Горнолыжный сезон в Северной Грузии ? Гудаури

Примерно в конце осени у меня по обыкновению начинаются приступы снежной тоски. За окном серый и промозглый город, а вместо этого очень хотелось нормальной снежной зимы, гор повыше и снега побольше. Само собой возник вопрос, где будем встречать Новый Год? Ясное дело в горах, но в каких? Первоначально рассматривался обычный вариант с Карпатами, точнее с Буковелем, но если сравнить новые цены Буковеля с ближней Европой, то получается примерно одинаково и возникает вопрос, зачем нам тогда в Буковель. А остальные карпатские места уже давно изъезжены. Но Европа отпала из-за риска остаться без снега, такой печальный опыт уже имелся. Решено - едем в Грузию, где в это время стопроцентно есть снег.

Добираться из Украины просто - 2 часа на самолете Киев - Тбилиси. Из России сложнее, лететь нужно через Украину или Армению - внешняя политика закрыла все простые пути. Визу можно получить прямо на границе.

Мы делаем полукруг над ночным Тбилиси и заходим на посадку. Времени около 11 вечера, хотя прилететь мы должны были в 8, но вылет задержали, что, кстати, у авиакомпании Airzena случается довольно часто. Большой современный тбилисский аэропорт построен турецким консорциумом, соответственно и права управления принадлежат турецкой компании. Поэтому свинину в терминале вы не найдете :).

По пути заехали в супермаркет и закупились соками, спиртным и прочими необходимыми мелочами (в Гудаури все значительно дороже, да и магазинов нормальных там нет, но об этом ниже), а потом отправились уже непосредственно в Гудаури. Курорт расположен прямо вдоль Военно-грузинской дороги, немного не доезжая до Крестового перевала, недалеко от границы с Россией. 2 часа ночной дороги с коньяком и мандаринами прошли быстро и незаметно и около 4 утра мы были на месте.

Остановились в "Озоне" - небольшая гостиница коттеджного типа. Проживание в 2-х местном номере нам обошлось в 80 евро/сутки. Вода горячая без ограничений, единственное, иногда приходилось переждать "час пик", когда все жильцы возвращаются с горы и включают ее одновременно. Батареи не просто греют, а жарят. Вещи на них высыхали за минуты, а спали мы с открытыми окнами при морозе в минус 20 на дворе. В холле камин, бар и телевизор с миллионом каналов, внизу сушка для снаряги. Двухразовое питание входит в оплату: утром шведский стол, вечером полноценный обед с первым, вторым и третьим. Вся еда в связи с особенностями национальной кухни сильно перчёная, даже салат оливье был щедро присыпан перцем. К этому нужно привыкнуть. Каждый день свежие молочные продукты и много разной зелени (где посреди зимы ее берут в таком количестве?). Вода в графине из источников, чай, кофе, лимоны, мёд, все дела.

Из минусов хотелось бы отметить следующее. Во-первых, удаленность от подъемников. По утрам за символическую плату нас к ним отвозили, а обратно можно спуститься на лыжах/борде (санках/пешком) по специальной дорожке прямо к отелю. В первый день, когда все было затянуто туманом, мы эту дорожку не нашли и чуть не свалились с 3-х метровой стены в сугроб, в последствии оказалось, что она была у нас под носом.

Второе - это никакая звукоизоляция. С нами жила большая русская компания.

Москвичи в альянсе с грузинами ночи напролет фестивалили в баре, пили вино и чачу, а борды днем носили с собой чисто для антуража. Мы же, как утомленные катальщики привычки засиживаться вечером не имели и спать ложились рано, и, дабы не слушать вместо снов концерты, спали с ватой в ушах.

отель Озон
Отель "Озон"

Гудаури сегодня - молодой, неспешно развивающийся курорт, у которого в плюсе отличное оборудование для обслуживания склонов, но в минусе отсутствие ифраструктуры. В маленьком магазине, который мы с трудом отыскали, продается водка, минералка и чипсы. На вопрос, есть ли аптека, нас отправили к доктору в спортотель, а за карточкой пополнения счета мобильного пришлось охотиться 2 дня. Поэтому рекомендую все необходимое везти с собой, если нет рации можно купить местную сим-карту, лучше оператора Geocell (он лучше ловит в горах) и сразу пополнить счет на 10 лари, этого вам хватит с головой на 10 дней (при условии, если не звонить за границу). Курс валют на тот день составлял 1 лари = 0,65$ = 0,45? = 18,6 р.
Очереди, как явление, появляются только в выходные благодаря приезду местного населения. При этом больше 5 минут в этой очереди мы ни разу не стояли. С абонементами отдельная история. Можно купить дневной абонемент на все очереди (25 лари) или одноразовый (4 лари). Это официально. Дневной представляет собой цветную бумажку с картинкой, на которой маркером в углу написана дата. Неофициально скипас можно купить за 20 лар, но скорее всего вам выдадут вчерашний с исправленной или размытой датой, а может даже детский. Канатчикам все эти фокусы известны, но могут все-таки остановить и проверить.

