1. Справочные сведения
1.1. Паспорт маршрута
Вид туризма: водный.
Район путешествия: Северный Кавказ.
Категория сложности: третья с эл. четвертой.
Число участников: 12.
Сроки проведения: 29 апреля - 10 мая 2007 г.
Продолжительность похода: 12 дней.
Протяженность маршрута: 101 км (водная часть).
Уровень воды: малый для весны.
Средства сплава: Катамаран-2 - 2 шт, Катамаран-4 - 2 шт
Маршрут группы:
г. Киев - г. Невинномыск - пос. Эльбрусский - р. Кубань (сплав) - г. Черкесск - г. Невинномыск - г. Киев.
Маршрут утвердила МКК 21 апреля 2007г., в составе: Бугачук, Дехтярь.
МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут соответствует третьей категории сложности с эл. четвертой.
Отчет использовать в библиотеке МКК.
1.2. Сведения о районе путешествия
На юге Ставропольского края у подножья Эльбруса расположена небольшая горная страна - Карачаево-Черкесия. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории - красивейшие уголки западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения.
Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа.
Район Кубани относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000 м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной защитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для района характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла.
Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии - Кубань (от черк. къ-обан (къоб-бурная, полноводная)). Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км. (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худее, Индыш и т.д.), слева в нее впадают Ускулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.
В Карачаево-Черкессии около 400 озер. К крупнейшим озерам в верховьях Кубани относятся Уллукуль (бассейн реки Учкулан) и Хурлакуль (левобережье реки Худее).
Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худее, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м.
Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу.
Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь - тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкающихся - ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах - озерная форель. Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).
На территории Карачаево-Черкессии проживают более 371 тыс. человек (данные 1979 г.), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т,д. Основные занятия коренного населения - скотоводство: карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы. Автомобильные дороги с твердым покрытием пересекают территорию Карачаево-Черкессии с севера на юг и с запада на восток. Большая часть дорог проложена в долинах рек. Широко развито автобусное сообщение.
1.3. Основные препятствия
Основные препятствия на маршруте это пороги Аманхит, 1-й Каменномостский и 2-й Каменномостский.
Детальные описания порогов и варианты их прохождения приведены в лоции (п. 11 отчета), уровень воды (средний) соответствовал ей.
1.4. Состав группы
? | Фамилия, Имя, Отчество | Год р. | Место работы, должность, телефон | Домашний адрес, телефон | Туристи-ческая Подго-товка | Обязан- ности в группе |
1. | Бобошко Дмитрий Юрьевич | 06.09.1975 | ООО ?Инфопульс? программист | Кара - 4у | Летописец, фотограф | |
2. | Рублик Виктор Владимирович | 24.11.1972 | Кара - 4у | Реммастер | ||
3. | Папа Олег Евгениевич | 10.06.1970 | Прут - 3у | Массовик затейник | ||
4. | Шмоненко Юрий Васильевич | 12.04.1977 | Прут - 3у | Инструктор | ||
5. | Тимошенко Ольга Олексеевна | 24.11.1976 | Кара - 4у | Фотограф | ||
6. | Воронков Юрий Максимович | 04.04.1960 | ООО ?Айюс?, Финансовый директор | Кара - 4р | Руково- дитель | |
7. | Батырь Сергей Георгиевич | 08.02.1979 | Южный Буг - 2у | Пом. Реммастера | ||
8. | Батырь Светлана Георгиевна | 26.11.1975 | Кара - 4у | Завхоз | ||
9. | Худякова Наталья Анатольевна | 10.04.1982 | Южный Буг - 2у | Фотограф | ||
10. | Карчемский Станислав Романович | 17.06.1973 | Южный Буг - 2у | Медик | ||
11. | Карчемский Феликс Романович | 27.11.1979 | Южный Буг - 2у | Пом. | ||
12. | Харченко Инна Александровна | 1970 | Южный Буг - 2у | Казначей |
1.5. Состав экипажей, суда
1. | Катамаран UrEx-2, Водоизмещение 1200 л. Длина 4,0 м Ширина става 2 м Рама штатная, дюраль Д16Т | Воронков Юрий - капитан Бобошко Дмитрий - матрос |
2. | Катамаран ?Зеленка? (самодельный), Водоизмещение 1000 л. Длина 4,0 м Ширина става 2 м Рама штатная, дюраль Д16Т | Инна - капитан Худякова Наталья - матрос |
3. | Катамаран UrEx-4, Водоизмещение 2500 л. Длина 4,5 м Ширина става 2,2 м Рама штатная, дюраль Д16Т | Рублик Виктор - капитан Тимошенко Ольга - матрос Шмоненко Юрий - матрос Папа Олег - матрос |
4. | Катамаран ?Танк? (самодельный), Водоизмещение 2000 л. Длина 4,0 м Ширина става 2 м Рама штатная, дюраль Д16Т | Батырь Светлана - капитан Батырь Сергей - матрос Карчемский Стас - матрос Карчемский Феликс - матрос |
2. Общая идея похода
Данный поход планировался как учебно-тренировочный поход нашей группы. Основными задачами похода были: обучение участников группы и повышение спортивного мастерства, ознакомление с одной из рек Северного Кавказа, спортивный отдых.
