Отчет
о горном туристском
спортивном походе 1 категории сложности по Крыму
совершенном с 03/02 по 11/02 2007 г.
Маршрутная книжка - 07/07
Руководитель группы Стариков Дмитрий Александрович
Адрес руководителя: Киев, ул. Курчатова 8, тел 8 066 756 2499, svar-g (at)ukr.net
Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТК рассмотрела отчет и считает, что поход
может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход _1_ категории сложности.
Оглавление
- Справочные данные про туристский спортивный поход.
- Организация туристского спортивного похода
- График движения и технический отчет
- Выводы и рекомендации по прохождению маршрута
1. Справочные данные про туристский спортивный поход.
Таблица ?1
Вид туризма | Категория сложности | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
Общая | Ходовых дней | ||||
горный | первая | 100 | 9 | 8 | 03.02-12.02 |
c. Еленовка- р. Чомар - т/с Маски - пер. Ворон (н/к) - р. Ворон - г. Плакья (1А) - р. Шелен - г. Построфиль - р. Арпат - пер. Горуча (1А) - т/с Нижний Кок-Асан - г. Хриколь - Караби яйла - проход 2-й спуск (1А) - т/с Ай- Алекий - вдп. Джур-Джур - ущ. Хапхал - пер. Кара - Оба (1А) - т/с Карлюк- Баш - р. Карлюк-су- т/б Ангарский перевал.
Таблица N2
Ф.И.О. | Год рождения | Должность в походе | Туристский опыт | Контактная информация |
Стариков Дмитрий Александрович | 1983 | руководитель | 3 Кавказ, участие, 1 Крым, зима, уч. | Svar-g (at)ukr.net80667562499 |
Майстренко Сергей Анатольевич | 1981 | завхоз, фотограф | н/к Карпаты | |
Злацкий Игорь Анатольевич | 1984 | ремонтник | 3 Урал, руководство, 1 Карпаты, зима | |
Ткачов Артем Сергеевич | 1981 | летописец | н/к Карпаты |
2. Организация туристского спортивного похода
Идея похода состояла в том, чтобы построить горный поход начальной категории сложности в нашей стране, а конкретно в Крыму. Заявленный маршрут является экспериментальным. Поскольку до сих пор не существует официально утвержденной классификации перевалов горного Крыма, данный поход предпринят с целью дать участникам опыт прохождения перевалов предположительной категории сложности н/к и 1А, оценки этих перевалов, составления их паспортов. Сезоном прохождения была выбрана зима, а точнее месяц февраль, самый снежный и холодный месяц в Крыму, что давало возможность получить навыки хождения по снежно-осыпным и снежно- травянистым склонам с использованием ледорубов и (или) альпенштоков. После нескольких первых дней был выбран сход поближе к ЮБК, чтобы уменьшить количество снега и немного увеличить температуру, а также совершить прохождение первого технического перевала - в. Плакья (911м) - обзорной точки данной местности. Следующий перевал (пер. Горуча 747м) был выбран с прохождением каньона, что могло дать опыт прохождения ледово-скальных участков. Плато Караби выбрано для набора опыта хождения по насту и (или фирну). Водопад Джур-Джур выбран как одно из красивых мест данной части Крыма. Перевал Кара-оба 1А выбран как отправная точка, с которой при хорошей погоде можно сходить и на Демерджи-яйла, и на Тирке-яйлу. Выбор Ангарского перевала конечной точкой давал возможность при опережения графика взобраться на плато Чатырдаг по одному из предложенных перевалов.
Прохождение такого маршрута должно дать опыт, который соответствует маршруту такой же сложности в высокогорье в сезон, и подготовку участников для прохождения горных походов в высокогорье.
2.2 Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.
