Алтайские истории

Враження від походу 4 к.с. Алтаєм

Молиться на горы

Немного о религии алтайцев

Алтаец средних лет сидит на бревне возле костра и пьет предложенный ему цикорий.

-- ты тоже молишься этому, который на кресте? - спрашивает он
-- угу
-- а я вот не понимаю, как ему можно молиться - человеку тому на кресте. Это ж человек. Вот горам - да. Горам - можно. Вышел на перевал, посмотрел на горы, помолился. Это я понимаю. Мы горам молимся. Мы человеку не молимся.

-- а где вам больше всего в горах нравится?
-- Софийский ледник нравится, Талдуринский ледник нравится. А тут не нравится (речь идет о Карагеме). Тут лес. Тут гор не видно. Вот посмотри, что ты видишь? Ничего не видишь. Только деревья. Гор не видно. А там простор, там видно...

...

-- А у вас шаманы в селе есть?
-- есть, а как же. В каждом селе есть
-- и люди к ним ходят?..

-- конечно ходят..., но правда лечиться в больницу ходят (смеется), больница у нас хорошая... а в остальном к шаману ходят. Шаман все

На избранное дерево, соседствующее с обоо, вешают ленты
На избранное дерево, соседствующее с обоо, вешают ленты

ЗЫ: религия алтайцев это шаманизм. По представлениям алтайцев, видимый мир делится на три сферы: небесную, земную и подземную. Во главе пантеона божеств стоят два брата - Ульгень (владыка верхнего мира) и Эрлик (правитель мира подземного). При этом представление о нижнем и верхнем мирах не связано с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен.

Кроме этого алтайцы поклоняются духам гор. Духи эти не имеют никакого отношения ни к Ульгеню, ни к Эрлику. Духи гор живут не в небесном пространстве, не в нижнем мире, а в той сфере, в которой живет сам человек.

У каждой горы есть свой дух (хозяин), а название ее - его имя. Таким образом, горы для алтайцев не только живые существа, но и божества, которым алтайцы молятся, как существам, способным проявлять свой гнев, посылать милость и отвечать на молитвы человека.

Есть определенные правила, которых надо придерживаться, чтоб не разгневать хозяина горы. Если человек взошел на гору, он не должен громко кричать, ругаться с кем-нибудь или шуметь. В лесу нельзя вырывать траву (это волосы земли), рубить молодые деревья без крайней необходимости.

Хозяином же всех горных вершин и всего Алтая считается дух - Алтай-ээзи. Дух Алтая всемогущ и милостив к людям. Но, как и все иные духи, он может наказать человека.

Еще одна традиция алтайцев связана с "турами" на перевалах. Почти на каждом перевале алтайцы набрасывают кучу камней. У них это называется "обоо".

Проезжая через перевал охотник или путник должен оставить камень или пулю, поклоняясь местному духу - хозяину. На избранное дерево, соседствующее с "обоо", вешают ленты. Под такими деревьями и на "обоо" бросают монеты. Такие "обоо" и деревья с лентами можно повсеместно встретить на Алтае.

Немного о шаманизме и его представлении о мире

Ак-Бом

Достопримечательности придорожного поселка Чуйского тракта

Чуйский тракт
Чуйский тракт

... Ак-бом.... Ак-бим....

"бим или бом-бом
бим или бом-бом
бим или бом, бим или бом, бим или бом" (с) Умка

Ак-бом - маленький придорожный поселок на трассе федерального значения М-52, она же Чуйский тракт. "Ак" в переводе с алтайского значит белый, а "бом" -крутой поворот в пути: с одной стороны скала, с другой обрыв. Действительно, поселок расположен возле крутого поворота трассы под скалой, а снизу течет белая Катунь.

Алтайско-русский словарь

В Ак-бом нас привела неудача. При подъеме на Семинский перевал у нас пробилось колесо и мы, едя на запаске, внимательно всматривались в вывески в придорожных селах, ища "шиномонтаж". Такая вывеска нашлась в Ак-Боме, и мы остановились.

Фонтан возле чайханы
Фонтан возле чайханы

Шиномонтажники работали очень неспешно, и у нас было достаточно времени отобедать и осмотреться вокруг. Ак-бом при ближайшем рассмотрении оказался местом достаточно интересным. Вот какие достопримечательности там удалось найти:

Чайхана, она же кафе, она же придорожная забегаловка или называйте ее как хотите. На ней не написано, к какому типу заведений она относится.

