Отчет
о пешеходном туристском
спортивном походе 2-й категории сложности
по Приполярному Уралу
совершенном с 07.08 по 20.08.2007 г.
Маршрутная книжка - 18/2007
Руководитель группы Панасюк Константин Иванович
Адрес руководителя: Киев, ул Ф.Пушиной 49 кв 247, тел 450-91-35, k.panasiuk(at)mostobud.com
Маршрутно-квалификационная комиссия Турклуба НТУУ "КПИ" "Глобус" рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход __ категории сложности.
Отчет использовать в библиотеке т/к Глобус
Оглавление
1.2 Характеристика районов проведения похода
2 Организация туристского спортивного похода
2.2 Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3.3 Аварийные выходы из маршрута
2.4 Изменения маршрута и его причины
2.5 Сведения о прохождении маршрута каждым участником
3 График движения и технический отчет
3.3 Техническое описание прохождения маршрута
3.4 Расчет категории сложности похода
3.5 Сводная таблица параметров маршрута
4 Выводы и рекомендации по прохождению маршрута
5.1 Перечень общественного и специального снаряжения
5.2 Перечень продуктов, рацион питания и их вес
5.3 Общий вес продуктов и снаряжения на группу и в среднем на человека
5.5 Список литературы, туристических отчетов и других источников информации
1 Справочные данные про туристский спортивный поход.
1.1 Параметры похода
Вид туризма | Категория сложности | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
Общая | Ходових дней | ||||
Пешеходный | 2 | 189.6 | 12 | 12 | с 08.08 по 19.08.2007 г. |
1.2 Характеристика районов проведения похода
Уральские горы условно делятся на пять поясов, самый высокий из которых - Приполярный. Приполярный Урал обладает четко выраженным альпийским рельефом с многочисленными крутосклонными карами со снежниками и ледниками, пилообразными гребнями, карами, нишами, цирками и ущельями. Горные хребты разделены широкими, глубоко врезанными долинами. Эта часть Урала покрыта северной редкостойной тайгой с лугами и тундрами.
Отдельные вершины его хребтов поднимаются более 1800 м. над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 150 км. Наиболее высокие вершины - Народа (1895,0 м.), Защита (1808 м.), Карпинского (1803,4 м.), Мансинер (1778,7 м.), Янченко (1740,9 м.), Манарага (1662,7 м.), Неройка (1645 м.), Колокольня (1640 м.) - находятся в центральной части. На этом участке Уральские горы пересекают тундру, лесотундру, степную и лесостепную зоны. Восточный склон Приполярного Урала постепенно переходит в равнинные пространства Западно-Сибирской низменности. Хребты западного склона резко обрываются к Печорской равнине.
Июль и авгуси самые теплые месяцы на Приполярном Урале (средняя температура на равнинах 14-16° С; на высотах 1300-1400 м. над уровнем моря - около 5° С, а на высотах 1600-1800 м. - не более 2,5-3° С). В июне и августе средняя температура на равнинах на 3-4° С ниже, чем в июле, а в сентябре она повсеместно не выше 7° С. Летом и осенью погода в горах Приполярного Урала может меняться за несколько часов. Смена ясной теплой погоды на дождливую холодную происходит всегда при западных и северо-западных ветрах, которые приносят дождь и похолодание, сопровождающееся иногда снегопадами.
Восточные и юго-восточные ветры, наоборот, приносят сухую и теплую погоду, подчас с короткими ливнями и грозами.
По густоте речной сети и удельной водоносности территория Приполярного Урала не имеет себе равных на всем Урале. Особенно большого развития речная сеть достигает в горно-таежном поясе (от 200 м. до 600 м.) западного склона, где густота ее составляет 1000 м. на 1 кв. км. площади бассейна (бассейны рек Щугор, Вангыр, Манарага, Большая Сыня). Летом и осенью для рек Приполярного Урала характерны дождевые паводки.
После каждого продолжительного дождя или интенсивного ливня в горах реки быстро вздуваются, превращаясь, порой, в бурные, стремительные потоки, передвигающие по дну камни. Паводок приходится на конец мая - июнь, однако, высокий уровень воды держится за счет таяния снежников и ледников практически все лето.
На территории Приполярного Урала расположен один из крупнейших в Европе национальных парков Югыд-Ва (Чистая Вода). Он занесен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Деятельность этого национального парка преимущественно заключается в взимании платы за посещение парка без создания каких-либо дополнительных условий для туризма и рекреации.
Приполярный Урал используется в спортивном туризме для совершения пешеходных, водных и лыжных походов. Географический показатель для Приполярного Урала - 12 баллов.
