Дело было прошлой зимой, участвовали двое - Антон Карнуп и автор. Антон живет в пгт Мидланд, штат Мичиган. К хорошему льду в Канаду в Онтарио от него ехать часов 5-7. Прямо на север через верхний полуостров Мичигана и город, который местные называют Су (Sault Ste Marie). Вокруг Су есть несколько ледолазных мест, самое известное - каньон р. Агава.
В определенный момент Антона потянуло сходить первопроход. Легкость бытия или что еще - не понятно. Изучил гайдбуки - в известных районах все стоящие линии уже пройдены. Надо искать районы еще не описанные. Снегоход напрокат - и вперед рассекать тайгу по просекам. До первой ямы. Или присмотреть кандидатов летом, а зимой уже проверять, натекло ли там льда. Вторым способом Антон нашел один замечательный маршрут в нижнем течении Агавы, и зимой 07-08 он был пройден. 7 веревок длины, сложность WI4+, назвал - ?Анархия?. 2 штрафа на подъездах и идиотские запреты на ледолазание в низовьях Агавы добавили первопроходу романтики. Смотря на Антона, было ясно - понравилось.
На Анархию мы и поехали первым делом следующей зимой. Пустая дорога, бескрайний лес, сугробы - все как обычно. Редкие мысли возбуждались только дорожными указателями. ?Moskal Road? - О-о! ?Yourchuk Road? - Ну-у! Дорога заканчивается, 3 часа через лес на снегоступах и переправа через Агаву. Несмотря на -20С, в ней всегда есть промоины, и сначала приходится искать переход налегке, без рюкзака. ?Говоришь, летом тут по колено?? - ?Разные есть места, вон там, на повороте точно с головой!?
Маршрут видно с реки, длинный ледовый кулуар в углу скального выступа. Верхняя часть - отвесная колонна. Сила! Как натянутая тетива! Переночевав в лесу, выходим. Сильно потеплело, все затянуло туманом. Первые 3 веревки, градусов по 45-60, удается обойти по снегу или лесом, подтягиваясь за стволы деревьев. Дальше - 3 веревки попеременно (WI3, WI3+, WI4+) и душевая под колонной. Оставили ее в покое, обошли слева. Последняя веревка (WI2-3) по ступеням выводила на верх скал. Дюльфера по деревьям слева от маршрута, дождь, возвращение в машину за полночь. Ночуем в Бешеном Лосе (Mad Moose Lodge) на трассе. Там недавно появился новый хозяин, но ничего не мешает проверить открыто ли. Хозяев не оказалось. Дейл, былой смотритель, сидел на кухне, несмотря на глубокую ночь. Он и пустил нас на диванчики.
Утром искали ключи от единственной машины Дейла. Он потерял их неделю назад где-то между домом и сараем (поле метровых сугробов). Если бы не дождь, идущий уже сутки, нашли бы ключи только весной. А так можно пить дальше. После поехали на разведку в сторону лыжного курорта Сёрчмонт (Searchmont). А вдруг там есть лед, потому что на карте там должны быть скалы. Лед там был! Но чтобы у нас хватило смелости его лезть, надо еще с месяц подождать, пусть нарастет.
***
Следующая поездка в Онтарио произошла в январе. Цель нашли в прошлый раз, листая гайдбук по пути домой. Маршрут назывался Excruciator, но был не пройден. Длинная сосулька, которая очень редко дорастала до земли. Скалы, с которых свисает объект, находятся на территории ГЭС, 2 года назад собственник запретил всякое лазание, гайдбук был издан до этого.
На Новый Год Антон с товарищами пролез Bridalweil Falls в Колорадо, знаменитый маршрут сложностью WI6+, про который Джо Симпсон писал в одном из своих романов. Водопад многие годы был закрыт для лазания, но этой осенью клаймерским организациям удалось договориться с собственником земли. ?Ну и как выглядит ключ на WI6?? - ?Такая крыша с метр, замахиваешься одним молотком как можно дальше, БАМММ!, замахиваешься вторым, БАММ!, после кошки сами отрываются, висишь, подтягиваешься, висишь на одной руке, молотком БАМ!, немного подтягиваешься, вторым кое-как БАМ!, можно уже зацепиться ногой, дальше просто...?
К полуночи добрались до первой ГЭС (Gartshore Dam, или Г-дамба). Фонари горят, повсюду знаки ?круглосуточное видеонаблюдение?, ворота закрыты. Зато и людей нет. Оставили машину ?в кустах? за милю на трассе, по лесу обошли забор, спустились к дамбе, прошли по ней, внизу ревет спускаемая вода. Дальше 16км пешком по обледенелой дороге. Хотя бы ночью никого не повстречаем. Вышла Луна, и за 3 часа дошли до второй ГЭС (MacKay Dam, или М-дамба) и железной дороги. В посадке за рельсами поставили палатку, потом 4 часа на сон.
