Отчет о пешеходном туристском спортивном походе пятой категории сложности по Юго-Западному Памиру


Отчет о пешеходном туристском спортивном походе пятой категории сложности по Юго-Западному Памиру,
совершенном с 13 августа по 12 сентября 2009 года

Маршрутная книжка - 48/09
Руководитель группы: Келин А.Л.
Адрес руководителя: kelyn(at)mail.ru

Оглавление

1. Справочные данные про туристский спортивный поход:
1.1. Параметры похода
1.2. Характеристика районов похода
1.3. Подробная нитка маршрута
1.4. Данные об участниках

2. Организация туристского спортивного похода
2.1. Общая идея похода
2.2. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Заявленная нитка похода
Запасные варианты
Аварийные выходы с маршрута
2.4. Изменения маршрута и его причины
2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником

3. График движения и технический отчет
3.1. График движения
3.2. Высотный профиль похода
3.3. Техническое описание прохождения маршрута
3.3.1. Кишлак Ривак - оз.Ривак
3.3.2. Радиальное восхождение на вершину 4750 (4750м, 1Б)
3.3.3. Радиальное восхождение на вершину 5184 (5184м; 1Б)
3.3.4. Перевал Юрьевский (5090м; 2А)
3.3.5. Река Нимос - кишлак Советобад
3.3.6. Перевал Уважаемых Людей (5345м; 2А)
3.3.7. Перевал Ямчун (5220м, 2А)
3.3.8. Перевал Зардив (4700м; 2А)
3.3.9. Перевал Джарх (5225м; 1Б)
3.3.10. Перевал Ольга (5370м; 2Б)
3.3.11. Перевал Туристов Днепропетровска (5330м; 2А)
3.3.12. Перевал Дараидаршай (Даршай) (5100; 1Б)
3.3.13. Радиальное восхождение на вершину пика Маяковского по южному склону (6095м; 3А)
3.3.14. Перевал 50 лет Латвийскому Государственному Университету (5270; 2А)
3.3.15. Перевал Донбасс Северный (5211; 2Б)
3.3.16. Перевал Богуш (4285; 1А)
3.3.17. Река Чурдж - кишлак Гарм-Чашма
3.4. Технические препятствия
3.5. Расчет категории сложности похода
3.6. Картографический материал

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

5. Приложения
5.1. Перечень личного специального и неспециального снаряжения
5.2. Перечень общественного неспециального и специального снаряжения
5.3. Состав ремонтного набора
Поломки
5.4. Состав общественной аптечки
Расчет количества медикаментов
Распределение по людям и заброскам
Анализ заболеваемости участников и их лечение
5.5. Оценка пригодности инвентаря, рекомендации по снаряжению и инвентарю
Бивачное
Кухня
Специальное
5.6. Перечень продуктов, рацион питания и их вес
5.7. Общественный вес продуктов на группу и в среднем на человека (муж., жен), распределение веса по людям)
5.8. Смета затрат на поход
5.9. Расписание движения транспорта, время работы отделений связи и др.
5.10.Список литературы, туристических отчетов и других источников информации
Общая информация
Отчеты
Фотоальбомы
5.11. Характеристики особенностей материального обеспечения
Шатер
Автоклав
5.12. Перевальные записки
5.13. Диск с фото-материалами


1. Справочные данные про туристский спортивный поход

1.1. Параметры похода

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной
части похода, км
ПродолжительностьСроки проведения
общаяходовых дней
пешеходныйпятая258,35272716.08.09 - 11.09.09

1.2. Характеристика районов похода

Маршрут проходит в районе Юго-Западного Памира по территории Горно-Бадахшанской АО Таджикистана. Она занимает 50% территории Таджикистана, на которой проживает около 3% населения республики.

Юго-Западный Памир состоит из трех главных хребтов: Шугнанского, разделяющего долины Гунта и Шахдары; Ишкашимского, идущего от города Хорога на юг; Шахдаринского, соединяющегося с Ишкашимским в районе пика Маяковского и разделяющего долины рек Шахдары и Памира. Севернее Шугнанского хребта расположены Рушанский, Язгулемский и Ванчский хребты. Рельеф Юго-Западного Памира характеризуется большими абсолютными высотами. Высочайше вершины района пики Карла Маркса (6726 м.) и Фридриха Энгельса (6510 м.) расположены в Шахдаринском хребте.

На Шахдаринском хребте разрабатывается месторождение лазурита, найдены горный хрусталь, рубины. В районе много геотермальных источников.

