I. В. 9. Крым I. В. 10. Ай - Петри
Кулуары Ай – Петри Западный подъем + Ай- Петри Восточный спуск
Высота
1200м. до кромки (через вершину 1234м.)
Категория трудности
2А - 2Б
Перепад высот 1900м. (+68)
На подъеме 950м. (+34)
На спуске 950м. (+34)
Время прохождения 10 часов
На подъем 6± 7 часов
На спуск 3 часа
Со страховкой
На подъеме 8 x 40м.
На спуске 1xч 60м и 1 x 40м.
Точек страховки
на подъеме 8 - 12
на спуске 2
В дождь прохождение не желательно Зимой лавиноопасен. С тяжелыми рюкзаками прохождение сложно. На отдельных участках нужна транспортировка рюкзаков без участника. Осторожно камнепады!
Маршрут начинаем от 9км. Автодороги Ялта- Севастополь
Движемся по асфальтовой дороге 200м. (примыкает с севера к шоссе) мимо построек. За ними дорога вначале со щебнем потом грунтовка. Через пол часа у дороги видим новое строительство. Строят коттеджи, как и почему неясно ведь это заповедник. За стройкой выходим к огороженному водозабору у источника Хоста Баш. От источника на север под стену Ай Петри по безводному водотоку вначале по лесу потом ближе к стене осыпь до неё 20 мин. От источника, набор высоты от шоссе до источника 200м., от источника до подножья стены 120-150м.
Подъем начинаем правее центрального кулуара по крайнему восточному ребру по наклонным плиткам страховка вначале одновременная 1,5 веревки. Крутизна около 35-45°. Далее страховка попеременная. Выходим к гребню. На гребне можно организовать страховку через можжевеловые деревья или крючья (через деревья быстрее) этот участок гребневого контрфорса имеет крутизну 45-60°, протяженность 4 веревки х40м. На последней веревке первый идет без рюкзака до большого можжевельника. Здесь надо организовывать надежный ПС. 3 и 4-я веревки ключевое место подъема, наиболее сложный участок. После выхода на ПС к можжевельнику уходим на наклонную полку под южным гребнем Ай-Петри к западу. Страховка может быть одновременной, но безопасней все таки с попеременной страховкой пройти этот участок. Полка наклонена к югу прикрыта кое-где щебнем (что очень опасно) в случае срыва. На этом участке можно обойтись без крючьев, страховку можно осуществлять через большие сосны растущие поляне. Протяженность полки около 200м., крутизна подъема 15-20 °. По полке доходим до гребешка подходящего от западной части южной стены. Обходим гребень и попадаем в кулуар между двумя гребнями. Можно подниматься между ними по скальным плитам и местами осыпи. Страховка крючьевая. Лучше по восточной стороне второго гребешка Кулуар простреливается камнями. По кулуару вверх 2-3 веревки крутизна 45°.
Второй вариант обходим второй гребень с запада и между ним вершина Вестрон (Ай Петри Запад.) прижимаясь к зап. стороне гребешка выходим в пред вершинный цирк. Выше гребешка берем восточнее и пересекая кулуар идем к Ю-З гребню Главной Ай Петри. Страховка одновременная. Есть сосны можно организовать и более основательную страховку. Пересекли кулуар входим в предвершинный цирк. К кромке яйлы выходим по осыпи крутизна 40-45°. На последнем взлете легкие скалы С легкими рюкзаками можно пройти свободно, с тяжелыми около 30м нужна страховка С кромки (бровки ) яйлы. Крепление веревки за скальный выступ. Подъем от начала Стены занимает 5-6 часов. Расстояние около 1км. Набор высоты на этом участке около 650м по вертикали.
Выйдя на кромку, оказываемся на тропе. По тропе на запад до вершины метров 300-400. К сожалению, вершинный участок замусорен, праздно шатающимися отдыхающими. Триангулятор на вершине весь в тропках и завязочках. С вершины тропой вдоль обрыва к перемычке между вершиной и зубцами. Организуем страховку. Спуск дюльфером (можно и спортивным способом ) 60м., скалы средней трудности 40-50°. Далее спуск по восточному кулуару простой-осыпь. Затем спуск по наклонной террасе около 130м., прижимаясь к левому склону (по ходу). Выходим к контрфорсу. По контрфорсу организуем спуск по наклонным перилам 1х40м. От контрфорса чуть в право и по мелкой осыпи вниз до ее окончания под линией канатной дороги. Далее через сосновый лес и редколесье мимо скал-останцев до лесной дороги (пожара). По ней на восток, далее на юг к трассе над Кореизом.
Возможен и другой путь от осыпи вниз под канадкой вдоль водотока до средней станции канатной дороги. Далее асфальтная дорога до шоссе Ялта-Севастополь. Спуск с вершины занимает 2,5-3ч.( в зависимости от погоды).