся на сотни километров в широтном направлении и включает в себя подрайоны Матча, Дугоба, Кичик-Алай и другие. Что за вершины и перевалы лежали восточнее Кичик-Алая, и тем более восточнее трассы Ош - Хорог никто толком не знал, возможно, кроме местных жителей, пограничников, геологов и, в свое время, басмачей. Хотя если посмотреть карту и снимки из космоса, то можно увидеть заметные узлы оледенения и вершины до 4700м. Информации по ним в открытом доступе нет. В некоторые, более доступные с трассы ущелья, ходят местные жители пасти скот. Но серьезная хозяйственная деятельность не ведется. Вся территория является приграничной территорией, и по привычке там по-прежнему хорошо несут службу киргизские пограничники. Хорошо по сравнению с другими границами в этой стране. Со спортивной точки зрения заинтересовать могут вершины в подрайонах оледенения Алайского хребта. Самый высокий подрайон - Сугут с одноименной вершиной высотой 4701м. Не менее интересны подрайоны Сарыкучук (высшая точка - 4678м), Кичи-Кашкасу (г.Снежный, 4619,9м), Кызылагын (4478м), Дарданкель (г.Тал, 4334,9м) и другие. Как правило, северные склоны более крутые и покрыты льдом, а южные - осыпные. Перевалы в хребтах осыпные. Через многие есть тропы, но есть возможность найти спортивные перевалы до 2А. Вообще район идеально походит для походов начальных категорий сложности. Все очень зелено, много воды, относительно невысоко, очень гостеприимное местное население, много нового для туристов, местами историческая местность. Для более сложных походов здесь удобно делать акклиматизацию перед Памиром, т.к. подходы от трассы относительно небольшие. Кроме того, район, который мы посетили - перевал Терек-Даван, реки Терек и Коксу, интересен тем, что здесь проходила одна из самых северных веток Великого Шелкового пути. Терек-Даван считался основным путем из Оша в Кашгар во времена Коканского ханства и до установления власти в СССР в 30-х годах XX-го столетия. В свое время через перевал прошла одна из фланговых армий Чингизхана. Переход 20-тысячной конной армии считался в то время одной из наиболее серьезных военных операций. Уже одно это подогревает интерес к посещению перевала. Не говоря уже о важности этого пути во времена Большой Игры в конце XIX-го столетия. В целом, район восточной части Алайского хребта выглядит очень перспективным для проведения походов. Наиболее удобен заезд по трассе Ош - Хорог и ее ответвлению в Китай - Сары-Таш - Иркештам. Движение на трассах оживленное, но скорость перемещения небольшая, из-за качества дороги. Также, если решить вопросы с пограничниками, возможен заход по долине реки Коксу,. Местные жители переходят хребет для организации джайло (пастбищ на альпийских лугах) в юго-восточной части, но их там не много, по сравнению с тем же Кичик-Алаем. Эвакуация в случае проблем возможна только через Алайский хребет, т.к. выносить пострадавшего вдоль реки Коксу - слишком долго.

Восточная часть Заалайского хребта Памира изучена намного лучше. После сезона 2008 здесь побывало 11 групп туристов (из них 4 в этом году) и 3-4 группы альпинистов, основная цель которых, как правило, пик Курумды, первопройденный в 2003 году. Однако это ничтожно мало для района длиной почти в 100км, множеством не пройденных пятитысячников, и одним шеститысячником. При этом район обладает отличными характеристиками по заезду. Редко когда можно положить заброску или начать маршрут в самом сердце района и на 2-3 день идти на перевал 3А. Зачастую, это играет злую шутку с туристами, ведь только две группы в из всех кто ходил в этом районе не имели схождения с маршрута участников. Высота дает о себе знать, ведь нижняя точка района находится выше 3000м, т.о. эвакуировать пострадавшего сложно. Район имеет настолько массивные северные отроги, что можно строить походы только в этих отрогах. Этим он отличается от центральной части Заалайского хребта. Сам же Заалайский хребет исследован мало вследствие того, что по нему проходит граница с Китаем и Таджикистаном. По нашим наблюдениям, граница достаточно условна в верховьях ущелий и на ледниках. Однако следует учесть, что спасработы в непредвиденной ситуации будут невозможны на территории той страны, на которой вы будете находиться нелегально. Характер вершин в Заалайском хребте - снежный, широкий гребень. Заходы на него наиболее просты на участке от г.5505 до пер. Кызыл-Арт. В остальных случаях перевалами не ниже 3Б. Очень перспективно смотрятся траверсы вершин, но они по силам только хорошо подготовленным группам, желательно в походах 6 к.с.. В северных же отрогах еще много перевалов попроще, которые ждут своих первопроходцев, большое количество нехоженых вершин, и несколько вершин, на которых были давно, и описаний нет. На сегодняшний день можно свободно пройти поход не ниже 5 к.с. Если пройти несколько принципиальных 2Б, то возможно будет ходить и в 4-ки. В этом есть смысл, т.к. каждое ущелье хребта очень красиво и разительно отличается от соседних ущелий. Наиболее удобные места заездов в район по трассе Сары-Таш - Иркешатм до с.Нура. Сейчас это село разрушено в результате землетрясения в сентябре 2008 года. Также можно на полноприводном грузовом автомобиле подъехать в верховья рек Курумды, Карасу, под ледники Кичкесу и Пограничников. В западной части хребта можно заехать до пограничного пункта Бардоба по трассе Ош - Хорог. Наверное, можно заехать и в Таджикистан через перевал Кызыл-Арт, но в этом случае необходимо решить вопросы и с киргизскими, и с таджикскими пограничниками, что, очевидно, будет недешево. В целом район очень интересен для туристских и альпинистских групп надлежащей квалификации.