Особенности климата определяются географическим положением и орографическими особенностями Юго-Западного Памира. На юге путь влажным массам с Индийского океана преграждает Гиндукуш высотой 6000 - 7500 метров. С запада массам воздуха преграждают путь горные хребты северо-восточного Афганистана, тянущиеся в меридианальном направлении. Эти факторы определяют своеобразный сухой климат высокогорья, на который постоянное влияние оказывают массы воздуха, формирующееся над равнинами Средней и Центральной Азии и Иранским нагорьем. Осадки в течении года распределяются неравномерно, максимальное количество их выпадает в холодный период, в теплый они, как правило, отсутствуют. Большинство осадков (200 - 400 мм в год) выпадает на западных склонах хребтов, причем в виде дождя лишь 10 - 15 мм в год. В межгорных долинах дожди не выпадают по несколько лет подряд. Наиболее сухие месяцы - август и сентябрь. По многолетним данным в августе в Хороге выпадает в среднем около 0,1мм в год, а в сентябре - до 1 мм в год.

Среднемесячные температуры в Хороге составляют в июле и августе +22, в сентябре +12,7. На высоте 3500 среднемесячные температуры в июле +14, в августе +13, в сентябре +8. На высоте 5000 даже в июле среднемесячная температура +5. Наблюдаются очень резкие суточные колебания температур.

Нижняя граница снега на Юго-Западном Памире находится на высоте 4800 - 5000 метров. В связи с сухим климатом растительность района довольно скудна. Деревья встречаются только по долинам рек. До высот 3000 метров встречается береза, тополь, ива. Выше только арча, ива и кустарники. На высотах 3300 - 3500 метров и выше растет только трава.

Население Горно-Бадахшанской АО 132 тысячи человек. 14 процентов из них живет в столице АО, единственном в АО городе Хороге. Остальное население сосредоточено в долинах рек. Национальный состав населения относится, в основном, к припамирским таджикам. Это шунганцы, живущие в долине Шахдары, хуфцы, язгулемцы, ваханцы, ишкашимцы и другие. На языках шугнано-рушанской группы говорит около сорока тысяч человек. В районе живут также таджики и узбеки. Плотность населения на Юго-Западном Памире невелика, менее одного человека на квадратный километр. Наиболее высока плотность населения в долинах Гунта и Шахдары. Наиболее крупными населенными пунктами района являются город Хорог и кишлаки Ишкашим, Рошткала, Бартанг, Лянгар, Джиланды.

Основные занятия населения: скотоводство и земледелие. Поливное земледелие ведется до высот 3500 метров, орошение производится с помощью системы арыков. На высокогорье выпас курдючных овец, коров, яков. В верховьях Шахдары в районе Джавшангоза лучшие на Памире пастбища.

Основная транспортная магистраль района Памирский тракт Ош - Хорог (732 км.), идущий по Восточному Памиру через Алайскую долину, вдоль озера Каракуль и далее вдоль Гунта. За Хорогом Памирский тракт продолжается трактом Душанбе - Хорог (556 км.). Памирский тракт, несмотря на самые высокие в бывшем СССР перевалы Кызыл-Арт (4280 м.), Акбайтал (4655 м.), Койтезек (4272 м.), действует круглый год, так как подъемы на перевалы не слишком сложны. Тракт Душанбе - Хорог эксплуатируется только в бесснежное время, так как единственный перевал выше 3000 метров зимой становится непроходим.

1.3. Подробная нитка маршрута

к. Ривак - оз.Ривак - в. 4750 (1Б, п.п., рад) - в. 5184 (1Б, п.п., рад.) - пер. Юрьевский (2А, 5090, п.п.) - р. Нимос - к.Советобад - р. Юбен - р. Джентив - пер. Уважаемых Людей (5345) + пер. Ямчун (5220) (связка 2А) - оз. Зардив - пер. Зардив (2А, 4700) - лед. Джарх - пер. Джарх (1Б, 5225) - пер. Ольги (2Б, 5370) - р. Баджомдара - пер. Туристов Днепропетровска (2А, 5330) - р. Ростовдара - пер. Дараидаршай (1Б, 5100) - р. Дарай-даршай - р.Тунг - пик Маяковского (3А, 6095, рад) - пер. 50 лет ЛатГУ (2А, 5270) - р.Мульводж - пер. Донбасс Северный( 2Б, 5211) - р. Богушдара - пер. Богуш (1А, 4825) - р. Чурж - к. Гарм-Чашма Чашма.