Мы много думали, как сократить подходы. Например, идти те же 16км, но по рельсам. Это не земля ГЭС, если кто увидит - ?ругать? не будет. С другой стороны, как там эти рельсы чистят? Чистят хорошо, из-за этого по бокам стоят утрамбованные снежные стены за 2 метра высотой. Ходит тепловоз с ковшом и после каждого снегопада их полирует. Если вдруг из-за поворота выскочит состав, придется нам очень быстро бросаться на стенку, с первой попытки выскакивать.
Был еще вариант, подъехать на машине 3км выше Г-дамбы с другой стороны реки (если там грунтовку чистят), перейти водохранилище по льду, и дальше по дороге остается всего 5км. Но был один момент. Водохранилище покрывается льдом в начале зимы, со временем уровень падает, и между льдом и жидкой водой образуется воздушная полость. В гайдбуке писали, что бывало и по 10м такой пустоты. Вот я проваливаюсь, пролетаю с 5м, плюхаюсь с рюкзаком в ледяную воду, вокруг тьма, течение кое-какое. Понятно, что связаны, жумар вщелкнут, буры, лесенка под рукой... Вопрос: как вытаскивать, если лед, куда крутят буры, проваливается от веса, висящего на этих бурах? УЖОС! Не самые смелые и сомневающиеся в своей сообразительности личности отправились топтать 16км по дороге.
Утром объект открылся во всей красе. От нас его отделял залив водохранилища. Ровный лед образовывал местами провалы метров по пять, траншеи и ямы. Пришлось заложить большую дугу вдоль берега. Лед же на маршруте доходил до самого низа, отлично, собрались и полезли. Первая веревка вышла извилистой, бур закрутишь не везде, да и в лоб не полезешь, ибо лед можно сколоть до самой скалы. А в конце веревки пришлось лезть через капусту, т.е. cauliflower (см. фото The Fang). Станция была под защитой нависания.
Вторая веревка играла с нашими слабостями: как можно дальше по туннелю между скалой и рядом сосулек, только затем наружу (мама!), далее траверс, затем недолго прямо вверх до полки, но под душем. Инструменты с первого удара глубоко входят в размякший лед. Нет времени крутить буры, скорей на полку и бегом из-под водопада. Дальше вверх по ступеням с обратной стороны большой сосульки. Вуглускру опять удалось скрыться от проверки светом дня.
Теперь лидировать Антону. Трекинговые кошки и тупой инструмент на вертикальном льду не помощники. 15 метров вверх, нависание, надо разбить несколько сосулек, потом еще 15 метров вверх. Дальше угол падает, начинаются полки - лес. Еще утром приметили дерево посреди стены, дюльферяем на него, потом до земли. Маршрут назвали ?Секретная свобода?, WI4+. Собираемся, ждем темноты и за 3 часа доходим до Г-дамбы. Ноги бьют как поршни, раз-раз, вверх-вниз, вверх-вниз, подъем-спуск, подъем-подъем-подъем... Ночуем у Дейла. ?Дейл, может тебе привезти чего с большой земли? - Привезите мне, ребята, ящик денег...? Засыпаю с мыслями, много ли там намерзло за месяц в Сёрчмонте, а то вдруг придется это лезть.
Оказалось, что все растаяло. От маршрута ?Стальное очко директ? ни осталось ни метра льда - стена обращена точно на юг. Справа от основной стены находим небольшую колонну. До льда веревка скал с огородами. Через 60 метров лазания колонны еще не видно. Антону достается 10 метров скал на трении в кошках, собственно колонна и короткий гуллот, за который можно продать не только Родину. Всего 4 движения, 4 удара молотком, но зато каких! Вытягиваешь руки, мушка сводится с прицелом, и - бей! Точно в квадрат 3х3см, если мимо - по скале. Если слабо - льда уже нет, второй раз будет по скале. Попал! Сходу по следующему квадрату - Попал! Следующий! Руки, тело, инструмент - все на одной прямой.
Спустившись к машине, приходиться общаться с хозяином земли, на которой расположен только что пройденный маршрут ?Огородная мечта? 5.8, WI3. Удается отговориться - ?не знали и не догадывались, здесь такие дикие места...?.
