Современные функции МКК или как повлиять на безопасность групп ?под черным флагом?

Если не можешь контролировать движение ?
надо его возглавить.
Древняя мудрость

2006 год отличился серией трагических аварий украинских групп. Эти события вновь всколыхнули больную для обсуждения тему в туристской среде о самодеятельных ?неспортивных? группах, которые ходят без выпуска МКК. И накручивают статистику несчастных случаев в горах.

К сожалению, большинство результатов обсуждений данной проблемы можно обрисовать несколькими фразами: ?запретить?, ?не выпускать?, ?не разрешать?, ?усилить ответственность руководителя вплоть до уголовной? и т.д. В данной статье я хочу изложить свое мнение на ситуацию, и главное, предложить конкретный путь ее улучшения.

Определения

Прежде всего, предлагаю определиться с одним важным понятием, от которого придется отталкиваться далее. Что такое спортивный туризм? Некоторую ясность вносят ?Правила соревнования спортивных походов?:

?К соревнованиям спортивных походов относятся путешествия, соответствующие требованиям данных правил, Спортивной классификации маршрутов и проводятся в соответствии положений, регламентов, утвержденных Федерацией спортивного туризма Украины (ФСТУ), Туристско-спортивного союза Украины?.

На основании вышеприведенной цитаты предлагаю дать следующее определение спортивного туризма:

Спортивным туризмом назовем путешествия, проводимые в соответствии со всеми правилами и регламентами ФСТУ, с выпуском и защитой в МКК, часто со спортивными целями: оформление разрядов, участие в соревнованиях и т.д.

Соответственно, неспортивным туризмом условимся называть все остальные путешествия.

Схожие мысли про альпинизм можно почитать тут [1].

Ситуация

Есть ряд ?общественных? сил, действующих на группу, которая едет в горы.

  1. Прежде всего, члены группы являются гражданами своей страны, следовательно, на них действует законодательство своей страны. Если группа выехала за границу - плюс еще одно законодательство.
  2. Организация, которая поддерживает группу.
  3. Федерация спортивного туризма, которая определяет порядок занятия спортивным туризмом.
  4. МКК, которая определяет ?допуск? людей для прохождения определенных препятствий в горах.
  5. МЧС, КСС, КСП, КСО. Занимаются спасением людей в случаи необходимости.
  6. Лесники, пограничники, милиция, местные власти.
  7. Коллективное мнение группы.

Теперь рассмотрим степень влияния каждой из сил на группу (спортивную и неспортивную) в аспекте проблемы повышения безопасности. При этом предположим, что руководитель и участники являются законопослушными гражданами.

  1. Существует статья Конституции - 33 и закон ?О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине? (в России аналогично). Для передвижения законопослушных граждан по территории страны никаких разрешений не требуется. И никто не вправе ограничить этого права, кроме несколько ситуаций, конкретно перечисленных в тексте закона. Таким образом, группа фактом нахождения в горах, восхождения на вершину или прохождения перевала в конфликт с законодательством не вступает. Соответственно, никакого влияния на группу данная ?сила? не оказывает. Разговоры на тему возможного изменения законодательства считаю непредметными.
  2. Конечно, массового сбора туристских групп организациями, как при Союзе, уже давно не наблюдается, однако принципиально это возможно и встречается. Рассмотрим три варианта по данному пункту в разрезе целей сбора команды:
    • Организация спонсирует группу для своей рекламы. В современных условиях такой вариант действует отрицательно на безопасность группы. Задача организации - получить прибыль от вложенных денег и если группа не выполнит своих обязательств - второй раз получить деньги ей будет очень непросто. Да и задача, которая ставится перед такой группой, будет явно завышена - чтобы внимание привлекала. Яркий пример - случай с Романом Карпенко в 2002 году [2].
    • Тимбилдинг (TeamBuilding) с услугами профессионалов. В данном случае ответственность за безопасность сотрудников ложится на организаторов тренинга. С большой вероятностью будут приняты все необходимые меры безопасности, поскольку ответственность обычно прописывается в договоре. И если не административная, то, по крайней мере, финансовая. Правда, ответственность понесут тимбилдеры, а не организация.
    • Частичная оплата поездки группы сотрудников (поощрение, неявный тимбилдинг, ?). Ясно, что в таком варианте организация снимет с себя всякую ответственность за безопасность.

