?Подобно тому, как мусульманская традиция требует, чтобы всякий правоверный хотя бы раз в жизни прошел вослед пророку Магомету в Мекку и Медину, первое тысячелетие христианства знало три пути, почитаемых священными и сулящих Божье благословение и искупление грехов каждому, кто пройдет по ним. Первый путь - к гробнице святого Петра в Риме: идущие по нему избрали себе в качестве символа крест и назывались ромейро. Второй - ко Гробу Господню в Иерусалиме; идущие этой дорогой именовались палмейро в память пальмовых ветвей, которыми жители города приветствовали появление Иисуса. И наконец, третий путь вел к бренным останкам святого Иакова - по-нашему Сантьяго, - захороненным на Иберийском полуострове в том месте, где однажды ночью некий пастух увидел, как сияет над полем яркая звезда. Предание гласит, что не только Сантьяго, но и сама Пречистая Дева сразу после смерти Спасителя пребывала в тамошних краях, неся жителям слово Божье и обращая их. Местечко это получило название Компостела - в имени этом соединились слова ?кампо?, то есть поле, и ?эстрела?, что значит звезда, - и вскоре превратилось в городок, куда со всех концов христианского мира будут стекаться богомольцы - их называли пилигримы, а символом своим сделали они раковину.?
Паоло Коэльо. ?Дневник мага?.
Сразу скажу честно, задумав пройти по Пути Сантьяго, я не преследовал религиозных целей. Путь предназначался для того что бы увидеть мир, проверить себя. Это был мой первый многодневный поход в котором была цель. Цель - пройти Путь и добраться в Сантьяго де Компостела, пройдя один из маршрутов на велосипеде. Кроме того, Путь Сантьяго, с развитой инфраструктурой ориентированной на туристов - это отличный и достаточно бюджетный способ увидеть Европу.
Идея пройти путь возникла спонтанно, когда я наткнулся в Интернете на отчеты по прохождении пути, пешком или на велосипеде, разными людьми, с разными целями. Потом был поиск информации, прослушивание аудиокниги Пауло Коэльо "Дневник Мага" и размышления о том, как реализовать идею. Путей существует много, прийти или приехать в Сантьяго де Компостела можно из разных стран - Франции, Португалии, Англии, но основная часть маршрута пролегает по Испании. В процессе поисков мне попадались варианты пройти Французский путь. Но там был километраж более 800 км, и времени на это требовалось больше, чем у меня было в наличии. К счастью появился хороший вариант по прохождению пути, два в одном, Португальский путь плюс Фистерра. Это было то, что нужно - примерно 500 км., дистанция с большим процентом грунтов, по двух странам, с несколькими подъездами к Атлантическому океану, проходившая через много португальских и испанских городов и сел. По маршруту не было больших вершин, самая высокая гора была чуть больше 400 м. Но так как в Португалии и Испании практически нет равнин, то суммарный набор высот составил более 8000 метров на 500 км.
Символически получилось, что трек нашего маршрута очень напоминал изображение посоха паломника.
Путь оказался совсем непростым, и первоначальная прогулка вдоль океана превратилась в многодневный поход в разных условиях: под ливневым дождем, ветром, с преодолением перевалов. Но это не помешало получить удовольствие, так как позитив можно найти в любой ситуации. Да и кроме дождей было (и гораздо больше) и яркое солнце, и приятный бриз с Атлантического океана, и замечательные пейзажи и красивая архитектура и, самое важное, приятное общение с людьми которых знал раньше и новые знакомства.
Предисловие.
Описание Путь Святого Иакова (Сантьяго) можно найти в Wiki, Интернете или на сайте сообщества ru_camino.
Интересный факт.
Паломники, идущие по французскому пути в Компостелу, по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании также называют ?дорогой Святого Иакова?. Её, согласно поверью, святой начертал в небе, чтобы указать Карлу Великому дорогу на сарацин.
Современные паломники ориентируются по Жёлтым стрелкам. Желтые стрелки часто изображены в виде символа паломничества - ракушки. Это указатели, по которым пилигрим находит свой Путь. Маршрут достаточно хорошо промаркирован и GPS нужен не часто. Поиск стрелок превращается в отличное развлечение.