Это обычный придорожный общепит со всеми недостатками и достоинствами заведенией такого рода. Главное достоинство - там можно поесть. Порции большие.

Кусок курицы, который мне там принесли, я так и не смогла осилить. Из экзотики в продаже были обнаружены груши в количестве 3 штуки... вкусные... были.

Особенностью этой чайханы является то, что вход в нее украшает фонтан. Вода, вероятно, подведена из небольшого ручья, который стекает со склонов, поэтому она чистейшая и очень холодная. Можно умыться и попить.

Памятник борцам за советскую власть.

Памятник борцам за совецкую власть
Памятник борцам за совецкую власть
Памятник алтайскому воину
Памятник алтайскому воину

Расположен на обочине трассы прямо за селом. Памятник, естественно, советских времен и очень советского же вида. С кем боролись борцы, на памятнике не упоминается.

Как нам потом пояснили, на этом месте белогвардейцы "зажали" красногвардейцев. Всех расстреляли. Потому и памятник.

Памятник алтайскому воину

(не многовато ли памятников для придорожного поселка...)

Памятник, а точнее статуя стоит на пригорке над чайханой. Сделана из дерева.

Изображает, вероятно, алтайского воина в национальных доспехах. Никаких табличек, способных пролить свет на то, что это за статуя, кто автор и в честь чего поставлена, нет. Но воин на пригорке выглядит грозно.

Верблюд

Верблюдица
Верблюдица

Еще одной достопримечательностью можно назвать верблюдицу которая живет на территории турбазы. Зовут ее Camel. Она очень необщительна и людей не любит.

Когда я ее нагло фотографировала, она еще терпела. Но когда я с детской непосредственностью решила ее погладить, она начала брыкаться. Пришлось отпрыгивать прямо в крапиву. А ко мне тем временем уже бежали люди меня спасать. По их словам, я одна из очень не многих людей кому удалось ее погладить (и я, конечно, этим горжусь).

Так что если увидите, не гладьте ее. Но посмотреть, как верблюд спокойно себе пасется на травке, как будто он обычная козочка, а не корабль пустыни - это конечно интересно.

Старый Чуйский тракт

Если пройти по трассе немного от Ак-бома в сторону пос. Ак-таш и посмотреть на склон над трассой, то можно увидеть остатки старого Чуйского тракта - полка с бордюрчиком из камней, сделанные вручную.

Вообще Чуйский тракт имеет очень большую историю. Первые сведения о дороге относятся к 1788 г., когда русские торговые люди возили свои товары в Монголию и Китай по тропе, существовавшей еще со времен Тамерлана.

Строительство дороги на месте караванной тропы началось весной 1901 г. Строителями стали крестьяне близлежащих деревень и сел. Всего в работе участвовало от 80 до 158 рабочих. Но после окончания строительства ремонтные работы на нем не проводились, и к 1914 г.
тракт находился в "прежнем первобытном состоянии". Новый виток строительства пришелся на 30-е годы. Работы по-прежнему велись вручную в труднейших условиях. Выполняли их в основном заключенные, т.к. вдоль трассы были концентрационные лагеря. Первый автопробег по трассе состоялся в 1934г.

Насколько я понимаю, остаток дороги, который можно увидеть над трассой, построен заключенными в 30-е годы вручную.

Кстати его можно не только увидеть, но и проехать по нему. По крайней мере, если у вас проходимый транспорт. Длина участка около 500м. Состояние дороги, по мнению очевидцев, прекрасное.

Материалы музея Чуйского тракта

Памятник Кольке Снегиреву

Здесь же чуть ниже тракта расположена памятник-могила легендарному шоферу Кольке Снегиреву. Его история описана в песне:

Есть по Чуйскому тракту дорога, Ездит много по ней шоферов. Был там самый отчаянный шофер, Звали Колька его Снегирёв. Он трёхтонку, зелёную АМО, Как родную сестрёнку, любил. Чуйский тракт до монгольской границы Он на АМО своей изучил. А на "форде" работала Рая, И так часто над Чуей-рекой Раин "форд" и трёхтонная АМО Друг за дружкой неслися стрелой. Как-то раз Колька Рае признался, Ну а Рая суровой была: Посмотрела на Кольку с улыбкой И по "форду" рукой провела. А потом Рая Кольке сказала: "Знаешь, Коля, что думаю я: Если АМО мой "форд" перегонит, Значит, Раечка будет твоя". Как-то раз из далёкого Бийска Возвращался наш Колька домой.