бескрайние просторы Гудаури
Бескрайние просторы Гудаури
туда совершают скитуры с Кудеби
Туда совершают скитуры с г. Кудеби
на обратной стороне вершины
На обратной стороне вершины

Теперь о трассах.

5 допельмаеровских креселок, все кресла в хорошем состоянии, 3 из них (и фешенебельный отель Марко Поло) построены в свое время австрийцами в надежде возить туда туристов контейнерами. Затея не удалась, австрийцев сдуло ветром, зато после восстановления экономики и политической ситуации грузины взяли дело в оборот, и, надо сказать, довольно неплохо - достроены 2 кресельных подъемника, а по подготовке трасс и количеству ратраков на горе Гудаури впереди всего Кавказа.

Трасса первой очереди - пологая, на ней катаются чайники и учатся детишки. Вторая ("двушка") - длинная, без сильных перепадов высоты, но кататься здесь намного интересней, а скорости могут быть более чем приличными. Кроме того, всегда можно выехать за пределы трассы, здесь нет никаких ограничений на этот счет.

Дальше - третья очередь ("трешка"), поднимающая на вершину Кудеби (3009 м). Трасса с очень большим уклоном вначале, дальше выкат на относительно ровный спуск, подходит для любителей разогнаться. В одном месте наверху постоянное столпотворение лыжебордеров, аккуратненько сползающих с опасного участка. По бокам от трассы можно пофрирайдить, главное, чтобы была нормальная видимость. Есть еще один вариант спуска с "трешки" - она траверсирует гору с другой стороны и выходит к четвертой очереди.

С вершины Кудеби периодически совершают скитуры в неизвестных направлениях, и полдня потом выбираются из кулуаров.

Немного в стороне проходит короткая четвертая очередь ("четверка"), но с несколькими довольно интересными спусками. Вообще обозначение спусков в Гудаури зависит лишь от того, где после снегопада вздумает пройти ратрак, четко обозначенных трасс там нет.

Пятую очередь подъемника достроили в этом году, поднимает он на любимую фрирайдерами гору Садзеле (3270 м). Когда подъемника там не было в помине, на Садзеле проводились heliski туры, а особо упорные ходили туда пешком. К сожалению, при мне ее так и не включили по техническим причинам, поэтому объективно охарактеризовать состояние трасс и склонов я не могу. На вопрос - а что же там за трасса? - все, что мы слышали в ответ, это нечленораздельные звуки типа "оооо!", что, по правде говоря, не только интриговало, но и расстраивало.

Но самый большой изюм Гудаури - это катание по целине. Настоящее, а не такое как на большинстве массовых европейских курортах, где более 90% склонов обработаны ратраком, а остатки целины полностью разъезжены, где для целинного катания отводятся небольшие участки, на которых может перестать действовать страховка.

В Гудаури все наоборот, здесь катание вне трассы является основным видом катания. Достаточно съехать с основного спуска и оказываешься в мягком пухлячке, ширина склонов здесь близка к бесконечности, а опасность схода лавин минимальна.

на четверке
На четверке
местный житель, любимец публики
Местный житель, любимец публики
почти на Луне
Почти на Луне
снежные вершины
Снежные вершины
фрирайд
Фрирайд

День первый.

Первый день катания, пасмурно и очень ветрено. Казалось бы, подъемники должны быть отключены, но, как стало видно позже, они тут работают при любой погоде.

Правда, была отключена 3-ка, но, скорее всего, это было связано не с погодой, а с праздниками. Да, вкратце о праздниках. Новый год встречали в холле гостиницы всем ее составом. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что встречей одного Нового Года там не обошлось. Сначала шел местный, через час российский, еще через час украинский и в заключение немецкий Новый Год. Короче, было весело, вкусно, пьяно и интересно, спасибо организаторам Степану и Саше.

День второй.

Отшумели новогодние фейерверки, закончилось шипучее шампанское, и даже подъедены новогоднее сациви с хачапури. Проснувшись первого рано утром, нам открылась вся красота Кавказа.