***
Третья поездка в Онтарио началась с приступа ЛТХА-синдрома . Уже на мосту между США и Канадой не могу найти свой паспорт (на выезде из Штатов документы не проверяют). В то время как я ныряю в кучу рюкзаков в корме машины, Антон едет как можно медленнее, затем становится в самую длинную очередь на канадской стороне. В этот раз мы собираемся пройти тонкую ледовую соплю сложности WI5+ в той же стене, что и Секретная Свобода. Подходы проходят гладко, как в прошлый раз. Крепкий ночной мороз за -20. Оказывается, что на первой веревке нашей сопли почти нет льда. Зато есть покатая полка, которая подходит сбоку как раз к началу второй веревки. Скрипя кошками по гладким скалам, подбираюсь ко льду. Вся страховка на 60м траверса - 3 микрозакладки. Зато станция выходит удобной - в туннеле между скалой и ледовой колонной.
Антон уверенно лидирует вторую веревку, она как минимум вертикальна. Снаружи моей пещеры постоянно пролетают куски льда. Местами молоток проламывает лед насквозь, оказывается и выше тоже есть пещеры. Спускаемся с дерева в конце маршрута, 60м как раз хватает до земли. Называем маршрут ?Внутренняя Монголия?, собираемся и уходим.
До вечера еще далеко, и можно увидеть много интересного. Прямо под М-дамбой, на виду всех зданий ГЭС стоит замечательный замерзший водопад - Montreal Falls. ?По темноте получится! Не заметят!? Сложность водопада WI4-5.
Слышно шум мотора, и сзади показываются два снегохода. Рыбаки с уловом. ?Мужики, подвезите!? - не отвлекаясь, переходим к делу - и вот мы уже пытаемся удержаться на задних сиденьях. Рюкзак сильно мотает на поворотах, напрочь отмерзли уши, но зато через 15 минут мы уже у Г-дамбы! Невероятно! Fly an hour or walk a week. Мужики эти работают на ГЭС, поэтому у них есть ключи от ворот на дамбе.
Возвращаемся в Су, рядом с ним есть ледовый район прямо на берегу озера Верхнее. Лед намерзает за счет влажных ветров с озера. С главной дороги в Су (ON-17) необходимо свернуть на запад у ?памятника ядерному взрыву?? водонапорной башни характерной формы. Далее ехать до конца. С парковки выходим на лед озера, полчаса идем вдоль берега. Ставим палатку под прикрытием прибрежных камней, ночуем. Скалы все белые от снежных наростов. Земля на вершине берегового обрыва принадлежит девелоперу. Пока там еще ничего не построено, но лазить внизу легально уже нельзя. К счастью, никто это пока не контролирует.
Первым делом с утра лезем ?Чапаева? - очень тонкую линию длиной 60м. В сумерках она показалась нам супер-сложной - WI6 и длиной веревки в 3, со стремными станциями. Еще один первопроход, ледовый ?Путь самурая?, проверка чему мы научились во время этих поездок на север. Днем все оказалось намного проще - WI4, но лед везде был тоньше 15см. Собрав самые короткие буры, Антон пошел лидировать. Чтобы дотянуться до льда в начале, необходимо раскачаться на ветках куста под маршрутом. Далее - вертикальный лед и редкие места для организации страховки. Антон был крайне аккуратен и уже через 30 минут стоял среди берез наверху обрыва, обозревая бескрайние прос-торы Lac Superieur и тонкую линию Мичигана вдали.
Как показалось автору, иногда ограничения полезны, даже на первый взгляд ненужные. Они замедляют процессы освоения. Если бы не эти запреты, смогли бы мы почувствовать себя первыми? Оставалось бы только грустить о предстоящем конце времен. А пока есть еще лед, правда не для всех, а только кому очень хочется.
снимал А. Карнуп и автор, 2009
Варианты дальнейшего развития событий:
Дополнительные фото:
Коментарі
.
rusved replied on #
Понравилась фотка таблички:
?Частная собственность. Проход запрещен. Нарушителей застрелим, выживших - добьем?. Фото John Roper
В апреле 2008 года лазили по Красному камню в Крыму. Было валом туристов, альпинистов, скалолазов, песни толп туристов под стеной, куча фоток.
В феврале 2010 года вёл группу мимо этих скал. Столбы с колючей проволокой под самые скалы и табличка о частной собственности. Народу в то время - никого. Ещё тогда подумал - что это нереально - "застолбить скалы" от креативной молодёжи.
И что же...???
Уже весной, а потом и летом этого года - сообщения об охране скал ментами и прогоны любых людей от этой территории.
Чем всё закончилось - не знаю, не следил, но тенденция нехорошая, и рождена американцами.
И сомневаюсь, что угроза на табличке - простой прикол. Вполне возможно, что кого-то уже пришили и закопали.
Это моя собственность!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!