Отчет
о водном туристском
спортивном походе второй категории сложности
по р. Южный Буг, Украина _
совершенный с 26 апреля 2008 по 04 мая 2008
Маршрутная книжка - __31/08___
Руководитель группы: Редькина А.В._
Адрес руководителя:
г. Киев, ул. Вышгородская 4, кв.122
д. т.430-11-78 __
Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отче и считает, что поход может быть засчитанный всем учасникам и руководителю _Редькиной А.В._ категорию сложности.
Глава МКК _______________________
"___" ___________ 20__ г.
Отчет использовать в __________________________
Содержание
2. Организация туристического спортивного похода
2.2. Варианты подъезда, отъезда, обоснование точек начала и конца маршрута.
3. График движения и техническое описание маршрута
4. Расчет категории сложности маршрута
5. Итоги туристического спортивного похода, выводы и рекомендации
8. Телефоны транспортных организаций в Южноукраинке и Вознесенске
1. Общие данные о походе
1.1.Справочные данные про туристический спортивный поход
Страна | Украина | Категория похода | II (вторая) | Вид туризма | Водный | ||
Район похода | Побужье | Выпускающая организация | Киевская зональная МКК | Номер маршрутной книжки | 31/08 | ||
Сроки похода: | 26.04.08 -04.05.08 | Маршрут: | ст. Гайворон | ||||
Протяженность водной части маршрута | 162 км | р. Южный Буг - Первомайск? г. Южноукраинск | |||||
Продолжительность водной активной части маршрута | 8 дней | ||||||
Типы судов | Катамараны 4-х местные | Количество учасников | 9 | ||||
Количество судов | 2 | Руководитель | Редькина Антонина Владимировна |
Группа прошла весь маршрут в полном составе.
1.2. Справочная информация о составе группы
? п/п | Фамилия, Имя, Отчество | Год рождения | Туристическая підготовка перед началом похода (У-участник, Р-руководитель) | Обязанность в походе / плавстредство |
1 | Редькина Антонина Владимирова | 1982 | р. Зеленчук ?Аксаут -Кубань кат.4 ?У (Кавказ), р. Сейм кат 1-Р (Украина) | руководитель, медик "Катамаран 4-ка"-1єк |
2 | Редькин Вячеслав Васильевич | 1981 | р. Зеленчук ?Аксаут -Кубань кат.4 ?У (Кавказ), р. Воньга кат.2-Р (Карелия) | пом. руководителя, летописец "Ката маран 4-ка"-1єк. |
3 | Маслова Елена Васильевна | 1982 | р. Вуокса 1-У (Россия) | эколог, "Катамаран 2-ка" - 2-эк |
4 | Яремаченко Вадим Викторович | 1982 | Р. Бийхем 5-У,2-Р | ремонтник, "Ката маран 2-ка" - 2-эк |
5 | Буравченко Всеволод Сергеевич | 1981 | р. Десна 1-У (Украина) | рыбак, "Катамаран 4-ка"-1єк. |
6 | Улинский Константин Викторович | 1985 | н/к | костровой, "Ката маран 4-ка"-1єк. |
7 | Шапошников Роман Юрьевич | 1982 | р. Сейм кат 1-У (Украина) | завхоз |
8 | .Кирей Алла Сергеевна | 1982 | р. Сейм кат 1-У (Украина) | фотограф |
9 | Овчаренко Марина Витальевна | 1984 | н/к | финансист |
Ведь маршрут похода и препятствия пройдены группой в полном составе.
Данный отчет с приложениями находится в Киевской зональной МКК в электронном виде (формат.doc, .pdf, картографическая инфорация и фотографии в формате -.jpg).
2. Организация туристического спортивного похода
2.1. Идея похода
Побужье является одним из самых любимых водными туристами регионов для водных путешествий.
Южный Буг - одна из значительных рек на юго-западе Украины. Длина реки 806 км, площадь бассейна - 63700 кв.км. Южный Буг берет свое начало из верховых болот Подольской возвышенности, неподалеку от села Холодец Волочисского района Хмельницкой области и впадает в Бугский лиман Черного моря. На пути от Подолии до Причерноморья река протекает по двум природным зонам: лесо-степной и степной; и территории пяти областей Украины - Хмельницкой, Винницкой, Кировоградской, Одесской, Николаевской.
Долина реки Южный Буг имеет очень удобные подъезды, имеет красивые живописные берега и интересна своей историей.
Существует много отчетов, заметок и прочей информации о походах по Южному Бугу. Также для нашей группы этот регион был также привлекателен тем, что наш маршрут пролегал всего лишь в 6-ти часах пути от Киева.