Процесс подготовки занял не слишком много времени и ресурсов, визы оформили достаточно быстро благодаря хорошей подготовке документов. Да и для паломников, наверное, существуют определенные преференции. Все десять участников без проблем получили визы.
В регионе пути, в октябре, в прошлые три года практически не было дождей. Зная это и помня нашу предыдущую поездку в ?солнечную Италию?, я особое внимание уделил экипировке для плохой погоды. Были закуплены легкие дожде- и ветрозащитные куртки и штаны. Так как я ехал в контактных сандалиях, то были взяты и бахилы, для плохой погоды. Все это пригодилось, так как были и ливни и штормы. Но благодаря хорошей экипировке я получал удовольствие от езды, а не дрожал от холода.
День 0. Прилет в Порто.
Свой путь мы решили начать с Порто и закончить в Порто. Билет туда обратно дешевле, чем билет в один конец, это помогло оптимизировать затраты. Перелеты составляют основную часть финансовой нагрузки при походах в Европе. Сам перелет состоял полета из Киева в Лиссабон, длительностью 4 часа 40 мин, а потом из Лиссабона в Порту - смешной полет длительностью 45 минут, взлетели, приземлились. Ехали мы подготовленными, рассчитывали на голодный путь паломника, поэтому взяли с собой по килограмму сала :). Чем изрядно удивили португальских таможенников. По коридору я шел первым, поэтому застопорили на мне. Сначала они долго совещались у рентгена, потом позвали подмогу в виде пары полицейских, а потом не выдержали и сказали открывать рюкзак. Нашли пакет с салом и спросили "Шо це?". "Сало", отвечал я им на чистом английском. Беда в том, что в английском нет отдельного слова обозначающего "сало", но путем перебора мы таки нашли общий язык. "Зачем?", спросили они. "Да, говорят, у вас тут плохо кормят, страхуемся". Посмеялись полицейские, но сало не отобрали и пустили в страну.
Забегая вперед скажу, оказалось что у голода глаза велики и все не так плохо. Порции в Португалии большие и не сильно дорогие, в Испании меньше, но тоже хорошо. За 10 евро можно получить хороший комплексный обед, естественно в ресторанах в которых питаются местные, не в пафосных местах. Часто мы переоценивали свои силы и заказывали слишком много. И там где можно было остановится на первом блюде, мы заказывали второе. В дальнейшем нам пришлось умерять свои аппетиты, так как после обильного обеда крутить педали было тяжело.
В Порто мы прибыли поздно ночью, велосипеды закончили складывать только к 2-30 по португальскому времени (4-30 по Киеву). Потом была поездка вдоль океана, реки Дору, к гостинице. Я воспользовался вынужденными остановками (проколы) и сделал несколько фото ночного Порту.
Прибыли в гостиницу мы почти к шести утра и легли спать. Вставать надо было через четыре часа, начинался новый день.
День 1. Начало пути. Porto - Rates.
После бессонных суток пробуждение далось довольно легко, как для меня. Прокопошившись со сборами, мы с опозданием, но выехали. Опоздания со стартом, кстати, были довольно сильным бичом похода, сказывалось большое число участников. Часто выезжали поздно и поэтому приходилось наверстывать в пути. Только к конце маршрута участники стали организоваться лучше и мы выезжали только с небольшим опозданием.
В первый день мы немного посмотрели Порту и конечно пообедали. Обед был сытным, но очень не спешным и еще дольше задержал нас в Порто. Но пейзажи и архитектура солнечного Порту того стоили.
В точке старта мы получили паспорта паломников, которые давали право ночевать в муниципальных альберге по Пути. Альберге - это практически вариант хостела, в котором могут селиться только паломники. Условия в таких альберге довольно приемлемые, есть душ, горячая вода. Кровати в основном двухъярусные и сами комнаты на 4-10 и больше человек. В некоторых необходим спальник, так как на кровати только матрац. Сами альберге бываю муниципальными и частными. Также в некоторых местах альберге организовывают энтузиасты, которые принимают людей за символическое вознаграждение. Часто платой за проживание становится беседа с хозяевами за ужином. В муниципальных альберге стоимость колеблется от бесплатно до 5-7 евро. В частных - в районе 15 евро. Также по пути встречается довольно много хостелов и частных гостиниц с ценой 15-40 евро. Развитая инфраструктура с недорогим (по европейским меркам) проживанием и привлекает множество туристов-паломников в эти места. Особенно много на Пути европейцев, молодежи и пенсионеров.