    Очевидно также, что если группа едет в горы без поддержки организации, влияния на нее данный пункт не оказывает.

  3. Федерация Спортивного Туризма, как это банально не звучит, занимается спортивным туризмом, иначе говоря, хождением по Правилам. Соответственно, влияние у Федерации может быть только на ее членов или тех, кто занимается спортом. Причем сразу отмечу, что ?рычаги? влияния на членов Федерации или группы, которые выпускаются в МКК под флагом Федерации, весьма условны. Худшим наказанием может быть: лишение спортивных разрядов, лишение права руководства или участия в спортивных походах, лишение членства в Федерации. Обратите внимание, что Федерация может запретить человеку занятие спортивным туризмом, но она не в состоянии ограничить конституционные права на свободу передвижения. Иначе говоря, лишенный разрядов, званий, права руководства, членства в Федерации руководитель может собрать группу и повести ее в горы без оформления, в неспортивный поход. И это не будет нарушением действующего законодательства.
  4. Все сказанное выше про Федерацию, применимо к МКК. На сегодняшний день в МКК может придти любая группа на выпуск в спортивный поход. МКК, рассмотрев материалы, дав экспертную оценку и проконсультировав людей, может ?выпустить? группу или ?не выпустить?. Комиссия не может запретить поход (см. п.1). Она только может не выпустить в спортивный поход. Соответственно, неспортивные группы сегодня даже не приходят в МКК, потому что знают - их ?не выпустят?.
  5. Организации типа МЧС, КСС, КСП, КСО в советское время имели полномочия запрещать неспортивные походы и принудительно снимать группы с маршрутов в случаи обнаружения нарушений. Сейчас у них таких возможностей и прав нет. В результате в горах спасатели могут только просить группу зарегистрировать свой выход. При регистрации группа получает необходимые предупреждения и консультации, но ее свободу передвижения никто не ограничит. Даже если опыт участников или руководителя не достаточный или предвидится ухудшение погоды.
  6. Данные службы интересует только факты пересечения группами границ определенных территорий (государственной границы, границы заповедника и т.д.).
  7. В группе всегда формируется определенное ?коллективное? мнение по ряду вопросов, в т.ч. и по вопросам безопасности. Точнее сказать - по уровню допустимого риска. Надо отметить, что во все времена именно эта ?сила? оказывала решающее влияние на вероятность нечастного случая в группе. Если рассмотреть подробнее, окажется, что самое сильное влияние в области формирование ?общественного? (внутригруппового) мнения играет реальный руководитель. Несколько меньшее воздействие - у формального руководителя. Значительно меньшее - у остальных участников.

Подведем итоги по ситуации. Единственной реальной силой, которая оказывает решающее влияние на безопасность неспортивной группы, является коллективное, ?общественное? мнение данной группы на степень допустимого риска (при имеющемся уровне подготовки) и меры безопасности.

Далее поговорим о том, как можно повлиять на мнение группы.

Постановка задачи

В этом году я случайно присутствовал на первом акте ?публичного? разбора аварии группы Тополенко на Эльбрусе [3]. Действие проходило в помещении киевского турклуба ?Арсенал?. Претензии родственников и близких погибших к членам ЦМКК (разбор был поручен ЦМКК) формулировались в одном ключе: ?Почему вы такое допустили? Как вы могли их выпустить????. Им, конечно, отвечали, что группу никто не выпускал. Руководитель не пытался консультироваться в МКК. Потому что знал заранее - их не выпустят. Он не имел права руководства, а участники не имели права участия. Здесь следовало бы добавить ?согласно правил проведения спортивных походов?. Но у них был не спортивный поход. Ну да ладно, с руководителем все ясно. Теперь про участников. На вполне здравый вопрос членов комиссии родителям ?Ваши дети уже взрослые. Почему они пустились в такую авантюру?? был получен короткий ответ: ?Они не знали??.