Южный Буг принимает 63 притока, наибольшие из которых:
· правые: Згар, Волк, Ров, Кодыма, Савранка;
· левые: Бужак, Соб, Синюха, Мертвовод, Ингул.
Питание реки смешанное, большую часть воды дают осадки. Половодье продолжается с марта до середины апреля. В летнюю пору вода в Южном Буге мелеет не только от зноя, а еще и из-за интенсивного полива приречных угодий. Также уровень воды в реке сильно засисит от режима работы плотин.
В верхнем течении берега реки невысоки и заболочены.
Здесь много запруд, мельничных плотин. Ниже по течению берега повышаются, за селом Меджибож к воде подступают откосы, появляются перекаты и пороги. Их особенно много там, где Южный Буг прорезает кристаллические породы среднего Побужья. Основные пороги сосредоточены на участке от Винницы до Бугского. В Александровке расположена плотина, из-за которой течение практически сразу после Южноукраинска заканчивается. Также путешествие по реке ниже Южноукраинска нерационально, так как после крупного города вода в реке становится существенно грязнее, а за Южноукраинском находится ГЭС и АЭС, и, судя по всему, часть отходов сливаются в реку. Кроме естественных препятствий на реке много разрушенных плотин, проходимость которых сильно зависит от уровня воды. Долина реки слабо залесена. Леса и рощи встречаются редко, главным образом в верхнем течении. Для среднего течения наиболее характерны узкие защитные лесополосы и небольшие посадки. Пейзажи причерноморских равнин составляют в основном силуэты агрогородов, промышленных строений да древних курганов.
Небольшие лесные массивы представлены в основном ольхой, ивой, осиной, изредка встречаются сосна и елка. Долина Южного Буга густо заселена, однако большинство сел и деревень находятся от реки на удалении 1 -1.5 км. Хорошо развитая дорожная сеть облегчает подъезды к реке.
2.2. Варианты подъезда, отъезда, обоснование точек начала и конца маршрута.
Подъезд
Заброска.
До г. Гайворон мы доехали на частному маршрутном автобусе из Киева.
Отъезд
Заказным транспортом от точки антистапеля до Южноукраинска. Из Южноукраинска в Киев регулярно ходят маршрутки.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Пешая часть на маршруте практически отсутствует.
На водной части маршрута, практически вдоль всей реки, иногда отдаляясь от нее на 3-4 километра, по левому берегу идет асфальтовая дорога со средней интенсивностью движения. Есть и общественный транспорт - маршрутки, ходят несколько раз в день. Расстояния между населенными пунктами незначительны. В связи с этим аварийная выброска с маршрута не представляет какой-либо трудности.
3. График движения и техническое описание маршрута
3.1. График движения
дата | день похода | участок пути | протяженность (км) | Чистое ходовое время (час: мин) | Характер пути, природные препятствия, их категорийность, небезопасные участки | метеоусловия | примечание |
26.04.08 | 1 | г. Киев - г. Гайворон г. Гайворон - с. Соломия | 6 | 2:45 | Ровный участок, Гайвороновский порог. | Облачно | |
27.04.08 | 2 | с. Соломия-с. Березовка | 26 | 7:30 | Плес с препятствиями природного и антропогенного характера:2 мельничных переката. Между Хащеватым и Казавчином два переката. с.Казавчин - шивера. с. Сальково - остатки мельницы | Непеременная облачность, сильный встречный ветер | |
28.04.08 | 3 | с. Березовка- с. Кошарово-Александровка | 26 | 9:00 | Плес с препятствиями природного и антропогенного характера: 2 небольших перекатика в с. Березовка перекат в с. Чемерполь, с. Дубиново - шивера, состоящая из двух частей, за ними ниэе по течению - порог и перекат | ясно | |
29.04.08 | 4 | с. Кошарово-Александровка- с. Брод | 22 | 6:25 | В с. Люшневатом - ровный высокий слив, через 1 км - насыпь с 2-мя мостовыми пролетами В с. Зеленая Левада есть перекат, А в с. Великая Мечется -стоячий вал метровой высоты В конце дня -три переката | ясно | |
30.04.08 | 5 | с. Брод -с. Каменная Балка | 22 | 8:15 | с. Долгая Пристань - перекат с. Токаревка - шивера с. Подгурье - мельница с. Чаусово - низкий понтонный мост, шивера с..Каменная Балка - 3 мельницы, перекат | До полудня - сильный туман | |
01.05.08 | 6 | с. Каменная Балка - с. Мигия | 22 | 5:35 | с. Конецполье - мельница Первомайская ГЭС, Порог перед с. Грушевка, 1-й Мигейский порог, 2-й Мигейский порог ? "Красные ворота" | Облачно, дождь | |
02.05.08 | 7 | Полудневка -с. Мигия - с. Львов | 10 | 3:20 | 3-й Мигейский порог - "Корабельная шивера" В с. Семеновка - мельница | Облачно, дождь | |
03.05.08 | 8 | с. Львов г. Южноукраинск | 28 | 6:05 | шивера "Львовская мельница" 1две мельницы, с. Богдановка- "Константиновский порог". | Переменная облачность |