1.3 Подробная нитка маршрута
Б/г. Желанная - р. Балбанью - г. Народа (рад н/к) - пер. Каркар (1А) - р. Манарага - пер. Студенческий (рад.) - руч. Олений - пер. Олений (1А) - руч. Падежавож - оз. Форельное - пер. Форельный (н/к) - пер. Становой (н/к) - р. Хамбалью - Кожминский тракт - ст. 1952км (Кожим-Рудник)
1.4 Данные об участниках
Ф.И.О. | Год рождения | Должность в походе | Туристский опыт | Контактная информация | |
Панасюк Константин Иванович | 1982 | Руковод. | 1П Р (Карпаты) 3Г У (Центр. Кавказ) | k.panasiuk(ПЁС)mostobud.com | |
Панасюк Ксения Леонидовна | 1986 | Завхоз | 3Г У (Центр. Кавказ) | pjata4ok(ПЁС)list.ru | |
Касперский Гийом | 1978 | Оператор | 3Г У (Центр. Кавказ) | kasperski_g(ПЁС)yahoo.fr | |
Куцеперов Константин Евгеньевич | 1983 | Ремонтник | Н/К (Карпаты) | kutsepjorov(ПЁС)ua.fm | |
Шаповалова Елена Андреевна | 1986 | Медик | 1ГУ (Зап. Кавказ) | elena-shapovalova(ПЁС)yandex.ru | |
Бочковский Сергей Валентинович | 1954 | Фотограф | 3ГР (Тянь-Шань) 4ГУ (Алтай) | l-e(ПЁС)voliacable.com | |
Бабий Николай Олександрович | 1986 | Летописец | 1ПР (Крым) | nbabii(ПЁС)online.ua |
2 Организация туристского спортивного похода
2.1 Общая идея похода
Район Приполярного Урала сочетает в себе три типа растительности: тайга, лесотундра и тундра –здесь можно составить общее впечатление о природе севера. Рельеф очень разнообразен: крутые скалы, широкие долины, множество озер, рек и болот. Также можно увидеть суровый быт народов севера, а при подъезде и отъезде ощутить угасшую мощь еще не так давно процветавшей карательной системы СССР. Собственно говоря, при выборе района для похода 2-й к.с. я руководствовался не столько логикой, сколько эмоциями, поэтому маршрут пришлось составлять максимально простым, чтоб вложиться по баллам во вторую категорию, и при этом посетить наиболее интересные места.
2.2 Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.
Подъезд:
Поезд Киев-Москва,
Поезд Москва-Воркута до станции Инта
Машина до базы геологов Желанная
Отъезд:
Рабочий поезд Печера-Инта от станции 1952км до г. Инта
Поезд Воркута-Симферополь до г. Харьков
Экспресс Харьков-Киев
Добираться через Москву быстрее, но могут возникнуть проблемы с милицией. Поэтому при подъезде был выбран более быстрый путь, а при отъезде более спокойный.
Заброска на базу Желанная позволила нам съэкономить время подхода и быстро оказаться в горах. Поскольку организация выезда довольно проблематична и возможна только в районе базы Желанной, пришлось выходить из района на ст.
1952км. – на это мы потратили почти 2 дня, но зато получили значительный выигрыш в финансовом плане.
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3.1 Заявленная нитка похода:
Б/г. Желанная - г. Народа (рад. н/к) - пер. Каркар (1А) - г. Манарага ( рад. 1Б) - пер. Студенческий (рад.) - пер. Олений (н/к) - пер. Форельный (н/к) - пер. Становой (н/к) - Кожминский тракт - ст. 1952км
2.3.2 Запасные варианты:
В случае непогоды отказаться от радиальных выходов.
2.3.3 Аварийные выходы из маршрута:
оз. Падежаты - р. Алькесвож - б/г Желанная
р. Хамбалью - Кожимский тракт - Интинский тракт.
2.4 Изменения маршрута и его причины
В связи с непогодой не взошли на г. Манарага
2.5 Сведения о прохождении маршрута каждым участником
Маршрут пройден всеми участниками полностью.
