Перевал Красной Армии, 3А*, 5050

3.3.8. Перевал Красной Армии, 3А*, 5050

РайонХребет, массив, рекаНазваниеВысота (м)Категория трудности
летозимамежсезонье
Вос. Центр.Тянь-ШаньХребет Иныльчек, у стыка с хребтом КоакшаалПеревал Красной Армии50503А*--

Местонахождение на хребте, отроге, реке:

Перевал находится в хребте Иныльчек, невдалеке его стыка с хребтом Коакшаал. Наиболее сложный перевал, соединяющий верховья ледников Койкай (Куюкап), бассейна р.Койкап с верховьями ледника Комсомолец (Ю.Иныльчек).
Широта 42° 3'32.49"С
Долгота 79°51'36.01"В

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:

В честь одноименного соседнего пика

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):

Назван группой Я. Лаухина, прошедшего его в 1972 г с востока.
Группа А.Ярошевского в 1988 г? с востока.
Группа С.Черника в 1990 г - с востока
Печатный или рукописный источник сведений:
Отчет - 2389 Лаухина Я. 1972г.: р.Иныльчек - р.Атжайляу - пер.Спокойный - л.Каинды пер.Каинды - пер.Красной Армии - пер.Спортклуба МВТУ - л.Канджайляу
Отчет МГЦТК - 5050, Ярошевский А.Э. (июль-август 1988 г., 6 к.с.) Ледн. Семенова - пер. Се-менова - пер. Баянкольский - пер. ЛКТ - пер. Одиннадцати - пер. Н.Волкова - пер. Зап плечо Хан-Тенгри - пер. Красной Армии - пер. Альпинист - пер. Арбат - река Каинды

Общее время прохождения: 25 часов

Время, затраченное на подъем: от языка ледника Койкап - 17 часов 30 мин

Время, затраченное на спуск: 7 часов 30 мин

Категория сложности: 3А*

Возможные опасности и меры безопасности:

Перевал является усложненной 3А, трудоемкой и лавиноопасной со стороны лед.Койкап (со скло-нов вершины к северу от седловины). Требует слаженной работы группы.

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:

3 веревки, расходый репшнур, каски, кошки,карабины, ледобуры, несколько снежных лопат, 3 станцион ные петли.

Возможные и рекомендуемые места ночлега:

С западной стороны - на верхнем плато под перевальным склоном. С восточной - у основания ледопада Красной Армии.


Описание:

03.08.10 16й день.

Выход в 6:50. Движемся по левому берегу реки Теректы к леднику Койкап(Ф.133). Можно идти вдоль воды, но мы выбрали моренный карман. Направление на восток. Рельеф - средне и мелко осыпная боковая морена. Вдали видна громада пика Кирова. Если получается идти по гребню морены, получается быстро. Вскоре выходим на зачехленный ледник с панорамой непокоренных вершин (Ф.134, 135).За четыре перехода подходим к леднику - левому притоку Койкапа. Обедаем у концевой морены этого ледника. Рассматриваем путь в нижнем ледопаде ледника Койкап. Который мы думаем что пойдем после обеда. Решаем начинать от левого (орографическому) борта с заходом в верхнюю треть поперек ледника. С правого борта тоже возможен подъем, но мы не видим верх-нюю часть правого ранклюфта.

Ледопад начинается сразу выше получения крупного правого притока -ледника Альпинист(Ф.137) В его верховьях - непокоренный седловины на лед.Каинды. Основной ледник ниже зачехлен мо-реной и деградировал(Ф.135). За переход после обеда подходим к началу нижнего ледопада. Дальше делаем разведки.Первая разведка принесла неутешительные новости - зайдя где то в середину ледника не видно никакого прохода. Проход правым ранклюфтом кажется уже более реальным. Вторая разведка пошла еще ближе к языку ледника, т.е. ниже. И пришла почти к таким же выводам, увидев ледник нарезанный на ломти размером с многэтажный дом. Решаем ставить лагерь и делать еще две разведки. Одну в правый ранклюфт, вторую в верхнюю часть ледопада. Фактически от места где правый борт обрывается 100-метровой отвесной ледовой стеной. Обе разведки принесли положительный результат. В принципе, проход правым орографическим бортом выше впадения ледника Альпи-нист даже проще (Ф.136), однако обход получается отсюда приличный. Решаем на утро идти бли-жайшим путем ?от ледовой стены по дну широкой поперечной трещины, забитой снегом к центру ледника. Наиболее опасные места провесили перильцами с вечера(Ф.139). Вечером пытается идти дождик. Высота 3885м.