3. Варианты подъезда и отъезда
Заброска. До станции Невинномысск можно доехать поездами, идущими в Нальчик, Владикавказ, и др. От станции Невинномысск на заказном транспорте до пос. Учкулан. Возможна заброска и на местном общественном транспорте, но, в связи с большим составом группы и количество снаряжения от этого варианта отказались.
Выброска. От Черкесска (плотины) до Невинномыска на заказном транспорте. Также возможен вариант общественного транспорта. Из Невинномыска в Киев на поезде.
4. Аварийные выходы
Пешая часть на маршруте практически отсутствует.
На водной части маршрута, вдоль всей реки идет асфальтовая дорога со средней интенсивностью движения. Есть и общественный транспорт - автобусы, ходят несколько раз в день. Расстояния между населенными пунктами незначительны. В связи с этим аварийная выброска с маршрута не представляет какой-либо трудности.
5. График движения
Число | День ? | Характеристика дня | Местность |
28-04 | 1 | Заброска. | Поезд ?26 Киев - Невинномыск |
1 | 3 | Заброска, Стапель | Автотранспорт Невинномыск - пос. Эльбруское |
2 | 4 | Сплав | Пос. Эльбруское - перед пор. 2ой взрывной |
3 | 5 | Сплав | пор. 2ой взрывной - ниже пор.Аманхит |
4 | 6 | Сплав | Ниже пор. Аманхит |
5 | 7 | Занятия по плану школы | Ниже пор. Аманхит |
6 | 8 | Сплав | Пор. Аманхит ?Карачаевск |
7 | 9 | Сплав | Карачаевск |
8 | 10 | Сплав, антистапель | Карачаевск - Черкесск |
9 | 11 | Выброска | Поезд Невинномыск ?Киев |
10 | 12 | Выброска | Поезд Невинномыск ?Киев |
6. Описание прохождения маршрута - дневник
При сплаве по маршруту и прохождении препятствий использовалась лоция (п. 11 отчета) уровень воды ниже приведенного в лоции. Детальное описание порогов в п 1.3.
День-1: 28.04.2007
Поезд ?26. Киев-Кисловодск. Отправление в 23:59. С трудом запихнули все свое шматье и снаряжение в купейный вагон. Стоимость билетов в купе 326 грн., плацкарт - 178 грн.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! В составе этого поезда всего лишь один купейный вагон, билеты в который раскупаются в первую очередь. Билеты поступают в продажу примерно за месяц. Рекомендую позаботится о них заранее. Купить можно, если не все, то хотя бы парочку, дабы было удобнее провозить снаряж - собсно так мы и поступили на обратном пути.
День-2: 29.04.2007
Целый день на рельсах с периодическими выходами на перрон на людей посмотреть, себя показать и пополнить запасы пирожков, пива, ближе к Азову, кефали ;) Пересечение границы, по обе стороны, прошло гладко, без шмона.
По пути созвонились, по найденному в инете телефону, с тур-фирмой из Черкесска ?Турист?. Договорились с директором, зовут Заврат, о встрече и заброске из Невинки на Теберду за 6800 руб.