3 График движения и технический отчет
3.1 График движения
День пути Дата | ? участка пути | Название участка | Время | Расстояние и перепад высот | Метеоусловия | Описание участка | Примечания |
День ?0 07.08 | База ?Желанная? | 23Ë | Пасмурно, несильный ветер, иногда морось, температура +8 | Заболоченная равнина, строения базы, сама база в рабочем состоянии | |||
День ?1 08.08 | 1.1 | Б/Г Желанная - - брод через левый приток р. Балбанью | 10:20-11:25, 11:30-13:00, 14:00-14:45, 15:00-15:40. | 17.2км (+199м) | Пасмурно, несильный моросящий дождь, температура +10. | Заболоченная дорога (местами переходящая в тропу), довольно много мелких бродов через ручейки. | У оленеводов купили м'ясо |
1.2 | п.п. - озеро с отметкой 1133,5 | 16:10-17:30,17:45-18:45. | 5.4км (+280м) | Тропа, периодически сменяется средней осыпью | |||
за день: | Время перехода - 8:25 | Пройденный путь - 22,60км | Набор высоты - 479м | Сброс высоты - 0м | |||
День ?2 09.08 | 2.1 | п.п - вершина г. Народа | 09:00-12:00 | 6.43км (+762м) | Солнечно, переменная облачность, ветрено, температура +12 | Подъем по средней осыпи, последние 200м по высоте перед вершиной - тонкий натечный лед на осыпи | |
2.2 | п.п. - озеро с отметкой 1133,5 | 12:20-15:00 | 6.43км (-762м) | ||||
за день: | Время перехода - 6:20 | Пройденный путь - 12,86км | Набор высоты - 762м | Сброс высоты - 762м | |||
День ?3 10.08 | 3.1 | п.п - пер. Кар-кар(1А) | 07:00-07:40. | 0.53км (+107м) | Низкая нестабильная облачность, моросящий дождь с туманом часто сносит облака и ненадолго появляется солнце, температура около +10 | Подъем на перевал по полке, образованной разрушенными скалами. Крутизна склона до 30° | |
3.2 | п.п - верховье долины р Манарага. | 08:00-08:40, 09:00-09:40. | 2.88км (-440м) | Крупная и средняя осыпь. Крутизной до 35° | |||
3.3 | п.п - Слияние р.Манарага и р.Олений. | 10:05-11:40, 12:25-13:45. | 7.88км (-198м) | Пологая сухая тропа. | |||
за день: | Время перехода - 6:45 | Пройденный путь - 11,29км | Набор высоты - 107м | Сброс высоты - 638м | |||
День ?4 11.08 | 4.1 | п.п - пер. Студенческий | 06:40-09:30, 09:40-10:30 | 11.05км (+478м) | Пасмурно, постоянный моросящий дождь, температура +8. Низкая облачность. Все хребты в облаках. | Тропа в лесу. Подъем на перевал, тропа на травянистом склоне крутизной до 20° | В долине р. Манарага ного грибов |
4.2 | п.п - Слияние р.Манарага и р.Олений. | 10:50-11:30, 11:30-14:00 | 11.05км (+478м) | ||||
за день: | Время перехода - 8:40 | Пройденный путь - 22,10км | Набор высоты - 478м | Сброс высоты - 478м | |||
День ?5 12.08 | 5.1 | п.п - подножье моренного вала | 06:45-09:00 | 4.27км (+208м) | Пасмурно, дождь, сильный ветер, температура +5 | Первые 500м лес, потом травянистый заболоченный покров, скрывающий камни средней величины, который периодически сменяется осыпью средней величины | |
5.2 | п.п - перевал Олений | 09:20-12:00 | 3.98км (+230м) | Пасмурно, мокрый снег, сильный ветер, температура +2 | Крупная осыпь крутизной до 30°. | ||
5.3 | п.п - верховье долины р. Падежавож | 12:10-14:00 | 2.32км (-178км) | Средняя осыпь крутизной до 25° | |||
за день: | Время перехода - 7:15 | Пройденный путь - 10,57км | Набор высоты - 438м | Сброс высоты - 178м | |||
День ?6 13.08 | 6 | долина р. Падежавож | x:str="08:30-9:20, 9:30-10.40, 10:20-12:00, 12:40-13:50, 14:00-15:10, 15:20-16:20, ">08:30-9:20, | 17.09км (-254м) | С утра пасмурно, несильный дождь, позже появляется солнце, довольно сильный ветер, температура порядка +8. | Травянистый покров со скрытыми камнями периодически сменяется средней осыпью, заболоченной травой и заболоченным кустарником. Многочисленные притоки переходим в брод | |
за день: | Время перехода - 7:50 | Пройденный путь - 17,09км | Набор высоты - 0м | Сброс высоты - 254м | |||
День ?7 14.08 | 7.1 | Плато р. Алькесшор | 07:15-12:20 | 12.4км (+149.4) | С утра пасмурно, далее появляется солнце, не очень сильный ветер, довольно тепло, температура +14 | Растительность тундры. Множество карцевых ям, и озер. Возле р. Алькесшор неглубокое болото | |
7.2 | оз. Форельное - пер. Форельный | 13:40-14:15 | 2.41км (+82.6) | Тропа на травянисто-осыпном склоне. | |||
7.3 | п.п - пер. Становой | 14:35-15:15, 15:25-16:00 | 2.76км(+100) | Тропа на травянистом склоне | |||
7.4 | п.п. - озеро с отметкой 737.8 | 16:20-17:00 | 1.1км (-202м) | Тропа на травянисто-осыпном склоне. | |||
