район | хребет | название | высота, м | категория трудности | ||
лето | зима | межсезонье | ||||
Памир | Заалайский | Траверс в. 5505 - в. 5917 | 5917 | 3А | - | - |
Местонахождение на хребте, отроге:
Перевал находится в Заалайском хребте между в. 5475 и в. ТуркВО
Координаты в системе WGS84:
г.5505 - N39 27.820 E73 27.063
г.5917 - N39 27.871 E73 27.867
Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет лед. Правый Кичкесу и лед. Курумды.
Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Перевал под название 5917 через одноименную вершину впервые был проден группой туристов под руководством А.Новика в походе 6к.с. в 2001 году. Поскольку за 15 минут до их группы на вершину 5917 с запада поднялась немецкая группа альпинистов, давать названия вершине (перевалу) не стали, оставив обозначение с топографической карты 5917.
Точно так же поступили с узловой вершиной 5505. Хотя спустя 4 года группа Никонорова назвала ее ?сколько то лет ТССР?, но группа томичей под руководством Ворожищева вернула в тур записку обозначением 5505.
Сведения о прохождении препятствия (с разных сторон):
Траверс с востока на запад впервые пройден группой А.Новика в 2001 году в походе 6к.с. В то же вроемя, на вершину 5917, радиально, с перевала Кичкесу, через вершину 5505, поднялась немецкая группа. В 2007 году, так же траверсом с востока на запад, прошла траверс группа томских туристов под руководством Михаила Ворожищева.
Печатный или рукописный источник сведений:
- ?Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района.? Анатолий Джулий:
- Перечень перевалов с историей их прохождения и с привязкой к карте ?ПЕРЕВАЛЫ СЕВЕРНОГО ПАМИРА? А. Лебедев:
- А.Новик Горный поход 6к.с. по Северо-Восточному Памиру 2000г:
- Ворожищев М.Г. Горный поход 6к.с. по Северному Памиру 2007г:
Общее время прохождения: 6ч 42мин
Возможные опасности и меры предосторожности:
На спуске с в. 5917 к пер. ?52 закрытый ледник с большим количеством трещин. Необходимо использовать одновременную страховку. На гребне пер. Кичкесу- п.5505 - так же надо использовать одновременную страховку
Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
- ледовое и снежное снаряжение
- веревки из расчета 1 шт на 2-3 человека
- системы, кошки, ледорубы, каски
Возможные и рекомендуемые места ночлега:
- перевал Кичкесу
- перемычка между вершинами 5505 и 5917
- перевал 52
- ледник перевала 52
Описание:
День 21
25 августа 2008
Утро встречает нас прекрасным рассветом. Выходим в связках по гребню в направлении в. 5505 (фото 3.3.14.1).
Вначале гребень снежный широкий и полого набирает высоту. Через 250-300м.гребень сужается, на гребне есть 2 скально осыпных жандарма. Жандармы также состоят из разрушающейся породы. По ней удобно идти в кошках - зубья мягко выходят в камень и держатся. На спуске со второго жандарма встречается 10м склона крутизной 40 гр. Одна из связок крепит здесь свою веревку, остальные проходят по ней.
Дальше по гребню крутизна склона увеличивается. В левой по ходу части гребню карнизы. Идем траверсом с правой стороны от гребня. Крутизна склона на подъем не превышает 30 гр. Западный склон порядка 40-45 градусов, восточный - до 60град. Но перспектива полета составляет не меньше 500метров. Поэтому для профилактики делаем подстраховку ввиде двух веревок перил на наиболее крутом участке траверса.
Подъем на саму вершину по снегу глубиной 30см. Учитывая высоту идти по колено в снегу тяжело. Для эксперимента 2 связки из 4-х одевают снегоступы на этом участке. Особой разницы в скорости передвижения мы не заметили. Но усилий при этом в снегоступах тратится меньше.
Последние 20 метров подъема подъема ледовые. Перед ним снимаем снегоступы. Открывается любопытная особенность: как только один из участников снял снегоступы, он провалился в трещину. В кошках выходим до вершины. На вершине есть тур (фото 3.3.14.4). Из него достаем записку томичей 2007 года, которые сняли записку Никонорова 2005 года, до того здесь были Новик в 2001 году и тогда же немцы. Мы на самом посещаемом месте нашего похода. На вершине сильный ветер, который будет сопровождать нас весь траверс.
С вершины 5505 по гребню выходим на перемычку между 5917 и 5505. Гребень имеет карнизы с сев. стороны и довольно узкий на протяжении 60 метров.
Западный склон в 5917 осыпной и во основном открыт от снега. Поэтому, дойдя до крайнего снежника, развязываемся. Идем вдоль границы снега и осыпи. Никакой технической сложности подъем не представляет, но сильно выматывает однообразность и высота. На подъеме сильный ветер. И только в верхней части снова начинаются снежные поля, где мы связываемся.
Тур поставлен не на высшей точке вершины, а на скально-осыпном островке в 200м восточнее (фото 3.3.14.5). В туре записка также томичей.
От тура поднимаемся на вершину в связках по снежному склону. Спуск с восточной стороны по глубокому снегу и есть много трещин. Мы часто проваливаемся по пояс и не понятно это просто пухляк-снег или уже трещина (фото 3.3.14.7). Последние 200 метров спуска к пер. ?54 склон имеет крутизну 35гр и пересечен бергшрундом. Спускаемся в связках с самостраховкой ледорубом на 3 такта.
Седловина перевала ледовая почти ровная площадка продуваемая как в аэродинамической трубе. Тура нет, и негде его там сделать. При желании можно ночевать, но желательно в пещере.
На седловине делаем привал и осматриваем путь подъема на п. ТуркВО. Подъем достаточно продолжительный и очевидно, что радиальное восхождение на него займет целый день. К сожалению мы потратили все запасные дни из-за непогоды в районе перевала Белый и на Нуре. И выглядит подъем достаточно серьезным как для первой 5ки. Потому мы решаем не тратить наш резервный день ,а сохронить до конца похода, авось пригодиться в тяжелую минуту. Ведь мы не знаем каким будет спуск в юж сторону и сколько на него понадобится времени. Оценив все это принимаем решение отказаться от восхождения на пик ТуркВО. Ночевать при таком раскладе на перевале уже не имеет смысла. Поэтому мы начинаем спуск в юж цирк перевала ?52. Через эту седловину уже проходила группа Новика практически траверсом и группа Томичей под руководством Ворожищева, но сам перевал не пройден ни в одну из сторон. Потому нам предоставляется хорошая возможность украсить первопрохождением наш "захоженный" траверс в.5917, ведь на ней до нас было аж 3 группы.
Спуск идет по снежно-ледовому склону крутизной 15-20гр. В связках доходим до бергшрунда. Через бергшрунд спускаемся по перилам. более 30м. Станция на ледобурах. веревку сдергиваем самовыкрутом. Стараемся выбрать место где верхний край трещины нависает над нижним, т.к ширина бергшунда более 15м. Внизу трещины относительно полого - 20град (фото 3.3.14.8). Ледник закрыт. Спускаемся по нему в связках вдоль правого борта. Есть трещины. Лагерь ставим за поворотом ледника на ровном участке, когда ледник переходит в открытое состояние.