День-3: 30.04.2007
2:01 - прибытие в Невинку. Загрузка в огромный автобус ?Volvo?, которая показала, что 12 человек с грузом - это далеко не предел для этой махины и до полной загрузки сюда вошло бы еще 2 таких группы. Багажник - хоть слонов контрабандой вози. Вобщем ехали с комфортом, попивая закупленный предварительно Айран делает фирмы ?Сириус? - рекомендую! ;)
Около 6:00 подъехали к одноименному курорту на Теберде. Низкая облачность. Накрапывает мелкий дождик. В горах в распадках лежит свежий снег. Хочется спать. Одеты легко. Весьма прохладно. Разведка доложила: ?Воды нет - шкуродер - непроход!? Решаем проехать ниже по течению километра 2-3 до моста и посмотреть что там. Воды больше, но не настолько, чтобы сплавляться без частого применения рем-набора. Забегая вперед нужно сказать, что у небольшой группы из Самары на Теберде сильно пострадал один катамаран, из-за чего экипажу катамарана (2 чел.) пришлось сойти с маршрута.
Принимаем решение перезаброситься на Кубань до Учкулана. Через 3 часа езды выгружаемся чуть ниже пос.Эльбрусское, от нас недалеко впадает правый мутный приток, там же рядом на п.б. 5-6 домов с яркой черепичной крышей. Доплачиваем 700 руб. и договариваемся с Завратом на 9 мая на 10:00 чуть выше плотины в Черкесске.
10:00. Бивак. Дождь. Завтрак.
С 11:00 до 18:00 - стапель с перерывом на обед.
19:00. Дождь прекратился. Верхушки гор позолочены заходящим солнцем. 4ро смельчаков пошли обследовать близлежащий заброшенный рудник в 2 км выше по течению. Вдоволь налазившись по штольням вернулись в лагерь к 23:00 часам. Отбой.
День-4: 01.05.2007
Первомай!
Мир, Труд, Май!
10:00. Завтрак. Сборы. На ?танке? сложности с инсталяцией коленных посадок.
16:00. Вышли. Вода малая, но вполне ходибельно. Течение хорошее, около 7-8 км/ч, постоянное. Первая пара километров с лавировками, уходами от камней, навалов, прижимов, ?взятие? моста (после 30 мин сплава), далась нелегко - плечи приятно напряглись, загрузились. Ждем ?Даутской шиверы?. Прошли по ориентирам мост, за которой должно быть впадение р.Даут, однако, впадения нет - значит мост не тот. Идем дальше. Река течет постоянным быстротоком. В русле полно камней, лавировка, валы, слабые бочки, все идется с ходу без проблем. От последнего моста еще 20-30 минут и на правом повороте реки показался красный фермный мост, перед ним правый приток, в нашу воду справа русло сильно забито камнями. Сразу за мостом впадение Даута и одноименная шивера протяженностью около 100 метров. Проход без просмора от левого берега через центр с лавировкой между камней по небольшим валам до 0,6-0,8 м. Заметен хороший перепад. Далее по течению в Кубань красивым водопадом впадает ручей. Затем на правом повороте реки еще одна ?катательная? горка, заметна при непосредственном подходе, ориентир придорожный знак поселок ?Индыш? и отдельные строения на правом берегу. Проходиться легко по центру, валы все пробивные. Ровный участок плеса до полукилометра, после левого поворота реки еще такой же участок вплоть до зигзагообразного порога под правым берегом (подозреваем ?2ой взрывной?). Первое припятствие интересное с технической стороны. Танк продрался, нужно шиться и к тому же вечереет.
19:00. Становимся лагерем на полочке на левом берегу. Приветствуем и наблюдаем как проходят ?зигзаг? остальные группы. Штопание ?танка? при свете луны и Petzl-ей, разлезся по шву, старенький уже.
21:00. Ужин. Чай. Разговоры.
? Отбой.
День-5: 02.05.2007
8:00. Подъем. Утренний кофе.
9:00. Завтрак.