за день: | Время перехода - 9:45 | Пройденный путь - 18,67км | Набор высоты - 332м | Сброс высоты - 202м | |||
День ?8 15.08 | 8 | п.п - Левый приток р.Хамбалью вытекающий изпод перевала Коровий | 13:30-14:45, 15:00-17:45 | 13.49км (-153м) | Солнечно, температура +14 - +18 | Тундра, постоянные броды через ручьи, скорость передвижения довольно высокая. | |
за день: | Время перехода - 4:45 | Пройденный путь - 13,49км | Набор высоты - 0м | Сброс высоты - 153м | |||
День ?9 16.08 | 9.1 | п.п. - Летняя стоянка оленеводов | 08:05-10:00, 10:40-12:10 | 11.53км(-86м) | Пасмурно, после обеда дождь, температура +12. | Тундра, немного ниже начинается заболоченная тракторная дорога, много бродов | У оленеводов купили мясо и вяленную рыбу |
9.2 | п.п - Развилка возле поворота р.Хамбалью | 13:20-14:20, | 4.24км (-22м) | Заболоченная тракторная дорога | |||
9.3 | п.п. - Кожминский тракт | 14:30-15:10, 15:20-16:00, 16:45-17:00 | 12.55км (+200м) (-160м) | Сухая тракторная дорога, с редкими заболоченными участками. | |||
за день: | Время перехода - 8:25 | Пройденный путь - 28,32км | Набор высоты - 153м | Сброс высоты - 215м | |||
День ?10 17.08 | 10 | По Кожминскому тракту до брода р.Дурная | 07:45-08:30, 08:45-09:50, 10:05-10:45, 11:00-12:05, 13:20-14:30, 14:45-15:20 | 19.71км (-373м) | Переменная облачность, после обеда солнечно, тепло, температура +18+20, много комаров | Тракт, броды через ручьи, большинство мостов по тракту развалены, брод через р. Дурная, бивак сразу за переправой | |
за день: | Время перехода - 7:35 | Пройденный путь - 19,71км | Набор высоты - 150м | Сброс высоты - 523м | |||
День ?11 18.08 | 11 | п.п. - р.Сывью - Небольшой карьер слева от тракта | 08:30-12:15, 13:30-15:00 (брод р.Сывью), 15:25-16:00 | 17.68км (-30м) | Солнечно, под вечер дождь, температура +14 - +22 | Тракт(в тайге), броды | |
за день: | Время перехода - 7:30 | Пройденный путь - 17,68км | Набор высоты - 10м | Сброс высоты - 40м | |||
День ?12 19.08 | 12 | п.п. - ст. 1952км Северной ЖД | 09:00-12:00 | 12.66км (-25м) | Переменная облачность, температура +15 | Тракт | |
за день: | Время перехода - 3:00 | Пройденный путь - 12,66км | Набор высоты - 5м | Сброс высоты - 30м | |||
Всего за поход: | Пройденный путь - 189,56км | Набор высоты - 2913м | Сброс высоты - 3473м |
3.2 Высотный профиль похода
3.3 Техническое описание прохождения маршрута
День 0. 07/08.2007.
Приехали на станцию Инта рано утром. Пол дня ушло на оформление пропусков в парк и регистрацию в миграционной службе. В 14:00 выехали на машине к базе Желанной, куда прибыли в 23:30. Стали на ночевку на правом орографическом берегу озера Бол. Балбанты.
День 1. 08/08.2007
От места ночевки движемся по грунтовой дороге вдоль р. Балбанью вверх по течению по правому орографическому берегу. Дорога пересекает многочисленные заболоченные участки глубиной до 30см. Через 2,5 часа выходим к летней стоянке оленеводов, которая находится на правом орографическом берегу озера Мал. Балбанты. После общения с оленеводами идем еще 2часа до широкого разлива р. Балбанью, обозначенного на карте, и без проблем по камням переходим на левый орографический берег. И еще около 2-х км. двивижение происходит в тех же условиях, до брода левого притока р. Балбанью. После дорога заканчивается и начинается сухая, пологая тропа. По ней идем 4км до озера с отм. 1133.5, и становимся на ночевку, под перевальным взлетом пер. Каркар на берегу озера.
День 2. 09/08.2007 (г. Народа)
Восхождение на г. Народа совершалось по классическому маршруту. От места ночевки по узкой долине ручья выходим на плато, далее подъем по гребню крутизной 25-30°, перед вершиной подъем выполаживается до 15-20°, предвершинный взлет 30°.
День 3. 10/08.2007 (пер Каркар)
От места ночевки начинается подъем на перевал. Перевальный взлет состоит из разрушенных скал и составляет перепад 100м крутизной 30°, правее озера начинается наклонная полка по которой набираем высоту до перевального седла . Спуск с перевального взлета проходит по средней осыпи крутизной до 30° и составляет перепад высот 120м. Затем после выполаживания – первый моренный вал, перепадом в 200м и крутизной до 35°, и второй моренный вал, перепад 100м и крутизна 25°. Моренные валы состоят из крупной и средней осыпи. После спуска в долину идем по хорошей тропе, которая идет по правому орографическому берегу, через 8 км становимся на ночевку возле слияния р. Олений и р. Манарага.
