Примерно в конце осени у меня по обыкновению начинаются приступы снежной тоски. За окном серый и промозглый город, а вместо этого очень хотелось нормальной снежной зимы, гор повыше и снега побольше. Само собой возник вопрос, где будем встречать Новый Год? Ясное дело в горах, но в каких? Первоначально рассматривался обычный вариант с Карпатами, точнее с Буковелем, но если сравнить новые цены Буковеля с ближней Европой, то получается примерно одинаково и возникает вопрос, зачем нам тогда в Буковель. А остальные карпатские места уже давно изъезжены. Но Европа отпала из-за риска остаться без снега, такой печальный опыт уже имелся. Решено - едем в Грузию, где в это время стопроцентно есть снег.
Добираться из Украины просто - 2 часа на самолете Киев - Тбилиси. Из России сложнее, лететь нужно через Украину или Армению - внешняя политика закрыла все простые пути. Визу можно получить прямо на границе.
Мы делаем полукруг над ночным Тбилиси и заходим на посадку. Времени около 11 вечера, хотя прилететь мы должны были в 8, но вылет задержали, что, кстати, у авиакомпании Airzena случается довольно часто. Большой современный тбилисский аэропорт построен турецким консорциумом, соответственно и права управления принадлежат турецкой компании. Поэтому свинину в терминале вы не найдете :).
По пути заехали в супермаркет и закупились соками, спиртным и прочими необходимыми мелочами (в Гудаури все значительно дороже, да и магазинов нормальных там нет, но об этом ниже), а потом отправились уже непосредственно в Гудаури. Курорт расположен прямо вдоль Военно-грузинской дороги, немного не доезжая до Крестового перевала, недалеко от границы с Россией. 2 часа ночной дороги с коньяком и мандаринами прошли быстро и незаметно и около 4 утра мы были на месте.
Остановились в "Озоне" - небольшая гостиница коттеджного типа. Проживание в 2-х местном номере нам обошлось в 80 евро/сутки. Вода горячая без ограничений, единственное, иногда приходилось переждать "час пик", когда все жильцы возвращаются с горы и включают ее одновременно. Батареи не просто греют, а жарят. Вещи на них высыхали за минуты, а спали мы с открытыми окнами при морозе в минус 20 на дворе. В холле камин, бар и телевизор с миллионом каналов, внизу сушка для снаряги. Двухразовое питание входит в оплату: утром шведский стол, вечером полноценный обед с первым, вторым и третьим. Вся еда в связи с особенностями национальной кухни сильно перчёная, даже салат оливье был щедро присыпан перцем. К этому нужно привыкнуть. Каждый день свежие молочные продукты и много разной зелени (где посреди зимы ее берут в таком количестве?). Вода в графине из источников, чай, кофе, лимоны, мёд, все дела.
Из минусов хотелось бы отметить следующее. Во-первых, удаленность от подъемников. По утрам за символическую плату нас к ним отвозили, а обратно можно спуститься на лыжах/борде (санках/пешком) по специальной дорожке прямо к отелю. В первый день, когда все было затянуто туманом, мы эту дорожку не нашли и чуть не свалились с 3-х метровой стены в сугроб, в последствии оказалось, что она была у нас под носом.
Второе - это никакая звукоизоляция. С нами жила большая русская компания.
Москвичи в альянсе с грузинами ночи напролет фестивалили в баре, пили вино и чачу, а борды днем носили с собой чисто для антуража. Мы же, как утомленные катальщики привычки засиживаться вечером не имели и спать ложились рано, и, дабы не слушать вместо снов концерты, спали с ватой в ушах.
Гудаури сегодня - молодой, неспешно развивающийся курорт, у которого в плюсе отличное оборудование для обслуживания склонов, но в минусе отсутствие ифраструктуры. В маленьком магазине, который мы с трудом отыскали, продается водка, минералка и чипсы. На вопрос, есть ли аптека, нас отправили к доктору в спортотель, а за карточкой пополнения счета мобильного пришлось охотиться 2 дня. Поэтому рекомендую все необходимое везти с собой, если нет рации можно купить местную сим-карту, лучше оператора Geocell (он лучше ловит в горах) и сразу пополнить счет на 10 лари, этого вам хватит с головой на 10 дней (при условии, если не звонить за границу). Курс валют на тот день составлял 1 лари = 0,65$ = 0,45? = 18,6 р.