3.2. Техническое описание маршрута
? | Наименование препятствия | К.с., час: мин) | ЛБ/ПБ | Ориентиры | Описание и техника преодоления характер пути, природные препятствия, небезопасные участки |
ст. Гайворон | ПБ | Плотина ГЭС | переехать через плотину ГЭС - с левой стороны по правому берегу хорошие места для сборки плавсредств и стоянки | ||
1 | Гайворонский порог | 2 | 200 м от плотины | Начинается через 150 метров от места сбора катамарана. Если вода довольно высокая (всю ночь шел дождь) поэтому первые пять гряд легко проходиться по центру, следуя основной струе.6-я гряда,5-6 больших валунов поперек реки с хорошими проходами между ними, находиться в 100-150 метрах | |
2 | с. Соломия, мельничный перекат | 1 | поворот реки с плесом и шиверы | За порогом плес (на правом берегу село Соломия). Левый поворот - два несложных, но довольно бурных переката. После селения на левом берегу остров с мельничным перекатом. Идти надо в левую протоку, т.к. в правой очень мелко).В низкую воду здесь, очевидно, вообще непроходим | |
3 | с.Хащеватое , шивера | 1 | автомобильный мост | Между Хащеватым и Казавчином два переката. | |
4 | с.Казавчин, шивера | 1 | На левом повороте у Казавчина большой плоский остров - идти в правую протоку с бурной шиверой (левый проток очень мелководный и забит камнями). | ||
5 | с. Сальково , остатки мельницы | 1 | Мельница, натянут трос | В Сальково мельница и много подводных камней. Чуть ниже перед островом натянут трос, но висит довольно высоко и даже по центру можно идти не пригибаясь. Остров обошли справа - перекат, вскоре еще один.На окраине Сальково по правому берегу ивовые рощи - неплохие места для стоянок | |
6 | с. Завалье , | Низкие берега - препятствий нет. | |||
7 | плотина разрушенной ГЭС | 2 | ЛБ | плотину можно идентифицировать по зданиям которые стоят с обоих берегов у самого уреза воды | В 7 километрах ниже поселка Завалье до плотины ГЭС - перепад с воды практически незаметен Плотина 3-хметровая с сильным противотоком. Прыгать с нее не рекомендуется. Приставать надо у левого берега (есть два-три удобных места), здесь же можно и заночевать, но буквально в 60 метрах жилые дома, что не очень удобно. Сделать обнос и спустили катамаран на воду в 25 метрах за плотиной -спуск довольно крутой, но других вариантов нет вообще. На противоположном берегу отличная поляна для стоянки. Переплыли, рядом находиться заброшенный пионерский лагерь, где есть колодец и можно набрать воду. |
8 | с. Березовка 2 небольших перекатика | 1 | высокий автомобильный мост | Возле Березовки высокий автомобильный мост, идти можно в любой пролет. До моста прошли два небольших перекатика | |
9 | с. Саврань, с. Чемерполь, перекат | 1 | тянется по левому берегу на 10 км, периодически выходя к воде | В принципе есть места, где в случае необходимости можно стать на стоянку. По левому берегу село Чемерполь. Когда на левом берегу появляется разрушенное каменное строение мельницы, а посредине реки островок (справа под острым углом впадает приток Савранка), надо готовится к перекату - слив пологий и красивый (высотой сантиметров 60-70). Проходим правее центра (в низкую воду могут торчать камушки), потом гряда стоячих волн - очень живописное и красивое препятствие | |
10 | с. Саботиновка | серое здание по левому берегу и пара камушков по берегам | По описанию там была мельница с огромными мельничными колесами на левом берегу, под которые можно заплыть. Но сейчас - колеса уже видимо пустили на металлолом или дрова (было большое серое здание по левому берегу и пара камушков по берегам, видимо, - остатки плотин). | ||
11 | с. Дубиново шивера, состоящая из двух частей | 2 | высоченный автомобильный мост (трасса Одесса - Киев) | Буквально через 100 метров после моста - большой плоский травянистый остров. Идти по правой протоке, т.к левая завалена деревьями. В правой протоке шивера, состоящая из двух частей, с 60-тиметровой быстриной между ними. На первом участке достаточно мелко, но вполне проходимо по центру, лавируя между 4-5 рядами камней, расположенными в шахматном порядке довольно интересный слалом. После шиверы пристали к левому берегу, сразу после окончания острова и порога в левой протоке. Рядом с порогом очень красивое 3-хэтажное здание каменной мельницы (внутри, правда, полностью сгоревшее). Местность очень красивая и романтичная. | |