10:00. Пакуемся, привязываемся. Переправляемся на правый берег. Устанавливаем людей для фото-видео съемки. Порог: река разбивается островом и небольшой отмелью на 3 основных протоки. Слева широкое мелкое забитое камнями русло, сюда же впадает водопадным сливом небольшой левый приток. Проход возможен по центру между островом и отмелью или из под самого правого берега. Заход по центру по мощному входному сливу, после 2х больших косых валов, несет на каменную гряду слева, перед ней улово. Страться держаться ближе в центр, тогда не смоет в улово и отобьет от гряды. Дальше струя уходит прямым курсом в правый берег. При проходе из под правого берега, пробивая центральный слив с косыми валами, цепляться вправо - дальше действовать как при прохождении по центру. Одна четверка на выходе из порога, угребаясь от прижима слева, слишком сильно перегребла и не успела выставить нос по струе, от чего несильно ударившись о правый берег реки, сделав бабочку закончили прохождение порога кормой.
Далее до каньона Аманхит (?сложный проход?) 3 часа ходу.
Расслабляться не стоит, река постоянно меандрирует, от чего приходиться на поворотах избегать прижимов и локальных бочек, валы досигают высоты 1го метра. В русле много камней - постоянная лавировка.
Ориентиром приближения к каньону довольно крутой левый берег с коническим заросшим сосной скальным выходом, выполаживание правого берега, где в небольшой ивовой рощице, обычно стоят лагерем водники. После левого поворота реки оба берега круто набирают высоту и на левом берегу по хребту четко видны мачты ЛЭП.
13:00. Зачалились перед входной разгонкой в каньон на правом берегу. Обед-перекус.
14:00. Пошли на просмотр. Первые две ступени порога хорошо просматриваются с высоты дороги 15-20 м. Однако, чтобы лучше оценить сложность препятствий лучше просматривать по берегу. Особенно 2ую ступень. Третью ступень можно детально просмотреть после прохождения второй по правому берегу, с дороги просмотру мешает густая растительность. Страховку можно организовать по обеим берегам каньона, а также с воды, благо хватает улов. Местами берег каньона сильно завален курумником и большими валунами. В нашу воду порог техничный 4 к.с. из-за большого количества обнаженных в русле камней и неизменно сильного течения.
Первая ступень около 700 м, череда из 3х поворотов. Перед каждым из поворотов река сужается, ускоряется в прижим. За каждым из поворотов есть улово. Ступень простая. Чалились в улове за 50 м до начала второй ступени.
Вторая ступень около 200 м. Начинается с прямого участка быстротока 50м между 2х больших камней. Затем, уходя от прижима по правому берегу, держась центра, нужно вписаться в правый поворот реки. Здесь струя сносит в улово или несет на огромный камень по левому берегу - держаться ближе к центру русла. В низкую воду необходимо обратить внимание на разбросанные в русле обливные камни, на которых может раскрутить катамаран и осложнить выполнение маневров. Сразу выйдя из прижима через 5м мощный слив с перепадом высоты до 2х метров на правый берег - опять прижим. Выход - струя около 10м с серией мощных валов. Сразу после второй ступени есть короткий участок спокойной воды, где нужно зачалиться в улове на правом берегу для дальнейшего простмотра и организации страховки.
Третья ступень также около 700м, начинается на правом повороте реки. Ступень характеризуется двумя сложными прижимами, сливами, мощными стоячими, обратными валами до полутора метров. Здесь необходимо держать карамаран по струе, обходя острые зубья и полуобливные камни.
Решили идти катамаран за катамараном с интервалом 10 минут и делать остановки после каждой ступени, чтобы успевать организовывать страховку и фото-видео съемку.
15:00. Начали прохождение.
18:00. Сразу за третьей ступенью имеется стоянка на левом берегу, на полочке. Стали лагерем по соседству с группой водников из Москвы.
21:00. Ужин. Папин супчик. Колбасный сыр.
22:00. Песни. Пляски.
? Отбой.
День-6: 03.05.2007
8:00. Подъем. Снег, снег, снег? Красота. Можно забраться на хребет, есть тропа. С него открывается живописный вид на каньон. Рекондуется иметь при себе фотоаппарат.
10:00. Завтрак. Сегодня планируем провести плановые занятия на Аманхите, отработать технические элементы и организацию страховки.
12:00. Отряжаем две двойки и четверку ?Витязь? на сплав по Аманхиту. ?Танк? и 4ро дежурных оставляем в лагере. Снег практически весь стаял. Солнце. Переправляемся на правый берег, где собираемся по дороге забросить катамараны на место старта. Фрахтуем по пути серую буханку (УАЗ) и в несколько ходок в течении получаса сгружаем катамараны в ивовой рощице.