День 4. 11/08.2007 (пер Студенческий рад.)
От места ночевки идем по тропе вдоль р. Манарага, через 6км на развилке поворачиваем на право и поднимаемся по орографическому правому берегу притока р. Манарага. Подъем на перевал составляет 4 км и происходит по хорошей пологой тропе, очевидно, эта сторона перевала не является определяющей. Погода не позволила нам продолжить восхождение на г. Манарага и мы возвращаемся в лагерь тем же путем.
День 5. 12/08.2007 (пер Олений)
От места ночевки начинаем двигаться вверх вдоль ручья Олений по орографическому левому берегу.
Первые полкилометра идем по лесу без тропы, потом лес постепенно переходит в травянистый заболоченный покров, скрывающий камни средней величины, который периодически сменяется осыпью средней величины – такой рельеф продолжается 2км. После мощного правого притока ручья Олений растительный покров практически прекратился и началась средняя осыпь, которая ведет до подножья первого маренного вала и сменяется на крупную осыпь. Перепад первого вала составляет 120м, крутизна 20-30°. После озера начинается второй маренный вал, высотой 60м и крутизной 30°. Наверху второго вала – озеро, которое обходим по прижиму по орографическому левому берегу. После озера переходим на орографическую правую сторону и идем по средней осыпи вдоль озера с отметкой 1005.4. Перевальное седло широкое и плоское.
Спуск с перевального взлета в сторону долины р. Падежавож происходит по средней осыпи крутизной до 25° перепад высот 140м. Идем придерживаясь правой стороны ущелья. Возле озера с отметкой 862.0 есть хорошие места для ночевок, но мы переходим через р. Падежавож в брод под озером. И становимся на ночевку через 1 км.
День 6. 13/08.2007
Движемся вниз вдоль левого берега р. Падежавож, Долина реки широкая и пологая, травянистый покров со скрытыми камнями периодически сменяется средней осыпью заболоченной травой и заболоченным кустарником.
Многочисленные притоки переходятся в брод и трудности не составляют. Возле верха оз. Падежаты находится хижина оленеводов. От хижины дальше ведет тракторная дорога, которая переходит на правый берег по перешейку озера. Мы продолжаем движение по левому берегу по тропе, которая иногда теряется в особо заболоченных местах. Брод через р. Хоршор осуществляли немного выше слияния, глубина до 50см ширина 6-8м. течение довольно быстрое, необходима самостраховка.
До р. Понью ведет широкая сухая пологая долина с невысоким травянистым покровом. Брод через реку осуществляли немного выше слияния, глубина до 50см, ширина 10-12м, течение быстрое, необходима самостраховка. После реки начинается участок лесотундры, через 200м. от брода стали на ночевку.
День 7. 14/08.2007
От места ночевки идем на север 3км. по тропе. Левый хребет ущелья постепенно выполаживается и переходит в плато, мы, стараясь не набирать лишнюю высоту, обходим хребет и дальше движемся по плато в направлении оз. Форельного. Плато покрыто многочисленными карстовыми провалами и озерами, что весьма затрудняет ориентирование, травянистый покров низкий скорость движения довольно высокая. На подходе к р. Алькесшор начинается неглубокое болото. Брод через р. Алькесшор не составляет трудности, глубина до 0.4м, ширина 8-10м, скорость течения невысокая. Озеро Форельное обходим слева и начинаем подъем на перевал Форельный по каменистой тропе. Перевальный взлет составляет 50м, крутизна 20°. От перевала Форельного по траверсирующей склон тропе идем к перевалу Становой, где перевальное седло очень широкое и практически не выражено. Спускаемся с перевала по травянистому склону крутизной 20°, перевальный взлет около 120м. Возле озера с отм. 737.8 становимся на ночевку.
День 8. 15/08.2007
В первой половине дня устраиваем полудневку. Во второй половине дня идем строго на запад от места ночевки и переходим вброд р. Хамбалью , таким образом нам удалось избежать заболоченного участка долины. Далее идем вниз по левому берегу, растительный покров невысокий, скорость движения довольно высокая, переходим вброд многочисленные ручьи. Становимся на ночевку возле ручья, вытекающего из-под перевала Корова-Рузь.
День 9. 16/08.2007
С утра продолжаем движение вниз по долине р. Хамбалью. Через 5 км. находим остатки тракторной дороги со следами недавно прошедшего оленьего стада, местность становится довольно заболоченной, приходится обходить некоторые участки тропы по кустарнику или нехоженой траве, переходим в брод многочисленные ручьи. Через 4 км. выходим к летней стоянке оленеводов. От стоянки идем по той же дороге до резкого поворота реки. Возле него начинается лес и развилка, идем налево, на дороге появляются следы траков, это первое напоминание о скорой встрече с цивилизацией. Тракторная дорога проходит по возвышенности и поэтому довольно сухая. Через 11км. от места развилки выходим на Кожминский тракт, и становимся возле него на ночевку.