Мимо "форд" со смеющейся Раей Рядом с АМО промчался стрелой.

Вздрогнул Колька, и сердце заныло - Вспомнил Колька её разговор. И рванулась тут следом машина, И запел свою песню мотор. Ни ухабов, ни пыльной дороги Колька больше уже не видал. Шаг за шагом всё ближе и ближе Грузный АМО "форда" догонял. На изгибе сравнялись машины. Колька Раю в лицо увидал. Увидал он, и крикнул ей: "Рая!"- И забыл на минуту штурвал.

Тут машина, трёхтонная АМО, Вбок рванулась, с обрыва сошла И в волнах серебрящейся Чуи Вместе с Колей конец свой нашла. На могилу лихому шофёру, Что боязни и страха не знал, Положили разбитые фары И любимой машины штурвал. И теперь уже больше не мчится "Форд" знакомый над Чуей-рекой. Он здесь едет как будто усталый, Направляемый слабой рукой. Есть по Чуйскому тракту дорога, Ездит много по ней шоферов. Был там самый отчаянный шофер, Звали Колька его Снегирёв.

Фото памятника

Но на самом деле это только легенда, созданная из песни. Прообразом песни о Николае Снегирёве и Раисе стали Николай Ковалев и его жена Ираида Никифоровна. Песню написал их близкий друг - писатель Михеев Михаил Петрович.

"Романтически сгущая обстоятельства, - вспоминал позже Михаил Михеев, - я придумал своему здравствующему другу трагический конец. Поэтому волей-неволей пришлось изменить ему фамилию на созвучную".

Конь

Конь
Конь
Ирек
Ирек

Как только мы вышли из машины в Ак-боме, я заметила большой белый фургон, а на нем красовался Конь. Симпатичный такой конь.

Некоторое время спустя я увидела возле фургона человека, который рисовал. Я подошла, чтоб посмотреть. При ближайшем рассмотрении стало ясно, что конь действительно свеженарисованный, а весь фургон разлинован карандашом на квадраты. "Чтоб выдержать пропорции, " - пояснил мне автор. - "Я никогда такого большого не рисовал". Как оказалось, звали автора Ирек. Был он родом из Башкирии. Рисовать его никто не учил. Зато по его мнению это было единственное, что он мог делать хорошо. В оправдание своего непродуктивного для суровой горной жизни пристрастия рисовать он привел цитату Наполеона: "Наибольшая из всех безнравственностей - это браться за дело, которое не умеешь делать." Я пожелала ему всяческих успехов в его любимом деле. На этом мы и попрощались.

Скала с головой коня
Скала с головой коня

Но это не конец истории. Второй раз случай привел нас в Ак-бом на обратной дороге. И я снова пересеклась с Иреком. На этот раз он показал мне оригинал, с которого писал картину. Сказал, что с него смеются, но вот в этой скале, что над дорогой, он видит голову лошади. А над ней корону. А вечером в небе над ними сияет звезда. А еще, если присмотреться, то можно различить в этой скале еще как минимум штук 50 картин. А на закате или когда скала мокрая от дождя они все меняются и преображаются. Именно из-за этой скалы он, по его словам, ездит сюда каждый год и может смотреть на нее вечно.

Делай добро и бросай его в воду (с)

или история одной кружки

Предисловие

Когда я уезжаю из дома и обстановка вокруг меня резко меняется, мне становится сложно заснуть. Я ворочаюсь по полночи и никак не могу провалиться в объятия Морфея. Вот именно на такой случай Олеся дала мне... ежика. Такого маленького плюшевого ежика. Она объяснила мне, что он будет мне рассказывать сказки на ночь, и я буду хорошо спать. И надо сказать, она оказалась очень права.