При посещении обоих районов необходимо заведомо оформлять пропуск в погранзону.

Погода в обоих районах стабильно хорошая в августе. В июле много осадков, местами еще не стаял снег, погода нестабильна. В связи с этим возрастает лавинная опасность.

Для оформления пропусков, заказа транспорта, обустройства ?тыла? и закупки продуктов мы воспользовались уже не первый год услугами знакомой нам туристической компании ?Osh-Travel? (?Ош Тревел?) - одной из немногих, умеющих работать и предоставляющих услуги весьма качественно. Кроме организационных услуг в Киргизии, фирма предоставляет и развлекательно-познавательные: организация интересных экскурсий, поездок по историческим местам и пр.. Имея за спиной такую поддержку, можно не беспокоиться за организационную составляющую походов в Киргизии.

1.3. Подробная нитка маршрута

с.Софи-Курган - р.Терек Северный - р.Сарыкучук Северный - г.4468 (2Б, 4468м, рад., п.п.) - пер.Сарыкучук (1А, 4120м, тур п.п.) - р.Сарыкучук Южный - р.Ташой - р.Сугут - р.Терек (Юж.) - р.Коксу - пер.Икизяк (н/к, 3518м) - р.Икизяк - р.Коксу - р.Кызылсу - пос.Нура - р.Нура - правый приток р.Нура - пер.Белый (3А, 4693м, п.п. через вершину 4693,6) - 1-й правый приток р.Нура - р.Нура - 1-й левый приток р.Нура - пер.Нура (3А, 4833м) - р.Кызылсу - пер.Сырт (н.к., 3700м) - р.Карасу - р.Курумды - пер.Сюрприз (2А, 2-е прохождение) - пер.Кичкесу Северный (3А, 5000м, п.п.) - лед.Кичкесу Правый - пер.Кичкесу (2Б, 5160м) - г.5505 - г.5917 - пер.Анастасия (спуск на южную сторону, п.п.) (3А, 5917м, траверс) - лед.Курумды - пер.Дозорный (1А, 4748м) - правый приток р.Курумды - пер.Пограничников 4925 (2А*, 4925м) - лед.Пограничников - пер.Архар Ложный - пер.Архар (2А, 4791м, связка) - лед.Бардоба - пограничный пункт ?Бардоба?.

1.4. Данные об участниках

?ФИОДата рожденияДолжность в походеРеальный туристский опытКонтактная информация
1Келин Алексей Леонидович24.09.1979руководитель5ГУ; Кичик-Алай - Заалайский хр; 2006

4ГР; Кичик-Алай; 2007

ВО: 7134м
kelyn(at)mail.ru

+380 (050) 6565022

2Волкова Анастасия Юрьевна26.08.1983летописец, фотограф4ГУ; Кичик-Алай; 2007

3ГР; Кавказ; 2006

ВО: 5642м

Альп.: 3А

vovchenya(at)gmail.com
3Наконечный Антон Александрович27.12.1987завхоз, фотограф4ГУ; Кичик-Алай; 2007

ВО: 5642м

Альп.: 3А


real.braindamage(at)gmail.com
4Барков Александр Юрьевич11.09.1987отв. за контакты4ГУ; Кичик-Алай; 2007

ВО: 5051м

Альп.: 3А

shurik_barkow(at)bigmir.net
5Тестерев Александр Юрьевич14.07.1983завснар4ГУ; Кичик-Алай; 2007

ВО: 5051м

Альп.: 3А

testerev(at)mail.ru
6Романов Максим Николаевич02.01.1979завхоз, зав. по технике4ГУ; Кичик-Алай; 2007

ВО: 5642м

Альп.: 2Б


real.rulek(at)gmail.com
7Трегубова Елена Владимировна11.02.1984медик4ГУ; Кавказ; 2002

2ГР; Кавказ; 2006

ВО: 5642м

Альп.: 3А


max_shinkarenko(at)ukr.net
8Злацкий Игорь Анатольевич09.02.1985казначей5ПУ; Хамар-Дабан; 2007

4ПР; Кольский п-в; 2007

ВО: 5642м

Альп.: 3А

zlatskiy(at)ukr.net
9Ходырева Марина Михайловна13.11.1980зав. по страховкеI разряд по альпинизму

2ПР; Карпаты

ВО: 5642м

Альп.: 5А

mirana13(at)mail.ru
10Стариков Дмитрий Александрович30.08.1983участник3ГУ; Кавказ; 2006

3ГР; Кавказ; 2008

ВО: 5642м

Альп.: 3А
svar-g(at)ukr.net
Підписатися на Коментарі для "1. Справочные данные про туристский спортивный поход."