Идея поехать в велопоход на майские праздники 2010 года родилась в четырех наших головах практически одновременно. Отбросив за последующие две недели все невозможные варианты места похода, мы пришли к единственно верному - к Болгарии.
Ехали до Одессы на поезде, а оттуда на автобусе в Варну. И уже на выезде из Одессы нас ждали приключения.
Итак.
День 1. Одесса- Варна
Наше путешествие началось с сюрприза. Когда мы сели в автобус и отъехали немного от Одессы, водитель начал проверять загранпаспорта, и тут оказалось, что Инга забыла загранку!!
Спешно выясняем, когда следующий автобусный рейс Одесса-Варна. Договариваемся с Ингой о встрече в Варне через 2 дня, и Инга отправляется обратно домой. Держим за нее кулаки, грустим и думаем, как менять маршрут и где припарковать велосипед Инги, едущий с нами в Болгарию.
Решаем сделать маленькую петлю по побережью - заехать в древний город Несебр.
На закате проходим первую таможню - молдавскую. Таможенник заходит в автобус и заявляет: "Спортсмены - на выход!". Не сразу понимаем, что это нам. Несколько минут отвечаем на вопросы, куда мы направляемся и что думаем делать в Болгарии.
Следующие таможни - Румынскую и Болгарскую - проходим без приключений, в полусне.
День 2. Варна-Несебр-Солнечный Берег
Варна - портовый город. Выросла она из крепости Одессос, построенной на берегу Черного моря в 7 в. до н.э. греческими поселенцами из Милета. Сейчас это второй по величине город Болгарии (первый - столица страны София).
Приехав в 6 утра в Варну, первым делом принимаемся за поиски места парковки четвертого велика. На автовокзале камера хранения дорогая и необитаемая, так что едем на железнодородный вокзал. Виталик остается на мешках.
Найдя вокзал и камеру хранения, едем менять деньги. Попутно осматриваем главные достопримечательности Варны - собор Св. Успения Богордицы и часовую башню, построенные в конце ХIХ века.
К слову сказать, такие часовые башни есть почти в каждом Болгарском городе. И это не привычные нам ратуши, а исключительно башни с часами, без всяких пристроек.
Работающую обменку находим с трудом - все-таки еще раннее утро. Меняем деньги, сдаем велик (за 1.3$ в день), возвращаемся пешком на автовокзал.
Поскольку ближайший большой автобус в Несебр отправляется в обед, едем в Приморский парк в районе порта.
Парк оказался очень красивым, цветущим и ухоженным. А еще мы нашли настоящие подводную лодку, маленький маяк и целую кучу раритетных мотоциклов, стоящих прямо на набережной Варны. Но время не ждет, и вот мы снова садимся в автобус на все том же автовокзале.
Приехав на автобусе в Солнечный Берег, мы оправились в Несебр.
Историческая часть города Несебр словно сошла со страниц книги сказок. Древние крепостные стены, узенькие улочки, уютные дома, пристань и чудесный вид на море. А в прибрежных волнах нас встретил белый лебедь.
Заночевали мы за десяток километров от Несебра, возле трассы на Варну, в приятном сосновом лесу.
Впереди было 80 км асфальта.
День 3. Солнечный Берег - Варна
Утром, проехав несколько километров по шоссе, увидели кафе Горска Фея, а рядом с ним - источник. Хозяйка гостиницы оказалась киевлянкой,30 лет назад она уехала жить в Болгарию, и была очень рада пообщаться с земляками. Рядом с кафе есть летняя площадка, с которой открывается замечательный вид на море. На этой площадке можно и заночевать.
В обед впервые попробовали болгарскую кухню. Цены не очень высокие, раза в полтора-два дороже наших кафе с самообслуживанием типа Домашней кухни.
На трассе много раздавленных змей. После я видела и живую змею в источнике возле города Велико Тырново. А еще много красивых (живых) ящериц - больших и радужной расцветки.
Под вечер, проехав местный квартал красных фонарей (такое шоссе в лесу в окрестностях Варны), заночевали в густых зарослях. Всю ночь не давал заснуть соловей.
День 4. Варна - Горна Оряховица - Арбанасси - Велико Тырново
День начался со спуска к морю в холодном тумане. Переехали по мосту через залив, любуясь рассветом над Варненским портом. Недолгий подъем, и мы на автовокзале. Ура, Инга приехала!
Встретив Ингу, едем на железнодородный вокзал. Покупаем билеты и багажные квитанции на велы, грузим велы в отдельный багажный вагон.
В Болгарии практически нет привычных нам вагонов со спальными местами. Такие курсируют только по маршруту София-Варна и София-Бургас. Большинство болгарских поездов - аналог наших электричек, только разделенных на купе. Вход в каждое купе - раздвижная стеклянная дверь.