Очереди, как явление, появляются только в выходные благодаря приезду местного населения. При этом больше 5 минут в этой очереди мы ни разу не стояли. С абонементами отдельная история. Можно купить дневной абонемент на все очереди (25 лари) или одноразовый (4 лари). Это официально. Дневной представляет собой цветную бумажку с картинкой, на которой маркером в углу написана дата. Неофициально скипас можно купить за 20 лар, но скорее всего вам выдадут вчерашний с исправленной или размытой датой, а может даже детский. Канатчикам все эти фокусы известны, но могут все-таки остановить и проверить.
Теперь о трассах.
5 допельмаеровских креселок, все кресла в хорошем состоянии, 3 из них (и фешенебельный отель Марко Поло) построены в свое время австрийцами в надежде возить туда туристов контейнерами. Затея не удалась, австрийцев сдуло ветром, зато после восстановления экономики и политической ситуации грузины взяли дело в оборот, и, надо сказать, довольно неплохо - достроены 2 кресельных подъемника, а по подготовке трасс и количеству ратраков на горе Гудаури впереди всего Кавказа.
Трасса первой очереди - пологая, на ней катаются чайники и учатся детишки. Вторая ("двушка") - длинная, без сильных перепадов высоты, но кататься здесь намного интересней, а скорости могут быть более чем приличными. Кроме того, всегда можно выехать за пределы трассы, здесь нет никаких ограничений на этот счет.
Дальше - третья очередь ("трешка"), поднимающая на вершину Кудеби (3009 м). Трасса с очень большим уклоном вначале, дальше выкат на относительно ровный спуск, подходит для любителей разогнаться. В одном месте наверху постоянное столпотворение лыжебордеров, аккуратненько сползающих с опасного участка. По бокам от трассы можно пофрирайдить, главное, чтобы была нормальная видимость. Есть еще один вариант спуска с "трешки" - она траверсирует гору с другой стороны и выходит к четвертой очереди.
С вершины Кудеби периодически совершают скитуры в неизвестных направлениях, и полдня потом выбираются из кулуаров.
Немного в стороне проходит короткая четвертая очередь ("четверка"), но с несколькими довольно интересными спусками. Вообще обозначение спусков в Гудаури зависит лишь от того, где после снегопада вздумает пройти ратрак, четко обозначенных трасс там нет.
Пятую очередь подъемника достроили в этом году, поднимает он на любимую фрирайдерами гору Садзеле (3270 м). Когда подъемника там не было в помине, на Садзеле проводились heliski туры, а особо упорные ходили туда пешком. К сожалению, при мне ее так и не включили по техническим причинам, поэтому объективно охарактеризовать состояние трасс и склонов я не могу. На вопрос - а что же там за трасса? - все, что мы слышали в ответ, это нечленораздельные звуки типа "оооо!", что, по правде говоря, не только интриговало, но и расстраивало.
Но самый большой изюм Гудаури - это катание по целине. Настоящее, а не такое как на большинстве массовых европейских курортах, где более 90% склонов обработаны ратраком, а остатки целины полностью разъезжены, где для целинного катания отводятся небольшие участки, на которых может перестать действовать страховка.
В Гудаури все наоборот, здесь катание вне трассы является основным видом катания. Достаточно съехать с основного спуска и оказываешься в мягком пухлячке, ширина склонов здесь близка к бесконечности, а опасность схода лавин минимальна.
День первый.
Первый день катания, пасмурно и очень ветрено. Казалось бы, подъемники должны быть отключены, но, как стало видно позже, они тут работают при любой погоде.
Правда, была отключена 3-ка, но, скорее всего, это было связано не с погодой, а с праздниками. Да, вкратце о праздниках. Новый год встречали в холле гостиницы всем ее составом. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что встречей одного Нового Года там не обошлось. Сначала шел местный, через час российский, еще через час украинский и в заключение немецкий Новый Год. Короче, было весело, вкусно, пьяно и интересно, спасибо организаторам Степану и Саше.
День второй.
Отшумели новогодние фейерверки, закончилось шипучее шампанское, и даже подъедены новогоднее сациви с хачапури. Проснувшись первого рано утром, нам открылась вся красота Кавказа.