04.08.10 17й день.

Выход в 6:50. Выходим на ледник Койкап выше ледопада. Приблизительно правее центра ледника, даже ближе к правому борту. Еще обойдя несколько крупных трещин делаем перила через останец у трещины от края до края ледника(Ф.139). От места ночевки это заняло переход.

Еще два перехода движемся вверх по леднику к подножью пика Кирова(Ф.140). Ледник открыт. Путь почти по центру ледника. Связываемся, т.к. ледник, повернув к северу закрывается снегом. Успеваем рассмотреть верховья ледника с известными перевалами (Ф.141).Опускается туман. Переход в нему по запомненным ориентирам с видимостью 100м. На север в сторону предполагаемого нашего перевала. Движемся вдоль неявной промоины в центре ледника, по правому берегу. Начинает идти что то вроде дождя. Поняв безна-дежность скитаний без видимости, становимся на обед с шатром в 11:30. Высота 4335м. Нашли какой то случайно открытый кусок ледника между трещинами.

Распогодилось в 14:30. Выходим. Наш перевал хорошо читается. Четко в северном направлении.
Идем в связках по закрытому леднику. Толщина снега пока несущественная. Но спустя полчаса первый участник(ца) третьей связки, идя след в след, проваливается по пояс в трещину с водой. Переодеваем. Еще через полчаса, глубина снега и его состояние становится таким что пора одевать снегоступы. И даже с ними мы проваливаемся до полголени - и местами по колено. Очень специфический снег. Даже на пухляке такого не видели ранее. За два перехода подходим под перевальный взлет перевала Красной Армии (Ф.142). Оцениваем путь подъема. Сама седловина снежно-ледовая, с большим бергшундом. В левой по ходу части скалы южного гребня пика Красной Ар-мии. В правой части - значительной крутизны снежно-ледовый склон протяженностью в несколь-ко сот метров. Посредине от бергшунда идет выполаживание, переходящее в наклонную полку, которая понижается на запад вдоль гребня пика Красной Армии. Спуск с этой полки снежно-ледовый склон более крутой слева по ходу и выполаживается до 40 град под самим перевалом. Полка наверняка простреливается камнями или лавинами с гребня. Самый безопасный подъем справа (Ф.143). Там провешиваем пару веревок по льду крутизной 45 и 40 градусов первая и вторая соответственно, пока готовится ужин. Под лагерь утаптываем снегоступами площадку перед влетом. Воду взяли стекающую со стены перевала. Высота 4650.

05.08.10 18й день.

Выход в 7:15. Провешиваем после вчерашних двух веревок еще четыре веревки перил до полки(Ф.144). Третья и четвертая - 35-40 град. Закрепление на пикетах.

Пятая траверсом с подъемом тридцать градусов. Закрепление на льду.Шестая до 40 градусов. В верхней части немного круче. Закрепление на пикете.