Я не гарантирую дословную точность, но смысл передаю верно.

Задачу повышения безопасности неспортивных группы мы свели к проблеме формирования адекватного мнения членов этой группы.

На это мнение влияет (в порядке уменьшения влияния):

  • позиция руководителя и его авторитет;
  • степень информированности членов группы о возможных опасностях на маршруте;
  • мнения родственников и друзей членов группы на мероприятие;
  • другие факторы.

Для того, чтобы решение было действенным и прижилось в практике, необходимо использование исключительно добровольных способов, которые не ущемляют права и желания участников. Также оно должно быть бесплатным или иметь мизерную стоимость.

Идея

То, что я пишу во многом созвучно с темами, обсуждаемыми на м.ру и ?скитальце? [4] и это лишний раз подтверждает правильность мыслей.

Предлагаю внести в ?Положение об МКК? пункт, по которому обязать МКК выпускать всех без ограничений. Сейчас возмущенный читатель хочет задать вопрос: ?ЭТО КАК ВСЕХ ВЫПУСКАТЬ??? БЕЗ УЧЕТА ОПЫТА??? И это поможет уменьшить количество аварий??. Отвечу: ?Да, выпускать надо всех. Это реально поможет?. Но есть нюансы в том, как выпускать.

Предлагаемый алгоритм выпуска любой группы в МКК.

  • Приходит руководитель в МКК и сообщает о желании совершить путешествие.
  • Член МКК первым делом задает ему вопрос: ?Вы хотите выпускаться как спортивная группа или как неспортивная??.
  • Если руководитель хочет вести спортивный поход - начинается традиционная процедура выпуска соответственно ?Правил?. Заполняется маршрутная книжка спортивного похода? Не буду на этом останавливаться, все в курсе.
  • Если руководитель говорит, что поход неспортивный, начинается выпуск по альтернативной процедуре.
  • Руководителем заполняется ?маршрутная книжка неспортивного путешествия?. Принципиальные отличия от традиционной ?маршрутной книжки? следующие:
  • Поход не оценивается категорией в независимости от сложности препятствий.
  • Отводится специальный раздел ?предупреждения МКК?. Здесь выпускающие члены МКК пишут все свои замечания и предупреждения относительно недостаточного опыта, опасностей и т.д.
  • Если в спортивной ?маршрутной книжке? участники расписываются в знании ?Правил? и руководитель приходит в МКК уже с подписями (должен приходить :) ), то в ?неспортивной книжке? участники расписываются в графе ?с предупреждениями МКК ознакомлен? после комментариев членов МКК. Окончательный выпуск неспортивной группы происходит после появления всех подписей участников и руководителя под ?предупреждениями?.
  • МКК группу выпускает, убедившись в наличии подписей.

Таким образом, для неспортивных групп МКК выполняет исключительно консультативные функции.

Теперь следствия такого подхода.

  • Руководители и участники перестанут бояться приходить в МКК. Так они будут точно знать, что их желание рисковать - святое и никто его не нарушит. Только проконсультируют и укажут на опасности. Посоветуют как уменьшить риск.
  • В случаи аварии родители пострадавших не скажут: ?Они не знали??.
  • Исчезнет стереотип ?в МКК сидят старые - и они не понимают современных условий?. Поднимется престиж МКК.
  • Реально уменьшиться количество жертв, поскольку после подписи под предупреждениями, возможно, кто-то передумает идти или участники спросят у руководителя ?может упростить маршрут??. Кто-то полезет в Инет почитать информацию про опасности в горах или задаст вопрос на форуме.
  • Если участники, идущие ?под черным флагом? появятся хоть раз в МКК, возможно, кто-то решит ходить по системе.

В пользу такого подхода говорит еще тот факт, что и российские и украинские МЧС и КСС уже не имеют права не выпускать, скажем, из-за недостатка опыта. Им нужно только знать, сколько человек, куда, насколько идут и каким опытом обладают для самостоятельных действий.

?Обеспечение?

Для того чтобы механизм реально заработал, он должен ?накрыть? все основные факторы, влияющие на формирование мнения группы, как это обсуждалось выше. И направить мнение в правильную сторону. Это достигается следующим образом.