12:40. Начинаем сплавляться по той же схеме, что и вчера. Единственное что - идется быстрее, так как налегке - без груза.
13:00. После прохождения желающие могут зайти в лагерь и хлебнуть горячего чаю. Опять забрасываемся на УАЗе. За обе заброски отдали 600 руб.
14:00. Снова на старте. Меняемся состава, проводим тактические учения. С каждым разом каньон проходится уверенее.
15:00. Перекус и смена ?караула? в лагере.
16:30. Хозяин УАЗа - Александр Иванович, согласился подвезти из поселка нам провизии: айрана, подсолнечного масла и пару буханок свежего хлеба. Последняя на сегодня заброска: ловим пустой переделаный ГАЗ-66 (кстати обслуживающий на тот момент ребят из ?4х сторон?) и одной ходкой завозим все 3 катамарана к месту старта - 200 руб.
17:30. Все в лагере. Так как наличие воды для нормального неаварийного сплава есть только в Кубани, принимаем решение завтра забросится чуть выше ?Даутской шиверы? и затем продолжить тренировочные сплавы в каньоне. Созваниваемся с водителем ГАЗа и договариваемся, что он нас завтра будет сопровождать вдоль всего маршрута за 2000 руб.
19:30. Ужин.
22:00. Посиделки у костра.
... Отбой.
День-7: 04.05.2007
8:00. Подъем.
9:00. Завтрак. По нашим замерам вода спала на пару сантиметров.
10:00. Машина подана. В лагере оставили ?танк? и 4х дежурных. Начинаем переправу и загрузку двух двоек и четверки ?Витязь?. Обратите внимание, в некоторых транспортных средствах особенно с железными, необбитыми деревом, бортами имеются острые кромки, края и углы наварных креплений - будьте бдительны при загрузке дабы ваши сплавные средства остались целы и невредимы.
11:00. Выехали в сторону ?Даутской шиверы?.
11:30. Заехали выше шиверы - до предыдущего железного моста. Выгрузились.
12:00. Подкачались, подвязались, начали сплав. Течение хорошее, идется легко и с ходу: ?Даутская шивера?, ?1ый взрывной?, на ?2ом взрывном? установили страховку с воды и фото-видео съемку. Уровень воды и сложность некоторых перепятствий позволяет не обходить и не пропускать ни одно из них. Вобщем покупались так и не оказавшись в воде.
14:00. Подошли к Аманхиту. И сразу один за другим с интервалом 5-10 минут, ступень за ступенью, со страховкой с воды, прошли каньон без эксцессов.
14:40. Сменили вахту в лагере и тремя катамаранами забросились в начало каньона.
До 18:00 успели сделать по три прохода каньона каждый катамаран смешанными экипажами.
20:00. Ужин.
? Отбой.
День-8: 05.05.2007
8:00. Подъем, утренний кофе, завтрак.
9:00. Сборы.
10:30. Выход. Часто останавливаемся в поисках ?каменомостских? порогов.
13:00. Наконец-то мы у ?1-го каменомостского?. Здесь сужение русла, белая, кипящая вода, ярковыраженные будто мощенные булыжником скальные выходы по обоим берегам Кубани. На входе по среди реки булыжник, делящий струю на попалам. Левая непроход из-за малой воды. Просмотр и страховка с правого берега. Порог мощный (!), но технически несложный, прямой, лавировок, уходов, прижимов, пульсирующих валов нет, все бочки проносные. Главное удержать кат по струет и не подставлять валам бок. Девчонки на ?зеленке? так старались, что сразу за камнем на входе незапланировано встали в улово, постояли, отгреблись и ?бабочкой? вышли из порога. В 50-60м за каньоным выходом из порога с правой стороны большое улово с песчаным пляжиком - чалится рекоменду здесь. Порог прошли все, с вещами.