День 10. 17/08.2007
Идем по тракту в сторону ст. 1952км. Дорога в довольно хорошем состоянии за исключением мостов, их практически все размыло, видны следы гусеничного и колесного транспорта, но не одной машины мы не видели. Через 5 часов ходьбы подошли к р. Дурная. Из-за обилия дождей уровень воды в реке был довольно высокий до 90см., ширина брода составляла около 35м, течение настолько быстрое, что требовалась подстраховка некоторых участников, поэтому переходили реку стенкой, группами по 2-4 человек. Разбили бивак на холме возле реки.
День 11. 18/08.2007
4 часа идем по тракту до р Сывъю. Переходим реку вброд чуть ниже дороги. Ширина брода 40м глубина, 70см, течение не очень быстрое. Поскольку все места для ночевок возле реки заняты, идем дальше по тракту еще 3-4 км. Становимся на ночевку возле выработки горной породы. Маленькие карьеры глубиной до 3-х метров заполнены прозрачной водой.
День 12. 19/08.2007
3 часа идем по тракту, и выходим к станции 1952 км.
Станция не подает никаких признаков жизни, к полудню начинают появляться живые люди, от которых мы узнаем расписание рабочих поездов. Ровно по расписанию появляется рабочий поезд, который увозит нас в Инту.
3.4 Расчет категории сложности похода
Локальные препятствия | |||
Категория трудности препятствия | Число препятствий / коли-чество баллов за них | Баллы за препятствия | |
Переправы | |||
н/к | 4/2 | р. Хоршор, р. Понью, р. Алькесшор, р. Сывью. | 2 |
1а | 3/3 | р. Дурная | 0.33 |
Перевалы | |||
н/к | 1/2 | пер. Олений, пер. Форельный, пер. Становой | 6 |
1а | 1/4 | пер. Каркар | 4 |
Вершины | |||
н/к | 1/4 | г. Народа | 4 |
Баллы за локальные препятствия (ЛПmax) | 16.33 | ||
Баллы за локальные препятствия идущие в зачет (ЛП) | 6 | ||
Протяженные препятствия | |||
Категория трудности препятствия | Пртяженность препятствия / количество баллов | Баллы за препятствия идущие в зачет | |
Осыпи | |||
н/к | 20/10 | Спуск с переала Олений, г. Народа, долина р. Падежавож | 5 |
1а | 4/6 | г. Народа | 6 |
2а | 1/5 | Спуск с перевала Каркар и Подьем на перевал Олений | 5 |
Растительный покров | |||
н/к | 50/10 | долина р Манарага | 4 |
1б | 12/5 | Долны р. Олений и р. Падежавож | 5 |
Болота | |||
н/к | 40/20 | Долины рек Балбанью, Падежавож, Алькесшор и Хамбалью. | 10 |
Баллы за протяженные препятствия | 35 | ||
Баллы за протяженные препятствия идущие в зачет (ПП) | 20 |
Коефициент автономности А=1 |
Географический показатель Г=12 |
Коефициетн перепада высот К=1+(2.913+3.473)/30=1.21 |
Баллы за поход Г*А*К+ЛП+ПП=12*1*1.21+20+6=40.52 |
3.5 Сводная таблица параметров маршрута
? раздела | Показатель маршрута | Балы |
1 | Продолжительность маршрута (t), дней | 12 |
2 | Протяженность маршрута (l), км | 189.6 |
3 | Максимальное количество баллов за локальные препятствия (ЛПmax) | 16.3 |
4 | Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет | 6 |
5 | Баллы за протяженные препятст-вия (ПП), идущие в зачет | 20 |
6 | Географический показатель (Г) | 12 |
7 | Автономность (А) | 1 |
8 | Коэффициент перепада высот (К) | 1.21 |
9 | Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС) | 41 |
3.6 Картографический материал
4 Выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Маршрут получился довольно интересным и сложным, как для похода второй категории, и слишком простым и коротким, как для Приполярного Урала.
Заброска на базу Желанная - дорогое удовольствие, но благодаря этому мы оказались сразу в центре района. Выход из района по Кожминскому тракту довольно простой, он занял у нас 3 дня, но при необходимости этот путь можно проделать за 1.5-2 дня с полной выкладкой, но такой шаг стоит закладывать только при заходе в район. Есть также возможность выбираться с базы Желанной - это будет стоить в три раза дешевле, чем забрасываться туда, и не придется оплачивать поборы парка.
Долины рек Балбанью и Манарага постоянно посещаются туристами, которые идут пеше-водный маршрут, и поэтому имеют хорошие тропы. На всей остальной части маршрута до тракта мы не встретили ни одной группы. На тракте после брода р. Дурной стали появляться люди. Оленеводы проживающие в долинах рек Балбанью и Хамбалью выходят на связь с цивилизацией раз в день, у них есть лошади и при острой необходимости могут помочь в перевозке пострадавших.