Приехав в город Горна Оряховица и пообедав в кафе, отправились дальше.
Перед тем, как поехать в красивый город Велико Тырново, вторую столицу Болгарского Царства, решаем заехать в монастырь и этнографический комплекс Арбанасси. Этнографического комплекса не находим, зато смотрим замечательное болгарское село в традиционном стиле.
Спускаемся в город Велико Тырново. Наслаждаемся великолепным видом на крепость Царевец на холме, красивый мост через горную реку, милые домики с черепичними крышами.
Подьезжаем и рассматриваем все это вблизи. Крепость открыта для экскурсий до 18 часов, мы уже не успеваем. Зато знакомимся с местным археологом, получаем много информации о местах, через которые пролегает наш маршрут. Общаемся на ломаном русском.
Ночуем в нескольких километрах от Велико Тырново, в большой лесополосе недалеко от пустынной трассы.
День 5. Килифарево-Дряново-Трявна
Проснувшись и собравшись, проезжаем несколько километров по жаркому шоссе, и мы - в селе Килифарево. Из достопримечательностей - магазин с мороженым и речка за селом, в которой мы (наконец-то!) купаемся.
В обед мы уже в городе Дряново. Город не слишком ориентирован на туристов, но все же есть что посмотреть. В том числе старинную церковь с резьбой по дереву в оформлении алтаря.
Вообще, в Болгарских храмах часто встречается красивая резьба по дереву. А эта церковь была практически заброшена, сейчас ее восстанавливают. Бабуля - хранительница церки с радостью показала нам красоты своей подопечной, хотя ни по-русски, ни по-английски не понимала ни слова.
После обеда нас с Ингой ждал сюрприз - много-много очень маленьких клещей, лакомящихся нашей кровушкой :). Потратили около часа на их удаление.
Под вечер приезжаем в город Трявна. Вот это - уж точно Мекка для туристов! Центр города выдержан в традиционном болгарском стиле. Все дома двухэтажные, стены белые, а двери и окна черные. Крыши многих домов выложены плоским речным камнем.
Через центр города течет река, через нее перекинут небольшой живописный мост.
В городе много домов ремесел, также интересных и самобытных.
Возле одного из них увидели воодушевляющую скульптуру: две девушки вышивают на знамени слова "Свобода или смерть". Гордые болгары!
Решаем заночевать в окрестностях Трявны и утром пофотографировать городок.
Поселяемся прямо в черте города, над чьими-то огородами.
День 6. Трявна - Габрово - пер.Шипка-Казанлык
После фотосессии и завтрака отправляемся дальше, в столицу болгарского юмора, всемирно известное анекдотами на тему экономии Габрово.
Приехав, быстро смотрим город (не слишком интересный), едим мороженое, отправляемся в этнографический заповедник Етыр.
Этнографический музей Етыр - это что-то вроде киевского Пирогово, музей народного быта под открытым небом. Етыр был основан в 1964 г. с целью показать архитектуру и хозяйственное прошлое Габровского региона. Ремесленные мастерские, построенные в Етыре сто пятьдесят или даже двести лет назад, оставили на своих местах.
В музее расположены 50 музейных объектов - это технические сооружения, приводимые в движение водой, дома с ремесленными мастерскими, церковь и другие интересности. Например, там можно увидеть старинную габровскую стиральную машину - короб с бельем крутится силой воды, в итоге получаем экономию мыла, времени и сил: -)
Место очень приятное и интерсное, там красиво и можно закупиться милыми сувенирами.
Но время не ждет, и вот мы уже прощаемся с красивым Етыром и отправляемся в сторону перевала Шипка.
Перевал Шипка прославился благодаря русско-турецкой войне 1877?78 годов. Оборона Шипки стала одним из ключевых и наиболее известных эпизодов той войны. На перевале установлена стелла в память о героической обороне.
Итак, вставляем в одно ухо наушник с ритмичной музыкой, собираемся с силами, - и через несколько часов уже пьем чай на перевале.
Пообедав, отправляемся вниз по крутому серпантину, навстречу ветру.
Вот мы и внизу, едем в город Казанлык, вокруг зеленые луга и поля. По дороге встречаем указатели на еще какие-то достопримечательности. И предвкушаем запланированную ночь в гостинице в Казанлыке.
Как на зло, Казанлык оказался самым негостеприимным болгарским городом. Насторожило уже то, что и железнодорожный, и автовокзал в 9 вечера были закрыты. Дальше-больше: те немногие гостиницы, которые мы нашли, были либо закрыты, либо слишком дороги для нас (от 150 грн нашими с человека). Покатавшись немного по ночному городу и чуть не познакомившись с местными пролетариями, решаем вернуться на въезд в город, где краем глаза заметили указатель на жилье. Замеченный указатель не находим, зато находим гостиницу Арсенал, где и поселяемся (400 лев за 4-местный номер).
