Общие требования и положения
1.1. Спортивная классификация маршрутов определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов.
1.2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорий-ные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.
1.3. Спортивные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности (к.с.) - от I до VI.
1.4. Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с "Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов" и связанными с ним перечнями локальных препятствий - перевалов, вершин, пещер ('Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов', 1988 г.; 'Перечень классифицированных перевалов среднегорья', 1985 г.; 'Перечень классифицированных пещер', 1988 г.; 'Классифицированная таблица маршрутов на горные вершины СССР', 1988 г.), так и в соответствии с данной классификацией. При сравнении с "Перечнем..." техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе должны быть не ниже, чем у классифицированных маршрутов той же категории сложности в данном районе.
1.5. Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спе-лео- и горного туризма отсутствует.
1.6. Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия.
При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.
1.7. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты разных видов туризма, при этом сложность каждой его части должна быть не ниже II к.с. По усмотрению МКК общая категория сложности комбинированного похода может быть на одну единицу выше, чем максимальная сложность его составных частей.
При включении в маршрут отдельных участков (препятствий) из других видов туризма или препятствий более высоких категорий трудности данного вида туризма маршрут может иметь статус маршрута с элементами походов более высоких категорий сложности или характерных для других видов туризма.
1.8. Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного...) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и др.
1.9. Требования к категорийным походам приведены в таблице. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категории сложности похода.
1.10. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 1, понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.
1.11. Нормативная протяженность похода понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 1) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100 000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
1.12. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).
Радиальным выходом в походе считается небольшой участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояние и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.
1.13. Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута. В некоторых случаях для связки рек, пещер и т.п. с разрешения МКК допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода и не нарушает его целостности.
1.14. Если у МКК, выпускающей группу в поход, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III?IV к.с.) с записью, что окончательное каaтегорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета.
Виды туризма и характеристики походов | Категории сложности походов | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Продолжительность походов в днях, (не менее) | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 |
Протяженность маршрута в километрах, (не менее) | ||||||
пешеходных | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | 300 |
лыжных | 130 | 160 | 200 | 250 | 300 | 300 |
горных | 100 | 120 | 140 | 150 | 160 | 160 |
водных | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 190 |
велосипедных | 400 | 500 | 650 | 800 | 1000 | - |
мотоциклетных | 1000 | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | - |
автомобильных | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | - |
парусных | 150 | 200 | 300 | 400 | 500 | - |
Количество пещер для спелеопоходов | 5 | 4-5 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 1 |