1.4. Данные об участниках

?ФИОДата
рождения
Должность
в походе
Туристский
опыт
Контактная
информация
Фото
1Келин Алексей Леонидович24.09.1979руководитель5ПУ; Алтай,

5ГУ С.Памир

5ГР СВ.Памир

ВО: 7134м
kelyn(at)mail.ru

+380 (050) 6565022
2Моянская Татьяна Валерьевна29.10.1981Летописец, завхоз, фотограф4ГУ; Кичик-Алай;

3ГР; Ц. Кавказ;

3ПУ; Карпаты;

ВО: 5642м
moyanskaya(at)gmail.com
3Щербатей Александр Михайлович13.04.1981Завснар, ремонтник, технический лидер4ГУ; Тянь-Шань, В. Кавказ

ВО: 7142м
scherbatey(at)gmail.com
4Янчик Алексей Владимирович18.11.1982Организатор, казначей, фотограф, технический лидер3ПУ; Карпаты

3Б альп. (2р альп)

ВО: 5642м
yanchyck(at)gmail.com
5Киро Ксения Николаевна24.04.1984Врач, фотограф4ПУ; Кольский

2Б альп (3р альп)

ВО: 5642м
gellon(at)ukr.net
6Кодола Андрей Сергеевич13.09.1987Участник3ПУ; Карпаты

2Б альп (3р альп)

ВО: 5642м

2. Организация туристского спортивного похода

2.1. Общая идея похода

После окончания этой командой в 2007 году похода четвертой категории сложности длиной в 250 км в Кичик-Алае, стал вопрос - а что дальше. Все хотят в пятерку и рвутся к новым свершениям. Но нужно и в клубе растить новых участников. Поэтому всем, кто не пошел в пятерку 2008 года по Северо-Восточному Памиру, было обещано, что без пятерки они не останутся. А те, кто сходят в 2008 году, будут руководить мелкими клубными походами в 2009.

В сентябре 2008 года пришла пора строить планы на 2009 год. Целей было две - сходить поход не менее интересный, чем прошлогодний, с теми, кто пропустил поход в Северо-Восточном Памире. А так же посмотреть новый для всех, по возможности, экзотический, район.

Принципы походов в команде остались неизменными: традиция ходить походы на грани горных и пеших. С большой протяженностью. Достаточной автономностью. Максимумом новизны. Максимальной, в рамках опыта группы, сложностью препятствий. Четко просчитанным, без надрывов, графиком движения. Построением маршрута под команду (сроки, время, нагрузки). Поход должен давать участникам хорошую подготовку для дальнейшего роста.

Потому вопрос номер один - состав группы. Группа получилась очень своеобразная: трое из шестерых перенесли на протяжении предыдущего года травму или операции. Потому было не понятно, какие нагрузки в походе могут оказаться критическими. Еще трое имели альпинистский опыт в комплексе с пешеходными походами. Только трое имели опыт азиатских походов. Поэтому решили выпускаться в пеший поход, а не горный - больше возможность варьировать маршрут и отсутствие привязки к трем определяющим препятствиям.

Выбор района Юго-Западного Памира был предопределен несколькими факторами. Район давно заброшен туристами и альпинистами - после обретения независимости Таджикистаном в районе побывало всего около 10 групп туристов, альпинистов, водных туристов. Огромное поле для новизны. Как говорится все новое - давно забытое старое. Район очень теплый, что очень важно для наших вынужденных сроков похода - с середины августа по середину сентября. Очень хотелось увидеть Памирский тракт и ?зеленый теплый? Памир с красивейшими озерами.

Потому цели при построении маршрута вырисовались почти просто - увидеть весь Юго-Западный Памир. А это без малого три огромных хребта - Шугнанский, Шахдаринский, Ишкашимский. Это означало построение похода с минимумом сверхсложных препятствий и большим километражем. А достаточно большая туристская запущенность и, соответственно, отсутствие свежей информации, заставляло делать несколько вариаций нитки маршрута, которыми можно было бы варьировать на месте.

Большая средняя высота маршрута требовала тщательной акклиматизации. Ведь мы хотели пройти весь маршрут до конца и без сходов участников. Потому пришлось строить ее в более низком, но очень слабо освоенном Шугнанском хребте. Где планировалось два первопрохождения на вершины и первопрохождение перевала.

Техническая часть похода делилась на два хребта. В более сложном Шахдаринском хребте мы закрепляли акклиматизацию. И окончательно определяли возможности группы. А в Ишкашимском хребте, по необходимости должны пройти сложные препятствия и подняться на пик Маяковского - высшую точку Ишкашимского хребта. Полученный высотный опыт в 6085 метров поможет участникам в их будущих походах, если они захотят ходить высоту.

Таков был общий план почти 300 километрового похода с препятствиями до 3А и высотой 6 тыс. метров в совершенно новом для молодых украинских туристов районе.

Ну а аперитивом и в то же время десертом должно было стать автопутешествие Памирским трактом из Оша в Хорог и обратно. И в качестве украшения - две среднеазиатские страны и общение с дружелюбными местными жителями.

2.2. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода

При построении маршрута приходилось решать несколько задач, которые и предопределили именно такое его расположение.

Поскольку хотелось посмотреть весть район Юго-Западного Памира, ведь украинские группы были в нем последний раз в конце 80х годов прошлого столетия, маршрут должен был захватывать все три основных хребта. Т.е. не важно в какой последовательности, но мы планировали посетить или пересечь Шугнанский, Шахдаринский, Ишкашимский хребты. Это наложило отпечаток на маршруте большим километражем. Что стало одной из причин заявлять поход как пеший.