По мере прохождения Пути мы ставили штампики, компостелки, в альбергах, церквях или кафе. В финале поездки ставился штамп о завершении пути.
Лирическое отступление - игра Десят негритят, первый пошел
Порту, мягко говоря, неровный город, везде одни подъемы и спуски. Поэтому прогулки по Порту выявили, что одна из участниц не успевает за группой из-за проблем с ногой и ей пришлось оставить надежду пройти Путь со всеми. Света осталась в Порту. Потом мы встречались в Сантьяго, и уже в аэропорту на обратной дороге. Так Путь съел первого участника.
После выезда из Порту мы поехали проселочными дорогами и грунтами по нашему Пути. Велосипедный Путь проходил по маршруту пешего, с той лишь разницей, что мы проходили за день расстояние примерно в два раза больше.
По Пути встречалось довольно много древних римских мостов. На Французском Пути их еще больше.
Завершался наш первый день в городке Rates. Мы разместились в альберге вместе с другими паломниками, в основном велосипедистами. Пеших туристов было меньше, так как для пеших путь часто начинают в испанском городке Туи. Но для велосипедного паломника минимальным расстоянием является 200 км, поэтому велосипедисты начинают в Порту.
День 2. Первый дождь. Rates - Barselos - Ponte de Lima.
Ночью мы были "обрадованы" звуками сильного дождя. Утро также показало не очень радостную картину - дождь лил вовсю.
Опечаленные, но не сломленные мы все таки решили ехать. Тем более что вариантов у нас особенно не было :), все таки у нас не радиалка. И поймав момент, когда дождь немного утих - выехали. Вот тут мне и пригодилась штормовая одежда. В непромокаемой одежде ехалось тепло и комфортно. Дорога проходила через эвкалиптовые леса, перевалы и была богата потоками воды, порывами ветра. На одном из участков мы выехали на трассу местной МТБ гонки. Гонцы неслись нам на встречу и несомненно были "обрадованы" такой встрече, особенно на скорости и на поворотах :) Но мы уважали право спортсменов на первоочередной проезд и спешивались перед закрытыми поворотами. В одном месте пришлось подождать пока местные bombeiros (пожарники МЧС) очистят дорогу от упавшего дерева. Но несмотря на препятствия, до хостела в городке Ponte de Lima мы доехали без особых проблем. Не считать же проблемой замену камеры под проливным дождем :). Плохо было одно - в хостеле не было места для сушки вещей и эта проблема встречалась дальше достаточно часто. Поэтому приходилось вещи досушивать на себе. В хостеле была постель, поэтому нам спальники не пригодились. За время Пути спальники нам пригодились только два раза, в первом альберге и последнем. Правда мы останавливались в основном не в муниципальных альбергах, а в частных или в хостелах.
День 3. И снова солнечно. Ponte de Lima - Valenca - Tui.
Утренний Ponte de Lima встретил нас солнышком и ковром из веток, которые были отломаны прошлой бурей. Солнышко очень красиво раскрасило дома и мосты, и даже небольшой, временами моросящий, дождик не портил впечатление.
Дорога после Ponte de Lima была одним из самых трудных этапов Пути. Путь шел вверх, через перевал и довольно большая часть была труднопроходимой, пришлось велосипеды тянуть на себе. Особенно нелегко было участникам с баулами. В этом плане с рюкзаком проще.
На этом участке нас обгоняли пешие пилигримы, и идти было достаточно тяжело. Но виды в пути стоили усилий. По дороге мы встретили пожилую пару из Берлина, которая шла пешком, разговорились. Они оба уже были на пенсии и решили пенсию проводить активно. По пути мы встречали много людей в возрасте, которые шли пешие маршруты. Это довольно популярный способ времяпровождения для пенсионеров и молодежи.
В Velenca мы прибыли поздно вечером, поблукали старым городом, полюбовались закатом.
Переехав через мост мы оказались в другой стране, в Туи, Испания. В Туи есть красивый кафедральный собор, который ночью выглядит даже красивее чем днем.