Погода на Приполярье не стабильная и капризная - при подъеме на перевал Олений нас застал мокрый снег, что очень усложнило задачу и чуть не выбило группу из колеи. После того, как погода стабилизировалась, вершины хребтов еще долго оставались в снегу, минимум 3 дня, не смотря на то, что держалась солнечная погода.
В долине р Хамбалью один участник упал при броде простого ручья на технически простом участке и сильно повредил колено, в связи с чем с трудом шел и его пришлось полностью разгрузить - этот инцидент чуть не сорвал нас с маршрута. Это происшествие напоминает, что нельзя расслабляться и терять бдительность до полного окончания пути, травма на простом участке может иметь те же неприятные последствия, что и на сложном.
Крайне негативно зарекомендовали себя современные навороты, такие как: мембранные ткани и трекинговые телескопические палки. На перевале Олений во время непогоды все штормовки, независимо от качества, цены и фирмы-производителя, достаточно быстро протекли, а из 5 задействованных трекинговых палок сломали 2.
В целом поход прошел удачно, все участники остались довольны.
5 Приложения
5.1 Перечень общественного и специального снаряжения
Снаряжение | Вес кг. | Снаряжение | Вес кг. | |
Палатка1 | 4.5 | Видеокамера | 1 | |
Палатка2 | 3.5 | Баллоны 12шт | 7.8 | |
Горелка1 | 0.45 | Веревка d10 50м | 3 | |
Горелка2 | 0.66 | Веревка d10 10м | 0.6 | |
Костровой набор | 3 | Веревка d6 50м | 0.98 | |
Топор | 0.9 | Рем набор | 1 | |
Пила | 0.25 | Аптечка | 2 | |
Фотоаппарат 1 | 0.3 | GPS Компас карты | 0.5 | |
Фотоаппарат 2 | 0.3 | Всего | 30.74 |
5.2 Перечень продуктов, рацион питания и их вес
Продукты | Примечания | |||||
Норма на прем пищи | Продукта всего | Где купить, или как приготовить. | Как применять | Особенности продукта | ||
На человека | На группу | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
овсянка | 75 | 525 | 2625 | |||
пюре | 70 | 490 | 1960 | |||
макароны | 80 | 560 | 2240 | |||
рис | 75 | 525 | 2100 | |||
пшеничка | 75 | 525 | 1575 | |||
гречка | 75 | 525 | 2100 | |||
"Берламин" | 15 | 105 | 525 | Продается в аптеке. Достаточно дорогое удовольствие, поэтому периодически использовали сухое молоко | Развести в воде температурой до 70°С и налить в готовую кашу | Вместо сухого молока, отлично усваивается, в отличии от сухого молока ни у кого не вызывает изжогу, оптимально сбалансированный состав |
масло растительн. | 3 | 21 | 147 | |||
масло топленое | 5 | 35 | 840 | |||
сушеное мясо | 25 | 175 | 1225 | Сырое мясо нарезать поперек волокон, посолить, отбить и высушить в сушилке. Потом порезать ножницами на маленькие ломтики | Варить вместе с кашей, или сухими овощами, остатки можно сгризть с пивом в поезде | Хорошо разваривается, легко жуется, дает неплохой бульон, сохраняет вкус мяса. |
соя | 10 | 70 | 210 | |||
сухое молоко | 10 | 70 | 280 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
яичный порошок | 25 | 175 | 700 | Делать омлет в сочетании с сухим молоком, добавлять в кашу. | Чистый белок, вкусно, легко усваивается. | |
рыба сушеная | 25 | 175 | 700 | Сырую примороженную рыбу нарезать потоньше, посолить и высушить в сушилке | Варить вместе с кашей, или сухими овощами, остатки можно сгрызть с пивом в поезде | Хорошо разваривается, легко жуется, дает неплохой бульон, сохраняет вкус рыбы. |
сало свиное | 35 | 245 | 1960 | |||
колбаса копченая | 40 | 280 | 2520 | |||
сыр | 30 | 210 | 2730 | |||
сухари белые | 20 | 140 | 1820 | |||
сухари черные | 20 | 140 | 1820 | |||
печенье зоол. | 20 | 140 | 420 | |||
печенье овсяное | 20 | 140 | 420 | |||
бублики | 20 | 140 | 560 | |||
пряники | 20 | 140 | 420 | |||
леденцы | 10 | 70 | 910 | |||
шоколад | 30 | 210 | 2730 | |||
ирис | 30 | 210 | 1260 | |||
халва | 30 | 210 | 1470 | |||
курага | 20 | 140 | 700 | |||
изюм | 20 | 140 | 700 | |||
чернослив | 20 | 140 | 420 | |||
инжир | 20 | 140 | 280 | |||
сушен. яблоки | 20 | 140 | 420 | |||
арахис | 30 | 210 | 1050 | |||
кешью | 30 | 210 | 840 | |||
лесные орехи | 30 | 210 | 840 | |||
сахар | 15 | 105 | 2835 | |||
чай (черный, зелёный, мате, каркадэ) | 2 | 14 | 266 | |||
кофе | 5 | 35 | 140 | |||
какао | 5 | 35 | 140 | |||
чеснок | 10 | 70 | 280 | |||
приправа | 2 | 14 | ||||
соль | 2 | 14 | 378 | |||
картофель суш. | 30 | 210 | 630 | Нарезать небольшими ломтиками (морковку и буряк натереть на терке) (картошку обязательно приварить) и высушить в сушилке. | Варить все вместе, до размягчения компонентов. | Вкусно, вносит разнообразие в скудный рацион. |
лук репч. суш. | 8 | 56 | 448 | |||
морковь суш. | 8 | 56 | 224 | |||
капуста суш. | 6 | 42 | 126 | |||
зелень суш. | 2 | 14 | 70 | |||
буряк суш. | 5 | 35 | 35 | |||
горох суш. | 5 | 35 | 70 |
Общий вес продуктов на группу на поход вес составляет 47 кг 160 гр.
