Лена Коваленко подошла на скользящем карабине к наиболее проблемной части траверса – нависающего выступа. Даже без рюкзака тут я провозился долго, пока разобрался как его аккуратно пройти. С рюкзаком там нужно было одной рукой взяться за перила, а другой – перехватить рукой выступ. Лена не понимает, как тут пройти. Со станции показываю ей рукой перила. Она поняла, что надо полностью нагрузить перила. Нагрузка, рывок – и Леночка улетает на нагруженных перилах на метра на два! Ровно на столько улетело вниз мое сердце…
Под нами -20 метровый отвес каньона. Этого вполне достаточно, чтобы разбиться, а после оказаться в бурном потоке. Нет, наоборот: сначала оказаться в потоке, а потом – разбиться или утонуть... Организуя тут промежуточную точку на грунте, долго думал, как сделать ее надежной??? Забитый пикет не добавил тут надежности, скорее –наоборот. Пришлось его убрать и рыть глубокую траншею под петлю в грунте….Перила устояли.
Второй день мы пытаемся выбраться из этого чертова каньона. При планировании перевала Поликарпова 3А в самой высокой части Высокого Алая(по которому не было никакой информации) было учтено многое, но каньон превысил все ожидания и в конце-концов выбил нас из графика настолько, что времени закончить «пятерку» уже не оставалось. Мы поднялись на очень нетривиальный пятитысячный перевал Поликарпова с его 1,5 километровым перепадом высот и ледопадами.
И оттуда совершили после альпинистов первое туристическое восхождение на вторую вершину района – пик Снежный Шатер.
С технической точки зрения подъем с перевала на вершину не был очень сложным (около 2Б*-3А) но требовал уверенной индивидуальной техники и внимательности. При выходе на гребень мы тропили косым траверсом в связках 40-45 градусный склон.
За счет глубокого снега это можно было делать без перил. Я был в связке с Вадимом, Лена – с Максом. На спуске с вершины на середине спуска на склоне услышал вскрик и оглянулся: Макс летел по склону! Одна мысль: если сейчас Лена его не остановит, шансы у них остановиться после этого - не более 5%. Лена тогда легла на забитый ледоруб и удержала Макса, который килограмм на 15-20 тяжелее… Потом в лагере я шутил, что Макс, как настоящий джентльмен просто обязан жениться на Лене. А тогда мне было совсем не до смеха. И эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами. Леночка спасла не только себя – всю группу и стала для меня талисманом похода.
И вот мы в каньоне. Первый день мы только дошли до его начала, стартовав с перевала. И чтобы расположиться на ночевку, нам пришлось заняться строительными работами на склоне, выложив на склоне из камней ровную площадку. Дальше нас ожидали траверсы и лазанья по бараньим лбам в обход потока. Но как только мы радовались прохождению препятствия – каньон тут же подсовывал задачку посложнее.
Дюльфер. Сбор группы. Обед. Разведка. Перильный траверс в 20 м над рекой, который упоминал выше.
Дюльфер на 55 м, но поскольку веревки были по 50 м – последние 5 метров народ …аккуратно слезал по 60 градусному конгломерату, а что делать?
И снова впереди смыкание берегов. Разведка показала, что лазанье в обход трудоемко и не дает особых преимуществ с последующими дюльферами. Идти вдоль потока под вечер – полная авантюра. Решаем ночевать на дне каньона. Утро вечера мудренее и воды должно быть меньше. Опять выкладываем из камней площадку. Утром по малой воде перепрыгнули на другой берег потока и подошли к струе воды, текущей по 5-7 метровой каменной плите. Обхода нет. Классический дюльфер - спуск сидя на веревке, оказался большинству участников не знаком.
Однако радоваться спуску без одевания систем нам было рано: мы подошли к узкому колодезному сливу потока в скальных воротах. Нырять туда даже на перилах не хотелось, хотя отдельные горячие головы ратовали за такой вариант. Но как же тут идти? Взгляд натыкается на крюк, вбитый на отвесной скале метрах в 10 от воды. Это явно следы туристической группы, шедшей этот перевал в обратном направлении в конце 80-х. Но как, как они туда долезли??? или спустились сверху? Вариант явно попроще - это подняться на 7-8- метровый скальный выступ через поток: оттуда просматривается некрутой дюльфер на полверевки в обход водопада.
Максу респект: пацан таки там пролез и сбросил перила. Долго примеряюсь к первому шагу через поток, вяжу ниже жумара на перилах схватывающий под ногу, выбираю всю слабину. Как гроссмейстер продумываю действия на два шага вперед. Наконец, выжумариваю на скалу. Следующая идет Коваленко. Леночка немного не учла динамики веревки. Движение жумаром – и Лену в потоке начинает уносить маятником. Крик. Кидаю ей сверху петлю под ногу….Дальше с рюкзаками уже не выпендриваемся:остальные выжумаривают налегке, а рюкзаки вытягиваем отдельно. Еще 25 м перил вниз - и дальше из каньона можно выходить пешком. Выбрались!
А потом было красивейшее ущелье Арча-Баши, горячие источники с парилкой и ваннами, гостеприимные пограничники и жители селения Зардалы, экзотика Средней Азии.
Думаю, что этот поход всем участникам группы запомнится надолго. Жизнь разбросала нас по городам и странам. Вадим Солодовник остался в Днепре, Орест Власюк развивает бизнес в Киеве и СНГ, Юлиана Литвиненко в Киеве растит замечательных детей и показывает им мир, Максим Шлинчук работает в Киеве и эпизодически выбирается заграницу. Ну а Лена Коваленко двигает такую сложную науку, как физика в Чехии. У нее светлая голова, легкий характер, море оптимизма и хочется, чтобы у нее в жизни все сложилось удачно.
p.s. Использованы фотографии Ю. Литвиненко и В. Солодовника
Олег Янчевский, Киев 2017.
Видео восхождения на Снежный Шатер