Полюбовавшись собором, мы поехали отдыхать в альберге. Альберге был небольшим, но мы смогли поместится. День прошел замечательно.
День 4. И снова дождик. Tui - Redondela - Pontevedra.
Новый день начался с моросящего дождя. Но ехалось нормально, только не было условий для фотографирования. Пришлось снимать телефоном, так как фотоаппарат вынимать из рюкзака не захотел.
В Испании путь размечен гораздо хуже, чем в Португалии и приходилось прибегать к помощи GPS.
Лирическое отступление - игра Десят негритят, второй пошел.
Этот день омрачился падением Олега, фактически на ровном месте. Пришлось ему с Машей и Толей ехать в больницу на скорой. А Саша повел нашу группу в альберге. Нам очень повезло, что Толя знает испанский, и поэтому они смогли объясниться в больнице. Также отлично показали себя организаторы похода в кризисной ситуации. Олегу наложили несколько швов на лице, и мы с ним встретились уже в Сантьяго на обратном пути. Так Путь съел второго участника.
День 5. Долгое ожидание. Pontevedra - Padron.
В связи с событиями прошлого дня Толе и Маше пришлось уехать сопровождать Олега по больницам. А группа осталась ожидать в альберге. Восстановившаяся хорошая погода и долгое ожидание без движения не способствовали хорошему настроению. Группа рвалась продолжить путь, но приезд ребят все откладывался. На этой почве даже возник небольшой конфликт, но к счастью без последствий. Ближе к вечеру ребята все таки вернулись, и мы продолжили Путь, наверстывая упущенное.
Поздно вечером мы въехали в Padron. В альберге места нам не нашлось, и мы поехали искать хостел. Кстати, по традиции в муниципальные альберге пускаю сначала пеших пилигримов, потом тех которые приехали на автобусе, а в самом конце - велосипедистов. Видимо считается что для велосипедиста проехать еще 30 км. к другом альберге это не проблема. Так что пилигрим должен быть готов к невзгодам или дополнительным затратам.
К счастью в городе был замечательный комфортный хостел-гостиница, оформленный в виде старинного здания. Поужинав в ближайшем ресторане мы ушли спать. Впереди был ранний подъем и дорога в Сантьяго де Компостела, хотелось успеть на мессу для паломников.
День 6. Завершение Португальского Пути. Padron - Santiago de Compostela - Negreira.
Мы поднялись еще до расвета, еще было темно, и выехали в Сантьяго. Доехали достаточно быстро и первым делом пошли ставить финальную печать и получать компостелку. По прохождении Пути выдается символический документ (слева) - компостелка. После прохождения Пути Фистерра - фистериану (справа).
В 12-00 начиналась месса посвященная паломникам, на которой перечисляют людей и группы, которые пришли в Компостелу вчера. Если бы мы пришли на следующий день, то услышали бы и упоминание о нашей группе. На мессе присутствовало несколько священников и разных стран - Германии, Америки и других. Они зачитывали приветствия от имени своего народа.
Через специальный вход для паломников мы посетили собор и послушали мессу. Гвоздем программы было большое кадило, которое удерживали несколько человек и которое раскачивали над толпой.
По старой традиции, паломник прошедший Путь в Святой год получает прощение всех грехов. Святым называется год, когда день Святого Иакова (25 июля) выпадает на воскресенье. 2010 год как раз и был Святым годом. В следующий раз это будет в 2021 году.
После завершения мессы у нас было небольшое свободное время на экскурсию по Сантьяго.
Но сильно мы не расслаблялись, так как в тот же день нам необходимо было стартовать Путь Фистерра, к Атлантическому океану. И первым пунктом у нас была Негрейра.
Вечер завершился отдыхом в комфортабельном хостеле Сан Хосе, со стиркой, сушкой и Wi-Fi.
День 7. Новый Путь - Фистерра. Negreira - Oliveiroa.