Отправной точкой выбрано с. Еленовка, оно находится на трассе Симферополь-Керчь, по которой регулярно ходят маршрутки на: Судак, Феодосию, Керчь (раз в пол часа, а то и чаще). Нам продали билеты до Богатого (15 грн за человека и багаж), поэтому пришлось еще доплатить по 2 грн. Ехали на маршрутке Симферополь - Судак, отходящей от автостанции возле ж/д вокзала в 11-30 (в это же время отходит и маршрутка на Феодосию). Время движения на маршрутке от Симферополя до с. Еленовка - около 1 часа.
Конечной точкой выбран Ангарский перевал - остановка на оживленной трассе Симферополь- Ялта, по которой ходят троллейбусы (20-30 мин). Билеты стоили до 5 грн. за человека с багажом.
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Заявленная нитка похода:
c. Еленовка- р. Чомар - т/с Маски - пер. Ворон (н/к) - р. Ворон - г. Плакья (1А) - р. Шелен - г. Построфиль - р. Арпат - пер. Горуча (1А) - т/с нижний Кок- Асан - г. Хриколь - Караби яйла - проход 2-й спуск (1А) - т/с Ай- Алекий - вдп. Джур-Джур - ущ. Хапхал - пер. Кара - Оба (1А) - т/с Карлюк- Баш - р. Карлюк-су- т/б Ангарский перевал.
Запасные варианты:
1.с. Еленовка - с. Земляничное - пер. Хамбал (1А) - т/с Маски - пер. Ворон (н/к) - р. Ворон - г. Плакья (1А) - р. Шелен - г. Построфиль - р. Арпат - пер. Горуча (1А) - т/с нижний Кок- Асан - г. Хриколь - Караби яйла - проход 2-й спуск (1А) - т/с Ай- Алекий - вдп. Джур-Джур - ущ. Хапхал - пер. Кара - Оба (1А) - т/с Карлюк- Баш - р. Карлюк-су- т/б Ангарский перевал
2.c. Еленовка- р. Чомар - т/с Маски - пер. Ворон (н/к) - р. Ворон - г. Плакья (1А) - р. Шелен - г. Построфиль - р. Арпат - пер. Горуча (1А) - т/с Нижний Кок-Асан - пер. Биюк-Капу (н/к)- т/с Чигинитра - т/с Ай- Алексей - вдп. Джур-Джур - ущ. Хапхал - пер. Кара - Оба (1А) - т/с Карлюк- Баш - р. Карлюк-су- т/б Ангарский перевал.
3.c. Еленовка- р. Чомар - т/с Маски - пер. Ворон (н/к) - р. Ворон - г. Плакья (1А) - р. Шелен - г. Построфиль - р. Арпат - пер. Горуча (1А) - т/с нижний Кок-Асан - пер. Биюк-Капу (н/к)- т/с Чигинитра - т/с Ай- Алексей - вдп. Джур-Джур - ущ. Хапхал - пер. Кара - Оба (1А) - т/с Карлюк- Баш - р. Карлюк-су- т/б Ангарский перевал- пер. каменный нижний (1А) - пер. Форточка (1А) - т/б Ангарский перевал.
Аварийные выходы из маршрута:
На ЮБК : с. Ворон, с. Громовка, с. Зеленогорье, с Приветное.
Из ущелья Хапхал: в с. Генеральское.
Из б. Карлюк-су: на трассу Симферополь - Ялта.
2.4 Изменения маршрута и его причины
2.4.1. На Караби яйлу не пошли из-за плохих погодных условий: ограниченной видимости (менее 5 метров).
2.4.2. на Чатырдаг не пошли тоже из-за плохих погодных условий: возможная лавинная опасность.
2.5 Сведения о прохождении маршрута каждым участником
Все участники маршрут прошли полностью.