Быстренько собравшись, отправились изучать скрытые вчерашним туманом трассы. Катали в основном 3-ку, лыжники карвили по трассе, бордеры утюжили целяк по сторонам на широких просторах склонов Кудеби. Обедали в баре на горе. Каждый день мы упорно набирали с собой в рюкзак бутерброды, оставшиеся с завтрака, искренне веря в то, что будем экономить и есть только их. На самом же деле, придя в бар и почуяв знакомый запах, уже не могли отказаться от горячего супчика и хачапури по непомерно завышенным ценам.
День третий.
Взгляд в окно - голубое небо, ни облачка, ни намека на снегопад. Казалось бы, кайф. Но если так будет продолжаться и дальше, ничего хорошего не произойдет. Продолжали раскатывать 3-ку, время от времени зависая на вершине с фотоаппаратами. Оттуда открывается обалденный вид. Как жаль, что пятую очередь не запускают, с вершины Садзеле виден Казбек во всей его красе.
День четвертый.
Радость от солнечных дней постепенно переросла в ожидание. Склоны к тому времени были уже укатаны в мелкую клеточку, трассы в некоторых местах счесаны до травы, и проявились камни. Почему-то не ратрачили трассы, хотя народу к выходным подтянулось. Интерес в тот день лично для меня представлял только спуск в районе опор второго подъемника, где сверху еще не сильно раскатано, а внизу рельеф изрезан всевозможными складками, которые нужно проходить, хорошо разогнавшись. Иначе можно оказаться по пояс в снегу, и проваливаясь в ямки и ямы выбираться из них.
День пятый.
Все то же солнце, хотя появилась надежда в виде облачков, притянутых поднявшимся ветром с севера.
Ратрак прошелся посередине трассы узкой полосой - все там, и чайники, и спортсмены, в местах выката столпотворение. В стороне от трасс катание тоже не фонтан, сплошные бугры и камни. Поэтому мы очень ждали снега, иначе все катание могло превратиться в мучение. Надежды оправдались под вечер, - наконец пошел снег! Сначала мелкий и колкий, потом повалил большими мягкими хлопьями, заставив сердца фрирайдеров учащенно забиться.
День шестой.
Снег шел всю ночь и продолжал идти. Единогласно решили ехать кататься на 4-ку. Трасса приобрела девственно нетронутый вид, покрывшись примерно полметром пуха. О том, что она здесь проходит, говорили только расставленные вешки и больше ничего. Мы первыми оставляем свой след, доску под собой не слышно и не видно, снег над ней легок, словно сахарная пудра. Незабываемое впечатление. Целый день великолепного катания.
День седьмой.
Последний день катания. Утром на гору уселось облако. Радиус видимости около 5-6 метров. Все черные трассы закрыты. Все что открыто - отратрачено. Стараемся придерживаться вешек и не заходить далеко от трасс. В основном катались на 4-ке и 2-ке, но один раз нас занесло на 3-ку перед тем, как ее закрыли. Спускались, ориентируясь на опоры, наверху не видно вообще ничего, те редкие лыжники, что забрались вместе с нами, выплывают из ниоткуда и исчезают в никуда. К тому же сильно похолодало. Все бы ничего, только подъемник медленный и печальный и когда едешь на креселке без движения, а сильный ветер бьет в лицо, ты потихонечку дубеешь. Кстати, поэтому ни разу мы не поднимались сразу на самый верх, т.е. на 3-х подъемниках подряд, боясь отморозить себе что-нибудь.
Хотелось попрыгать с небольшого трамплинчика, построенном ранее, но его засыпало снегом и в тумане не найти, а новый строить как-то не хотелось. Вообще последний день прошел расслабленно, даже сложно что-то выделить, отсутствие разнообразия в отдыхе делали свое дело.
День восьмой.
О, эта ночь нам запомнилась особо. Поужинав накануне вечером, все отправились по своим комнатам паковать вещи. Спешить было некуда, в 8 утра за нами должен был приехать микроавтобус, чтобы отвезти в аэропорт. Тут в двери стучится Яша и собирает военный совет на тему, как мы будем отсюда выбираться, если дороги за ночь занесет, и обычный микроавтобус вряд ли сквозь это проедет. После долгих дебатов решено было искать машину, собираться и выезжать в ночь, чтобы к утру наверняка прибыть в Тбилиси. Разыскали Германа, он созвонился со своим другом и договорился, чтобы тот нас отвез. Проходит какое-то время, все уже почти готовы выезжать и тут выясняется, что в пяти километрах прямо перед его машиной сошла лавина 50 метров шириной, и он не может к нам проехать. Герман согласился отвезти нас до того места, дальше мы берем манатки и организованно переходим лавину, где нас ждет вторая машина. Следующие полчаса мы переодевались во что-нибудь потеплее, набирали термосы горячим чаем и паковали бутерброды. На всякий случай.