Поскольку основные сложные перевалы и вершины находятся в Шахдаринском и Ишкашимском хребте, то логичнее было на них заканчивать. А начинать с Шугнанского хребта, в котором можно пройти теоретически несложными перевалами, т.к. информации по пройденным там перевалам - минимум.

Поскольку высотный опыт у группы относительно не большой и не особо свежий (5642 у 66%участников), то вершин высотой значительно более 6000м. не планировали. При этом вершины пониже и попроще нужны были для акклиматизации и требований к ним не было, потому это могли быть и первопрохождения. А вот более серьезные вершины в основной части похода должны быть более хожеными, хотя бы одна. Для этих целей отлично подходил пик Маяковского в конце похода. Другие вершины - как бонусы.

Поскольку мы планировали идти все-таки пеший поход, то большую роль играла и автономность. С другой стороны большая абсолютная высота района над уровнем моря, и присутствие процентников в группе обязывали делать заброску. Иначе рюкзаки на 27 дней похода с техническими препятствиями с высотой ночевок по 4,5т.м. в холодном сентябре были бы неподъемными. Так вырисовывалась необходимость заброски в середине похода. Или после акклиматизационной части. Для наших целей отлично служит долина реки Шахдара, проходящая посредине между Шугнанским и Шахдаринском с Ишкашимским хребтами.

Итак мы получили подковообразные идеи маршрута в трех вариантах:

Ишкашимский-Шахдаринский-Шугнанский так ходили наши предшественники в этом веке. Плюс в известности 2/3 маршрута и возможностью сойти после пресыщения. Это же и минус - высокое начало и ?неинтересный? конец.

Шугнанский-Ишкашимский-Шахдаринский. Плюс в хорошем начале и хоженой средине маршрута. Минус в длинном переходе между первыми двумя хребтами и резвым набором вначале.

Шугнанский-Шахдаринский-Ишкашимский. Минус в реально длинном маршруте, но плюс в более плавной акклиматизации.

Итак мы остановились на третьем варианте. Потому что посчитали, что плавный график акклиматизации - это залог успешного длинного похода в высокогорье. Лучше пожертвовать спортивными планами, иногда даже красотой, чем сорвать акклиматизацию.

Потому мы выбрали для начала похода самую низкую точку на карте с самым длинным ущельем для захода - Ривак. Начинаем от одноименного кишлака. Поднимаемся по одноименной долине до такого же озера. Возле озера Ривак ходим акклиматизационные выходы, заодно фотографируем малопосещаемый хребет. И спускаемся в долину Шахдары с акклиматизацией до 5200м. Забираем заброску. Т.е. акклиматизируемся налегке.

В Шахдаринском хребте делаем ночевку в районе 5000м. И после можем замахиваться на спортивные цели в виде сложных вершин или перевалов. Что вполне возможно в районе пер. Эльфов при наличии достаточного количества времени.

И после переходим в Ишкашимский хребет, где имеем возможность сходить на вершину Маяковского и тоже пройти сложный перевал. С финишем на курорте Гарм-Чашма, откуда легко уехать.

Аварийными вариантами могут быть выходы в долину Шахдары или Пянджа. А построение маршрута подразумевает возможность отказываться от сложных перевалов по ходу и тем самым выигрывать время.

Пройденный поход показал правильность наших предположений. И даже потери времени не сильно сказалось на прохождении группой основной нитки маршрута. А график акклиматизации позволил пройти протяженный поход более 250км на высотах в среднем порядка 4200м с восхождениями на шеститысячник и сложными, как для пешего путешествия, перевалами, первопрохождениями. Так же хотим выразить благодарность Олегу Янчевскому за помощь в разработке маршрута.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Заявленная нитка похода:

пос. Ривак - р. Ривак - оз. Ривак - рад. выход на 4900м. - р. Ривак - в. 5160 (2Б, 5160м., рад. п.п.) - - пер. 5140 (2А, 5140м., п.п.) - р.Нимос - к. Советобад - р. Джелонде - (пер. Уважаемых Людей (5300м, 2А) - лед. Ямчун - пер. Ямчун (5120, 2А))(связка 2А*) - оз. Зардив - пер. Зардив (2А, 5230) - лед. Джарх - (пер. Эльфов (5100м, 2Б) - р.Чанджур - пер. Медыр (5640, 2Б*)) (связка 2Б*) - лед. Сарышитхарв - в. 5883 (2Б*, 5883м, траверс, п.п.) - р. Биджандара - р. Баджомдара - пер. Туристов Днепропетровска (2А, 4850м.) - оз. Ростоудара - пер. Дараидаршай (1Б, 5100) - р. Даршай-дара - пер. 50 лет ЛГУ (5270, 2А) - р. Мульводж - (пер.Шпиль (5200, 3А) - р.Биджуардара - Десяти (5000, 1Б)) (связка 3А)) - р.Гарм-Чашма - сан. Гарм-Чашма