3. График движения и технический отчет
Дата День пути | ? участка пути | Название участка | Время | Расстоя-ние и перепад высот | Метеоусловия | Описание участка | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
02.02 1 день | 1.1 1.2 | с.Еленовка - с. Земляничное с.Земляничное - т/с Маскі | 50мин 2ч 05 мин | 3км +40м 7,6км +360 | солнечно пасмурно | Асфальтовая дорога Снежная тропа, иногда без тропы, вдоль речки | * - отсчет времени ведется от начала участка право и лево в отчете указывается в орографическом смысле, кроме мест, отмечен-ных примеча-ниями отдельно |
Всего за день | 2ч 55 мин | 10,6 км, +400м | |||||
03.02 2 день | 2.1 | т/с Маски ?р. Ворон | 6ч 40мин | 12,2км +280м -500м | Пасмурно туман | Снежный склон, дорога занесенная снегом | |
Всего за день | 6 ч 40 мин | 12,2км, +280 м -500 м | |||||
04.02 3 день | 3.1 3.2 3.3 | р. Ворон- г.Плакья г. Плакья - с. Громовка с. Громовка - водохранилище | 1ч 50мин 50мин 3ч 45мин | 2,4км +440м -20м 3,6км +10м -440м 7км +380м -500м | Солнце, временами облачно Перемен-ная облач-ность Облачно, пошел снег | Снежно-осыпной склон, гребень Траверс, без тропы на юг, потом спуск без тропы на юго-запад Грунтовая дорога | |
Всего за день | 6ч 15мин | 13км +730 -500 | |||||
05.02 4 день | 4.1 4.2 4.3 | Место ночевки - р.Арпат р. Арпат - пер. Горуча пер. Горуча - г. Кургуч | 1ч 2ч 2ч 40 мин | 3,8км - 100м +40м 3,6км +500м 6,6км +360м -280 | Солнечно Перемен-ная облач-ность | дорога каньон, снежный склон дорога, асфальтовая дорога, тур. тропа, заросшая просека. | |
Всего за день | 7ч 40мин | 14км +900м -380м | |||||
06.02 5 день | 5.1 5.2 | Место ночевки - пер. малые ворота Пер. малые ворота - поворот на с Приветное | 3ч 20мин 2ч | 8,4км + 40м -180м 3,6км +320м - 220м | Густий туман туман | Тур. тропа, под снегом Без тропи. Снег 60-70 см, Схил 35- 40 гр | |
Всего за день | 5ч 20мин | 12км +360м -400м | |||||
07.02 6 день | 6.1 6.2 | место ночевки - р. Нефань Узень род. Нефань Узень- р. Орта-Узень | 3 ч15 мин 2ч 45мин | 11,2км - 340м + 200м 3,4км +160м -460м | ясно | Дорога, занесенная снегом Дорога, занесенная снегом | |
Всего за день | 6 ч | 14,6 км +360м -700м | |||||
08.02 7 день | 7.1 7.2 | Место ночевки - пер. Кара-Оба пер. Кара-Оба - р. Курлюк-су | 4ч 15 мин 2ч 05 мин | 9,6км +800м -240 5км +40м -400м | Переменная облачность туман | Тур. тропа (маркирована), движение параллельно речки, подъём и траверс по снежному склону (без тропы) Тропа покрытая снегом, спуск без тропы, вдоль речки. | |
Всего за день | 6ч 20 мин | 14,6 км +840м -640м | |||||
09.02 8 день | 8.1 | Место ночевки - ангарский перевал | 5ч | 14,4км +600м -620м | ясно | Дорога покрытая мокрым снегом | |
Всего за день | 5ч | 14,4км +600м -620м | |||||
Всего за поход | 105,4 км +4,470м -3,840м |
График ?1.
3.3 Техническое описание прохождения маршрута
День 1 03/02/2007
1.1 с.Еленовка- с. Земляничное.
Вышли на повороте к селу Земляничное трассы Симферополь-Судак, в 40 метрах указатель (фото?1), направляемся в село Земляничное, плохо асфальтированная дорога, гололед.
20° центр с. Земляничное;
25° перекресток, продолжаем движение на юг;
35° идём вдоль бетонного забора, за село;1.2 с.Земляничное- т/с Маски.
Вышли за село - сначала грунтовая дорога укрыта снегом (более 50 см), через 10 мин идем уже просто траверсом левым берегом речки, снежный покров выше 50 см; фото ?2.