Новый день снова начался с моросящего дождика, который по мере продвижение усиливался. Сначала пришлось одеть ветровки, потом куртки, а дождь и ветер все усиливались. После перевала на сторону океана, порывы ветра чуть не сносили с дороги, а ливень стоял стеной. Укрывшись на ферме мы начали совет. Нехотя, но пришлось принять решение о том что в Фистерру мы сегодня не доедем. Мы свернули в городок Оливейроа и поехали искать альберг. Мы там были совсем не одни такие, и мест соответственно не было. Но к счастью рядом был хостел, в котором было как раз восемь мест. Хостел оказался со стиркой и возможностью заказать парное молоко из принадлежащей хозяину фермы. Чем мы и воспользовались неоднократно. Погода днем была насколько плохая, что даже фотографировать было практически невозможно.
День 8. Океан. Oliveiroa - Fisterra - Oliveiroa.
Этот день начал череду замечательных, по погоде, дней. Которые послужили подлинным украшением нашего похода. Хорошая погода также позволила сделать красивые фото. Мы решили ехать радиалку, Oliveiroa - Fisterra - Oliveiroa, облегчив рюкзаки и оставив вещи в хостеле. Таким образом мы не посетили только Muxia, которая была в нашем первоначальном плане.
Лирическое отступление - игра Десят негритят, третий пошел, четвертый все-таки поехал
В предыдущий день решили, что организатор Маша с нами не поедет, так как ей необходимо было отдохнуть. Путь временно съел еще одного. А после обильного ужина, утром, выяснилось, что Саша, второй организатор, очень плохо себя чувствует. Но чувство долга и воля подняли его с постели, и он мужественно повел группу. Большое ему спасибо за это, так как тот день был наполнен самыми красивыми видами гор и океана.
Наш путь шел через горные гряды и спускался к Атлантическому океану. На горных грядах было много ветрогенераторов. Испанцы развивают экологически чистые виды производства электроэнергии.
По ходу движения мы сделали остановку на отличном пляже и искупались в Атлантическом океане. Вода была бодрящая, но купаться было можно. А на солнышке вообще было замечательно.
После купания мы продолжили путь на Фистерру, "Край мира", саму западную точку Испании. Всю дорогу нас сопровождали красивейшие виды океана.
В Фистерре мы зашли в муниципальный альберг и оформили фистериану, документ удостоверяющий что мы дошли до Фистерры.
Часть группы осталась обедать, а часть, и я в том числе, поехали смотреть на маяк, нулевой километр и пр. В Фистерре находится маяк, который располагается на краю мыса. Рядом с ним находится знак, символизирующий нулевой километр Пути и вышка, к которой пилигримы могут привязывать вещи, которые приходят в негодность после пути.
Также некоторые оставляют там стоптанные ботинки, этому даже посвящен памятник.
Так как мы потратили довольно много времени на осмотр Фистерры, купания и прочее, то назад в Негрейру возвращались уже не грунтами, а асфальтом, так быстрее. По всему маршруту пути существует возможность сойти с пешего пути и поехать или пойти асфальтом. Это менее интересно, но иногда приходится, что бы наверстать отставание или сэкономить силы.
День 9. Дорога домой. Oliveiroa - Negreira - Santiago de Compostela.
С этого дня мы начали нашу дорогу домой и эта дорога началась с хорошего предзнаменования, радуги.
И это была уже дорога, а не Путь. Путь завершился в Фистерре. Многие паломники из Фистерры возвращаются автобусом, так как цели идти пешком уже нет. Мы доезжали своим ходом, так было проще и позволяло увидеть больше.
В Негрейру мы приехали к обеду, побродили по местному рынку и поехали обедать. Пока обедали - наступила сиеста. Сиеста это что-то с чем-то - город вымирает, даже супермаркеты закрываются. Работают только бары и кафе. Только что были толпы людей на улицах, раз - и все пусто.
В Сантьяго мы приехали вечером, поселились в альберге. Сам альберг довольно примечателен, растаманский такой. Все раскрашено в разные цвета, горят благовония, на стенах эзотерические надписи и сюжеты. Оставив вещи, мы пошли смотреть ночной Сантьяго де Компостела.
День 10. И снова океан. Vigo.
На следующий день нам предстоял переезд поездом Сантьяго - Виго, Виго - Порту. Ехали тремя группами и в разное время, так как в испанском поезде было только три специальных места для велосипеда на состав. Я, вместе с двумя участниками, уехал утром. Поезд в Испании это нечто космическое, выдвигающиеся ступени для входа, много места для размещения инвалидов, велосипедов, автоматически открывающиеся между вагонные двери и пр. Т.е. все для людей.