Запасные варианты:

пос. Ривак - р. Ривак - оз. Ривак - рад. выход на 4600м. - р. Ривак - рад. выход на 5000м. - пер. 5140 (2А, 5140м., п.п.) - р.Нимос - к. Советобад - р. Джелонде - пер. Ув. Людей (2А, 5300м.) - лед. Ямчун - пер. Ямчун (2А, 5120) - оз. Зардив - пер. Строитель (3А, 5000) - лед. Джарх - пер. Джарх (1Б, 5225м) - пер. Ольга (2Б*, 4900) - р. Биджандара - р. Баджомдара - пер. Туристов Днепропетровска (2А, 4850м.) - оз. Ростоудара - пер. Дараидаршай (1Б, 5100) - р. Даршай-дара - пер. 50 лет Латвийскому ГУ (2А, 5270) - пик. Маяковского (3А, 6095, рад) - р. Мульводж - пер.Шпиль (3А, 5200) - р.Биджуардара - Лукницкого (3А, 4800) - р.Гарм-Чашма - сан. Гарм-Чашма

Аварийные выходы с маршрута:

  • Из дол. р.Ривак - пос.Ривак
  • Из дол. р.Нимос - пос.Нимос
  • Из дол. р.Джеланде - пос.Советобад
  • Из дол. р.Биджандара и Баджомдара - дол р. Шахдара
  • Из дол.р.Дараидаршай - пос.Даршай

2.4. Изменения маршрута и его причины

Изменения маршрута связаны с стоматологическими проблемами одного из участников похода (отсидка на время поездки 2-х участников в пос.Рошткала к стоматологу и обратно), а также в связи с отсидкой под перевалом Туристов Днепропетровска и задержкой при прохождении морены перед п.Маяковского.

2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Все участники прошли с использованием запасных вариантов по маршруту:

к. Ривак - оз.Ривак - в. 4750 (1Б, п.п., рад) - в. 5184 (1Б, п.п., рад.) - пер. Юрьевский (2А, 5090, п.п.) - р. Нимос - к.Советобад - р. Юбен - р. Джентив - пер. Уважаемых Людей (5345) + пер. Ямчун (5220) (связка 2А) - оз. Зардив - пер. Зардив (2А, 4700) - лед. Джарх - пер. Джарх (1Б, 5225) - пер. Ольги (2Б, 5370) - р. Баджомдара - пер. Туристов Днепропетровска (2А, 5330) - р. Ростобдара - пер. Дараидаршай (1Б, 5100) - р. Дараидаршай - пик Маяковского (3А, 6085, рад) - пер. 50 лет ЛГУ (2А, 5270) - р.Мульводж - пер. Донбасс Северный(2Б, 5211) - р. Богушдара - пер. Богуш (1А, 4825) - р. Чурж - к. Гарм-Чашма.