14:30. Через 20 минут чалка перед ?2-ым каменомостским?, пожалуй самым впечатляющим по красоте и мощности порогу. Просмотр и расстановка людей на страховку и фото-видео съемку. Условно порог можно разделить на 4 части: вход с грядой мощных пирамидальных валов, на которых сильно отбивает в право, далее быстроток с менее мощными, но все же опасными валами, затем мощный слив с проносной бочкой бьющий всей струей в каменную стену, перегораживающую в акурат пол русла каньона. В нашу воду порог усложнялся наличием перериодически открывающихся зубьев в середине слива, в связи с чем проходить нужно было справа, дабы сберечь от поломки раму. И последняя часть порога - выход сразу за каменной плитой, 10-метровый коридор с мостом над головой.
Приняли решение идти пустыми - без шмоток, только на двойках, из-за сложного маневра в 3ей части порога: слишком быстрое течение для того, чтобы из под правого берега, обходя зубья, успеть слиться и угрестить налево за плиту, избегая столкновения, повреждений и возможного оверкиля. Примерное расстояние между сливом и плитой 5-6 метров.
Обе 4ки и вещи обнесли.
Флагманская двойка, едва задев плиту, успешно вырвалась из лап порога.
?Зеленка? же с замененным экипажем в составе Виктора Рублика и Юры Шмоненко сели одной гандолой на плиту и после 5-минутной борьбы со струей при сползании со стенки вышли из порога с оверкилем. Сразу за порогом в улове экипаж и катамаран были выловлены и доставлены на берег.
Загрузив вещи на сплав-средства и после часа сплава встали на правом берегу на зеленой площадке у заброшенных дач. Последующим группам рекомендуется пройти еще минут 20, на правом берегу большая поляна, напротив кафе-ресторана ?Националь? по левому берегу.
20:00. Бивак. Ужин.
- Отбой.
День-9: 06.05.2007
8:00. Подъем. Завтрак.
10:00. В поселке была зафрахтована машина, которая забросила две двойки опять на ?2-ой каменомостский?.
11:00. А здесь уже аншлаг. Группы идут одна за другой. Воды больше. Зубьев в сливе нет. Прошли порог несколько раз разными составами. Килей - нет. Пару раз от плиты уходили телемарком.
15:00. Продолжаем сплав. Подбираем два оставшихся катамарана и после перекуса идем до станицы Красногорская. Этот участок пути достаточно интересен и просто таки напичкан прижимами на поворотах, валами, местами до полутора метров и бочками, часты разбои, приходиться выбирать русло и течение.
18:30. Становимся на ночевку на поляне недалеко от моста.
20:00. Ужин.
- Отбой.
День-10: 07.05.2007
8:00. Подъем. Завтрак.
10:00. Идем до Черкесской плотины. По началу еще есть быстроток, шиверы и перекаты. Но с началом Черкесского водохранилища река расширяется и успокаивается.
15:00. Антистапель.
19:00. Ужин. Песни, пляски.
- Отбой.
День-11: 08.05.2007
8:00. Подъем. Завтрак. Сушка. Сборы.
12:00. Загрузка в автобус.
14:15. Прибытие в Невинку. Прогулка по местным базарам.
16:00. Посадка, погрузка в 25ый поезд и отбытие на Родину ;)
День-12: 09.05.2007
Ночное взятие границ.
15:52. Прибытие в Киев.
7. Потенциально опасные участки на маршруте
Опасные участки на маршруте были только на водной части - это именные пороги: Аманхит, 1-ый Каменномостский и 2-ой Каменномостский (Желоб). Необходимо уделить внимание безопасности при проведении разведки Аманхита, так как много сыпухи (курумника).
Так же следует отметить довольно напряженный прогонный участок от Желоба до станицы Красногорской. Неплохие прижимы, высокие валы, плюс ко всему иногда местное население бросается камнями с высоких обрывов.
8. Наиболее интересные природные и исторические объекты
Из исторических памятников на маршруте присутствуют несколько памятников, да и то не очень понятно, к кому они относятся. Перед пос. Учкулан стоит обелиск, но чему он посвящен, мы так и не поняли. Чуть ниже пос. Эльбрусский на ПБ находятся заброшенные шахты (или рудники). Вдоль р. Даут расположен Даутскии заказник, но мы туда не ходили. Чуть ниже р. Даут на ПБ в Кубань впадает река Идыш. Если по ней подняться на 1,5-2 км, то можно дойти до нарзанного источника. Вот в общем-то и все.