12 | Старинное здание мельницы,Порог | 2 | ЛБ | 3-хэтажное здание каменной мельницы | Порог в левой протоке для катамаранов, пожалуй, непроходим при любой воде (чересчур тесно). Для байдарок проходимо при высокой воде, но проход может быть абсолютно невозможен - выход из порога (три гряды камней в шахматном порядке) завален упавшими деревьями. Надо чистить русло, что вполне возможно, но какой-нибудь группе придется потратить на это минимум пол дня.Описание порога: поток воды упирается в каменную стенку мельницы и под крутым углом сворачивает направо, ширина потока метров 8-9, на входе в порог поперек русла етыре больших, чуть покрытых водой (в нашем случае) камня, затем 15-20 метров быстрины и три гряды камней в шахматном порядке на выходе (посредине второй гряды - крошечный островок). |
13 | Перекат | 1 | русло делиться на три рукава | В километре ниже, за левым поворотом, очень красивый перекат: русло делиться на три рукава большим островком слева и маленьким справа. Идти в центральную протоку, на входе парочка надводных камней, затем пологий слив высотой 0,7 метра ряд косых валов, отраженных от островков. | |
14 | с. Кошаро-Олександровка | 1 | Низкий левый берег и высокий правый, за правым поворотом лес напротив села | В Кошаро-Олександровке, нет мест для стоянки нет, т.к. очень высокий берег. Через 5 км., перед крутым правым поворотом, есть место, где можно пристать и вытащить катамаран наверх. Весь лес после зимнего гололеда представляет собой сплошной бурелом. Практически нет неповрежденных деревьев. Днем на всех плесах дует довольно сильный встречный ветер. Двести метров ниже этой стоянки есть еще одно и в 500 метрах третье место, где можно заночевать. Весь остальной правый берег недоступен, на левом - поля, стоять негде. Длинный, длинный плес | |
15 | с. Люшневатое ровный высокий слив | 2 | Река делится двумя островами на две протоки. На правом берегу - здание мельницы | В Люшневатом река делится двумя островами на две протоки. На правом берегу - здание мельницы. Правая протока - непроходима (забита камнями и деревьями), центральная - мелка и там находиться упавшее дерево. Левая протока туристам понравилась - прямо на правом повороте (проходить по центру) ровный высокий слив и стоячие волны высотой 80-90 см. Общее падение воды на препятствии 1,5-2 метра. | |
16 | насыпь с 2-мя мостовыми пролетами | 1 | Река расширяется и перегораживается насыпью | Через 1 км после поворота река расширяется и перегораживается насыпью с двумя мостовыми пролетами: левый железный, очень низкий, а правый - из железобетона. Для катамаранов правый пролет был низким, но на байдарках пройти можно чуть левее центра, если пригнуться. После слива гряда стоячих волн. Приставать в 10 метрах от ж/б мостового пролета по правому берегу. Короткий обнос (10-12 м), не разгружая катамаран. | |
17 | с. Зеленая Левада, перекат | 1 | 2 км от Зеленой Левады | В 2 км от Зеленой Левады - лесистый остров, справа - здание мельницы. Пошли в левую протоку - перекат, "стояки" | |
18 | с. Великая Мечетсястоячий вал 1 м | 1 | мельница | В Великой Мечетне мельница. Проходимы обе протоки. Мы пошли в левую протоку по правому краю (стоячий вал метровой высоты). | |
19 | три переката | 1 | много камней | До Долгой Пристани три переката - первые два достаточно интересные, есть много камней, надо маневрировать. Третий практически весь залит водой, торчит под поверхностью парочка камней, которые надо вовремя заметить. В районе второго переката хорошие места для стоянок, причем такие по размерам, что можно проводить Всеукраинские слеты и тесно никому не будет. | |
20 | с. Долгая Пристань, перекат | через 800 после села | Долгая Пристань - это поселок на высоком левом берегу. Метров через 800 после правого поворота - перекат (заход по центру) | ||
21 | с. Токаревка, шивера | 1 | мельница на левом берегу | У Токаревки (П) мельница на левом берегу (шивера проходиться по центру). В 300 м ниже мельницы можно остановиться на ночевку. Со скал открывается живописный вид на долину реки. | |
22 | с. Подг oрье | 1 | мельница | Через 5 мин хода - мельница возле села Подгoрье. Река делится островками на множество проток, из которых можно выделить четыре основных. Идти по центру второй слева (протока наиболее многоводная) | |
23 | с. Чаусово низкий понтонный мост, шивера | 2 | В с. Чаусово низкий понтонный мост - проход в любой пролет. В 1 км за мостом начинается Чаусовская шивера, состоящая из двух частей:1-я река делится островами на три протоки. Идти надо в среднюю по основному языку, тогда особых проблем нет - чистое прохождение (при необходимости просмотр с левого острова).2-я: небольшой промежуток чистой быстрины и начинаются камни, едва прикрытые водой и хаотически разбросанные по руслу - интересное лавирование. | ||