3. График движения и технический отчет

3.1. График движения

3.2. Высотный профиль похода

3.3. Техническое описание прохождения маршрута

3.4. Технические препятствия

Вид и название препятствияКатегория сложностиХарактеристика препятствияПуть прохождения (для локальных препятствий)
в. 4750Высота 4750м. Подъем - травянистый средне-осыпной склон крутизной до 40°, в верхней части крупноблочный склон крутизной до 20°. Спуск по пути подъема.Из дол. р.Ривак
в.5184Высота 5184м. Подъем - средне и крупно-осыпной склон крутизной до 30°, снежное предвершинное плато. Спуск по пути подъема.Из дол. р.Ривак
Пер. ЮрьевскийВысота 5090м. Подъем - снежно-ледовый взлет крутизной до 30°. Спуск - снежно-ледовый склон крутизной 80? 10м и 30 - до 15м. Кальгаспорный склон крутизной до 20?, закрытый ледник.Из дол. р. Ривак в дол.р.Нимос
Пер. Уважаемых Людей и пер. ЯмчунВысота пер. Уважаемых Людей 5345м. Подъем - снежно-ледовый склон крутизной до 35°. Спуск - склон до 25°, покрытый кальгаспорами.
Высота пер. Ямчун 5220м. Подъем от точки спуска с пер.Уважаемых людей отсутствует. Спуск - мелко-осыпной склон крутизной до 30°.
Из дол. р.Джеланде на лед.Ямчун и с лед.Ямчун в дол.р.Зардив
Пер. ЗардивВысота 4700м. Подъем - травянисто-осыпной склон крутизной до 30°. Спуск - осыпной кулуар крутизной до 25°, затем 100м перил при прохождении скальных сбросов.Из дол.р.Зардив на лед.Джарф
Пер. Джарх и пер. ОльгиВысота пер.Джарх 5225м. Подъем - крупно-осыпной склон крутизной до 35°. Спуск - осыпной склон незначительной крутизны около 10м, закрытый ледник.
Высота пер. Ольга 5370м. Подъем - снежный склон крутизной до 30°, живая осыпь до 30°. Спуск - скальный сброс 90° 40м, средне и мелко-осыпной склон до 30°, бараньи лбы до 35°, снежно-ледовый кулуар до 15°.
С лед.Джраф Восточный на лед. Джарф Западный.
С лед. Джарф Западный на лед.Гаджийдара
Пер. Туристов ДнепропетровскаВысота 5330м. Подъем - снежный склон крутизной до 45°. Спуск - живой осыпной склон до 40°, снежно-ледовый кальгаспорный склон.От р.Баджомдара до р.Ростовдара
Пер. Дараидаршай (Даршай)Высота 5100м. Подъем - снежно-ледовый склон до 20°. Спуск - мелко-осыпной склон до 15°, русло ручья в теснине, с водопадами до 2м.От р.Ростовдара до р.Даршай-дара (Дараидаршай)
Пик Маяковского и пер. 50 лет ЛГУВысота п.Маяковского 6085м. Подъем - снежно-ледовый склон в кальгаспорах, перед предвершинным плато - ледовый разлом, вершиннный взлет до 25°. Спуск по пути подъема.
Высота пер. 50 лет ЛГУ 5270м. Подъем - снежно-ледовый склон до 25°. Спуск - снежно-ледовый склон до 20°.
Пик Маяковского - радиально с лед.Маяковского. Перевал - с лед.Маяковского на южную ветвь лед. Мульводж.
Пер. Донбасс СеверныйВысота 5211м. Подъем - мелко-осыпной взлет до 25°. Спуск - ледовый склон. Первая веревка - крутизна склона 85°, вторая веревка - 55°, третья веревка - 60°, четвертая - 45°, пятая веревка - скально-осыпная - 35°-40°, шестая - траверс в обход скального прижима. Крупноосыпной склон крутизной до 35°.С зап. ветви лед.Мульводж до р.Богушдара
Пер. БогушВысота 4825м. Подъем - мелкоосыпной склон до 15°. Спуск - мелкоосыпной склон до 15°.С р.Богушдара до р.Чурдж (Гарм-Чашма)

3.5. Расчет категории сложности похода

Балы за препятствия

РассчетныеВ зачет
Баллы за локальные препятствия (ЛП)11255
Переправы
Н/К - Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0,5 м/с); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м88
1А - Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (около 1,5 м/с); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек99
итого1710
Перевалы
2А (пер. Юрьевский)8
2А (пер. Уважаемых Людей + пер. Ямчун)8
2А (пер. Зардив)8
2Б (пер.Джарх + пер.Ольги)11
2А (пер. Туристов Днепропетровска)88
1Б (пер.Дараидаршай)66
2А (пер. 50 лет ЛГУ)8
2Б (пер.Донбасс)1111
1А (пер.Богуш)44
итого7229
Вершины
1Б (п.4750)7
1Б (п.5184)77
3А (п.Маяковского)99
итого2316
Баллы за протяженные препятствия (ПП)10180
Растительный покров
Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20°1010
итого1010
Осыпи, морены
Камни небольшие, крутизна склона 15-20°99
Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона до 25°, индивидульная страховка1515
Осыпи "живые", крутизна 30-40°1414
Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона 30-35°, индивидуальная страховка2020
итого5858
Снежный участок
Снежный покров глубиной 10-15 см2525
Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,5-0,6 м и более88
итого3333
Набор высот (м)15018
Сброс (м)14951
Перепад высот (м) (сумма по модулю Набора+Сброса высот)29969
Коэффициент перепада высот (К) К = 1 + Перепад(км) / 301,99896667

Общее кол-во баллов, набранное маршрутом:

КС = ЛП + ПП + Г * К * А
КС = 55 + 80 + 10 * 1,99 * 0,5 = 144,99 ≈ 145

Сводная таблица параметров маршрута

? разделаПоказатель маршрутаБаллы
1Продолжительность маршрута (t), дней27
2Протяженность маршрута (l), км258.35
3Максимальное количество баллов за локальные препятствия (ЛПmax)112
4Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет55
5Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет80
6Географический показатель (Г)10
7Автономность (А)0,5
8Коэффициент перепада высот (К)1,9989
9Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС)145

3.6. Картографический материал

Карта маршрута

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группой пройден большой красивый поход в малопосещаемом районе Памира.

Сам Юго-Западный Памир предстал очень гостеприимным и готовым принимать походы и экспедиции. Следов войны, которая закончилась почти 10 лет назад, уже нет. Местное население постепенно пытается зарабатывать деньги на туризме. Сам Горный Бадахшан развивается в экономическом плане - ремонтируются и поддерживаются дороги, неплохой уровень медицинского обеспечения, развивается мобильная связь и т.д.