25° спустились по притоку к месту впадения ручья в основное русло, практически возле слияния, выше по течению основной речки водопад - 3-4 метра, рядом проложен водоотвод (труба -по правому берегу речки в направление с. Земленичное) фото?3.
Продолжаем движение по правому берегу по тропе укрытой снегом более 50 см.
1 час 40 мин, пересекли речку, на левый берег, идем вдоль речки уже по левому берегу, практически до истока, где и стали на ночлег, через 2 часа 10 мин.
День 2 04/02/2007.
2.1 т/с Маски ?р.ворон
От истоков речки (или притока реки) идем на запад, юго-запад, без тропы, с набором высоты, видимость до 20 метров. Через 1час 15 минут вышли на хребет (фото?4), дороги нет, снега от 40 см, идем придерживаясь юго-западного направления.
Через 3 часа 10 минут вышли на тропу-дорогу, ведущею с юга на северо-запад, идем на юг, но через время дорога принимает направление на восток и доходит до речки Индол, переправляемся ниже по течению возле развалин моста (пришли к нему через 4 часа 10 мин) (фото ?5). Через 4 часа 30 мин вышли на перевал (фото ?6), спускаемся без тропы на юго-запад, через 4 часа 50 минут спустились на дорогу, идем на юг, через 5 часов 55 минут спустились к речке Ворон.
День 3 05/02/2007.
3.1 р. Ворон- г.Плакья.
От места ночевки пошли по направлению к селу Ворон, через 15 минут, не доходя до села метров 300, повернули на западную дорогу, с которой и начали подъем по юго-западному ребру. Склон сначала с мелким кустарникам, крутизной 25-30° потом, с мелкой осыпью, по которой идем до гребня, крутизна до 40° используем альпенштоки (фото ?7).
Через 1час 10 мин вышли на гребень, по которому и идем в направлении триангуляра (север), ширина гребня в некоторых местах менее 1 метра, встречаются скалы, крутизна восточных склонов - 65-75°, западных до 60° (фото ?8), перед самой вершиной есть перевал, к которому подходит лес с востока, после этого идет перевальный взлет - по высоте до 100м. через 1час 50 были на самой верхней точке- возле триангуляра (на карте вершина обозначена в лесистой местности, но мы были в самой верхней точки). Панорама ?1.
3.2 г. Плакья - с .Громовка.
Спуск происходит по восточному- юго-восточному ребру, сначала траверсом с небольшим понижением 40°, потом спуском по снежно-травянистому склону - в долину р. Шелен. Через 50 мин. спустились к речке.
3.3 с. Громовка - водохранилище.
По речке спустились в село Громовка и по проселочной дороге в направлении на запад; северо-запад (проходящая возле кладбища (за городом)) дорога идет параллельно столбам линии электропередач, временами отходя от них на расстояния до 30 метров. (фото ?9).
Через 55 минут развилка, дорога продолжает идти на северо-запад (вмести с ЛЭП), повернули налево (на юг к водохранилищу).
Через 65 минут на дороге шлагбаум, еще через 10 мин - развилка. Основная дорога пошла вниз к водохранилищу (Юг), мы - на запад вверх к перевалу, через 15 минут поднялись на перевал. Дорога занесена снегом 30 -50 см, спускаемся без дороги на запад, внизу крутизна склона до 60° спустились к сухому руслу речки, на северо-западе водохранилище, на юге виноградники, хотя отдельные участки виноградников, огороженные забором, присутствуют практически со всех сторон. По середине долины проходит наезженная грунтовая дорога на западе (по сравнению с дорогой в восточной части), протекает речушка, возле нее и стали на ночевку.
День 4 06/02/2007
4.1 водохранилище - р. Арпат
Вышли на дорогу (юго-север) пошли на север к водохранилищу.