24 | с..Каменная Балка, 2 мельни цы, перекат | мельница | Вскоре мельница - прошли по центру. В Каменной Балке еще две мельницы. За лесистым островом перекат. | ||
25 | с. Конецполье | мельница | Перед Конецполем расположена мельница и мы пошли в левую большую протоку. Два высоких моста, по берегам суровый техногенный пейзаж. | ||
26 | Первомайск, Первомайская ГЭС, | ЛБ | ГЭС видна издалека, автомобиль ный мост в центре города, слева впадает р. Синюха | До Первомайской ГЭС течения нет - подпор плотины. ГЭС видна издалека. Приставать к левому берегу в 10 метрах от шлюзов. Небольшой подъем на 3-хметровую насыпь и метров 25 по склону до места, где можно поставить катамаран на воду. Катамаран можно перенесли вчетвером, не разгружая. Стоячая вода, течения практически никакого. Автомобильный мост в центре города, слева впадает Синюха. Очень высокий Ж/Д-пешеходный мост. | |
27 | Порог | большой остров с 2-х метровыми обрывисты ми берегами за левым поворотом на окраине Первомайска | За левым поворотом на окраине Первомайска большой остров с 2-х метровыми обрывистыми берегами. В левой протоке прохода нет - на выходе плотина. В правой протоке очень интересная шивера - порог. Посредине протоки торчит стенка разрушенной мельницы, в левой стороне засоренный камнями слив и мелкая шивера. В правой стороне - милое препятствие с довольно резким падением воды: аккуратный заход на слив чуть правее центра между камнями, ограничивающими этот проход. Затем мелкая шиверка, в которой вся вода бьет в обливной валун (обход с левой стороны но не слишком далеко, т.к. там подводные камни). На выходе короткий слалом между большими камнями, торчащими из русла в шахматном порядке. | ||
28 | с. Грушевка, 1-й Мигейский порог | 2 | красивая церковь на высоком правом берегу в селе Грушовка | В 4-х километрах ниже начинается 1-й Мигейский порог. В нашем описании этот порог разбивается на три части, для байдарок это имеет смысл, но для катамаранов его нужно разбить на две части и проходить в два приема:1-я часть начинается, когда река разбивается большим островом на две протоки. На выходе левой - частично разрушенная плотина ГЭС. В правой протоке сначала проходим по основной струе мелковатый слив, и начинается блуждание по лабиринту плоских островов, поросших камышами, и камней. Очень неплохое течение, неглубоко - задача найти самую многоводную протоку.После островов можно пристать к правому берегу и просмотрели следующую часть порога.2-я часть - начинается с мощного слива, по центру подводный камень, пройти можно справа (сильная бочка) или слева (два больших косых вала). Дальше - небольшая быстрина, где можно при необходимости организовать страховку, и два слива (один за другим) с мощными валами, где основные струи бьют в обливные валуны. Дальше идет участок хаотических валов, где весь поток прижимает к правому берегу и на выходе навал на обливной камень, от которого надо уходить влево. Затем плес, где огибаем завалы огромных камней и здесь можно стать на дневку на правом берегу, против села Мигия. За водой можно сходить в в Грушевку, потому что после Первомайска брать воду из реки не хочется.1-й Мигейский порог (левый рукав). Просмотр проводили с левого берега, от бывшего здания электростанции. Вывод: при соответствующей подготовке пройти левый рукав на катамаране (лучше "двойке") возможно. В самой дальней (правой) части плотины, где она наиболее сильно разрушена, есть чистый слив около 1,2 метров высотой, далее сложный слалом (траектория движения зависит от уровня воды), сливы поменьше высотой, стоячие волны, много камней. В конце проход (шириной около 3-х метров) у самого левого края плотины между скалой слева и обливным камнем справа. Причем заходить туда надо с правого поворота, где вся вода бьет в эту скалу и острый камушек под ней. | |