Что является несомненным плюсом для туристов, выбравших целью путешествия Бадахшан и Таджикистан. Пока основной проблемой является дороговизна авиаперелётов в Таджикистан и наземного транспорта. В самом ГБАО проблемой является то, что там все продукты потребления завозные, т.е. значительно дороже и хуже качеством, чем в той же Киргизии.

Для спортивных путешествий район имеет огромнейший потенциал. Даже в относительно ?захоженом? Ишкашимском хребте есть еще большое поле для первопрохождений и прохождений перевалов или вершин, на которых были только один раз. В Шахдаринском хребте хорошо освоен район пика Маркса и северные отроги хребта. А основной хребет и южные отроги являются или условным ?белым пятном?, или информация о них в открытом доступе отсутствует. Шугнанский хребет - вообще поле не паханное.

Сам район требует очень серьезного подхода к акклиматизации. В большинстве групп за последние 17 лет, о которых мы знали, были сходы участники из-за проблем с переносимостью гипоксии. Благодаря графику акклиматизации, рекомендованному нам Олегом Янчевским, у нас с высотой проблем был минимум.

Ставка на то, чтобы заявлять поход пешеходным, а не горным так же себя оправдала. Как и расчет запасного варианта маршрута, которым мы частично пользовались. Реально оценивая физическое состояние группы и оставшееся время, мы могли варьировать графиком и выбором препятствий, избегая перегрузок. Что позволило пройти поход длиной около 260км (без учета повторно пройденного пути) за 27 дней с тремя вершинами до 3А к.т. и высотой до 6085м и 11 перевалами до 2Б к.т. средней высотой около 5000м.

Сам по себе поход получился в некотором роде уникальным. Во-первых - это пеший поход в высокогорье, что очень редко как в Украине, так и в СНГ. Во-вторых, маршрут имеет очень большую ?ежедневную? нагрузку - большой перепад высоты за поход при больших высотах ночевки, в Украине таких походов практически никто не ходит. В-третьих, это первый поход украинских туристов в Юго-Западном Памире с 1991 года, а ведь осваивать его начали именно украинцы. В-четвертых, это шестой поход в район за последние 17 лет, а для Шугнанского хребта, похоже, что первый лет за 20. В-пятых, подход к снаряжению, питанию и плану похода позволил носить рюкзаки не более 25-27кг, а на технических препятствиях и того меньше, что очень редко бывает у пешеходных туристов в Украине. В-шестых, использование постоянной круглогодичной многолетней системы подготовки команды позволяет отрабатывать как технические, так и организационные нюансы. Что дает гораздо больший диапазон возможностей выбора тактики, и выбора препятствий для данных участников.

Поход в данном районе имеет смысл планировать или большим и обзорным, или технически насыщенным в одном хребте. Если совмещать оба варианта, то поход будет длиться не менее месяца. Все перевалы и вершины достаточно техничны. Для ?альптуризма? это вообще, наверное, рай - очень техничные маршруты по сравнению с северным Памиром, камнеопасность явно меньше чем на Кавказе или Алтае. Для любителей длинных походов так же будет интересно, ведь каждая долина и каждый хребет очень отличаются друг от друга. Сложно устать от видов, в этом он очень сильно отличается от тех же Кавказа или Кичик-Алая. Не говоря уже о северных районах. Наверное, это просто огромный Алтай, где есть лес, кустарник, много зелени, ледники, скалы, осыпи, цветы и красивейшие озера.

Очень большое внимание стоит уделить пиле акклиматизации и по возможности провести тщательную предварительную акклиматизацию. Ведь начало маршрута находится на высоте 3000м. И ниже, до конца похода, спуститься не получится. Даже если сойдешь с маршрута из-за гипоксии, то выезжать придется минимум в Душанбе (более 500км), так как Хорог сам находится на высоте 2000метров. Это накладывает отпечаток на уровень ответственности в группе. В начале маршрута сложно построить щадящий режим акклиматизации, т.к. высоты вершин менее 4700м - большая редкость. А их нужно ходить несколько, что бы закрепить акклиматизацию.

Заезд на маршрут мы выбрали через Памирский тракт из-за желания посмотреть на него, сопоставимой с вариантом через Душанбе стоимости, желания получить предварительную ночевку на высоте около 4000м при минимуме физических усилий. Один раз в жизни проехать по тракту Ош-Хорог стоит однозначно.

Рассчитывать на закупки в ГБАО и, в частности, Хороге не стоит. Все относительно дорого и качество не очень. С местным населением можно спокойно общаться. Люди очень дружелюбны. В крупных долинах, как правило, есть тропы и встречаются летовки. В нашем случае, в сентябре часть из них уже пустовала.