Через 10 минут вышли на развилку - одна из дорог идет на запад, по ней и пошли. Через 13 минут дорога упирается в забор, в котором сделана дырка, проходим через дырку и по дороге спускаемся к р. Арпат и селу Зеленогорье, через 60 минут вышли из села по тропе, ведущей к водопадам (есть маркера-стрелочки, урны, кабинки для переодевания).
4.2 р. Арпат- пер. Горуча.
Вначале водопады оборудованы перилами подхода, стационарными лестницами (фото ?10).
Дальше двигаемся по каньону речки, переходя с одного берега на другой. Встречаются скальные выступы длиной не более 5 метров, тропы не видно (без снежного покрова возможно она есть), также не видно и на правом (орф.) склоне речки, показанной на карте фото ?11.
Минут через 50 прошли каньон, пересекли левый приток, еще через 2 минуты прошли слияние двух ручьёв и табличку к Водопадам на левый приток, идем по ребру между этих двух ручейков, тропы практически не видно под слоем снега - 30-40 см.,
через 1час 20 минут достигли родника "Пананья-Узень" (фото ?12),
Через 2 часа дошли до перевала Горуча, крутизна склона до 30°, склон снежный (когда снега нет, то травянисто-осыпной) (фото ?13). На перевале проходит дорога, есть турик, но записки там нет.
4.3. пер. Горуча - г. Кургуч
Спуск происходит в долину речки Ускут, через 60 минут спустились на т/с Нижний-Кок Асан (фото ?14), оборудованная стоянка, лесники часто сюда наведываются, но хотя бы все держат в частоте.
Через 2 часа траверсируем с подъемом склон горы Кыргич, ночуем возле вершины. Снежный покров до 50 см, крутизна до 20°. дорога-тропа где-то есть, но подъём осуществляли по заросшей просеке. Встали на ночевку возле вершины (ровная площадка возле просеки, дальше просека исчезала) фото ?15.
День 5. 07/02/2007
5.1 г. Кургуч (Кыргуч)- пер.Малые Ворота.
Траверсируем склон на запад, по северному склону, спускаясь вниз по кулуару - самый простой способ, кулуар не лавинноопасный, но есть выходы скал высотой 10 метров и более, которые приходится обходить фото ?16
Через 45 минут спустились на дорогу, в 50 минут вышли на перевал Алакат-Богаз - безлесный участок длиной до 300 метров. Фото ?17.
Продолжаем движение по тропе, местами встречается синий маркер.
спустились в долину речки Танасу 1час 45 минут, начали подъём вдоль ручья - притока Тонасу, 3 часа 20мин выход к перевалу Малые ворота, есть маркер (фото?18).
5.2 пер. Малые ворота - поворот на с. Приветное.
Идем по ущелью, тропа теряется, идем на запад-юго-запад, без тропы с подъёмом (небольшим - на 50 метров до 5метров высоты) перевала как такового не нашли, начали спускаться как только перешли на юго-восточную часть склона, через 1час 10 минут. Спуск происходит по склону крутизной до 40° лес, с выходами скал (снег помог спускаться без навески перил, без леса склон был бы лавинноопасным).
Через 2часа спустились на дорогу, которая идет к т/с Чигинитра, направляемся на запад.
Через 2 часа 40 минут встали на ночевку возле поворота на село Приветное. Возле развилки стоит беседка, возле которой и встали на ночь, топили снег.
В этот день у летописца сбились часы, поэтому достоверность по времени процентов на 75.
День 6.08/02. 2007.
6.1 поворот на Приветное- род. Нефань-Узень.
Идем по непротоптанной дороге, которая обходит плато Караби снизу, снега 30-40, солнечная погода, снег мокрый, что усложняло передвижения.
Через 45 мин развилка дорог: правая пошла наверх, на плато (север)- дорога к пер. Большие ворота (фото ?19), мы продолжаем траверс на запад (левой).
55 минут - развилка дорог правая на запад, северо-запад, продолжаем движения по левой (север), на перекрестке чуть выше дороги камень с синим маркером.