5.3 Общий вес продуктов и снаряжения на группу и в среднем на человека (муж./жен).
Еда | Всего | 47.16кг |
Количество | Нагрузка | |
Мальчик | 5чел. | 7.86кг |
Девочка | 2чел. | 3.93кг |
Снаряжение | Всего | 30.44кг |
Количество | Нагрузка | |
Мальчик | 5чел. | 5.07кг |
Девочка | 2чел. | 2.54кг |
Снаряжение+Еда | Всего | 77.60кг |
| ||
Количество | Нагрузка | |
Мальчик | 5чел. | 12.93кг |
Девочка | 2чел. | 6.47кг |
5.4 Смета затрат на поход
Статья расходов | На человека | На группу 7чел. | ||
грн. | руб. | грн. | руб. | |
Билеты Киев - Москва (пл.) | 160 | 1120 | ||
Билеты Москва - Инта (пл.) | 303 | 2121 | ||
Услуги Парка 70 руб./день | 210 | 1470 | ||
Регистрация+трансфер по Инте | 143 | 1000 | ||
Заброска Инта - Желанная (в машине ехало 17 человек) | 1000 | 7000 | ||
Робочий поезд 1952км - Инта (общ.) | 100 | 700 | ||
Билеты Инта - Харьков (пл.) | 439 | 3073 | ||
Билеты Харьков - Киев (II класс) | 72 | 501 | ||
*Всего | 974 | 1453 | 6815 | 10170 |
*Всего в грн. | 1257 | 8798 | ||
*Всего в $ | 249 | 1742 |
Курсы на момент проведения похода 1$ = 5.05 грн. и 1 р. =0.195 грн.
* В данной смете не указаны расходы на еду, газ и снаряжение, поскольку являются, индивидуальны для каждой группы и практически не зависят от региона проведения похода.
5.5 Список литературы, туристических отчетов и других источников информации
5.5.1 Книги
1. "Вершины центральной части Приполярного Урала.
Путеводитель по национальному парку "Югид ва", В. Ю. Данько, Сыктывкар 2004.
2. "Перевалы центральной части Приполярного Урала.
Путеводитель по национальному парку "Югид ва", В. Ю. Данько, Сыктывкар 2005.
3. "Базы, избы. Дороги и тропы. Стратегия и тактика походов. Топонимия. Путеводитель по центральной части Приполярного Урала", В. Ю. Данько, Сыктывкар 2006
5.5.2 Отчеты
1. Отчет о пешем походе 2-3 к.с., совершенным в августе 1995 года в район Приполярного Урала. Руководитель: Сорокин Сергей , 1970 г. р
2. Отчет о пешеходном туристском походе 3 к.с. с элементами 4 к.с. по Приполярному Уралу, совершенном с 22.07 по 3.08.2005, руководитель Добровольский Александр Вячеславович
3. Отчет о пешем походе 4-й категории сложности по Приполярному Уралу. Руководитель: Серегин Андрей Генрихович
4. Отчет о пешеходном походе III категории сложности по Приполярному Уралу в период с 18 августа по 1 сентября 2006 г. Руководитель: Артур Гилязов
5.5.3 Сайты
1. Турклуб НТУУ "КПИ" "Глобус" - http://www.tkg.org.ua/
2. Сервер для туристов и путешественников - http://skitalets.ru/
3. http://www.mountain.ru/
4. Топографические карты - http://maps.poehali.org/
5. Киевская городская федерация спортивного туризма - http://www.fstk.kiev.ua/
6. Российские железные дороги - http://www.rzd.ru/