Комната нам досталась хоть и мрачноватая, но вполне приличная, с душем и горячей водой. Наконец-то, после трудного дня сразу засыпаем в заслуженных мягких постелях.
День 7. Казанлык - София - поезд в Варну
Проснувшись, отправляемся на вокзал, и через час уже едем в поезде в столицу Болгарии, Софию. Снова уютный Болгарский поезд, хотя уже чуть более похожий на наши электрички.
За окном - горы. Местами заснеженные.
И вот мы в Болгарской столице! Снова оставляем велы в камере хранения и идем в центр пешком. От ж/д вокзала до центра - 45 минут блужданий, обратно будет уже 15 минут по прямой. Первый за 7 дней дождь.
В первой же встреченной обменке нас попытались кинуть. Курс на вывеске отличается от реального курса обмена. Конечно же, в выгодную предпринимателям сторону. Валик с трудом отбивает деньги назад. Следующую обменку ищем долго. Но вот левы снова у нас в кармане, и можно наслаждаться красотами Софии.
Когда будете в Софии, обязательно посетите собор Александра Невского. Это замечательный по красоте храм, воздвигнутый в память русских солдат, павших в боях за освобождение Болгарии. Александр Невский - святой покровитель российских войск.
Рядом, на той же площади, находится один из древнейших памятников Болгарии - собор Святой Софии. По имени этого храма болгарская столица и получила свое нынешнее название. За свою долгую историю собор не раз разрушался и восстанавливался. Был сооружен еще в римские времена, в VI-VII вв. Конечно, выглядит храм далеко не столь блистательно, как его более молодой сосед, но зато от собора Святой Софии веет истинной древностью, средневековьем.
На соседней площади Александра Батенберга располагается Церковь Св. Николая, или "Русская церковь".
Эта церковь была построена на средства русских эмигрантов в начале 20 века.
Очень напоминает терем-теремок. А между двумя площадьми - сувенирный рынок.
Вообще, в Софии много памятников героям Русско-турецкой войны. Ну а мы гуляем по городу дальше.
Ближе к вечеру приходим к зданию рынка. Тоже красивая старинная постройка, рынок в ней находится и сейчас.
Правда, слегка осовремененный.
Рядом с рынком - мечеть, а напротив - синагога. Вечером мечеть очень красиво подсвечивается.
Еще в Софии есть метро. Кажется, поменьше киевского. Да и сам город поменьше, около 1 млн. жителей. Вообще, болгарские города кажутся спокойнее украинских, в них будто бы меньше людей.
Особого внимания заслуживают софийские железнодорожные кассы. По сравнению с ними киевские - просто технопарк.
Чтобы купить билет в спальный вагон, нужно:
- сначала купить место в поезде, в кассе на 1 м этаже,
- а потом купить для своего места спальное место - в другой кассе, в подвале!
Информация о проданных билетах записывается в ручкой в тетрадку. Компьютеров в кассах Болгарской столицы я не заметила.
Но сам спальный вагон ночного поезда София-Варна очень приятный. Двухместные купе, полки гораздо шире наших, все очень чистое и ухоженное. А разница в цене между сидячим и спальным местом в этом поезде - порядка 30 грн нашими!
Правда, багажного вагона в этом замечательном поезде не оказалось. Пришлось втулить по два велосипеда в купе. Третья полка тоже спальная, запасная, что ли, и была на ней постелена постель. Так что велы остались в проходе, в результате мы полностью заполнили собой два наших маленьких купе: -).
День 8. Варна-Одесса
И снова Варна.
Везем Ингу на болгарское Черное море. Оставляем ее на попечение Валика, а сами бежим искать ей подарок к завтрашнему Дню Рождения. Приходится оббегать весь город, попутно находим интересные раскопки римских терм - по-нашему бань.
Подходящий подарок находим на единственном, похоже, в городе сувенирном рынке, на центральной площади, напротив Катедралы - собора Св. Успения Богордицы. Мчимся назад.
Ингу и Валика застаем купающимися в горячем источнике, текущем в море прямо по пляжу. Еще одна достопримечательность Варненского побережья. Общительный болгарин рассказывает на русско-болгарско-английском, что бывал и на севере России, и в Киеве, и бог знает где еще...
Готовим обеденный суп на горелке прямо на пустом пляже.
Вдалеке развевается огромный болгарский флаг, будто прощаясь.
А дальше - снова автобус и дорога на северо-восток......
День 9. Одесса-Киев
Одесса. Гостеприимные друзья - одесситы, родное море, Тещин мост, День Рождения Инги, День Победы, салют. Поезд. Ночь. Киев.