1час 05 развилка - левая на юг, правая на юго-запад. Идем по правой, продолжая траверс. (Панорама ?2)
1 час 18 достигли водозаборника, через 2 мин пересекли речку, продолжаем движение по дороге.
2 часа 50 мин от дороги отделилась тропа наверх, продолжаем движение по дороге.
3 часа перекресток дорог с табличкой, пошли направо.
3 часа 20 мин развилка - направо северо-запад, запад, налево - запад, идем на запад, через две минуты еще развилка: налево - вниз на юг, мы на запад, северо-запад- вверх.
4 часа пересекли речку Нефань-Узень (фото 20), есть цивильный столик.
6.2 род. Нефань-Узень - р. Орта-Узень.
1 час 15 мин вышли на перевал, между горой Ликон и Караби.
1 час 30 мин развилка право на запад северо-запад, мы движемся на юго-запад
1 час 40 минут достигли родника Ай-Алекси (фото 21) (дорога-тропа маркированная)
1 час 55 мин развилка, дорога уходить на северо-запад, движемся по тропе-дороге (маркированная - красные точки на деревьях)
2 часа 40 мин дорога поворачивает, не доходя до речки Орта-Узень, речку пересекает ниже метров в 200-х, дорога маркированная.
День 7.09/02 2007
7.1 р. Орта-Узень - пер. Кара-Оба
От места ночевки, через 2 мин. вернулись на дорогу, через 5 минут пересекли речку, дорога-тропа маркирована, с интервалом меньше 100 метров, через 1 час спустились по тропе к водопаду Джур-Джур (фото 22), идем по левому (орфографически) берегу р. Улу-Узень, через 2 часа пересекли левый приток речки (возле него можно и надо пересекать речку), мы прошли еще 20 минут и пересекли речку возле следующего левого притока (фото 23), вышли на правый берег и поднялись наверх на ребро, дальше по ребру, а потом и просто траверсом с небольшим подъемом идем на северо-восток фото 24.
через 4 часа 10 мин поднялись на плато (фото 26)
7.2 пер. Кара-Оба - р. Карлюк-Су (фото 27)
Начали спуск по дороге вдоль русла р. Карлюк-су, 10 минут шли уже без дороги по левому (орог.) берегу реки (местами крутизна до 45°,но мокрый снег давал возможность пройти).
Через 40 минут вышли на дорогу.
45 мин появилась вода в русле.
55 минут перешли речку с левого на правый берег речки, идем по дороге.
1 час 45 минут квартальный столбик с цифрой 38.
1 час 55мин ответвления дороги на восток, мы идем на север,
2 часа 10 минут, встали на ночевку возле дороги, вода - снег или лужа возле дороги, выше по склону есть где-то родник ( вечером встретили группу, которая направлялась на ночевку в темноте к этому роднику, сами видели маркер (красная лента вокруг дерева) метров в 50 от дороге слева (движение вниз)) минут за 20 до того, как встали на ночевку.
День 8.10/02.2007
8.1 р. Карлюк-Су - Ангарский перевал
От места ночевки идем по дороге на северо-запад, через 5 минут перекресток с 6-ю дорогами идем на запад, через 15 минут, чтобы срезать крюк, идем по ручью на запад.
40 минут вышли на дорогу,
45 минут пересекли ручей, впадающий в реку в 20 метрах ниже по склону, встретили синий маркер.
50 минут мост.
52 минуты еще мост и табличка Карлюк-Су, мост на правый берег, но выход к трассе осуществляется по левому берегу (на правом - частное владения, двор загороженный забором, за которым лают собаки).
1 час вышли на трассу, идем вдоль трассы на юг фото 28.
1 час 15 мин фото 29, зашли в лес, по дороге ведущей на юго-запад, с небольшим подъемами, идем вдоль плато Чатырдаг, вид на плато заграждают деревья, снег не глубокий, но мокрый, попадаются лужи.
3 часа 40 мин дошли до ущелья ведущее на юго-запад (между отрогом Чатырдага и Сахарной головкой) фото 30,взошли на Сахарную головку- хорошая смотровая площадка.