В Виго мы не посвящали время самому городу, а сразу поехали на океан и провели там весь день. День был теплым, солнечным, поэтому упустить возможность искупаться мы не могли. Что и сделали несколько раз. Ну и без фотографирования также не обошлось. Местные чайки очень фотогеничны.
Возвратившись на вокзал мы сели на поезд Виго - Порту. Португальский поезд попроще, но удобный. Для велосипедов было отведено отдельное место в первом вагоне. Такой же подход мы ранее встречали и в итальянских поездах. Это очень удобно, велосипеды в сохранности, вагон не портят и пассажирам не мешают.
Приехали мы в Порту только ночью и сразу направились в гостиницу. Ночной Порту тоже красив, жаль только что мы мало по нему проехались.
День 11. Все хорошее когда-то заканчивается. Порту.
Этот день был днем нашего прощания с Порту, Путем, Океаном. Но на прощание мы все таки успели искупаться, понежится на пляже, проехаться по освещенной солнцем набережной. И конечно добраться до аэропорта и без особых приключений улететь домой.
Техническое отступление. Как у нас говорят - ?мовне питання?.
В Португалии и Испании знание английского языка распространено довольно слабо. В магазинах, кафе приходилось общаться в основном ?на пальцах?. Так что знание испанского или как минимум разговорник - не помешает. В нашей группе был один человек с достаточным знанием испанского и базовыми знаниями португальского (эти языки похожи). Его помощь была незаменимой. Особенно важной она была, когда пришлось объясняться в больнице. Англоговорящего доктора там не нашлось. Туризм также больше ориентирован на местных, испанских туристов, поэтому местные не сильно себя утруждают изучением английского. Довольно часто нам помогали другие испанские и португальские туристы, которые знали и английский и испанский. Это помогало нам находить общий язык.
Лирическое отступление - игра Десят негритят, воссоединение
В Порту встретились все участники похода, и те кто прошел весь Путь и те кто вынужден был сойти. Все завершилось благополучно.
Прилетели мы в Киев в 5 утра и на улице было 5 градусов тепла. Это было слегка шокирующим, после 30 градусов на солнце в Порту. Но ничего переживем и привыкнем.
Послесловие.
Этот поход был отличным от других. И отличало его то, что основным были не красоты и архитектура (этим была богата Италия), а основными были эмоции и ощущения. Разные - радости отпуска и отдыха, разочарования от плохой погоды, радости от поездки под ливнем и ветром, свистящего ветра на грунтовых спусках, адреналина на каменистых поворотах, боли в ногах и натертой попы :), накала страстей из-за вынужденного ожидания, оттаивания под теплым солнцем, восхищения могуществом океана, неги под полуденным солнцем Порту на берегу Атлантики. И конечно же стремление пройти Путь. И хотя направление было общим, но Путь у каждого был свой, разный. И на Путь Сантьяго можно и нужно вернутся еще много раз, так как он каждый раз открывает новые грани, в том числе не только в Пути, но и в людях, которые проходят этот Путь.
P.S. Очень трудно поместить более десяти дней похода по красивым местам двух стран в 25 фото, поэтому остальные фото размещены в https://picasaweb.google.com/yuriy.bezsonov/20101001_12VelotourCaminoDeSantiagoPortugalRouteFisterra#
Этот и другие рассказы о путешествия вы можете найти на моей странице в Живом Журнале http://yuriy-bezsonov.livejournal.com/
Мои фото галереи размещены на ресурсах:
http://www.flickr.com/photos/56721493@N08/
http://picasaweb.google.com/yuriy.bezsonov
Коментарі
.Вопрос
Гість replied on #
Добрый вечер! А скажите пожалуйста какой пакет документов Вы подавали в посольство для открытия визы? необходимо ли было подтверждение брони жилья??
Спасибо:)
.
natika replied on #
Если вы из Киева, проще прийти на вечера путешественников и пообщаться, там ответят на подобные вопросі http://www.tkg.org.ua/evenings
кстати, про этот путь там тоже было рассказано