В Шугнанском хребте много нехоженых перевалов и есть несложные вершины. Очень много сложных перевалов. Мы сходили две вершины, не представляющих особой технической трудности. Относительная простота нужна была, что бы максимально быстро набрать и сбросить высоту. Т.е. акклиматизироваться с минимальным риском.

Перевал Юрьевский выглядит наиболее логичным перевалом из долины р.Ривак в долину р.Нимос. Перевал прост при нашем прохождении. Но если его идти с юга, то могут быть проблемы с поиском места прохождения карниза. Состояние ледника и снега на покровной морене может очень сильно меняться и рассчитывать на ускорение при хождении по леднику не стоит. Кальгаспоры очень затрудняют движение.

Перевал Уважаемых людей оказался для нас очень простым. 2А можно его считать только в паре с пер Ямчун. Связка участников, пока ожидали остальную часть группы, успела сбегать на соседнюю вершину.

Само озеро Зардив очень красиво и побывать на нем однозначно стоит. Проблема только в том, что сход с него к людям затруднен каньоном в нижнем течении реки.

Перевал Зардив был первый для нас технически интересным перевалом. Нужно хорошо искать пути прохождения, тем более что описания по нему не было. Со стороны лед. Джарх найти подъем значительно сложнее. С западной стороны перевал камнеопасен. Помогает правильное расположение станций и выбор пути движения. С восточной стороны очень большой перепад высоты.

Перевал Джарх несложен, но движение только в связках с обеих сторон, т.к. ледник имеет трещины. И еще при очень пологом склоне ледников, набирать приходится до 1км высоты с восточной стороны. Это очень утомляет. Восточный перевальный взлет камнеопасен и опасен возможностью обвалов с вершины.

Перевал Ольга достаточно техничен и очень камнеопасен. Скорее всего, он сильно изменился из-за таяния ледников. Мы нашли более безопасный и менее техничный вариант спуска на западную сторону. Но при подъеме с запада это будет не очень хороший вариант. Так как лезть придется 35м по 80 градусным скалам.

Перевал Туристов Днепропетровска занял у нас больше ожидаемого времени, т.к. мы разведывали еще одну седловину в цирке перевала. Так же на прохождение перевала выпали единственные полтора дня плохой погоды за поход. Сам же перевал достаточно высок.

Перевал Дараидаршай не сложен технически. Но очень большой перепад высоты очень утомляет. С западной стороны мы не нашли путь спуска местного населения, и спустились просто по кулуару ручья. Не самый удачный вариант, но вполне проходимый. Сам тур у начала подъема на перевал с запада находится выше по долине р.Дараидаршай, за разливом и слиянием ее с р.Тунг.

Пик Маяковского был уже венцом и украшением похода. Технически его имеет смысл рассматривать только вместе с прохождением перевала 50 лет ЛатГУ. Но требует внимательности при перемещении в связках по протяженным снежно-ледовым склонам. Ночевку нужно делать как можно выше. И закладывать на восхождение не менее дня. Перемещение вдоль южных склонов может требовать техническую работу. Ледник Мульводж Южный имеет трещины. Движение в связках.

Перевал Донбасс Северный был для нас вынужденной мерой. Т.к. мы рассчитывали найти там перевал 1Б и быстрее успеть к оговоренной встрече с нашим водителем в Гарм-Чашме. Но оказалось что с западной стороны единственный вменяемый проход значительно сложнее ожидаемого. Крепкая 2Б. Сам же пер. Донбас сильно изменился из-за таяния снега. и стал намного опаснее с востока. Пройденый нами Донбас Северный требует очень хорошего выбора пути на рельефе, чтобы не вешать множества перил. Если бы мы имели больше информации о перевалах Ишкашимского хребта в настоящее время, то более правильный путь выхода в Гарм-Чашму вел бы через перевал Вальтера Ульбрихта 3А. Так как он менее трудозатратен чем связка Донбасс Северный и Богуш для технически подготовленой группы.

Перевал Богуш - типичная 1А. Много набрать и много сбросить по осыпям.

Потери времени в связи со стоматологическими проблемами во второй части похода, отсидкой на пер. Туристов Днепропетровска, и лишние затраты в пол дня на прохождение морены под пиком Маяковского обусловили отказ от более сложных перевалов. Пришлось упростить поход, но это вряд ли сказалось на его общей сложности. Чувства неудовлетворенности не осталось.

Поход дал участникам неоценимый опыт походов в очень Больших Горах, с огромными перепадами, и километражем. Пройден интереснейший маршрут. Пройдены разные технические препятствия до 3А и совершены восхождения на вершины высотой в шесть тысяч. Разведан давно заброшенный украинцами район. Надеемся, что наш поход и отчет послужат кому-то тем самым грузом, который склонит чашу весов в пользу похода в Юго-Западном Памире.

Файл: 
Підписатися на Коментарі для "Отчет о пешеходном туристском спортивном походе пятой категории сложности по Юго-Западному Памиру"