Спускаемся на юг (стороной, противоположной той, по к-рой поднимались), есть тропа.
4 часа спустились к подъемнику, спускаемся вдоль него.
4 часа 30 минут вышли к трассе (фото 31).
Вид и название препятствия | Категория сложности (рекомендуемая) | Характеристика препятствия | Путь прохождения |
Пер. Плакья | 1А | Высота 690м. подъем юга ?восточное ребро, мелкая осыпь крутизна до 35 градусов, траверс хребта (ширина местами до 1 метра), спуск по травянистому склону крутизна до 25 градусов | р. Ворон - р. Шелен (через вершину) |
Пер. Горуча | 1А | Высота 743м, подъем: каньон р.Арпат, потом снежно-травянисто- осыпной склон до 30 гр. , спуск дорога на т/с Нижний-Кок-Асан | р. Арпат- род. Филип-Чокрак |
Пер. Кара-Оба | 1А | Высота 1217, подъем по склонам ущ.Хапхал, спуск вдоль русло р. Карлюк-су | Ущ.Хапхал - р. Карлюк?су, на перевали дорога с Тирке на Димержи |
Карта N1 (jpg, 440Kb)
Карта N2 (jpg, 189Kb)
4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Данный маршрут удовлетворяет требованиям горного похода: протяженность и наличие двух перевалов (1А). Сами перевалы представляют собой снежные и мелкоосыпные склоны крутизной более 25 градусов и протяженностью не менее 200м с суммарным перепадов высот от 700 м.
Гора Плакья - универсальная вершина, которая дает не только замечательный обзор всего района, но также имеет и несколько разных вариантов подъема (спуска) от н/к до 1Б (по ручью на юго-западе (см. Закалдаев)). Из-за своего географического положения (юг) большая часть хребта, ребер, остается без снега, что дает возможность разнообразить препятствия даже в снежные годы. Прохождение юго-восточного хребта очень не рекомендуется в плохую погоду: при ограниченной видимости или ветре, это обусловлено тем, что хребет в некоторых местах имеет ширину менее 1-го метра. Ночевки можно производить в долинах: реки Ворон и реки Шелен, минус этих ночевок в близости населенных пунктов, и по долине проходит дорога местного значения.
Перевал Горуча оказался интересным только на подъем. Сначала прохождение каньона р. Арпат, правда возле с. Зеленогорья его обустроили для привлечения большего количества туристов, это его не сильно украсило, но выше по руслу есть красивые места, куда толпы туристов еще не добрались. Возле слияния двух притоков подъем продолжается по снежно-осыпному склону мимо родника Пананья-Узень. Ночевки рекомендуються производить или недалеко от родника (ниже по склону есть несколько мест), или до р. Арпат.
Перевал Кара-Оба - это интересный смотровой перевал. Начало происходит от самого большого в Крыму водопада Джур-Джур, потом по красивейшим заповедным местам ущелья Хапхал, сам перевал - это выход на перемычку между Тирке и Демерджи, такой своеобразный перекресток: - направо пойдешь - на Тирке попадешь, налево пойдешь - на Демерджи взойдешь, прямо пойдешь - к Чатырдагу подойдешь?. Спуск осуществлялся по р. Карлюк-Су, тоже красивое интересное место с маленькими каскадами и водопадами.
Не получилось подняться на плато Чатырдаг из-за большого количества снега и жаркой погоды, которая стояла последние несколько дней.
В итоге маршрут удовлетворил как технические, так и эстетические пожелания группы.
Коментарі
Очень
homul replied on #
Очень лаконичный отчёт ;-)). Мне больше всего по фоткам понравился каньон на подъёме на пер. Горуча - но как-то его в паспортах препятствий нету, и типа не считается...
Н-да, ну и с указанием крутизны склона надо быть поосторожней, а то у меня местами возникало ощущение, что читаю отчёт по крайней мере о 4-ке - крутизна 40" и всё такое ;-))).