  1. Стопроцентным выпуском в МКК любой пришедшей группы. МКК не должна отпугивать группы. Наоборот - привлекать на консультации. Никаких ограничений для неспортивных групп.
  2. Консультации должны быть подробными и реально полезными для группы.
  3. Информация о новом режиме работы МКК должна максимально широко распространиться. Про это должен узнать любой человек, который только задумается о горах и наберет в поисковике в Инете первые ключевые слова.

Начнем с последнего пункта. Казалось бы, нелегкий вопрос на самом деле решается достаточно просто. Предлагаю конкретный план.

Нужно создать сайт ЦМКК и раскрутить его :). Экономический аспект создания сайта опишу ниже.

Пару слов про содержание сайта (мое личное видение).

  1. На Главной необходимо огромными буквами прописать, что МКК теперь выпускает всех желающих.
  2. Выложить документы, регламентирующие работу МКК.
  3. Выложить информацию про структуру МКК, председателей и членов МКК всех уровней. Указать способы связи, места и время сборов. Следить за актуальностью этой важной информацией.
  4. Форум, на котором можно будет получить ?первичные? консультации у членов МКК. Возможность предварительного рассмотрения материалов через форум.
  5. Описания распространенных ситуаций и стандартные рекомендации.
  6. Раздел ?программа повышения безопасности неспортивных походов?. Про это раздел - далее.

Теперь по поводу распространения информации о сайте и новом режиме работы МКК. Собираются Интернет-адреса всех украинских туристических сайтов, форумов, магазинов и всем задается один вопрос: ?Вы готовы помочь уменьшить количество жертв в самодеятельных походах??. Если готовы - разместите у себя на сайте баннер о новом режиме работы МКК и ссылку на сайт МКК. Аналогично можно распечатать информационные листки и разложить их в магазинах снаряжения. С большой вероятностью кто-то из неспортивной группы зайдет если не в Инет, так хоть в магазин.

Спустя год после таких действий любой человек, которого заинтересовала возможность сходить куда-то рано или поздно наткнется на информацию об МКК и спросит своего ?стихийного? будущего руководителя, консультировался ли тот в МКК, которая теперь ничего не запрещает. А то, гляди, и сам на форуме спросит, что его ждет в походе.

Экономический аспект

  1. МКК за консультационные услуги может брать символические деньги. Для условности можно считать 1 грн за человека в группе. Группа из 7 человек заплатит, соответственно, 7 грн за выпуск. 50 групп за год дадут 350 грн.
  2. Конечно, этих денег не хватит заплатить членам МКК за потраченное время, но достаточно оплатить год пользования доменным именем и более ли менее качественным хостингом. Итак, оплачивается соответствующее тематике доменное имя и хостинг.
  3. Силами добровольцев пишется сайт. Если добровольцев не найдется - можно оплатить работу создателя сайта размещением рекламы на нем. Любой магазин снаряжения с удовольствием потратит мизерные деньги на подъем простенького сайта за размещение его рекламы на сайте МКК.

Помечтаем?

Если наладится система выпуска любых групп с разделением их на спортивные и неспортивные, можно будет договариваться с какой-нибудь из страховых компаний, которая сможет дифференцировать сумму страхового платежа за поездку в зависимости от того, спортивный поход или нет, консультировалась группа в МКК или нет. Пусть для начала разница будет символическая. Для будущих участников даже такой факт даст пищу для размышлений. Да разместить баннер этой компании на сайте МКК... И т.д.

Ну и очевидно, что все вышесказанное касается не только горного туризма.

Добавляйте идеи? :)

Ссылки

  1. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1355
  2. http://www.alpfederation.ru/site/publications.php?id_publ=141892&rp=publications
  3. http://www.tkg.org.ua/node/3657
  4. http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=antol&Number=29478&page=0&view=collapsed&sb=5&part=1&vc=1

Балицкий Ю.С., Киев 2006.

Коментарі

Підписатися на Коментарі для "Современные функции МКК или как повлиять на безопасность групп ?под черным флагом?"