29 | 2-й Мигейский порог., Красные ворота" | 2 | ЛБ, ПР | На входе мощная шивера с достаточно высокими грядами стоячих волн | 2-й Мигейский порог. Время позволяло, поэтому сделали просмотр с обоих берегов. На входе мощная шивера с достаточно высокими грядами стоячих волн, но тянется она не 500 метров, а от силы метров 200. Заходить сначала по центру (надо искать слив без камней, а их там много) после этого уходить влево и потом опять на центр потока, в обход гряды обливных камней слева. Минимум два четко выраженных слива, после первого косые валы, после второго - высокие прямые (" 1,5 м). Потом река разделяется на две равноценные по расходу воды протоки. Правая протока: весь поток ударяется в гигантский валун (метров 4-5 высотой) и огибает его с двух сторон. Лучше идти вправо -там более многоводно. Затем надо идти на середину потока и перед сливом уйти в левую часть, т.к. посередине метра за 3 до слива в воде камень, чуть прикрытый водой. Слив метровой высоты, валы и гладкая вода. Левая протока: два крутых поворота (больше чем на 900С), осложненные косыми валами - эта часть порога называется "Красные ворота". Байдаркам, наверное, проще пройти по правой протоке, т.к. хаотические, косые, полутораметровые валы в сочетании с сильнейшим прижимом на камни, представляют собой очень сложное препятствие, особенно для несхоженого экипажа. Из Грушевки очень легко добраться до Первомайска (пополнение продуктов, аварийный отъезд и т.д.). До ж/д вокзала (по переходу через пути) ходит автобус N19. Местные жители очень доброжелательны, есть возможность дешево купить рыбу, молоко, творог, сливки: , позвонить по телефону (ул. Революции,5, ул. Революции 9). "По левой (основной) протоке обходим большой остров, где есть неплохие места для стоянок и приступаем к прохождению 2-го Мигейского порога. На входе спокойная шивера - проходим по центру. Первую гряду камней поперек реки обходим слева и выходим на центральный поток с мощными стояками высотой больше метра и большим количеством подводных камней и плит. Возле левого берега еще одна гряда камней, после которой мы начинаем заходить в "Красные ворота". Скорость течения очень большая, в протоке косые валы, впечатление, что размажет по скале, после второго поворота спокойная гладкая вода. Перед сливом двух проток - небольшой перекат". |
30 | 3-й Мигейский порог -"Корабельная шивера" | 2 | ЛБ | 40-метровый утесом на левом берегу | Через 1 км под 40-метровым утесом на левом берегу начинается 3-й Мигейский порог - "Корабельная шивера", по имени скалы, которая называется"Корабельной". Начинается порог легко проходимой шиверой, потом гладкая быстрина, где можно пристать к левому берегу и просмотреть остальную часть. Для катамаранов можно делать просмотр с воды. Вторую ступень проходим по центру, затем ближе к правому краю (сливы, камни, большие валы). В третьей ступени два засоренных камнями слива с интервалом в 50 м - проход возможен по центру или у правого берега. Река вступает в длинный лесистый каньон. За левым поворотом протяженная шивера. Длинный участок без препятствий - высокие берега, селения если и есть, то с воды их не видно. |
31 | с. Семеновка | мост шоссе Кировоград - Кишинев | Высоченный мост шоссе Кировоград - Кишинев (очень хорошо устраивать "bungee jump"). Напротив Семеновки, на правом берегу обелиск, возле которого остров,разделяющий реку на две протоки: в левой мельница (не проход) а в правой мелкая, с большим перепадом, шивера. Заход от правого берега и дальше по основной струе, лавируя между камнями.После левого поворота мельница - две гряды в 200 метрах друг от друга с проходом под правым берегом. | ||
32 | шивера "Львовская мельница" | ЛБ | мельница | Километра через два еще одна мельница, а вскоре шивера "Львовская мельница" - ориентиром является разрушенная стенка мельницы с двумя арками на правом берегу. В начале препятствия пологий слив, потом 200 метров крутой шиверы и в конце участок стоячих волн высотой больше метра. Просмотр возможен с левого берега. | |
33 | две мельницы, с. Богдановка | две мельницы | До Богдановки еще две мельницы на крутых правых поворотах, причем один из них такой мелкий, что чистый проход практически невозможен.На правом берегу Богдановка, а на левом видны многоэтажные дома Южноукраинска. Течение очень слабое. В конце Богдановки действующая паромная переправа. Метров через сто после паромной переправы левый берег резко идет вверхи река дробится на три протоки плоскими островами. В правой протоке действующая ГЭС с плотиной (не проход), центральная кажется очень мелкой, поэтому идем в левую протоку - "Константиновский порог". | ||
34 | "Константи новский порог". | На входе пологий слив, потом очень мелкая шивера (чисто пройти не удалось - пару раз чиркнули баллонами) - идти лучше у правого края. Протоки сливаются и получается мощная шивера с большими валами и обилием больших подводных и надводных камней. После порога два переката, разделенные небольшим плесом. На правом берегу неплохие места для стоянок. |
4. Расчет категории сложности маршрута
Группа прошла эталонный маршрут 2 к.с. - 4 из Перечня классифицированных туристических походов Украины.