Быстренько собравшись, отправились изучать скрытые вчерашним туманом трассы. Катали в основном 3-ку, лыжники карвили по трассе, бордеры утюжили целяк по сторонам на широких просторах склонов Кудеби. Обедали в баре на горе. Каждый день мы упорно набирали с собой в рюкзак бутерброды, оставшиеся с завтрака, искренне веря в то, что будем экономить и есть только их. На самом же деле, придя в бар и почуяв знакомый запах, уже не могли отказаться от горячего супчика и хачапури по непомерно завышенным ценам.

День третий.

Взгляд в окно - голубое небо, ни облачка, ни намека на снегопад. Казалось бы, кайф. Но если так будет продолжаться и дальше, ничего хорошего не произойдет. Продолжали раскатывать 3-ку, время от времени зависая на вершине с фотоаппаратами. Оттуда открывается обалденный вид. Как жаль, что пятую очередь не запускают, с вершины Садзеле виден Казбек во всей его красе.

День четвертый.

Радость от солнечных дней постепенно переросла в ожидание. Склоны к тому времени были уже укатаны в мелкую клеточку, трассы в некоторых местах счесаны до травы, и проявились камни. Почему-то не ратрачили трассы, хотя народу к выходным подтянулось. Интерес в тот день лично для меня представлял только спуск в районе опор второго подъемника, где сверху еще не сильно раскатано, а внизу рельеф изрезан всевозможными складками, которые нужно проходить, хорошо разогнавшись. Иначе можно оказаться по пояс в снегу, и проваливаясь в ямки и ямы выбираться из них.

День пятый.

Все то же солнце, хотя появилась надежда в виде облачков, притянутых поднявшимся ветром с севера.

Ратрак прошелся посередине трассы узкой полосой - все там, и чайники, и спортсмены, в местах выката столпотворение. В стороне от трасс катание тоже не фонтан, сплошные бугры и камни. Поэтому мы очень ждали снега, иначе все катание могло превратиться в мучение. Надежды оправдались под вечер, - наконец пошел снег! Сначала мелкий и колкий, потом повалил большими мягкими хлопьями, заставив сердца фрирайдеров учащенно забиться.

День шестой.

Снег шел всю ночь и продолжал идти. Единогласно решили ехать кататься на 4-ку. Трасса приобрела девственно нетронутый вид, покрывшись примерно полметром пуха. О том, что она здесь проходит, говорили только расставленные вешки и больше ничего. Мы первыми оставляем свой след, доску под собой не слышно и не видно, снег над ней легок, словно сахарная пудра. Незабываемое впечатление. Целый день великолепного катания.

День седьмой.

Последний день катания. Утром на гору уселось облако. Радиус видимости около 5-6 метров. Все черные трассы закрыты. Все что открыто - отратрачено. Стараемся придерживаться вешек и не заходить далеко от трасс. В основном катались на 4-ке и 2-ке, но один раз нас занесло на 3-ку перед тем, как ее закрыли. Спускались, ориентируясь на опоры, наверху не видно вообще ничего, те редкие лыжники, что забрались вместе с нами, выплывают из ниоткуда и исчезают в никуда. К тому же сильно похолодало. Все бы ничего, только подъемник медленный и печальный и когда едешь на креселке без движения, а сильный ветер бьет в лицо, ты потихонечку дубеешь. Кстати, поэтому ни разу мы не поднимались сразу на самый верх, т.е. на 3-х подъемниках подряд, боясь отморозить себе что-нибудь.

Хотелось попрыгать с небольшого трамплинчика, построенном ранее, но его засыпало снегом и в тумане не найти, а новый строить как-то не хотелось. Вообще последний день прошел расслабленно, даже сложно что-то выделить, отсутствие разнообразия в отдыхе делали свое дело.

День восьмой.

О, эта ночь нам запомнилась особо. Поужинав накануне вечером, все отправились по своим комнатам паковать вещи. Спешить было некуда, в 8 утра за нами должен был приехать микроавтобус, чтобы отвезти в аэропорт. Тут в двери стучится Яша и собирает военный совет на тему, как мы будем отсюда выбираться, если дороги за ночь занесет, и обычный микроавтобус вряд ли сквозь это проедет. После долгих дебатов решено было искать машину, собираться и выезжать в ночь, чтобы к утру наверняка прибыть в Тбилиси. Разыскали Германа, он созвонился со своим другом и договорился, чтобы тот нас отвез. Проходит какое-то время, все уже почти готовы выезжать и тут выясняется, что в пяти километрах прямо перед его машиной сошла лавина 50 метров шириной, и он не может к нам проехать. Герман согласился отвезти нас до того места, дальше мы берем манатки и организованно переходим лавину, где нас ждет вторая машина. Следующие полчаса мы переодевались во что-нибудь потеплее, набирали термосы горячим чаем и паковали бутерброды. На всякий случай.