9. Дополнительные сведения
9.1. Групповое и личное снаряжение
Специальное снаряжение, групповое:
Катамаран - 4 | 2 шт. |
Катамаран - 2 | 2 шт. |
Спасконцы (морковки) | 6 шт. |
Весла | 12 шт. |
Запасные весла | 6 шт. |
Ремнабор | 1 шт. |
Аптечка | 1 шт. |
Специальное снаряжение, личное:
Спасжилет, стропорез, каска, гидрокостюм, гермоупаковки - 1 комплект на каждого участника.
Наименование | На 1 человека | На группу 6 человек |
Продукты (всего/в день) | 4,2/0.7 | 46,2/7,7 |
Групповое снаряжение | 22 | 242 |
Личное снаряжение | 14 | 154 |
Всего: | 40 | 440 |
Максимальная нагрузка на мужчину 43,5 кг., на женщину 25 кг.
9.2. Погодные условия
Поход проходил в условиях очень благоприятной погоды. В период активной части похода, с 1 по 3 мая погода была пасмурная, иногда шел дождь, один раз выпал снег. Начиная с 4 мая погода в основном солнечная, теплая и даже жаркая. Днем температура поднималась до +20 - +25 о С, ночью 0 - -2 о С. Это в общем не очень типично для данного времени на серверном Кавказе. Местное население говорит, что это поздняя весная в данном регионе.
9.3. Финансовые затраты
Куда шли деньги | С одного человека | С группы |
Ж.Д. Киев - Невинномыск | 326 | 3912 |
Авто Невинномыск - Эльбруское | 125 | 1500 |
Черкесск - Невинномыск | 100 | 1200 |
Ж.Д. Невинномыск - Киев | 270 | 7400 |
Пропитание и фото | 200 | 2400 |
Всего: | 1021 | 12252 |
Таким образом затраты на одного человека составили 1000 грн, на группу из 12 человек 12000 грн.
10. Итоги, выводы и рекомендации
Маршрут интересен только в спортивном плане. Для отдыха не очень удобные стоянки. Маршрут проходит по красивым местам. Очень живописная природа.
Из-за отсутствия необходимого для сплава уровня воды в р.Теберда, сплавлялись и накапливали опыт на Кубани. Весь намеченный маршрут по Кубани был пройден полностью. Желоб прошли только 2 катамаранами с усиленными экипажами.
С рыбалкой по всему маршруту проблем нет, проблемы с рыбой. По крайней мере, в то время, когда ходили мы, рыба не ловилась даже у местного населения. Проблем с дровами не было ни на одной стоянке, их просто навалом.
Довольно легкая заброска/выброска (отсутствие пешей части) понижают требования к весовым характеристикам снаряжения.
Сам по себе сплав по Кубани оказался очень коротким, поэтому для спортивного похода желательно эту речку брать в связке, используя в качестве разгонной реки. Река вполне пригодна для подготовительных походов.
11. Лоция маршрута
В качестве основы лоции использовался отчет П.А. Скобина
(ТвГОО ФСТ, г. Тверь май 2003г), дополненный сведениями из нескольких других отчетов, найденных в интернете. Средний уровень воды, соответствовал нашему прохождению.