Вот какую сказку рассказал мне ежик:

Сказка ежика

Жила-была керамическая кружка. Она была уже не молода и у нее отбилась ручка, а ее белую эмаль покрыл толстый слой чайного налета. Жила она в доме на слиянии рек Йолдоайры и Карагем. Окна дома были очень маленькие и затянуты полиэтиленом от старых кульков. Поэтому в доме всегда было темно. В доме бывали разные люди.

Они приходили на день-два и потом уходили. На их место приходили другие. Кружка любила вечерами греть бока горячем чаем и слушать о чем говорят люди. А говорили они о разном. О тропах, по которым они пришли в дом, о реках, которые были рядом, о солнце и о тучах, и даже о дожде и снеге. Много о чем успевали рассказать люди вечерами. А кружка пыталась представить, как оно там далеко...

И так у нее родилась мечта - посмотреть на мир. И сделать это обязательно не через маленькое окошко ее дома, а по-настоящему. Так, чтоб солнце светило, и ветер шумел и дождь лил. А мир чтоб был вот такой близкий и весь вокруг. А мечта это уже много. С мечтой и в темном доме жить светлей: )

Вот такая вот сказка, а дальше будет чистая правда:

Чистая правда.

Обедали мы на берегу р. Карагем. Стоя на берегу, я смотрела, как течение медленно волочит по дну мою кружку. Еще секунда, и она скрылась из виду. Ну что уже расстраиваться, подумала я, все равно ее уже нет.

Потом мы благополучно добрались до Карагемской поляны и остались там на дневку.

Стирать вещи я и не собиралась т.к. все у меня было постирано еще со вчера, но вдруг ко мне подошел Дима и сказал "Я свои вещи постирал, и тебе советую сделать то же самое" И мозг как заведенный стал думать, а что ж еще надо постирать. И нашел-таки подходящий объект для постирания. Им оказалась термофутболка. Таким вещам никогда не мешает сполоснуться или проветриться. Так или иначе взяла я мыло, футболку и пошла на берег. И почти уже расправилась со стиркой, но решила, намылю-ка я футболку еще разок. А мыло раз - и выскочило из рук в воду и унеслось вслед за кружкой. И опять я подумала - ну что уж расстраиваться, все равно его уже нет. Пусть Карагем умоется )))
Ужин был почти завершен, и чай заваривался в котле рядом с огнем. И тут я услышала как Карагем сказал мне -"встань и пойди в тот низкий темный дом". Деревянная дверь была прикрыта. За ней были темные сени, в которых была еще одна дверь, ведущая в единственную комнату. В комнате были нары, стол и несколько полок. Разные старые вещи валялись на столе, полках и по углам.

Было темновато, но все же на столе я нашла кружку. Она была керамическая с отбитой ручкой и очень грязная. Почти черная. С кружкой я вышла из темного душного дома и тут услышала - "пойди на берег". Действительно, от дома к берегу вела тропинка. Выйдя на берег, я наклонилась к воде и увидела на камне кусок мыла, а на нем надпись "помой кружку". И только тут я поняла, что Карагем просто хочет вернуть мне все свои долги, все, что забрал у меня. Я отмыла кружку мылом, ополоснула в воде и пошла пить чай. Кружка, кстати сказать, оказалась на самом деле белой с желтым нарциссом на боку.

Хотите верьте, хотите нет, но я считаю, что у каждой кружки есть характер. Есть кружки, в которых просто невозможно заварить вкусный чай. А есть такие, в которых, что ни заваришь, будет вкусным. Моя новая кружка подарила мне вкуснючий чай. А еще у нее не было ручки, и ее приходилось держать двумя ладошками, и она нежно грела руки. В общем, мы с ней подошли друг другу.

Вот и вся правда

Кружка побывала со мной в долинах Атбажи, Талдура и Аккол, посмотрела на перевалы, ледники, озера и цветы, и осталась жить в поселке Бельтир на почте. А я напилась вкусного чая и прониклась уважением к справедливому Карагему, который возвращает все, что взял у тебя.

Все меняется и все остается прежним.

Ежик сказочник
Ежик сказочник
Кружка в долине Аккол
Кружка в долине Аккол
Кружка на почте в Бельтире
Кружка на почте в Бельтире
Карагем и Карагемская поляна
Карагем и Карагемская поляна

Конец

Коментарі

Підписатися на Коментарі для "Алтайские истории"