В голову лезли разные мысли. Начиная от идеи поехать до Тбилиси на ратраке и заканчивая сумасшедшей идеей спуститься на сноубордах и лыжах. В холле во всю праздновали Рождество, и наше снование туда-сюда с вещами, понятное дело, вызвало всеобщий интерес.

Все с тревожными лицами желали нам удачи, а Саша вручил бутылку водки "на случай, если придется отогреваться". Мы закинули все наше барахло на сиденья, впихнулись между ними сами и поехали. Одетые как на Северный полюс и вооруженные фонарями и водкой, мы ждали, когда нам на голову сойдет лавина или, по крайней мере, как мы будем переползать ее со снарягой и рюкзаками на плечах.

По дороге наблюдали много оползней, недошедших до дороги лавин. Как-то бусик постоянно застревал посреди дороги, и Герману все время приходилось его толкать. Бусик разгонялся, уходил вперед, и через метров 100 мы снова обнаруживали его буксующим. Это продолжалось до ближайшего поселка, где он, наконец, отстал и припарковался.

Доехав до начала нашей злополучной лавины, обнаружили, как нам несказанно повезло - дорогу уже расчищала снегоуборочная техника. Так что до аэропорта мы добрались вполне благополучно.

Позже созвонились с Сашей. Герман, как оказалось, обратно не доехал, машину бросил посреди дороги.

Наутро ее пришлось откапывать. Он нас очень выручил, согласившись отвезти и найдя для нас машину, хочу сказать огромное ему спасибо. В аэропорту нам предстояло провести всю ночь и полдня. Сначала рассчитывали на камеры хранения, чтобы поехать погулять по ночному городу. Или на худой конец поспать в мотеле.

Однако камер там не оказалось, поэтому пришлось остаться и пытаться дремать на неудобных железных стульях. Спустя 10 часов началась регистрация. В Грузинских авиалиниях достаточно снисходительно смотрят на перевес. Начинается он с 40 кг.

Ранее в отеле мы приобрели 3-х литровую баклажку домашнего красного и поместили ее в рюкзак, а горнолыжные ботинки запихнули в ручную кладь. Ее у нас не взвешивали, а пару лишних килограммов багажа "не заметили". Остальное покупали в дьюти фри, в тбилисском аэропорту есть отдельное помещение, отведенное под спиртное грузинского производства.

курс на кулуар
Курс на кулуар
уснувший лыжник на второй очереди
Уснувший лыжник на второй очереди
возле дома
Возле дома
Кавказский хребет
Кавказский хребет

Хотелось бы поблагодарить всех людей, которых мы встретили в Озоне, за теплый прием, за ваше гостеприимство и отношение. Гиви, Степан, Ираклий, Манана, Антон спасибо вам большое, Саша - привет тебе и твоей замечательной семье. Герману отдельное спасибо, удивительный человек.

Многие боятся лететь в Грузию, и совершенно напрасно. Сейчас, когда все СМИ пестрят сообщениями о российско-грузинском конфликте, большинству, в том числе и самим журналистам, сложно представить ситуацию в верном свете просто потому, что они не знают специфики жизни в Грузии и менталитета народа. К сожалению, большая часть суждений и выводов основана совсем не на фактах, а на привычных заблуждениях и стереотипах.

В общем, подводя итоги, можно сказать следующее. 10-12 дней должно хватить на то, чтобы изучить трассы ОТ и ДО, съехать везде, куда можно дотянуться. Включая heliski и бэккантри. Дольше тут просто нечего будет делать.

Радует полное отсутствие очередей, соответственно нет никакой истерии (кто был в Приэльбрусье в сезон, тот поймет). Пятый подъемник так и не включили, вероятно, по причине малоснежья. А жаль. Любителям лесных трасс альпийские безлесые склоны не понравятся, зато, как я уже упоминала выше, для целинного катания тут большие возможности при условии достаточного наличия снега. Поэтому лучше всего выбираться в высокий сезон, в феврале-марте.

гора Шелли и сошедшая лавина
Гора Шелли и сошедшая лавина
домик под облаками
Домик под облаками
панорама Кавказа
Панорама Кавказа
Підписатися на Коментарі для "Горнолыжный сезон в Северной Грузии ? Гудаури"