Название | Длина | Описание | Прохождение | Наши замечания |
От точки стапеля 30 км. | ||||
Шивера ?Даутская? 3 к.с | 200 | Ориентир красный железный мост на шоссе Карачаевск - Учкулан. Шивера находится за мостом, слева впадает р. Даут. После шиверы быстроток, разбои | Прохождение походной колонной по основной струе. Чалка для осмотра возможна за мостом на правый берег | Перед мостом на левый берег - значительно проще. Проходили вначале по центру, потом под ЛБ. |
Прогонный участок - 1 км | ||||
Порог 1-й Взрывной | --- | Расположен на левом повороте реки, После слива бочка 1-1,2 м. На выходе косые валы до 1,5 м. и прижим к ЛБ | Заходили по основному сливу у л. б, между острым камнем и полуобливной плитой. | Порог исчез, толи смыло селем, толи МЧС разбомбило, что бы дорогу не подмывал |
Прогонный участок - 1,5 км. | ||||
Порог 2-й Взрывной ?Зигзаг? | 70 | Ориентиром порога может служить резкое сужение на правом повороте реки, видное издалека. В нашу воду перед порогом у ПБ была каменистая коса, а в центре русла два островка: одна из проток была перегорожена упавшим деревом. Он расположен на зигзагообразном повороте реки с большим падением русла. На входе справа острый "зуб", по центру - слив 2,0 м. с жестким 1,5 м. валом за ним. На выходе у ЛБ, острые камни, правее - мощная бочка с косыми валами за ней. | После слива уходили вправо от мощного прижима к ЛБ | Чалка для просмотра на ПБ. Порог упростился (или нам так показалось?): справа острого зуба не было |
Прогонный участок - 15 км. | ||||
Каньон ?Аманхит?, 3-4 к. с. | 2 км. | Ориентиры каньона - ширина реки около 30 м., отвесные скалы подходят вплотную к реке с обеих сторон, заметно падение. На полке п. б. за лиственной порослью видна дорога. Порог начинается на правом повороте. Выделяется 3 ступени, разделённые быстротоками. Первая ступень (простая) - валы, за ней быстроток. Вторая ступень - входной слив, за ним большой камень по центру. Проходы справа и слева. Серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе 3-4 мощных вала, бочки. За ними быстроток. Третья ступень - на S -образном повороте. Сливы, бочки, эффектные валы. На выходе поджимает к острому камню л. б. Затем плёс. | Сходу, колонной с интервалом 10-12 м. Линия движения очевидна - по основной струе. Чалка перед порогом и между ступенями возможна на п. б. Стоянка разу за препятствием на л. б. до впадения левого притока перед разрушенным мостом. В 300 м. ниже разрушенного моста стоянка на ПБ у дороги. До пор. ?1-й Каменномостский? сложных препятствий нет. Быстротоки , разбои . | Основной ориентир, более бросающийся в глаза - это большая опора магистральной ЛЭП впереди вверху на горе (реально гора на ЛБ, но из-за поворота видна ровно впереди). На камень, который по центру серьезно сносит, при первом прохождении пришлось даже сделать телемарк, чтобы уйти от навала. Во второй ступени из ПБ горизонтально воде торчал ствол - расчёска, правда легко обходился. |
Прогонный участок - 18 км | ||||
Порог 1-ый Каменно-мостский, 3-4 к. с | 30 | Находится в посёлке. С наплыва заметить не просто. За 30 м. до порога достаточно сильное течение. Ориентиры - после не крутого зигзага прямо по курсу невысокие уплощённые сверху скальные стенки л. б. Относительно резкий взлёт п. б., на котором располагаются строения, огороды. На ПБ у самой воды выходы камня. По ЛБ отмель из крупной гальки. Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. За ним плёс. На входе большой камень, не очень чётко видимый с наплыва. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к острым скалам л. б. В правом проходе слив, мощные косые бочки, сюда уходит большая часть воды. | Чалка на отмель л.б. или на п.б. за 40 м до порога. У ПБ течение заметно сильнее. Проходили слева от камня на входе. Много удобных мест для страховки . | Воды льёт примерно поровну, что слева, что справа. К левым скалам струя не жмёт. |
Прогонный участок - 1 км | ||||
Порог 2-ой Каменно-мостский, ?Жёлоб?, 4 к. с. | 70 | В километре ниже предыдущего. Ориентир -капитальный мост над порогом, по курсу невысокие скальные стенки ЛБ. Река летит между скальными стенами сквозь узкий проход. Общее падение до 6 м. Сливы, валы, бочки. За порогом река расширяется и быстротоком стекает в шиверу. | Чалка на л.б. в устье ручья на поляну п.б. Группа проходила препятствие с комбинированной страховкой. Порог хорошо смотреть при заброске. Сниматься с маршрута удобно от этого порога или спустившись ниже устья р. Теберда. | Общий смысл прохождения - зайти по центру и дальше всеми силами держать катамаран на середине прохода. Чётко выделить локальные препятствия не получится: всё хорошо перемешано, но посередине есть чёткий слив, метра 1,5 высотой. Порог технически прост . |
До точки антистапеля 40 км. |
Фотографии