В голову лезли разные мысли. Начиная от идеи поехать до Тбилиси на ратраке и заканчивая сумасшедшей идеей спуститься на сноубордах и лыжах. В холле во всю праздновали Рождество, и наше снование туда-сюда с вещами, понятное дело, вызвало всеобщий интерес.
Все с тревожными лицами желали нам удачи, а Саша вручил бутылку водки "на случай, если придется отогреваться". Мы закинули все наше барахло на сиденья, впихнулись между ними сами и поехали. Одетые как на Северный полюс и вооруженные фонарями и водкой, мы ждали, когда нам на голову сойдет лавина или, по крайней мере, как мы будем переползать ее со снарягой и рюкзаками на плечах.
По дороге наблюдали много оползней, недошедших до дороги лавин. Как-то бусик постоянно застревал посреди дороги, и Герману все время приходилось его толкать. Бусик разгонялся, уходил вперед, и через метров 100 мы снова обнаруживали его буксующим. Это продолжалось до ближайшего поселка, где он, наконец, отстал и припарковался.
Доехав до начала нашей злополучной лавины, обнаружили, как нам несказанно повезло - дорогу уже расчищала снегоуборочная техника. Так что до аэропорта мы добрались вполне благополучно.
Позже созвонились с Сашей. Герман, как оказалось, обратно не доехал, машину бросил посреди дороги.
Наутро ее пришлось откапывать. Он нас очень выручил, согласившись отвезти и найдя для нас машину, хочу сказать огромное ему спасибо. В аэропорту нам предстояло провести всю ночь и полдня. Сначала рассчитывали на камеры хранения, чтобы поехать погулять по ночному городу. Или на худой конец поспать в мотеле.
Однако камер там не оказалось, поэтому пришлось остаться и пытаться дремать на неудобных железных стульях. Спустя 10 часов началась регистрация. В Грузинских авиалиниях достаточно снисходительно смотрят на перевес. Начинается он с 40 кг.
Ранее в отеле мы приобрели 3-х литровую баклажку домашнего красного и поместили ее в рюкзак, а горнолыжные ботинки запихнули в ручную кладь. Ее у нас не взвешивали, а пару лишних килограммов багажа "не заметили". Остальное покупали в дьюти фри, в тбилисском аэропорту есть отдельное помещение, отведенное под спиртное грузинского производства.
Хотелось бы поблагодарить всех людей, которых мы встретили в Озоне, за теплый прием, за ваше гостеприимство и отношение. Гиви, Степан, Ираклий, Манана, Антон спасибо вам большое, Саша - привет тебе и твоей замечательной семье. Герману отдельное спасибо, удивительный человек.
Многие боятся лететь в Грузию, и совершенно напрасно. Сейчас, когда все СМИ пестрят сообщениями о российско-грузинском конфликте, большинству, в том числе и самим журналистам, сложно представить ситуацию в верном свете просто потому, что они не знают специфики жизни в Грузии и менталитета народа. К сожалению, большая часть суждений и выводов основана совсем не на фактах, а на привычных заблуждениях и стереотипах.
В общем, подводя итоги, можно сказать следующее. 10-12 дней должно хватить на то, чтобы изучить трассы ОТ и ДО, съехать везде, куда можно дотянуться. Включая heliski и бэккантри. Дольше тут просто нечего будет делать.
Радует полное отсутствие очередей, соответственно нет никакой истерии (кто был в Приэльбрусье в сезон, тот поймет). Пятый подъемник так и не включили, вероятно, по причине малоснежья. А жаль. Любителям лесных трасс альпийские безлесые склоны не понравятся, зато, как я уже упоминала выше, для целинного катания тут большие возможности при условии достаточного наличия снега. Поэтому лучше всего выбираться в высокий сезон, в феврале-марте.