Высота 4800м. Возле станции две больших трещины, между которыми нужно найти проход. Дальше в связках пересекаем полку под бергшунд перевала. Наклон полки до 20 градусов. Перед бергшундом становится круче. По такому наклону склона и перспективе полета одевать снегоступы небезопасно, что бы не превратиться в горнолыжника. Снег не держит, и в то же время мокрый. Дальше выбираем путь прохождения верхнего взлета. В левой по ходу части, где бергшунд подходит под скалы, протяженность и крутизна пути к перевалу наименьшая. Но нас смущают грязные следы по этому пути. И то как слетают лавины и камни левее, с гребня пика Красной Армии. Потому решаем подниматься справа. В этом месте бергшунд сам изгибается вверх в направлении перевала. Рассчитываем что или по дну, или по одному из краев сможем подняться. При возрастании крутизны идти становится крайне сложно, т.к. тропить приходится не менее чем по пояс. Бросаем один рюкзак и заносим конец веревки по снежному склону в 30градусов на нижний край бергшунда. Крепление на снежных якорях. С перилами подняться к бергшунду намного легче. Перила расположены посередине между возможными путями подъема. У нас идут споры почему не идем влево а вправо.Бергшунд огромный в этом месте. Верхний край нависает. В самом берге - много снега и он не глубокий, горизонтальный. Можно расположить группу человек так в 30. Если не страшно. Провешиваем веревку по нижнему краю берга право по ходу(Ф.145). До места изгиба к перевалу. Споры куда идти утихают после сошедшей лавины по левому преполага-емому пути подъема. Подъем прямо по трещине для первого осложняется тонким мостом в бергшунде и явно большой глубине в данном месте. Потому проходим по правому, нижнему краю вокруг более крутой части и закрепляем там перила после продолжительных поисков надежного места закрепления. Крутизна до 60 градусов(Ф.146). Дальше веревка по снегу крутизной до 45 градусов. Интересное сочетание. Инструмент не забьешь, бур не вкрутишь, ступени нужно бить, но риск съехать большой(Ф.147). Крепление на пикете. Следующая веревка до 40 градусов и встречается лед. Закрепление на льду. И последняя веревка выводит почти на плато перевала через трещину. Крутизна до 30 градусов. В 17:00 выходим на перевал. Сам по себе перевал - это большое плато(Ф.148), которое является цирком между южным и восточным гребнями пика Красной Армии. На северо-восток к леднику Комсомолец плато обрывается ледопадом. Ставим лагерь. Вечером рассматириваем панорамы Коакшаальского хребта и пика Красной Армии (Ф.149, 151).

Внимательно считаем время и решаем траверс пика Красной Армии менять на радиальное восхождение. Высота 5100. Ночью сильный ветер. Но чай в кружке не замерз.

Ледник Куюкап (Койкап) заметно отступил от слияния с ледниками Самойловича-Дмитриева
Фото 133. Ледник Куюкап (Койкап) заметно отступил от слияния с ледниками Самойловича-Дмитриева
Панорама хребта Кокшаал в районе ледника Куюкап (Койкап)
Фото 134. Панорама хребта Кокшаал в районе ледника Куюкап (Койкап)
На леднике Койкап
Фото 135. На леднике Койкап
Пути обхода нижнего ледопада лед.Койкап
Фото 136. Пути обхода нижнего ледопада лед.Койкап
Правый приток ледника Койкап - лед.Альпинист
Фото 137. Правый приток ледника Койкап - лед.Альпинист
Пройденный группой вариант обхода нижнего ледопада Койкап левым бортом
Фото 138. Пройденный группой вариант обхода нижнего ледопада Койкап левым бортом
Выход из нижнего ледопада на пологую часть ледника Койкап
Фото 139. Выход из нижнего ледопада на пологую часть ледника Койкап
Движение по леднику Койкап выше нижнего ледопада
Фото 140. Движение по леднику Койкап выше нижнего ледопада
Панорама верховий ледника Койкап
Фото 141. Панорама верховий ледника Койкап
Схема подъема на пер.Красной Армии 3А-3А*, 5050
Фото 142. Схема подъема на пер.Красной Армии 3А-3А*, 5050
Перевальный взлет пер.Красной Армии 3А-3А*, 5050 (1) от лед.Койкап
Фото 143. Перевальный взлет пер.Красной Армии 3А-3А*, 5050 (1) от лед.Койкап
Начало перильной работы при подъеме на пер.Красной Армии
Фото 144. Начало перильной работы при подъеме на пер.Красной Армии
Обход бергшрунда в правой по ходу части перевального склона
Фото 145. Обход бергшрунда в правой по ходу части перевального склона
Перильная работа над бергшрундом
Фото 146. Перильная работа над бергшрундом
Работа лидера на 9-й веревке
Фото 147. Работа лидера на 9-й веревке
Плато перевала Красной Армии
Фото 148. Плато перевала Красной Армии
Панорама Кокшаальского хребта западнее пика Кирова
Фото 149. Панорама Кокшаальского хребта западнее пика Кирова
Підписатися на Коментарі для "Перевал Красной Армии, 3А*, 5050"