5. Итоги туристического спортивного похода, выводы и рекомендации
5.1. Итоги похода
Группа успешно прошла поход по утвержденному в Киевской МКК маршруту.
Каждый из участников похода получил опыт в:
· Сплаве на катамаранах, порой с сильным встречным ветром или густым туманом;
· Прохождения порогов второй к.с.;
· Слалома на участках длинной в несколько сот метров, засоренных камнями;
· Определения сложности порогов;
· Организации обносов непреодолимых препятствий;
· Познакомился с природой и историей Побужья.
Рекомендации, касающиеся преодоления конкретных участков маршрута и препятствий, места ночевок, в которых ночевала сама группа и приведены в п.3.2. "Техническое описание маршрута.
Всего пройдено активным способом передвижения 162 км. водного пути, преодолено 12 порогов и претятсткий:7 шт. - 1.к.с.,5 шт. - 2 к.с.
5.2. Общие рекомендации
Общие рекомендации по организации и проведению похода можно свести к следующим:
1. Подготовка к походу и выбор маршрута
1.1. Река Южный Буг - это характерный маршрут второй к.с., с минимумом обносов;
1.2. Благодаря тому, что поход проходит по густонаселенной местности, необходимо как следует рассчитывать график движения, чтобы не оказаться к вечеру в месте, где с обоих сторон села, тянущиеся на несколько километров вперед;
1.3. При преодолении участка, находящегося ниже Первомайска, необходимо учитывать, что уровень воды в Южном Буге зависит от режима работы ГЭС в Первомайске, который, в свою очередь зависит от наполненности водохранилища выше дамбы. В связи с этим уровень воды может меняться довольно резко.
1.4. Желательно таким образом выбрать маршрут, чтобы обязательно заночевать в районе 2-го мигейского порога - очень интересный порог с удобной тропой обноса позволит много раз сплавиться, натренировать группу и хорошо провести время.
2. Выбор участников и снаряжение
2.1. Учитывая обилие препятствий участники похода должны быть подготовлены к походу данной категории сложности;
2.2. Обилие шивер и небольших порогов делают нецелесообразным использование парусного снаряжения;
2.3. Выбор типа судов, если такой возможен, уже является менее однозначным.
Мигейские пороги неопытным участникам лучше преодолевать на катамаранах, однако на остальных участках движение байдарках намного удобнее и быстрее;
2.4. На всем протяжении у нас не было проблем с дровами, исключение - стоянка на Мигейских порогах. Во избежание собирательства хвороста на большом отдалении от стоянки с последующей готовки на нем (дров уже практически нет) на Мигейских порогах можно взять газовую горелку.
2.5. Даже если следовать рекомендациям по п.1.4. комары и прочая мошкара будут вам сильно докучать.
Есть 2 выхода: сильно помучится 2 дня и привыкнуть либо запастись средствами против летающих насекомых: спреи, мази и противомоскиные сетки.
3. Преодоление препятствий
3.1. Во многих отчетах можно встретить фразы типа "прошли без осмотра, сходу". Однако общей рекомендацией все же я сделал: "Все пороги второй категории сложности, в особенности именные, необходимо осматривать";
3.2. Ночевки желательно выбирать на малолюдных местах.
4. Подъезды/отъезды
4.1. Как уже описано выше, возможность подьехать и сойти с маршрута есть практически в любой точке машрута. В каждом селе есть налаженное регулярное автобусное сообщение с районными центрами. В Первомайске и Александровке есть железнодорожное сообщение.
4.2. Наиболее удобные места аварийного схода - в местах пересечения с крупными автомобильными дорогами: Дубиново, Чаусово, Первомайске.
6. Приложения
6.1. Схема маршрута
Схема маршрута нанесена на сшивку карт М-35-4 "Винница", М-36-3 "Кировоград" и Л-36-1 "Одесса" масштаба 1:500 000 (см. pdf-версию отчета, 6 Mb).
6.2. Картографический материал
При организации похода были использованы карты масштаба 1 :100 000 Генштаба СССР изд.1983 г. (см. pdf-версию отчета, 6 Mb)
6.3. Фотографический материал
Фотографии похода можно посмотреть в pdf-версии отчета (6 Mb).
7. Групповая аптечка
Руководитель: Редькина А.В.
Список по назначению.
Стимуляторы
· сердца - Адреналин - #Авв
· дыхания - Сульфокамфокаин - #Авв?
· ЦНС - Кордиамин - #Авв?
· работоспособности - Кофицилин (Тимоген)
Бронхорасширяющие
· Эуфилин - А?
· Эуфилин - ?
· Беротэк
Противошоковые
· Гормон - Преднизолон - Авв?!
· Анальгетик - Калипсол - Авв?
Сердечные
· Нитроглицерин - ?
Мочегонное
· Лазикс - Авв?!
Успокаивающие
· слабые - Валидол, Валокордин
· сильные - Элениум - - (Нозепам), Спирт
Питание мозга
· Ноотропил
Анальгетики
· общие - Баралгин - Авв (Максиган), Трамал - Авв!, Анальгин
· местные - Новокаин - А?
Спазмолитки
· Но-шпа
· Трентал
Антибиотики
· широкоспектральный - Сумамед
· легочный - Цифран
· желудочный - Эрсефурил (Левомецитин)
· желудочный сорбент - Интестопан
· желудочная флора - Бактисуптил - ?
Протвоаллергческие
· сильные - Супрастин (Тавегил, Диазолин)
Сульфаниламидные
· общие - Сульфодиметоксин, Бисептол
· желудочные - Фталазол (Фуразолидон)
Противокашлевые
· Либексин
· Кодеин - ?
Отхаркивающие
· Бромгексин
Полоскание
· Малавит
Понжающие кислотность
· Викаир (Вентер)
Ферменты
· Фестал
Слабительное - Гуталакс, Свечи с глицерином
Сорбенты
· Полипефан (Энтеродез)
Желчегонное
· Аллахол
При воспалении слизистой глаза
· Софрадекс - капли
· Сульфацил натрия - капли
· Гидрокортизон - мазь
При насморке
· Галазолин
Противоожоговые-наружные
· Panthenol
· Дибунол - ?
Дезинфекторы-наружные
· Cпирт в аэрозоли
· Йод
· Марганцовка
· Гидроперит
· Фурацилин
· Пантоцид 1 т - 0.7л
Протвовоспалтельные-наружные
· Сода
· Тетрациклиновая мазь
· Фторокортовая мазь
· Линкомицин - А
Противо-гемморойные
· Ауробин
· Свечи противо-гемморойные
Мази
· согревающая - Финалгон
· рассасывающая - Троксевазин
· отвлекающая - "Золотая звезда"
· смягчающая - Детский крем
· солнцезащитная - SunBlock 30
Витамины
· Поливитамины
· Аскорбиновая кислота
Кровевосстанавливающие
· Регидрон
· Ферроплекс
Перевязочные
· Пластырь
· Пластырь бактерицидный
· Напальчник
· Эластичный бинт
· Бинт-чулок N1 N2 N3
· Вата
· Нестерильный бинт
· Стерильный бинт
· Стерильные подушечки
· Ожоговый пакет
Инструменты
· Шприцы
· Иглы
· "Открывалка" для ампул
· Ножницы малые
· Стаканчик мерный
· Жгут-желудочный зонд-клистир (толстый зонд для промывания желудка d 15мм.)
Возможные блоки:
· Блок СКОРАЯ
· Блок ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ
· Блок АМПУЛЫ-1
· Блок АМПУЛЫ-2
· Блок ТАБЛЕТКИ-1
· Блок ТАБЛЕТКИ-2
· Блок АЭРОЗОЛИ
· Блок МАЗИ
· Блок ШПРИЦЫ
· Блок РАЗНОЕ
8. Телефоны транспортных организаций в Южноукраинке и Вознесенске
Данные по состоянию на весну 2008 г.:
8096-76-39-621 Виталий Иванович перевозчик АТП Южноукраинка
Перевозчики микроавтобусы:
8-050-493-59-67 Сережа (опл только в 2 конца по каждому рейсу)
8-067-512-24-94 Геннадий (опл. в один конец,75 грн/чел)
8-098-414-20-29
8-050-841-44-11
8-066-124-89-90
8-066-800-11-57